Источник

Толкование на Апостол из послания Апостола Павла к Ефесеям, читаемый в неделю по Просвещении (Еф.4:7–13)

Два творения создала всесильная десница Бога вышнего, одно вещественное, и сие есть мир, а другое духовное, и сие есть Церковь. Разделяется же Церковь на две части, одна часть ее на небеси, где Ангелы и духи праведных, называемая – гора Сион, небесный Иерусалим, торжество и Церковь « первородных на небесех написанных » (Евр.12:23): а другая на земли, где собрание верных, и сия есть дом Божий, « столп и утверждение истины » (1Тим.3:15). Как от начала мира прияла начало свое Церковь на небеси по сотворении Ангелов (Иов.38:7), так оттоле началась и Церковь на земли: ибо верные и святые люди были от Адама до Моисея, Церковь то прежде закона, а от Моисея до Христа – Церковь в законе, от Христа же до скончания мира – Церковь во благодати. Церковь на небеси есть вечная и некончаемая, а Церковь на земли будет иметь конец, когда кончится мир. В членах же сих двух творений заметил премудрый Павел различия и неравенства, и о мире сказал: « Не всяка плоть таже плоть: но ина убо плоть человеком, ина же плоть скотом: ина же рыбам, ина же птицам. И телеса небесная, и телеса земная: но ина убо небесным слава, и ина земным. Ина слава солнцу, и ина слава луне, и ина слава звездам: звезда бо от звезды разнствует во славе » (1Кор.15:39–41). А о Церкви на небеси изъявил, что в оной суть Архангели, Ангели, Начала, Силы, Престоли, Господствия, Власти (1Сол.4:16; Рим.8:38; Кол.1:16): о Церкви же на земли проповедал, говоря: « и Той дал есть овы убо Апостолы, овы же Пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители » (Еф.4:11). Имела Церковь до закона и Жрецов, свидетель тому Авель; и Патриархов, свидетели тому – Авраам, Исаак, Иаков, и от него произошедшие дванадесять сынов; имела и Священников, свидетель тому Мелхиседек, который « бяше священник Бога вышняго » (Быт.14:18). Равно и Церковь в законе имела Первосвященников, Священников и Левитов, и народ. А дабы кто погрешительно не подумал, что таковые степени и неравенства, видимые в Церкви, составились от человеческого изобретения и искусства, то Божественный учитель поучает, от кого, и по какой причине, и для какого конца оные установлены. Сие содержит в себе отделение из послания ко Ефесеям ныне чтенное: в чем чтобы вам удостовериться, послушайте толкования оного отделения.

Еф.4:7. Братия, единому комуждо нас дадеся благодать по мере дарования Христова.

Какая есть мера дара Христова? Добродетель; она определяет меру дара Христова. Чем более добродетель наша, тем более бывает мера дарования Христова нам даемого. Научил сему сам Господь, сказав: « дайте, и, дастся вам: меру добру, наткану и потрясну и преливающуся дадят на лоно ваше: тою бо мерою, еюже мерите, возмерится вам » (Лк.6:38). Но сие, скажешь ты, не есть дар, а воздаяние. Дар есть, во-первых, потому, что добродетель есть дело Божия помощи, пoелику мы без Него никакой добродетели не можем соделать. « Без Мене не можете творити ничесоже » (Ин.15:5). Во-вторых, потому, что дарование Божие никакого сравнения не имеет с добродетелию нашею, и несравненно превосходит оную. Како убо добродетель мера есть дара Христова, никакого с оным не имея сравнения? Добродетель дает только Богу случай к излиянию милости Его на нас, великая величайший, а малая малейший; посему и добродетель бывает мерою большего или меньшего дара Христова, хотя никакого не имеет с оным сравнения. А благодатию по дару Христову назвал Апостол церковные степени и дарования, как явствует то из нижеследующих его слов. Заметь же сие, «дадеся», дабы удостовериться тебе, что таковые дарования не изобретены от вымысла человеческого, но даны от благодати Божией: и чтобы сие доказать, предлагает потом Псаломническое пророчество, говоря:

Еф.4:8. Темже глаголет: возшед на высоту, пленил еси плен, и даде даяния человеком.

Царе-Пророк Давид воспевал, « возшед на высоту, пленил еси плен: приял еси даяния в человецех » (Пс.67:19). Почему же Богодухновенный Павел, предлагая в свидетельство сие пророческое слово, переменяет оное на третье лице, а вместо сего, прият, говорит « даде » 26. Давид, исторически повествуя об освобождении Израильского народа от плена Фараонова, упоминает о дарах, данных от Египтян Израильтянам. Пoелику же сие было по содействию Божия благодати, как свидетельствует Святое Писание, говоря: « и даде Господь благодать людем Своим пред Египтяны: и даша им, и обраша Египтян » (Исх.12:36): посему Пророк, песнословя о сем Бога, к Нему относит сие, приял еси Боже, говорит, возвысился Ты и возвеличился, восставив рабов твоих Израильтян, находящихся пленными и рабами Фараону: взял от Египтян даяния, то есть дани, и дал оные Израильтянам (Пс.4:24?). А Богодухновенный Павел, как в иносказательном смысле приняв двух сынов Аврамовых, и Агарь и Сарру, изъявил то, чего оные были образованием, так отнесши в таинственном смысле ко Христу слова Давидовы, изъявил пророческий и таинственный оных смысл: принял Израильский народ пленный и рабом бывший Фараону за образ рода человеков, кои были пленники и рабы диавола, служа ему поклонением идолам, и волю его творя злыми делами. Посему и говорил в третьем лице, сказав, «даде», а не, прият: ибо Иисус Христос не от человек принял даяния, но имея всякую власть « на небеси и на земли » (Мф.28:18), от Отца своего данную Ему, дал верующим в Него Божественные Свои дары. « Взыде », говорит, Иисус Христос « на высоту », то есть восшел на небо, плени, то есть привлек и покорил под власть Свою плен, то есть пленный род человеческий, и дал им Божественные Свои дары. Отнес убо, священнотаинник сии пророческие слова к Иисусу Христу по обычаю своему, как о нем говорил: « пленяюще всяк разум в послушание Христово » (2Кор.10:5): вкупе же и учил, что « взимается покрывало ветхаго завета » (2Кор.3:16), когда применятся слова оного к Иисусу Христу. А пoелику упомянул о некоем восхождении, то оставя порядок речи своей, как бы мимоходом говорит.

Еф.4:9. А еже взыде, что есть точию, яко и сниде прежде в долнейшия страны земли.

Восхождение не всегда предполагает схождение, ибо часто мы восходим, хотя прежде не сходили, а от начала находимся внизу. Но Иисусу Христу преимущественно приличествует сие Апостольское слово: ибо восхождение Его означает, что прежде Он сошел, и потом восшел. Слыши порядок сей речи: Иисус Христос яко Сын и Слово Божие, единосущный Отцу и соприсносущий Ему был от начала в таковой бесконечной высоте, каковой иной нет выше: ибо какая иная высота выше лона Божия, в коем был « Единородный Сын, сый в лоне Отчи » (Ин.1:18)? А пoелику Давид, пророчествуя о Христе, сказал: « возшед на высоту » (Пс.67:19), то отсюда Павел заключает, что Давид восхождением предсказал и схождение: заключение конечно правильное, потому что единородный Сын яко Бог вездесущ есть, и нет места в коем Его нет, ни высоты высочайшей той высоты, в коей Он есть. Пoелику убо Пророк сказал, что восшел, то по необходимости исповедал сошествие, прежде восхождения бывшее: исповедал восхождением, что сошел прежде с небеси, то есть, « Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек: смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя » (Флп.2:7–8). Сошел в « долнейшия страны земли », то есть во гроб, в коем погребен, по оному, « положиша Мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней » (Пс.87:7): и по оному, « и состав Мой в преисподних земли » (Пс.138:15). Еще же и в Аде, как Пророк и праотец его предвозвестил, сказав: « не оставиши душу мою во аде, ниже даси Преподобному твоему видети истления » (Пс.15:10). Первее убо сошел с небеси не разлучився от недр Отчих, и быв человек, умер и погребен, и воскрес, а потом вознесшись, восшел яко человек на небо, « и седе одесную престола величествия на небесех » (Евр.8:1). А дабы кто не подумал, что иный есть сшедый с небеси, и иный возшедый, прилагает к тому, говоря:

Еф.4:10. Сшедый, Той есть и возшедый превыше всех небес, да исполнит всяческая.

Слыша о схождении, не почти сие за пременение места, ибо снисхождение то было Божественное, а не пременение местное: но разумей тут уничижение, смирение, вочеловечение, как инде учит тот же Апостол (Флп.2:7–8). Не иный же есть сшедый с небеси, и иный возшедый на оное, но един и тот же Сын Божий есть, с небеси сшедый и в ложеснах Приснодевы Матери воплотивыйся, и на небо возшедый, сошел на землю яко Бог, восшел на небо яко человек, сошел бесплотный, а восшел воплощенный. Восшел же, говорит, « превыше всех небес ». В рассуждении сего заметь, что три суть неба: о двух упоминает Моисей, говоря: « в начале сотвори Бог небо и землю » (Быт.1:1): вот небо едино! « И рече Бог, да будет твердь, И нарече Бог твердь, небо » (Быт.1:6:8): вот и другое небо! А пoелику слышим мы, что Божественное Писание назвало птицы, в атмосфере летающие, « птицы небесныя » (Пс.8:9), то явствует отсюда, что и атмосфера зовется небом. Вот убо три неба! Посему Евреи, разумея небо на три части разделенным, низшее небо называют облаконосным, высшее звездоносным, а самое высочайшее Ангелоносным (Смот. Иер. критик. в гл. XII посл. к Коринф.). Превыше убо всех сих небес восшедши Иисус Христос, седе « одесную Бога » (Деян.7:55; Смот. Икум. и Феофил.). Восшел же, чтобы и с плотию исполнить все владычество Свое, как прежде воплощения исполнял все силою Божества Своего. Имеет сие слово и другой смысл: восшел, чтобы чрез послание Пресвятого Духа исполнить всех верующих в Него Божественными Своими дарами: и сей смысл согласует не только с сим, « да исполнитеся во всяко исполнение Божие » (Еф.3:19), но и со следующими словами, коими обращаясь Апостол к первой своей цели, то есть, к раздаянию меры дара Христова, говорит:

Еф.4:11. И Той дал есть овы убо Апостолы, овы же Пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители.

Апостолы были избранные от Господа Иисуса и посланные проповедать догматы благочестивой веры, и законоположение благонравия. Было их дванадесять и седмдесять, еще же и Богозванный Павел (Мф.10:5; Лк.10:1; Деян.26:17). О Пророках же говорит, не прежде Христа пророчествовавших, но после Христа предсказывавших, что быть имеет. Таковые Пророки вместе и учители были, « Ванава же и Симеон нарицаемый Нигер, и Лукий Киринеанин, и Манаил со Иродом четвертовластником воспитанный, и Савл » (Деян.13:1), равно и Иуда и Сила (Деян.15:32): также и сошедшие « от Иерусалима Пророцы во Антиохию », между коими был и Агав, который предсказал великий глад, сбывшийся при Клавдии Кесаре, и связание узами во Иерусалиме Павла (Деян.11:27–28): сверх сего пророчествующие были и четыре девицы, дщери Филиппа единого от седми диаконов (Деян.21:8–9; Феоф. и Икум. в он. месте). Благовестники же были писатели святых Евангелий, и другие некоторые, повсюду неограниченно проходящие и проповедующие Евангелие: таковы были « Кипряне и Киринеи, иже вшедше в Антиохию глаголаху к Еллином, благовествующее Господа Иисуса » (Деян.11:20; Смот. гл. 37. Кн. 3. Церк. Истор. Евсев.). Благовестник был и сам преблаженный Филипп, отец пророчиц (Деян.21:8). А пастыри были по градам и селам определенные пасти тамошнюю Церковь, таковы были Тимофей и Тит, тот Ефесский, а сей Критский Епископ: их и учителями назвал Павел, соединив два имени и сказав, « пастыри и учители »: пoелику всякого Церковного пастыря звание и долг есть непременный, учить. Сии, говорит, духовные дары, то есть Апостольский, Пророческий, Евангельский, Пастырский и Учительский, сам Господь дал человекам. В последующих же словах показал и для какого конца дал Он сии дары.

Еф.4:12. К совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова.

Во многих местах святыми называет Павел верных, потому что они для того призваны от Бога к вере, чтобы соделались святыми, и потому что всякий поистине верный творит дела святые. Тело же Христово есть Церковь. « Исполняю », говорит, « лишение скорбей Христовых во плоти моей за тело Его, еже есть Церковь » (Кол.1:24). А Церковь, то есть верующие во Христа, суть таинственное тело Иисуса Христа, ибо они соединены с Ним. « Елицы бо », говорит, « во Христа крестистеся, во Христа облекостеся » (Гал.3:27). Слышишь же, для какой цели и конца дал Бог человекам духовные знания и достоинства. « К совершению », говорит, « святых », то есть, чтобы устраивали они и возводили к духовному совершенству верных; « в дело служения », то есть, чтобы служили верным в духовных их нуждах, « в созидание тела Христова », то есть, чтобы обращая неверных и грешных, и утверждая верных и добродетельных, умножали Церковь Христову. Горе убо тем, кои получа церковные достоинства и дары, употребляют оные не к совершению, к служению и созиданию верных, но к собственному прибытку, к покою и чести. Слыши же и доколе получившие таковые дары долг имеют пребывать в делании данного им служения.

Еф.4:13. Дондeже достигнем вси в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста Христова.

Соединение Веры есть согласие и единомыслие в правых догматах веры, и во святых Евангельских законоположениях. « Исполните мою », говорит Апостол, « радость, да тожде мудрствуете, ту же любовь имуще, единодушни, единомудренни » (Флп.2:2). Познание же Сына Божия есть знание единосущия Его с Богом и Отцем, и Божественного вочеловечения Его для спасения нашего, и притом всего, что о Нем православною верою объемлется: каковое знание доставляет вечную жизнь. « Се же есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога, и егоже послал еси Иисус Христа » (Ин.17:3). Что же значит сие, « в мужа совершенна, в меру возраста »? Различны суть возрасты человека, младенческий, детский, отроческий, юношеский, мужеский и старческий. Прежде нежели достигнет человек до мужеского возраста, несовершенно бывает тело его, когда же достигнет до мужа совершенна, тогда имеет совершенным весь состав тела его. Почему мера мужеского возраста есть совершенство человеческого тела. Сие убо, « в мужа совершенна, в меру возраста », в переносном смысле не иное что означает, как только духовное совершенство человека, то есть, совершенного человека по вере и добродетели. Подтверждают сие следующие потом слова Апостола, ибо сказав он, « в мужа совершенна, в меру возраста », прилагает: « да не бываем ктому младенцы, влающеся и скитающеся всяким ветром учения » (Еф.4:14). Какое же есть исполнение Христово? Церковь то Христова есть, как тот же Павел изъяснил, сказав: « и Того даде главу выше всех Церкви, яже есть тело Его, исполнение исполняющаго всяческая во всех » (Еф.1:22–23). Исполнением же Христовым называется Церковь, то есть, верующие в Него, потому что они суть члены Церкви, то есть, таинственного тела Христова, которое имеет Его своею Главою (1Кор.12:27; Смот. Икум. в гл. 1 посл. к Ефес.). Но как члены без главы не суть тело полное и совершенное, так и глава без прочих членов есть тело недостаточное и несовершенное. Пoелику убо верные будучи члены целого таинственного тела Христова составляют и исполняют оное, посему они называются исполнением Христовым, то есть, исполнением Церкви Христовой, коей Он есть глава. Вот и весь смысл предложенных Апостольских слов: Все, говорит, кои имеют дар Апостольский или Пророческий, или благовестнический, или пастырский и учительский, долг имеют неотрицаемый – устроять верных, служить к душевной их пользе, возращать и укреплять составы Церкви, доколе все верные соделавшись согласными в учении веры, и совершенными в делах добродетели, явятся достойными исполнения Иисус Христова, достойными то есть членами тела Его, которое есть Церковь.

Беседа о лжевымышленной новооткрывшейся системе равенства между людьми

Чтенное ныне послание Богоглаголивого Павла предлагает материю, противоположную лжевымышленной новооткрывшейся системе равенства между людьми. Он проповедует ясно, что Бог поставил одних Апостолами, других Пророками, одних Благовестниками, других Пастырями и Учителями (Еф.4:11). О том же самом писал он пространнее в послании своем к Коринфянам, говоря: « и овых убо положи Бог в Церкви первее Апостолов, второе Пророков, третие Учителей, потом же силы, таже дарования исцелений, заступления, правления, роди языков » (1Кор.12:28). Сказав же сие, изобличает тотчас равенство, говоря, неужели вы думаете, что все суть равны? « Еда вси Апостоли? еда вси Пророцы? еда вси учители, еда вси силы? еда вси дарования имут исцелений? еда вси языки глаголют? еда вси сказуют? » (1Кор.12:29–30) Нет, говорит; не так то в самом деле есть. Почему имейте ревностное желание, чтобы получить высшие дары. « Ревнуйте же дарований больших » (1Кор.12:31). Все сие, как слышите, явственно научает неравенству между людьми. Какое убо есть основания гремящего в настоящие времена равенства? На чем оно основывается? На чем утверждается? Ни на чем. Оно есть противно законам Божиим, противно всем видимым созданиям, противно наконец и самым свойствам человеческого естества. Ежели со вниманием послушаете следующего слова, то может быть получите совершенное в том удостоверение.

Видим мы в Ветхом Завете, что Бог многое узаконил касательно господ и рабов. Когда говорил о заповеди, что о Субботе, повелел, чтобы и рабы ничего не делали в оный день. « Да не сотвориши », сказал, « в онь всякаго дела, ты и сын твой, и дщерь твоя, и раб твой и раба твоя » (Исх.20:10). Равно и когда узаконил совершать Пасху, завещал, чтобы и рабы ели Пасху. « Токмо пред Господем Богом твоим да снеси я на месте, еже изберет Господь Бог твой себе, ты и сын твой, и дщерь твоя, и раб твой, и раба твоя » (Втор.12:18). Но и о праздниках заповедал, чтобы в праздничные дни и рабы праздновали: « и да возвеселишися в празднице твоем, ты и сын твой, и дщи твоя, раб твой и раба твоя » (Втор.16:14). Пoелику убо законы Бог положил для рабов, то явствует, что определил чин господ и рабов, и следственно установил неравенство видимое: ибо кто не видит, или кто не знает, коликое неравенство есть между господином и рабом?

Но Бог, скажешь ты, повеления дал касательно рабов, по причине той, что люди до Божественного законоположения Его имели рабов, во зло обращая право естества человеческого. Как? Бог всесовершенный и всемогущий дал законы для того, чтобы утвердить злоупотребления и неправды человеков? Сие весьма нечестиво и злохульно. Всеблагий Законоположник для того дал Божественные Свои законы, чтобы исправить злоупотребления и неправды, и открыть Божественные и человеческие права: Он яко всевластный мог закон положить на исправление сей неправды; имел яко Творец всякую власть сказать: человеки, все вы есте равны, для чего иной из вас бывает господин, а другой раб? Отпустите рабов, никто да не имеет раба, но всякий пусть служит сам себе: и однако Он не только ничего такого не сказал, не только повеления дал касательно рабов, еще закон положил, чтобы стяжевали рабов, еще закон положил, чтобы стяжевали рабов, слыши, сколь ясно о сем говорил Он: « и раб и рабыня, иже аще будут у тебе от язык, иже окрест тебе суть, от тех да притяжите раба и рабыню » (Лев.25:44). Сверх сего, что иное, разве неравенство, означает толикая власть, коликую дал Бог Моисею, потом Иисусу Навину, и потом судиям? Что иное также показал Он, разве неравенство, когда дал царскую власть Саулу по прошению народа, потом избрал Давида, и поставил его царем Израильским? Коликое же неравенство есть между богатым и нищим? И однако Божественное Писание учит, что Творец сего неравенства есть Бог. « Богат и нищь сретоста друг друга: обоих же Господь сотвори » (Притч.22:2).

Ежели же откроешь святое Евангелие, то увидишь домовладык и нанимаемых делателей, господинов винограда и приставников, увидишь господинов и смотрителей, и рабов, увидишь царей, приемлющих рассчитаться с рабами своими, и царей, творящих браки и рабов приглашающих званных, и войска, посылаемые к наказанию не послушавшихся: что иное означают сии примеры, разве неравенство? (Мф.20:1:8, 18:23:22:2–3; Лк.12и проч.) Увидишь наконец всего и Самого всеблагого и правосуднейшего Бога, неравно раздающего таланты. « И овому убо даде пять талант, овому же два, овому же един, комуждо противу силы его » (Мф.25:15). Что ни разумеешь под именем таланта, богатство ли, славу ли, звание ли, художество ли, красоту ли, искусность ли, пять талантов, два, и един означают неравенство. Доказывает же сие Евангельское слово, что и самые силы человеческие неравны; ибо говорит: « комуждо противу силы его ». Потом слышишь, что Сам Бог взыскивает много от того, кому дал много, и больше от того, кому дал больше. « Всякому же, емуже дано будет много, много взыщется от него: и емуже предаша множайше, множайше просят от него » (Лк.12:48). Пoелику убо Бог есть Творец неравенства, и дал об оном законы, то кто не видит, что равенство прямо противно Божественным Его законам? Пoелику премудрый и человеколюбивейший Бог поставил людей неравными, то кто не видит, что проповедующие равенство идут против законов Творца твари, и хотят испровергнуть Божественное Его законоположение?

Но равенство между людьми не согласно ли с гражданскими учреждениями? Потребность и нужда во взаимной друг другу помощи созидает грады, и сия нужда учит быть учреждениям в оных. Каин первый, боясь и трепеща, чтобы не умертвили его, как сам он умертвил брата своего Авеля, создал град, чтобы спомоществуясь живущими в оном гражданами избежать опасности смертной. «И так делается», говорит философ Платон, «град, как я думаю, потому что каждый из нас сам для себя не доволен, но нужду имеет во многих (Плат. кн. 2. О гражд.). Слышишь ли? Всякий человек не может быть сам для себя доволен, но нужду имеет в помощи от многих: посему многие сходясь составляют град, чтобы друг другу помогая предотвращать нужды свои. Поистине же нужна взаимная друг другу помощь. Безхудожные нужду имеют в художнике, чтобы построить им дом и сшить платье, и выработать что нужно художественное: безграмотные нужду имеют в учителе, чтобы научил их грамотам: больные нужду имеют во враче, чтобы исцелил или утешил их в болезнях: слепые требуют руководителя, расслабленные – смотрителя, на одре лежащие – служителя, несогласные между собою требуют судей, бесчинные – начальника наказующего. Всякий град требует стражей, кои бы бодрствуя, хранили оный от коварства врагов.

Отсюда явствует, что всякий град подобен телу человеческому, имея различные члены, кои друг другу спомоществуют, и все собрание людское связуют и сохраняют. Имеет град царя вместо главы, начальников вместо глаз, судей вместо ушей, воинов вместо груди, купцов и художников вместо рук, рабов вместо ног. Ежели поставишь всех граждан равными, то будет град, как бы то было тело человеческое, или все глава, или все глаза, или все уши, или все грудь, или все руки, или все ноги, и тогда оно не есть уже тело человека, но странное некое чудовище: когда сделаешь всех граждан равными, тогда по праву равенства будут или все цари, или все начальники, или все судии, или все воины, или все купцы, или все художники, или все рабы. Где же тогда будет во граде оном царь, который бы с полновластием удерживал бесчинства и наказывал бесчинных, отвращал тотчас находящие нужды и беспрепятственно управлял всеми подданными? Где начальники бдящие о сохранении законов? Где судии, кои бы судили тяжебные дела граждан? Где воины охраняющие град от нападения врагов? Где купцы приносящие от инуда нужное и полезное, чего не находится в оном граде? Где художники вырабатывающие что к удовлетворению нужд и что для покоя служит? Где рабы служащие тем, кои сами себе служить не могут? Такового града не было, нет, и быть не может, и не град то, но странное и несостоятельное есть чудовище: ибо равенство производит в нем непокорность, самоволие, безначалие, и следственно расточает оный и совершенно истребляет: то же бывает во всяком селении и стране, и во всяком собрании людей, и в самых целых великих государствах, когда войдет в них равенство, потому что и государство есть как бы един град, из многих градов состоящий, кои друг другу спомоществуют и друг друга охраняют. Самое убо существо, да тако реку, града, рождает неравенство, и открывает гражданские узаконения высших, средних и низших степеней и чинов неравенства. Толико же нужны таковые неравенства к составлению и существованию градов, что кои в противность гражданским учреждениям стараются всех граждан сделать равными, те суть злоумышленники и разрушители государств, градов и всякого человеческого общества.

Но сами, скажешь ты, граждане, будучи равны избирают и назначают для себя начальников, судей, воинов и прочих, кои нужны к составлению общества. Но сие что иное есть, разве то, что равные по нужде бывают неравными? Споришь ты против неравенства, и притом делаешься производителем и установителем оного. На словах утверждаешь, что все мы равны, а делами доказываешь, что неравны: говоришь то так, то иначе, и сам себе противоречишь и не рассудишь, что ты говоришь и что делаешь. Пoелику убо говоришь, равные граждане избирают начальников, судей и прочих чиновников, то сими словами признаешь, что равенство во градах не имеет места, но нужно неравенство.

Исследуйте теперь и рассмотрите видимые вами создания. Возведите во первых очи ваши на небо: видите ли там равенство какое? Никакого: там звезды неподвижные, планеты первые и вторые, там кометы, и все оные различествуют между собою и по величине, и по светлости, и по расстояниям от земли, и по периодическим их движениям. Низведите потом очи ваши на землю: где видите равенство? Нигде, ни в деревах, ни в ветвях, ни в травах, ни в листьях, ни в цветах, ни в семенах, ни в плодах. Коликое различие в камнях? Колико различествуют между собою, мрамор, кремень, алебастр, адамант, карбункул, сапфир, смарагд, и прочие? Коликое различие в металлах? Колико различествуют между собою золото, серебро, железо, свинец, олово, поталь, и прочие? Коликое различие в животных? Колико различествуют между собою птицы, животные четвероногие, пресмыкающиеся, в земле кроющиеся, водяные, на земле и в воде живущие, свирепые, кроткие? Коликое различие и между самыми четырьмя стихиями, из коих все тела состоят? Различествуют же между собою не только инородные, но и самые однородные, ибо и звезда от звезды различествует, и планета от планеты, и комета от кометы: едва ли сыскать можно два кипариса, или две розы, или два зерна пшена, или два яблока, или два изумруда, или два куска золота, или два голубя, или два вола, или два змия, или два пескаря, или две утки, или два льва, или две овцы, по всему и завсегда равные. Различные роды имеют и огонь, огонь солнечный, огонь электрический, огонь каменный, огонь молничный: так же и воздух, воздух холодный, теплый, сырой, сухой: вода, вода соленая, сладкая, горькая, острая, жесткая: и земля, земля черная, красная, глиняная, песчаная, жирная, сухая, многоплодная, малоплодная.

Обратите теперь очи ваши на людей, и заметьте, что во первых в них видите: всякий человек имеет свои черты лица, свой стан, свой голос, свой цвет, свою походку, свое количество силы, свою скорость в движении, свое проворство в руках, от сего один красив, а другой безобразен; один имея члены соразмерные, благообразен, а другой имея оные несоразмерные, безобразен; один доброгласен, а другой худогласен, один силен, а другой бессилен, один легок, а другой тяжел в движении, один проворен, другой непроворен. Рассмотри и внутреннее положение человеческое: все имеют ум, но сколь различествует один ум от другого по остроте, по понятию, по рассуждению, по мудрствованию? Все имеют память, но сколь различествует память от памяти? Один легко воспоминает, но легко и забывает, а другой нелегко воспоминает, но нелегко и забывает; один нелегко воспоминает и легко забывает, а другой и легко воспоминает, и весьма нелегко забывает, каковая память есть совершеннейшая: отсюда мы видим, что один острого, а другой медленного ума есть, один удобно понимает, а другой с трудностию, один рассуждает совершенно, а другой несовершенно, один мудрость имеет великую, а другой невеликую: один помнит многие вещи, а другой немногие. Ежели мысленно взойдешь и во внутреннейшие расположения человеческие, то увидишь и в оных великое неравенство: один кроток, другой вспыльчив, один смиренномудр, другой горд, один сострадателен, другой немилосерд, один тих, другой свиреп. Даже от одних отца и матери рожденные дети близнецы, и вместе воспитанные, одно воспитание и научение получившие не имеют одинаковых расположений. От одного отца Исаака и от той же матери Ревеки родились близнецы Исав и Иаков, от одних родителей воспитаны, одинаковые имели обращения, одинаковое пропитание, одинаковое жительство, и однако коликое во нраве их различие? « Возрастоша же », говорит Божественное Писание, « юноши: и бысть Исав человек ведый ловити, сельный: Иаков же бысть человек нелукав, живый в дому » (Быт.25:27).

После толиких и таковых неравенств, каковые сотворил и узаконил Бог, каковые по необходимости учредили гражданские правительства, каковые показывают все создания, каковые мы видим особенно в людях, восстают некоторые слепцы, глухие и несмысленные, предпринимая бесстыдно убедить людей в том, что они равны. Но на чем основывается и на чем утверждается таковое равенство? На внешних ли характерах людей, или на внутренних, или на внутреннейших расположениях их? Но сколько людей, столько и неравенств внешних их характеров, сколько людей, столько и различий ума их, сколько людей, столько и расположений их. Закон, рассудок, вещи, естество и чувство уверяют нас в том, что мы неравны, как же и по чему мы равны? Не говорят ли они, что мы равны, потому что тела всех от земли суть? Но от земли есть и золото, и адамант, и железо, и свинец, и ртуть; неужели и сии, скажут, равны? Из одного и того же брения горшечник делает сосуды малые, великие, дорогие, дешевея, позлащенные, посеребренные, к различным употреблениям служащие, неужели и сии почтут равными? Сверх сего доколе мы живем, тело наше не есть земля, но кости, нервы, жилы, плоть, кровь, жизненный дух, сердце, легкое, печень, и прочее, все же то землею делается по смерти: но они говорят, что люди в живых будучи суть равны. Почему суждение их есть, кажется, таковое: пoелику тела человеческие по смерти делаются землею, то люди в живых будучи суть равны. Что сего заключения или безумнее, или лукавнее?

Бог сотворил все свои создания неравными, чтобы от стечения неравных и от разнообразности их устроился и украсился сей премудрый и предивный состав всего. Сию истину видит всякий, кто тщательно замечает, что неравенство связует и разнообразность украшает все. Бог сотворил человеков неравными, чтобы неравенство сие заставляло их вместе жить и в сообществе пребывать, неравенство заставляет их в совокупности житие иметь, чтобы недостатки одного исполнялись избытком другого: ежели все люди были по всему равны, то бы никто не имел нужды в помощи других, отчего разрушался бы союз единения, расстраивались бы государства, истреблялись грады и уничтожались все общества человеческие.

Из сего кто не видит, что система равенства есть вымысл пустой мечты, а не право рода человеческого? – Есть изобретение вредоноснейшего лукавства, истребляющее истинные и существенные права человечества, есть обман, который испровергает все законы и всякое благочиние: исполняет гордости ум самых низких людей, истребляет подобающее одного к другому уважение и послушание, и производит бесчисленные бедствия и чрезвычайные несчастия: ибо мечтание равенства вооружает раба против господина, простолюдинов против начальников и подданных против Царя, восставляет сына против Отца и дочь против матери ее, и вселяя в сердца человеческие дух непостоянства и отступления, истребляет не только грады и страны, но и самый род человеческий. Система равенства есть гибельна для Церкви: ибо ежели она войдет в сердца верных, чего не дай Бог, уничтожает и самую церковную иерархию, коею управляются и хранятся души человеческие. Сия система есть учитель неверия: ибо кто верует, что люди суть равны, тот отвергает истинное учение Божественного Писания, и делается нечестивым и неверным. Божественное Писание учит, что Бог рукополагает властелинов и начальников: « Не имаши власти ни единыя на Мне », сказал Господь к Пилату, « аще не бы ти дано свыше » (Ин.19:11): и что сравнивая Он права свои с правами царей хочет, чтобы мы воздавали царям что подобает воздавать им, как воздаем что подобает Ему: « воздадите убо Кесарева Кесареви и Божия Богови » (Мк.12:17). « Всяка душа », сказал, « властем предержащым да повинуется: несть бо власть, аще не от Бога: сущыя же власти от Бога учинены суть. Темже противляяйся власти, Божию повелению противляется: противляющиися же себе грех приемлют » (Рим.13:1–2). Что же иное означает сие, разве преимущество и неравенство между людьми? Что иное, разве то, что Бог наставляет Царей на престоле властительства? Что иное, разве то, кто сопротивляется сему неравенству, тот сопротивляется Богу, сотворшему оное? А кто иной сопротивляется сему неравенству, разве тот, кто не только проповедует равенство между людьми, но и научает неукротимой ненависти к властительству и совершенному истреблению царей и властителей? Но что таковый есть нечестивый и неверный, то никакого доказательства не требует.

Братие мои Христиане, внемлите себе, и рассудите, сколь безрассудно есть учение о равенстве людей. Помыслите и познайте, что цель оного есть испровержение веры, и установление нечестия: воззрите и видите, колико жалостные суть последствия оного. Неравенство людей устроил сам Создатель твари, чтобы всякий имел нужду в помощи других: от сего все сближаются друг с другом, любят друг друга, и составляют грады, государства и общественные собрания людей, в коих Он единогласно на земли прославляется людьми, как и на небеси единодушно славится святыми Ангелами. Премудрость Божия как из неравенства всех прочих тварей устроила прекрасную и наиприятнейшую систему мира: так из неравенства людей составила и утвердила не только грады, но и самую святую Церковь свою. Братия мои, памятуйте, что сказал ясно Дух Святой! « В последния времена », сказал, « отступят нецыи от веры, внемлюще духовом лестчим и учением бесовским » (1Тим.4:1). Не прельщайтесь убо бесовским учением отступивших от прежней их веры, и проповедующих лживое равенство людей: не заблудитесь думая, что все мы равны, и что никого нет нас выше: но видя от самого вседержителя Бога определенные нарочитые между людьми неравенства; и отвращаясь всегубительной Системы равенства, « Повинитеся всякому человечу созданию Господа ради: аще Царю, яко преобладающу. Аще ли же князем, яко от него посланным, во отмщение убо злодеем, в похвалу же благотворцем: яко тако есть воля Божия » (1Пет.2:13–15). « Воздадите всем должная: емуже убо урок, урок: а емуже дань, дань: а емуже страх, страх: и емуже честь, честь » (Рим.13:7).

Беседа по Апостоле из послания Апостола Павла к Титу, читаемом в неделю Отцев четвертого Собора, на произречение сие: « Верно слово »: о том, что вера во Христа есть истинная, твердая и неоспоримая

Ежели человеколюбивейший Бог имеет готовое воздаяние и для того, который утолит жажду ближнего своего единою студеною водою (Мф.10:42), то коликие мздовоздаяния дал и еще даст он в день суда песнословимым ныне всеславным Отцам, кои оросили души человеческие, напоивши их не студеною и тленною водою, но водою животворною, нетленною и текущею « в живот вечный » (Ин.4:14), то есть, учением православной и спасительной веры. Сии небоявленные Отцы сошедшись на четвертый вселенский Собор в Халкидоне, опровергли ересеначальника Евтихия и с ним вместе учеников его и споборников, в противность Евангельской проповеди сливавшего злочестиво и безумно воедино два естества и две силы Спасителя нашего Иисуса Христа, и последуя Евангельским догматам право проповедали и благочестиво научили, что два суть во Христе естества, Божеское и человеческое, и две силы. Сия вода православного учения их была поистине « источник воды » (Ин.4:14), от которой пьющие скачут, то есть, как бы скачуще достигают в живот вечный. Видим мы на земли и тень оной славы, коею они преблаженные наслаждаются на небесах. Ибо Церковь Христова толико веков каждолетно воспоминание творя соборного их сошествия, преславно торжествует, и со многими хвалами воспевает Божественную души их ревность, и геройские их спасительные деяния. Во славу же и честь их читает ныне и часть послания к Титу Богоглаголивого Павла, дабы доказать, что все то, что под именем Тита завещевал он пастырям Церкви, они дивно совершили.

Хотя и в другом месте истолкованы уже были чтенные ныне словеса Апостольского послания (В недел. Отцев седьм. Собора), но мы научимся еще тому же, и благочестно то же еще исследуем. То же правда зрелище многократно будучи видимо, равно и тот же голос многократно слышимый, и та же пища многократно вкушаемая пресыщают: но Слово Божие хотя бы благочестивый и боголюбезный человек повсечасно читал оное или слушал, или поучался в оном, никогда однако ж не насыщает его, и он всегда желает читать оное, исследывать и заниматься им: читая он просвещается, исследывая назидается, и занимая себя душеполезными содержащимися в оном мыслями услаждается. « Вожделенны суть словеса Господня паче злата и камене честна многа, и слаждша паче меда и сота » (Пс.18:11). Словеса Божии пресладостны бывают и в устах и в гортани, то есть, и в уме и в душе благочестивых, ибо они ум просвещают сладостным светом Духа Божия, а душу возвеселяют сладчайшим веселием благодати Божия. Каков же делается человек от такового поучения и исследывания, то описал святой Царе-Пророк, сказав: « В законе Его поучится день и нощь. И будет яко древо насажденное при исходищах вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет » (Пс.1:2–3). Исследуем убо паки те же самые слова, не все однако ж, ибо сего делать ни время, ни силы не позволяют, а часть только оных, то есть сии только два речения: « Верно слово » (Тит.3:8). Не подумайте же, что сии речения, как немногие, содержат в себе малые и не многозначительные мысли. Ибо от оных одних проистекают мысли те, кои могут и неверных привлечь, и верных утвердить в вере во Христа и наставить на святой путь Божественных заповедей.

Что Павел сказав, « Верно слово » (Тит.3:8), тем изъявил, что Евангельская проповедь есть достоверна, истинна и безсомнительна, сие подтверждают следующие потом приложенные им в послании к Тимофею слова: « Верно слово », написал к нему, « и всякаго приятия достойно » (1Тим.1:15). Какое же то слово? « Яко Христос Иисус прииде в мир грешники спасти ». Сие есть слово верное! Откуда же оно имеет достоверность, то есть доказательства свои, сие достойно всякого любопытства. Таковое любопытство есть доброе: ибо от оного происходит исследывание, от исследывания познавание, от познавания доказательство, от доказательства удостоверение, от удостоверения ревность, от сея теплая вера и Божиих заповедей исполнение, а отсюда вечное спасение. Но имеет ли вера доказательство? « Есть же вера », говорит Богоносный Павел, « уповаемых извещение, вещей обличение невидимых » (Евр.11:1). Чего надеемся, то неверно, и чего не видим, то непонятно. Какое же доказательство будет на вещи неверные и непонятные? Едва можем мы доказать, что видим, и чувствуем, и осязаем. Послушайте меня о сем. Не всякий предмет имеет одни и те же доказательства, но всякое учение, наука и художество имеют собственные свои доказательства: иные доказательства имеют математические науки, иные астрономия, иные физиология, иные история, иные нравоучения, иные врачебная наука, и иные Богословие. Безумствует и предпринимает невозможное тот, который тщится приноровить геометрические и арифметические доказательства ко всякому другому учению и ко всякому предмету. Какие суть доказательства во всяком учении, сему научают в училищах мудрые учители, а какие доказательства имеет вера, сему научил нас небесный человек, неботаинник, Богоглаголивый Павел: « и слово мое и проповедь моя не в препретельных человеческия премудрости словесех, но в явлении духа и силы » (1Кор.2:4). А сему, говорит, так быть благоволил Бог, для того, чтобы не почтена была вера вымыслом и устроением мудрости человеческой, но делом и произведением Божия силы: « да вера ваша не в премудрости человечестей, но в силе Божией будет » (1Кор.2:5).

Какое же есть доказательство Духа, и какое доказательство силы? Доказательство Духа суть чудеса, а доказательство силы есть помощь Божия благодати. Благодать содействует нам к уверованию, чудеса привлекают и утверждают нас в вере. « Они же », то есть Апостолы, говорит Евангелист, « проповедаша всюду, Господу поспешествующу » (Мк.16:20). Вот вспомоществование благодати! « И слово утверждающу последствующими знаменьми ». Вот от чудес происходящее уверение и утверждение!

Благодать Божия просвещает всех, пoелику Бог всех человеков равно любя, так как все суть равно создания Его, « всем человеком хощет спастися и в разум истины приити » (1Тим.2:4). Почему со стороны благодати все просвещаются и озаряются. Удивительно же то, что многие благодатию просвещаемые не веруют: так глас говорящего ударяет во уши всех предстоящих, и свет солнечный входит во очи взирающих на лучи его, но ни глухие не слышат гласа, ни слепые не видят света. Приходит благодать Божия к сердцу всякого человека, и говорит, и освещает, но не производит плода ни в оглушенных жестокосердием их, ни в ослепленных тьмою страстей: в тех только действует, кои и сердце имеют умягченное благостию, и ум свободный от тирании страстей. « Радовахуся », говорит священный Лука о язычниках, в Антиохии Писидийской бывших, « и славляху слово Господне, и вероваша, елицы учинени бяху в жизнь вечную » (Деян.13:48).

Но, просвещения, скажешь ты, благодати и сила ее, не суть вещи чувственные и видимые. Кто видит, или кто чувствует, что благодать просвещает и действует? Тот видит сие и чувствует, который будучи неверным, во мгновении ока прелагается от неверия в веру, он видя в себе таковую перемену, познает силу благодати. Видели и чувствовали, просвещение и силу благодати « душ яко три тысящи » (Деян.2:41), так же и « яко тысящъ пять мужей » (Деян.4:4), кои слышавши Петра, поучающего Слову Божию, уверовали тотчас во Иисуса Христа и крестились: неверующие же не видят и не чувствуют силы Божия благодати, не потому что благодать не просветила их и не действовала в них, но поколику они будучи слепы и бесчувственны от злобы своей, ниже видели, ниже чувствовали света и силы благодати.

А что чудеса привлекают к вере и утверждают оную, сему словом и делами научил нас Богочеловек, словом, сказав; « та дела, яже Аз творю, свидетельствуют о Мне, яко Отец Мя посла » (Ин.5:36). « Дела, яже Аз творю о имени Отца Моего, та свидетельствуют о Мне » (Ин.10:25). Делам же, когда Он яко Бог простив грехи расслабленному, сказал: « чадо, отпущаются тебе греси твои » (Мк.2:5). Книжники же тут сидевшие помышляли, что говорит Он хулы: тогда Он, дабы доказать, что имеет власть яко Бог прощать грехи, соделал чудо, связав члены расслабленного единым повелительным словом, и соделав его здравым и крепким: « но да увесте », сказал, « яко власть имать Сын человеческий на земли отпущати грехи, глагола расслабленному: тебе глаголю, востани, и возми одр твой, и иди в дом твой » (Мк.2:10–11). Доказал чудом сим, что, Он есть Бог истинный.

По сему премудрый Божий промысл от начала мира устроил беспрерывную некую цепь чудес, доказывающих веру во Христа: до пришествия Христова творил чудеса прообразовательные, чудеса предуготовительные, чудеса предъизъявительные: при Христе же и после Христа соделал чудеса всякого рода. « Седьмый от Адама Энох », благоугодивший Богу, не умер, но преложен был (Иуд.1:14; Быт.5:24), знаменование есть сие людей, верою во Христа благоугодивших Богу, и преложившихся от тли смертной к животу нетленному. Силою Божиею устрояет Ной ковчег, и в оном спасает от потопления водного род человеческий (Быт.6:22): знаменование есть то Церкви, которую Христос силою Божества Своего устроив, спасает чрез нее души от потопления греховного. От заматоревшей родился Исаак; образ есть сие бессеменного от девы рождества Иисус-Христова: полагается на жертвенник Исаак, но не закалается, а отпускается невредим, вместо же его закалается овен, держимый рогами в саде Савек (Быт.22:13). Гадательно сие означало, что бесстрастно пребывало Божество Богочеловека, а страдала Его плоть, когда висел Он на древе крестном. Видит Иаков лествицу, по коей Ангелы восходят и нисходят: нисходящие образом были Ангелов нисшедших ко служению таинству Божественного вочеловечения, а восходящие прообразовали человеков тех, кои верою во Христа живши на земли яко Ангелы, сподобились взыти на небо. Послушал Иосиф повеления отца своего (Быт.37:14), быв же брошен в ров, и продан от братий своих, вышел из рова жив. Сие прообразовало Христа, который послушлив был Отцу Своему (Флп.2:8), продан Иудою, положен во гробе, и воскрес из мертвых.

Мы веруем, паче же и видим то, что закон, данный от Бога на горе Синайской, « пестун нам бысть во Христа » (Гал.3:24). Законное по чину Ааронову временное священство путеводствует нас к тому, чтобы веровать вечному по чину Мелхиседекову Священству Иисуса Христа: ибо « Предтеча о нас вниде Иисус, по чину Мелхиседекову первосвященник быв во веки » (Евр.6:20). Агнец закалаемый при совершении Пасхи возводит нас к тому, чтобы веровать в Агнца Божия, вземлющего грех мира (Ин.1:29), и за нас закланного Иисуса Христа: « ибо Пасха наша за ны пожрен бысть Христос » (1Кор.5:7). Манна в пустыне внушает нам мысль о таинстве Божественной Евхаристии: Ибо, « сей есть хлеб сшедый с небесе: не якоже ядоша отцы ваши манну, и умроша: ядый хлеб сей жив будет во веки » (Ин.6:58). Ежели исследуешь и прочее, что содержат в себе книги Моисеева закона, увидишь, что все предуготовляет нас к восприятию Евангельских постановлений. Коликие же чудеса соделал Бог на горе Синайской, когда давал людям сей детоводительный закон, предуготовляющий к восприятию веры Сына Его, тогда были там гласи и молнии, и облак, и трубы, и огнь: « гора Синайская дымяшеся вся схождения ради Божия на ню во огни, и восхождаше дым, яко дым пещный » (Исх.19:18).

Из чудес же святых Пророков иные суть дела предобразующие чудеса Иисус Христовы, а другие суть пророчества все о Нем предвозвещающие. Вижу умственно Моисея в пустыне Эдомской, вознес он змию медяну на знамени: Израильтяне же от змий угрызенные, взирая на змию медяну по завещанию Моисееву, не умирали, но исцелялись от угрызений змииных, и пребывали живы и здравы. « И бысть егда угрызаше змия человека, и взираше на змию медяну, и оживаше » (Чис.21:9). Обращаю очи мои на знамение креста, и вижу Сына человеческого, вознесенного на оном: верую и исповедую, что Он есть Сын Божий искупитель мира, и исцеляюсь от язв грехов моих, и получаю вечное спасение. « И якоже Моисей », сказал Господь, « вознесе змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну человеческому: да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный » (Ин.3:14–15). Слышишь ли чудо Моисеево к исцелению Израильтян соделанное, образ яснейший чудесе Иисус Христова ко спасению верных соделанного? В Эдоме полагается на столпе змий медяный, на Голгофе возносится на крест Сын человеческий: в Эдоме чувственный змий угрызает Израильтян, в Эдеме умственный змий уязвил род человеческий: там угрызения телесные, здесь язвы душевные: там воззрение на змию медяну исцеляет угрызения и дает временную жизнь, здесь вера во Христа истребляет грехи и подает вечное спасение. Виждь и Иону, три дня и три ночи бывшего погребенна во чреве китове, и потом исшедшего оттуда жива и невредима. Сие чудо столь ясно предобразовало тридневное погребение и восстание из мертвых Иисуса Христа, что Он то как доказательство убедительнейшее к уверованию в Него представил жестоковыйным и неверным Иудеям, говоря: « Род лукав и прелюбодей знамения ищет, и знамение не дастся ему, токмо знамение Ионы Пророка. Яко же бе Иона во чреве китове три дни и три нощи: тако будет и Сын человеческий в сердцы земли три дни и три нощи » (Мф.12:39–40). Пройдет много у меня времени, ежели буду продолжать повествование всех чудесах, предобразовавших преславные дела Иисус Христовы.

Ежели рассматривать будешь книги Богодухновенных Пророков, найдешь еще другие дивные чудеса, то есть предсказания о Христе. Великий Пророк Моисей объявил, что Бог говорил ему о пришествии в мир Сына Его, и сказал сие: « Пророка возставлю им от среды братий их, якоже тебе: и вдам слово Мое во уста Его, и возглаголет им, якоже заповедаю Ему. И человек той, иже не послушает словес Его, елика возглаголет Пророк оный во имя мое, Аз отмщу от него » (Втор.18:18–19). Даниил предсказал самое время, в которое Христос приити имел в мир. « Даже до Христа », сказал, « старейшины седмин седмь и седмин шестьдесят две » (Дан.9:25). Исаия предсказал рождество его от девы, назвав оное знамением, то есть, великим чудом. « Сего ради », сказал, « даст Господь сам вам знамение: се Дева во чреве зачнет и родит Сына, и наречеши имя Ему Еммануил » (Ис.7:14; Мф.1:23). А Михей предпоказал и место, в коем Христос родится, сказав: « и ты, Вифлееме, доме Евфрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах Иудиных? из тебе бо мне изыдет Старейшина, еже быти в князя во Исраили, исходи же Его из начала от дней века » (Мих.5:2). Сошествие и пребывание всесвятого Духа на человечестве Иисуса Христа, когда Он крестился во Иордане, и для какой цели послан был Христос в мир от Бога и Отца Его, предъизъявил сие тот же Исаия, говоря: « Дух Господень на Мне, егоже ради помаза Мя, благовестити нищым посла Мя, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати пленником отпущение и слепым прозрение » (Ис.61:1). Захария, как бы уже и видел, так описал преславный вход Его во град Иерусалим: « Радуйся », говорит, « зело, дщи Сионя, проповедуй, дщи Иерусалимля: Се Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, Той кроток и всед на подъяремника и жребца юна » (Зах.9:9). Славу же Божественного преображения Его на горе Фаворстей не только предвозвестила слава оная, облиставшая лице Моисеево (Исх.34:30), но и предрек об оной Царе-Пророк, сказав: «Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуетася » (Пс.88:13). Послушай еще, сколь явственно предрекли Богонаученные Пророки, коликие страдания претерпел для спасения нашего воплотившийся нас ради. Предсказали беззаконные сонмища, собравшиеся на Него, произрекши: « Вскую шаташася язы́цы, и людие поучишася тщетным? Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его » (Пс.2:1–2). Предсказали, что оставят Его ученики, поругаются Ему воины, и предаст Его Иуда. « Удалил еси », сказали, « знаемых Моих от Мене, положиша Мя мерзость себе: предан бых и не исхождах » (Пс.87:9). Предсказали биения, заушения и оплевания: « плещи Мои вдах на раны и ланите Мои на заушения, лица же Моего не отвратих от студа заплеваний » (Ис.50:6). Вкушение желчи и оцта: « даша в снедь Мою желчь, и в жажду Мою напоиша Мя оцта » (Пс.68:22). Разделение по жребию воинами риз Его: « разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий » (Пс.21:19). Копием прободение ребра Его: « и воззрят нань егоже прободоша » (Зах.12:10). Предсказали о погребении Его: « положиша Мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней » (Пс.87:7). О воскресении Его: « Ты воскрес ущедриши Сиона, яко время ущедрити его, яко прииде время » (Пс.101:14). О вознесении Его на небеса, и о месте, откуда имел вознестись: « и станут нозе Его в день он на горе Елеонстей, яже есть прямо Иерусалиму на восток » (Зах.14:4). Пророчествовали еще и о том, что имеет Он послать всесвятого Духа верующим в Него: « и излию », сказали, « от Духа Моего на всяку плоть » (Иоил.2:28).

Не суть ли убо чудеса сии доказательство, удостоверяющее нас, что вера во Христа есть истинная, твердая и неоспоримая. Пророки были люди, как и мы. Откуда убо они за толико веков прежде пришествия в мир Иисуса Христа видели и познавали о Нем, и с толикою точностию, как делами то прообразовали, так и словами предсказывали, какою силою ума или души, или сердца, какою говорю силою человеческою соделали они прообразования о Христе, и произрекли пророчества о Нем? Ежели бы книги Пророческие были в руках только Христиан, то бы можно было подозревать в коварстве, то есть, мог бы неверный подумать, что Христианами вымышлено то о Христе, и положено в книги Пророческие: но Пророческие книги равно и Пятокнижение Моисеево написаны в начале по-Еврейски, и оттоле доныне с великим рачением и уважением хранятся и читаются у Евреев: Евреи же непримиримые суть враги и сопротивники Иисуса Христа. По справедливости убо Богоблаженный Петр, доказательство Пророческих о Христе слов предпочитая доказательству самых своих чувств, проповедывал, говоря: « и сей глас мы слышахом с небесе сшедшь » (2Пет.1:18), то есть глас свидетельствующий, что Иисус Христос есть возлюбленный Сын Божий, « с Ним суще на горе святей. И имамы известнейшее Пророческое слово » (2Пет.1:18–19). Сие убо пророческое слово вернейшее и самого внушения чувственного доказывает, что слово о Христе есть верно и истинно, как сказал Павел.

Так поистине, « верно слово » (Тит.3:8). Доказывают сие преизбыточно великие и преестественные чудеса, как бывшие при рождестве Христове, так и Самим Иисус Христом соделанные. Звезда, пришедшая и ставшая « верху, идеже бе рождшийся Иисус » (Мф.2:9), хотя звездою, хотя планетою, хотя кометою, хотя Ангелом звезду сию почтешь: Цари волхвы от толико дальних мест пришедшие, да поклонятся и принесут дары рождшемуся. Ангелы с небеси сшедшие и небесные славословия воспевшие, слава Господня осиявшая пастырей, и радость велия и всемирная благовещенная им – суть чудеса, доказывающие Божество Иисуса Христа. Слепые прозирают, хромые ходят, глухие слышат, расслабленные укрепляются, прокаженные очищаются, водяным недугом одержимые исцеляются, огневицы отражаются, кровотечения останавливаются, бесы изгоняются, всякая болезнь врачуется: умножаются пять хлебов, утихает волнующееся море, улегает бурный ветр, воскресают мертвые, восстают из гробов и четверодневные. Чудеса то суть самим Иисус Христом совершенные в то время, когда Он проповедывал учение Свое в Иудее. Помрачилось солнце, потряслась земля, разселись камни, раздралась завеса Церковная, отверзлись гробы, восстали « многа телеса усопших святых » (Мф.27:52). Сии чудеса произошли тогда, как на кресте висел Богочеловек. Землетрясение делается великое, Ангел Господень сходит с небеси и отваливает камень великий « от двери гроба » (Мф.28:2): стрегущие гроб воины от страха сотряслись, « и Быша яко мертвы » (Мф.28:4). Ангел благовествует Мироносицам воскресение, говоря, что распятый Иисус « воста от мертвых: и се варяет вы в Галилеи: тамо Его узрите » (Мф.28:7). Сретает Мироносиц и Сам восставший от мертвых Иисус, говоря им сие, « радуйтеся » (Мф.28:9), противоположное праотеческой печали. И самые при том восставшие святые « изшедше из гробов по воскресении Его, внидоша во святый град и явишася мнозем » (Мф.27:53). Сии суть чудеса воскресения Его. Но кто видел, скажешь ты, или кто слышал сие, чтобы удостовериться и веровать тому? Божественные Апостолы. « Еже бе исперва », говорит наперсный Иоанн, « еже слышахом, еже видехом очима нашима, еже узрехом, и руки наши осязаша о Словеси животнем: еже видехом и слышахом, поведаем вам, да и вы общение имате с нами » (1Ин.1:1:3). Верно же свидетельство Апостолов, и превосходит в верности всякое другое свидетельство, потому что были они свидетели самовидцы дел, потому что согласно одно и то же свидетельствовали, пoелику также веровали, что Бог погубляет « вся глаголющыя лжу » (Пс.5:7), пoелику украшены были всякою добродетелию и святостию: а от добродетельных и святых мужей столь далеко отстоит лицемерие, обман и ложь, сколь далеко отстоит небо от земли. Пoелику они подтвердили свидетельство свое подвигами, гонениями, бедствиями и страданиями, коликие претерпели проповедуя Евангельскую истину: пoелику запечатлели проповедуемое ими своею кровию и своею смертию. Сверх сего Апостолы проповедовали чудеса, воскресение, и все прочее о Христе не только во странах дальних от Иерусалима, ни спустя многое расстояние времени после Христа, но проповедывали и в самом граде Иерусалиме, где Христос жил и учил, и по прошествии пятидесяти только дней по воскресении Его из мертвых и пред людьми теми, кои и видели, и слышали, и знали Иисуса Христа. Проповедовали же о Иисусе Христе не только пред простым народом, но и пред князьями и старейшинами, и книжниками (Деян.4:5–6). Како убо Апостолы дерзали говорить явную ложь пред ними, и они не обличили их как лицемеров и обманщиков? Почему не сказали они им: о лжецы, как вы не стыдитесь проповедовать о Христе толикие несправедливости? Льстецы, как вы дерзаете говорить, что именем Иисуса Христа исцелили хромого от чрева матери его? (Деян.3:7) Ничего такового не произнесли они, когда на сонмище своем седя истязывали их. « И призвавше их, заповедаша им отнюдь не провещавати, ниже учити о имени Иисусове » (Деян.4:18). Они же отвещавше им, « не можем бо мы, яже видехом и слышахом, не глаголати » (Деян.4:20), изыдоша от Собора, и не преставали творить чудеса и учить.

Заметь же, что и чудеса от Апостолов бывшие, « Господу споспешествующу и слово утверждающу последствующими знаменьми » (Мк.16:20), были другим высочайшим доказательством, уверяющим умы человеческие в истине того, что они проповедуют. Умалчиваю я о бывших от них великих знамениях и чудесах во Иерусалиме (Деян.6:8), также о воскресении из мертвых Тавифы во Иоппии (Деян.9:40), Евтиха в Троаде (Деян.20:12), и о бывших от тени Петра исцелениях « на постелях и на одрех возлежащих немощных, и страждущих от дух нечистых » (Деян.5:15–16), и о чудодейственном от потовых убрусцев и полотенцев Павловых исцелении недужных, и об освобождении от духов нечистых (Деян.19:12): умалчиваю о всех прочих тмочисленных чудесах, Богоносными Апостолами соделанных и самовидцем Лукою описанных, а предложу другого рода чудо великое и чрезвычайное.

Чтобы в точности уразуметь вам силу чуда такового, представьте себе един из царствующих градов, славнейший не только по пространству, господствованию и богатству, но и по наукам, познаниям и художествам, по торговле и воинским силам. Представьте же, что все живущие в оном суть идолопоклонники, преданные суеверию, пригвожденные к сладострастию плоти и к услаждениям похотьми ее: и что при том один Еврей рыбарь, совсем нищий, некнижный, простой и необразованный, пришедши из Иерусалима в оный град, проповедует дерзновенно, говоря: человеки! идолы, коим вы яко Богам поклоняетесь, не суть боги, но истуканы глухие, немые и бесчувственные. Един же есть Бог истинный, Творец неба и земли, Иисус Христос, Который осужден будучи во Иерусалиме на смерть от Пилата, умер распятый посреде двух разбойников. Ежели убо вы ищете спасения души вашей, то нужно, чтобы вы уверовавши, что Он есть Бог, уничтожили идолов, и по любви к Нему оставили распутные нравы и безумные обыкновения, отреклись всякого сладострастия и удовлетворения плоти, распяли себя со страстьми и похотьми, приготовились к гонениям, к оковам, к темницам, к поношениям всякого рода и мучениям, и наконец к закланиям и к смерти. Ежели тотчас после сей проповеди увидите, что множество граждан оных, и премудрые и неученые, и князи и простолюдины, и богатые и нищие, и мужи и жены, и младые и старые, и всякого возраста, чина и состояния люди отрекшись идолослужения уверовали в Иисуса Христа, и отринувши всякое плотское сладострастие, претерпели охотно всякого рода злострадание, а многие и кровию и жизнию своею пожертвовали из любви к Иисусу Христу, что тогда подумаете? Увидите ли в сей перемене причину или естественную, или политическую, или нравственную? Сие же не есть только предположение, но дело сбывшееся и совершившееся. Град таковый есть Рим тогдашний верховный, многолюдный и первоначальственный из градов, гордящийся мудростию, богатством, пышностию, славою и всяким мирским благополучием: а Еврей рыбарь, нищий, некнижный, без всяких градских обращений и сведений, пришедший из Иерусалима, есть Петр. Град таковый есть Афины, в котором тогда процветали науки и художества, и мирская философия, и всякое другое было благополучие и слава: а Евреи нищий, несведущий в Греческой словесности и бессильный, есть Павел. Какою убо силою или естественною, или политическою, или нравственною Петр в Риме, а Павел в Афинах убедили к тому, тот Римлян, а сей Афинян, чтобы они отвратились от заблуждения идольского, чтобы уверовали в Иисуса Христа, и оставивши законы, нравы и обыкновения праотеческие претерпели за Него всякую бедность и злострадание, а многие из них и мученическую смерть? Не есть ли сие чудо чудес, чудо видимое, осязаемое, безсомнительное? Не есть ли сие доказательство, что сила Божия сотворила таковую премену? Сие одно доказывает, что вера во Христа есть Божественная и истинная. Сие доказывает, « яко всяк рожденный от Бога побеждает мир: и сия есть победа, победившая мир, вера наша » (1Ин.5:4).

От Эноха до пришествия Иисус Христова златотканая цепь образований и знамений, предобразующих и предзнаменующих Иисуса Христа, одни за другими следующие ясные пророчества, предвозвещающие все о Нем, великие чудеса о Христе и от самого Иисуса Христа бывшие, а после Него и многие чудеса от Апостолов Его совершившиеся суть доказательства веры во Христа толико сильные, что слышавшие и уразумевшие оные, но не победившиеся силою оных, недостойны были благодати веры по причине злого их произволения: и посему или совсем не веровали, или на время уверовавши, потом веры отверглись.

« Велий Господь и хвален зело, и величию Его несть конца. Род и род восхвалят дела Твоя и силу Твою возвестят: великолепие славы святыни Твоея возглаголют, и чудеса Твоя поведят » (Пс.144:3–5). Создал Ты, Господи, человека самовластным, пoелику же « непреложны суть Божественныя Твои дарования » (Рим.11:29), то никого не нудишь веровать в единородного Твоего Сына: но послал Духа Сына Твоего в сердца наши, « вопиющаго, Авва Отче » (Гал.4:6; Рим.8:15), и путеводствующего нас к вере в Него: составил притом убедительные доказательства и соделал от начала толикое множество чудес, чтобы оными удостоверившись, всякий человек уверовал в единородного Твоего Сына, егоже послал еси Спасителя миру, и уверился в том, что верно есть слово Евангельской проповеди: да тако возведет всех в первоначальное достоинство, от коего отпадши мы погибли бы. Ты убо Господи, Творче всяческих, преблагий, премилосердый, человеколюбивейший, сохрани всех от навета в настоящие времена наиболее, нежели прежде когда-либо, « окрест ходящих нечестивых » (Пс.11:9), и сподоби нас того, чтобы мы и в самый час последнего воздыхания нашего исповедали, что верно есть Слово веры в Сына Твоего, и возопивши: Верую Господи и исповедую, яко Ты еси воистину Сын Божий, избавитель мира, предали души наши в творческие и премилосердые руки Твои. Ей Господи, яко Твоя держава и Твоя есть сила, и милость, и благоутробие во веки веков. Аминь.

Никифор Феотокис. Толкование Воскресных Апостолов с нравоучительными беседами. Т. II. – СПб., 1820 г.

* * *

26

В греческом оригинале стоит в третьем лице, плени плен, и даде даяния человеком, а не во втором лице, пленил еси плен, и вместо бы – уже даде, дал еси даяния человеком.


Источник: Толкование воскресных апостолов с нравоучительными беседами / Сочинено на еллино-греческом языке преосвященным Никифором, бывшим архиепископом астраханским и ставропольским. - В 2-х том. - Изд. 1-е. - Москва: Синодальная тип., 1854-. / Т. 2. - 1859. - 785, VIII с. (Ранее книга издавалась в 1800 г. в Москве на греч. яз., в 1819 г. - на церков.-слав. яз.)

Комментарии для сайта Cackle