митрополит Никанор (Клементьевский)

Слово в день Вознесения Господня 6

Аще воскреснусте со Христом, вышних ищите, идеже есть Христос одесную Бога седя. – Горняя мудрствуйте, а не земная (Кол. 3:1–3)

Недолго Господь Иисус, по Своем воскресении, оставался на земле; прошло сорок дней, и Он вознесся от земли на небо.

Да и что было Его сорокадневное пребывание на земле, как не сокровенное восхождение на небо? Еще в первый день воскресения Он сказал Магдалине: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему (Ин. 20:17). И хотя являлся ученикам Своим по временам, но являлся необыкновенным образом, внезапно, сквозь заключенные двери, показывая тем, что Он уже принадлежал не столько нашему миру, сколько горнему.

Христиане! Если вы ощущали в себе радость вашего воскресения со Христом, тогда как торжествовали всерадостное воскресение Его из мертвых: то без сомнения принимали пред радостию живое участие в Его страданиях и смерти. Если хотите ощущать в себе радость вашего вознесения со Христом ныне, когда празднественно вспоминаете славное вознесение на небо, то, воскреснув со Христом в новую благодатную жизнь, восходите вашими мыслями, желаниями и действиями на небо: Аще воскреснусте со Христом, вышних ищите, идеже есть Христос одесную Бога сидя (Кол. 3:1).

Изъясним сии слова апостольские для нашего назидания.

Аще воскреснусте со Христом. Что означает такое условие? Не тот же ли Апостол говорит в другом месте решительно, что наше воскресение и вознесение уже совершилось в воскресении и вознесении Христовом: Бог богат сый в милости, и нас сущих мертвых прегрешенми, сооживи Христом, и нас с ним воскреси и спосади на небесных (Еф. 2:4–6). Для чего же употребляет условие: аще воскреснусте со Христом?

Чтобы разрешить этот вопрос, надобно знать, что Иисус Христос воскрес и вознесся не Божеством; – ибо Оно не причастно ни страданиям, ни смерти, и не подлежит условиям сотворенных вещей – пространству и времени, – но воскрес и вознесся нашим естеством человеческим, как страдал, умер и погребен был плотию. Посему, когда Апостол говорит: и нас с Ним воскреси и спосади на небесных: то под словом нас, разумеет наше естество человеческое. Мы по воскресении Христовом, все остаемся те же, с тою же бренною плотию и на той же мрачной земле; но Своим воскресением Господь путесотворил воскресение и нам; своим вознесением открыл двери царствия достойным наследия небесных благ.

Чтобы уразуметь истинное значение сего условия: аще воскреснусте, надобно принять в соображение другое изречение Ап. Павла, где он говорит о нашем духовном внутреннем воскресении. Спогребохомся Ему крещением в смерть, да якоже воста Христос от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем. Аще бо сообразни быхом подобию смерти Его, то и воскресению будем (Рим. 6:5). Из сего видно, что Апостол Павел под своим условием разумеет то воскресение, которое зависит от участия, какое принимаем мы в страдании и смерти Христовой. Как, погружаясь в воду, мы изображаем смерть Христову, так, выходя из воды, изображаем наше воскресение. Посему необходимо нужно было сказать: аще воскреснусте со Христом: ибо дело воскресения нашего сколько принадлежит благодати Божией, столько и нашей вере и нашим свободным усилиям – утвердиться в жизни; по Богу.

Вышних ищите. Получив новую духовную жизнь в таинстве Крещения, ищите, христиане, вышних, – ищите небесных предметов для ума, духовных правил для воли, нетленных благ для сердца. Где, спросите, искать? Ищите в Слове Божием, которое есть свет для нашего ума и сердца, – в спасительных таинствах Церкви, которые возрождают нас и обновляют, просвещают и питают; в храме Божием, который есть подобие неба. Как ни трудно такое искание, все оно легче того искания, которое употребляем на приобретение тленных сокровищ, хранящихся в недрах земли и во глубине моря. Здесь – в искании благ земных никто не помогает нам, кроме людей так же слабых, недальновидных, непостоянных как мы: а там – в искании благ небесных вспомошествует нам Бог Своею благодатию.

Горняя мудрствуйте, а не земная. Нужно ли обяснять значение сих слов? Стоит только посмотреть на мудрствующих земная, и мы увидим ясно, что значит мудрствовать горняя. Что делают земные мудрствователи? Ни о чем более не думают они и не рассуждают, как о земном, ничего более не делают и не приобретают, как только земное, и ни в чем более не полагают своего счастия, как в обладании земными благами. Переменим предмет, и тогда выполним то, чего требует Апостол. И трудно ли переменить предмет, земное на небесное? Не легче ли душе стремиться к источнику жизни – Богу, чем к вместилищу тления – земле? Не естественнее ли для бессмертной души размышлять о небесном? – Огню дана сила всегда нестися вверх; зерну пробиваться ростком сквозь землю; птице летать по воздуху. Когда огонь усиливается пробиться сквозь груды камней на поверхность земли, когда зерно простирается сквозь землю и растет выше и выше, когда птица, заключенная в клетку, ищет отверстия, как бы вылететь и жить в пространствах воздуха: то огонь, зерно, птица, не мудрствуют ли своим образом по инстинкту природы? Тем более дано сил душе нашей – стремиться к небу, тем способнее она мудрствовать по закону Божию. Какою бы земною мудростию ни просвещали мы ее, и какими бы земными благами ни наслаждались, душа всегда алчет и жаждет чего-то неземного, стремится к Богу. Так душа Царя-Давида жаждала лицезрения Божия: в озжада душа моя к Богу крепкому и живому, когда прииду и явлюся лицу Твоему, Боже (Пс. 41:3). Подобным образом и душа Ап. Павла жаждала разрешиться от земной жизни и жить со Христом: окаянен есмь аз человек, кто мя избавит от тела смерти сея ? (Рим. 7:24)

Сократим размышление наше в краткое наставление. Если мы совоскресли со Христом, то есть, возродились в таинстве Крещения в новую духовную жизнь, то мы должны искать вышних и мудрствовать горняя, то есть, иметь те же чувствования и помышления, какия были и во Иисусе Христе, умершем за нас и воскресшем. Когда будем ходить в обновлении жизни и принадлежать не столько земле, сколько небу, тогда искомое нами небо откроется в нас и Господь Иисус приидет к нам со Отцем Своим и сотворит в нас обитель себе! Аминь.

* * *

6

Произнесено в 1845 г.



Источник: Избранные слова и речи высокопреосвященнейшего Никанора, митрополита Новгородского. В 3 Томах. / С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского : Т. 2-. Слова на праздники Господские и Богородичные и на Дни святых. / Санкт-Петербург : Типография Морского министерства, 1857. 461 с.

Вам может быть интересно:

1. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

2. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

3. Sermons – Our Response To God Антоний, митрополит Су́рожский

4. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том IV – Голубинский Евгений Евсигнеевич профессор Александр Павлович Лопухин

5. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

6. Книга глаголемая "Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых" – Града Боровска Святыя Михаил Владимирович Толстой

7. Игумения Антония настоятельница Московских монастырей Страстного (1861-1871 гг.) и Алексеевского (1871-1897 гг.) священник Георгий Орлов

8. В стране священных воспоминаний – 19–е Июня. Понедельник. В Средиземном море. митрополит Арсений (Стадницкий)

9. Слова и речи. Том I – Слово в неделю двадцать четвертую митрополит Никанор (Клементьевский)

10. Письма – 300. О нестяжании, коего надобно иноку держаться неукоснительно преподобный Антоний Оптинский (Путилов)

Комментарии для сайта Cackle