Источник

Толкование на Апостол из послания Апостола Павла к Ефесеям, читаемый в двадцать четвертую неделю (Еф.2:14–22)

Два только были Богослужения в мире в то время, когда Единородный Сын и Слово Божие, быв человек, проповедывал Евангельскую истину. Отсюда на два народа разделялись все бывшие тогда на земли люди, на народ Иудейский и Идолопоклоннический, кои язычниками назывались. Иудеи веровали в истинного Бога, почему и народом Божиим назывались, и многие дары от Бога прияли. Исчислил дары сии Павел, говоря: « иже суть Израилите, ихже всыновление, и слава, и завети, и законоположение, и служение, и обетования » (Рим.9:4). Язычники же, боготворя твари, поклонялись идолам, и до толикой дошли слепоты и нечувствительности, что « приносили в жертву сыны своя и дщери своя бесовом » (Пс.105:37). Почему лишены были всякого Божественного дара, и от Бога весьма отделены. Сии два народа, по различию Богослужения, законов и нравов, и обычаев далеки были один от другого и друг другу сопротивлялись, лишались же они и вечного спасения. Ибо не могли спастись ни Иудеи, ежели бы не уверовали в ожидаемого ими Христа, ни язычники, ежели бы, оставивши свое заблуждение, не уверовали, что Христос есть истинный Бог. Сии два народа соединил и спас Иисус Христос. Ефесеи, к которым писал Божественный Павел, будучи идолопоклонники, уверовали во Иисуса Христа. Почему во-первых он писал, в каком состоянии они были, когда поклонялись идолам: « яко бесте », говорит, « во время оно без Христа, отчуждени жития Израилева, и чужди от завет обетования, упования не имуще, и безбожни в мире » (Еф.2:12). Потом сказал, какое приобретение получили от веры во Христа: « ныне же о Христе Иисусе, вы бывшии иногда далече, близ бысте Кровию Христовою » (Еф.2:13). К сему прилагает тотчас: « Той бо есть мир наш » (Еф.2:14), и прочее, что ныне читано, чем описывает способ соединения и спасения двух оных народов, говоря:

Еф.2:14. Братие, Христос есть мир наш, сотворивый обоя едино, и средостение ограды разоривый.

Обоя суть два народа, Иудейский и языческий. Мир же наш, то есть, нас, человеков, Иудеев разумеется и язычников, есть Христос, пoелику Он примирил сии два противоборющиеся народа, соединив их верою в Него, и один род Христианский из них соделав. Каким же образом устроил Он сие? « Средостение », говорит, « ограды разорив ». А дабы уразуметь сие оградное средостение, то представь себе всю вселенную как бы то был один дом, разделенный стеною некою на две части, и в одной части находятся Иудеи, а в другой язычники. Сие так представивши, увидишь, что посреди стоящая стена, разделяющая Иудейский род от языческого, есть средостение ограды. Пoелику же Апостол в переносном смысле сказал так, средостение, то объясняет речение сие, говоря:

Еф.2:15. Вражду плотию Своею, закон заповедей ученми упразднив.

Средостение означает вражду между Иудеями и язычниками. Иудеи гнушались язычников как неверных и нечистых: язычники же отвращались Иудеев как суеверных и необщительных. Сию убо вражду разрушил Христос « Плотию Своею », то есть вочеловечением Своим. Каким же образом разрушил оную? « Закон », говорит, « заповедей ученми упразднив ». Но Христос не пришел « разорити закон, или Пророки, но исполнити » (Мф.5:17). Какой убо есть закон сей, которой Христос упразднил? Заметь, что не сказал, упразднив закон, но « упразднив закон заповедей », законом же заповедей назвал плотское обрезание, жертвоприношения животных, законное священство, все сенные обряды, кои закон Моисеев заповедуя делался неудобоносимым, как то свидетельствует Богоблаженный Петр. Сие убо, что делает вражду между Иудеями и язычниками упразднил Христос, а не заповеди Божии, кои суть вечны. Упразднил же то ученми, разумеется ученми Евангельскими : плотское обрезание Божественным крещением, жертвоприношение животных бескровным священнодействием, образовательное священство священническою властию во благодати, и прознаменовательные обряды истинным служением духом. Слыши же и для какой цели благоволил Богочеловек разрушить сию вражду и соединить во един род два отделенные роды.

Еф.2:15–16. Да оба созиждет собою во единаго новаго человека, творя мир. И примирит обоих во едином теле Богови Крестом, убив вражду на нем.

Кто есть сей новый человек? Человеческое то естество есть Иисуса Христа от пречистых составившееся кровей Приснодевы Марии, как и Адамово естество от чистой персти земной. « Первый человек от земли перстен, вторый человек Господь с небесе » (1Кор.15:47). Как в первом человеке, Адаме, созерцался телесно весь род человеческий, так и в новом Адаме, Иисусе Христе, созерцаются все люди духовно: и как первый зовется ветхим, потому что в начале мира сотворен, тлеющим, потому что растлился грехом, растлевает же и по образу его живущих: так и второй новым зовется, пoелику Он родился, « егда прииде кончина лета » (Гал.4:4): по Богу же созданным, пoелику весь есть Божественный и небесный, каковыми творит и жительствующих по образу Его. Соединил Христос духовно в самом человеческом естестве Своем « два », то есть Иудейский и Языческий народ, едино тело составив, т. е. Церковь. Почему Богоглаголивый Павел говорил: « несть Иудей, ни Еллин: несть раб, ни свободь: несть мужеский пол ни женский: вси бо вы едино есте о Христе Иисусе » (Гал.3:28). « Вы же есте тело Христово и уди от части » (1Кор.12:27). Разорил же, говорит, вражду Христос между сими двумя противоборющимися народами, и примирил их, « да оба созиждет Собою », то есть, да восприятою плотию Своею воссозиждет сии два народа, и соделает их единым новым человеком, всем Божественным и небесным: « и да во едином теле Крестом », то есть, да единым телом Своим на кресте повешенным примирит и содружит их с Богом, « убив вражду на нем », то есть, разрушив жертвоприношением на кресте Пречистого Тела Своего оную, от греха происшедшую вражду между Богом и человеки.

Еф.2:17–18. И пришед благовести мир вам, далним и ближним: зане тем имамы приведение обои во едином Дусе ко Отцу.

Далече были от спасения язычники неверием, близ же Иудеи Боговедением: и не другой кто, ни человек, ни Ангел, но Сам Сын Божий пришел в мир, и ученми Своими упразднил вражду между обоими сими народами, крестною же Своею смертию убив вражду между Богом и человеки, проповедывал как до страдания, так и по воскресении Своем и дальним от Себя язычникам, и ближним к Себе Иудеем Евангелие мира. Проповедывал оное Богочеловек, так что тем « обои », Иудеи то есть и Еллины, « во едином Дусе » имамы приведение ко Отцу, то есть, единой и той же благодати Всесвятого Духа сподобившись, приводимся к Богу Отцу: Тем единым Иисусом Христом приводимся Богу и Отцу Его, как то сам Он уверил, сказав: « никто же приидет ко Отцу, токмо Мною » (Ин.14:6). Сие же сказав, Духовитийственный Апостол выводит справедливейшее из того заключение, говоря:

Еф.2:19–20. Темже убо ктому несте странни и пришелцы, но сожителе святым и приснии Богу, наздани бывше на основании Апостол и Пророк, сущу краеуголну Самому Иисусу Христу.

Отчуждены были от Бога все язычники и пришельцы по учениям ложного их Богослужения, яко не постоянствующие и повседневно новых Богов вымышляющие. Когда же уверовали во Иисуса Христа, тогда стали быть сограждане « сожителе святым и приснии Богу ». Но какого града и каких святых сограждане? (Евр.13:14) Нимало не погрешишь, ежели под именем града будешь разуметь град будущий взыскуемый, то есть, горний Иерусалим, а под именем святых до закона и в законе бывших Патриархов, и по явлении благодати Евангельской Апостолов и прочих святых. Но Апостольское слово относится наипаче ко граду Божию тому, который веселят речная устремления, то есть, к церкви Христовой, где святые суть все во Христа верующие, яко освященные верою и Божественным крещением, и творением Богоугодных дел. Посему Апостол положил прежде Пророков, предвозвестивших о Иисусе Христе? Потому что чрез Апостолов научились народы вере во Христа, и притом имели Апостолы и благодать Божию большую, нежели Пророки по оному, « и се боле Ионы зде » (Мф.12:41). Почему так же назвал Христа инде основанием, инде главою, а здесь краеугольным? Потому что Христос есть поистине и основание истинной веры, и глава тела церкви (1Кор.3:11). Здесь же краеугольным Его назвал, потому что выше сказал, что Он соединил два народа и сотворил их едино. Ибо краеугольный камень, будучи положен на углу дома, совокупляет воедино две стены дома. Слыши убо изложение все предлежащих Апостольских слов, кои писаны были ко Ефесеям, но относятся ко всем уверовавшим от язык. И так, говорит, О Ефесеи, пoелику уверовали вы во Христа, то уже не чуждыми Богу находитесь, и не блуждающими в идольским непостоянстве, но взошедши в дом Божий, соделались причастниками жительства и даров верных, и истинными другами Божиими. Имеете ныне жилище твердое, церковь Христову, утвержденную на основании веры, возвещенной Апостолами, предвозвещенной же Пророками, жилище, имеющее камнем краеугольным Христа, Который соединил два народа воедино: Он есть краеугольный камень:

Еф.2:21–22. О Немже всяко создание составляемо растет в церковь святую о Господе: О Немже и вы созидаетеся в жилище Божие Духом.

На сем, говорит он, краеугольном камени Иисусе Христе, « всяко создание », то есть, все верные, составляемые, то есть, связуемые достодолжно как составы и члены того же тела, растут и преуспевают « о Господе », то есть благодатию Господа, и соделываются храмом святым и достойным жительства Божия. В сем же Христе и вы, о Ефесеи, связуетесь верою в Него и добрыми делами, да соделаетесь духовным жилищем Божиим. Заметь здесь, что возрастают и бывают храмом Божиим те, кои соединяются со Иисусом Христом: а соединяются со Христом те, кои веруя в Него, соделываются чрез благие деяния Божиими жилищами.

Беседа о том, что Христос есть мир наш, и что Он есть податель истинного мира, и что обещает и мiр мир, но иный есть мир мирской, и иный Божий

Где страсти, оттуда бежит блаженный мир, поселяется же он там, где бесстрастие. Объятые страстьми люди никогда не имеют мира, потому что непрестанно колеблются и волнуются бурею страстей своих. Един наибесстрастнейший и Всесвятейший Бог имеет пресовершенный мир, Он есть самый мир, потому что Он есть самое бесстрастие. Он « Князь мира » (Ис.9:6), как сказал Исаия, то есть начало, корень и источник мира. А пoелику « мира Его несть предела » (Ис.9:7), но есть Он неограничен и беспределен, то мир Его изливается и распростирается и на род человеческий. Единородный Сын Его, пришедши в мир, излил мир, умиротворив принесением себя в жертву на кресте дальних и ближних, два то есть противоборствующие народа, Языческий и Иудейский, и примирив, и содружив с Богом весь род человеческий. Сие же, то есть, что Христос есть мир наш, весьма ясно доказал премудрый Павел в ныне чтенном послании своем, поставив то как бы предложением слова своего (Еф.2:14). Поистине Христос есть мир наш: ибо Он есть податель истинного мира, Он един и дал, и еще изливает в сердца наши великий дар истинного мира. Обещает и мiр мир, но иный есть мир мiрский, и иный мир Божий. Явственно научил сему Богочеловек, когда дал мир Свой ученикам Своим. Ибо Он тогда рек к ним: « не якоже мiр дает, Аз даю вам » (Ин.14:27). Мир мiра не есть мир, но мятеж и смущение: не есть мир, но вред и пагуба. Послушайте, с коликою точностию доказал сие всепреблагой Бог.

Нищета, говорит мiр, имеет тесноты, имеет нужды, имеет скорби: а сие смущает сердце и похищает спокойствие у человека: если же ты будешь богат, тогда делать будешь что хочешь и что пожелаешь, от чего мирно будет сердце твое, и душа твоя покойна. Сие наставление мiра сладостно, почему мы, слыша сие, уверяемся, что в богатстве обретаем искомый мир и покой. Но всещедрый Бог, чтобы показать сколь обманчиво таковое учение мiра, представил нам в Евангелии Своем состояние одного человека богатого.

« Человеку некоему », сказал Он, « богату угобзися нива » (Лк.12:16). Оный человек был богат, а когда произрастила плоды земля его, сделался богатее. Что же доставило ему многое богатство; принесло ли ему тишину? Нет, оно произвело в нем многие размышления, « и мысляше », говорит, « в себе » (Лк.12:17). Принесло ли успокоение? Нет, принесло недоумение великое. « Что сотворю », говорил он, « яко не имам где собрати плодов моих? » Что мне делать, говорит он, так как и нищий. Стесняется, и не имею, говорит, так как и бедный. Он недоумевает от достатка, как нищий от недостатка: недоумевает по причине приумножения богатства, как нищий по причине приумножения нищеты. Нашел он однако разрешение сего недоумения своего: « се сотворю », сказал, « разорю житницы моя, и большия созижду: и соберу ту вся жита моя, и благая моя » (Лк.12:18). Но разорение и построение житниц, собрание и положение в оные жита и других благ, не есть покой, но забота, не есть тишина сердца, но смущение. Напоследок всего находит он успокоение и мир. Где же? не в вещах, но в мечтании своем: находит спокойствие, не в настоящем времени, которое во власти его, но в будущем, неизвестном и совсем во власти его не состоящем. « И реку », говорит, « души моей: душе, имаши многа блага лежаща на лета многа: почивай, яждь, пий, веселися » (Лк.12:19). Но когда будет успокоение сие и веселие? Тогда, когда разорит житницы и созиждет большие; тогда, когда соберет там вся жита и блага своя. Пришло ли же когда оное время, которого он ожидал? « Безумне », рек к нему Господь, « в сию нощь душу твою истяжут от Тебе: а яже уготовал еси, кому будут? » (Лк.12:20) Нечастный оный никогда не наслаждался спокойствием и миром, ожиданным от богатства, но проведши всю жизнь свою в заботах, трудах, в смущениях и смятениях скончался внезапною смертию. Так бывает, произрек Господь, с тем, кто ищет богатства для успокоения себя, и не имеет богатства по Бозе, то есть, добродетели. « Тако собираяй себе, а не в Бога богатея » (Лк.12:21). Божественный же Апостол Павел, исчисляя бедствия, в какие впадают повинующиеся совету мира и желающие богатыми быть, дабы наслаждаться спокойствием и отдохновением, уверяет читающих его писания, что учение мира обманчиво. « А хотящии богатитися впадают в напасти и сети, и в похоти многи несмысленны и вреждающия, яже погружают человеки во всегубительство и погибель » (1Тим.6:9).

Видим же мы повседневно пред очами нашими истину словес и Иисус Христовых, и Павловых: видим богатолюбцев, богатеющих и никогда не насыщающихся, но день и нощь размышляющих о том, как бы могли они собрать богатство и умножить сокровища свои: видим их разоряющих и житницы, и домы свои, и созидающих пространнейшие: слышим их говорящих, когда сделаю это, и построю то, и окончу другое, тогда успокоюсь и опочию. Слышим их говорящих о спокойствии и отдохновении, а никогда оного не получающих, но со дня на день время отлагающих, доколе смерть, пришедши, похитит их в самых заботах, попечениях и смущениях, происходящих от богатолюбства. Сколь многих видим ради стяжания богатства впадающих в искушение распри, брани друг с другом и вражды, уловляемых в сети коварства, лжи, обмана, неправды и клятвопреступления, и желающих безрассудно вещей вредных, кои погружают их в душевное расстройство и погибель? Сии суть плоды учений мiра: таковое отдохновение и мир доставляет богатство ищущим в нем оного.

Между тем, как ты воздерживаешься, говорит мiр, препятствуя исполнению пожелания твоего, желание оное усиливается и воспламеняется, почему возмущает оно тишину твою и истребляет спокойствие твое. Наслаждайся сладостьми пожелания твоего, чтобы тебе иметь тишину, спокойствие и мир. Сие есть учение сладостнейшее для плоти: почему многие с радостию слушают оное. Сие приманка есть сладчайшая и привлекательнейшая: почему многие оною привлекаются и уловляются. Но многоблагоутробный Бог представил нам приключения, происшедшие с таким человеком, который расторг узы воздержания, и сверг узду с пожеланий своих. Это есть блудный сын. Известна всем история его. Он, получив себе часть имения отцовского, отшел « на страну далече » (Лк.15:12–13), дабы так как неизвестному со всякою свободою исполнят все пожелания плоти своей. Многоядения, многопития, ликования, певцы, музыканты, блудницы, и прочее, чего ни требовало плотское его пожелание, все то было у него каждый день: что означают сии слова: « расточи имение свое, живый блудно » (Лк.15:13). Какой же покой от того обрел он? Какую тишину, или какой мир? Когда он в доме отца своего жил воздержно и целомудренно, тогда был господином: а когда сделался невоздержным и распутным, тогда сделался невоздержным и распутным, тогда стал рабом и свинопасом. Пoелику господин его « посла его на села своя пасти свиния » (Лк.15:15). Когда он побежал похоти свои, тогда имел довольно всего, что было нужно, когда же творил дела распутства, « желаше насытити чрево свое от рожец, яже ядяху свиния: и никтоже даяше ему » (Лк.15:16). Почему стеная, говорил: « колико наемником отца моего избывают хлебы, аз же гладом гиблю? » (Лк.15:17) Слышите состояние, слышите тишину, слышите мир. Много таковых примеров видим мы все каждый день. Таков то есть покой и мир, кои дает мiр.

Братия, кто ищет мира у мiра, тот подобен человеку, который желает « собирать смоквы с терния, и снимать виноград с репейника » (Лк.6:44). « Мiр весь во зле лежит » (1Ин.5:19). А зло есть возмущение, обуревание и мятеж, и потому мiрские вещи ни покоя, ни мира не приносят. Един Бог, начальник мира, ниспосылает оный по Своему человеколюбию в сердца человеков. Но каким же образом бывает такое ниспослание? Чрез Ангелов ли, как возвестил Он мир всей земле, когда Единородный Сын Его родился? (Лк.2:17) Или чрез слово, как дал оный Христос грешнице жене, равно и кровоточивой, сказав: « иди в мире »? (Лк.7:50:8:48) И святым Своим ученикам, когда Он пред страданием рек: « мир оставляю вам, мир Мой даю вам » (Ин.14:27). Также и по воскресении сказав: « мир вам »? (Ин.20:19) Или же чрез учеников Своих по обетованию, которое дал Он им, когда рек: « в оньже аще дом внидите, первее глаголите: мир дому сему »? (Лк.10:5) Или чрез уста преемников их, когда говорят они: мир всем? Поистине и чрез сих преподает Бог человекам великий дар мира: однако и другой способ открыл, коим мы приемлем мир, способ более общий и действительнейший, изъявив оный устами святого Царе-Пророка Давида. « Мир мног », сказал он, « любящым закон Твой, и несть им соблазна » (Пс.118:165). Известно же, что кто любит закон Божий, тот любит Бога: а любит Бога тот, кто хранит заповеди Его. « Имеяй заповеди Моя », рек Господь, « и соблюдаяй их, той есть любяй Мя » (Ин.14:21). Сие убо значат слова святого Пророка: мир мног не согрешающим, но хранящим Божии законы. Несть им соблазна, ничто, то есть, в мiре не может возмутить или поколебать мирного и тихого состояния души их.

Поистине, доколе мы удаляемся от нечистоты грехов и пребываем тверды в чистоте добродетели, дотоле мир Божий обитает в сердцах наших. Когда же грех осквернит душу, тогда тотчас бежит от нас мир и наступает смятение: отходит спокойствие совести и входит в сердце наше мятеж греховный. А дабы вам в сем удостовериться, взойдите мысленно на небо, и посмотрите на святые оные светы вторые по преначальном свете Божества, Ангельские, говорю, чиноначалия: там вы увидите царствие мира. Все оные невещественные духи безмятежны, мирны, покойны и посвящены будучи служению пресущественного единичного и Триипостасного Божества, единодушно единою мыслию, единым хотением и гласом выну поют, вопиют и глаголют: « свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь вся земля славы Его » (Ис.6:3). Там воистину царствует мир Божий. Но доколе? Доколе царствует безгрешие. Но о, увы: входит туда, никто же весть как, грех гордыни. Возгордевается Денница и говорит в уме своем: « взыду выше облак, буду подобен Вышнему » (Ис.14:14). Сей грех изгнал мир и принес смущение и мятеж, расторгаются тотчас на две части Ангельские чины: один их чин пребывает непоколебимым в добродетели, и следовательно твердым в мире, а другой колеблется, и последует гордостным помыслам Денницы, почему смущается и падает с небеси на землю. « Како спаде с небесе Денница восходящая заутра? сокрушися на земли посылаяй ко всем языком » (Ис.14:12). Паде тотчас яко молния: « видех сатану, яко молнию, с небесе спадша » (Лк.10:18).

Низведите теперь мысль вашу с небеси в рай, и воззрите на Праотца нашего: он имеет тамо мир, мир далекий от возмущения страстей, мир совершенный с собственною совестию, с Богом. Но преклоняется на совет Праматери, змием прельщенной, вкушает запрещенный плод, и, преступив заповедь Божескую, впадает в грех преслушания. Коль же скоро они с Праматерью соделали грех сей, вот тотчас восстает против их брань страстей, объемлет их стыд. « И отверзошася очи обема, и разумеша, яко нази беша: и сшиста листвие смоковное, и сотвориста себе препоясания » (Быт.3:7). Обладает ими страх и тягчайшее обличение совести: « и услышаста глас Господа Бога ходяща в раи по полудни: и скрыстася Адам же и Жена его от лица Господа Бога посреде древа райскаго » (Быт.3:8). Тотчас мир с Богом пременился во вражду: а от сего изгнание из рая, от сего произращение терния и волчцев, от сего страх зверей, от сего пот лица, от сего все скорби, болезненная жизнь, смерть и тление произошли.

Страдания первосозданных, последовавшие за преступлением Божеской заповеди, терпим и мы, когда падаем в бездну греховную: когда я согрешаю, стыд покрывает лице мое, страх входит в сердце мое, обличение совести терзает душу мою, печаль мрачная и мучительная объемлет меня. Чувствую тогда тотчас, что раздражил я Бога, и что Божественная благодать Его отступила от меня. Пoелику же оставляет меня тогда мир Божий, то, хотя я и бесчисленные имею приятности и удовольствия, но ни тишины не имею, ни покоя не обретаю. Подтверждают то, что я говорю, словеса Давида, по согрешении им произнесенные. Находился он по согрешении среди царской славы и происходящих от нее почестей и удовольствий, и однако ж не обинуясь говорил: « Несть мира в костех моих от лица грех моих. Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне. Пострадах и слякохся до конца, весь день сетуя хождах » (Пс.37:4–5:7).

Пoелику же я, непричастен будучи Божественных добродетелей, не могу представить мирного состояния добродетельных человеков, то призываю праведных, да опишут они сами себя. Человецы святые и друзи Божии, да уверимся, что вы восприемлете мир первосозданных человеков, до преступления в них бывший, поведайте нам, сколь благодерзновенно святое лице ваше, коликое бесстрашие обитает в чистом вашем сердце, сколь мертвы и бездейственны в вас страсти, коликую тишину имеет бдительная ваша совесть, и коликую духовную радость чувствует Боголюбивая душа ваша. Явите нам, человеки всечествуемые, коликую сладость и Божественное веселие вкушаете, когда творите дела добродетели. Павле Апостоле, сосуде избранный, человече небесный, ты рцы и не обинуясь засвидетельствуй, что и среди гонений за Христа, и в самых величайших опасностях, и при жесточайших мучениях вкушал ты блаженный мир Божий, и, радуясь сердцем, взывал велегласно: « радуюся во страданиих моих » (Кол.1:24).

Всуе убо, братия мои, блуждаем мы, ища мира и происходящего от него успокоения в богатстве, в удовольствиях, в почестях и в благах мiра сего. Иисус Христос есть миротворец и мироначальник, Он дает мир всем, но в тех токмо пребывает мир, кои суть достойны оного. Сему научил сам Господь учеников Своих, когда посылал их на проповедь. В какой дом, рек Он, входите вы, первее давайте Мой мир, говоря: « Мир дому сему. И аще убо будет ту сын мира, почиет на нем мир ваш: аще ли же ни, к вам возвратится » (Лк.10:5–6). Слышите ли учение, исполненное ужаса? Иисус Христос есть миродатель, Он устами Иереев Своих дает всем Божественный Свой мир, так как и « солнце свое сияет на злыя и благия » (Мф.5:45). Впрочем как свет солнца не действует на глаза слепых, так мир Божий не пребывает в сердцах злых людей: ежели убо желаешь ты мира, буди сын мира, то есть буди Боголюбив, добродетелен и достоин такового небесного мира: ежели соделаешься таковым, то почиет на тебе мир. « И аще убо будет ту сын мира, почиет на нем мир ваш ». Если же ты лежишь в нечистоте греха твоего и находишься недостоин приятия святой сей благодати, то не ожидай мира: ибо оный бежит от тебя, и ты остаешься в смущении, мятеж и волнении страстей твоих. Да не будет сего с вами: « Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всяком образе: Господь со всеми вами » (2Сол.3:16). Аминь.


Источник: Толкование Воскресных Апостолов с нравоучительными беседами / Сочинено на еллино-греческом языке преосвященным Никифором, бывшим архиепископом астраханским и ставропольским. - В 2-х том. - Изд. 1-е. - Москва : Синодальная тип., 1854-. / Т. 2. - 1859. - 785, VIII с. (Ранее книга издавалась в 1800 г. в Москве на греч. яз., в 1819 г. - на церков.-слав. яз.)

Комментарии для сайта Cackle