Источник

Толкование на Апостол из послания Апостола Павла к Филипписиям, читаемый в неделю Ваий (Флп.4:4–9)

Коликая радость и веселие объяли сердце святых Учеников и Апостолов, когда они увидели Иисуса Христа яко победоносного торжествователя, с толиким велелепием входящего во святой град Иерусалим: к сей же самой духовной радости приглашает и святой Пророк Захария чад Сиона, то есть истинных сынов небесного Иерусалима, повелевая им радостно проповедывать преславный вход Иисуса Христа во Иерусалим. « Радуйся », говорит, « зело дщи Сионя, проповедуй дщи Иерусалимля: се Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, Той кроток, и всед на подъяремника и жребца юна » (Зах.9:9). А пoелику ныне воспоминание делается сего радостнейшего торжества, то всесвятая Церковь Христова, применяясь к радости сей, приспособила к тому чтенные из послания к Филипписиям Апостольские словеса Богоглаголивого Павла. Филипписияне же были поселенцы Римские, обитающие в городе Филиппах, что был город один из столичных в Македонии: к ним писал Павел, в оковах будучи в Риме, послав писание с Епафродитом, настоятелем Церкви их, который послан был от них в Рим для свидания с Павлом, и паки с ним возвратился. Содержит сие писание между прочим и возвещение радости. « Радуйтеся », говорит, « всегда о Господе: и паки реку, радуйтеся » (Флп.4:4). А такого Апостольского слова проповедание приличествует поистине настоящему дню. Благочестивые и православные Христиане, вы есте сынове святого Сиона, и чада небесного Иерусалима. Кои убо в прошедшие дни поста постившись, победили страсти плотские, и носите ваиа, знаки победы над домашними врагами: кои покоряясь и благоговея ко Христу повергли долу на землю ризы ветхого человека, то есть нечистоту греховную (Еф.4:22): кои держите в руках ваших ветви добрых ваших дел: « радуйтеся », говорит, « всегда о Господе: и паки реку, радуйтеся ». Вопите и вы, как народ оный предшествовавший и последовавший Иисусу Христу, когда шел Он во Иерусалим; вопите восклицая: « осанна Сыну Давидову: благословен грядый во имя Господне: осанна в вышних » (Мф.21:9). Грядет Царь праведный, спасающий и кроткий, да внидет не во храм законный, но во храм души вашей. « Вы бо есте », по Божию изречению, « храм Бога Живаго » (2Кор.6:16). Радуйтесь убо о Господе всегда; и паки реку, радуйтесь. А дабы таковая радость пребыла в вас твердою и непоколебимою, то со вниманием послушайте толкование чтенных Апостольских слов: ибо из оного увидите, какой есть источник, из коего проистекает радость духовная и непресекаемая.

Флп.4:4. Братия, радуйтеся всегда о Господе: и паки реку, радуйтеся.

Соединив сие, « радуйтеся », с сим, « о Господе », Апостол изъявил тем, что не говорит он о мирской радости, которую мы чувствуем, когда получаем благая мира сего, но об оной духовной радости, которая приходит в душу нашу с победою над грехом и соделыванием добродетели. Удвоил же глас сей, « радуйтеся », или для большей выразительности и силы слова: как и сие, « благоже, благоже »: и « буди, буди », и « аминь, аминь » (Пс.34:21:40:14), суть произречения выразительнейшие, и кои с большею силою слух поражают: или, пoелику естество болезньми и произволение злобою причиняют скорби, то двоекратно сказал, « радуйтеся », чтобы первое сопротивлялось скорбям от естества, а второе от произволения происходящим. А дабы показать, что корень и матерь духовной радости суть добродетельные дела, то присоединил к сему, – « радуйтеся » – дела добродетели, говоря:

Флп.4:5. Кротость ваша да будет разумна всем человеком: Господь близ.

Речение, « кротость », многое имеет значение, означает и благонравие, умеренность, тихость, смирение, безгневность, уступчивость и незлобие, и никак не погрешит тот, кто почтет, что означает оно всякую добродетель. Слыша же Апостола, говорящего: « кротость ваша да будет разумна всем человеком », никто да не соблазняется, и не мыслит, что будто сим он побуждает нас к выказыванию себя и к славолюбию. Ибо слово сие подобно оному Иисус Христову: « тако да просветится свет ваш пред человеки » (Мф.5:16). Как сие слово не имело целию славолюбие, но славу Божию, и пользу человеков: « яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на небесех » (Мф.5:16): так и оное слово Павлово целию имело славу Божию и обращение человеков. Посмотри же на сходство их между собою: Христос назвал добродетель светом, Павел же назвал ее кротостию. Не сказал Христос, потщитесь, да просветится свет ваш пред человеки, но да просветится, сказал, свет ваш, само собою явственно, что да просветится свет добродетели, когда вы творить будете дела добрые. Подобно и Павел не сказал, постарайтесь о том, чтобы известно было всем людям, что вы кротки, но « да будет разумна », сказал, « кротость ваша всем человеком »: и как бы так говорил, да познают все люди кротость вашу, когда вы соделаетесь кроткими. Приличен кроткий нрав и свойствен ученикам кроткого и смиренного сердцем (Мф.11:29), и притом крепчайшим есть оружием против наветов гонящих и вредящих нам врагов. Но сколь великая есть добродетель – кротость, столь она и неудобоисполняема. Посему Божественный Апостол ободряет к исполнению ее, говоря: « Господь близ ». Человече, говорит, не сомневайся, но дерзай, ибо Господь твой близ тебя есть, он поможет тебе ввести в сердце свое кротость, и не поколебаться в оной. Сие самое говорил о себе и святой Пророк Давид: « предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся » (Пс.15:8). Приличествует же сие, « Господь близ », не только предыдущим, но и последующим Апостольским словам.

Флп.4:6. Ни о чемже пецытеся, но во всем молитвою и молением со благодарением прошения ваша да сказуются к Богу.

Чем различествует молитва от моления, или прошения? Молитвою мы просим от Бога подаяния какого-либо блага: « Молитва », сказал один из Святых, « есть прошение блага », бывающее к Богу от благочестивых (Васил. слово о Муч. Иулит.). Молением же просим от Бога избавления скорбей. Завещевает Апостол, чтобы мы молитвою и молением представляя Богу прошения наши, делали то со благодарением, то есть, принося Ему благодарение за прошедшие Его благодеяния. Просишь ли, говорит, от Бога наслаждения каким-либо благом, или избавления от окружающих тебя несчастий, соедини с прошением твоим благодарение к Богу. Молитва и моление, как явственно, совершаемые со благодарением к Богу суть сильны, Богу угодны и благоприятны. Заметь же порядок и связь настоящих Апостольских слов с предыдущими. Прежде завещал исполнение добродетели, назвал ее кротостию: ведая же трудность сего дела, сказал, Господь близ, помогаяй, то есть, содействуяй и заступаяй: а теперь и способ показывает, каким получаем мы помощь Божию и заступление. Способ сей есть приносимая Богу со благодарением молитва и моление. Господь, говорит, близ вас есть, почему « ни о чемже пецытеся ». Согласно сие с оным: « не пецытеся душею вашею, что ясте, или что пиете: ни телом вашим, во что облечетеся » (Мф.6:25): но во всем, во всякое то время и во всяком случае « молитвою и молением со благодарением прошения ваша да сказуются к Богу », то есть, молитвою и молением, соединенным со благодарением, просите от Бога нужных потребностей.

Флп.4:7. И мир Божий, превосходяй всяк ум, да соблюдет сердца ваша и разумения ваша о Христе Иисусе.

Вот награда кротких людей, ни о чем не пекущихся, но при всяком обстоятельстве молящихся со благодарением Богу, и просящих от Него помощи и заступления. Мир Божий есть награда, он сохраняет сердца и мысли наши благодатию Иисус Христовою, сердца от злых похотей, а умы от срамных помыслов. Какой же таковой мир есть всяк ум превосходящий? Мир тот, который Бог подает ни о чем не пекущимся, но на Него надеющимся, и от Него просящим исполнения своих потребностей: и превосходит таковой мир всякой ум, ибо « мира Его несть предела » (Ис.9:7): а то, что беспредельно, никакому уму невместимо. Умиряет он и сердце, и мысли любодобродетельных людей от возмущения страстей. Но может быть миром, всяк ум превосходящим назвал самого Бога, который « Князь мира » есть (Ис.9:6), и неразумеваем и непостижим. Он яко страж непреборимый и сердца, и мысли рабов Своих хранит от навета плотских страстей, мирской суетности, и демонской прелести.

Флп.4:8. Прочее, братия, елика суть истинна, елика честна, елика праведна, елика пречиста, елика прелюбезна, елика доброхвальна, аще кая добродетель и аще кая похвала, сия помышляйте.

Пoелику предыдущими словами завещевал иметь только кротость и молитву, то настоящими завещевает и прочие добродетели соделовать; и не исчисляет добродетели поименно, но предлагает только вообще, говоря: « коликия дела суть истинны », то есть чисты от всякой лжи, обмана и коварства: « коликия честны », то есть удаленны от всякой продерзости, бесстыдства и бесстрашия: « коликия праведны », то есть чисты от всякого вида неправды: « коликия пречисты », то есть нескверны, не осквернены никакою плотскою страстию и никакою мирскою суетностию: « коликия прелюбезны », то есть любезны и угодны Богу: « коликия доброхвальны », то есть достойны поистине хвалы, чести и славы: « аще кая добродетель и аще кая похвала », и ежели сверх сего есть другая какая добродетель, и другое какое дело похвалы достойное, « сия помышляйте, сие имейте в уме, о сем разсуждайте ». Припоминает же им следующими словами, какие то суть дела оные, о коих он говорит:

Флп.4:9. Имже и научистеся, и приясте, и слышасте, и видесте во мне, сия творите: и Бог мира будет с вами.

Научились вы, говорит, и прияли, и слышали, какие суть дела добродетели, притом и видели оные, мною соделываемые, когда я был с вами. Сия убо и вы творите. Заметь же, что тем, « сия помышляйте », научил умозрительной добродетели, ибо мы умственно размышляя, усматриваем красоту, честь, святость, и мздовоздаяние добродетелей: а тем « сия творите », узаконил быть деянию, то есть деятельному исполнению добродетели. А пoелику из умозрительной и деятельной добродетели составляется совершенная добродетель, то в двух сих видах завещав оную, обещевает, говоря, что Бог мира будет с ними, сия соделовающими: « и Бог мира будет с вами ».

Беседа о радости, и о том, кто есть могущий радоваться всегда

Естество и произволение суть два источника, из коих неиссякаемо проистекают бесчисленные и многоразличные бедствия, причиняющие горчайшие скорби. Тот стенает, что все семя, которое он посеял на поле своем, сгнило от влаги. Сей печалится, что злорастворенность воздуха повредила плод его дерев: тот злостраждет, что от землетрясения разрушился дом его; а сей жалостно вопиет, что от громовой молнии пожжены кладовые с имением его. Сколь многие еще искушаются другими тягчайшими скорбьми от лютости стихий: коликие страдания причиняют нечастным людям болезни? Сего попаляет сильная горячка, того угнетает каменная болезнь, другого иссушает чахотка: сей лежит расслаблен, а того члены повреждаются от проказы, другого мучит подагра. Какой же Иппократ, или Гален, или Павел Египетский может исчислить множество мучительных болезней? Прилагает еще слезоточные скорби смерть. Тот слезы точит о смерти друга, сей плачет о том, что остался бездетным. Ежели соберешь слезы людей, то составишь реку или море слез. Обратите теперь очи на бедствия, от произволения происходящие, и видите: того мучит кипящий в нем гнев, сего палит огнь плотской похоти: того иссушает плоть неистовое сребролюбие, сего повреждает кровь желчная зависть, того пронзает алчное славолюбие, сего жжет страсть мщения. Коварства, предательства, хищения, насилия, поношения, ссоры, войны поражения, убийства, и другие тмочисленные бедствия бывают от произволения: скорби, какие естество рождает и произволение вымышляет, ни предела, ни числа не имеют. Конечно люди подвизаются, чтобы соделавшись превыше зол сих избежать горести, от оных происходящей, но всуе бедные труждаются. Не найдешь в мире человека, хотя бы пребогатый и преславный был, хотя бы князь, начальник и Царь был, который бы не подлежал таковым злостраданиям: и сие поистине бывает так.

Восстает же Павел, и несумнящимся сердцем, дерзновенным лицем, открытыми устами и велиим гласом проповедует, как слышали мы ныне, и говорит, чтобы мы радовались не иногда и с преставанием, но беспрерывно и беспрестанно: « радуйтеся », говорит, « всегда о Господе: и паки реку, радуйтеся » (Флп.4:4). Странно сие повеление, и противно существу вещей, а следственно и невозможно кажется исполнить оное. Кто может радоваться, всегда окружен будучи толиким множеством зол, и угрожаясь повсечасно потоплением в море скорбей? Откуда Павел взял провозгласить таковое учение, которое сколь есть желательно, столь и неудобоисполнительно? Павел был « сосуд избран » (Деян.9:15), то есть, человек, избранный от Бога на то, чтобы проповедать Божественные Его повеления. Он взошел « до третияго небесе », и « восхищен бысть в рай », и « слыша неизреченны глаголы, ихже не лет есть человеку глаголати » (2Кор.12:2:4). В нем жил Иисус Христос (Гал.2:20). Почему сии слова, « радуйтеся всегда о Господе: и паки реку, радуйтеся »: – не суть слова человеческие, но глас Божий, устами человека произносимый и провозглашаемый, и потому глас истинный, верный и безсомнительный. Почему нужно исследовать, какая то радость есть, о которой говорит Апостол, и кто может радоваться всегда.

Радость, братие мои, о которой говорит Павел, не есть радость телесная, ни о телесных вещах, ни от телесных вещей рождающаяся, но есть радость духовная, о духовных вещах, и от духовных дел происходящая. Она есть плод, который приносит душа наша, просвещаясь благодатию Святого Духа. « Плод же духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание » (Гал.5:22). Посему мы, будучи грешны не можем описать в точности, что есть радость оная; пoелику она редко приходит к нам, то есть, тогда только, когда слезы покаяния орошают очи наши: и краткое время пребывает в нас, то есть, доколе мы пребываем в чистоте покаяния. Люди праведные и святые одни могут представить подробно, что есть радость таковая, пoелику она всегда есть в сердце их. Почему и всегда чувствуют они методичную небесную ее сладость. Изъявил сие Апостол Божий, не сказав просто: « радуйтеся », но « радуйтеся всегда о Господе ». Кто же радуется о Господе? Не кто иной, как только сущий с Господом, то есть кто соединен с Ним. А кто другой соединен с Господом, разве любящий Его: « Бог любы есть, и пребываяй в любви в Боге пребывает, и Бог в нем »? (1Ин.4:16) А кто любит Бога? Никто иной, как только тот, который хранит заповеди Его, и творит волю Его: « имеяй заповеди Моя, и соблюдаяй их, той есть любяй Мя » (Ин.14:21). Из сего кто не видит, что добродетель есть матерь радости, и что, где добродетель, там есть жилище радости?

Но кто есть, скажешь ты, оный человек, сколько бы ни был добродетелен, который угнетаясь от толиких зол, коликие причиняет естество, и коликие произволение, не только нимало не скорбит, но еще радуется? Какие бедствия почитаешь ты тяжчайшими и множайшими, от естества, или от произволения происходящие? Причиняет поистине и естество страдания горестные, но от произволения бывающие превосходят естественные и числом, и тяжестию, и жестокостию, и еще неудобством лечения их: числом, потому, во-первых, что они сами по себе суть многочисленны, во-вторых, что каждое из оных рождает другие премногие. Коликие бедствия рождает распутство? Оно обесславляет имя, расточает имения, расстраивает здоровье, повреждает тело и производит жесточайшие боли. Коликие зла рождает гнев, когда он возгорится? Воспаление крови, огненное и задушительное, пены в устах, трепетания сердца, терзания членов, драки и убийства. Коликие зла причиняет ненависть? Коликие зависть? Коликие гордость? Коликие другие страдания бывают от произволения? Целые книги не довольны к описанию сего. Прибавляется к тому срам и бесчестие. Естественные зла никакого не причиняют срама и бесчестия, произвольные же посрамляют и обесчещивают. Хищник, лжец, лицемер, лукавец и блудник суть люди порочные и бесчестные, а не так как болящий ногами, одержимый водяною болезнию, расслабленный, хромой и слепой. Почему прибавок бесчестия и срама делает произвольные зла гораздо тяжчайшими естественных. Заметь же и жестокость произвольных. Кто страдает от зол по естеству бывающих, тот имеет совесть свою мирною, покойною и утешительною: а кто мучится от грехов произволения, тот имеет в прибавок к страданиям своим поразительнейшие обличения совести своей, кои умножают жестокость мучения его. Если также по смотришь на то, какие страдания исцеляются удобнее: то увидишь, что для естественных и врачи обретаются, и травы делают исцеление, произвольным же ни врач не помогает, ни травы не пользуют. Скорби от естества происходящие и естество само смягчает, и время рассеивает, и сродники и друзья предстают в них на помощь, и милосердые люди утешают. Плачешь ты вечером, что сделалось злорастворение воздуха, но поутру радуешься, что открылось благорастворение оного. « Вечер водворится плач, а заутра радование » (Пс.29:6). Плачешь о смерти сродника твоего сегодня, завтра и послезавтра, но время исцеляет рану скорби твоей. Сделала тебя совсем нищим буря морская, потопивши весь твой товар, но утешают тебя в несчастии сем благие люди, как ослепнувшего Товита добрый Ахиахар (Тов.2:10). Коликое же неудобство, чтобы пьяный сделался трезвым, чревоугодник постником, распутный целомудрым, жестокосердый милосердым, и чтобы всякой другой раб греха был делателем добродетели? Из сего явствует, что добродетельные люди, не подвержены будучи страстям произволения, суть свободны от причиняемых ими скорбей: имея же тихим и беспечальным внутреннего человека, радуются они всегда о Господе.

Пусть, скажешь ты, имеют они внутреннюю тишину, но отвне возмущают их и оскорбляют обидливые и жестокие люди, гоня их, похищая имение их, бия, в темницы заключая, и муча даже до смерти. Подлинно злые люди делают им то, но они будучи уверены в сем, что « не имамы зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем » (Евр.13:14): и имея « житие свое на небесех » (Флп.3:20), ждут Спасителя Господа Иисуса, Который ублажая гонимых правды ради, многую обещевает им мзду на небесах (Мф.5:10). Посему, что причиняет печаль погрязшим в суетности мира, то приносит радость посвятившим Богу и ум, и душу, и сердце. Сие кажется странно, но весьма справедливо. Колико опечаливает человеков мирских похищение имения их? Чрезвычайно, и однако ж похищение оное имения радость приносило человекам Божиим. Свидетельствует сие Павел, говоря о Святых от рода Еврейского: « ибо » говорит, « узам моим спострадасте, и разграбление имений ваших с радостию приясте » (Евр.10:34). Излагает и причину сей дивной радости. Прияли вы, говорит, с радостию разграбление имения вашего, пoелику знаете, что есть для вас на небесах имущество превысшее и вечное, знаете, что будете иметь лучшее существование на небесах и пребывающее. Коликая скорбь бывает мирским людям, когда явно на судилище биют их? Великая без сомнения: и однако ж святые Апостолы, когда беззаконные Иудеи били их пред лицем вселукавого своего собора, « идяху », говорит Божественный Лука, « радующеся от лица собора » (Деян.5:41). Почему ж они радовались? « Яко за имя Его », то есть Иисуса Христа, « сподобишася бесчестие прияти ».

Но неужели радуются, скажешь ты, святые человеки и тогда, когда жесточайшие болезни мучат их, или не чувствуют они мучения болезней? Или никогда больны не бывают? Как человеки больны бывают, и как плоть носящие без сомнения чувствуют болезненные мучения, но взирая на великие и вечные мздовоздаяния, уготованные претерпевающим, мужественно переносят жестокость болезненную; а терпение приносит сердцу их искусство, то есть опытность, искусство же рождает в душе их твердое упование достигнуть Божественных венцев: « скорбь терпение соделовает: терпение же искуство, искуство же упование: упование же не посрамит » (Рим.5:3–5). Таковое упование столь согревает сердце их, что с радостию претерпевают они болезненные страдания. Ежели бы, когда стесняет тебя мучительная болезнь, имел ты полное уверение в том, что если претерпишь мужественно, то болезнь твоя прекратится, и ты за терпение твое соделаешься царем, в таком случае не претерпел ли бы ты с радостию тяготу болезни твоей? Тогда ум твой обращен бы был не к тому, чтобы чувствовать болезненность, но к тому, чтобы рассуждать о наслаждении царствием. А сие бывает со святыми мужами. Они совершенно уверены в том, что ежели со благодушием претерпят, то соделаются царями в царствии Иисуса Христа, как утверждает Павел, говоря: « верно слово: аще бо с Ним умрохом, то с Ним и оживем: Аще терпим, с Ним и воцаримся » (2Тим.2:11–12). Почему имея и ум, и душу, и сердце обращенные к ожидающему их царствию, радуясь претерпевают мучение болезненное. Павел же словом тому поучив, и делами то доказал, когда приятны были ему за любовь Христову подъемлемые немощи, презрения, нужды, гонения и тесноты. « Темже благоволю в немощех, в досаждениих, в бедах, во изгнаниих, в теснотах по Христе: Егда бо », говорит, « немощствую, тогда силен есмь » (2Кор.12:10). « Аще и внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни » (2Кор.4:16). По сим причинам радуются святые, когда страждут; по сим причинам взывал Павел: « радуюся во страданиих моих » (Кол.1:24).

Но ежели добродетельные, скажешь ты, радуются всегда по учению Павлову, то как святой Пророк Давид рыдал, говоря: « увы мне, яко пришельствие мое продолжися » (Пс.119:5): и Иеремия плакал (Иер.15), и Иезекииль сеел свиток книжный, в котором « вписано бяше рыдание и жалость и горе » (Иез.2:10). Но и Павел завещевал « плакати с плачущими » (Рим.12:15), и сам оплакивал врагов креста (Флп.3:18). Еще же и сам Спаситель мира плакал о разорении Иерусалима (Лк.19:41), плакал и над гробом Лазаря (Ин.11:33). Рыдания, плач, сетование и слезы Святых не суть горькие, но сладкие, приятные и радостные. Ибо они не суть порождения печали, ни произведения скорби, но суть плоды любви и отрасли умиления. Любовь же и умиление не печалит – но веселят, не огорчают – но радостворяют душу человека. Сию сладчайшую радость означало и видение Иезекиилево, который сеел свиток, содержащий в себе рыдание и жалость и горе, тогда почувствовал, говорит, в устах своих сладость меда. « И бысть во устах моих яко мед сладок » (Иез.3:3). Сию радость изъявил и Господь наш, сказав: « блажени плачущии, яко тии утешатся » (Мф.5:4). « Блажени плачущии ныне, яко возсметеся » (Лк.6:21).

В добродетельных людях не имеет места мирская печаль, сопротивная духовной радости. Добродетель и мирская печаль суть две вещи несовместимые: ибо какая мирская вещь может опечалить добродетельных, кои почитают за уметы все, что есть в мире? (Флп.3:8) Сердце любящих Бога есть жилище Божие. « Аще кто любит Мя », сказал Богочеловек, « слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим » (Ин.14:23). А где Бог – оттуда бежит печаль, как и где свет, оттуда бегает тьма. Доколе человек соделывает добродетель, дотоле Бог пребывает в нем; отчего чувствует радость спасения своего. Ежели же отпадет от добродетели, то Бог отступает от него, и он чувствует тогда скорби адские. Когда Давид согрешил, то лишился соединения с Богом, а следственно и таковой радости. Почему раскаиваясь с плачем, молил, чтобы не отвратился совершенно от него Бог, но послал бы ему Духа Святого, и тако возвратил бы ему радость спасения. « Не отвержи мене », говорил, « от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отъими от Мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего » (Пс.50:13–14). Нимало убо не погрешит тот, кто скажет, что сии слова: « радуйтеся всегда о Господе: и паки реку, радуйтеся » (Флп.4:4): одно и то же значат, и равную силу имеют с таковыми: Соделывайте всегда благодатию Господнею добродетель: и паки реку, соделывайте добродетель.

Всуе убо, о человеки, течете вы туда и сюда, усильно трудитесь, ища радости в суетностях мира, всуе мучитесь, ища радости в богатстве, в повышениях и в мирских достоинствах: всуе занимаетесь театрами, конскими ристаниями, танцами, игрищами, мусикийскими органами, сладострастными песнями, многоразличными брашнами и питиями, и роскошными трапезами. Тени только то радости суть, кои сперва веселят несколько чувства, а потом огорчают душу. Ошибается тот, который думает, что он радоваться будет, ежели отмстит врагу своему, или исполнит похотение плоти, или другой какой сделает грех. Ибо грех, хотя доставляет кратчайшее некое услаждение, когда он делается, но когда окончится, производит страх и стыд, производит печальные и горчайшие обличения совести. Один есть источник истинной и непрестающей радости, делание добродетелей. Когда побеждаешь ты грех, когда прощаешь врагу твоему, когда милуешь нищих, когда целомудрствуешь, когда молишься, тогда чувствуешь радость Божию в сердце твоем. Посему Богоносный Павел сказав, « радуйтеся всегда о Господе: и паки реку, радуйтеся » (Флп.4:4), завещевал делание добродетелей, поучая сим, что матерь есть то истинной радости. Будьте, как тем сказал, кротки, отриньте всякое попечение о мирской суетности, вложите в сердце ваше упование на Бога, молитесь со благодарением. Потом объяв вообще всякое благоделание, сказал: « прочее, братие, елика суть истинна, елика честна, елика праведна, елика пречиста, елика прелюбезна, елика доброхвальна, еще кая добродетель, и аще кая похвала, сия помышляйте, сия творите: и Бог мира будет с вами » (Флп.4:8–9). Когда же Бог с вами, тогда радость Божия в вас будет, и радость ваша исполнится (Ин.15:11): и радости вашей никтоже возмет от вас (Ин.16:22).

Беседа по Апостоле из послания Апостола Павла к Галатам, читаемом в неделю пред Воздвижением, на слова сии Апостольские: « Мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа »: или о родах хваления, и о том, почему Апостол, оставя всякое другое хваление, хвалился о кресте Господа нашего Иисуса Христа

Несравненно более подвизались Божественные Апостолы, чтобы привлечь к вере во Христа Иудеев, нежели язычников идолопоклонных. Легче удостоверяем был идолопоклонник в том, что истуканы, коим он поклоняется, не суть боги, нежели жестоковыйный Еврей в том, что Закон, который он принял от Бога, был сению и образом, предвозвещающим Иисуса Христа: как глухой, не слышал от святых Пророков слов, столь ясно пророчествовавших о Иисусе Христе, и как слепой не видел превеликих чудес ни самого Иисуса Христа, ни Богоносных Апостолов. Не могши же уразуметь, что плотское обрезание образом было духовного обрезания, никак не претерпел того, чтобы отложено оное было и совершенно упразднено. А соблазняло его неразумие таинство живоносного креста, пoелику он плотски разумел сие: « проклят от Бога всяк висяй на древе » (Втор.21:23). Посему некоторые из Иудеев, хотя уверовали во Христа, но желая угодить единоплеменным своим принуждали обращающихся к вере обрезываться, и таким образом избегали сии страшных от неверных Иудеев гонений, коликие воздвигали они на проповедающих Христа распята (1Кор.1:23). В чтенном ныне послании обличает Богомудрый Павел заблуждение принуждающих обрезываться, и как отнюдь не страшащийся гонителей креста, светлогласно проповедует: « мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа » (Гал.6:14). Пoелику же толкование всего чтенного ныне послания прежде писано (Смот. Недел. 22), то обращая теперь слово к сему только Апостольскому хвалению, во-первых, исследуем роды хваления, во-вторых, почему Апостол, оставя всякое другое хваление, хвалился « о кресте Господа нашего Иисуса Христа ».

Хвалятся люди разумностию своею, мудростию, красотою, мужеством, богатством, достоинствами, благородством, и всяким другим телесным благом: хвалятся ревностию, милосердием, любовию, целомудрием, терпением, правдою своею, и всяким другим делом духовным: хвалятся и дивными делами вседетельной силы Божия. Первое хваление есть телесное, второе душевное, третье хваление есть Божественное: первое хваление есть грех, раздражающий Бога, и готовящий хвалящемуся строгое наказание. Навуходоносор хвалился царскою своею силою и властию: « и кто есть Бог », сказал он к трем отрокам, « иже измет вы из руки моея? » (Дан.3:15) « Несть ли сей Вавилон великий, егоже аз соградих в доме царства, в державе крепости моея, в честь славы моея? » (Дан.4:27) Еще же слово такового хваления стояло в устах его, и се глас с небеси возвещающий ему осуждение: « в той час слово скончася на царе Навуходоносоре, и от человек отгнася, и траву аки вол ядяше, и от росы небесныя тело его оросися, дондeже власы ему яко льву возрастоша, и ногти ему аки птицам » (Дан.4:30). Посмотри же и на Ирода: он, облекшись в царскую одежду и седши на судище, говорил к народу о державе и власти своей: народ же или ласкательствуя ему, или удивляясь силе речи его, восклицал: « глас Божий, а не человечь » (Деян.12:22). Услышав он окаянный глас сей, не прославил Бога, давшего ему и царство, и силу слова. И се тотчас « порази его Ангел Господень, зане не даде славы Богу: и быв червми изъяден, издше » (Деян.12:23).

Весьма далеко отстоят святые люди от сего мирского хваления. « Не хвалитеся », учат они, « и не глаголите высокая в гордыни: ниже да изыдет велеречие из уст ваших » (1Цар.2:3). « Да не хвалится премудрый премудростию своею, и да не хвалится сильный силою своею, и да не хвалится богатый богатством своим » (1Цар.2:10). Много паче отстоял от хваления сего преблаженный Павел, который за уметы вменял все мирское (Флп.3:8). Он столь далек был от хваления по плоти, что когда узнал, что нужно ему похвалиться, пoелику лжеапостолы обольщали верных, хвалясь родом своим, предками, и трудами Христа ради подъемлемыми, тогда во первых исповедал, что говорит он как глупый и безрассудный: « еже глаголю », сказал, « не глаголю по Господе, но яко в безумии,в сей части похвалы » (2Кор.11:17): и еще, « любезно бо приемлете безумныя, мудри суще » (2Кор.11:19): и еще, « о немже аще дерзает кто, несмысленно глаголю, дерзаю и аз » (2Кор.11:21). Потом сказал наконец: « Евреи ли суть? И аз. Израильтяне ли суть? И аз. Служителие ли Христовы суть? Не в мудрости глаголю, паче аз » (2Кор.11:22–23).

Касательно же хвалящихся добродетелями своими пример мы видим страшный во святом Евангелии. Два, говорит, человека взошли во храм помолиться, один Фарисей (то есть, мнимоправедный), а другой мытарь (то есть, грешник). Фарисей не молится, но величается и хвалится. « Несмь », говорит, « якоже прочии человецы, хищницы, неправедницы, прелюбодеи, или якоже сей мытарь. Пощуся двакраты в субботу, десятину даю всего, елико притажу » (Лк.18:11–12). Мытарь же, почитая себя недостойным, чтобы вознести ему очи на небо, поникши долу, бил перси свои, и говорил: « Боже, милостив буди мне грешнику » (Лк.18:13). Вышли они из храма, Фарисей мнимоправедный осужденным за то, что по гордости хвалился собою, а мытарь грешный оправданным за раскаяние по смирению его. Таким образом хваление в одно мгновение испровергает все добродетельные дела, кои по долгом времени со многими трудами соделываны были.

Посмотри же, что Павел достигши до совершенства всякой добродетели проповедует велегласно: « Христос Иисус прииде в мир грешники спасти, от нихже первый есмь аз » (1Тим.1:15). Коринфяне принудили его повествовать о великих действиях своих, дабы теми заградить уста лжеапостолов. А пoелику знал всеславный Апостол, что повествование о видении ему бывшем открывало совершенную его добродетель и святость, то старался, сколько возможно, сокрыть в оном хваление. Почему дал вид слову такой, что как бы то было с иным лицем: « вем человека », сказал, « о Христе прежде лет четыренадесяти: аще в теле, не вем, аще ли кроме тела, не вем, Бог весть, восхищена бывша таковаго до третияго небесе » (2Кор.12:2). Сокрыл он сколько мог, и совершенство души своей, сказав: « дадеся ми пакостник плоти, аггел сатанин, да ми пакости деет, да не превозношуся » (2Кор.12:7). Впрочем исповедал, что хотя принужден был хвалиться, но соделался несмысленным. « Бых », говорит, « несмыслен хваляся: вы мя понудисте » (2Кор.12:11).

Поистине хвалиться есть дело глупое и безрассудное. Что хвалишься, о человече, будучи по началу своему брение, и по малом времени тоже брение? Хвалишься ли ты мужеством, красотою и стройностию членов тела твоего, или остротою, мудростию и благоразумием души твоей? Но кто сотворил тело твое? Кто создал душу твою? Божии руки, почему Пророк воспевал: « Руце Твои сотвористе мя и создасте мя » (Пс.118:73). Чем хвалишься, богатством ли твоим, властию ли, достоинством ли? Но ты наг исшел из чрева матери твоей, наг и отыдешь (Иов.1:21). Что имеешь, Божие есть. « Господь убожит и богатит, смиряет и высит. Возставляет от земли убога, и от гноища воздвизает нища » (1Цар.2:7–8). Чем хвалишься, добродетельными ли делами твоими? Но и сии Божии суть, ибо Он и содействует хотению нашему, и спомоществует в произведении их. « Бог бо есть действуяй в вас и еже хотети и еже деяти о благоволении » (Флп.2:13). Без Бога же никто не может ничего соделать. « Без Мене не можете творити ничесоже » (Ин.15:5). Сколь безрассудным и глупым почел бы ты того человека, который одевшись в чужое платье, ходил бы туда и сюда хвалясь и величаясь чужим, как бы то было собственное его: но мы бедные безумнее и безрассуднее бываем такового человека, коликократно преступая Божие повеление сие: « будите убо мудри яко змия » (Мф.10:16), безумствуем, величаемся и хвалимся, иногда как Навуходоносор и Ирод, иногда как Фарисей, нимало не чувствуя тяжести греха сего, каков есть хваление.

Хваление есть дщерь гордости: почему ненавидит Бог равно и матерь и дщерь. Но всякое ли хваление есть гордость? Нет, послушайте, как Бог различил одно хваление от другого, мирское от Божественного. « Тако глаголет Господь: да не хвалится мудрый мудростию своею, и да не хвалится крепкий крепостию своею, и да не хвалится богатый богатством своим » (Иер.9:23). Сими словами возбраняет Бог всякое хваление, которое относится к нам самим. « Но о сем », говорит, « да хвалится хваляйся, еже разумети и знати, яко Аз есмь Господь творяй милость и суд и правду на земли, яко в сих воля Моя, глаголет Господь » (Иер.9:24). Сими словами показал нам Бог, что когда мы хвалимся о Нем, тогда творим дело угодное святой Его воле. Хвались, говорит Бог, и велеречь повествуя величия Божества Моего; велеречь и говори, что разумеешь и знаешь то, что Аз есмь Господь всяческих творяй милость, суд и правду: сими хвалениями я угождаюсь, ибо таковое хваление есть славословие Мое, и составляет пользу человеков. Посему святой Царе-Пророк молил Бога, чтобы исполнил уста его такового хваления, да песнословит весь день Божественную Его славу и величие. « Да исполнится », говорил, « уста моя хваления, яко да воспою славу Твою, весь день великолепие Твое » (Пс.70:8).

Святые три отроки в Вавилоне хвалились таковым хвалением. Навуходоносор устрашал их, говоря, что когда услышите глас мусикийских органов, и если не поклонитесь тотчас образу моему златому, « в той час ввержени будете в пещь огнем горящую » (Дан.3:6). Они же тогда хвалились пред ним и велеречили. Но хваление их проповедывало, что есть Бог на небеси, и велеречие их научало всемогуществу Божию. « Не требе нам », сказали они, « о глаголе семь отвещати тебе. Есть бо Бог наш на небесех, Емуже мы служим, силен изъяти нас от пещи огнем горящия, и от руку твоею избавити нас царю » (Дан.3:16–17). Сие хваление столь угодно явилось Богу, что пременил Он пламень седмерицею разжженной пещи в дух росы прохладной: и так три отроки ходили посреди пламени, как бы посреди тихой росы, поя и славословя Бога: Навуходоносор же слышав Псалмопение, и видя их исшедших из пещи совсем невредимыми, во ужасе велегласно возопил: « благословен Бог Седрахов, Мисахов и Авденаго, Иже посла Ангела Своего, и изъя отроки Своя, яко уповаша на Него » (Дан.3:95). Таковым хвалением хвалились и первомученики святые Маккавеи. Таково было и хваление Павла, хваление святое и Богу благоприятное: ибо как три отроки и седмь Маккавеев хвалились делами силы Божия (2Мак.7:16–17), так Павел хвалился делами силы креста. « Мне же », говорил, « да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа » (Гал.6:14).

Святое таковое хваление! Но почему « токмо », как бы так говорил, о едином кресте Христовом?» Потому что крест Христов совершил дело Божие, то есть, спасение человеков. Но не были ли спасительные дела Божии – и вочеловечение Бога Слова, и страдание, и воскресение, и вознесение, и седение одесную величествия, и Всесвятого Духа с небеси послание? Почему убо не сими, а крестом хвалился Богодухновенный Павел? Вочеловечение Сына Божия имело цель, а не совершение спасения человеков: так мы веруем, и так исповедуя, говорим: « нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася ». Страдание также вочеловечившегося Сына Божия начало было, а не совершение спасения. « Подобаше бо Ему, егоже ради всяческая и Имже всяческая, приведшу много сыны в славу, Начальника спасения их страданми совершити » (Евр.2:10). Тогда же страданиями совершил, когда на кресте, принесши Себя в жертву Богу за грехи наши, предал душу Свою Богу и Отцу: тогда совершил Он дело спасения нашего. Посему тогда, как вися на кресте принял оцет, сказал: « совершишася: и преклонь главу, предаде дух » (Ин.19:30). « Совершишася », получила то есть конец вражда между Богом и человеками. « Совершишася », получила конец держава греха и власть смерти. « Совершишася », совершилось дело спасения человеков. Воскресение, вознесение, одесную седение и сошествие Святого Духа были последствия и плодоношения животворной жертвы на кресте совершившиеся. Почему кто хвалится крестом Христовым, тот хвалится всеми для спасения нашего совершившимися таинственными делами Божиими. Так вот причина, почему Богонаученный Павел не хвалился иным чем, как только крестом Христовым.

Поистине же крест Христов есть предмет достойный того, чтобы оным хвалиться, не только по изъясненной причине, но и по совершившимся от Распятого на оном великим и преславным делам. Иудеи почитали крест орудием посрамительным, а распятого проклятым. Еллины же хотя многих и великих имели богов, но не имея Бога распятого, о Кресте почитали безумием проповедь. Хотя же Павел и прочие Апостолы знали мысли Иудеев о кресте, и Еллинов поругания над Распятым, но нимало не останавливаясь со дерзновением всюду проповедывали Иудеем и язычникам, что крест есть орудие спасения, а распятый на оном Иисус Христос есть Бог и Творец всей видимой и невидимой твари. « Мы же проповедуем », говорил Павел, « Христа распята, Иудеем убо соблазн, Еллином же безумие » (1Кор.1:23). Но сие не дивно: Апостолы в истине Веры удостоверены будучи тем, что видели и слышали, и дыша Божественною ревностию, проповедывали Иудеям и Еллинам, что распятый Иисус Христос есть истинный Бог, почему и говорили: « не можем бо мы, яже видехом и слышахом, не глаголати » (Деян.4:20). Дивно же то, как соблазн убедил Иудеев, и безумие удостоверило Еллинов: дивно и непостижимо, как Израильтянин верующий, что всякий висящий на древе есть проклят от Бога, и Еллин предубежденный, что таковая проповедь есть безумие, уверовали и удостоверились, что Христос при Понтии Пилате как преступник осужденный на смерть, распятый и умерший, есть Бог, Вседержитель, Творец и Промыслитель всего видимого и невидимого: дивно и непостижимо то, как столь бесчисленное множество Иудеев и язычников приняли таковую Веру.

Насилие и властительство принуждающее много действует: но какое властительство или насилие могли употребить Апостолы, люди безоружные, нищие, безграмотные? Надежда насладиться мирскими вещьми привлекает многих: по какая надежда телесного наслаждения привлекла толикое множество к Христианской вере? Надежда ли получить богатство? Но Апостолы проповедывали нищету: « иди, продаждь имение твое и даждь нищим » (Мф.19:21). Надежда ли достигнуть величества и власти? Но Апостолы учили униженности и подчиненности: « иже аще хощет », говорили они, « в вас вящший быти, да будет вам слуга; и иже аще хощет в вас быти первый, буди вам раб » (Мф.20:26–27). Надежда ли иметь плотские удовольствия, телесное услаждение и покой? Но Апостолы открыто свидетельствовали во Евангелии, что Христос закон такой положил, чтобы тот, кто хочет быть учеником Его, отвратился от всякого плотского удовольствия и от всякого телесного услаждения. « Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет » (Мф.16:24). Надежда ли иметь любовь и уважение от мира? Но Апостолы предсказывали, что уверовавших возненавидят все мирские люди: « И будете ненавидимы всеми » (Мф.10:22). Они предсказывали уверовавшим озлобления, гонения, предательствования, темницы, влечения пред царей и владык, и наконец мученическую смерть: « Возложат », говорили, « на вы руки своя, и ижденут, предающе на сонмища и темницы, ведомы к царем и владыкам: прилучится же вам во свидетельство » (Лк.21:12–13).

Какая убо мирская вещь привлекла к вере во Христа столь бесчисленное множество людей, мудрых и неученых, богатых и убогих, господ и рабов, царей и подданных, мужей и жен, младых и старых, всякого возраста, чина и состояния, всякого рода, обычая, языка и богослужения? Какая, говорю, вещь мирская пленила ум, покорила сердце, и убедила душу толиких тем людей, кои с толикою охотою презрели все мирское, и с радостию подъяли самую смерть по любви ко Христу? Какая сила человеческая с толикою поспешностию обратила лице земли от идолопоклонства, к вере во Христа, и от рабства грехов к свободе добродетели? Не только множество уверовавших, но и поспешность, с коею Вера распространилась и добродетель воссияла, суть дела дивные и преславные. Сами Апостолы еще в живых находясь, видели сию дивную и непонятную перемену. Почему Павел писал к Колоссаям, что проповедь Евангельская плодоносит во всем мире, « в словеси истины благовествования, сущаго в вас, якоже и во всем мире: и есть плодоносно и растимо, якоже и в вас, от негоже дне слышасте и разуместе благодать Божию » (Кол.1:5–6). Какое убо слово человеческое, какая естественная или мирская сила соделали сие? Ничто таковое: единая сила и благодать распятого за нас Христа произвела дивные сии и преславные дела. А сие постыжает и заграждает уста неверных. Хотя же силятся они найти слова в ответ, но столь буесловят, что виден стыд на рдеющемся лице их.

И так, братия, исследовали мы по возможности, и сколько требуемая краткость позволила, сии Богодухновенные слова: « мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа » (Гал.6:14). Чему же научились мы от сего исследования? Научились, что хваление Павлово было святое и Богоугодное, пoелику хвалился он великими и преестественными делами, кои соделал распятый за нас Иисус: хваление же величающихся собственными делами, или благами своими, есть грех Богоненавистный, заслуживающий великое наказание. Научились еще отсюда и тому, что принятие и распространение Христианской веры дела суть десницы распятого Иисуса Христа. Блажен убо тот, кто подражая Павлу хвалится крестом Христовым: а тот злосчастен, кто подражая гордым людям хвалится собственными своими благами и делами. Кто же может хвалиться как Павел, крестом Христовым? Никто иной, разве тот, кто распял, как он, похоти мирские, никто иной поистине не хвалится, как Павел, разве тот, кто пригвоздив ум к горе Голгофской, изобразит в сердце своем крест и страсти Господни, и видя Его всегда на кресте висящего, распнет плоть свою « со страстьми и похотьми » (Гал.5:24). Таковой поистине хвалится как Павел, говоря: « мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа, имже мне мир распяся, и аз миру » (Гал.6:14).

Беседа по Апостоле из послания Апостола Павла к Галатам, читаемом в неделю по Воздвижении, на слова сии Апостольские: « Христови сораспяхся: живу же не ктому аз, но живет во мне Христос »: или о том, что распятие похотей, неподвижность ко злу и умерщвление страстей не есть дело невозможное для естества человеческого

« Коль возлюбих закон Твой, Господи », говорит Царе-Пророк Давид, « весь день поучение мое есть » (Пс.118:97). По какой причине любил он весьма закон Божий, сие явственно, любил то есть его весьма потому, что истина есть оной и правда и путеводительство ко всякому временному благополучию и к наследию вечного блаженства. Но для чего поучался в оном весь день? Содержится оной в Пятокнижии Моисеевом, а Пятокнижие есть кратко и для памятования удобно, так видно, что те же слова повторял он и исследовал повседневно: для чего же то делалось? Для того, говорит, что занимаясь оными вразумлялся более и самых своих учителей: « паче всех учащих мя разумех, яко свидения твоя поучение мое есть » (Пс.118:99): для того, говорит, что исследывая оные делался разумнее и самых старейших и дальнейших в знаниях: « паче старец разумех, яко заповеди Твоя взысках » (Пс.118:100). Мужие братия, « елика преднаписана Быша, в наше наказание преднаписашася » (Рим.15:4). Святый Пророк написал сие, поучая и увещевая нас, чтобы и мы, занимаясь повседневно исследованием словес Господних, умудрялись и познавали путь спасения. Чтенные словеса Богомудрого Павла суть словеса Божии. Хотя же мы и на ином уже месте исследовали оные (Смот. Недел. 21), но займемся ими же и теперь, обратившись вниманием и испытанием нашим к сим преимущественно Божественным словам: « Христови сораспяхся: живу же не ктому аз, но живет во мне Христос » (Гал.2:19–20).

Ежели буквально будем брать сии слова, то ни только не поймем, но и нелепые составим суждения. Павел не распят был, но отсечена ему глава нечестивым и ненавистнейшим Нероном: когда Иисус Христос распят был, тогда Павел был неверным, и еще гонителем Христовым, когда первомученик Стефан камением побиен был: как же он говорит, « Христу сораспяхся », то есть, распялся я со Иисусом Христом? Явственно и верно то, что когда Павел писал, в то время он жив был, как жив всякий человек, когда пишет. Как же он говорит, что я уже не живу, то есть, что я пишу сие уже мертв будучи? При том Иисус Христос по страдании и смерти и царствует во все веки, везде сый яко Бог и вся исполняяй со Отцем и Всесвятым Его Духом. Как же Павел говорит, « но живет во мне Христос »? Какою жизнью Христос живет в нем? Сие заставляет нас верить, что иносказательный и таинственный есть смысл настоящих слов.

Подтверждается сие тем, что пред сими словами сказал Павел. Ежели мы в точности предыдущее уразумеем, то уразумеем и последующее, то есть, настоящие слова. Пред сими словами сказал он: « аз бо законом закону умрох, да Богови жив буду » (Гал.2:19). Сие мы уразумеем, если заметим, что сказал Бог Моисею, когда говорил о пришествии Сына Своего в мир. « Пророка », сказал, « возставлю им от среды братий их, якоже тебе: и вдам слово Мое во уста Его, и возглаголет им, якоже заповедаю Ему. И человек той, иже не послушает словес Его, елика возглаголет Пророк оный во имя Мое, Аз отмщу от него » (Втор.18:18–19). Когда же сошедши с небеси глас воззвал так Павла: « Савле, Савле, что Мя гониши? » (Деян.9:4) Тогда он крестившись и отверзши не только заключенные очи телесные, но и душевные, познал, что Пророк, о котором Бог говорил чрез Моисея, есть Иисус Христос: тогда он просветившись Божественною благодатию уразумел, что все в Законе бывшее было знаменованием того, что Христос учредил и совершил: тогда познал он, что плотское обрезание было образ обрезания нерукотворенного, то есть, отложения чрез святое крещение « грехов плоти » (Кол.2:11): а змий, на древо вознесенный – образ вознесенного на крест Христа (Ин.3:14); Иона во чреве китове три дни бывший, и потом исшедший жив и невредим, – тридневного погребения Иисуса, восстания Его из мертвых и нетления (Мф.12:40); манна в пустыни – Божественного причащения хлеба животного (Ин.6:49:51): тогда познал он, что и прочее, чему учил закон, было знаменованием того, что Иисус Христос совершил. Посему он говорил: « аз бо законом закону умрох », то есть, я, руководствуясь словами Закона, поучающими меня слушать имеющего от Бога возставиться Пророка, « закону умрох », то есть, умертвил в себе ревность и горячесть к закону: познавши, что закон был только образователен и знаменователен, оставил знаменования, и последовал истине, оставил образ, и прилепился к первообразному, отбежал от тени, и пришел к благодати. « Законом умрох », то есть, не живу, и не веду себя по образовательным установлениям закона. Для чего же сие? « Да Богови », говорит, « жив буду », то есть, да живу не жизнию несовершенною, которой поучает Закон, но житием совершеннейшим, которое узаконено Евангелием.

Кто сие поймет, тот увидит, что последующие слова суть толкования сего произречения, « да Богови жив буду »: увидишь, что последующими Апостол толкует, какая то жизнь есть по Боге, « Христови », говорит, « сораспяхся: живу же не ктому аз, но живет во мне Христос » (Гал.2:19–20). Но что значит сие, аз, касательно сего заметь, что всякий человек сложен из души и тела, как учит нас Божественное Писание, говоря, что Бог, взяв перст от земли, создал тело человека, « и вдуну в лице его дыхание жизни, и бысть человек в душу живу » (Быт.2:7). А что противны суть желания души желаниям тела, в том удостоверяет нас внутреннее чувство, особливо когда боремся со грехом: хочу и стремлюсь соделать грех, и вместе не хочу и воспящаюсь соделать оный, хочу и не хочу, стремлюсь и удерживаюсь, желаю и гнушаюсь одного и того же, и в то же время сие есть неоспоримое доказательство того, что сложены мы из двух существ, и что два оные существа имеют противоположные желания, от коих происходит внутренняя борьба и внутренняя брань наша. О сем самом Павел произрек: « вижду же ин закон во удех моих, противувоюющь закону ума моего и пленяющь мя законом греховным, сущим во удех моих » (Рим.7:23). « Не еже бо хощу доброе, творю, но еже не хощу злое, сие содеваю » (Рим.7:19). И так сие, аз, ни всю сущность человека означает, ни душу одну, ни одно тело, но показывает сущий во удех наших закон, то есть, силу плотских похотей и желаний.

Посмотри же, как распинаются похоти и желания плоти. Три суть состояния распинаемого, болезненность, недвижимость и смерть. Ежели ты по любви ко Христу претерпеваешь мужественно болезненность, какую чувствуешь, когда борешься с похотями плоти, ежели полагаешь на оные узду, заставляющую их быть неподвижными к соделанию греха, и ежели подвижничеством и злостраданием погасив пламень оных, тем умертвишь их силу: тогда распинаешься со Христом, претерпевая по любви к нему крестное страдание, как и он по любви к тебе претерпел крест: тогда с Павлом можешь ты говорить: « Христови сораспяхся ». Пoелику же когда ты сие творишь, тогда умерщвлен бывает в тебе ветхий человек греховный, и живет новый, созданный по Богу « в правде и в преподобии истины » (Еф.4:24), посему приходит тогда и вселяется в тебя Христос, как обещался Он, сказав: « аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему придем, и обитель у него сотворим » (Ин.14:23). Тогда можешь говорить не только сие, « Христови сораспяхся », но и сие, « живу не ктому аз, но живет во мне Христос ». А сие есть верх и совершенство добродетели, распинание то есть оное и умерщвление плотских похотей. Сие самое есть и залог будущего воздаяния за добродетель, когда то составляет соединение Бога с нами прежде нежели душа разлучится от тленного сего и страстного тела.

Но и другое любопытство производят предлежащие Апостольские слова, то есть, любопытствовать заставляет: почему то сказал Апостол? И с какою целию говорил так? Хвалился ли он всуе, или славолюбием побеждаясь, говорил так для того, чтобы хвалиму быть людьми? О сколь гнусны и безумны таковые помышления о человеке небомудрственном, которой за уметы вменял все мирское, и хваление почитал безумием! (Флп.3:8; 2Кор.12:2) Он цель имел ту, чтобы показать правило и черты Евангельского жития. Сие же житие весьма трудным казалось для новопросвещенных язычников, кои прежде преданы были роскошеству и всякого рода распутству: им потому нужно было иметь к утверждению себя пример не прошедший и отсутствующий, но настоящий и пред глазами их находящийся, пoелику пример таковой есть силен и действителен. Посему преблаженный Апостол говорил им « подражатели мне бывайте, якоже и аз Христу » (1Кор.11:1). По сей же самой причине представив он себя образом и начертанием Евангельской жизни, сказал: « Христови сораспяхся: живу же не ктому аз, но живет во мне Христос » (Гал.2:20). Для того изрек сии слова, чтобы то есть уверить их, что как он, будучи человек подобострастен им, мог сораспяться Христу, умереть и жить с Ним, таким образом и они могут то же соделать, ежели восхотят.

Но ежели верить, скажешь ты, что предлежащие слова Павловы суть определение и правило Христианской жизни, то кто может спастись? Где я ни стану, где ни буду находиться, везде соблазны и сети, и неописанные случаи, возбуждающие похоти и возжигающие страсти. Спит часто гнев, но возбуждает его преслушание раба, нарушение обещания от друга, горькие слова родственника, поношения от врагов, и другие бесчисленные неприятности возжигают пламень гнева. Утихает иногда похоть плотская, но любовные слова, бесчестные зрелища, и красота лиц возжигают вещество оной. Хочу простить врагу моем, но он не престает коварствовать и нападать на меня: почему стремление к отмщению погубляет благорасположение хотения моего. Решаюсь презреть суету мира, но богатство, слава и честь пременяют мысль мою, и помрачают ума моего рассудок: почему я как пьяный не разумею, чего желаю, ни познаю, что делаю. Пoелику же таковые похоти врожденны плоти моей, то куда я ни пойду, если пойду и в глубочайшую пустыню, они и туда следуют за мною, и там со мною живут, действуют и искушают меня. Распинание похотей, что значит страдать беспрестанно от неисполнения похотений, неподвижность ко злу и умерщвление страстей, сие, говоришь ты, есть дело невозможное для естества человеческого.

Внемли, о человече, и слыши. Правило Христианского жития, преподанное Павлом, не есть его изобретение, но учение Иисуса Христа. Сам Иисус Христос сказал: « и иже не примет креста своего, и в след Мене грядет, несть Мене достоин » (Мф.10:38). Сие услышав Павел взял крест свой, то есть, распял похоти плоти своей, и умертвил силу их, и таким образом соделавшись достойным жилищем Христовым, жил со Христом. Сему он учил как правилу Христианского жития, сказав: « Христови сораспяхся: живу же не ктому аз, но живет во мне Христос ». Видишь убо, что слово Павлово есть слово Иисуса Христа. Скажи же, веришь ли ты, что Иисус Христос есть Бог истинный? Веришь без сомнения, пoелику сие есть основание Христианской веры. « Основания бо инаго никтоже может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос » (1Кор.3:11). Веришь ли, что Бог будучи бесстрастен, пресовершен, преблаг, Отец, благодетель и Искупитель рода человеческого, хочет, чтобы все сподобились вечного спасения? Веришь без сомнения, пoелику открыто тебе то, что « сие есть добро и приятно пред Спасителем нашим Богом, Иже всем человеком хощет спастися и в разум истины приити » (1Тим.2:3–4). Признаешь ли, что блюстители Божиих повелений спасаются, а преступники мучимы бывают? И сие признаешь беспрекословно, пoелику известно тебе, что « изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда » (Ин.5:29). Но знаешь и сие, что кто предписывает невозможное, тот есть или весьма несовершен в понятии, поколику не различает возможного от невозможного, или коварен в расположениях своих, поколику предписывает невозможное с тем, чтобы сделав преступниками не исполнивших то, наказать их как преступников. Видишь ли, в какую страшную нелепость, паче же и какую хулу впадает тот, кто мыслит так, что невозможно исполнить Божии, а следовательно и Апостольские повеления? Он принуждается верить, что пресовершенный Бог есть несовершен, и подлежит страстям будучи бесстрастен.

Повеление пресовершенного и преблагого Бога не есть невозможно в исполнении. Ежели же не убеждает тебя в сем рассудок, то убедит пример, пример, говорю, бесчисленного множества Святых, кои жили в теле как бы вне тела, во плоти как бесплотные, и человеки земные как Ангелы небесные. Они деятельно показали, что всякий человек может исполнить сие Божие повеление; они делами доказали распятие своих страстей и умерщвление; в горестных обстоятельствах явились терпеливыми, в гонениях кроткими, к гонителям незлобивыми, к мучителям сострадательными, ко всем смиренномудрыми, друзьями и врагам, самыми готовыми и на смерть: они доказали, что Христос жил в них, доказали то обращением неверных, исправлением согрешающих, подкреплением добродетельных, произведением дивных дел, совершением преславных чудодействий.

Но, ты скажешь, Сам Бог сказал, что « прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его » (Быт.8:21). Сие истинно, но что отсюда заключать ты можешь? Не иное что, как только то, что по причине происшедшего в естестве человеческом повреждения по преслушании первосозданных, воля наша от юношеского возраста охотно стремится к злым делам. А отсюда что происходит? Не иное что, как только трудность соблюсти Евангельскую жизнь. Конечно неудобоисполнительное есть то дело, но не совсем не исполнительное, трудное, но не невозможное. Виждь однако, что то же самое бывает и трудно и удобно, как научил нас Начальник и первый Учитель сего спасительного жития; Он доказал первое, сказав: « узкая врата, и тесный путь вводяй в живот » (Мф.7:14); а второе, проповедав сие, « иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть » (Мф.11:30). Но как согласуются сии взаимные противоположности? Согласуются весьма легко, и как то, так и другое истинно, хотя и противным одно другому кажется. Слыши, как самовластны суть все люди, то есть, имеют свободу и волю избирать добро или зло: ибо Бог « из начала сотвори человека и остави его в руце произволения его » (Сир.15:14). Кои преклоняются ко злу, тех души бывают малоспособны к размышлению, к земле пригвождены, и долу пресмыкающиеся. А таковые, пoелику никогда не возводят очей своих на небо, но всегда смотрят на землю, благом своим почитают то только, что поражает телесные их чувства: того жаждут, того желают, и к тому пригвожденны имеют ум и сердце. Для таковых людей тесен и прискорбен путь, вводящий в живот, для них трудно распятие похотей плоти и умерщвление тлетворных страстей. Кои же преклоняются к добру, тех души бывают весьма способны к размышлению, возвышаются над веществом, и возносятся от земных вещей: они имея всегда возвышенные на небо умственные свои очи, видят Божественное свое достоинство, чувствуют, что они суть образ Божий, познают временность всех мирских вещей, и вечность будущих благ: они имеют всегда в памяти, в уме и в сердце небесный Иерусалим, блаженное наше отечество, и вечную славу и Царствие, кои ожидают праведных. Для них благо есть иго Господне и легко Божественное Его бремя, для них удобно и всякой страсти распятие, и всякой злой похоти умерщвление.

Христианине, се « предложил ти Бог огнь и воду, и на неже хощеши, простреши руку твою » (Сир.15:16). Ежели прострет оную к огню, то есть, ежели произволение твое преклонится ко злу, то трудным будет для тебя делом распятие страстей твоих. Ежели прострешь оную к огню, то есть, ежели произволение твое преклонится ко злу, то трудным будет для тебя делом распятие страстей твоих. Ежели же прострешь оную к воде, то есть, ежели преклонится произволение твое к добродетели, то легко возможешь умертвить плотские похоти, и с Павлом возопить: « Христови сораспяхся: живу же не к тому аз, но живет во мне Христос » (Гал.2:19–20). Емуже слава и держава во веки веков. Аминь.


Источник: Толкование Воскресных Апостолов с нравоучительными беседами / Сочинено на еллино-греческом языке преосвященным Никифором, бывшим архиепископом астраханским и ставропольским. - В 2-х том. - Изд. 1-е. - Москва : Синодальная тип., 1854-. / Т. 2. - 1859. - 785, VIII с. (Ранее книга издавалась в 1800 г. в Москве на греч. яз., в 1819 г. - на церков.-слав. яз.)

Комментарии для сайта Cackle