Источник

Толкование на Апостол из послания Апостола Павла к Евреям, читаемый в первую неделю Великого поста (Евр.11:24–26)

Вера и добродетель суть желанные Давидом златые крилы, коими всякий человек возвышаясь, достигает до небесных селений, и входит в покой вечного Царствия и блаженства. Всечтимая Церковь Христова, пекущаяся всегда о спасении нашем, проповедует днесь православную веру, ублажая благочестивых и православных, и подвергая проклятию злочестивых и неправоверных: да и во все дни четыредесятницы проповедует о добродетели, посте, молитве, покаянии, исправлении, и обращении к Богу. А дабы утвердить нас во благочестии, и охотными соделать к подвижничеству в добродетели, то представляет днесь бывших до закона и в законе святых мужей дивные и великие деяния, кои Богодухновенный Павел в послании своем к Евреям писал. Сии чудодействия способны поистине и довольны к тому, чтобы утвердить веру, и произвести в нас ревность к добродетельным делам. Ибо кто не утверждается в вере, слыша, что Святые силою веры победили могущественные Царства, судили народом со всякою правдою, получили то, что обещевал им Бог, заградили уста львов, угасили силу огненную, избежали смертной опасности, исцелились от немощей, явились сильными во бранех, победили полчища вражии и умерших воздвигли из мертвых. Чье сердце, слыша сие, не согревается от огня оного веры, о котором Спаситель наш рек: « огня приидох воврещи, и что хощу, аще уже возгореся »? (Лк.12:49) Кто слыша, что для получения жизни вечной иные из Святых умерли будучи жестоко биемы, другие мужественно претерпели поругания, сечения, узы, темницы, каменометания, пилою трения, многоразличные искушения, и смерть от меча, что также ходили всюду одеты в овечьих и козьих кожах, претерпевая недостатки, различные скорби и всякую тесноту, бегая как заблуждшие по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земным: кто слыша сие и рассуждая, что они были люди, как и мы, не соделывается отсюда готовым к тому, чтобы претерпеть малую какую тесноту за добродетель для получения вечного Царствия? Ежели единое чтение сих примеров просвещает и наставляет, то кольми паче толкование оных, коим изъясняются и показуются содержащиеся в оных мысли. Почему кто обратит все внимание свое к выслушанию сего толкования, тот получит особенное просвещение и наставление ко спасению.

Евр.11:24. Братие, верою Моисей велик быв отвержеся нарицатися сын дщере Фараоновы.

Почему Моисей назывался сыном дщери Фараоновы? Потому что он был сын ей присвоенный. Родом он был из Евреев, родившийся во Египте в то время, когда жестокий Фараон издал повеление, чтобы бросать в реку всех новорожденных детей Еврейских мужеска пола (Исх.1:22). Родители скрывали его « три месяцы » (Исх.2:1–2): но потом мать его, боясь Фараона, вложила его в корзинку, или в ковчежец плетеный, обмазанный клеем со смолою, и положила ковчежец близ реки в тинистом месте (Исх.2:3). По смотрению же Божию пришедши тогда дщерь Фараонова на реку измыться, открыла ковчежец, и увидевши младенца плачущего, отдала его матери его. А когда достиг он юношеского возраста, тогда мать его отдала его дщери Фараоновой, которая усыновила его себе, назвав его Моисеем (Исх.2:10), то есть от воды взятым, ибо слово – Мос, по Египетскому диалекту, значит – вода (Фил. Евр. в Елл. цен.). Богоглаголивый же Павел говорит о нем: « верою Моисей, велик быв, отвержеся нарицатися сын дщере Фараоновы » (Евр.11:24). «Велик быв» значит, что, когда он и по возрасту достиг уже четыредесяти лет, и по наукам и знаниям бывшим тогда во Египте научен был « всей премудрости Египетстей », и был « силен в словесех и делех » (Деян.7:22–23), тогда водим будучи верою, которой научился от родителей при своем от них воспитании, отвергся от усыновления, не терпя называться сыном дщери Фараоновой, отвергся же самым делом, ушедши из дому Фараонова и из Египта, и поселившись « в земли Мадиамстей » (Исх.2:15). Божественный Апостол показывает потом ревность и великодушие его, говоря так:

Евр.11:25. Паче же изволи страдати с людми Божиими, нежели имети временную греха сладость.

Что такое называет временною сладостию греха? Наслаждение достоинством, честию, покоем и всяким роскошеством, каковое он имел в царском дому Фараоновом, называясь сыном дщери его. Но почему таковое наслаждение было наслаждение греха? Потому что от греха происходило наслаждение оное, то есть, пoелику он грешил, то получал блага Фараоновы. Какой же был грех его? Сожитие с идолопоклонным Фараоном и название усыновления, поколику живя с ним и имея звание сына, вынуждаем был и не хотя приобщаться к беззаконными делам их. Отвергся убо, говорит Божественный Апостол, нарицаться сыном дщери Фараоновой и лучше судил страдать и бедствовать с народом Божиим, то есть, с единокровными своими Израильтянами; предпочел и избрал лучше злострадание и бедствие, нежели временное наслаждение, доставляемое ему от греха, который он творил, живя с неверными: вот и причина такового великодушного предпочтения.

Евр.11:26. Большее богатство вменив Египетских сокровищь поношение Христово: взираше бо на мздовоздаяние.

Дочь Фараонова, именуемая Фермуфис, будучи бездетна, представила, как некоторые говорят, Моисея отцу своему Фараону, сказывая, что она от воды его взяла, и усыновила себе, надеясь, что он будет преемником ему (Иосиф. кн. II, гл. 5. древ.). Фараон же взял Моисея на руки свои, и обняв его, положил на главу его царскую диадиму. А что Моисей был усвоенным сыном дщери Фараоновой, то свидетельствует и самое Божественное Писание, говоря: « возмужавшу же отрочати, введе е ко дщери Фараонове, и бысть ей в сына » (Исх.2:10). Посему, хотя Моисей и не был обладателем всех сокровищ Египетских, но часть оных ожидала уже его, как усвоенного сына дщери Царевой. Как же Моисей почел богатством большим сокровищ Египетских поношение Христово за столько лет прежде, нежели Христос поношение претерпел? Он яко Пророк, провидя Владычню Христову власть, завещал, говоря так: « Пророка от братии твоея, якоже мене, возставит тебе Господь Бог твой. Того послушайте. И человек той, иже не послушает словес его, елика возглаголет Пророк оный во имя Мое, Аз отмщу от него » (Втор.18:15:19). Таким образом предузнав и поношения Христовы, восхотел подъять поношение и сам в прообразование поношений оных. Посмотри же и на сходство поношений. Поносили Евреи Моисея, говоря: « кто тя постави князя и судию над нами? » (Исх.2:14). Поносили Архиереи и старцы Иисуса Христа, рекши: « коею властию сия твориши, и кто Ти даде власть сию? » (Мф.21:23) И разбойники, также распятые с Ним, поносили Его (Мф.27:44). Хулил Моисея народ Еврейский: « хуляху людие Моисеа » (Исх.17:2), говорит Священная История: хулили Христа Иудеи, говоря: « Самарянин еси Ты и беса имаши » (Ин.8:48). В сем разуме и Царе-Пророк Давид мужественно претерпев поношения Христовы, говорил: « поношения поносящих ти нападоша на мя » (Пс.68:10). Претерпевал же Моисей поношение Христово, потому что « взираше », говорит Павел, « на мздовоздаяние ». Взирал преблаженный пророческими своими очами на великие воздаяния, уготованные Иисус Христом для претерпевших скорби и поношения любве его ради, и имел пред очами своими блаженство, радость и веселие, и многую оную мзду, на небесех уготованную поносимым, гонимым и злословимым любве ради Божия (Мф.5:11–12). Почему вечные воздаяния за поношения Христовы почитал богатством большим временных сокровищ Египетских. По сей-то причине он оставил и презрел сокровища Египетские и восхотел быть в злострадании и истощании, присоединясь к народу Израильскому. Сказав же сие Богоглаголивый Павел о Моисее, исчисляет великие деяния и Боголюбезные добродетели прочих святых, Богу благоугодивших (Смот. в недел. всех Свят.).

Беседа о посте, или сколь согрешает тот, который презирает законы поста, и сколь плодоносна добродетель сия – пост, и коликое за оный бывает воздаяние от Бога

Братия мои Христиане, « се ныне время благоприятно, се ныне день спасения » (2Кор.6:2). В настоящие дни Церковь Христова представляет нам, что производит пост, дабы мы, оставя услаждения от многих яств бывающие, и отвратившись от сластей плоти нашей, избежали грехов от того происходящих, и обратившись к Богу получили вечное спасение. Слышали вы ныне святой пример великого Пророка Моисея; слышали, что он оставил не только царскую трапезу, и все что услаждало и покоило его в Царском дворе, но и сокровища Египетские, и преславное то имя, что назывался сыном дщери Царевой, притом еще истребил в себе и чаяние скипетра, венца и царского престола.

Не был ли и Моисей человек, равно как и мы? Не имел ли и он те же страсти, кои восстают против нас? Не жил ли и он в том же мире, в котором живем и мы? Не метал ли сатана и против него разженные свои стрелы, как и против нас? Како убо он столь был великодушен и мужествен, что презрев толикое телесное услаждение, толикое богатство и славу, восхотел лучше с народом Божиим терпеть бедность и злострадание, а мы столь малодушны и немощны, что ни одной сласти трапезной не хотим презреть, и никак не соглашаемся хотя малое какое иметь изнурение от лишения брашн. Расположение ли доброе произвело в Моисее толикое великодушие? Но расположение всякое происходит от произволения; произволение же всякого человека есть свободно, которое может клониться и к добру, и ко злу. Бог « из начала сотвори человека, и остави его в руце произволения его. Предложих ти », говорит, « огнь и воду, и на неже хощеши простреши руку твою » (Сир.15:14:16). Посему, кто хочет, тот может быть расположен также как и Моисей. Просвещение ли Божие соделало его мужественным и великодушным? Но Бог есть « Свет истинный, Иже просвещает всякаго человека грядущаго в мир » (Ин.1:9). Почему просвещение оное просвещает равно всех человеков, следственно со стороны Божией всякий человек может быть мужественным и великодушным, как и Пророк Моисей. Почему убо он предпочел наслаждению сокровищами Египетскими злострадание, каковое претерпевал оставя Египет, а мы ни лишаться наслаждения брашнами не хотим, ни малого некоего беспокойствия от поста непереносим?

Богодухновенный Павел, который представил сие дело Моисеево во образ и пример презрения человеческих вещей, открыл и то, как Моисей соделался столь мужественным оных вещей презрителем. Моисей внимательно рассматривая грех и бывающее от того услаждение, познал, что услаждение земных благ есть временное, наказание же за грех есть вечное. Почему избрал, говорит, злострадание лучше, нежели услаждение. « Паче изволи страдати с людьми Божиими, нежели имети временную греха сладость » (Евр.11:25). Он предпочел злострадание, пoелику уведал, что духовное оного богатство превосходит сокровища Египетские. « Большее богатство вменив Египетских сокровищ поношение Христово » (Евр.11:26). Он обратил мысли свои к вечному воздаянию за таковую добродетель.

« Взираше бо на мздовоздаяние » (Евр.11:26). От сего-то расположился он к избранию добра, от сего произошло в нем Божественное просвещение, от сего соделал он сие великое дело. Мы, окаяннейшие, бегаем поста, и отвращаемся бывающего от него малого некоего утеснения, пoелику никогда не помышляем ни о том, колико грешит тот, кто пренебрегает законы поста, ни о том, коликий плод приносит добродетель сия, пост, ни о том, коликое бывает от Бога воздаяние за оный. Доброе убо дело предложить о сем теперь слово. Ибо может быть рассматривание того возбудит нас от спячки, и готовыми соделает к исполнению Божественных велений.

Что есть грех? Грех есть преступление закона. « Грех », говорит наперстный Иоанн, « есть беззаконие » (1Ин.3:4). Кто убо преступает закон, то есть, заповедь Божию, тот творит грех. Первую же из всех других заповедей предал Бог людям заповедь поста. « От древа же », рече Бог к первосозданным, « еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него » (Быт.2:17). Слышишь ли? « Не снесте », говорит. А сие, « не снесте », что иное значит, разве поститесь? Показал еще Бог и подтвердил, какую имеет силу заповедь сия, определив на преступников оной страшную казнь. Но для чего, скажешь ты, не написал Бог заповеди сей на скрижалях Закона? Для того, что написал оную на сердце первосозданных. Почему и прешла она ко всем потом людям по взаимному от одного к другому преданию. Отсюда мы видим, что не только Израильтяне, но и язычники постились. Свидетели тому кроме прочих Ниневитяне, которые, чтобы умилостивить Бога, « заповедаша пост, и облекошася во вретища от велика их даже до мала их » (Ион.3:5). Какой убо ответ имеете вы, кои преступаете заповедь поста? Бог во дни поста заповедает в Божественном Писании, говоря: не снесте, не от древа, но от мяса: вы же ядите мясо бесстрашно. Бог во дни поста устами Церкви повелевает, говоря: не снесте от сего и от сего брашна: вы же дерзаете и простираете руки ваши к запрещенным яствам, наполняете чрево ваше всеми брашнами, коликих ни требует неудержимое ваше желание. Человеки, како не страшитесь страшного определения Вседержителева? А « в онь же аще день », рече Бог, « снесте от него, смертию умрете » (Быт.2:17). Не думаете ли, что заповедь поста была временная, и дана только Адаму и Еве? Ежели так рассуждаете, то заблуждаете. Ибо заповеди Божии суть общие, повсемственные и вечные. « Повеление положи », вопиет Царе-Пророк, « и не мимоидет » (Пс.148:6). « Слово Его не отринется », взывает велегласнейший Исайя (Ис.31:2). Хотя же в тот самый день, в который пренебрегаете пост, не умираете телесною и видимою смертию, но умираете смертию невидимою душевною, как умерли и первые прародители рода человеческого.

Но пост, скажешь ты, иссушает тело, и повреждает силы его: пусть так. Почто же боишься ты иссушения и повреждения телесного? Тело по естеству тленно, и если сегодня не посохнет сколько-нибудь, и не потерпит малое некое повреждение, то заутра иссушится, погубится, и совершенно разрушится смертию. Сохнет конечно тело от поста, но чем более оно увядает, тем более душа процветает, чем более оно изнемогает, тем более душа укрепляется, и чем более оно повреждается, тем более душа оживляется. Уверяет тебя в сем небоявленный Павел, говоря: « но аще и внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни » (2Кор.4:16). Сухота тела от поста иссушает страсти плотские, погашает пламень злых пожеланий, влагает в душу Божественную любовь, и готовою оную соделывает к творению благих дел. Пoелику же страсти и похоти плоти возмущают и помрачают ум, расслабляют так же и силы душевные, посему и ум постника есть несмущен и светел, и душа его сильна и способна к восприятию Божественной благодати. Сии-то суть нетленные и спасительные плодоношения поста.

Кто же учил так, что пост повреждает тело? Ложно таковое учение. Напротив истинно то, что многоядение и многопитие повреждают тело, а не пост. Ибо от оных происходят неудобоварения в желудке, худые мокроты, рвоты и головные боли, поносы, полнокровия, воспаления, и другие премногие болезни: а от сих повреждаются не только силы телесные, но и самое тело. Малоядение же и малопитие прогоняет неудобоварение желудка, и уменьшая и истребляя худые мокроты, врачует и укрепляет тело. Утверждают сие врачи, предписывая диету, и назначая малоядение как бальзам, сильный уврачевать всякую немощь. Хочешь ли и пример видеть сего? Виждь святых трех отроков в Вавилоне, и Пророка Даниила (Дан.1:12). Они постились от всех других яств, ели одни семена, и пили только воду, а другие юноши во дворе Царевом питались многими и многоразличными яствами от трапезы Царевой. По окончании же поста, три отрока и Даниил явились краснейшими и крепчайшими питавшихся царскими брашнами. « Явишася », говорит Священная История, « лица их блага и крепка плотию паче отроков ядущих от трапезы Царевы » (Дан.1:15).

Послушайте еще, что произрек Бог к Евреям о посте. Они постились четырежды во всякое лето, то есть, в четвертом месяце лета, который по нашему есть Июль, пoелику считали так, что в оном месяце Моисей, сошедши с горы Синайской, сокрушил скрижали Закона (Исх.32:19; Смот. Иерон. в он. месте): в месяце пятом, который по-нашему есть Август, по причине бывшего в оном возмущения, которое произошло от словес возвратившихся соглядатаев (Чис.13–14?), и что в оном же пятом месяце Навузардане сожег дом Господень (4Цар.25:8–9): в месяце седьмом, который есть Октябрь, по причине смерти Годолии (4Цар.25:25) и рассеяния оставшихся во Иерусалиме, и произведенной Навуходоносором осады Иерусалима: в месяце же десятом, который есть Генварь, пoелику в оном Иезекииль, будучи пленен, услышал с находившимся при нем о пленении Иерусалима (Иез.5:14?). А пoелику дни поста суть дни сетования и телесного удручения, то Бог послал к ним Пророка Захарию проповедать сие: « сице глаголет Господь Вседержитель: пост четвертый и пост пятый, и пост седмый и пост десятый будут дому Иудову в радость и веселие и в праздники благи » (Зах.8:19). Слышите ли? Бог угождаясь жертвою поста, пременяет сетование оного в радость, и бывающее от оного огорчение в веселие: Бог приемлет жертву поста, как с верою и благоговением приносимые ему в праздничные дни песни и славословия: и пoелику то, что исполнялось жившими под законом, прообразованием было Евангельских учреждений, посему явственно отсюда, что четвертый пост предозначением был установленных Церковию Христовою четырех повселетно постов, пятый прообразовал удаление от грехов, посредством пяти чувств производимых, седьмой отвращение от седьми смертных грехов, а десятый устранение от преступления десяти заповедей. Блажен убо тот человек, который в сем разуме содержит четвертый, пятый, седьмый и десятый пост: к нему приходит радость и веселие Господне; он приносит Богу жертву праздничного благохваления.

Возвожу я теперь очи мои к Начальнику спасения, к Спасителю души моей, ко Господу и Владыке моему Иисусу Христу: возведите очи ваши к Нему и Вы со мною. Я вижу, видите и вы со мною Божественные Его добродетели. Он преподал слово истины, то есть, догматы истинного Боговедения и правила совершенства и святейшей нравственности. Дело сие есть добродетель высочайшая всех других добродетелей, по тому следовало быть за небесным Его посольством; ибо для сего послан Он был в мир, и сие было дело Его. Почему и говорил: « Егоже посла Бог, глаголы Божия глаголет » (Ин.3:34). « Аз на сие родихся и на сие приидох в мир, да свидетельствую истину » (Ин.18:37). Насытил Он алчущих, просветил слепых, исправил сляченных, очистил прокаженных, укрепил расслабленных, исцелил страждущих водяною болезнию, остановил кровоточения, дал слух глухим и язык немым, изгнал бесы, исцелил всякую немощь, воскресил мертвых. Чудеса то суть, порождения великих его добродетелей, то есть, милости и Божественного благоутробия Его. Но сии чудеса происходили для засвидетельствования и доказательства Божества Его, для доказательства проповедуемой им веры и святости. Почему и говорил: « аще и Мне не веруете, делом Моим веруйте » (Ин.10:38). Показал Он во время страдания Своего кротость, непорочность, терпение, великодушие, незлобие, сострадание и всякого рода совершенную добродетель: но то потому, что определено было Ему страданиями совершить течение жизни Своей. « Подобаше бо Ему, егоже ради всяческая, приведшу многи сыны в славу, Начальника спасения их страданми совершити » (Евр.2:10). Нужны были таковые добродетели, в посте же никакой не было нужды. Пост ни доказательством был Евангельской проповеди, ни уверением в Божестве Его, ни свидетельством беспредельного Его благоутробия, ни подкреплением в подвиге страданий Его. Чем убо подвигнут будучи, и для какой цели и конца постился Спаситель мира? « Иисус же », пишут святые Евангелисты, « исполнь Духа Свята возвратися от Иордана: и ведяшеся Духом в пустыню » (Лк.4:1). « И тамо постися дний четыредесять и нощий четыредесять » (Мф.4:2). По совершении же поста победил тройственное искушение диавола: « и се », говорят, « Ангели приступиша и служаху Ему » (Мф.4:11). Отсюда мы познаем во-первых, что пост есть произведение и плод Всесвятого Духа; во-вторых, что оным побеждаются искушения сатаны: как и словом то Своим подтвердил Богочеловек, сказав: « сей род не исходит, токмо молитвою и постом »; и в-третьих, что оный низводит с небеси Ангелов ко служению человекам. Для сего убо постился воплотивыйся нас ради Сын Божий, то есть, дабы показать, что Всесвятой Дух движет сердце наше к исполнению поста, и представить, что постники сокрушают стрелы диавола, попирают сети его, и бездейственными делают все его ковы, и дабы показать еще, что постящиеся удостаиваются помощи и заступления святых Ангелов.

Братия моя возлюбленная, « первый человек от земли перстный » не постився (1Кор.15:47), погубил себя и весь род человеческий: второй человек, Господь с небесе, постився спас Себя от навета вражия, и показал путь спасения всем человекам. Кто убо не постится, тот бывает подражателем перстного человека не постившегося, и следственно погибает: а кто постится, тот подражает небесному человеку постившемуся, и следственно спасается. За малую убо сладость, и минутное услаждение не пренебрегайте Божественной и спасительной заповеди поста. Брашна услаждают, но услаждение их начинается от уст, и проходит только до гортани. Пост оскорбляет несколько тело, но польза его начинается от земли и достигает до небеси, и даже до престола Всевышнего Бога. По причине малой некоей тесноты от поста, не изменяйте вечному спасению. « Христос пострада по нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его » (1Пет.2:21). Блаженны кои претерпевают злострадание поста: они последуют стопам постившегося за нас Иисуса Христа. Они суть блюстители заповеди Его и наследники вечных благ. Постимся убо, братие, четыредесятодневным постом, подражая Постившемуся за нас четыредесять дней и четыредесять нощей, да сподобимся со дерзновением неосужденно праздновать святую Пасху, и поклониться Ему, воскресшему из мертвых, насладиться же и Божественного Его Царствия, благодатию Его Самого Господа нашего Иисуса Христа, Емуже слава и держава во веки веков. Аминь.


Источник: Толкование Воскресных Апостолов с нравоучительными беседами / Сочинено на еллино-греческом языке преосвященным Никифором, бывшим архиепископом астраханским и ставропольским. - В 2-х том. - Изд. 1-е. - Москва : Синодальная тип., 1854-. / Т. 2. - 1859. - 785, VIII с. (Ранее книга издавалась в 1800 г. в Москве на греч. яз., в 1819 г. - на церков.-слав. яз.)

Комментарии для сайта Cackle