архимандрит Никифор (Бажанов)

Каин

Каин (приобретение) (Быт.IV:1, 9; IИн.III:12; Иуд.I: 11; Евр. XI, 4) – имя двух лиц и название города:

а) – старший сын Адама и Евы, брат Авеля. Приобрела я человека от Господа, говорила Ева по его рождении (Быт. IV, 1), т. е. приобрела того избавителя, которого обещал Господь, – но она горько обманулась в своем чаянии.

Перворожденный сын ее, Каин, сделался первым убийцей на земле, и не только убийцей, но и братоубийцей. К этому страшному преступлению его побудила зависть, так как на жертву, принесенную Богу Авелем от первородных овнов стада, Господь призрел, а на его жертву от плодов земных не призрел, вследствие чего Каин сильно огорчился. Он не мог прямо смотреть и потупил лицо. Почему ты огорчился? сказал Господь, и отчего поникло лицо твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброю, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.

Однако же Каин пренебрег Божеств. внушением и весь отдался зависти. Раз он увел брата своего Авеля в поле и там наедине напал на него и убил его. Где Авель, брат твой? – воззвал Бог к Каину. Не знаю; разве я сторож брату моему? – отвечал братоубийца. Тогда Господь сказал: что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли. И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей... Ты будешь изгнанником и скитальцем на земле. Наказание мое больше, нежели снести можно, отвечал Каин, и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.Всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Бог Каину знамение, замечает св. бытописатель, чтоб никто, встретившись с ним, не убил его. Вероятно, это было что-нибудь ужасное, что не допускало приближаться к братоубийце.

И пошел Каин от лица Господня; и поселился в земле Нод, на восток от Едема... И построил он город и назвал город по имени сына своего – Енох. Не так, как Каин, пишет о нем св. ап. Иоанн, который был от лукавого, и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны (I Ин. III, 12). Горе им, говорит ап. Иуда о современных ему нечестивцах, потому что они идут путем Каиновым (ст. 11). Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин, свидетельствует о нем св. ап. Павел (Евр. XI, 4);

б) (Чис. XXIV, 22) – собственное имя кенеян (см. Кенеи). Здесь Валаам, пророчествуя о судьбе их, говорит: разорен будет Каин, и не долго до того, что Ассур уведет тебя в плен.

в) (Нав. XV, 57) – город в числе городов, принадлежащих колену Иудину в стране нагорной. Более о нем не упоминается, и положение его не определено доселе. Полагают, впрочем, что это нынешний Июкин, на ю.в. от Хеврона.


Источник: Библейская энциклопедия / Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0

Комментарии для сайта Cackle