Против обливательного Крещения

Источник

Окружное Послание Архиепископа Никифора (Феотокиса) Славенского и Херсонского

По делу звания моего я обязан наблюдать за всем, что относится к учению христианскому, дабы сие учение сохранялось здраво и неповрежденно. И, во-первых, обращаю внимание ваше на святое крещение, ко­торое есть дверь всех Таинств, начало спасенья нашего, отпущение грехов и примирение с Бо­гом. Оно есть дар усыновления, потому что в крещении мы становимся сынами Божиими и со­наследниками Христу, облекаясь во Христа Господа нашего, по слову св. Апостола Павла: «елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся»«все вы во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3, 27). Без сего и спастись никто не может: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5).

Рассуждая о сем Таинстве святом, я должен сказать вам, что:

1. Самое слово или наименование его на первоначальном языке, на котором передали нам благовествование Богом просвещенные Еванге­листы, означает погружение, а не обливание или окропление (греческое слово «βάπτισμα» – окунаю, крещу водой).

2. Первый узаконитель крещения Господь и Спаситель наш Иисус Христос, вошедши в реку Иордан и, погружаясь, – крестился.

3. Так и апостол Филипп крестил евнуха: «и сошли оба в воду, Филипп и евнух, и крестил его» (Деян. 8, 38).

4. Православная Церковь по преданию апостольскому всегда крестила чрез погруже­ние. Это видно из 50-го правила святых Апос­толов: «Если кто, епископ или пресвитер, совер­шит не три погружения... да будет извержен...»; из 2-го тайноведственного поучения св. Кирилла Иерусалимского: «Вы исповедали спасительное исповедание и, погрузившись трижды в воде...»; из слов св. Василия Великого: «Тремя погруже­ниями и столькими же призываниями совершается великое Таинство Крещения».

5. Погружение в воду, и притом трое­кратное, и троекратное же восхождение от воды установлено не произвольно и не случайно, но во образ тайны тридневного Воскресения Христова. «Вода, – говорит св. Ва­силий Великий, – представляет знамение смерти, принимая тело как бы во гроб. Тела крещаемых в воде некоторым образом погребаются, таинственно изображает отложение плотских тел, по слову Апостола: «В Нем и вы обрезаны... совлечением греховного тела плоти, обреза­нием Христовым; быв погребены» (Кол.2:11–12).

6. Церковь Православная везде крещает чрез трехкратное погружение в воду и возведение от воды. Так крещает Церковь греческая, арабская, болгарская, сербская, волошская, дал­матская; так крестит и Церковь русская во всей Великороссии. Каждая из этих Церквей имеет сосуд, в котором трижды погружает крещаемых младенцев нагих с призыванием имен Пресвятой Троицы (как указано в 49-м правиле апостоль­ском: «Если кто, епископ или пресвитер, крес­тит не по Господню учреждению, во Отца и Сына и Святаго Духа.... да будет извержен»). А что и во всей Малороссии прежде таким же образом крестили младенцев, в том нет ника­кого сомнения. Святой Владимiр принял веру и все обряды церковные заимствовал у греков, которые и прежде и теперь крещают чрез по­гружение. Странным после этого кажется, что те, которые имели учителей-греков и которых крестили греки, крещаются теперь не чрез погружение.

Впрочем, думаю и не без основания, что крес­тить посредством обливания стали первоначаль­но в Киеве, а потом и по всей Малороссии. Такое отступление произошло с того времени, когда униаты завладели Киевскою митрополиею.

В Римской Церкви до XII века крестили посредством погружения, а потом начали крестить не только чрез обливание, но и чрез окропление. Из сего следует, что из всех право­славных одни только малороссы, отменив погру­жение, крещают посредством обливания. А это подало случай раскольникам обличать нас в том, что мы, пренебрегши предание святых апостолов, которое без перемены содержится во всей Православной Церкви, последовали обы­чаю папистов, которые в числе различных неправильных отменений дерзнули переменить и святое крещение. «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предание так, как я передал вам» (1Кор. 11,2). «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2Фес. 2,15). Так писал божественный апостол Павел. А св. Василий Великий ясно говорит: «Беда бывает, когда кто-либо умрет без крещения или когда будет что-либо опущено из преданного при совершении крещения».

Для чего же мы делаем упущения в столь важ­ном деле? Почему мы не сохраняем сего святого апостольского предания, как сохраняет его вся Православная Церковь? Какую причину, какое извинение представим в том? Быть может, кто скажет, что опасно погружать младенцев в воду? Но это будет лукавством. Жизнь Его Им­ператорского Высочества, благоверного Госу­даря Цесаревича и Великого князя Павла Петро­вича и Его высоких чад весьма драгоценна, однако ж они без всякого опасения, по благости Божией, были крещены троекратным погруже­нием в довольно глубоком сосуде, который я сам видел в придворной церкви. Наконец, ес­ли бы кто сказал, что холодная вода в зимнее время может быть вредна для здоровья младен­цев, тот должен знать, что никакой закон не повелевает, чтобы вода, употребляемая в кре­щении, была холодная и замерзшая; можно брать воду, находящуюся в комнате.

Довольно, кажется, и того, что я сказал вам, возлюбленные во Христе чада и пречестные свя­щенники, довольно для того, чтобы вы больше не крестили чрез обливание, а крестили бы как положено, посредством погружения, чтобы вы прежде дру­гих в Малороссии показали пример сей святой и за служение и ревность о сохранении в Церк­ви древнейшего апостольского предания удос­тоились получить от Бога награду. Впрочем, да­бы кто-нибудь не пренебрег сего постановления нашего под тем предлогом, что от нас не было на то ясного повеления, то мы, по власти нашей пастырской, всем нашим духовным правлениям повелеваем:

1. Стараться, чтобы во всякой церкви был устроен сосуд серебряный или медный или из другого какого-либо приличного материала, который бы имел фигуру колокола или кадила, снизу уже, а кверху шире, глубиной не меньше аршина, а шириною соразмерен был бы глу­бине, так чтобы годен был к употреблению.

2. Велеть везде священникам, чтобы над вы­шеупомянутым сосудом с водою прочитаны были обыкновенные молитвы и в освященной воде крещали бы младенцев при троекратном погру­жении с призыванием на каждом из погружений одного из трех имен Пресвятой Троицы, как со­вершается на Востоке и в Великороссии.

3. Строго приказывать, чтобы священную воду по совершении крещения не выливали куда вон в нечистое место, но сохранно и с должным уважением выливали бы ее в умывальницу, то есть где священники руки омы­вают, а самый сосуд ни на какое другое дело не употреблять, но хранить его в церкви в чис­ле других священных сосудов.

Повинующимся и охотно имеющим исполнить сие наше повеление обещаем Божие благосло­вение, вечную славу и наше пастырское благословение.

1754 год.


Источник: Никифор (Феотокис), архиеп. Против обливательного Крещения // Вера и Жизнь (Украина. Г. Чернигов). 1995. № 2–4 (9–11). С. 33–34.

Комментарии для сайта Cackle