Источник

Толкование на Апостол из послания Апостола Павла к Титу, читаемый в неделю Отцев седьмого Собора (Тит.3:8–15)

Преблаженный Апостол Тит, происходящий от Еллинского рода, ученик был Богопроповедника Павла. Он столь верно и ревностно проходил Апостольское служение, что Божественный Павел братом его своим и чадом присным именовал (2Кор.2:13; Тит.1:4): велика сия похвала, которая доказывает горячайшую веру и великую добродетель Тита. Когда же Павел пришедши в Крит проповедал Евангельское слово, тогда оставил его там, дабы он по усмотрению своему довершил то, чего сам не окончил, пoелику поспешал и другие народы научить познанию истины. « Сего ради », писал к нему, « оставих тя в Крите, да не докончанная исправиши, и устроиши по всем градом Пресвитеры, якоже тебе аз повелех » (Тит.1:5). Вот другая похвала, которая доказывает, что Тит от самого сосуда избранного признан достойным великого и высокого сана Архиерейства, чтобы назирать и исправлять души. Писал он послание к нему, как некоторые говорят, из Никополя Македонского (Феодорит. Икум.). Все же послание научает тому, что настоятелей Церкви есть дело избирать священнослужащих, наставлять и духовно управлять каждого из пасомых. А часть из послания сего, где пишется о обращении с еретиками, читана ныне потому, что Церковь православная торжественно творит ныне воспоминание Соборного собрания трехсот шестидесяти пяти святых Отцев, кои неоднократно их вразумляя, и в заблуждении обличив, предали не исправившихся проклятию, как развращенных и самоосужденных. Кои со вниманием послушают толкования сих Апостольских слов, те видя, что Богоносные Отцы и об еретиках постановление сделали по правилу Апостольскому, еще более утвердятся в том, что все, что ни узаконила Церковь Православная, есть Апостольское и свыше установленное.

Тит.3:8. Чадо Тите, верно слово, и о сих хощу тя извещати, да пекутся добрым делом прилежати веровавшии Богу: сия суть полезна человеком и добра.

Какое есть верное слово? « Явися благодать Божия спасительная всем человеком, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце » (Тит.2:11–12). Сие есть слово верное.

Тит.3:9. Буих же стязаний и родословий и рвений и сваров законных отступай: суть бо неполезны и суетны.

Евреи производили глупые и безрассудные стязания, неправильно аллегорически принимая, и превратно толкуя предметы, в Законе содержащиеся. Кто прочтет книги Раввинов, тот увидит безумие их: увидит особливо безумие их в том, что нелепое говорят они о небесном Царствии Мессии, о бранях их с Гогом и Магогом, о пиршестве избранных, о рыбе зовомой Левиафам и тельце Бегемоте. Занимались они еще исследованием, по Писанию, родословия праотцев их, и столь твердо помнили имена от Адама до Зоровавеля, что наизусть считали их так скоро, как бы то были собственные их имена (Смот. Иерон. в послан. к Тит.). Имели также споры и распри о различных обрядах Закона. А пoелику множество Евреев жило в Крите, как и во Ефесе, то Павел и к Титу Епископу Критскому как и к Тимофею Ефесскому писал, « отступай », то есть отрицайся, и старайся убегать таковых распрей, ибо они бесполезны и суетны. И поистине какая польза от таковых занятий или для учителя, который должен поучать догматам Христианской веры и правилам Евангельской благонравственности, или для слушателей, когда слушают они безрассудные стязания и речь о родословии? Разглагольствование о таковых вещах не только бесполезно и суетно, но и вредно, пoелику производит ссоры, как Павел писал к Тимофею, говоря: « буих же и ненаказанных стязаний отрицайся ведый, яко раждают свары: рабу же Господню не подобает сваритися, но тиху быти ко всем, учительну, незлобиву » (2Тим.2:23–24).

Тит.3:10–11. Еретика человека по первом и втором наказании отрицайся: Ведый, яко развратися таковый и согрешает, и есть самоосужден.

Еретик есть совсем отвергшийся и от самой веры отчуждившийся, как несогласный и противящийся правым догматам истинной веры (Васил. Прав. 1 Епифан. письм. к Акак.). Были же еретики и до Христа, как то, Самаряне, Саддукеи, Иродиане и другие: и по Рождестве Христовом в самое еще время Апостолов явились еретики, зовомые – Симониане, Василидиане, Николаиты, Гностики и другие многие. Почему поучая Апостол ученика своего и Епископа удаляться производящих глупые стязания, родословия, споры и распри в законе представил и правило, касательно еретиков, показав, каким образом обращаться с ними должно. Когда ты Тит, говорит он, увещаешь еретика единожды и дважды, тогда оставляй его, ибо узнаешь, что еретик по первом и втором увещании не исправившийся « развратися », то есть, расстроил рассудок свой, и правые свои мысли, и согрешает, отвергая учения Иисус Христовы, и есть « самоосужден », то есть, сам себя осуждает и обвиняет, отделяя себя от тела Христова, то есть, от Церкви, и делая себя членом сатаны, изобретателя ереси и учителя. Отсюда научившись Божественные Отцы на святых Соборах, провозгласили анафема на еретиков, по первом и втором увещании не хотевших исправиться.

Тит.3:12. Егда послю Артему к тебе или Тихика, потщися приити ко мне в Никополь: тамо бо судих озимети.

Тихик был Асианин, Апостол от семидесяти, последователь Павла, и самый ближайший ему, коего он посылал в различные места для утешения верных (Деян.20:4; Смот. месячн. Янв.). Увенчал его и хвалами Боговдохновенный Павел, пиша к Ефесеям: « вся скажет вам Тихик возлюбленный брат и верен служитель о Господе » (Еф.6:21). И к Колоссаям: « яже о мне, вся скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верен служитель и соработник о Господе » (Кол.4:7): Артема же был един от семидесяти Апостолов, епископствовавший в Листрех (Смот. месячн. Октяб. день 1). А из предлежащих слов явствует, что и Тит был возлюбленный Павлу, и верный служитель Евангельской проповеди: вот и довольная похвала! Заметь же Апостольское промышление: приглашает Тита, чтобы поспешил придти к нему, для нужных без сомнения потреб церковных, или чтобы преподать ему совершеннейшие поучения, но пoелику был он Епископ (Злат. Феофил. в он. месте), то завещевает тогда придти к нему, когда пришлет к нему Артему или Тихика, чтобы сей, как местоблюститель его, исполнял его должность. Сие же, « тамо бо судих озимети », показывает, что не был он там, то есть в Никополе, когда писал к Титу послание, но в Македонии и Ахаии, или может быть на пути, когда то есть шел в Никополь (Феодорит. в он месте).

Тит.3:13. Зину законника и Аполлоса скоро предпосли, и да ничтоже им скудно будет.

Зина был из числа семидесяти Апостолов, и в законах Иудейских искусный, почему назывался законником (Смот. месячн. Янв. 4 день). Об Аполлосе же известно из Деяний Апостольских, что он был Иудеянин, Александриец родом, муж ученый, сильный в Писании, ревнитель и учитель веры во Христа, и сопричислен был к лику семидесяти Апостолов (Деян.18:24–25). Сии оба, сколько видеть можно, не имели под смотрением своим определенных Церквей, как имели Тимофей и Тит, но повсюду ходя проповедывали слово благочестия, и устрояли нравы верных. В помощи же их имея нужду, Павел писал к Титу, чтобы прислал их к нему, « скоро предпосли »; и толкуя, что значит сие, говорит: « да ничто же им скудно будет ». С надлежащим, говорит, тщанием и попечением отправь их в путь, дав им нужное, « да ничтоже им скудно будет ». А пoелику блаженный Тит был скуден, то показывает ему, чем может он напутствовать их, говоря:

Тит.3:14. Да учатся же и наши добрым делом прилежати в нужныя требования, да не будут безплодни.

Надлежит, чтобы « и наши », то есть верующие во Христа и тобою пасомые, научились « добрым делом прилежати », то есть, чтобы первые споспешествуя добрым делам, помогали нуждающимся в нужных требованиях их, « да не будут безплодни », но да принесут плод благотворения и общения. Сими словами убеждает учитель ученика своего склонять к тому верных, чтобы они, дав Зине и Аполлосу нужное на путь, произвели плодоношение от милостыни своей.

Тит.3:15. Целуют тя со мною сущии вси: целуй любящыя ны в вере. Благодать со всеми вами. Аминь.

Искреннее целование есть доказательство истинной любви. Почему всеславный Павел во всяком почти послании своем прописывает целования поименно братиям, завещевая, чтобы и приемлющие послание его целовали друг друга « лобзанием святым » (1Кор.16:20). Целует же любящих его в вере, то есть, верных, по вере во Христа любящих его яко проповедника оной и учителя. Доказательство горячайшей любви его есть и молитва, коею он молится, чтобы благодать Божия была с ними. Молением же таковым запечатлел он не только сие послание свое к Титу, но и все прочие послания, кои к разным посылал.

Беседа о теплой вере и о маловерии, и откуда оные происходят

Для чего с толикою выразительностию Богоглаголивый Павел завещевал ученику своему Титу, чтобы удостоверял всех верных в том, что Слово Божие есть истинно, и чему оно учит, то твердо и безсомнительно. « Верно слово », писал к нему, « и о сих хощу тя извещати » (Тит.3:8). Для чего хотел, чтобы верующие были твердо уверены в том, чему верят. Не довольно веры для путеводительства ко спасению, но нужно нам иметь твердую уверенность. « Вера без дел мертва есть » (Иак.2:20). К делам же добрым способствует уверенность в том, чему веруешь. Завещевал убо Божественный Апостол иметь твердую уверенность, дабы имея сию уверовавшие охотно соделывали добрые дела. « Верно слово, и о сих хощу тя извещати, да пекутся добрым делом прилежати веровавшие Богу » (Тит.3:8). Но вера и твердая уверенность кажутся две вещи различные. Какое убо есть оное утверждение в вере? Имеет вера меры и степени свои, как и любовь. Один любит Бога много, а другой мало, изъявлял то Господь, сказав о блуднице: « отпущаются греси ея мнози, яко возлюби много: а емуже мало оставляется, меньше любит » (Лк.7:47). Подобно сему, один верует много, а другой мало. Познавали то всеславные Апостолы; почему хотя веровали в Иисуса Христа, однако просили Его, говоря: « приложи нам веру » (Лк.17:5). Господь же отвещал им, говоря: « аще бысте имели веру яко зерно горушно, глаголали бысте убо ягодичине сей: восторгнися и всадися в море, и послушала бы вас » (Лк.17:6). А сие значит, что когда вера согреется, как согревается зерно горчичное, тогда для верного делается и самое неудобнейшее удобным, и невозможное возможным, тогда он производит чудеса. А теплою бывает вера тогда, когда мы не сомневаемся, и нимало не колеблемся в том, чему она учит. « Аще имате веру », сказал Господь, « и не усумнитеся » (Мф.21:21). Желал убо Павел твердости в вере, потому что кто имеет веру несомнительную, тот бегает всякого греха, и соделывает всякое Богоугодное дело.

Противоборствует часто чувство тому, чему учит вера. Пoелику же в борениях сильнейший побеждает, а слабый побеждаем бывает, посему где вера немощна, то есть мала и хладна, там побеждает чувство. От сего мы бедные падаем во глубины греха. Веруем, что Бог « ненавидит вся делающыя беззаконие, погубляет вся глаголющыя лжу, гнушается мужа кровей и льстива » (Пс.5:6–7): но пoелику видим, что многие беззаконники, лжецы, убийцы и злоковарные люди не только остаются ненаказанными, но и благополучны бывают, то чувство зрения возбуждает к брани против веры. А как вера наша немощна, то сила чувства побеждает ум. Почему мы недоумеваем и заключаем, что конечно Бог устрашает только, а не наказывает, и что устрашения Его остаются без исполнения. А посему небоязненно и лжем, и убиваем, и злоковарствуем, и всякое другое соделываем беззаконие. Верую, что Бог есть везде присутствующ, и что видит все дела мои, и знает все тайные помышления мои, как видел и познал нельстивость сердца Нафанаилева под смоковницею, прежде нежели позвал его Филипп: но беспрестанно наполняю ум мой всяким гнусным помыслом, похищаю чужие вещи, обижаю сироту, притесняю вдовицу, и делаю пред лицем Бога то, что стыжусь и боюсь делать пред лицем какого ни есть человека. Откуда происходят сии несообразные дела? Они происходят от маловерия моего. Вера говорит мне, что Бог есть пред лицем моим, а глаза мои, обращаясь туда и сюда, не видят Бога. Почему как вера моя мала, то сила чувства помрачает ум мой и сокрушает малую силу веры моей, и оттого я грешу, нимало не помышляя, что Бог есть пред лицем моим.

Преблаженны те люди, кои имеют веру теплую как зерно горчичное, они побеждают приражения чувств, пoелику теплота веры разрушает приражение чувственное. Посему они как стена непоколебимая нимало не поколеблются во брани с чувствами, и не уклоняются в дела греховные. Такую веру имел святой Пророк Давид. Он хотя телесными очами не видел Господа, но говорил, что видит Его мысленными очами веры предстоящего пред ним, чтобы не поколебаться и не уклониться в беззаконие: « предзрех Господа предо Мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся » (Пс.15:8). Таковую веру имел Авраам: ибо хотя чувствование старости своей и бесплодия Сарры убеждало его в том, что не может он родить сына, хотя простерши руку свою к закланию его видел, что остается бесчадным: однако таковые сильные приражения чувств не поколебали силы великой его веры, но веровал он слову Бога, рекшего к нему: « во Исааце наречется ти семя: помыслив, яко и из мертвых воскресити силен есть Бог » (Быт.21:12; Евр.11:19).

Посмотри же, как мы по причине маловерия нашего не только побеждаемся от чувств, но бываем и рабами страстей наших. « Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный » (Мф.6:14). Сему учит вера, сему верует верный. Кто есть безгрешен, кто не имеет нужды в отпущении грехов? И однако, ежели вера будет теплая и великая, какова была первомученика Стефана, то прощаем мы человекам согрешения их против нас, как и он простил его Иудеям: ежели же вера будет хладная и малая, то потопляют ее волны памятозлобия, и душа наша бывает раболепницею жестокосердия. « Мне отмщение, Аз воздам » (Рим.12:19:9), глаголет Господь. Сему учит вера, сему верует верный. Кто убо другой отмститель есть или сильнейший, или праведнейший, или страшнейший? Никто. Но ежели мало верить будешь сим истиннейшим и безсомнительным словесам, то страсть мщения обымет душу твою, и ввергнет тебя в подавительные смятения, бедствия и мучения, коликие испытывают мстители. Ежели же не будешь недоумевать и нимало не будешь сомневаться в словесах Господних, то укротишь стремление ко мщению, как поступил Царе-Пророк Давид, когда сказал о гнавшем его Сауле: « никако же от Господа, аще сотворю глагол сей господину моему христу Господню, еже нанести руку мою нань » (1Цар.24:7).

Что же? Сие ли только соделывает теплая вера, то есть, что убегаем греха? Нет. Где теплая вера, там плодоносие добродетелей: а где маловерие, там бесплодие добрых дел. Богоглаголивый Павел описывает добродетели святых человеков: Авеля благоговение к Богу, Эноха благоугождение Богу, Ноя попечение и труды о устроении ковчега, Авраама послушание, Сарры упование, Исаака благопокорливость, когда принесен был на жертвенник, Иакова пророческие благословения, происходившие от любви, Иосифа пророческое завещание, Моисея Божественную ревность, Иисуса Навина преславное дело по Иерихону, и Раавы страннолюбивый нрав, Гедеона, Варака, Сампсона, Иеффая, Давида, Самуила, и Пророков доблести и дела дивные (Евр.11:4–5:7–8:17, 21–23:30–31:33–34 и проч.). Засвидетельствовал же Богоглаголивый Апостол, что каждый из них верою совершил таковые деяния: « и сии вси », говорит, « послушествовани бывше верою, не прияша обетования » (Евр.11:39).

Поистине, ежели рассмотришь житие их, то увидишь, что вера их была великая, теплая и твердая. Коликую и каковую веру имел Авраам, который когда услышал сие повеление Божие: « изыди от земли твоея, и от рода твоего, и от дому отца твоего, и иди в землю, юже ти покажу. И сотворю тя в язык велий » (Быт.12:1–2): Не убоялся, не устрашился и не усомнился, но тотчас охотно оставил род, отечество, отеческий долг, родственников и друзей. « И изыде не ведый, камо грядет » (Евр.11:8). Колико твердою явилась вера его, когда он « простре руку свою, взяти нож, заклати сына своего »? (Быт.22:10) Колика огненна была вера Моисеева? Доказательство теплейшей его веры есть презрение сокровищ Египетских, предпочтение оным поношений Христовых; свободность, с коею говорил пред царем Фараоном, дерзновение, с коим совершил в Египте страшные чудеса, уверенность, с которою принял на себя попечение, чтобы избавить народ Израильский, великодушие, с коим провел их чрез Чермное море, твердость, с коею претерпевая возмущения их, путеводствовал их в землю Обетованную. Посему Павел сказал о нем, что он толикую имел веру, толикое по силе оной великодушие, что как бы видел невидимого Бога, помогающего ему: « невидимаго бо », говорит, « яко видя терпяше » (Евр.11:27). Ежели исследуешь добродетели каждого из Святых помянутых Павлом, то увидишь, что оные были плод теплой их веры. Какова же и колика твердость веры Святых Христовых мучеников? Неизреченна поистине и неописана. Вера плодопринесла сердцу их великодушие, по коему они нимало не устрашились силы тиранов, и терпение, по коему хотя видели плоть свою раздираему, и члены свои рассекаемы, хотя чувствовали паление огня и лютость многоразличных мучений, но так переносили то, как бы другой кто страдал так, веруя и проповедуя веру во Христа.

И так, они, будучи утверждены в вере, совершали великие дела веры: а мы бедные, будучи маловерны не имеем Богоугодных дел. Желаю содержать пост потому что он укрощает плоть, и утишает волны страстей; но пoелику я маловерен, то боюсь, чтобы постясь не изнемочь, почему впадаю в сети многоядения и многопития: желаю творить милостыню, ибо верю тому, что милостивые получают стократное воздаяние на земли и Царствие вечное на небеси, но пoелику вера моя мала, то боюсь, чтобы подавая милостыню бедным не дойти самому до крайней бедности, почему низвергаюсь в пропасть сребролюбия: хочу любить врагов моих, потому что слышу Владыку моего повелевающего и говорящего: « Аз же глаголю вам, любите враги ваша » (Мф.5:44): но пoелику вера моя хладна, то боюсь, чтобы мне любя врага своего не почесться глупым, и не сделаться поношением мира: люблю добродетель, но пoелику вера моя не имеет теплоты, то подобен бываю оной земле, на которую не взирает солнце, то есть, остаюсь бесплодным, или произвожу плоды гнилые и самые ничтожные.

Вот и доказательство сих моих слов в верховном из Апостолов. Когда корабль, на котором были Апостолы, обуреваем был сильными волнами, тогда Иисус пошел к ним ходя по морю: увидев же его Петр сказал: « Господи, повели ми приити к тебе ». Господь же сказал: « прииди » (Мф.14:28). Без страха убо и с дерзновением сходит Петр с корабля, ступает по водам, и ходя по морю, поспешает достигнуть туда, где был Иисус Христос. « Видя же ветр крепок убояся: и убоявся начат утопати » (Мф.14:30). Но почему сперва ни ветра, ни волн не убоялся, сошел с корабля и ходил по водам, как мы ходим по суше, и потом убоялся? Почему же тотчас как убоялся, начал утопать? Он прежде веровал несомненно, что повеление Иисуса Христа есть всесильно, потом видя ветр сильный, поколебался в вере и от маловерия утопал. Доколе веровал несомненно, дотоле благодать несомненной веры твердыми соделывала воды под ногами его, почему и ходил по оным. Как же скоро поколебался в вере, тотчас уклонилась от него благодать теплой веры, почему воды соделались текущими по естественному их свойству: и от сего он начал утопать. Теплая вера подавала смелость и силу ходить по водам: а маловерие производило страх и утопление. Подтверждает сие слово мое обличение, произнесенное Господом к Петру: « Маловере », сказал ему Господь, « почто усумнелся еси? » (Мф.14:31) Доколе ты веровал, дотоле ходил безбоязненно по морю, а как скоро усомнился и поколебался в вере, тотчас убоялся и начал утопать.

Сей пример, возлюбленная моя братия, есть образ и начертание того, что с нами происходит. Море есть мир, волны суть страсти плоти, а сильный ветр есть искушение диавола. Как же тогда Христос повелел Петру приити к Себе, сказав, « прииди »: так повелевает всем нам, говоря: « приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы » (Мф.11:28). Почему ежели ты имеешь веру несомненную и теплую, как Петр, когда сходил он с корабля, то попираешь суету мира, высшим делаешься плотских похотей, и нимало тогда не устрашает тебя нападение сатаны. Тогда жительствуешь в мире Богоугодно, как Петр чудодейственно ходил по морю. Ежели же маловерие возобладает сердцем твоим, как после оно объяло сердце Петрово, тогда устрашают тебя стрелы диавола, как Петра ветр, и потопляют тебя суета мира и страсти плотские, как начали потоплять Петра море и волны.

Отсюда, скажешь ты, мы заключать можем, что все спасение наше зависит от веры. Заключение сие есть истиннейшее. От веры зависит спасение, то есть, от веры теплой, как зерно горчичное, плодоприносящее добродетели, « любовию поспешествуемыя » (Гал.5:6), а не от маловерия хладного как снег, сухого и бесплодного, не имеющего любви. О сей вере никогда не отлучной от добрых дел сказал Господь: « иже веру имет и крестится, спасен будет » (Мк.16:16). О ней сказал Павел и Сила к темничному стражу: « веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешися ты и дом твой » (Деян.16:31). О ней говорили Евангелисты и Апостолы, коликократно провозглашали, что вера спасает, ничего притом не упоминая о добрых делах, потому что вера есть матерь, корень и источник всякой благостыни.

Но как могу я, скажешь ты; сохранить веру мою теплою, твердою и цветущею? Охлаждают теплоту ее чувства телесные, потрясают твердость ее страсти плотские, иссушают цвет ее заблуждения мира, ослабляют крепкую ее силу нападения искони злобного врага. « Согреяся », говорит Пророк Давид, « сердце мое во мне, и в поучении моем разгорится огнь » (Пс.38:4). Какое же было поучение его, согревающее в нем сердце его и возжигающее в нем огнь, то есть, оный огнь веры, который пришел Господь воврещи на землю, и о котором говорит: « и что хощу, аще уже возгореся? » (Лк.12:49) Закон Божий и свидения его были беспрестанным поучением Давида, как сам он свидетельствует, говоря: « коль возлюбих закон Твой, Господи, весь день поучение мое есть: ибо свидения Твоя поучение мое есть » (Пс.118:97:24). Кто убо поучается в законе Божии и свидениях его, то есть, во Святом Писании, тот видит, что словеса Господни суть « словеса чиста, сребро разжжено, искушено земли, очищено седмерицею » (Пс.11:7), то есть, словеса чистые, истинные и твердые: там видит он обещания Божия совершившиеся и исполнившиеся: видит, что « невозможная у человек возможна суть у Бога » (Лк.18:27). Почему воспламеняется сердце его Божественною любовию, как горело сердце Луки и Клеопы, когда слушали они Слово Господне, которое говорил Он им на пути. Кто поучается или слушает всегда Слово Божие, того вера пребывает всегда теплою, твердою и цветущею. Вот убо способ, коим отгонишь ты от себя маловерие, и утвердишь в сердце твоем веру теплую и живую.

Но и другой способ, коим вера устрояется и усовершается, изъявил нам Божественный Иаков, брат Господень; он представляет Авраама оправдавшегося от добрых дел своих, то есть, от послушания, которое оказал он Богу, принесши сына своего Исаака на жертвенник, и к тому прилагает сии достопримечательные слова: « видиши ли, яко вера поспешествоваше делом его, и от дел совершися вера? » (Иак.2:22) А сие означает, что вера и добрые дела суть друг с другом совокупны: вера содействует к исполнению добродетели, а добродетель согревает и доводит до совершенства веру. Чем более верит, тем множайшие добродетели соделывает, и чем более делает добродетели, тем более согревается и утверждается вера твоя по оному, « вера содействовала делам его, и от дел его вера совершилася ».

Беседа по Апостоле из послания Апостола Павла к Колоссаям, читаемом в неделю Праотцев, о втором пришествии Христовом и о будущем суде

Как все земные тела содержат в себе огнь стихийный, так все слова Божественного Писания содержат в себе мысли небесные. Но не все находящиеся в земле тела, а только называемые электрические, будучи потираемы испускают светоблестящие искры электрического огня: Святого же Писания слова все будучи испытуемы испускают спасительные лучи небесного света. Чем более с надлежащим искусством трешь электрические тела, тем более оные бросают искр, и осиявают: чем более с благоговейным искусством испытываешь слова Священного Писания, тем более оные светят и осиявают. Слова из послания Богоглаголивого Павла ныне чтенные, читаны были и исследованы в двадесять девятую неделю годового круга. Но ежели еще исследуем оные, то еще воссияет от оных свет спасительный, просвещающий ум и сердце. Исследуем убо оные, не все, ибо слово будет продолжительно более, нежели сколько бы требовалось для настоящей цели, а одни только состоящие в начале чтенного отделения из послания, то есть, сии только слова: « егда Христос явится, живот ваш, тогда и вы с Ним явитеся в славе » (Кол.3:4).

Две мысли содержат в себе сии Апостольские слова, страшные и вместе радостотворные, страшные для неверных и грешных, радостотворные же для верных и праведных. Первое то, что Иисус Христос, оживотворив нас мертвых сущих грехом, имеет явиться во славе пред всеми от века бывшими людьми: второе, что тогда с Ним явиться имеют пред лице Его все от века бывшие люди: Когда единородный Сын Божий благоволением Отца и содействием Святого Духа пришел в мир, тогда не явился пред людьми во славе, но в смирении, сокрыв под естеством человеческим, которое восприял, непостижимое Божества Своего величие. Родился в вертепе: что смиреннее вертепа? Возлег в яслях бессловесных: что унизительнее яслей бессловесных животных? Повит был пеленами, яко младенец: что немощнее младенца? Потом обрезан был осмодневен, повиновался Матери Своей и Иосифу, ходил по Иерусалиму, алкал, жаждал, спал, пробуждался, чувствовал утруждение от путешествования, плакал. Напоследок посмеваем был, поругаем, заушаем, распят, умер, погребен. Все сие не было славою, но смирением, не было изъявлением велелепия Божия, но представляло подверженность естества человеческого страданиям. Почему Богомудрый Павел говорил: « Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек: смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя » (Флп.2:7–8). Но когда придет паки судить живых и мертвых, тогда явится во славе, тогда пришествие Его не будет во смирении, но в высоте, не будет в унизительности человеческой, но в велелепии Божественном, тогда предстанет Он не яко человек, но яко Бог.

Славу второго пришествия Его не только никакой язык человеческий, но и все вместе языки человеческие описать не могут. Часть оной славы видел и описал Святый Пророк Даниил. « Видех », говорит он, что « престоли поставишася » (Дан.7:9). Может быть, видел он дванадесять престолов оных, о которых сказал Господь Апостолам: « егда сядет Сын человеческий на престоле славы Своея, сядете и вы на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома Израилевома » (Мф.19:28). Потом описывает Даниил пресущественного Божества свойства, как то непреложность сим, « седе »: вечность сим, « ветхий денми »: пресовершенную чистоту и святость сим, « и одежда Его была аки снег » (Дан.7:9): беспредельность премудрости, сопряженной со всечистою святостию сим, « и власы главы Его аки волна чиста »: крепчайшую силу Божественного правосудия Его сим, « престол Его пламень огненный, колеса Его огнь палящь, река огненная течаше исходящи пред Ним » (Дан.7:9–10): нестерпимость величайшую препрославленного велелепия Его сим, « тысяща тысящ служаху Ему, и тьмы тем предстояху Ему ». Потом, уготовися, говорит, судище, и книги отверзлись: « судище седе, и книги отверзошася » (Дан.7:10). « И се на облацех небесных, яко Сын Человечь идый » (Дан.7:13). Седе же на престоле судища, яко приявший от Отца Своего всю власть судить живых и мертвых. « Отец бо не судит никомуже, но суд весь даде Сынови » (Ин.5:22). И сие видев Даниил, сказал: « и даже до ветхаго денми дойде, и пред Него приведеся: и Тому дадеся власть и честь и царство, и вси людие, племена и язы́цы Тому поработают: власть Его, власть вечная, яже не прейдет, и царство Его не разсыплется » (Дан.7:13–14). К тому же, что видел и написал Пророк Даниил о дне суда, приложили Святые Евангелисты еще то, первое: что тогда явится на небеси крест Иисуса Христа: « и тогда явится знамение Сына Человеческаго на небеси » (Мф.24:30): а второе, что тогда все люди и самые прободшие ребра Его увидят и познают, кто есть Иисус Христос. « Се грядет со облаки, и узрит Его всяко око, и иже Его прободоша » (Апок.1:7).

Слышали ли, братия, каким явится Иисус Христос в день суда? Явится непременяемым, дабы показать, что определение Его есть непреложно, и что ни к молениям тогда не преклоняется, ни слезами не побеждается: вечным, дабы представить, что воздаяние Его есть бесконечно: Святым, дабы изъявить, что оскверненные грехами не имеют части с Ним: на престоле пламенне седящим, дабы показать огнепалительную казнь на осужденных: служимым и окружаемым тысячею тысяч и тьмами тем, дабы представить всесильную Свою власть над всеми: Судиею отверзающим книги, дабы открыть, что и дела, и слова, и помышления наши со всяким правосудием истяжет: представляет же знамение креста и язву ребр для того, чтобы неверные посмевающиеся тому, срамом и бесчестием покрылись, грешники презревшие то изобличились, а верные и праведные возрадовались, видя спасения своего орудия. « И узрит Его всяко око, и иже Его прободоша » (Апок.1:7).

Но для чего, скажешь ты, Бог, Который по бесконечному Своему милосердию « всем человеком хощет спастися и в разум истины приити » (1Тим.2:4), в первом Своем пришествии явился с толиким смирением, а во втором имеет явиться с толикою славою и велелепием? Ежели бы первое Его пришествие было столь славно, сколь и второе, то познавали бы все, что Он есть Бог, и веровали в Него, как имеют познать и веровать в Него, когда увидят Его с толикою славою на престоле седящего. Сего не соделал Бог, во-первых, потому, что, ежели бы Он представился яко Бог, то веровали бы в Него люди не самопроизвольно, но принужденно, принуждаясь то есть величеством Божественных Его свойств, и следственно никакой почести или мздовоздаяния не должно бы им получать за веру их: во-вторых, потому, что никто бы не веровал Таинству Божественного вочеловечения: кто бы веровал, что Он есть человек и носит плоть человеческую, видя Его в толикой Божественной славе? Ежели и по толиком смирении, и по толиких доказательствах Его человечества, еретик Манес и последователи его говорили, что не самым делом и истинно воплотился Он, но казался только во плоти и призрак то было, то кто бы веровал, что есть Он совершенный человек, когда бы явился яко совершенный Бог? В-третьих, потому, что не могли люди еще не восставши из мертвых, и не соделавшись нетленными, но нося грубую и тленную плоть воззреть и видеть Его. Произошло сие с Апостолами на горе Фаворской, когда Иисус Христос малый луч Божества Своего открыл. « Падоша они на лице свое, и убояшася зело » (Мф.17:6). Плоть Жизнодавца Христа до страдания и воскресения была способна страдать и подвергнуться тлению, а по страдании и воскресении соделалась неспособною страдать и нетленною. Приял же Он таковую способную страдать и подвергнуться тлению плоть, быв по всему подобен человекам « разве греха » (Евр.4:15), дабы пострадав, распявшись и умерши примирить нас с Богом, и воскресши из мертвых воскресить с Собою нас от тления. « Подобаше бо Ему, егоже ради всяческая и Имже всяческая, приведшу многи сыны в славу, Начальника спасения их страданми совершити » (Евр.2:10). Таковым убо явился в мир в первом Своем пришествии, каковым был тогда, то есть с плотию, способною страдать и подвергнуться тлению, таковым же явиться имеет во втором Своем пришествии, каков Он есть, с бесстрастною, то есть нетленною и обоженною Своею плотию.

Заметь же бесконечную премудрость и милосердие Божие. Хотя « Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек, смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя » (Флп.2:7–8): но от начала когда зачался во чреве Матери и родился в мир, даже до конца, когда вознесся на небо, представлял толикие доказательства тому, что Он есть Бог, коликие тому, что вместе и человек есть. Благовестие Девы, бессеменное зачатие, рождество от Девы, Ангел возвестивший пастырям великую радость, и сказавший: « родися вам днесь Спас, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове » (Лк.2:11): слава Господня осиявшая их, и множество небесного воинства, которое славословило Бога восклицая: « слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение » (Лк.2:14): явившаяся на востоке необычайная звезда, и путеводительствующая волхвов « дондeже пришедши ста верху, идеже бе Отроча » (Мф.2:9): Цари волхвы, кои от востока пришли, « и падше поклонишася Ему: и отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары, злато и Ливан и смирну » (Мф.2:11): не доказательства ли то были, что родившийся не есть человек только, но Бог и вместе человек?

Когда крестившись в Иордане восшел от воды, тогда отверзлись тотчас небеса, и Дух Святой сошел на Него, и глас услышан был с небес глаголющий: « Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих » (Мф.3:17). Когда на Фаворской горе преобразился, тогда « просветися лице Его яко солнце: ризы же Его Быша белы яко свет » (Мф.17:2). Явились же там Моисей и Илия с Ним глаголющие и показующие, что Он живых и мертвых есть Господь: там еще и светлое воссияло облако, и глас был из облака проповедующий: « Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих: Того послушайте » (Мф.17:5). В Иерусалиме быв и в окрестностях оного проходя изгнал бесов, кричавших и говоривших: « что нам и Тебе, Иисусе Сыне Божий? пришел еси семо прежде времене мучити нас » (Мф.8:29). Запрещение Его остановило ветр и волны морские, благословение Его насытило пятию хлебами пять тысяч мужей кроме жен и детей, осязание Его прогнало огневицу, плюновение Его просветило слепых от рождения, край риз Его иссушил кровотечения, повеление Его очистило прокаженных, укрепило расслабленных, исцелило водяною болезнию одержимых, дало глас немым и слух глухим, слово Его врачевало всякую болезнь и всякую немощь, глас Его воскресил из мертвых не только недавно умерших, но и четверодневных. Не суть ли то сильные доказательства, что не человек Он есть простой, но Бог и вместе человек?

Возведи ум твой на гору Голгофскую. Что видишь там? Видишь Иисуса яко человека посреди двух разбойников распятых, но видишь и то, что « от шестаго часа тьма бысть по всей земли, до часа девятаго: И завеса церковная раздрася на двое с вышняго края до нижняго: и земля потрясеся, и камение распадеся: и гроби отверзошася, и многи телеса усопших святых восташа » (Мф.27:45:51–52). Виждь там, как един из воинов копием прободает ребра мертвого Его тела, но « абие изыде кровь и вода » (Ин.19:34), кровь да спасет меня, а вода да освятит меня. Сойди в вертоград Иосифов, что видишь там? Тело мертвое, обвитое плащаницею со смирною, и во гробе новом положенное, при двери гроба камень весьма великий, печати на камени, и стражу стрегущую гроб: но по трех днех землетрясение, Ангелы внутрь гроба, Ангел молниеносный на камени гроба седящий, жены приходят Мироносицы с миром, да помажут тело, не обретши же оного, узнают от Ангелов, что воскрес из мертвых, и Сам воскресший из мертвых, Иисус сперва встречается с Мироносицами, и говорит им « радуйтеся » (Мф.28:9), приветствие противоположное праотеческой печали: потом является Апостолам и показует им руки и ребра Свои (Ин.20:20), осязается ими, и яст с ними, и четыредесять дней « являяся им и глаголя яже о Царствии Божии » (Деян.1:3), уверяет их, а чрез них и весь мир, в том, что воскрес Он из мертвых. Все то не довольно ли к удостоверению, что Иисус Христос не есть только человек, но Бог и вместе человек?

Ежели же возведешь душевные твои очи и на гору Елеонскую, видишь там Иисуса Христа облаком вземлемого, и Апостолов взирающих на небо, куда Он восходил, слышишь и святых Ангелов говорящих к ним: « мужие Галилейстии, что стоите зряще на небо? Сей Иисус вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо » (Деян.1:11). Что сего более доказывает Божество Иисуса Христа? А что не явился Он в первом Своем пришествия на престоле огненном седящим, не показал реку огненную пред Ним, не явил тысячи и тьмы служащих и предстоящих Ему, не открыл судилище, не представил всех судимых, и не отверз книги деяний, то нимало не удивительно: ибо тогда пришел Он не для того, чтобы судить, но чтобы спасти, не для того, чтобы прославить или осудить, но чтобы искупить и помиловать.

Возлюбленные мои братия, Пророк Даниил видя имеющее быть во втором пришествии Христовом, описал славу, с которою Он тогда явится, а о нас сказал только сие: « и вси людие, племена и язы́цы Тому поработают » (Дан.7:14). Божественный же Апостол не только сказал, что Христос явится в славе, но что и мы явимся пред Ним: « егда Христос явится, живот ваш, тогда и вы с Ним явитеся в славе » (Кол.3:4). Открыл и то, для чего явимся пред Ним: « Всем бо нам », сказал, « явитися подобает пред судищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла » (2Кор.5:10). А сие значит, что предстанем на страшное оное судилище, дабы подъявши суд получить нам воздаяние за дела соделанные во днех временной жизни нашей. Не подумайте же, что судилище оное имеет сходство с судилищами земными: ибо на земных судилищах прикрывает судимый преступления свои ложью, обманывает словами коварными, превозмогает ходатайством друзей, побеждает дарами, оправдывается свидетельством лжесвидетелей: на судилище же Божием ни ложь не совместна, ни коварство не находит места, ни ходатайство не имеет силы, ни дары не являются, ни лжесвидетельства не произносятся: ибо тогда отверзаются книги, Даниилом виденные, в коих написаны и дела, и слова, и помышления каждого из человеков, почему тотчас явятся пред всеми не только дела коликие явно соделали, но и самые тайны сердец наших. Посему Апостол не сказал, представитесь, но явитесь, дабы сим показать, что всякого человека верного и неверного, праведного и грешнаго явятся пред всеми и дела, и слова, и помышления.

Неверные, кои оставивши веру, погрузились в бездну неверия, тогда открывается пред лицем всего мира прямая причина неверия вашего: тогда видит весь мир, что не рассудок, как вы хвалитесь, убедил вас, но гордость низвергла вас в бездну сию, не чувство удостоверило, как говорите, но порочность ослепила: видит тогда весь мир, что один дерзал говорить, что нет Бога, не потому чтобы имел на то доказательство, но потому что хотел показаться других остроумнее: а другой хулил Христианскую веру, не потому чтобы знал, что она не есть истинная, но пoелику видел, что законы ее препятствуют злым плоти его пожеланиям: один осуждал веру, дабы прикрыть срамоту и гнусность дел своих: а другой говорил, что учения веры суть басни, дабы погасить огнепальные обличения совести своей. О коликих слез достойны несчастнейшие неверные! Они и прежде страшного оного суда осуждены и определены на вечное мучение. « А не веруяй уже осужден есть, яко не верова во имя единороднаго Сына Божия » (Ин.3:18). « Сего ради », говорил Пророк, « не воскреснут нечестивии на суд » (Пс.1:5), то есть, не воскреснут, чтобы им судимым быть, но чтобы осудиться на бесконечные муки.

Грешники, от них же первый есмь аз, « судище седе » (Дан.7:10): увы нам! Судище правосуднейшее, Судия же неумолимый. « И книги отверзошася »: увы нам! Отверзшиеся книги содержат в себе дела, слова и помышления наши. «Отверзошася» же, сказал потому, что тогда откроется не только явное, но и сокровенное все будет обнажено и открыто. О! какой срам покроет тогда лице наше, когда весь мир увидит тайные коварства и скрытые обманы, кои мы употребляли ко вреду ближнего? Коликое будет нам посрамление, когда весь мир увидит коварное лицемерство, притворную любовь, немилосердые, завистливые, и памятозлобные утробы наши? Коликий стыд, когда пред всем миром откроются все постыдные срамоты грехов плотских, кои мы в нощи, во тьме и втайне соделали? Когда же, Богочеловече Иисусе мой, увижу я крест Твой и язвы ребр Твоих, и почувствую, что многажды я грехами моими снова распинал и поносил тебя (Евр.6:6), многажды беззакониями моими снова прободал ребра Твои, какое тогда защищение, какое извинение мое будет, и что скажу? Ничто таковое не будет тогда иметь места. Когда мы увидим готову реку огненную, какой страх и какой трепет тогда будет? Какое потом отчаяние, когда Судия провозгласит последнее о нас решение: « идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его »? (Мф.25:41) Покаяние, которое есть всесильно до суда, бессильно по суде: слезы, очищающие нас от всякого греха прежде суда, по суде суетны, бесполезны и недействительны.

Человеки святые и праведные, блаженны вы будете в оный день, когда Христос явится пред вами, и вы пред Ним: препрославленны будете, когда откроются книги, в которых « имена ваша написана суть » (Лк.10:20). Ибо тогда увидит мир, колико любили вы Бога, колико благодетельствовали ближнему: увидят все от века люди смирение сердца, чистоту ума, веру и благочестие души вашей, молитвы, пощения, труды и подвиги за Христа, излиянную за Христа кровь и мученическую за Христа смерть вашу. « Тогда праведницы просветятся яко солнце » (Мф.13:43). А сие значит, что всякая добродетель воссияет тогда как лучи солнечные. Тогда возвестит Бог пред всем миром, коликие милостыни соделали вы нищим. « Взалкахся бо », говорит, « и вы дасте Ми ясти, возжадахся, и напоисте Мя: странен бех, и введосте Мене: наг, и одеясте Мя: болен, и посетисте Мене: в темнице бех, и приидосте ко Мне » (Мф.25:35–36). Тогда провозгласит к вам: « придите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира » (Мф.25:34). Вы же услышавши сей благословенный глас, внидете в радость Господа, в чертог Божественной славы, в совершенное наслаждение блаженством, в вечное Царствие Иисус Христово, да царствуете с Ним во веки веков.

Но как мы можем избежать осуждения грешных и удостоиться славы праведных? Богодухновенный Павел, когда сказал сие, « егда Христос явится, живот ваш, тогда и вы с Ним явитеся в славе » (Кол.3:4), показал тотчас и способ, сказав: « умертвите убо уды вашя, яже на земли » (Кол.3:5). Пoелику, говорит, Христос явится пред вами как Судия, а вы пред Ним как судимые, то нужно чтобы вы укротили плотские страсти и мирские похоти. Для чего же сие? Для того, что ежели предстанем пред Ним оскверненны плотскими страстьми и похотьми мира, то ожидать будет нас нескончаемое мучение: ежели же обрящемся чисты от всякой скверны плоти и духа, то внидем в Царствие, уготованное от сложения мира, благодатию Господа нашего Иисуса Христа, Емуже слава и держава во веки веков. Аминь.


Источник: Толкование воскресных апостолов с нравоучительными беседами / Сочинено на еллино-греческом языке преосвященным Никифором, бывшим архиепископом астраханским и ставропольским. - В 2-х том. - Изд. 1-е. - Москва: Синодальная тип., 1854-. / Т. 2. - 1859. - 785, VIII с. (Ранее книга издавалась в 1800 г. в Москве на греч. яз., в 1819 г. - на церков.-слав. яз.)

Комментарии для сайта Cackle