Слово IV, в котором речь идет о том, почему христианам непристойно клеветать, предавать, доносить и лжесвидетельствовать
Вступление
Благословенные христиане! Клевета, предательство, доносы и лжесвидетельство – это такое страшное зло, что даже великие мудрецы и праведники боялись его. Пророк Давид ничего другого так не опасался, как клеветы. Он горячо молил Бога избавить его от наветов и за оказанное благо клялся неотступно соблюдать все Его заповеди. «Избави мя, – просил пророк, – от клеветы человеческой, и сохраню заповеди Твоя» (Пс. 118:134). Премудрый Соломон призывал свой народ изучать закон Божий и пребывать в божественных заповедях. Для чего? Чтобы через изучение закона Господня получить просвещение своей души, знание, рассудительность и таким путем защитить себя от клеветников, лжесвидетелей, предателей и доносчиков: Ибо светильник – заповедь закона и свет, и путь жизни, и обличение, и наказание, чтобы сохранить тебя от клеветы чужого языка (Притч. 6:23–24)55. Другим великим грехом пророк считает лжесвидетельство, которое называет дубиной, смертоносным мечом и ядовитой стрелой: Что молот и меч и острая стрела, то человек, произносящий ложное свидетельство против ближнего своего (Притч. 25:18). Премудрый Сирах в молитвах больше всего благодарит Бога за свое освобождение от языка клеветника и уст лжеца, как если бы Господь избавил его от некоей смертельной западни или иной страшной опасности: Прославлю Тебя, Господи Царю, и восхвалю Тебя, Бога, Спасителя моего; прославляю имя Твое, ибо Ты был мне покровителем и помощником и избавил тело мое от погибели и от сети клеветнического языка, от уст сплетающих ложь. (Сир. 51:1–2).
Апостол Павел также осуждает клевету и доносительство, как превеликий грех, советуя женам, освободившимся от этих грехов, становиться диакониссами, а еще не избавившимся от пороков – воздержаться от такого зла. Ведь подобные изъяны отдаляют женщин от чина клириков и посвященных Богу. Поэтому Павел писал Тимофею, чтобы тот поставлял в Божьей церкви диакониссами жен честных, не клеветниц, трезвых, верных во всем (1Тим.3:11); и Титу советовал: Чтобы старицы также одевались, прилично святым, не были клеветницы (Тит.2:3). Вот почему и я решил сегодня, братья, побеседовать с вами о клевете, предательстве, доносительстве и лжесвидетельстве, дабы показать вам, сколько зла они причиняют и самим творцам, и другим людям, и тем самым убедить вас в том, что христианам неприлично быть клеветниками, предателями, доносчиками и лжесвидетелями. Итак, я начинаю.
Размышления
Какое первое зло клеветники и лжесвидетели наносят самим себе
Первое зло, которое причиняют себе клеветники, предатели, доносчики и лжесвидетели, состоит в том, что в своем сердце они сами порождают дьявола и называют себя сынами дьявола, а его самого своим отцом. Потому что творящие грехи и дела усыновляются дьяволу через подражание ему. Наш Господь говорит о них: Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего (Ин.8:44). Возлюбленный ученик Христа Иоанн добавляет: Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил (1Ин.3:8).
Но в еще большей степени клеветники, предатели и лжесвидетели являются и называются сынами дьявола за то, что учатся и подражают нечистому в клевете и предательстве.
За что дьявол получил свое прозвище
Дьявол называется так потому, что он – отец лжи и ложью умертвил человека: Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. (Ин. 8:44). Так и клеветники и лжесвидетели: своими словами они убивают безвинных людей. Более того, клеветники и предатели называются не только сынами дьявола, но и прямо дьяволами. И по заслугам! Ибо как они уподобились дьяволу в зле, так унаследовали и самое имя его. Поэтому все люди: и старые, и молодые, и благочестивые, и нечестивцы – называли их и называют предателями, а доносчиков клеветниками и дьяволами, поскольку так назвали нечистого56. Во-первых, за то, что он оклеветал и обвинил Бога перед людьми, сказав Адаму и Еве, будто Бог из зависти запретил им вкушать от древа познания, чтобы они не стали богами: Знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло (Быт.3:5). А во-вторых, за клевету на людей и обвинение их, особенно святых, перед Богом, за что, как говорится в святом Апокалипсисе, и низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною... Клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь (Откр.12:9–10). Поэтому и божественный Златоуст сказал: «Ибо диавол, братия, есть наименование не природы, а произволения: ибо он не был диаволом от начала, но был сотворен как ангел. Диаволом же был назван как клевещущий на Бога перед людьми и на человека пред Богом и как враждующий на Господа» (О праведном и блаженном Иове. Слово 3)57. Повторяю, раз дьявол получил свое имя за клевету, то и предатели и доносчики называются дьяволами, потому что клевещут и осуждают невинных людей как злых и развратных, предают их в судилища и в руки правителей, представляют ложные доносы на честных граждан и порочат имя добродетельных христиан, называя их злодеями.
Какое второе зло причиняют себе клеветники и лжесвидетели
Итак, второе зло, которое совершают над собой клеветники, предатели и лжесвидетели, состоит в утрате человеческого облика – они становятся звероподобными и чудовищными:
1. Их глаза – как у василиска, из которых, по словам ученых, разбрызгивается яд, поражая на расстоянии все живое. Предателям, клеветникам и лжесвидетелям глаза тоже служат не для любования Божественными творениями, для радости и прославления Создателя, но для того, чтобы замечать чужие пороки и клеветами, предательствами и лжесвидетельствами травить людей.
2. Уши у них, как у аспида, потому что змей закрывает свои уши, чтобы не слышать игры на флейте и не подчиняться заклинателю: Подобно глухому аспиду, который затыкает уши свои и не слышит голоса заклинателя (Пс.57:5), предатели, клеветники и лжесвидетели также закрывают свои уши, чтобы не слышать слово и учение Бога и не отказываться от своих злодеяний и не вразумляться. Они открывают глаза только для того, чтобы узнать, чем там занимается их новая жертва, и тотчас бегут к судьям, дабы предать, оклеветать и дать ложные показания.
3. Их уста – как пропасть или глубочайший колодец: угодивший в него уже не сможет выбраться оттуда. Как говорит Соломон: глубокая пропасть – уста беззаконников: на кого прогневается Господь, тот упадет туда (Притч. 22:14); гортань их подобна открытому гробу, источающему смрад и зловоние клеветы, лжи и доносов.
4. Их язык – как остро заточенный меч, ибо хитростями, предательствами и лжесвидетельствами, творимыми ими в судах, они ранят и убивают невинных людей. Как говорит божественный Давид, гортань их – открытый гроб, языком своим льстят (Пс.5:9). «Гибель, – продолжает пророк, – вымышляет язык твой; как изощренную бритву, ты сотворил коварство» (Пс. 51:2). Свидетель же неправедных льстив (Притч. 12:17), замечает Соломон и добавляет: Уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык – только на мгновение (Притч. 12:19)58.
5. Уста их подобны западне: попавший в нее застрял безнадежно. Вот так же клеветники и лжесвидетели своими словами расставляют ловушку, в которую человек попадается, когда меньше всего того ожидает. Дело в том, что на языке у клеветника мед, дабы обманывать, а на душе яд, чтобы губить. Он приветливо встречает только для того, чтобы убить, как поступил предатель Иуда. Своим поцелуем и приветствием он предал на смерть Господа, сказав: Радуйся, Равви! И поцеловал Его (Мф.26:49). Как заметил Павел: «Яд аспидов на губах их» (Рим.3:13). «Они,– сказал пророк Давид, – умягчили слова свои больше елея и те суть стрелы» (Пс.54:21).
6. Их руки замараны грязными деньгами, полученными от судей в награду за предательство и лжесвидетельство. Их руки по локоть в крови искалеченных и убитых невинных людей, ставших жертвой лжецов и доносчиков, обличает этих отщепенцев Иов. «Руки ваши, – говорит божественный Исаия, – осквернены» (Ис.59:3). Иеремия добавляет: На руках твоих – кровь (Иер.2:34).
7. Ноги клеветников и лжесвидетелей ходят не прямыми стезями блага, добродетели и истины, как устроил Бог, а кривыми путями лукавства и лжи. Они мечутся туда-сюда, ища, кого бы из христиан предать, избирают дороги по камням, обрывам и буграм и потому постоянно спотыкаются, скользят и падают. Как сказал Соломон, ноги их бегут ко злу (Притч. 1.16). А по словам Иеремии, ноги твои погрузились в грязь (Иер.38:22).
Вот такой чудовищный внешний облик у клеветников, предателей и лжесвидетелей. Думаете, они изнутри чем-нибудь лучше? Ничем, братья мои христиане. Потому что сердце у них холодное и твердое, как камень, как наковальня. Это престол, логово и обиталище хитрости и лукавства сатаны. Как сказал Иов, сердце его твердо, как камень, и жестко, как наковальня (Иов.41:16). А по словам Соломона, коварство – в сердце злоумышленников (Притч.12:20). «Развращенно же сердце, – продолжает царь, – кует злая: на всякое время таковый мятежи составляет граду» (Притч. 6:14).
Поскольку предатели и лжесвидетели внутренне тверды, как железный щит, то и все их внутренние органы грубы, подобно камню корунду. Как написано у Иова, внутренности его – щиты медные, состав же его как корунд камень (Иов.41:7). И хотя Иов имеет в виду змея и дьявола, его слова применимы и к клеветникам и лжесвидетелям, чьим воспитателем, как мы уже упоминали ранее, является сатана. И раз у них весь облик звероподобный, чудовищный и сатанинский, то и ум и мысли у них чудовищные, бесчеловечные и дьявольские; как и то, о чем они помышляют, тоже преисполнено смертоносного яда, клеветы и лжи. А произносимые ими слова извергаются из их уст, подобно горящим светильниками и раскаленным жаровням, прожигающими несчастных нищих и невиновных людей, пострадавших от предательства и лжесвидетельства. Так написано у Иова: Из уст его исходят как бы свечи горящие, и разлетаются как искры огненные (Иов. 41:10); Соломон показывает, что лжесвидетели, как пожар, разжигают ложь и вызывают суды и ссоры между братьями: Разжигает ложь свидетель неправедный и насылает суды посреди братий (Притч. 6:19).
Какое третье зло причиняют самим себе клеветники и лжесвидетели
Третье зло, причиняемое самим себе клеветниками, предателями и лжесвидетелями, – это ненависть и отвращение, которые испытывают к ним, как к отребью мира, все люди от мала до велика: мужчины и женщины, юноши и старики, клирики и миряне. Скажу больше. Клеветники, предатели и лжесвидетели ненавидимы не только всеми людьми, но и самими судьями и царями, к которым те бегают со своими клеветами, предательствами и лжесвидетельствами. Потому что власти предержащие, хотя и любят предательство, клевету и лжесвидетельство, которые приносят им деньги и прочую выгоду, тем не менее сами ненавидят и отвращаются от этих негодяев. Юлий Цезарь любил повторять: «Мне нравится предательство, но не предатель». То же самое говорил император Август: «Я предательство люблю, а предателя не уважаю». Свое отношение к изменникам император Антигон выразил в таких словах: «Люблю предателей, пока они предают, но как только завершат предательство, всей душой их ненавижу». Почти то же самое говорил и царь македонян Филипп: «О злоключения! О беды! О несчастья жалких клеветников и предателей!
Чем клеветники и лжесвидетели вредят людям. Какое первое зло клеветники и лжесвидетели причиняют людям
Уразумели ли вы, братья мои, какое зло клеветники, предатели и лжесвидетели причиняют самим себе? И как, вместо того чтобы быть человечными и любимыми, они стали дьяволо- и звероподобными, ненавидимыми всеми? Теперь поняли ли вы, какое зло они причиняют другим? Эти несчастные вредят людям в трех вещах: в чести, имуществе и жизни. И прежде всего – в чести, ибо клевещут на честных мужчин и честных женщин, доносят и лжесвидетельствуют на них как на бесчестных, на целомудренных как на блудников, на чистых как на грязных, на праведных как на бессердечных, на храбрых и мужественных как на наглецов, на домовитых как на сребролюбцев. Проще говоря, выдают добродетельных за лицемеров, добрых за лукавых и злых59. Поэтому своей клеветой и доносами это человеческое отребье (старается) отделить мужей от жен и жен от мужей; натравить сыновей на отцов и отцов на сыновей, дочерей на матерей и матерей на дочерей, родственников на родственников, архиереев на иереев, иереев на дьяконов, дьяконов на клириков, а клириков на мирян. Эти потерявшие человеческий облик существа ссорят между собой друзей, смущают спокойных, разжигают злопамятство, вражду и раздоры между бедными и богатыми, власть имущими и подвластными, начальниками и подчиненными, а нередко между царями и целыми народами. Хорошо сказал о них мудрый Сирах: «Муж грешник смущает друзей и посреди мирных вводит клевету» (Сир.28:10). Соломон добавляет, что «разжигает ложь свидетель неправедный и насыпает суды посреди братий» (Притч.6:19). Подтверждением тому служат примеры из Священного Писания. В 21-й главе Третьей книги Царств читаем, что дьявольское племя клеветало и лжесвидетельствовало, будто праведный Навуфей был неправеден, благочестивый нечестивцем, послушный царю отступником, а богобоязненный – богохульником. «И посадили Навуфея во главе народа; и выступили два негодных человека и сели против него, и свидетельствовали на него эти недобрые люди пред народом, и говорили: Навуфей хулил Бога и царя» (3Цар.21:12–13). А в истории Сусанны читаем, что двое беззаконных и злых еврейских старейшин свидетельствовали ложно, будто мудрая Сусанна была блудницей и прелюбодейкой, честная будто бы была бесчестной, чистая – нечистой и оскверненной, и этим вызвали волнение, смущение и скорбь между праведницей, ее мужем и сродниками, и всем еврейским народом60.
Какое второе зло клеветники и лжесвидетели причиняют людям и какой ущерб они наносят храмам
Поистине, эти звероподобные существа вредят имуществу людей. Своими мерзкими деяниями перед судьями и властями они наносят ущерб и убивают единоверцев христиан. Ибо судьи, будучи иноверцами и несправедливыми и стремясь получить мзду, не расследуют дела, хотя по закону обязаны тщательно проверить, правдивы ли сведения, представленные предателями, лжесвидетелями и клеветниками. Но, вместо этого без разбора по ложным обвинениям власть имущие хватают преданных и оболганных христиан, избивают их, бросают в темницы, подвергают самым различным истязаниям, жестоко бьют и подвергают невыносимым пыткам. Оболганных людей грабят. У кого отнимут деньги, кого заставят продать свое поле и виноградник, кого лишат овец и скота, кого – оливковых и финиковых рощ, кого – сада, кого принудят отдать самое необходимое, на что этот несчастный жил сам и содержал жену, детей и дом.
О, сколько вдов рыдает по вине клеветников и лжесвидетелей! Как теперь они смогут прокормить своих сирот? О, сколько сирот плачет и скорбит, оставленных без хлеба насущного! О, сколько богачей, лишенных своего имущества, превращены в нищих! Многие из них дошли до попрошайничества на всю оставшуюся жизнь. О, сколько из этих неправедно преданных и наказанных впадают в такую нужду, что эти несчастные, бывает, вынуждены заниматься воровством и красть чужое! Соломон, видя великое зло и несправедливость, царящие в мире от клеветников и предателей, видя плач и рыдания оболганных и преданных, понимая, что некому их утешить и выкупить из рук клеветников, и, повторяю, видя все это, царь больше ублажил умерших, чем оставшихся в живых. А еще больше он ублажил неродившихся на свет и не пострадавших от доносчиков: И обратился я и увидел всякие угнетения, какие делаются под солнцем: и вот слезы угнетенных, а утешителя у них нет; и в руке угнетающих их – сила, а утешителя у них нет. «И ублажил я мертвых, которые давно умерли, более живых, которые живут доселе; а блаженнее их обоих тот, кто еще не существовал, кто не видал злых дел, какие делаются под солнцем» (Еккл. 4:1). А божественный Давид, отец Соломона, описывая злодейства, творимые лжесвидетелями, писал, что они выдумывают и доказывают такое, что (нормальному) человеку и на ум прийти не может, что они воздают злом за добро, которое приемлют, и что лжесвидетельствами отнимают детей у несчастных родителей. «Восстали на меня», – сетует пророк, «свидетели неправедные: чего я не знаю, о том допрашивают меня; воздают мне злом за добро, бесчадием душе моей» (Пс. 34:11–12).
Клеветники и лжесвидетели наносят ущерб не только отдельным людям, но и целым родам и городам. Они не довольствуются причинением ущерба только мирянам и общему благосостоянию. Они доходят до такого злодейства, что становятся виновниками предательства и лжесвидетельства с целью заполучить от властей церковное имущество, монастырские имения и деньги, пожертвованные Богу и святым храмам. Хотите знать как? Прочтите Вторую книгу Маккавейскую, и там найдете рассказ об этом. В третьей главе книги читаем, что в сокровищнице Иерусалимского священного и великого храма евреев находилось на хранении имущество многих сирот и вдов и деньги, пожертвованные Богу, до четырехсот талантов серебра и до двухсот талантов золота, что составляет огромную сумму. Как-то клеветник, предатель и лжесвидетель по имени Симон, слегка повздорив с первосвященником Онией, пришел к военачальнику Сирии и Финикии Аполлонию и выдал ему, что в иерусалимской сокровищнице лежит бесчисленное множество денег, которые царь может взять себе. Но он утаил правду, не сказав ни о количестве денег, то есть что там находится только четыреста талантов серебра и двести золота, ни о том, что это отданное на хранение имущество сирот и вдов, но лжесвидетельствовал, будто денег там не счесть и будто они собственность храма: «и объявил ему, что Иерусалимская сокровищница наполнена несметными богатствами, равно как несчетное множество денег скоплено, и нет в них нужды для приношения жертв, но все это может быть обращено во власть царя» (2Мак. 3, 6).
Какое третье зло клеветники и лжесвидетели причиняют людям
Аполлоний сказал об этом асийскому царю Селевку, и тот послал высокопоставленного придворного по имени Илиодор в Иерусалим, приказав забрать все сокровища, какие он там найдет, и доставить во дворец. Илиодор тотчас отправился в Иерусалим исполнять царский приказ. Он вошел в сокровищницу с явным намерением забрать все, что там было. Тем самым он обобрал бы целый город и весь народ, если бы Господь по молитвам и слезам первосвященника и народа не сотворил чуда, которым устрашил Илиодора и заставил его немедленно просить прощения за свое намерение. Вот какое разорение и зло причиняют предатели и лжесвидетели. И наконец, эти негодяи отравляют жизнь людям клеветой и лживыми показаниями властям, становясь виновниками несправедливости и убийства граждан. Так, мужи халдейские пришли к царю Навуходоносору и оклеветали трех юношей, что те якобы не покланяются его изображению, за что царь повелел бросить их в раскаленную печь (см.: Дан. 3, 8). Также советники и сатрапы царя Дария оклеветали пророка Даниила, что он покланяется Богу три раза в день, и поэтому царь осудил его и вверг в ров со львами (см.: Дан. 6). Так же поступили те двое лжесвидетелей, которые оболгали невиновного Навуфея, будто бы он хулил Бога и царя, и стали виновниками побиения его камнями, и он скончался, как написано (в Библии) (см.: 3Цар. 21, 12). Двое других негодяев ложно и неправедно свидетельствовали против Иисуса Христа и стали повинными в убийстве невиннейшего Сына Божия, как сказано (в Писании) (см.: Мф. 26, 60). Наконец, по вине лжесвидетелей был побит камнями несправедливо и безвинно первомученик и архидьякон Стефан, как явствует из Деяний (см.: Деян. 6,13). И не один, не двое, но многие погибают из-за клеветников и лжесвидетелей, даже целые народы. В подтверждение своих слов я вновь обращаюсь к Священному Писанию. Как рассказывается в книге Есфирь, когда евреи были рабами, находясь под игом Артаксеркса, царя персов и мидян, один большой вельможа, второй после царя, по имени Аман, разгневался на еврея Мардохея, человека праведного и добродетельного, за то, что тот не поклонился ему. Но Мардохей поступил так не по своему высокомерию, но чтобы не кланяться человеку и не делать его подобным Богу. Вот поэтому, повторяю, разгневался Аман на Мардохея и оклеветал перед царем весь род еврейский и предал его, свидетельствуя ложно, будто евреи не хранят царских законов, что они непокорный народ и враги царя, и будто законы их враждебны всем народам. Помимо этого, вельможа привел царю и другие вымышленные доказательства и убедил повелителя разослать повсюду царские грамоты, предписывающие властям на местах убить всех евреев, включая женщин и детей, дабы без всякой жалости искоренить их род в четырнадцатый день двенадцатого месяца. Услышали об этом, несчастные евреи и прямо там, где находились, постились три дня, спали на вретище, посыпали голову пеплом, громко плакали, рыдали и умоляли Бога избавить их от неправедной смерти. Но больше всех скорбели и молили Господа упомянутый Мардохей и его племянница Есфирь, царица и жена Артаксеркса. Видя их усердие, внял Господь их молитве и освободил от смерти через царицу Есфирь.
Клеветники и лжесвидетели губят и священников
Но этим не исчерпываются злодейства клеветников и лжесвидетелей.
Они вредят не только мирянам и простолюдинам, но и дерзают – о, ужасная утрата страха Божия, более того, какое бесчестье! – становиться виновниками убийства священников. И не просто одного, двух или многих, но целого народа и города священников. В этом убеждает нас божественное Писание. В 21 и 22 главах Первой книги Царств повествуется о том, что пророк Давид, когда был гоним царем Саулом, добрался до города под названьем Номва, зашел к священнику Ахимелеху и сказал ему, что послан Саулом. Ахимелех, услышав, что его послал сам царь, принял Давида и не только отдал ему найденный им меч иноплеменника Голиафа, которого убил Давид, но и угостил священным хлебом предложения гостя и его спутников. И они ели этот хлеб, потому что были измождены и голодны, а другой пищи у хозяина в этот час не было. Тем временем там случайно оказался раб по имени Доик, пасший мулов царя Саула. Пастух увидел, что Ахимелех принял царского врага Давида, пошел и донес об этом Саулу, утаив однако правду о том, как все происходило на самом деле. Он свидетельствовал ложь. «Я, – сказал раб, – видел, как сын Иессея приходил в Номву к Ахимелеху, сыну Ахитува, и тот вопросил о нем Господа, и дал ему продовольствие, и меч Голиафа иноплеменника отдал ему» (1Цар.22:9–10). Услышав это, царь потребовал доставить к нему Ахимелеха вместе со всеми священниками города. Когда их привели, царь обругал несчастных за то, что те приняли Давида, и приказал своим слугам и клеветнику Дойку убить священников. И весь город вместе со священниками был уничтожен, и в нем не осталось в живых ни мужчины, ни женщины, ни грудного младенца, ни вола, ни осла, ни овечки. «И пошел Доик Идумеянин, и напал на священников, и умертвил в тот день восемьдесят пять мужей, носивших льняной ефод; и Номву, город священников, поразил мечом; и мужчин и женщин, и юношей и младенцев, и волов и ослов и овец поразил мечом» (1Цар. 22,18–19). Пророк Давид написал об этом 51-й псалом, который начинается словами: «Что хвалиишся во злобе, сильне?».. В нем Давид проклинает Дойка и просит Бога стереть его с лица земли живых, ибо предательством и лжесвидетельством тот превратил свой язык в острый меч и умертвил целый священнический род.
Дьявол причинил демонам такое же зло, какое клеветники и лжесвидетели причиняют внимающим им
Вы видели, братья мои христиане, какое зло причиняет клеветник, предатель и лжесвидетель? Вы поняли, сколько бесчестья, сколько вреда и крови они проливают в мире? И наконец, осознали ли вы, что предатель, доносчик и лжесвидетель – это тот же Иуда Искариот, лжец, хитрец и неправедный, человекоубийца, главный враг всей человеческой природы; чума, которая уничтожает человеческий род; противник чести, имущества, жизни людей; бешеная собака, которая кусает и убивает кого ни попадя. Поэтому все мы должны ненавидеть его, отвращаться от него и указывать на него пальцем как на чудовище, как на меченого и недостойного пребывать среди людей. Поэтому клеветник, предатель и лжесвидетель, хотя каждый из них снаружи вроде бы человек, но внутри это (сущий) дьявол. И как дьявол существует среди ангелов, точно так же и среди людей найдется клеветник и лжесвидетель. Вот почему наш Господь назвал предателя Иуду дьяволом: «Но один из вас Диавол» (Ин.6:70). И заметьте, братья мои, Он не сказал, что предатель Иуда – демон, то есть один из помощников дьявола, но назвал его дьяволом, значит, первым и верховным над всеми демонами, дабы тем самым показать нам то зло, которое причинил дьявол подчиненным ему ангелам и демонам, прельстив и заставив их восстать против Бога, превратив ангелов в демонов. Такое же зло причиняет клеветник и лжесвидетель людям, слушающим его ложь и клевету. Вот почему следует быть крайне осторожными всем слушающим таких клеветников, предателей и лжесвидетелей, в особенности правителям и судьям, имеющим дело с клеветой, предательством и лжесвидетельством. Они не должны верить на слово без тщательного и строгого расследования, не убедившись в достоверности и правдивости показаний заслуживающих доверия свидетелей61.
Подражайте императору Александру. Он советовал, когда слушаете клевету, держите одно ухо открытым для клеветника и обвиняемого, а другое закройте рукой, сохраняя слух чистым и готовым выслушать обвиняемого и оклеветанного. Когда станет понятно, что перед вами клеветник, доносчик или лжец, отвратитесь, гоните его подальше от себя и полностью избавьтесь от желания слушать эту скверну. Поступайте по заповеди, данной Соломоном: «Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя» (Притч. 4, 24). Еще лучше для вразумления и наказать их, как советует Соломон: «Свидетель лживый без наказания не будет, клевещущий же неправедно не избежит его» (Притч. 19.5). Делайте так, как велят божественные в своих постановлениях (Кн. 2, гл. 5). Не принимайте подобных отщепенцев благосклонно и не позволяйте им дерзко говорить и клеветать на кого-либо своим ядовитым языком: «Ветер северный воздвигает облака, лицо же бесстыдное язык раздражает» (Притч. 25:25). Поэтому если судьи и правители внимают лживым доносам клеветников и лжесвидетелей и на таком основании вершат неправедный суд, карают и перевоспитывают невиновных, то стражи закона совершают общий грех и получают наказание вместе с клеветниками и лжесвидетелями. Как говорит Василий Великий, если кто оговаривает другого, допускает, и слушает оговоры, то оба достойны отлучения от Церкви: «Кто клевещет на брата, или кто слушает клеветника и терпит сие, оба достойны отлучения» (Правила, кратко изложенные. 26). Бог говорит, что неправедны судьи, которые соглашаются с клеветой неправых и лжесвидетелей, становясь соучастниками их злодеяний, даже если их окажется очень много: «Не внимай пустому слуху, не давай руки твоей нечестивому, чтоб быть свидетелем неправды. Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды; и бедному не потворствуй в тяжбе его» (Исх. 23:1–3). У одного учителя Церкви возникло недоумение: кто согрешает больше – кто оговаривает или кто с радостью внимает наговорам? И сам разрешает свое недоумение: у оговаривающего дьявол на языке, а у восторженно слушающего – в ушах. Ведь стоило ему только нахмурить брови или рассердиться, как доносчик и клеветник вряд ли дерзнул бы даже открыть рот.
Чем клеветник и лжесвидетель похож на дьявола
Божественный Златоуст говорит, что дьявол в Священном Писании назван диким или вепрем за его свирепость и нечистоплотность (Беседа 6 на послание к Филиппийцам). Клеветник, предатель и лжесвидетель подобны этому зверю, ибо, как вепрь, мечутся туда-сюда, ища, какую бы клевету состряпать на брата. Мало им, что сами все по уши в грязи и нечистотах, они стараются еще замарать и других, особенно чистых, изображая их как грязнуль. Дьявола еще сравнивают со львом за его хищный нрав. Тут я снова сошлюсь на Златоуста: «Клеветник и лжесвидетель схожи с хищником, ибо, точно свирепый лев, рыщут повсюду, ища, кого поглотить с помощью своих доносов и лжи» (Там же). Дьявол, по словам Златоуста, также сродни змею и скорпиону за их смертоносный, губительный яд. И клеветник и предатель похожи на змея: «своими доносами и ложью, они, точно змеи, убивают ядом, то, как скорпион, нападают и жалят» (Там же). Как говорит Златоуст, дьявол подобен дракону и аспиду за их силу и смертоносный яд. Клеветник, предатель и лжесвидетель такие же: втайне они, как большой и сильный дракон, скрывают в своем сердце погибель на брата, а внешне – как аспид, ибо своими вежливыми и сладкими речами одурманивают, а потом убивают тех, кто слушает их. Они и действуют как аспид – укус его сладок, но смертелен. Так говорят ученые. Одним словом, дьявол – это многоликий зверь, который баламутит весь мир, «Потому что», – говорит Златоуст, – «зверь этот хитер, разноцветен, и имеет большую силу; он все приводит в движение, все возмущает, все извращает» (Там же).
Поэтому каждый клеветник, предатель и лжесвидетель – такой же многоликий и хитрый зверь. Он затевает судебные тяжбы, разрушает семьи, подстрекает – такой же многоликий и хитрый зверь. Он затевает судебные тяжбы, разрушает семьи, подстрекает правителей, толкает к отступничеству, натравливает людей друг на друга, разлучает друзей, проливает человеческую кровь, вредит, крадет, творит несправедливость, делает богатых бедными, обирает сирот, притесняет вдов, разоряет дома, разрушает деревни, опустошает города и истребляет целые народы. Поэтому когда Диогена спросили, какой зверь вредит больше всех, ответил: «из диких – доносчик, а из домашних – льстец».
В чем клеветник и лжесвидетель хуже дьявола
Скажу больше: клеветник, предатель и лжесвидетель хуже самого дьявола, ибо у нечистого одно собственное его зло, то есть лукавство, а клеветник, предатель и лжесвидетель вдобавок к лукавству дьявола, которое сидит в его душе, прибавляет еще и свою собственную наклонность, и тем самым зло становится двойным. Вот почему пророк Давид молит Бога избавить его не от льва и дракона и не от дьявола, но от лукавого и развращенного человека, то есть клеветника, предателя и лжесвидетеля: «Изми мя, Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя» (Пс.139:1). Поэтому это отребье во зле превосходит не только зверей, но и дьявола: а) тем, что дьявол знает и боится Бога и трясется: «Знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий» (Мк.1:24). Если человек поминает Бога или осеняет себя крестным знамением, рогатый тотчас изгоняется и убегает прочь; б) Когда Бог попускает и повелевает дьяволу сделать человеку какое-нибудь зло, тот совершает только одно (разрешенное) зло и ничего не может ни прибавить, ни убавить. Как говорит Василий Великий, толкуя 13-ю главу Исайи, «Господь им [демонам] заповедал. Услужишь ты или нет – демон исполнит приказания: ему невозможно преступить положенных пределов. Он не убавит лютости и не прибавит ничего от себя». (Толкование на пророка Исаию). А клеветник, предатель и лжесвидетель Бога не боится, людей не стыдится, не проявляет милосердия, не слышит мольбы, не уступает слезам, не умягчается от стенаний. У него лишь одна цель: прибавить клевету к клевете, предательство к предательству, донос к доносу и лжесвидетельство к лжесвидетельству и всем этим навредить, уничижить, заставить страдать и довести человека до смерти. Поэтому божественный Златоуст в отдельной беседе на 139-й псалом говорит: «Замечательно, что пророк не молился об избавлении от демонов, львов или драконов, но – от лукавого человека. Очевидно, значит, лукавые люди хуже львов». И продолжает: « Но злой человек хуже злого ангела, потому что злой ангел исполняет повеления Божии, а злой человек искажает Его повеления» (Собеседование на 139-й псалом).
Клевета и лжесвидетельство не свойственны христианам
Несчастные клеветники, жалкие предатели, бедные доносчики, злосчастные лжесвидетели, слышите ли вы, какое зло творите? Поняли ли вы, сколь велико ваше беззаконие? Уразумели ли, что вы подобны дьяволу и даже хуже него? Итак, теперь, когда вы поняли, как страшен ваш грех, от всего сердца покайтесь, братья, и прекратите клеветать, ради любви к Богу и Отцу. Прекратите предавать, ради любви к Иисусу Христу, Сыну Божию, распятому ради любви к вам. Прекратите доносить и лжесвидетельствовать ради любви к Святому Духу, чьей благодатью вы были освящены в таинстве Крещения. Но если вы не покаетесь и не прекратите клеветать, предавать и лжесвидетельствовать, то будете недостойны называться христианами. Клевета, предательство и лжесвидетельство свойственны демонам, эллинам, евреям, оттоманам и другим язычникам, А от христиан они далеки и противоположны им, как небо и земля, огонь и вода. Ибо христианин, согласно апостолу, – тот, кто совлекся ветхого человека, то есть предрасположенности к греху, и облекся в нового человека, то есть в добродетель и благие дела: «Совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3, 9–10). Вы же, клеветники, предатели и лжесвидетели, совлеклись нового человека и добродетели и облеклись в ветхого человека посредством клеветы, предательства и лжесвидетельства. Христианин, согласно Афанасию Великому, «есть истинный дом Христов разумный, делами благими и догматами правыми составляемый» (Книга определений, или Об определениях). Вы же, клеветники, предатели и лжесвидетели, стали логовом антихриста из-за лукавых и злых дел, кривых и развращенных помыслов ваших. Христианин призван подражать Христу, насколько возможно человеку. Василий Великий спрашивает: «Что такое христианство? Это уподобление Богу в той мере, в какой это возможно для природы человеческой» (Беседа 10 на Шестоднев). Вы же, клеветники, предатели и лжесвидетели, были призваны подражать дьяволу и делам его. Христианин получил заповедь от Христа не судить ни одного человека, даже если видит его согрешающим явно: «не судите, да не судимы будете» (Мф.7:1). Не лгите и не клевещите на брата: «Не лгите, и да не клевещет каждый на ближнего» (Лев.19:1). Не давайте неправедного и ложного показания против другого человека, как записано в восьмой заповеди Декалога, в которой говорится: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх.20:16). Вы же, клеветники, доносчики и лжесвидетели, поступаете совсем наоборот: осуждаете и клевещете на брата судьям и ложными доносами и лжесвидетельствами предаете его. Короче говоря, христианин – тот, кто подвизается и стремится соблюдать все повеления и заповеди Господа нашего Иисуса Христа. Но прежде всего в особенности две первые великие заповеди, а именно: любить Бога всей душой и всем сердцем и любить брата своего, как самого себя. Вы же, клеветники, предатели и лжесвидетели, напротив, подвизаетесь и стараетесь преступить почти все заповеди Господа. А самое главное занятие у вас – это не любить своих братьев, как самих себя, как велит ваш долг, а ненавидеть их и причинять им зло неправедной клеветой, предательством и лжесвидетельством. Вы даже не подозреваете, несчастные, все зло, которое причиняете вашим бедным братьям своими предательствами, чем раздражаете Самого Бога и вынуждаете Его гневаться на вас. Как говорит Соломон, «клевещущий на бедного раздражает сотворившего его» (Притч. 14,31).
Итак, поймите же, наконец, из-за ваших злодеяний вы больше недостойны называться христианами. Поэтому вам остается одно из двух: или покаяться и прекратить клеветать, предавать и лжесвидетельствовать, или не каяться, продолжать делать свое и стать недостойными звания христиан.
Ответ возражающим
Однако (посмотрим), что возражают нам некоторые люди. Один говорит, что я, мол, обеднел и ничем не могу содержать свой дом, кроме клеветы и лжесвидетельства. В ответ приведу слова Соломона: «Неразумный политик великим клеветником [бывает]» (Притч. 28:16). Другой жалуется: дескать, мне самому не нравится заниматься клеветой, предательством и лжесвидетельством, но как можно стерпеть, когда кто-то первый пошел и оклеветал меня перед судьей? Я же пострадал от него! И чтобы отплатить ему, я тоже пошел и оклеветал его. Таковы оправдания, с помощью которых дьявол делает некоторых людей клеветниками, предателями и лжесвидетелями. Первому мы ответим следующее: ты безумец, кто бы ты ни был, раз говоришь такое! Разве исчезли все другие ремесла и рукоделья, дабы ты мог зарабатывать на жизнь себе и содержать свой дом? Разве осталось только дьявольское занятие – предательство и лжесвидетельство, чтобы тебе жить этим? О, неразумие твое! Неужели ты не видишь, несчастный, как все люди в мире живут своим трудом, и не хочешь подражать им? Но я знаю, какая причина заставляет тебя быть клеветником, предателем и лжесвидетелем. Ты беспечный и ленивый и не хочешь работать, как другие. Поэтому, чтобы избежать труда, ты нашел себе способ и ремесло самое необременительное, дабы получать деньги и так жить. Но я знаю еще и то, что неправедные деньги и богатство, сколоченные предательством, лжесвидетельством и кровью нищих, сирот и вдов, ты скоро изблюешь. Как говорит Иов, «богатство неправедно собираемое изблюется» (Иов.20:15). «Потому что ты либо еще при жизни потеряешь его, либо, когда умрешь, лишатся его твоя жена и дети. Как говорит Соломон, обижающий бедного много себе зла творит, дает же богатому во оскудение [себе]» (Притч.22:16). И в конце концов, если ты несчастен, болен и не можешь работать, ищи милости и помощи на пропитание у других христиан, потому что в тысячу раз лучше тебе стать попрошайкой, чем предателем, клеветником и лжесвидетелем. Ибо если ты попрошайка, то не получишь наказания, более того, спасешься. Если же станешь предателем и лжесвидетелем, непременно будешь наказан. А тем, кто предают других, потому что сами были преданы, мы ответим: христианам не подобает ни мстить, ни воздавать злом за зло, но делать добро вместо зла и оставить суд Богу, и Он вскоре совершит воздаяние. Как говорит божественный апостол, никому не воздавайте злом за зло... Немстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим.12:17–19).
Господь призывает нас любить своих врагов и благодетельствовать им и не делать зла: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас» (Мф.5:44). Да что там я говорю? Сам Соломон, который был под сенью закона, уделяет этому особое внимание и призывает иудеев не лжесвидетельствовать и не предавать никого, даже предавшего тебя, и не лжесвидетельствовать на него, но терпеть и не мстить. «Не будь лжесвидетелем на гражданина твоего», – сказал он, «и не распространяйся устами твоими. Не говори: «как он поступил со мною, так и я поступаю с ним, воздам ему тем, чем он меня обидел» (Притч.24:28–29); ...не говори: «отомщу врагу», но предоставь Господу и поможет тебе» (Притч.20:22). Но раз уж евреям, которые были как младенцы по сравнению с христианами, воспрещалось клеветать, предавать и лжесвидетельствовать на оклеветавших, предавших или оболгавших их, то тем более вы, христиане, ученики благодати и Евангелия, достигшие человека совершенного в меру полного возраста Христова, вправе ли клеветать и предавать оклеветавших и предавших вас и воздавать злом за зло? Ведь если вы так поступаете и не воздаете злом за зло, то станете подобны Богу и Отцу вашему, Который велит солнцу светить злым и добрым и проливает дождь на неправедных и праведных. Как сказал Господь, «да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает «солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:45). Если же предаете предавших вас и воздаете злом за зло, то вы больше не христиане и подобны не Богу, но нечестивым и неверным, точнее, самому дьяволу.
Клевета и доносы нетерпимы
Да, я знаю, клевета и доносы – деяние крайне тяжкое и почти невыносимое. Оно способно привести в замешательство даже самых совершенных и добродетельных людей, смутить и низвергнуть их (с высоты). «Ибо, – говорит Василий Великий, – действительно клевета унижает мужа, и клевета вводит в заблуждение убогого... столько зла от клеветы, что низводит с высоты и совершенного» (Письмо 215 (223). Против Евстафия Севастийского). Но я знаю и то, насколько велика и зла клевета, настолько же великую награду и венец получает претерпевший ее со смирением и благодарением. Поэтому, как говорит святой Исаак, «истинно смиренно мудрствующий, когда терпит несправедливость, не смущается, не пытается защититься в том, в чем потерпел несправедливость, но принимает клевету как истину и не заботится о том, чтобы убедить людей в том, что был оклеветан, но просит прощения» (Слово 58).
Итак, братья мои, оставьте ваши оправдания, которые внушает вам дьявол, враг вашей души, чтобы навредить вам, и, вняв моим словам, с этого дня впредь прекратите клеветать, предавать и доносить. Исповедавшись духовнику, покайтесь и через духовника тайно верните деньги и имущество, которые клеветой и лжесвидетельством вы отобрали у брата, если хотите получить прощение, подобно Закхею, мытарю и доносчику. Он покаялся и не только раздал половину своего имения в качестве милостыни, но и воздал обиженным за нанесенный ущерб вчетверо. Как он сам объясняет в Евангелии, «половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19:8). А не воздадите, не получите прощения у духовника. Однако если у вас нет возможности вернуть все, поспешите к оклеветанному и оболганному вами и попросите у него прощения. Убойтесь епитимий и канонов, оставленных вам, клеветникам, доносчикам и лжесвидетелям, божественными апостолами. Убойтесь проклятий и анафем, посылаемых на вашу голову оклеветанными нищими. Трепещите Божьего гнева и наказания, которыми Бог покарает вас в настоящей жизни и в будущей. Ради всего этого покайтесь и прекратите ваши злодеяния.
Какие епитимии налагаются на клеветников и лжесвидетелей
Святые апостолы для вас, клеветников, предателей, доносчиков, лжесвидетелей и прочих лжецов, ввели различные наказания. На первый раз лишают общения, то есть отлучают от Христовой Церкви. Если после этого вы покаетесь, то назначают пост и так возвращают Церкви и призывают впредь блюсти себя от подобных дел. Если же во второй раз вы совершите те же грехи, то вас полностью изгоняют из Церкви и лишают христианского общения, точно зараженных чумой. В апостольских постановлениях епископам предписывается поступать следующим образом: «Такого ты отлучи от Церкви, как убийцу брата. Потом, спустя время, если он скажет, что кается, назначьте ему посты, а после сего примите его через возложение рук, предостерегши его, однако, чтобы опять не возмутил кого-либо. Если же, по вступлении в Церковь, он опять творит мятеж подобным образом, не переставая возмущать и поносить брата, по сварливости выдумывая преступления, то извергните его, как заразу, чтобы не опустошал Церкви Божией; ибо таковой производит возмущения в городах» (Постановления Апостольские. Кн. 2, гл. 43).
За такие преступления клеветников вон! Предателей вон! Доносчиков вон! Лжесвидетелей вон! Вон из Церкви, ибо вы недостойны находиться в ней.
Какие проклятия уготованы клеветникам и лжесвидетелям
Нищие, сироты и вдовы, которых вы унизили, обобрали, лишили имущества с помощью своей клеветы, предательства и лжесвидетельств, о, как они проклинают вас! О, как анафематствуют вас и со слезами и стенаниями вопиют и взывают к Богу, чтобы Он покарал вас и совершил возмездие. Как говорит Иов, «от множества притеснителей стонут притесняемые, и от руки сильных вопиют» (Иов.35:9). Эти несчастные проклинают вас такими же словами, какими пророк Давид проклинает клеветника и предателя Дойка, о чем мы говорили ранее: «Ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду; ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный: за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища [твоего] и корень твой из земли живых» (Пс. 51:5–7). И праведный Иов предупреждает о том, что постигнет клеветника: что он сеет, да пожнут другие, пусть плечо их отпадет от ключицы, и рука пусть отломится от локтя, на жен их пусть польстятся другие и дети их да будут унижены, да будут люди эти на земле без корня и прочие подобные проклятия (см.: Иов. 31).
Пострадавшие от наветов каждый день читают в Псалтири особое проклятие Давида, то есть 108-й псалом. Он начинается словами: «Боже, хвалы моея не премолчи». Давид составил его, пророчествуя о клеветнике и предателе Иуде. Поэтому псалом содержит тридцать проклятий, поскольку Иуда получил тридцать сребреников за предательство Христа. В другом месте оклеветанные и оболганные вами с болью в сердце вопиют к Богy, произнося те же слова, что и Сусанна, оклеветанная двумя еврейскими старейшинами: «Боже вечный, ведающий сокровенное, знающий все прежде бытия его! Ты знаешь, что они ложно свидетельствовали против меня. И вот, я умираю, не сделав ничего, что эти люди злостно выдумали на меня» (Дан.13:42–43).
Какие Божии наказания получают клеветники и лжесвидетели на земле
Господь, внимая молитвам и стенаниям оклеветанных и оболганных вами, применяет различные наказания: отбирает у вас все имущество и передает его тем, кого вы предали и оклеветали, а конец жизни попускает вам в виде повешения, побиения камнями и тому подобной мучительной и позорной смерти. И в яму, вырытую вами для других, по Божьему попущению вы попадете сами. Так, Он отобрал деньги и имущество у Амана, о котором мы говорили выше, и отдал Есфири. Сам Аман по Его повелению был повешен на дереве, на котором этот несчастный намеревался повесить Мардохея. «И повесили Амана на дереве, которое он приготовил для Мардохея... И в тот день даровал царь Артаксеркс Есфири все, что было у Амана клеветника» (Есф. 7:10; 8:1). Точно так же были осуждены и брошены в ров со львами и съедены те, кто своим предательством готовил такую казнь пророку Даниилу. Как сказано в Писании, «и приказал, царь, и приведены были те люди, которые обвиняли Даниила, и брошены в львиный ров, как они сами, так и дети их и жены их; и они не достигли до дна рва, как львы овладели ими и сокрушили все кости их» (Дан.6:24).
Внял Господь и голосу мудрейшей Сусанны и возбудил святой дух пророка Даниила и осудил тех двоих лжесвидетелей, старейшин еврейских. Так смерть, которую готовили для праведной Сусанны, получили сами незадачливые лжесвидетели, Народ побил их камнями. Об этом в Библии сказано: «И поступили с ними так, как они злоумыслили против ближнего, по закону Моисееву, и умертвит их; и спасена была в тот день кровь невинная» (Дан.13:62).
Таково всеобщее и вселенское Божье повеление: кто станет лжесвидетельствовать на брата и будет уличен, получит такое же наказание и осуждение, какого он всеми неправдами добивался для своей жертвы: «Если выступит против кого свидетель несправедливый... судьи должны хорошо исследовать, и если свидетель ложный свидетельствовал неправедно, восстал на брата своего. И сделайте ему то, что он умышлял сделать брату своему, и измите лукавого из среды своей» (Втор. 19, 16, 18–19). Так Господь попустил на все будущие времена. Иуда, клеветник и предатель Его, повесился и удавился. Как написано в Новом Завете, «и, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился» (Мф.27:5)62.
Какие Божии наказания клеветники и лжесвидетели получают на небесах
Таковы страшные наказания, которые посылает Бог к этой жизни вам, клеветникам, предателям и лжесвидетелям. Какие же наказания пошлет Он вам после смерти? Вечные муки, огонь неугасимый, червя неусыпающего, тьму вечную, тартар негреемый, отделение и разлучение с Богом, ангелами и святыми и вечное пребывание с бесами и предателем Иудой. Ибо так определяет Дух Святой через премудрого Соломона: «Свидетель неправедный погибнет» (Притч.21:28), и чрез Давида: «Изчезнут оклеветающие душу мою» (Пс.70:13). В священном Апокалипсисе Бог еще суровее изгоняет вон из царства всех лжецов и ввергает их в озеро неугасимого огня: «а вне – псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» (Откр.22:15) и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая (Откр.21:8). Горе вам, несчастные предатели, клеветники и лжесвидетели! Лучше было бы вам вовсе не родиться на свет, чем родиться и потом получить такие наказания. Ибо и вас касаются сострадательные и страшные слова, которые Господь сказал о предателе Иуде: «Но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться» (Мф.26:24).
Послесловие
Следовательно, во избежание мучений поспешите, братья мои, покаяться. Удержите ваш язык и уста от зла, дабы не лгать, как призывает Давид (см.: Пс. 33,13). Храните заповеди Господни и не мстите никому, любите своего брата, защищайте его, как своего ближнего, даже если он неправ. И не судите его, не обвиняйте, как грешника, не предавайте, дабы за братскую любовь и вам Царства Небесного удостоиться благодатью Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава и держава со Отцем и Святым Духом во веки. Аминь.
* * *
В Синодальном переводе: Ибо заповедь есть светильник, и наставление – свет, и назидательные поучения – путь к жизни, чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой. – Примеч. ред.
Дьявол (διάβολος) по-гречески означает клеветник. – Примеч. пер.
Примерно то же говорит и Василий Великий: «Диаволом же назван потому, что бывает нашим и содейственником, и обвинителем в грехе; радуется нашей погибели и позорит нас нашими делами» (Слово о том, что Бог не виновник зла). – Примеч. прп. Никодима Святогорца.
Церк.-слав.: Устне истинны исправляют свидетельство: свидетель же скор язык имать неправеден. – Примеч. пер.
Тому, каким злом является то, что кто-то осуждает добродетельных и честных как лицемеров и злых, свидетелем является Василий Великий, называющий это зло хулой на Святого Духа. Ибо так он говорит в «Правилах, кратко изложенных» в вопросе 273: «...убоимся, как бы когда-либо и мы с хулящими Духа и здесь и там не были наказаны... ибо видно, что и ныне тот хулит Духа Святого, кто действия и плоды Святого Духа приписывает противнику. Сему подвергаются многие, нередко рачительного опрометчиво называя тщеславным, того, кто показывает добрую ревность, ложно обвиняя в гневе, и многое подобное, лживо приписывая по лукавым подозрениям». – Примеч. прп. Никодима Святогорца.
История Сусанны описана в Книге пророка Даниила (Дан. 13, 1–64): обвиненную в прелюбодействе по ложному свидетельству старейшин, соблазнившихся ее красотой, Сусанну приговорили к смерти. Однако, благодаря мудрости пророка Даниила, женщина была оправдана, а лжесвидетели казнены. – Примеч. ред.
Ибо закон в 1-м титуле 21-й книги Базилик (Базилики, или Васильки, – византийский свод законов IX в. – Примеч. пер.) предписы вает, чтобы свидетели были достоверными. Говоря же, чтобы они были достойными доверия, он ясно воспрещает, согласно Арменопулу (Константин Арменопул (1320 – ок. 1385) – византийский юрист, толкователь законов. – Примеч. пер.) (6-й титул 1-й книги и 1-й титул 5-й книги), чтобы свидетельствовали люди низкие и тем ные, распутные и неизвестные, сражающиеся со зверями, мимы, плясуны и осужденные в государственном суде за то. что совершили какое-либо беззаконие и злодеяние и не были оправданы, и другие подобные. Если же свидетели недостойны доверия, должны быть исследованы их нрав и добродетель, как говорят апостолы в своих постановлениях (Кн. 2, гл. 49). А когда свидетели достойны доверия, излишнее дело им клясться, ибо, поклявшись, они могут впасть в подозрение, что они не обладают достоверностью из их нрава и доб родетели и потому хотят подтвердить свои свидетельства клятвами. Ибо Соломон говорит: свидетель верный не лжет (Притч.14:5), поэтому, согласно Арменопулу, есть закон, который предписывает, чтобы свидетели не клялись (1-я книга, 1-й титул). Итак, большое и тщательное расследование должны проводить судьи, чтобы выяснить, кто суть истинные и достоверные свидетели, как устанавливает Бог во Второзаконии (см.: 19, 15). И когда видят множество свидетелей, чтобы не верили им с легкостью, будто они достоверные, ибо много раз бывало, что соглашались на зло и ложь двое и трое свидетелей, как свидетельствовали ложно против Навуфея в Самарии, против Сусанны в Вавилоне, против Стефана и Господа в Иерусалиме: хотя много лжесвидетелей приходило (Мф. 26, 60), но не должны [судьи] легко верить свидетелям, даже если они и старцы возрастом, сознавая, что и свидетельствовавшие против праведной Сусанны были старцами, и поэтому им поверили, как написано: «и поверило им собрание, как старейшинам народа и судьям» (Дан. 13, 41), и только пророк Даниил изобличил, что они лжецы. Но и но словам должен судья опознавать истинных и ложных свидетелей. Ибо часто лжесвидетели или прибавляют, или убавляют, или изменяют слова, которые слышали, и это ясно из лжесвидетельств, свидетельствованных против Господа, ибо слова, которые произнес Господь: «разрушьте храм сей. и Я в («в» греч. тексте – «через». – Примеч. пер.) три дня воздвигну (в греч. тексте – «восставлю». – Примеч. пер.) его (Ин. 2, 19), – лжесвидетели извратили и сделали прибавление и убавление, и изменение в каждом из этих слов. Ибо вместо «разрушьте» они сказали «могу разрушить», вместо «храм сей» сказали «храм Божий», вместо «через три дня» сказали «за три дня» и вместо «восставлю его» сказали «восстановлю его». А целиком их лжесвидетельство таково, как говорит евангелист Матфей: Но наконец пришли два лжесвидетеля и сказали: «Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его» (Мф. 26, 60–61). Что я говорю? Часто лжесвидетели говорят те же слова, какие слышали, без каких-либо прибавлений, убавлений или изменений, однако с другим злым умыслом, не с тем, с которым эти слова произнес человек, так же как Господь вышеупомянутые слова произнес о храме тела Своего, а иудеи поняли, что говорил это о храме соломоновом (см.: Ин. 2, 22). Поэтому и по цели, с которой свидетели произносят слова, судья должен исследовать, истинно ли они свидетельствуют или ложно. А чтобы понять, кто суть истинные или ложные свидетели, судьи должны подражать пророку Даниилу, который, допросив отдельно каждого свидетеля, по несовпадению понял, что они лжесвидетели (Сусанна и старцы). – Примеч. прп. Никодима Святогорца
Прибавлю здесь и то еще отмщение, которое приемлют в настоящей жизни доносчики, предатели и лжесвидетели, то есть то, что умирают несчастные отлученными, непрощенными, не примирившимися с людьми, которых оклеветали, ибо эти люди, потерпевшие от них ущерб или в чести, или в деньгах, или в жизни, не вынеся бесчестия и несправедливости, которую причинили им клеветники, идут к архиерею и выпрашивают грамоту об отлучении и отлучают тех, кто их обесчестил и нанес ущерб своей клеветой. Они же, предав их и оклеветав, слушая отлучение, не раскаиваются, не идут к оклеветанным, чтобы снискать прощение, но или от стыда, или от гордости своей остаются неисправленными и заботятся о том, чтобы примириться с оклеветанными и получить прощение. Поэтому умирают, бедные, отлученными и непрощенными и отправляются туда в оковах и на душе своей, и на теле. А другие, еще худшие злодеи, будучи на самом деле клеветниками, предателями и лжесвидетелями и сознавая себя преступниками, не успокаиваются, не каются, но еще прибавляют грех ко греху и, придя к архиерею или архиерейскому наместнику, получают от него грамоту об отлучении и отлучают сами себя, если сами осознают свою клевету или предательство, и делают это, чтобы оправдаться и не иметь дурного имени среди людей. Другие же идут или явно, или тайно и получают прощение от архиерея, а о том, чтобы примириться с христианином, которого оклеветали, не заботятся. Воистину все они неразумнейшие и смертельные враги собственной души, все творящие это. Поэтому, братия мои, если и оклеветали вы кого-то, или тайно предали, или обесчестили, идите и просите у него прощения, ибо если он вас не простит, знайте, что вы не прощены. – Примеч. прп. Никодима Святогорца.