Источник

Толкование на Апостол из второго послания Апостола Павла к Коринфянам, читаемый в восемнадцатую неделю (2Кор.9:6–11)

Евреи (те) из обитающих в Иудее, кои уверовали во Иисуса Христа, многие и неизобразимые претерпели страдания от неверовавших единоплеменных им. « Воспоминайте же », писал к ним Божественный Павел, « первыя дни вашя, в нихже просветившеся мног подвиг подъясте страданий » (Евр.10:32). Между прочими же злодействиями неверные, и имущество их расхитивши, привели их чрез то в убожество. « Ибо », говорит тот же Павел, « узам моим спострадасте, и разграбление имений ваших с радостию приясте » (Евр.10:34). Посему ученики, находящиеся в Антиохии, Македонии и Ахаии, посылали вспоможения к живущим во Иудеи нищим (Деян.11:29; Рим.15:26). О таковых нищих преимущественно имел попечение Павел, прияв о сем завещание от Апостолов Иакова, Петра и Иоанна (Гал.2:9–10). Он писал о сей милостыне и к Коринфянам: и в первом к ним послании своем учредил способ собирания милостыни, имеющей быть посылаемою к нищим во Иерусалиме. « О милостыни же », рек он, « яже ко святым, якоже устроих Церквам Галатийским, тако и вы сотворяйте. По единей от суббот кийждо вас да полагает у себе, сохраняя, еже аще что благопоспешится: да не егда прииду, тогда собрания бывают » (1Кор.16:1–2). Во втором же к ним послании своем научил правилам милостыни, и объявил, какие награды приемлют милостивые. Сие содержит в себе ныне чтенная часть послания его. Почему кто внимательно слушать будет толкование сие, тот в точности узнает, какая милостыня благоприятна Богу.

2Кор.9:6. Братие, сеяй скудостию, скудостию и пожнет: а сеяй о благословении, о благословении и пожнет.

Свойства семени и милостыни многое имеют между собою сходство. Как ты сеешь семя в землю, так влагаешь милостыню в руки нищего: и как сеешь зерно единое, а пожинаешь многие, так един динарий даешь нищему, а приемлешь сто. Семя, если останется непосеянным, никакого не приносит плода, если же посеяно будет в землю, приносит плод многообильный. Богатство, если не раздается другим, бывает бесплодно, если же будет роздано нищим, приносит плод безмерно множайший. Ибо даем мы нищему монету, а получаем Царствие небесное. Пoелику убо толикое сходство имеют между собою свойства семени и милостыни, посему Божественный Апостол, да преклонит всех к богатодаровитой милостыне, говорил в переносном смысле, сказав: « сеяй », как бы вместо милуяй, « скудостию », значит мало, а « о благословении », много. Кто, говорит он, сеет мало, пожинает мало, а кто сеет много, тот пожинает много, то есть, кто милует мало, приемлет мзду малую, кто же милует богатодаровито, тот приемлет богатодаровитое мздовоздаяние. А дабы никто не думал, что Бог взирает на единое количество милостыни, а не и на душевное расположение милующего, полагает правила милостыни Богу благоприятной, говоря:

2Кор.9:7. Кийждо якоже изволение имать сердцем, не от скорби, ни от нужды: доброхотна бо дателя любит Бог.

Маловеры и сребролюбивые скорбят, когда милостыню подают нищим: маловеры, потому что боятся, чтобы не дойти им до нужд нищеты: а сребролюбивые, потому что видят, что чрез даяние уменьшается любезное для них сребро. Стыдливые и рабы по нужде творят милостыню: стыдливые, стыдясь требующих милостыни, и стыдом будучи понуждаемы: а рабы властию господ своих будучи приневоливаемы. Смотри же, какие правила полагает Апостол в рассуждении милостыни, и какому даянию оной быть должно: не милуй, говорит, скорбя, или принуждаясь, но давай сколько произволяет сердце твое. Ибо того милостивого любит Бог, который доброхотно и с радостию дает милостыню.

2Кор.9:8. Силен же Бог всяку благодать изобиловати в вас, да о всем всегда всяко довольство имуще, избыточествуете во всяко дело благо.

Вот воздаяния Божии за милостыню: всякая благодать, или всяк дар Божественный, и телесный и духовный. Телесный есть довольство, а духовный – избыток и преумножение добрых дел. Не сомневайтесь, говорит он, милостивые, вы, кои богато милуете нищих, и не бойтесь нищеты. Ибо Бог, будучи всесилен, может подать вам все дары преизбыточно, да имуще о всем, то есть, во всяком случае и обстоятельстве, всегда все, что довлеет для потребностей ваших, преумножите все добродетели ваши. Из сих бо Апостольских слов: « да о всем всегда всяко довольство имуще, избыточествуете во всяко дело благо »: явствует, что Бог для того дает нам преизбыточно земные блага, да чрез оные преумножаем добрые наши дела. Чем убо множайшие блага имеешь, тем более одолжаешься творить дела благие и множайшие. Подтверждает же слово свое Божественный Апостол Божественным Писанием, говоря:

2Кор.9:9. Якоже есть писано: расточи, даде убогим: правда его пребывает во век.

Слово сие писано во Псалмах Царе-Пророка Давида (Пс.111:9). « Расточи », означает раздал богатодаровито многим: правдою Псалмопевец наименовал добродетель, или и самую милостыню, потому что правду творит тот, кто имея подает не имеющему. Не исчезает милостыня, но пребывает и в настоящем, и в будущем веке: в настоящем чрез передаемую от одного к другому славу и чрез письменное повествование: как то пребывает до днесь всехвальная слава страннолюбия Аврамова, и многих милостынь Корнилиевых, и милосердия Тавифы ко вдовицам (Быт.18; Деян.10:2:9:36): в будущем же веке пребывает, потому что милостивые в день суда поставляются одесную Судии, и слышат ублажающий их глас, и соделываются наследниками вечной славы Божия. Следующие же Апостольские словеса суть молитвенные и увещательные.

2Кор.9:10. Даяй же семя сеющему, и хлеб в снедь да подаст, и умножит семя ваше, и да возрастит жита правды вашея.

Как с начала в переносном смысле говорил Апостол о милостыне, так в переносном образе речи изложил и окончательные о милостыне словеса, то есть, желание милостивым: здесь семя и сеяние означают даруемые нам от Бога блага, злато, сребро, одежды, яства, и все прочее, что мы подаем нищим: сеющий означает милующего: жита правды, плоды или пользу, доставляемую от милостыни. Сими же переносными словами молится Боговдохновенный Павел под именем Коринфян и о всех других милостивых, говоря: « Бог даяй семя сеющему », то есть, Бог, Который дает блага Свои всякому человеку милостивому, Сам да даст вам « и хлеб в снедь », то есть, все к пропитанию нужное, и да умножит блага ваши, и да возрастит Божественные плоды милостыни вашей.

2Кор.9:11. Да о всем богатящеся во всяку простоту, яже содевает нами благодарение Богу.

Кто не испытует и не весит на весах мирских умствований количество даемой милостыни, но с духовною простотою подает оную нищим, тот милует богатодаровито. Сию же простоту, яко необходимую для богатого раздаяния милостыни, завещевал иметь Павел и в послании своем к Римлянам, говоря: « подаваяй в простоте » (Рим.12:8). А пoелику он увещевал Коринфян, да богатодаровито милуют находящихся во Иерусалиме нищих, пиша к ним: « сеяй о благословении, о благословении и пожнет » (2Кор.9:6): почему и желает « да о всем богатящеся », или да по всему, и по благости душевной, и по благам телесным, богатыми соделавшись, милости делают со всякою простотою, то есть, со всяким обилием и щедростью. Оная же, говорит он, богатая милостыня ваша заставляет и нас благодарить Бога. « Яже содевает нами благодарение Богу ». Но как сие соделовалось? Павел, побуждавший к милостыне, видя нищих милостынею утешаемыми, еще же и самых Коринфян повинующимися Евангельскому завещанию его, и охотно исполняющими оную добродетель, приносил за сие благодарение Богу: « яко работа », говорит он, « сего служения не токмо есть исполняющая лишения Святых, но и избыточествующая многими благодаренми Богови, искушением служения сего славяще Бога, о покорении исповедания вашего в благовествовании Христове, и о простоте сообщения к ним и ко всем » (2Кор.9:12–13).

Беседа о милостыне, что милостыня есть законоположение Божие, что она есть добродетель весьма угодная Богу, и что за оную мы получаем и на земли и на небеси великие воздаяния

Законоположения святых Писаний о милостыне таковы суть, что никто никогда из верных не сомневался в том, что милостыня есть законоположение Божие, что она есть добродетель весьма угодная Богу, и что за оную мы получаем и на земли и на небеси великие воздаяния. Посему, исключая токмо некоторых людей, или весьма немилосердых, или чрезмерно сребролюбивых, все прочие, иной более, а другой менее, милостивы бывают к нищим. Видя сие, враг души нашей, и ведая, что милостыня приносит все блага, и виновницею бывает нашего спасения, завистию снедается. Почему всячески усиливается, чтобы удержать совершенно Христиан от соделования милостыни; видя же, что по большой части тщетны бывают таковые усилия его, и что Христиане милосердствуют, а он остается постыжденным и побежденным, вымышляет другие козни льстивые и лукавые, дабы, когда не может воспрепятствовать совершенно подаянию милостыни, то хотя бы похитить у нее благоухания добродетели и наполнить ее зловонием и нечистотою.

Всякий человек имеет склонность к страсти славолюбия. Страсть сия первее других действует в людях. Посему мы видим, что и самые дети, когда им честь делают, то радуются, а когда их презирают, то печалятся. Пoелику же милостивых все почитают и хвалят, то сатана мечет стрелы свои во ум их, и возжигает внутрь сердца их страсть славолюбия: чем некоторые обольщаясь, подают милостыню нищим, да славятся человеками. Но сии стрелы его сокрушил Спаситель мира небесным Своим учением: « внемлите », рек Он, « милостыни вашея не творити пред человеки: аще ли же ни, мзды не имате от Отца вашего, Иже есть на небесех » (Мф.6:1). Богомудрый же Павел учением, которое мы сегодня слышали, открыл нам еще другие две демонские сети, против милостивых приуготовленные, то есть скорбь и нужду, и показал, каким образом можем мы сокрушить оные, сказав: да творит милостыню « кийждо, якоже произволение имать сердцем, не от скорби, ни от нужды: доброхотна бо дателя любит Бог » (2Кор.9:7).

Когда ты видишь нищего, и помышляя о нужде и бедности его, скорбишь о нем, по скорби же своей помогаешь ему, сколько можешь, тогда скорбь твоя есть дщерь любви, есть добродетель, есть милосердие, подобное милосердию Самарянина, который, увидя впадшего в разбойников и израненного « Милосердова. И приступль обвяза струпы его, возливая масло и вино » (Лк.10:33–34). Не о сей скорби говорил Божественный Апостол, когда преподавал правила касательно милостыни. Ибо таковая скорбь есть святая и спасительная: но о той скорби сказал так: « не от скорби », которая оскверняет жертву милостыни. Подаешь ты иногда милостыню нищему богатодаровито. При сем враг твой тотчас влагает во ум твой помыслы нищеты, и вселяет в сердце твое страх нищенского состояния. Дай, говорит он тебе, сегодня, дай завтра, дойдешь наконец до крайней нищеты. Посему ты раскаиваешься в подаянии милостыни твоей, и столько скорбишь об учинении того, что если бы не стыдно было людей, то едва ли бы не потребовал, чтобы возвратил тебе нищий все то, что ты ему подал. Сию скорбь изгнал Апостол от милостыни, изгнал же оную, сказав: « не от скорби », пoелику таковая скорбь есть порождение неверия. Если бы ты веровал, что « весь день милует, и взаим дает праведный, и семя его во благословение будет » (Пс.36:26): если бы ты веровал, что « милуяй нища, взаим дает Богови, по даянию же его воздастся ему » (Притч.19:17): и что милующие приемлют сторицею на земли и царствие вечное на небеси (Мк.10:30): то не скорбь, но радость превелия входила бы в сердце твое в то время, как миловал ты нищих. Пoелику же сомневаешься и маловерствуешь, посему и скорбишь. А таковая скорбь иссушает цвет, прогоняет благоухание, и погубляет красоту и светлость милостыни твоей. Почему отвращает от нее Бог Божественное Свое лице.

Но иную еще сеть приготовляет сатана, нужду, дабы оною уловить милующих. Часто принуждает нас к подаянию милостыни стыд, и часто обеспокоивание. Почему мы иногда милуем, дабы избегнуть стыда, который причиняет нам лице просящего милостыни, а иногда, чтобы избавиться беспокойствия от нищего, который просит, вопиет и умоляет. Таковая милостыня неблагоприятна Богу. Ибо когда мы делаем милость принуждаемы стыдом, тогда делаем великую неправду, потому что уважаем лице человеков паче лица Иисуса Христа: когда предстает пред тебя нищий, тогда Христос предстоит пред тобою: и то, что ты дашь нищему, даешь Иисусу Христу. « Аминь глаголю вам, понеже сотвористе единому сих братий моих менших, мне сотвористе » (Мф.25:40). Когда убо творим милостыню не по любви Христовой, но стыда ради человеков, тогда уважаем видящих или слышащих, или ходатайствующих людей более самого Иисуса Христа. Видите, коликую неправду делает тот, который милует, вынуждаясь к тому стыдом. Когда же милостыню подаем для того, чтобы избавиться беспокойствия от нищего, вслед нас вопиющего, тогда преступаем заповедь вторую, то есть, любим самих себя более, нежели ближнего. Ибо делаем милость ему не для того, чтобы помочь бедствию его, но чтобы избавиться беспокойствия. Како убо может быть угодна Богу милостыня, оскверняемая неправдою и очерняемая преступлением Божественной Его заповеди; по сей-то причине законоположил Богоносный Апостол, чтобы мы не от нужды творили милостыню.

Но для чего, скажешь ты, толикая тонкость в изложении дела милостыни? Цель милостыни есть утешение и поправление нищего. Когда убо дам я милостыню, хотя стыда ради, хотя для того, чтобы избавиться беспокойствия, хотя скорбеть буду, давши, цель милостыни исполнена. Ибо нищий, прияв данное ему, тем утешается и исправляет свою нужду. Толикой, и еще гораздо большей должно быть подробности в изъяснении дела милостыни. Ибо милостыня есть дар, взыскуемый от нас Богом, и угодный Ему паче всякой иной жертвы. « Шедше же », рек Он, « научитеся, что есть, милости хощу, а не жертвы » (Мф.9:13). Поистине Божии суть все блага, Бог дал нам все, что мы имеем, и Сам Он нужды не имеет ни в каком даре будучи податель даров: но по безмерной Своей благости и человеколюбию, ежели что мы дадим нищим, вменяет то в дар ему приносимый. « Понеже сотвористе », говорит, « единому сих братий моих менших, мне сотвористе » (Мф.25:40). Скажи убо мне, когда ты намереваешься принести дар земному Царю, тогда не рассуждаешь ли первее в тонкость обо всем, и о количестве, и о качестве, и чести дара, и о сосуде, в который положишь его, и об одежде, в которую тебе одеться, чтобы предстать пред Царя? Или берешь дар просто, и чтобы такое ни случилось пред тобою, и положив оный в какой-либо простой сосуд, предстаешь пред Царя, будучи сам не умовен и нечист, и бросаешь пред ним оный дар твой? Ежели поступишь по второму, то нет сомнения, что вместо благодарности и милости получишь царский гнев и негодование. После сего ли еще говорить будешь, что для дара, приносимого Царю небесному, Царю царствующих и Господу господствующих, Творцу и Владыке всей видимой и невидимой твари излишня есть такая тонкость в словах.

Но цель, скажешь ты, милостыни исполняется. Какая цель? Кажется, что ты ни самой первой, главной и собственной цели милостыни не знаешь. Бог не имеет нужды в руке твоей к утешению и поправлению нищего. Ибо Он отверзает руку Свою, и исполняет « всякое животно благоволения » (Пс.144:16). Он, будучи всемогущ и всевластен, может во едино мгновение времени обогатить всех нищих. Почему главная и собственная цель милостыни не есть утешение и поправление нищих, но первоначальная оной цель есть та, чтобы ею мы, показавши благодарность к Богу, любовь к ближнему, и верное и мудрое распоряжение данных нам благ, наследовали вечное Царствие Божие (Лк.12:32–33). А пoелику благодарность, любовь, и верное и мудрое домоустроение суть дела произволения, посему изрек Божественный Павел: « кийждо якоже изволение имать сердцем »: так же, « не от скорби, или от нужды »: и еще, « доброхотна бо дателя любит Бог » (2Кор.9:7).

Како убо я исполню цель милостыни, когда сердце мое не имеет произволения милостыни, то есть, когда не милосердую о нищем, но вынуждаюсь стыдом или обеспокоиванием делать милость ему? Доброхотство не в руке состоит, ниже в даре, но в сердце человека заключается. Како убо буду датель доброхотный, когда милую и вместе скорблю о подаянии, когда милую и вместе досадую на понуждающий меня стыд или обеспокоивание? Бог любит дателя доброхотного: когда же я милую и скорблю, милую и гневаюсь, тогда несмь датель доброхотный, но датель скорбный и гневливый. Какая убо надежда получить мне любовь Божию в воздаяние за дар мой? Какой же есть дар мой, когда оный вместо красоты благодарности изъявляет безобразие неблагодарности моей, вместо благовония любви дышит курением жестокости моей, вместо благолепия рассудительности представляет нелепость безрассудия моего, и вместо света доброхотства имеет мрак скорби моей и нужды, которая заставила меня милость сделать? Бог хочет, чтобы приносилось ему беспорочное, совершенное и лучшее. « и да приведет », рече, « сонм телца от волов непорочна » (Лев.4:14). Бог хочет, чтобы мы со многим рассуждением приносили ему дары жертв наших. « И всяк дар жертвы нашея солию да осолится » (Лев.2:13). Почему дары предосудительные и безрассудные неугодны Ему и неблагоприятны.

Два, братия, первых в мире человеков, Каин и Авель принесли Богу жертву от плода трудов своих. Каин, яко земледелатель, принес ему плоды от земли: Авель же, яко пастырь овец, принес овец от стада своего. Бог на Авеля воззрел милостивым оком, благоугожден быв дарами жертвы его: Каина же и жертвы его презрил. « И призре Бог на Авеля и на дары его: на Каина же и на жертвы его не внят » (Быт.4:4–5). Но по какой причине? Жертва была Каинова как и Авелева. Каин яко земледелатель имел плоды, а Авель яко пастырь имел овец. Почему каждый приносил Богу то, что имел. Почему убо жертва Каинова не приятна была, а Авелева благоприятна? Не были ли, может быть, овцы угоднее Богу, нежели плоды? Но и овцы, и плоды, и вся суть творения Божии, и суть добра зело. « И виде Бог вся, елика сотвори: и се добра зело » (Быт.1:31). Не имел ли, может быть, Бог потребности в овцах паче, нежели в плодах? Но в чем потребность имеет Тот, у Коего « в руце концы земли, и высоты гор »? (Пс.94:4) Тот, Который сотворил море, руце же Его сушу создаша? Какая убо причина была принятия и отторжения оного? Авелева жертва имела соль рассудительности, Каинова же жертва была несоленая, то есть безрассудная. Авель избрал « от первородных овец своих и от туков их » (Быт.4:4), то есть лучшее что имел: Каин же, взяв плоды земные без разбору, какие случились, дерзнул принести оные Богу. Оба принесли Богу жертву, но Авель с подобающим рассуждением, Каин же безрассудно. Сие явственно от обличительных на Каина слов Божиих. « Еда, аще право принесл еси », рек ему Бог, « право же не разделил еси, не согрешил ли еси? » (Быт.4:7) Хотя доброе то, говорит, дело, что принес ты жертву, пoелику мне оную принес, но согрешил, пoелику не рассудил, что такое было приносимое. Прав дар твой, яко мне приносимый: но безрассудный, яко не избранный. Посему не приемлю его, но обращаю его тебе назад, да будет дар твой во владении твоем. « К тебе обращение его, и ты тем обладаеши » (Быт.4:7).

Пример сей ужасен для дела милостыни. Дар есть милостыня твоя, жертва есть милостыня твоя, Богу приносимая, но когда милуешь не от произволения сердца твоего, а от того, что понуждает тебя стыд: когда милует не с веселием и радостию, но со скукою и печалию, тогда хотя и право приносишь, но пoелику неправо разделяешь, то есть не рассуждаешь достодолжно о завещаниях Божиих касательно милостыни, то согрешаешь. Милостыня твоя конечно есть милостыня Богу приносимая: но пoелику ты не рассудил того, что всесовершенный Бог взирает на произволение твое, пoелику не принес оную самопроизвольно, а принужденно, пoелику не принес оную с веселием и радованием, но с прискорбием и печалию, посему ты согрешил, посему говорит и к тебе Бог, как рек к Каину: « к тебе обращение его, и ты тем обладаеши ».

Братия моя Христиане, добро не есть добро, когда не добре совершается. Милостыня, сие добро, тогда превосходит все доброе, когда мы делаем то добре, то есть, якоже хощет Бог. Внемлите убо и имейте всегда пред очами вашими учение Богоглаголивого Павла. Внемлите, когда творите милостыню, чтобы во первых сердце ваше болезновало о нищем, и имело расположение утешить его, потом уже со всяким веселием и радованием простерши руки ваши, освящайте оные подаянием благ, данных вам от Бога, Милостыня, которая происходит от благоутробного произволения и от милования сердца, и прерадостно полагается в руки нищих, есть кадило избранное, и жертва всесожегаемая, восходящая ко престолу Вышнего. Она есть баня, очищающая все грехи наши, как научил нас Господь, рекши: « обаче от сущих дадите милостыню: и се вся чиста вам будут » (Лк.11:41). Она есть источник, из которого истекают вся благая, она есть ключ, отверзающий дверь райскую. Но нужно, да милует « кийждо, якоже изволение имать сердцем, не от скорби, или от нужды: доброхотна бо дателя любит Бог » (2Кор.9:7).


Источник: Толкование Воскресных Апостолов с нравоучительными беседами / Сочинено на еллино-греческом языке преосвященным Никифором, бывшим архиепископом астраханским и ставропольским. - В 2-х том. - Изд. 1-е. - Москва : Синодальная тип., 1854-. / Т. 2. - 1859. - 785, VIII с. (Ранее книга издавалась в 1800 г. в Москве на греч. яз., в 1819 г. - на церков.-слав. яз.)

Комментарии для сайта Cackle