Источник

Толкование на Апостол из послания Апостола Павла к Ефесеям, читаемый в двадцать пятую неделю (Еф.4:1–6)

Безумие идолопоклонников мечтательно вымыслило многих богов, высокомерие еретиков многие произвело системы веры, а предубеждение схизматиков многие составило отделения церквей. Все сие упраздняет ныне чтенное Послание Богодухновенного Павла, возвещая, что един токмо есть истинный Бог, едина токмо православная вера, едино токмо спасительное крещение. А из сих Божественных Догматов в заключение выводится то, что нужно и всем верным тщатись хранить единение духа. Павел однако по данной ему от Бога премудрости изобразил слово свое так: сперва показал добродетели, коими сохраняется духовное единение верных, потом завещевал должное тщание о сем единении, а после сего сказал: « Един Господь, едина вера, едино крещение » (Еф.4:5). Сии краткие словеса учения его содержат в себе и составляющие веру Догматы, и основательное правило нравственного жития? Посему два здесь учения равнонужные нам ко спасению. Обратите убо ум ваш к уразумению толкования оных, дабы произвести вам спасительный плод благочестия и добродетели.

Еф.4:1. Братие, молю вас аз юзник о Господе, достойно ходити звания, в неже звани бысте.

Во узах заключенным находясь, Павел в Риме писал сие ко Ефесеям. Претерпевал же он узы за любовь Иисуса Христа и для спасения язычников, из которых были и Ефесеи. Почему и говорил так к сим самым Ефесеям: « сего ради аз Павел юзник Иисус Христов о вас языцех » (Еф.3:1). Для того сие возвещает об узах своих, чтобы преклонить и побудить их к исполнению учения своего. Поистине силу имеет в сердцах наших слово страждущего за нас. Я, говорит он, который в темнице заключен во узах за любовь Господа Иисуса Христа, умоляю вас, да ходите достойно звания, в неже звани бысте, то есть, чтобы вы провождали жизнь достойно и творили дела достойные звания. Какое же есть то звание? Бог призвал их чрез Апостолов, дабы уверовавши во Иисуса Христа соделались « сынове Божии, тело Христово и уди от части » (1Кор.12:27). Потому они имели нужду во многом тщании и внимании, дабы явиться достойными такового призывания. Пoелику же к утверждению жительства, достойного призывания сего, способствует взаимное согласие, совершенное единомыслие и единение, для сего завещевает им хранить те добродетели, кои изгоняют взаимные брани и соблазны и производят согласие в Христианском составе.

Еф.4:2. Со всяким смиренномудрием и кротостию, с долготерпением, терпяще друг друга любовию.

Пoелику смиренномудрие, кротость, долготерпение, и снисхождение суть дщери любви, для того сказал: « любовию ». Поистине, кто имеет в сердце своем сию великую добродетель, любовь, тот не мыслит, что он выше других, но считает себя самым последним: не гневается на братий, но имеет дух кроткий: не ищет мщения ближнему, но ожидает его исправления: не негодует, но сносит слабости человеческие. А сие « со всяким », означает совершенство. « Ходите », говорит, то есть, жительствуйте с совершенным « смиренномудрием и кротостию », и с долготерпением снося с любовию недостатки друг друга. Выслушай же и цель такового завещания.

« Тщащеся блюсти единение духа в союзе мира » (Еф.4:3). Что есть единение духа? Оно есть согласие верных в предметах веры, взаимная друг к другу любовь и совершенное единомыслие. О сем-то единении умолял Иисус Христос, яко Ходатай Бога Отца Своего. « Не о сих же молю токмо », рек Он, « но и о верующих словесе их ради в Мя: да вси едино будут: якоже Ты Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут » (Ин.17:20–21). Тогда же исполнилось моление сие Господа Иисуса, когда Дух истины « наставил их на всяку истину » (Ин.16:13). Отсюда тотчас « народу веровавшему бе сердце и душа едина » (Деян.4:32). Пoелику убо благодатию и наставлением Всесвятого Духа соделались единомысленными и единодушными люди разных племен, языков и нравов, потому сие единодушие и единство, как дело Святого Духа, единением духа наименовал Божественный Павел, завещав верующим со всяким тщанием и ревностию хранить оное « в союзе мира » (Еф.4:3). Слышишь ли? Мир есть узы, держащие в соединении мудрования верных. Доколе оный пребывает в сердцах их, дотоле они единомудренны, единомысленны и блюстители бывают единения духа: если же расторгнутся узы мира, раздирается единомудрствие, разделяется единомыслие и разрушается единение духа. А что бы еще более убедить всех к соблюдению сего единения, Апостол предлагает то, что вспомоществует нам к сохранению оного.

Еф.4:4. Едино тело и един дух, якоже и звани бысте во едином уповании звания вашего.

Во-первых, духовное единство само собою утверждает верных, да пребывают в единении. Едино тело, говорит, и един дух вы есте, все верные. Едино тело, поколику приобщаясь тогожде хлеба Божественной Евхаристии, который есть тело Иисус Христово, совокупляемся и соединяемся с Ним во едино духовное тело. « Яко един хлеб, едино тело есмы мнози: вси бо от единаго хлеба причащаемся » (1Кор.10:17). Потому и тело Христово есмы. « Вы же есте тело Христово и уди от части » (1Кор.12:27). А един дух суть все верные, потому что едино и тожде мудрствует о Бозе душа всех верных, и потому что от единого и тогожде Всесвятого Духа все верные и просвещаются, и совершаются, и совокупляются. Во-вторых, утверждением единства есть верная и таяжде надежда. « Якоже и звани бысте », говорит он, « во едином уповании звания вашего. Едино тело », говорит, « вы есте, и един дух », якоже и призвавый нас проповедью Апостолов Бог вложил единую надежду в сердца наши, надежду, то есть вечного блаженства, которая укрепляет единство.

Еф.4:5–6. Един Господь, едина вера, едино крещение: един Бог и Отец всех, Иже над всеми и чрез всех и во всех вас.

Един есть Господь и Владыка всех Иисус Христос, приявый « всякую власть на небеси и на земли » (Мф.28:18). Едина точию есть истинная и спасительная вера, сиречь та, которой Иисус Христос научил, которую Богоносные Апостолы проповедали и святые мученики исповедали, и Божественные Отцы утвердили. Едино крещение истинное и совершенное, очищающее грехи и освящающее души, и человеков сынами Божиими воссоделывающее, крещение водою и Духом, и православным исповеданием, в Церкви православных священнодействуемое и совершаемое. Един есть Бог общий всех человеков Отец, « Иже над всеми », то есть имеяй власть и господство над всеми тварями (Феодорит в оном месте): « и чрез всех », то есть действуяй чрез всех и промышляяй о всех, « и во всех вас », то есть вселяяйся во всех, по слову оному, « вселюся в них, и похожду: и буду им Бог, и тии будут Мне людие » (Лев.26:12; 2Кор.6:16). Посмотри же, что премудрый Соломон, предвозвещая о Церкви Христовой, сказал: « премудрость созда себе дом, и утверди столпов седмь » (Притч.9:1). А всехвальный Павел научил, какие то суть оные седмь столпы, носящие и утверждающие состав единства верных, то есть Церкви: первый столп есть едино тело, второй един дух, третий едино упование, четвертый един Господь, пятый едина вера, шестой едино крещение, седьмой един Бог, Отец, обладатель, промыслитель и вселяяйся в нас. Число столпов есть таинственное и сила их крепкая. Почему горе тем, кои или лукавыми лжемудрованиями как неверные, или странными учениями как еретики, или предубедительными суевериями как схизматиками, или законами, противными законоположению Божию, как беззаконные законодатели, дерзают сокрушить сии седмь столпов, и ниспровергнуть сие Богоустроенное единство. Предвидя же Апостол Божий таковое восстание против единства сего, разрушает оное дивно, говоря:

Еф.4:7. Единому же комуждо нас дадеся благодать по мере дарования Христова.

Но как состоит едино тело, един дух и едино упование, и прочее, когда толикое между людьми неравенство? Тот богат, а сей беден, тот вельможа, а сей простолюдин, тот премудр, а сей невежда. Один Апостол, а другой Пророк, один Учитель, а другой Чудотворец, один врач, а другой многих языков сведец, как тот же Апостол изъявил (1Кор.12:29:30). Как убо может сохраниться единство среди толикого неравенства? О сем сомнении умалчивает Апостол, но предлагает токмо решение оного, говоря: дадеся каждому из нас благодать по мере дарования Христова. Измеряет же Бог величество дара мерою силы, какую имеет приемлющий оной. « И овому убо даде », рек Господь, пять талант, овому же два, овому же един, комуждо противу силы его » (Мф.25:15). Но сие ли, ты скажешь, есть разрешение сомнения оного? Так, ибо по учению сему таковое неравенство не по случаю бывает, ни от естества происходит, но « единому комуждо нас дадеся благодать по мере дарования Христова ». Пoелику убо неравенство даров происходит от Бога, то оно не разрушает, но составляет единство, Богом устроенное. Почему же ты говоришь, что сие неравенство разрушает узы единства? Не видишь ли различие сил в членах тела нашего? Глаз видит, уши слышат, уста говорят, руки делают, ноги ходят: однако различие сил в членах наших не разрушает, но укрепляет узы единства тела. Таким же образом и различие дарований в членах тела Церкви не разрушает, но укрепляет духовные узы единства тела Церкви, которая есть исполнение верных. « Брат от брата помогаем, яко град тверд и высок, укрепляется же якоже основаное царство » (Притч.18:19).

Беседа о том, что согласие между людьми есть источник всякого благополучия, и доставляет вечное спасение

Что согласие между людьми есть источник всякого благополучия, и доставляет вечное спасения, сие ясно и верно так, что никакого не требует доказательства. Оно сохраняет твердым состав гражданственный, непоколебимым состояние всякого дома, непреткновенным исполнение Церкви, верным спасение всякой души. Но таковая добродетель колико велика и необходима, толико неудобоисполнительна и неудобохранима. Сколько лиц человеческих, столько и мнений. Мнения разнятся между собою также как и черты лиц. Отсюда происходит, что одна и та же вещь не всем равно нравится: но одному нравится, а другому не нравится. Отсюда происходит, что то, чему ты удивляешься, другому бывает смешно. А сие производит великое затруднение в утверждении между людьми согласия. Трудность таковая возрастает соразмерно числу людей, чем, то есть, больше людей, тем вящее затруднение в утверждении между ними согласия. Если бы мнения людей не пременились после того, как сделались согласными, то бы люди всегда пребывали согласны: но мнения человеческие непрестанно пременяются: сегодня желаю я и хочу того, а по нескольких днях другого, и часто по утру того, а ввечеру другого, почему хотя бы сегодня и согласились между собою люди, заутра, пременившись в мыслях, делаются несогласными и противоборствующими. Что же такое может противостать препятствиями к единению и укрепить узы оного? Никто, кроме Богопросвещенного Павла, не открыл к тому способа. Он в ныне чтенном Послании своем научил, какой есть к тому способ: « терпяще », сказал он, « друг другу любовию » (Еф.4:2). Терпение убо есть матерь и страж единства. А в другом месте яснейшим образом показал, что такое значит сие терпение, сказав: « друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов » (Гал.6:2). Когда с любовию сносим недостатки друг друга, тогда и составляется и пребывает между нами единение: и потому где терпение, там и единение: а где нет терпения, оттуда убегает единство.

Пoелику нет ни единого человека в мире без порока, нет ни единого без всякой погрешности: « Кто бо чист от скверны? Никтоже », сказал праведный Иов, « аще и един день житие его на земли » (Иов.14:4–5). Посему, если один сносит недостаток и немощь другого, то хранится согласие и единение: а если один ни недостатка в другом не терпит, ни немощи не сносит, то необходимо последует отсюда разрушение согласия и разрыв единства. Когда ты сносишь гнев мой, а я леность твою, тогда мы друг с другом обращаемся и вместе дела отправляем, и вместе пребывание имеем и с миром и любовию вкупе живем: если же ни ты не сносишь поступков гневного нрава моего, ни я не переношу вреда от лености твоей, то по необходимости удаляемся друг от друга и разлучаемся.

Что разлучило Авраама с возлюбленным племянником его Лотом? Распря пастухов. Они спорили между собою по причине тесноты места, на котором пасли скот господ своих. Если бы Авраам и Лот перенесли терпеливо распрю между собою пастухов, то не сказал бы Авраам Лоту: « отлучися от Мене: аще ты на лево, аз на десно: аще же ты на десно, аз на лево » (Быт.13:9). Если бы они снесли нерассудительности пастухов своих, то не разлучились бы друг с другом, но пребыли бы в соединении как и прежде. Если бы Сарра снесла гордость Агари, то ни пред Авраамом не плакалась бы, говоря: « обида ми от тeбе » (Быт.16:5), ни Агарь не изгоняла бы из дому Авраамова, но совокупно жили бы с нею в мире, как и прежде нежели она возгордилась. Исмаил играет с Исааком, а Сарра не сносит его своеволия, но говорит к Аврааму: « изжени рабу сию и сына ея » (Быт.21:10). Если бы Сарра перенесла детскую дерзость Исмаила, кто сомневается, что он остался бы в доме отца своего?

Но какая нужда в примерах древних, и коих мы не видим, но только читаем оные? Куда ни обратишь взор твой, везде видишь тому доказательство. Воззри на Церковь. Когда Пастыри Церкви сносят погрешности народа, подобно как виноград Евангельский неплодство смоковницы, и обличают их с кротостию, подобно как тот с терпеливостию окапывал смоковницу бесплодную, и со тщанием увещевают их и советуют им, так как и тот обложил ее навозом (Лк.13:8): а народ не осуждая и не взыскивая недостатков Пастырей, хранит по заповеди Господней все, чему они ни учат: тогда ты видишь в Церкви оной союз мира и единство духа: там видишь веру и благочестие, хранение Божественных законов и наблюдение отеческих правил и уставов: там видишь прекраснейшие и спасительные плоды любви и едино тело, и един дух, по Павлову учению (Еф.4:4). Когда же оскудевает в Церкви взаимная добродетель терпения, и спица в глазе брата считается бревном (Мф.7:3), и отцеживается комар (Мф.23:24), когда Пастыри отнюдь не снисходят к погрешностям народа и не просят Господа, как добрый виноградарь умолял о бесплодной смоковнице, говоря: « Господи, остави ю, и се лето, до́ндeже окопаю окрест ея, и осыплю гноем » (Лк.13:8): а народ, никак не оставляя замечать и самых малейших слабостей в Пастырях, порицает и осуждает их, о, колико зол тогда происходит в Церкви, отсюда непокорствия, ненависть, соблазны и взаимные распри: Пастыри отвращаются овец, овцы убегают Пастырей, разрушаются узы мира и сокрушается единство единого тела и духа.

Войди в какой хочешь город: ежели в нем видишь, что начальники переносят тяготы подчиненных, а подчиненные недостатки начальствующих, сановники своеволие простолюдинов, а простолюдины высокомерие сановников, богатые беспокойство от нищих, а нищие презрение от богатых, одним словом, ежели видишь там, что каждый переносит проступок другого, то обитает там мир и единодушие, в таком городе благоустрояется все полезное для общества, в нем преуспевает всякое доброе предприятие, в нем возрастает и процветает всякого рода благополучие. Войди в какой хочешь дом: ежели там сносит муж бессилие жены, а жена недостаток мужа, родители непостоянство юных чад, а чада немощи родителей, свекровь кичливость невестки, а невестка строптивость свекрови, господин нерадение рабов, а рабы строгость господина: в таком доме обретается взаимное одного с другим согласие, благодать мира и любви, и благочинное правление дома и соблюдение оного. Если же не будет терпения во градах, если гражданин не будет сносить недостатка согражданина своего, коликое злополучие последует во градах? коликое несогласие между гражданами? коликие соблазны? коликие взаимные распри? коликое расстройство в общественных делах. Ежели не будет терпения в доме, ежели домашние один другого тяготы нести не будут, коликое произойдет разногласие в доме том и коликое огорчение? от коего разлучаются часто родные с родными, братия с братиями, и родители с чадами. Таковые несогласия и раздоры не токмо разделяют, но и опустошают и домы, и грады, и самые царства. « Всякое царство разделшееся на ся запустеет: и всяк град или дом разделивыйся на ся не станет » (Мф.12:25).

Слышите однако, братия, вещь странную и достопримечательную. Пороки живут весьма близко, и в самых, так сказать, преддвериях к добродетелям. Каждая добродетель иметь свои определенные границы: следственно когда ты преступишь оные, то впадешь в порок, близкий к творимой тобою добродетели: например, когда ты с чрезмерною строгостию и утонченностию защищаешь правосудие, то удобно впадаешь в бездну жестокосердия. Почему и сказал Екклесиаст: « не буди правдив вельми » (Еккл.7:16). Когда же преступишь пределы милосердия, то удобно низвергаешься в пропасть неправосудия: почему и Царе-Пророк, соединяя правосудие с милостию, воспевал: « милость и суд воспою Тебе, Господи » (Пс.100:1). Сие приключается к несчастию и в терпении, в великой оной добродетели. Оно имеет пределы, кои когда мы преступаем, то погружаемся в бездну пагубного греха, каков есть хладнокровие.

Ограниченность терпения есть любовь, но любовь не плотская и мирская, а духовная и Евангельская. Павел, который учил терпению, сам положил и пределы терпения. « Терпяще », сказал он, « друг другу любовию » (Еф.4:2). Когда ты увидишь и рассудишь, что терпение приносит пользу ближнему твоему, переноси тогда слабости и недостатки его терпеливо и великодушно: ибо таковое терпение есть добродетель, доставляющая многие блага и вечное спасение. Если же узнаешь, что терпение вредит брату твоему, а ты нимало не думаешь о том, но без внимания оставляешь погрешности его, тогда терпение твое не есть добродетель, но грех великий. Оно будет хладнокровие, которое есть оскудение любви, и следовательно источник и матерь многих и великих зол. Хладнокровие иногда рождается от лености, иногда от самолюбия, иногда порождают оное мирские помыслы, а иногда плотская любовь. Вижу брата моего согрешающего, имею и силу, и право обличить его, но самолюбие полагает дверь ограждения о устнах моих, уверяя меня, что он, обличен будучи, причинит мне великое смущение и беспокойство. Вижу брата моего согрешающего и имею право и власть воспрепятствовать ему, но приходят политические мысли, говоря, не делай того, ибо он раздражится и сделается врагом вместо друга: или приходит плотская любовь, говоря, не препятствуй ему, ибо причинишь ему огорчение и скорбь: а сие держит в оковах руки мои, и я как слепой, глухой и бесчувственный не вижу, ни слышу, и не чувствую, колико зол происходит от хладнокровия моего.

Кто может представить, какие и коликие грехи производит хладнокровие? Когда настоятели церкви, имея апостольскую заповедь воздавать честь рачителям добрых дел, и наипаче труждающимся « в слове и учении »: обличать согрешающих, налагать запрещения и умолять их со всяким долготерпением и учением (1Тим.5:17:20; 2Тим.4:2), как бесчувственные никакой не оказывают чести добродетельным людям, и как немощствующие никогда не обличают и не увещевают творящих дела греховные, в коликом небрежении бывает тогда добродетель, колико умножается грех? Когда волк, то есть неверный, или еретик, или отлученный от церкви, входит во двор словесных овец, а пастыри ни овец не утверждают в благочестии, ни коварствам волка не препятствуют, но с одинаковым равнодушием смотрят и на волка, и на овец, колико овец тогда похищается, колико разгоняется, коликая пагуба и гибель бывает душам верующих? Когда слуги Божии, то есть, цари, начальники и властители не изъявляют гнева к творящим беззаконные дела, но носят меч праздным и бездейственным (Рим.13:4), с одинаковым веселым видом взирают и на добрых, и на злых, тогда убегает страх ко греху, убегает стыд и боязнь, бесстыдствуют беззаконные, торжествует грех и преумножается вся злая. Когда родители совсем не пекутся о исправлении согрешающих чад своих, колико возрастает тогда в доме их беззаконие, грех и растление?

Известны и явны многие и великие грехи, от хладнокровия происходящие, и однако ж некоторые думают, что хладнокровие не есть грех, пoелику ни заповедь, ни закон не воспрещают оного. Ах, « суетни сынове человечестии, лживи сынове человечестии в мерилех » (Пс.61:10). Что иное есть хладнокровие, как не совершенное отвержение второй заповеди Божией, то есть любви к ближнему? Кто таков есть, который любит ближнего своего, как себя самого, но притом видя его находящегося или в заключении мирском, или в гибели душевной, и могши помочь ему, пребывать недвижимым и бесчувственным, не обращая внимания на погибель его? Раскройте Божественное Писание и видите там праведнейший суд Божий на небрежных таковых. Илий жрец со всяким вниманием и благоговением исполнял жреческую свою должность, и со всяким правосудием судил народ Израилев: но сыны его Офни и Финеес оказывали небрежение пред Богом, похищая нагло, прежде нежели принесутся жертвы, отборнейшие части мяса животных, жертвуемых Богу. Илий, слыша о сем, ни яко настоятель жрецов не препятствовал такому беззаконию, ни яко судия народа не наказывал беззаконных, ни яко отец не исправлял согрешающих сынов своих: но или нерадением побеждаем, или отеческою любовию ослепляем, сие только говорил к сыном своим: « ни, чада, ни: яко не благ слух его же аз слышу о вас, не творите тако, яко не добры слухи, яже аз слышу, еже не работати людем Богу » (1Цар.2:24). Слышите же праведнейшее о сем определение Божие. Во первых обличает Бог Илия, как бы он сам творил грех сей. « Почто », рек к нему, « воззрел еси на фимиам Мой, и на жертву Мою безстудным оком? И прославил сыны твоя паче Мене, еже благословляти начаток всякия жертвы Исраилевы предо Мною? » (1Цар.2:29) Потом объявил ему казнь, которою имел его наказать. « И сие тебе », рек, « знамение, еже приидет на оба сыны твоя сия, Офни и Финееса: в день един умрут оба » (1Цар.2:34). Что и сбылось. Ибо в один и тот же день убиты были иноплеменными оба сыны его. Услышав же сие, старец Илий упал с седалища, на котором сидел, и сокрушив себе хребет, умер. « И паде с престола в знак близ дверей, и сокрушися хребет его, и умре, яко стар бе человек и тяжек: и той суди Исраилеви четыредесять лет » (1Цар.4:18).

Пример сей страшен. Из него каждый видит, что тот, кто имеет право и власть воспрепятствовать согрешающим, но не подвизается всемерно остановить поток беззакония, хотя бы имел веру, хотя бы имел добродетель, хотя бы исполнял боголепно звание свое, обличается однако от Бога и наказуется, как и самые согрешающие. Настоятели церковные, князи мирские, домовладыки, Отцы, Матери, человеки все, вы, кои можете воспрепятствовать злу и не препятствуете оному, но холодно на то смотрите, молчите, и так усыпаете, памятуйте всегда ужаснейший пример Илия. Сносите слабости немощных, пoелику сие есть долг неотрицаемый, пoелику сие есть дело полезное и спасительное. « Должни есмы мы силнии немощи немощных носити » (Рим.15:1). Токмо носите оные не для того, чтобы угодить себе, но чтобы принести пользу немощным. « Должни есмы мы силнии немощи немощных носити, и не себе угождати. Кийждо же вас ближнему да угождает во благое к созиданию » (Рим.15:1–2). Таким образом носил Божественный Павел тяготы немощных. « Бых », говорит он, « немощным яко немощен, да немощныя приобрящу: всем бых вся, да всяко некия спасу » (1Кор.9:22). Убегайте же хладнокровия, которое есть источник всякого греха. Учитель оный терпения учил и избегать хладнокровия: ибо он изъявил, что князь мирской есть служитель Божий, побуждающий всех к исправлению добрых дел, и что для того носит меч, чтобы наказывать творящих законопреступление: « Божий бо слуга есть тебе », рек он, « во благое. Аще ли злое твориши, бойся: не бо всуе мечь носит: Божий бо слуга есть, отмститель в гневе злое творящему » (Рим.13:4). Богодухновенный оный учитель учил и отвращаться хладнокровия, пиша к Титу: « сия глаголи, и моли, и обличай со всяким повелением » (Тит.2:15): к Тимофею же: « согрешающих пред всеми обличай, да и прочии страх имут » (1Тим.5:20). « Настой благовременне и безвременне, обличи, запрети, умоли, со всяким долготерпением и учением » (2Тим.4:2). « Блюдите убо, братие, како опасно ходите, не якоже не мудри, но якоже премудри » (Еф.5:15). Иное дело есть терпение, а иное хладнокровие. Терпение есть добродетель великая, хладнокровие есть пагуба многих душ. Внемлите убо, да не держась безрассудно терпения, низвергнитесь в бездну хладнокровия. Носите друг друга тяготы, да друг друга спасете: не будьте хладнокровны, да не друг друга погубите.


Источник: Толкование Воскресных Апостолов с нравоучительными беседами / Сочинено на еллино-греческом языке преосвященным Никифором, бывшим архиепископом астраханским и ставропольским. - В 2-х том. - Изд. 1-е. - Москва : Синодальная тип., 1854-. / Т. 2. - 1859. - 785, VIII с. (Ранее книга издавалась в 1800 г. в Москве на греч. яз., в 1819 г. - на церков.-слав. яз.)

Комментарии для сайта Cackle