Источник

Толкование на Апостол из первого послания Апостола Павла к Тимофею, читаемый в тридцать вторую неделю (1Тим.4:9–15)

« А иже пиет от воды, юже Аз дам ему », произрек Господь к Самаряныни, « не вжаждется во веки: но вода, юже Аз дам ему, будет в нем источник воды текущия в живот вечный » (Ин.4:14). Видим мы истину сего Божественного слова и в других многих, особенно же в Богоглаголивом Апостоле Павле. Он преизобильно пил воду от Иисуса Христа ему данную, когда « облиста его свет небесный » (Деян.9:3), когда воззвал его Христос с небеси, и рек ему: « иди, яко Аз во языки далече послю тя » (Деян.22:21). Вода сия, то есть дар учения, поистине была в нем источник изливающий высокие таинства, догматы истины, спасительные законы, животворные завещания, законоположения благопотребные всякому званию, всякому возрасту человеческому, чину и состоянию. Сею текущею водою напоевал преблаженный Апостол не только Иудеев и Еллинов, мудрых и некнижных, свободных и рабов, но и самых настоятелей Церквей, то есть, учителей и светильников Христианства. Свидетельствует то излагаемая мною чтенная ныне часть послания его к Тимофею. Всеизящный Тимофей Апостол был и Архиерей, и Пастырь, и Учитель Ефесской Церкви. Но и его Божественный Павел напоевал Божественным потоком Пастырского учения, в послании к нему начертав правила, кои исполнять обязуются все настоятели Церкви. Хотя же сия вода собственно касается Пастырей Церковных, но она напоевает и словесных овец, и животворит и учителей и учеников, и наставников и наставляемых. Вот убо мы предлагаем вам воду оную в сосуде толкования, дабы вы с большею удобностию пия оную, не имели жажды во век.

1Тим.4:9. Чадо Тимофее, верно слово и всякаго приятия достойно.

Сие, « верно слово и всякаго приятия достойно », значит то, что истинно слово сие, и достойно того, чтобы всякий человек охотно верил тому, чему оно поучает. Трижды же Павел в первом послании своем к Тимофею сказал сие: « верно слово ». Когда первый раз сказал, показал тотчас, и какое то есть слово сие, сказав: « верно слово: яко Христос Иисус прииде в мир грешники спасти » (1Тим.1:15). Также когда и во второй раз сказал, показал тотчас, какое то есть сие верное слово, сказав: « верно слово: аще кто Епископства хощет, добра дела желает » (1Тим.3:1). А пoелику, когда сказал еще в третий раз, верно слово, не присоединил к сему тотчас, какое то есть слово сие, то сомнение отсюда рождается, о каком он здесь говорит слове: сказал пред сим, « а благочестие на все полезно есть, обетование имеюще живота нынешняго и грядущаго » (1Тим.4:8). Сказал и после сего: « яко уповахом на Бога жива » (1Тим.4:10). Отсюда явствует, что здесь, «верно слово», относится и к предыдущему, и к последующему произречению (Смот. Злат. Феодорит. Икум. Феофил.). Многие же утверждают, что к предыдущему, что и достовернее. Ибо по предыдущем тотчас приложил к тому, «верно слово»: а последующее не тотчас следует за сим. Верно слово, но между тем еще вложено, « на сие бо и труждаемся и поношаеми есмы » (1Тим.4:10). Смысл убо слов оного есть таковый: « а благочестие на все полезно есть, обетование имеюще живота нынешняго и грядущаго ». Сие слово, которое я говорю, есть « верно и всякаго приятия достойно ».

1Тим.4:10. На сие бо и труждаемся и поношаеми есмы, яко уповахом на Бога жива, Иже есть Спаситель всем человеком, паче же верным.

« На сие бо », вместо, для сего, то есть, для сего благочестия мы сносим труды и поношения от человеков. Сносим оные потому, что возложили упование наше на Бога жива, уповая блаженством наслаждаться в будущей жизни, по обетованию благочестия. « Яко уповахом на Бога жива », Который хощет спасения всем человеком, наипаче же верующим и служащим ему. « Иже есть Спаситель всем человеком, паче же верным ». И Павловы труды для проповеди Евангельской явственны, ибо он не только протекал « от Иерусалима и окрест даже до Иллирика, проповедуя Евангелие Христово » (Рим.15:19), но и делал « своими руками », и делом рук своих питал бывших при нем (1Кор.4:12; Деян.20:34). Почему со дерзновением писал о себе: « в трудех множае, и паче всех их потрудихся » (2Кор.11:23; 1Кор.15:10). Явственны также и поношения поносивших его. Ибо Фист громогласно поносил его, говоря: « беснуешися Павле: многия тя книги в неистовство прелагают » (Деян.26:24). А Епикурейские и Стоические философы поносили его, называя суесловивым. « Что убо хощет », говорили они, « суесловивый сей глаголати? » (Деян.17:18) Посмотри же сколь приличные, говоря о уповании, дал он имена прилагательные Богу. « На Бога жива », сказал, « Иже есть Спаситель ». Живым, то есть, бессмертным назвал Бога, чтобы представить, что надеющийся на Него получает то, чего надеется. Кто надеется на смертного человека, того надежда часто бывает тщетная по причине смерти того человека, на которого надеялся. А кто надеется на Бога, того надежда никогда не бывает тщетная, пoелику Бог есть бессмертен. Посему же назвал Бога и Спасителем, то есть, чтобы показать, что спасает Он надеющихся на Него. Кто надеется спасения себе от человеков, тот часто остается постыжденным. Ибо люди иногда не хотят, а иногда не могут помочь и спасти. Надеющиеся же на Бога никогда не постыждаются; ибо Бог по естеству будучи Всеблаг и Всемогущ хощет всегда нашего спасения, и может что хощет творить. А сие сказав Богоглаголивый Апостол в виде приступа, начинает потом учение собственно и лично относящееся к Пастырям Церковным. « Завещавай сия и учи » (1Тим.4:11).

« Завещавай сия и учи ». Но что такое, сия? Все, что выше в послании своем писал к нему. « Завещавай », говорит, « сия », то есть, удаляться инаковых и бесполезных учений, также иметь чистосердечную любовь и нелицемерную веру (1Тим.1:3:5). Учи, говорит, разуметь цель пришествия Иисус Христова в мир, которая есть спасение грешников (1Тим.1:15). Завещевай молитвы творить за всех человеков (1Тим.2:1). Учи, в каком месте и каким образцом молиться (1Тим.2:8). Завещавай, чтобы жены публично не учили, и были покорны мужам своим (1Тим.2:11–12). Учи, какие добродетели необходимо нужно иметь Епископам и Диаконам (1Тим.3:2и проч.), также, что в последние времена явятся отступники и обольстители, и что от благочестия происходит и временная, и вечная польза (1Тим.4:1:8). Заметь же, что иное значит завещание, а иное учение. Завещанием мы заповедуем и повелеваем, а учением наставляем и изъясняем. Павел исполнять предписывает Тимофею и то и другое. Ибо он настоятель был и Епископ Ефесской Церкви. А отсюда мы научаемся, что всякий Церковный настоятель имеет право и долг как повелительно завещевать пасомым своим, чтобы хранили Божественные догматы, заповеди и законы, так и наставлять их, и изъяснять им Святые мысли Божественного Писания.

1Тим.4:12. Никтоже о юности твоей да нерадит: но образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою.

Юн был, как видно, Тимофей, то есть, не имел старческого возраста, приличествующего Архиерейскому достоинству. Почему же Павел, который говорит: « яко же отреби миру быхом, всем попрание доселе » (1Кор.4:13): учил Тимофея, чтобы никто не пренебрегал юности его? Имел ли власть Тимофей воспрепятствовать тем, кои бы хотели пренебрегать его? Или учил он его сражаться и брань вести с презирающими его? Ни Тимофей не имел власти обуздать уста пренебрегающих его, ниже премирный Павел учил сражаться и брань вести: но учил так, потому что юных, как большею частию бывает, пренебрегают яко несведущих, безопытных, и не утвержденных в подвигах добродетели. Если же бы Тимофей будучи Архиерей пренебрегаем был, то никакого бы плода слово его не приносило. Почему завещевает ему удаляться причины такового пренебрежения, показуя ему и способ, как он может то соделать. Буди, говорит, образ, то есть, правило и пример для верных « словом », имея слово в устах твоих исполненное благоразумия и мудрости: « житием », имея обращения свойственные людям почтенным и святостию украшенным: « любовию », любя всех искренно, горячайше и непритворно: « духом », провождая жизнь духовную, высшую всякого вещественного мудрования: « верою », веруя несомненно и с горячностию всему, что принял: « чистотою », очищая себя « от всякия скверны плоти и духа » (2Кор.7:1). Сей есть способ, коим юный делается не только не пренебрегаемым и не предосудительным, но и дивным для всех и достоуважаемым. Ибо кто дерзнет презирать юного, когда он хранит сии завещания Павловы? Паче же кто не почтит и не уважит таковую юность? Чтут с удивлением добродетель и самые враги и супостаты.

1Тим.4:13. Дондeже прииду, внемли чтению, утешению, учению.

Последовал Тимофей Павлу с того самого дни, как вышел с ним из отечества своего, научаем от него догматам веры и законоположениям Евангельским, и служа ревностно в проповедании Евангелия. А пoелику быв рукоположен во Архиерея, по необходимости отлучился от Павла, дабы пребывать в определенной ему Церкви Ефесской; то утешая его Павел в скорби от разлуки происшедшей, обещается прийти к нему: « дондeже прииду », говорит, то есть, доколе приду к тебе, « внемли чтению », читай со вниманием Божественное Писание: « утешению », утешай оскорбленных и убеждай их к деланию благих дел: « учением », учи всех вере во Христа, и Евангельскому законоположению. Но не подумай, что сим « дондeже прииду », завещевал Павел Тимофею, чтобы творил то, доколе он придет к нему, а потом бы престал. Ибо сие, «дондeже», есть выражение Божественного Писания означающее – и До того, и Потом, и Навсегда, как и сие: « изшед вран из ковчега, не возвратися, дондeже изсяче вода от земли » (Быт.8:7). И сие: « седи одесную Мене, дондeже положу враги Твоя подножие ног Твоих » (Пс.109:1). И сие еще: « и не знаяше ея, дондeже роди Сына своего первенца » (Мф.1:25). Заметь же, что хотя Апостол был Божественный Тимофей, хотя проповедник Евангелия, хотя удостоен благодати Божия, но Павел завещевал ему со вниманием читать Святое Писание, утешать, увещевать и учить словесных овец Иисус Христовых. Отсюда научаются Настоятели Церкви Христовой, что кольми паче они должны читать со вниманием Божественное Писание, утешать скорбных, склонять к добрым делам, и учить всегда вверенный им народ Господень.

1Тим.4:14. Не неради о своем даровании живущем в тебе, еже дано тебе бысть пророчеством с возложением рук Священничества.

Дарованием называет Архиерейское достоинство, поколику оно есть дар Божий высокий, великий, Божественный и душеспасительный, туне людям от Бога подаемый. Дарование же сие дано было Тимофею « пророчеством ». Были тогда многие из верных удостоившиеся пророческого дарования, коим предсказывали имеющее быть. Доказывает сие Агав предвещавший « Духом глад велик имеющий быть по всей вселенней » (Деян.11:28), и что Павел во Иерусалиме связан будет, и предан « в руце языков » (Деян.21:10–11); так же четыре девицы, дщери Филиппа Апостола, кои пророчествовали (Деян.21:9): и сам Павел проповедуя и говоря: « имуще же дарования по благодати данней нам различна: аще пророчество, по мере веры » (Рим.12:6). Пророки тогдашнего времени пророчески предрекли, что Тимофей удостоен будет дара Архиерейства. Но касательно сего Павел о Тимофее сказал не только то « еже дано тебе бысть пророчеством », но и следующее: « сие завещание предаю ти, чадо Тимофее, по бывших на тя прежде пророчествиих, да воинствуеши в них доброе воинство » (1Тим.1:18). Павел убо возложением рук своих рукоположил Тимофея во Архиерея, как свидетельствует он говоря: « еяже ради вины воспоминаю тебе, возгревати дар Божий живущий в тебе, возложением руку моею » (2Тим.1:6). Сказал же, с возложением рук Священничества, дабы показать, что не он един, но и другие с ним бывшие имеющие дар Архиерейства возложили на него руки свои, в присутствовании притом и находящихся в то время там Пресвитеров и Диаконов. Ибо при хиротониях предстояли Пресвитеры и Диаконы, а возлагал руки един Архиерей, как повествует Климент: « Пресвитера », говорит он, « рукополагая, Епископе, возлагай сам руку на главу, Пресвитерству предстоящу тебе и Диаконом » (Прав. 8, числ. 16). А отсюда явствует, что в православной Церкви хиротонии совершались самими Богоносными Апостолами. Что же значит: « не неради о своем даровании живущем в тебе »? Сие означает готовность к исполнению дела Архиерейства, а дело Архиерейства есть, как говорит Павел, проповедывать веру: « проповедуй слово » (2Тим.4:2); настоять во всякое время: « настой благовременне и безвременне »; обличать согрешающих: « обличи »; угрозы делать не исправляющимся: « запрети »; утешать оскорбленных, и побуждать ко всякой добродетели: « умоли »; долготерпеть и учить: « со всяким долготерпением и учением ». Кто все сие неленостно и рачительно исполняет, тот есть блаженный Архиерей, который не нерадит о данном ему Божественном даровании.

1Тим.4:15. В сих поучайся, в сих пребывай, да преспеяние твое явлено будет во всех.

Сказал, прежде: « образ буди верным словом, житием, любовию, верою, чистотою » (1Тим.4:12). « Внемли чтению, утешению, учению. Не неради о своем даровании живущем в тебе » (1Тим.4:13–14). Сим, говорит, поучайся, в сих буди, то есть, в делании сих пребывай. Да будет твоим упражнением и делом исполнение сих. На какой же то конец? « Да преспеяние твое », говорит, « явлено будет во всех ». Не для сего ли токмо, то есть, да видят все успех во всех делах, должны быть поучение оное, старание, и труды толикие? конечно для сего. Ибо отсюда просвещаясь люди песнословят и прославляют небесного Отца и Бога нашего. « Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на небесех » (Мф.5:16). Уста Господня глаголаша сия.

Беседа о том, что благочестие на все полезно, и о тех, кои в настоящие времена отверглись оного совершенно, и соделались неверными, и совсем нечестивыми и безбожными

« А благочестие на все полезно есть, обетование имеюще живота нынешняго и грядущаго » (1Тим.4:8). Сие слово есть верное, и всякого приятия достойное, как то сказал Богоглаголивый Павел (1Тим.4:9). Сказал сие Павел, но веруют ли все, что сие слово есть истинное и верное? Почитают ли оное все достойным приятия? Удостоверяются ли все, что благочестие на все полезно есть, и что подает оно и в настоящей жизни, и в будущей те блага, кои обещевает? Мы видим в настоящие времена множество людей таких, кои как бы уверены были в том, что слово сие есть ложное, и не приятия, но отвращения достойное, и как бы точно зная, что благочестие не пользует ко всему, но вредит во всем, презрели оное, и отвергши совершенно, соделались неверными и совсем нечестивыми и безбожными. Нечестивый, коего Пророк Давид назвал безумным по бессмысленности и буйству ума его, или стыдясь поношения в безбожии, или боясь казни законов, или не имея уверенности в безумных своих мудрованиях, не дерзал произречь безбожные свои мысли, но тайно в сердце своем занимался нечестием. « Рече безумен в сердце своем: несть Бог » (Пс.13:1). Люди же таковые не имея ни стыда, ни страха, ни сомнения какого, бесстыдно и бесстрашно открытым ртом не только проповедуют буйное нечестие, но и силятся изгладить самые следы благочестия.

Всякий человек видя, что небеса поведают славу Божию, и твердь возвещает дела рук Его, и что твари изъявляют присносущную силу Его и Божество, приходит в ужас, как в первый раз услышит, что нет Бога (Пс.18:2; Рим.1:20). Но пoелику сие, когда часто о том слышно, и часто о том говорят, делается обыкновенным, а обыкновение делает и страшное бесстрашным: то во первых изгоняет человек страх из своего сердца, потом видя, что учение неверия свергает узду, препятствующую наслаждаться плотскими вожделениями, и укрощает разительные обличения совести, приемлет оное охотно, хотя недоумевает, хотя сомневается, хотя противное внушает ему и рассудок и чувство. Отсюда великое сие и пагубное зло с места на место переходя, как заразительная болезнь, передается, возрастает, и умножается. Но неужели « ритины несть в Галааде, или врача несть тамо? » (Иер.8:22) Там, где душепагубная сия заразительная болезнь родилась, воспитана, и без стыда открыто дерзнула действовать, возобладала, и господствование получила, может быть ни ритины несть, ни врача, ниже восходит тамо исцеление. Может быть тамошние обитатели « изриновени Быша, и не возмогут стати » (Пс.35:13): пoелику в чести будучи, как словесные люди, самопроизвольно уклонились во зло, данный им свет разума погасивши, « приложилися скотом несмысленным, и уподобилися им » (Пс.48:13), и соделались начальниками и учителями таковой пагубы. Но о тех, кои не там, а инуде обитают, весьма можно надеяться, что они получат исцеление и спасение.

Врачи болезней телесных имеют травы, иные прогоняющие болезнь, а иные предохраняющие здоровье: первые употребляют для больных, чтобы исцелить их от болезни, а вторые для здоровых, чтобы сохранить здоровье оных. Но находятся ли и для возникшей ныне душевной смертоносной болезни бальзамы, могущие и нечестивых исцелить от нечестия, и благочестивых утвердить во благочестивой вере? Доказательство на слово Апостольское верное и всякого приятия достойное является бальзамом наилучшим, могущим и язву нечестия исцелить, и здравие в вере непременяемым сохранить. « А благочестие на все полезно есть, обетование имеюще живота нынешняго и грядущаго. Слово сие есть верное и всякаго приятия достойное » (1Тим.4:8–9). Доказательство истины сей может и нечестивых извести из пропасти неверия, и благочестивых утвердить на камени веры. Ибо когда доказано будет, что благочестие на все полезно, тогда кто из нечестивых не отвратится от нечестия, чтобы объять благочестие, или кто из верных не будет бегать неверия, чтобы пребыть навсегда в истинной вере? Мы предложим доказательства тому. Но пoелику научены мы от Господа так разуметь, что никто не может уверовать, хотя бы тмочисленные и непреоборимые слышал и видел доказательства, если небесный Отец не даст воссиять в душе его свету Божественной Своей благодати. « Никто же может приити ко Мне, аще не Отец пославый Мя привлечет его » (Ин.6:44): то призываем Самого Подателя света, Отца щедрот, источника милости, да умоляем Он будучи бесконечною Своею благостию, привлекательный Свой свет ниспошлет всем слушающим оные, и заблудших и неверных да обратит от неверия, а не заблудших и верующих утвердит в вере.

Ежели тотчас в начале будем говорить о пользе, коликую доставляет нам благочестие в будущей жизни, то нечестивые не веруя, что есть будущая жизнь, посмеются, и презирая слова наши будут зажимать уши душевные, и затыкать оные яко аспид глухой « и затыкающий уши свои » (Пс.57:5). Почему начинаем мы от вещей видимых и чувственных, к которым они пригвождены. Во всех делах человеческих столь нужна надежда иметь хороший оных конец, что если сей надежды не будет, то останутся все люди праздными и бездеятельными, а следовательно несчастными и самыми бедственнейшими. Кто сеет семена, когда не надеется достичь пристанища? Кто производит торговлю, тогда, когда не имеет надежды получить прибыль? Кто или рукоделием занимается, или рабом служит, когда не надеется награды? Ежели исследуете все дела человеческие, то увидите, что все оные бывают в надежде достигнуть желаемой цели: и чем тверже надежда, тем более бывает в делателе охоты. Когда надежда будет безсомнительная и верная, тогда человек бывает весьма охотен и рачителен к делу своему, тогда с ревностию предпринимает и самые труднейшие и неудобоисправляемые дела. Сравни же надежду нечестивого с надеждою благочестивого человека. Надежда нечестивого имеет основанием своим твари, а надежда благочестивого основывается на Творце всех тварей. Нечестивый надеется на вещи непостоянные и переменяющиеся, на воздух, на качество земли, на теплоту солнца, на дождь, на ветер: а благочестивый возлагает всю надежду свою на неизменяемого и непреложного Бога. Нечестивый надеется на вещи слабые и малосильные, на художество, способность, и силу свою: а благочестивый надеется на всемощного и всесильного Бога. Нечестивый надеется на людей, обещающих много, а исполняющих мало, или ничего, на человеков временных и тленных, которые ныне живут, а заутра умирают: а благочестивый надеется на Бога исполняющего всегда с избытком Божественные Свои обещания, на Бога вечно живущего. Чья убо надежда тверже и вернее? Нечестивого ли, который основывает оную на вещах непостоянных, переменных, слабых, тленных и временных, или благочестивого, который возлагает надежду свою на неизменяемого, непреложного, всесильного, нетленного и вечного Бога? Надежда нечестивого есть нетверда и неверна, а благочестивого тверда и верна.

Истинно есть слово сие Апостольское: « а благочестие на все полезно есть » (1Тим.4:8): во всех, то есть, делах наших великую доставляет нам пользу. Оно одушевляет и ободряет и земледельца, и корабельника, и купца, и воина, и раба, и господина, и князя, и царя, и всякого человека во всяком его делании. И не говори, неверный, что пoелику нет Бога, то обманывается благочестивый в сих надеждах. Ибо он верует, что есть Бог, и что сей Бог есть всевидящий, всемогущий, преблагий, промыслительнейший, человеколюбивейший, и благотворит всем, а наипаче на Него уповающим. Вера же вперяет непрестанно в сердце его столь твердую и великую надежду на Бога, что доколе он верует, дотоле никакими буесловиями невозможно поколебать его в надежде сей. А чем более вера его возрастает и горячеет, тем более надежда в душе его увеличивается и укрепляется.

Отсюда мы видим, что благочестивые будучи теплы в вере толикую имели надежду, что дерзали совершать дела такие, каковых никто из нечестивых не производил. Какой когда нечестивый предстал пред Царя своего, и с толиким дерзновением сказал к нему: отпусти подданный народ твой из-под владычества твоего? (Исх.5:1) Какой когда нечестивый дерзнул вступить на среду моря с толикими тмами народа? (Исх.14:22) Какой когда нечестивый смело мог положиться, что победит он врагов единым распростертием рук своих против их? (Исх.17:11) Никакой. Моисей соделал сии дивные дела, потому что будучи благочестив надеялся, что Бог всемогущий творит возможным невозможное от человек. Какой когда нечестивый не убоялся прейти с толикими тмами мужей и жен и детей великую и глубочайшую реку (Нав.3:17), и уверен был, что гласом трубным опровергнет высокие и твердые стены градские, или мнил, что единым повелительным словом может остановить движение солнца? (Нав.6:4:10:12) Никакой. Иисус Навин сие соделал, потому что вера влагала в сердце его твердую надежду, что Бог может сие сотворить. Какой когда нечестивый устремился с тремя только стами людей против бесчисленного множества врагов? Никакой. Благочестивый Гедеон сие соделал, надеявшись на силу всемогущего Бога (Суд.8:4). Человеки, простолюдины, убогие, некнижные, безоружные, каковы были Апостолы, столь великодушными соделались от сея Божественной надежды, что представши пред царей и властителей, смело их учили, мужественно им противостояли, и дивно их победили. Людям всякого чина, каковы были Святые мученики, в числе коих были и девицы нежно воспитанные, и старицы немощные, толикое мужество подавала надежда на Бога, что текли они на мучения, как течем мы на увеселения; смотрели на огонь, печи и сковрады, как на весеннюю росу, на зверей, на вертели, и на всякого рода мучения, как на венцы победные и на триумфы славные, смотрели на убийц своих, как на спасителей и благодетелей.

Но откуда, скажет нечестивый, сие известно? От оных достоверных мужей, кои сие видели, слышали, осязали, и согласно о сем повествовали. Но историки-де лгут. О окаяннейший! Если ты отвергать будешь слова всякого историка, то не будешь знать, кто твой прадед, кто дед, а может быть и кто отец твой, мать твоя и братья твои. Помянутые же дивные дела известны в точности не только от достоверных по всему и согласных между собою историков, кои повествовали об оных, но и от самых видимых и ощущаемых происшествий. Весь мир, кроме Иудейского народа, в идолопоклонстве был, до пришествия в оный Иисус Христова. От чего убо столь бесчисленное множество идолопоклонников уверовали во Иисуса Христа? От чего иного, ежели не от Апостольской проповеди? Кто же были проповедующие Апостолы? Убогие, бессильные, безоружные, неученые, немощные, за ничто почитаемые. Откуда убо они дерзнули произвести столь великое и дивное дело? От чего иного, ежели не от надежды? А надежда толикая откуда? Не от чего иного, как от благочестия.

Не только же во всех делах наших, но и во всех обстоятельствах жизни нашей благочестие великую доставляет пользу. Толиким множеством скорбей, бед, несчастий, и мучительных болезней исполнена жизнь наша, что не находится в мире такой человек, который бы мог о себе сказать: я никакого несчастия не испытал, никогда не пил чашу скорбей, никогда не вкушал горести болезней. Часто же сии скорби и болезни объемлют людей так, что не находят они утешения себе в мирских вещах. Утесняет сильный неправедный властитель бессильную вдову, похищая и пищу, и одежду у сирых ее чад. Прибегает она к людям, но никто не осмеливается подать ей помощи, потому что все боятся, чтобы не быть гонимыми и угнетаемыми от обижающего ее. Почему нужда и скорбь, как острый меч раздирают сердце ее. Ежели она верует в Бога, то находит себе отраду и утешение, возводя очи на небо, и помышляя, что всесильный Бог есть отмститель за обижаемых, и вдов и сирот заступник (Рим.12:19. Пс.67:6). Страдания лютой болезни день и ночь жестоко мучат болящего: ни врачи его не исцеляют, ни врачевства ему не пользуют. Ежели он верует в Бога, то находит облегчение страданий и отраду в мучениях, помышляя, что Бог есть всемогущ, и премилосерд, и что болезни заглаждают грехи, и мучения соплетают венцы Божия милости (Пс.88:32–33?). Во всяком прискорбном обстоятельстве, когда душа человека отчаиваясь совсем в помощи, не имеет никакого утешения человеческого, если воспомянет Бога, то находит не только утешение, но и веселие. Опыт научил сему Царе-Пророка Давида. Когда душа его отвращалась от всякого мирского утешения по причине скорбей, каковые причинял ему Саул, каковые причиняли ему враги его, и сын его Авессалом тогда он воспоминал Бога и находил в том веселие и радование, как открывает то Божий человек к наставлению нашему. « Отвержеся », сказал он, « утешитися душа моя. Помянух Бога, и возвеселихся » (Пс.76:3–4). Неверный во всяком прискорбном для него случае совершенно лишен такового великого утешения. Но умалчивая о всех других тяжких обстоятельствах, кои оскорбляют людей, дабы не продолжить сверх меры слово свое, предложу я одно только обстоятельство, смерть; ибо сия единая может доказать пользу благочестия.

Никто не может описать, коликое смятение и страх, коликие тяготы, страдание, мучение и терзание производит смерть. Ежели одно воспоминание смерти толикое причиняет человеку смущение и боязнь, то кольми паче приближение оной. При часе смертном в какой вещи мира сего найдешь ты утешительную себе надежду? Во врачевствах ли? Но они в язвах смертных нимало не пользуют. Во врачах? Но они тогда отчаиваются во днех жизни твоей. В друзьях ли и сродниках твоих? Но они тогда умножают страдание твое, плача и рыдая о том, что лишаются тебя. Помогают ли тебе тогда или богатство, которое ты собрал, или достоинства, для которых столько трудился, или власть, на которую имел толикую надежду, или Царские престолы, скипетры и венцы? Все то, а с тем и весь мир бывает тогда для тебя недействительным, мертвым, бездеятельным, и несуществующим. Человече нечестивый и неверный, куда прибегнешь ты во время страшной оной и мучительнейшей скорби твоей? Откуда ожидать будешь помощи? На кого возложишь надежду? На Бога ли? Но ты не веруешь, что есть Бог: почему ниже прибегаешь к Нему, ниже надеешься иметь спасение от Него. Надеяться ли будешь утешиться в смерти будущею жизнию и воскресением мертвых? Но ты полагаешь так, что душа твоя смертна и умирает как и тело: почему не имеешь надежды жить. А сие возводит твое болезненное чувствование смерти на высочайшую степень. Терзается сердце твое, раздирается утроба твоя, измучивается тело твое по причине отчаяния неверующей души твоей. « Смерть грешников люта » (Пс.33:22). Благочестие, ты будучи на все полезно, приходишь тогда к благочестивому человеку, и предстаешь душе его. Пoелику же имеешь ты обетование не токмо нынешнего, но и грядущего живота, то предлагает ему действительнейшее утешение. Не бойся, говоришь ты ему, ибо Господь твой сказал, что если и умрешь, оживешь. « Веруй в Мя, аще и умрет, оживет » (Ин.11:25). Не печалься, ибо ты не умираешь, но преходишь от сей временной и многоболезненной жизни в жизнь безболезненную и вечную. « Веруй в Мя », сказал Господь твой, « имать живот вечный » (Ин.6:47). В жизни оной никогда ни слез не видно, ни воздыханий не слышно, ни печали там нет места. Совершенная в оной безболезненность, непременяемый мир, неизъяснимая радость, покой, слава и Царствие. Жизнь оная имеет блага, « ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша » (1Кор.2:9). А пoелику благочестивый человек верит сему, и нимало в том не сомневается, то в час оный смертный толикую чувствует отраду и утешение, что подъемлет смерть не яко смерть, но яко жизнь, но яко свобождение от болезненного и горестного сего жития, и прехождение в Царство вечное.

Пoелику убо вера в Бога великую доставляет нам пользу во всех делах наших, великую пользу во всех обстоятельствах жизни нашей, а особливо при ужасном обстоятельстве смерти, то явственно, что благочестие и по сему одному достойно всякого приятия, хотя бы и ни почему иному не было полезно. Сие одно заставляет и неверного, если он имеет искру рассудка, отвращаться от нечестия и веровать в Бога от всея души и сердца. Но польза благочестия, возлюбленная моя братия, не заключается в одних только сказанных личных и временных вещах, она распространяется и на общие и вечные предметы. О вечных я умолчу, пoелику верные веруют, что вера отверзает дверь Царствия вечного, и что без веры никто не может внити в оное. Неверные же, будучи плоть и кровь, не могут принять слова о вечном. А поговорю о пользе доставляемой верою и в самых общих и повсеместных вещах.

Общителен есть по естеству человек, то есть, по естеству убегает он пустынного и уединенного жития, и ищет всячески сожития с соестестенными себе людьми. Почему мы видим, что в самом начале мира первый сын первого человека, то есть Каин, создал град: « и бе », говорит Божественное Писание о Каине, « зиждяй град, и именова град во имя сына своего, Энох » (Быт.4:17). Свойство сие весьма полезно для людей. Ибо кои обитают и жительство имеют вместе, сии будучи друг от друга спомоществуемы получают всякую безопасность и спокойствие. Что же утверждает грады? Не иное что как добродетель, особенно же любовь и правда столько нужны к соблюдению обществ, что ежели сих нет, то рассеваются люди, и отлучаются друг от друга, и следственно опустошается всякий град, и место и страна. Ибо когда люди собравшись воедино враждуют, коварствуют, ссорятся и обижают друг друга, тогда как могут они жить вместе? Или какую безопасность и спокойствие будут они иметь от такого сожития? Истинные же добродетели не иное что есть утверждением, основанием, началом, источником, учителем и путеводителем, как благочестие. Напрасно хвалится нечестивый, говоря, что не грешит он, но делает добродетель из честолюбия и похвалы мирской: напрасно говорит, что не грешит он, но делает добродетель, боясь наказания мирских законов. Ибо из сих его слов всякий видит, что он тайно, когда никто его не видит, и следственно обличения и страха уже нет, тогда исполняет все злые свои пожелания. А когда получит мирскую власть в руки свои, тогда производит злодействия ужасные и неслыханные. Едино благочестие поучающее, что Бог есть везде присущ, что видит Он все, и испытует сердца и утробы, и судит и наказует согрешающих, обуздывает стремления зловредных пожеланий, и удерживает человека не только от явного, но и от всякого тайного греха. Едино благочестие дает видеть человеку, в каком он чине и состоянии находится, касательно исполнения добродетели, ибо оно едино учит, что есть истинная добродетель, и обещает за оную воздать не тщетную и временную человеческую какую-либо славу, но бессмертную и вечную Божию славу и блаженство. Почему справедливо мы заключаем, что благочестие, сей учитель любви, правды, и всякой другой добродетели, соблюдает общежития их, и приносит всякую пользу, спокойствие и благополучие.

Но скажешь ты, как хранились, и до ныне еще хранятся толикие грады и царства без благочестия? Что иное были идолопоклонники, как разве нечестивые и безбожные? И однако ж имели они и грады славные, и царства сильные. Идолопоклонники не были нечестивые, ибо имели то, что чествовали они Божескою честию; но были злочестивые, ибо чествовали твари, а не Творца. Идолопоклонники не были безбожные, но многобожные, то есть веровали, что многие суть боги, а не един. Они притом чествовали Бога неведомого ими; почему Апостол Павел сказал о них, что они судя по сему были набожные: « Проходя бо », говорил он к Афинянам, « чествования ваша, обретох и капище, на немже бе написано: Неведомому Богу. егоже убо не ведуще чтете, Сего аз проповедую вам » (Деян.17:23). Они не научившись, кто есть истинный Бог, поклонялись тварям, мня, что оные суть истинный Бог, и веря, что оные имеют силы и свойства Божеские. Хотя же были между ими некоторые и безбожники весьма немногие, как то ученики Эпикуровы, но они ни государства не имели, ни градами не обладали, ни народами не управляли, все же прочие не только имели богов и капища, но и веровали, что есть будущая жизнь, и суд, и воздаяние за добрые и злые дела. Свидетельствуют сие Минос, Плутон, острова Макаров, блаженных, Ахерусское озеро, огнепалящая река адская, и Цербер пес адский, и прочие Еллинские баснословия. Хотя же басни то были и вымыслы, но пoелику принимали они баснословия сии за истину, то поражали оные совесть их, и удерживали некоторым образом от зол, расстраивающих общество, и направляли их к деланию дел таких, коими хранятся связи человеческих обществ. Царства же, или града, или владения такого, где люди по всему нечестивы и безбожны, не было, не слышно, и в историях не видно, да и не может быть никогда такое общество благоуспешно. Ибо к утверждению и распространению царств, градов и человеческих обществ, нужно, чтобы между людьми взаимная была любовь и правда, достоверность в слове, исполнение обещания, твердость клятвы. Нечестивый и неверный самолюбив, паче же сам в себе одно истое самолюбие будучи, никого кроме себя не любит, никого кроме себя правым не чтит. Ни слово его не имеет достоверности, ни обещание силы, ни клятва твердости. Кто может или поверить тому, что он говорит, или надеяться на то, что обещает, или уверен быть в том, в чем клянется, когда все знают, что он не имея страха Божия в сердце своем, ни внутреннего обуздания Закона Божия, удерживающего стремления неудержимых его страстей, производит всякое коварство, обман и вред, когда нет ему отвне препятствий, то есть, когда может исполнить тайно злые свои пожелания.

Но вот, скажешь ты, общество нововозникших нечестивцев и безбожников благопоспешествуется. Какое несчастнейшее их благопоспешество? Повествование о бедственнейшем состоянии градов и всего царства их несовместно сему слову, оно требует целого сочинения историков, или прямее сказать, трагических писателей. Однако же ты отвечаешь еще, что они благополучны, когда являются всем страшными, покоряют народы, приобретают множество богатства, и распространяют пределы своей державы. Какое благополучие в неправде, тиранстве, в грабительстве, хищении, коварстве, во лжи и нечестии? Подожди, чтобы видеть конец, слыши и верь слову Пророка Божия. « Видех », говорит он, « нечестиваго превозносящася, и высящася, яко кедры Ливанския: и мимоидох, и се не бе, и взысках его, и не обретеся место его » (Пс.36:35–36).


Источник: Толкование воскресных апостолов с нравоучительными беседами / Сочинено на еллино-греческом языке преосвященным Никифором, бывшим архиепископом астраханским и ставропольским. - В 2-х том. - Изд. 1-е. - Москва: Синодальная тип., 1854-. / Т. 2. - 1859. - 785, VIII с. (Ранее книга издавалась в 1800 г. в Москве на греч. яз., в 1819 г. - на церков.-слав. яз.)

Комментарии для сайта Cackle