Слово V, в котором рассказывается о том, что христианам не следует наряжаться, пользоваться благовониями, краситься и смотреть на других с любопытством
Вступление
«Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян» (Притч.14:16). Такие слова произнес Дух Святой устами Соломона, автора Притч, желая научить нас, что мудрым людям свойственно избегать и предупреждать причины зла, дабы потом не пострадать от последствий, остерегаться корней, чтобы не запутаться в ветвях, обходить малое [зло], чтобы не угодить в большее. Глупым же свойственно делать совершенно противоположное, ибо они, надеясь на себя, пренебрегают причинами зла и потом страдают от последствий, презирают малое и становятся рабами большего. И сколько раз пренебрегают малым, столько же раз бывают пренебрегаемы и сами попадают под иго его. Как говорит автор Притч, «кто пренебрегает словом, тот причиняет вред себе; а кто боится заповеди, тому воздается» (Притч.13:13).
Немало христиан и христианок, возможно, и не стремятся к разврату и прелюбодеянию, но любят наряжаться, умащаться благовониями и косметикой, а потом еще и с любопытством разглядывать, кто накрасился лучше. От этих желаний они переходят к следующим и в конце концов впадают в разврат и прелюбодеяние: от добровольного переходят к недобровольному, от желанного к нежеланному. Велико искусство дьявола совращать и губить христианские души. Нечистый незаметно подкрадывается к христианам и шепчет им: «Нет ничего плохого в том, чтобы украшать одежду, натираться благовониями, пользоваться ароматами, косметикой и с любопытством разглядывать других людей». Делает он это с намерением соблазнить и низвергнуть в разврат, прелюбодеяние или в какое-нибудь другое грязное дело. Таким образом, первое – это причина, а разврат и прелюбодеяние – ее следствия и результаты. Первое – корни, второе – ветви; первое – ничтожно, второе – велико; первое называется прямой дорогой, ведущей ко второму, второе же – обрыв, конец которого в аду: «Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их – путь к смерти» (Притч.14:12). Поэтому, братья, решил я сегодня обличить перед вами этот великий душевредный обман дьявола, которого большинство людей не чувствует, и показать вам, что христианам не подобает пользоваться всем тем, о чем сказано выше. Внемлите, и уразумеете!
Размышления
К каким порокам приводят украшения
Во-первых, тончайшие и нежные платья, изящная обувь и головные уборы делают человека томным, вялым и расслабленным. Вместе с тем расслабляется и душа. Она теряет мужественность и благородный образ мыслей. Подобно телу, и душа склоняется к наслаждениям и плотским вожделениям. От этого у мужчины, даже если он некрасив, невзрачен и в преклонном возрасте, появляется стремление к наслаждениям, хотя раньше он мог быть к ним равнодушен. Мало того, что соблазняется сам модник, но и женщины при виде такого разряженного петуха начинают тоже проникаться вожделением к нему. А если он к тому же еще красив собой и молод, то удваивается и утраивается их влечение. Одного взгляда бывает достаточно, чтобы женские сердца поразились стрелами многочисленных желаний. Все, что говорится о модниках, в полной мере относится и к слабому полу, который, несомненно, загорается страстью к мужчине, когда те смотрят на дочерей Евы. Скажу больше: ученые полагают, что в мужчинах действует активное начало, а в женщинах – пассивное. Поэтому само по себе женское тело обладает свойством притягивать к себе мужчин и нередко бывает достаточно лишь одного вида сандалий, как написано о Иудифи и Олоферне: «Ее сандалии восхитили взор его» (Иудифь. 16, 9).
Украшения на человеке – приманка для блуда
Итак, совершенно очевидно, что нарядные одежды сами по себе вызывают плотское наслаждение. Если же некоторые мужчины коварно применяют их, чтобы поймать на крючок какую-либо женщину, а слабый пол использует, чтобы поймать на такую же приманку мужчину, как поступают сегодня многие (если не сказать, все) мужчины и женщины, тогда все эти наряды и украшения не что иное, как приманка для блуда и прелюбодеяния. И мужчины и женщины, которые пользуются всем этим, объявляют о себе, даже когда молчат, что они блудники и блудницы, прелюбодеи и прелюбодейки. Мои слова подтверждают повеления святых апостолов, которые говорят, что мужам не следует украшать свой внешний облик, не нужно растить, плести, красить и укладывать волосы, а только чуть постригать их. Также им не к лицу носить изысканную одежду и обувь, золотые перстни, дабы не соблазнить ближних, равно как и не следует стричь бороду, чтобы не менять человеческий облик, соответствующий его природе, на противоестественный. Так велит Закон: «Не порти края бороды твоей» (Лев. 19:27). К этим наставлениям святые апостолы добавляют: Все это – признаки распутного поведения (Постановления апостольские. Кн. 1, гл. 3). С другой стороны, Священное Писание ясно показывает, что накрашенные и нескромно одетые жены подобны продажным женщинам. Ведь они поступают так только для того, чтобы вовлечь мужчин в разврат. Так, Фамарь, невестка Иуды, накрасилась, как блудница, чтобы соблазнить тестя: «И сняла она с себя одежду вдовства своего, покрыла себя покрывалом и, закрывшись, села у ворот Енаима» (Быт. 38,14). По одежде и украшениям Иуда принял ее за блудницу и соединился с ней. Иудифь так же, надев на голову, руки и ноги украшения, сделала весь свой облик соблазнительным для глаз не только Олоферна, но и всякого, кто только увидит ее: «И разукрасила себя, чтобы прельстить глаза мужчин, которые увидят ее» (Иудифь. 10, 4). Так и Иезавель нарядилась и стала выглядывать в окно, чтобы завлечь царя Ииуя: «И прибыл Ииуй в Изреель. Иезавель же, получив весть, нарумянила лицо свое и украсила голову свою, и глядела в окно» (4Цар. 9,30). Эсфирь тоже надела украшения для обольщения Артаксеркса: «Когда царь увидел царицу Есфирь... она нашла милость в глазах его» (Есф.5:1)63.
Какие страсти вызывают благовония
Второе, о чем нужно сказать, это о натираниях различными благовониями и об использовании ароматов, которые также разжигают плотские чувства, размягчают душу и порождают и страсти. И многие мужчины используют ароматические вещества для ловли в свои сети женщин, которых затем склоняют к сожительству. Вот почему божественные апостолы советуют мужчинам оставить свои приманки: «Не умащивайте себя благовониями, чтобы не привлечь к себе тех женщин, которые таким образом уловляются и уловляют» (Постановления апостольские. Кн. 1, гл. 1). Также и женщины, натирающиеся мазями и пользующиеся духами, имеют не какую иную цель, как привлечь мужчин к плотским утехам. Итак, и мужчины и женщины, применяющие ароматические мази и натирки, – сущие блудники и блудницы. Премудрый Соломон рассказывает о развратной жене, которая для привлечения мужчин посыпала постель нежным шафраном и дом наполняла благоуханием корицы и приглашала мужчин. «Спальню мою», – говорила она, – «надушила смирной, алоем и корицею» (Притч.7:17). А Иудифь, чтобы вызвать вожделение у Олоферна, как повествуется в Священном Писании, «намастилась драгоценным миром» (Иудифь. 10, 3). В книге Эсфирь читаем, что жены царя Артаксеркса по закону должны были сначала в течение шести месяцев умащать себя маслом смирны, а затем еще шесть месяцев другими ароматическими средствами и только после после этого входили к нему: Столько времени продолжались дни притиранья их: шесть месяцев мирровым64 маслом и шесть месяцев ароматами и другими притираньями женскими (Есф.2:12).
Косметика развращает
Третье, о чем стоит упомянуть, – это о косметических средствах, используемых мужчинами, которые выпрямляют или заплетают волосы и выщипывают бороду, а также о женщинах, которые, в свою очередь, весьма усердно занимаются своими волосами, красят брови черной сурьмой, на лицо наносят белила и делают много подобных ухищрений, чтобы выглядеть привлекательней и красивей. Разве вы не согласны с тем, что, повторяю, все эти приемы, направленные на получение удовольствия, непристойны и приводят к растлению и прелюбодеянию? Вот почему Иезавель осуждается как блудница, ибо подкрашивала свои глаза сурьмой и использовала другие косметические средства, о которых идет речь. Поэтому царь Ииуй сказал Иораму, сыну Иезавели: «Какой мир при любодействе Иезавели, матери твоей, и при многих волхвованиях ее?» (4Цар.9:22).
Иеремия обвиняет город Иерусалим, сравнивая его с блудной накрашенной женщиной: «А ты, опустошенная, что станешь делать? Хотя ты одеваешься в пурпур, хотя украшаешь себя золотыми нарядами, обрисовываешь глаза твои красками, но напрасно украшаешь себя: презрели тебя любовники, они ищут души твоей». (Иер.4, 30). Пророк Иезекииль осуждает Иерусалим, сравнивая его с блудницей, которая стремится ко всему, что есть у другого народа, умывается и красится: «И вот, они приходили, и ты для них умывалась, сурьмила глаза твои и украшалась нарядами... но приходили к ней, как приходят к жене блуднице» (Иез.23:40, 44).
Любопытные взгляды приводят к разврату
Четвертое. Любопытные взгляды ведут к разврату и прелюбодеянию. Господь первый сказал об этом: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5:28). За Ним божественные апостолы, которые установили следующее: «Не сквернословь, не любопытствуй65, не упивайся, ибо от этого происходят блуд и прелюбодеяния» (Постановления апостольские. Кн. 7, гл. 6).
Поняли ли вы теперь, братья мои христиане, почему наряды, украшения, благовония, духи, косметика и любопытные взгляды – это дела недостойные, свойственные людям малодушным, причина развратной жизни и прелюбодеяний и всякой иной нечистоты? Отвернитесь и возненавидьте все это по любви к Богу, а затем прекратите прибегать к таким вещам. Ведь они чужды и несвойственны христианам. Поскольку всем нам подобает украшать человека изнутри, а не снаружи, наряжать душу, а не тело, и не тлеющими и сиюминутными нарядами, а нетленными и вечными, и не телесными и земными, а духовными и небесными. Украшения должны сопутствовать многоценной одежде любви, чистоты, кротости, смиренномудрия и других добродетелей, сообразных божественным дарам Святого Духа, добрым и целомудренным нравам, подобающим христианам. Раз христиане – дети Отца Небесного, и наряды их должны соответствовать небесным, божественным, нетленным. Как говорил Соломон, «украшение юношей – мудрость» (Притч. 20, 29)66.
Подобно мужам, и женам-христианкам не к лицу наряжаться в дорогие платья и украшаться нужно не золотом и жемчугом и мудреной прической, а одеждой благочестия и кротости, со стыдливостью, благоразумием и добрыми делами. «Желаю», – говорит апостол Павел, – «чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию» (1Тим.6:9–10). Поскольку они – невесты и дочери небесного царя Христа, то должны и наряды иметь украшающие душу, духовные, божественные, относящиеся к внутренней жизни. По словам Давида, «вся слава дщери Царя внутри» (Пс.44:14). Первоверховный апостол Петр считает, что женщинам подобает украшать себя изнутри и красотой сердца с кротким, молчаливым и смиренным духом. Такая красота драгоценна для Бога, испытывающего сердца людей: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1Пет.3:3–4).
Семь зол происходят от женских нарядов
Где сейчас те невежественные женщины, которые полностью преданы нарядам? Где теперь найдешь неблагородных Ев, которые пребывают во власти демона страсти к дорогим одеждам, драгоценным украшениям и жемчужным ожерельям, золотым браслетам, пышно украшенным поясом, дорогим сандалиям и другим украшениям для тела?
Где они? Выходите! Я хочу взглянуть на вас. Бесстыдные и наглые бабы! Что это за мания, управляющая вами? Неужели не понимаете, несчастные, что ваше безудержное стремление к нарядам – от дьявола, который старается погубить ваши души? Неужели не догадываетесь, что, страстно желая богатых одежд и неприличных нарядов для тела, вы навлекаете на себя много великих бед и наказаний? Во-первых, из-за того, что наполняете самомнением свою душу и тело, делаетесь крайне глупыми, как несмышленые дети, поскольку страсть ваша к нарядам подобна детским капризам. Во-вторых, потому что неумеренно тратите свое состояние и лишаете своих детей необходимого имущества из-за бесполезных украшений. В-третьих, оставляете своих нищих братьев без помощи: когда имеете возможность дать им из своего состояния и оказать помощь, в чем они крайне нуждаются, вы тратитесь на покупку пустых нарядов. В-четвертых, из-за того, что изводите и огорчаете мужей и родителей, когда уговариваете их приобрести дорогие платья и украшения, а они, не имея средств, в угоду вам, горемычные, идут и берут в долг и расплачиваются за это. Как говорит Василий Великий, «никому, кто исполняет желания женщин, не достанет богатства, даже такого, как полноводная река... когда им захочется иметь у себя привозимое от варваров миро, как масло с рынка, морские цветы, раковины, морское перо, и в большем еще количестве, нежели овечью шерсть. А золото, служа оправой драгоценным камням, составляет у них убор то на челе, то на шее, то в поясах или оковывает собою руки и ноги. Ибо златолюбивым женщинам приятно носить на руках оковы, только бы оковывало их золото. Поэтому когда позаботиться о душе человеку, который услуживает женским пожеланиям? Как от бурь и непогод тонут непрочные корабли, так от худых наклонностей жен гибнут немощные души их сожителей» (Беседа к обогащающимся). В-пятых, из-за этой страсти вы становитесь предательницами скромности и чести для того, чтобы привлечь к себе любовь мужчин, смотрящих на вас, наряженных и накрашенных, и этим вредите не только своей душе, но и душам тех несчастных. В-шестых, вы становитесь дурным примером для остальных женщин, которые видят вас и тоже начинают досаждать своим мужьям, вынуждая их купить такие же дорогие наряды. Седьмое и последнее: это ваше демоническое неистовство и страсть к украшательству вынуждает многих несчастных женщин продавать свою честь, вести развратную жизнь и прелюбодействовать только для того, чтобы приобрести красивую одежду и не выглядеть хуже других.
Вот так, безумные женщины. Вот каковы жалкие плоды приобретенных вами нарядов! Вот каковы зловонные плоды украшений ваших! Вот семь цепей вашего порока неистового вожделения! Если бы вы обдумали ваши желания как следует, то предпочли бы лучше носить одежду из мешковины, штопаные и рваные вещи, чем быть причиной стольких грехов из-за дорогих ваших платьев. Добавлю еще несколько слов. Если бы ваши стремления не были направлены на то, чтобы ввести в глубину пороков и бед своими нарядами, то вы предпочли бы лучше ходить голыми, как преподобная Мария, чем ввергать столько душ в ад. Если бы вы были благоразумны и знающи, то поняли бы, какие несчастья происходят от ваших украшений, и опечалились бы о гибнущих ваших собственных душах, пожалели бы мужей и родителей, которые сетуют каждый день, плачут и стенают, потому что не успевают вас украшать. Пожалейте также своих детей и нищих, которых вы лишаете помощи из-за ваших нарядов. Побойтесь наказания, которому подвергаются намеренно соблазняющие других людей, им повесят на шею мельничный жернов и бросят в глубину морскую. Так говорит Господь: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф.18:6). И наконец, подумайте и пожалейте о гибели и наказании столь многих душ мужей, которые, глядя на вас, разряженных и раскрашенных, соблазняются и прелюбодействуют в сердцах своих, как сказал Господь (см.: Мф.5:28). Наконец, покайтесь и оставьте безрассудную страсть к украшениям и возненавидьте от души эти наряды, поскольку они уловка, крючок, сеть и ловушка дьявола, которыми он вводит в заблуждение, ловит и охотится на души смотрящих и соблазняющихся людей и убивает их67.
Нужно украшать душу, а не тело, а истинное украшение – добродетель
Наряжающие и украшающие себя, вы думаете, что украшаете и наряжаете истинного человека? Какое невежество! Ваш истинный и главный человек – это не то видимое тело. «Человек есть не то, что видимо», – объясняет Василий Великий, – «а невидимая душа и внутренний мысленный (или умопостигаемый) человек»68. Так оно и есть на самом деле, поскольку душа животворит, кормит, движет телом, дает ему возможность чувствовать. Без души тело мертво, неподвижно и бесчувственно. Поэтому, когда вы стремитесь наряжаться, то не что иное делаете, как наряжаете одну бессловесную и бесчувственную статую, слепую и глухую, точно так же, как украшали бездушных идолов древние идолопоклонники, по свидетельству Иеремии: «Ибо уставы народов – пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора, покрывают серебром и золотом» (Иер.3:3–4). Поэтому оставьте ваше желание украшать нарядами внешнего и ложного человека и обратитесь к душе и к истинному, внутреннему человеку и украсьте его добродетелями. Ведь поистине великое невежество наряжать тлеющее тело, которое сегодня есть, а завтра его нет, и оставлять совершенно нагой душу, которая бессмертна. Порицает вас и божественный Иоанн Златоуст: «Что ты украшаешь тело, пренебрегая душой и оставаясь в нечистоте? Что же предаешь душу такому блуду, который и тело пожирает, ибо это золото приносит безобразный, позорный и гадкий плод? Откуда такая глупость? Помести украшения эти внутри и ожерельями укрась душу» (Беседа 69 на Евангелие от Иоанна). Хотите выглядеть красивыми и благовидными? Будьте довольны красотой, которой наделил вас Создатель, и не прибегайте к искусственным украшениям, поскольку тем самым вы стремитесь быть совершенными и мудрыми, не считаясь с Богом, и вопреки Ему хотите улучшить якобы несовершенство Его творения. Златоуст упрекает вас за это: «Хочешь выглядеть красивой и изящной? Храни внешность и форму, данную тебе Создателем. Что навьючиваешь на себя золото, будто собираешься исправить творение Бога?» (Беседа 10 на послание к Колоссянам). Хотите выглядеть красивыми – облекитесь в милосердие, рассудительность, смирение и другие добродетели, и этот наряд добродетели будет ценнее золота, жемчуга и других драгоценных камней. Такой наряд делает красивую женщину еще прекрасней, некрасивую – симпатичной, а без такого наряда и весьма привлекательная выглядит поистине безобразной и отвратительной. Как пишет золотое перо Иоанна, «хочешь выглядеть красиво? Облекись в милосердие и человеколюбие, стань благоразумной и скромной. Это ценнее золота. Эти качества и красивую делают прекраснее, а нескладную преображают и делают изящной... лукавую же жену и красивую никто не сможет назвать прекрасной» (Там же).
Какое украшение делает женщин прекрасными, статными и здоровыми
В двух словах я сказал бы так. Если вы хотите быть действительно прекрасными, постарайтесь носить одежду, украшающую все ваше естество. Вместо головных платков пусть будет правая вера и благочестие, серьги замените повиновением и послушанием Богу и заповедям Его, а также и послушанием своим мужьям. Вот что советует вам первоверховный Петр: «Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Как Сарра повиновалась Аврааму, господином его называя» (1Пет.3:5). Вместо ожерелий на шее кланяйтесь с почтением. Вместо повязок и украшений на груди носите в своем сердце и постоянно повторяйте имя Иисуса Христа: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня».
Точно так же храните чистые и прекрасные помыслы, избегайте постыдных бесед и лукавых расчетов. Вместо богатых одежд блюдите рассудительность и целомудрие. Вместо браслетов – добродетели и благие дела. Вместо и колец – единодушие и доверие к мужьям. Вместо поясов – пусть будут воздержание, самообладание и обуздание страстей. Вместо изящной обуви да будет смирение, так, чтобы вы считали себя ниже всех. Таково истинное украшение. Таковы главные многоценные одеяния христианок, в которых женщина и без нарядов будет прекраснейшей из всех, блистающая Божьей славой. Так Ева, будучи нагой в раю, была облачена в одежду божественной славы. И наоборот, женщина, у которой нет такого одеяния, даже если и предстанет в роскошных нарядах, устыдится больше, чем нагая. Вот что говорят по этому поводу золотые уста Иоанна: «Украшалась некогда египтянка и одета была, но оказалась нагой и безобразной, потому что не имела благоразумия... Была и Ева обнаженной, но одета славой Божьей, а когда надела платье греха, стала безобразной» (Беседа 10 на послание к Колоссянам). Женщины в таких украшениях не только становятся красивыми, но и храбрыми69, и не только храбрыми, но и здоровыми, без какого-либо телесного изъяна. Такими были Сарра, Ревекка, Рахиль, Валла, Зелфа и другие древние праведные жены, служившие и трудившиеся, повиновавшиеся мужьям и выполнявшие мужскую работу. Сладкоречивые уста Иоанна Златоуста говорят о них такие слова: «Ведь вместе с добродетелью души и тела девы древности были здоровы, поскольку не так их воспитывали матери, как сейчас: постоянными купаниями, натираниями благовоний, нежными одеждами и тысячами других способов портят их и делают изнеженными. Те же воспитывали дев в строгости, оттого и тела их расцветали в свое время; и цветение их было естественным, а не искусственно созданным, поэтому наслаждались здоровьем, чистотой и поразительной красотой, не испытывая ни единого болезненного беспокойства в своем теле» (Беседа 3 о браке.)
Накрашенные женщины не должны входить в Божий храм
Всегда и в любое время женам следует избегать украшений, но особенно когда они идут в Божий храм. Ведь это место и время молитвы, время слез, время стенаний, а рыдания и украшения совершенно противоположны и непримиримы. Вот почему божественный Златоуст постоянно обличает женщин, допускающих нарушения порядка: «Что скажешь? Ты приходишь молиться Богу и окружаешь и оплетаешь себя золотом... Как сможешь стенать? Как сможешь плакать? Как будешь усердно молиться в таком виде?» (Беседа 8 на 1-е послание к Тимофею). Истинно говорю вам, что женщины, входящие в храм, накрашенные, в косметике, украшениях и нарядах, получают проклятье, о котором говорит пророк Давид: «И молитва его да будет в грех». Пс.108, 7). Ведь в нарядах она не удостаивается милосердия Бога к своим грехам, но еще больше прогневляет Его.
Почему женщинам следует ходить в закрытой одежде
К сказанному добавлю еще вот что. Женам не подобает наряжаться и краситься, особенно когда они идут в церковь. Скажу также, что не следует им ходить с непокрытой головой, а подобает покрывать не только голову, но и лицо, когда они выходят из дома, и особенно когда входят в храм Божий. А что молиться с покрытой головой – это благочестиво и свято, известно из проповеди апостола Павла, который показывает, что покров на голове жен приносит славу их мужьям и честь их ангелам-хранителям: «Жена есть слава мужа... посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для ангелов» (1Кор.11:7–10). Как благочестиво и свято для жен покрывать голову во время молитвы, так для них благо и свято, полагаю, прикрывать и лицо. Этот покров будет причиной шести прекрасных дел. Во-первых, воспитает в них самих скромность, стыдливость и благоразумие. Во-вторых, принесет их мужьям честь и доброе имя. В-третьих, этим покровом они воздадут славу Христу, как и своей покрытой головой. В-четвертых, прославят своих святых ангелов-хранителей. В-пятых, прикрыв лицо, они не соблазнят мужчин, смотрящих на них, но освободят тех от плотского влечения. И наконец, шестое и последнее. Если случится, что женщина некрасива, то, покрыв лицо, она скроет свои недостатки. И все сочтут ее миловидной, что будет ей очень приятно70. Не думайте, что тут какое-то новшество в том, чтобы женщины, выходя из дома, закрывали свое лицо. Это очень древний обычай, которому подчинялись святые и праведные жены праотцов: Авраама, Исаака, Иакова, Иуды и других. В книге Бытия мы читаем, что Фамарь пришла к Иуде с покрывалом на лице, поэтому он не узнал ее. Конечно, она не стала бы этого делать, если бы такого обычая не было (см.: Быт.38:15). Сусанна также покрыла лицо свое на суде: «Сусанна была очень нежна и красива лицом, и эти беззаконники приказали открыть лицо ее, так как оно было закрыто, чтобы насытиться красотою ее» (Дан.13:31–32). В наше время такой порядок процветает только у еврейских и оттоманских женщин, которые, выходя из дома и отправляясь в дорогу, покрывают лицо. Разве это не великий стыд, что жены нечестивых и язычников подражают прекрасному и святому обычаю древних праведниц, а жены христиан не хотят подражать ему? Разве это не позор и бесчестие, что не знающие истинной веры и благочестия женщины выходят из дома с покрытым лицом, чтобы не соблазнить мужчин, заглядывающихся на них, а христианки, ничуть не стыдясь, ходят с непокрытым лицом и обнаженной грудью, чтобы совращать и губить души мужчин. Воистину прекрасно сказал божественный Павел, что язычники, не знающие Закона, от природы исполняют правила его. В то же время христианки и Закон знают, и Святое Евангелие, но не хотят исполнять Закон и поступают, как беззаконники. За это и получают более тяжкое, чем язычники, наказание: «Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, от закона осудятся... ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон» (Рим.2:12–14).
Вот почему прошу вас, сестры мои о Господе, христианки, примите держитесь этого прекрасного обычая, выходя из дома, и особенно в Божьем храме, покрывайте лицо свое, чтобы не быть соблазном для мужчин, заглядывающихся на вас. Поскольку особенно женщины, когда читают Святую Библию, должны прикрывать телесную наготу, чтобы явить внутреннее сердечное благоговение. Так говорит священный Златоуст: «Мы склоняемся и моем руки, когда хотим взять Библию... И жена, пусть была бы и чистой девой, облекается в покрывало, показывает пример внутреннего благоговения... Ты видишь, что и глашатай выражает внутреннее благоговение во внешней форме» (Беседа 53 на Евангелие от Иоанна). Полагаю, что больше должно облекаться женам, читающим Священную Библию и тем более входящим в храм Божий: тогда внешний покров их проявляет внутреннюю богобоязненность души. Поэтому послушайте, о чем я хочу предупредить вас. В день суда еврейские и оттоманские женщины будут обвинять вас, потому что они, не имея истинной веры и учения, покрывали все-таки свое лицо, а вы, верующие, наставленные Писанием быть чистыми и рассудительными, выходите на дорогу непокрытыми, низводя этим в ад многие души.
Почему употребление вызывающих бесплодие трав с целью сохранить привлекательную внешность есть великое зло
Здесь я вспомнил еще два дьявольских и сатанинских поступка, которые совершают некоторые женщины. Одни едят определенные смертоносные травы и уже никогда не могут родить ребенка. Делают они это с целью всегда выглядеть миловидными, чтобы красота их не поблекла ни от мук рождения, ни от кормления грудью. Другие, родив двух или трех детей, также употребляют смертоносные травы, чтобы стать бесплодными, с той же целью сохранить привлекательность. О, прогневляющие Бога! О, порочные! О, кощунницы! Воистину дьявольское дело есть то, чем они занимаются! Воистину страшный и смертный грех есть то, что они совершают! Они убивают не одного, не двух и не трех человек, но всех детей, которые могли бы у них родиться по необходимой последовательности и закону природы, установленному Богом. Поэтому эти женщины, добровольно убившие, по 1-му правилу Шестого Вселенского Собора, по 21-му правилу собора в Анкаре и по 2-му и 8-му правилам Василия Великого, характеризуются как убийцы, и на десять лет отлучаются от причастия, согласно 21-му правилу Собора в Анкаре и 2-му правилу Василия Великого. И что иное показывают эти порочные женщины, как не то, что они готовы на открытый разврат и прелюбодеяние, что, оставаясь всегда привлекательными, хотят затянуть этим мужчин в свои дьявольские плотские сети? Бог наказывает бесплодием как проклятьем, а плодовитость и многодетность дает как благословение и счастье. Об этом Он говорит в Исходе: «Не будет преждевременно рождающих и бестыдных в земле твоей» (Исх.23:26). Об этом же читаем во Второзаконии: «Не будет ни бесплодного, ни бесплодной, ни у тебя, ни в скоте твоем» (Втор.7:14). А эти злобные благословение и счастье, данное от Бога, обращают в проклятье и несчастье. Многие другие женщины, царицы, жены богатых правителей и их мужья, не имеют детей из-за бесплодия по природе, которое бывает по Божьему Промыслу. О чем Он Сам говорит через Исаию: «Или, давая силу родить, заключу ли утробу? говорит Бог твой» (Ис.66:9). Оттого и стремятся несчастные любым способом приобрести ребенка, для этого не жалеют ни золота, ни самой жизни своей. Это открыто и в Священном Писании словами бесплодной Рахили, обращенными к Иакову: «дай мне детей, а если не так, я умираю» (Быт. 30.1). Другие женщины так хотят иметь детей, а эти невежественные и безрассудные бабенки71, будучи плодовитыми, имея возможность, как многоплодная виноградная лоза, родить много детей, сами делают себя бесплодными, убивают прекрасный плод своего чрева, сами добровольно умерщвляют множество собственных детей и для этого жуют смертоносные травы, делающие их бесплодными. О, отсутствие страха Божия! О, какое страшное наказание получат эти жалкие женщины, если не покаются и не прекратят делать эти дьявольские и сатанинские дела!
Почему мужчинам не следует носить украшений. И почему священникам не подобает украшаться
Из вышесказанного, я думаю, становится очевидно, что чуждо, неподобающе и недопустимо для христианского образа жизни носить женщинам роскошные одежды. Тем более это касается мужчин. Если эти украшения и наряды являются недопустимыми для женщин, рода слабого и немощного, по природе любящего украшения: «Забывает ли девица украшение свое и невеста – наряд свой?» (Иер. 2,32), то насколько они недопустимы для мужчин, относящихся к роду решительному, отважному и по природе пренебрегающему украшениями? Украшающиеся мужчины поистине не мужчины, а ложно носящие это имя изнеженные и женоподобные существа. Хорошо сказал Василий Великий о таковых: «Посему утверждаю, что быть и называться щеголем должны мы почитать столько же срамным делом, как и жить непотребно и злоумышлять на чужое брачное ложе» (Беседа к юношам...). Таким же образом, если для простых мужей украшенные одежды запрещены, то в гораздо большей степени они запрещены для священников и клириков. Ведь эти мужи должны быть во всем прекрасным примером для народа, и долг их носить благочестивую и скромную одежду. Поэтому Седьмой Вселенский Собор говорит, что изначально священнослужители носили благочестивую одежду, не шелковую, не пеструю или разноцветную, потому что все это – признаки высокомерия и мирского блеска, которые должны быть далеки от священнослужителей. Послушай же слова из шестнадцатого правила Святого Собора: «Всякая роскошь и украшения тела чужды священнического чина и состояния... от древних времен, всякий священный муж довольствовался нероскошным и скромным одеянием: ибо все, что не для потребности, но для убранства приемлется, подлежит обвинению в суетности, якоже глаголет Василий Великий. Но и разноцветные из шелковых тканей одежды не были носимы, и на края одежд не налагались воскрилия инаго цвета; ибо слышали от Богогласного языка: «яко в мягкие одежды одевающиеся в домах царских суть» (Мф.11:8)».
Монахам не положено украшать себя, это свойственно лишь язычникам
Если же для клириков и священников украшение одежд запрещено, насколько же более, и несравненно более, запрещено это инокам и монахам, отрекшимся от мира и всего, что в мире, умертвивших все житейское и плотское, живущих внутренней, скрытой от глаз жизнью во Христе? И проще говоря, украшения тела не свойственны христианам, но свойственны эллинам72, оттоманам, евреям и другим язычникам, чуждым веры. Их сыновья и дочери украшены и наряжены, как статуи в храме. Оттого пророк Давид молит Бога освободить его от рук их: «Избавь меня и спаси меня от руки сынов иноплеменных, которых уста говорят суетное и которых десница – десница лжи. Да будут сыновья наши, как разросшиеся растения в их молодости; дочери наши – как искусно изваянные столпы в чертогах» (Пс. 143, 11–12). Христианам же свойственно облекаться в лучезарную, прекрасную и сияющую одежду, в которую мы облеклись в святом Крещении, которая есть Иисус Христос и жизнь, чистота и благодать во Христе: «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. з, 27). Если таково украшение христиан, то их и демоны страшатся, и люди перед ними испытывают почтение, о чем прекрасно сказал сладкоречивый Златоуст: «Если облечешься во Христа, то и демоны будут бояться тебя; а если в золото, то даже люди станут смеяться над тобою; а если облечешься во Христа, то люди будут уважать тебя» (Беседа 10 на послание к Колоссянам).
Употребление косметики запрещено христианам
Все, что я говорил об украшенных одеяниях, я скажу и о косметических средствах, а именно о подводках под глазами, притирках, румянах, красках для ресниц, искусных прическах и формах бороды, а также о манерности речи, изящности походки, похотливых взглядах, нечестивых жестах, услаждающих позах и прочих сатанинских ухищрениях. Совершенно понятно, что все это является неприемлемым для христианок и запрещено христианам так же, как и украшение одежд, и я бы сказал, даже еще более запрещено. Откуда это следует? Во-первых, это запрещено согласно восьмой главе первой книги Апостольских постановлений: «Лица, данного тебе Богом, не раскрашивай, ибо в тебе ничего нет такого, что нуждалось бы в украшении, потому что все, что только создал Бог, весьма хорошо (Быт. 1:13), а безмерное украшение хорошего бесчестит дар художника» (Постановления Апостольские. Кн. 1, гл. 8).
Во-вторых, из предостерегающих слов апостолов Петра и Павла. Поскольку если они предостерегают женщин от богатых одеяний, золотых и жемчужных украшений, которые являются лишь признаком богатства, то насколько более запрещают они использование косметики, которая сама по себе развращающая, дьявольская и сатанинская? Это разъясняет и божественный Златоуст: «А если он, то есть Павел, отвергает то, что служит признаком богатства, именно золото, жемчуг и многоценные ризы, то не гораздо ли более отвергает то, что служит признаком излишней суетности, – притиранья, подкрашивание глаз, жеманную походку, изнеженный голос, томный взгляд, исполненный всякого блуда... потому что все это свойственно бесстыдству» (Беседа 8 на 1-е послание к Тимофею). И если божественные апостолы воспрещают притирания и прочие косметические средства женщинам замужним, сколь же более они запрещают их девам, согласно тому же Златоусту: «Если замужним, изнеженным и богатым женам это запрещено, то насколько же более девственницам» (Там же).
Божественный Григорий порицает использование косметики
Где эти бесстыдные женщины, которые используют косметические средства, чтобы обмануть очи других людей, стараясь показаться им красивыми? Пусть послушают, как изобличает их Григорий Богослов, говоря: о неразумные женщины, перестаньте делать вашу голову подобно высокой башне, набрасывая на нее платок и надевая парик из чужих волос, которые не принадлежат вам. Перестаньте красить ваши лица румянами, белилами, сурьмой и другими красками, ведь они – образ Божий, творение Божие, а вы, вместо того чтобы обладать вашим естественным лицом, которым одарил вас Бог, носите чужие личины и рожи, из-за чего уже и не люди вы, а скорее пародия на людей: «Не стройте, женщины, на головах у себя башен из накладных волос, не выставляйте напоказ нежной шеи; не покрывайте Божия лика гнусными красками и вместо лица не носите личины» (На женщин, которые любят наряды).
Косметическая красота обманчива
Итак, как говорит св. Григорий, если природа даровала вам красоту и вы по природе красивы, не обезображивайте вашу природную красоту искусственными красками, притираниями и прочим, не извращайте и не делайте обманчивой ту красоту, которую вам даровал Бог. А иначе вы, стараясь различными способами показаться красивыми, свидетельствуете о том, что некрасивы по природе. Если же вы и вправду некрасивы, не прибавляйте к вашему лицу второе уродство и не становитесь еще уродливей с помощью обманчивых и рукотворных красок. Это та обманчивая красота, которую бедные развратные женщины покупают за несколько монет, та обманчивая красота, которая падает на землю вскоре после того, как вы умоетесь, обманчивая красота, которую разрушает капля дождя или одна-единственная слеза или капля пота. Что я говорю? Стоит вам один раз рассмеяться, и вся эта красота падает с ваших щек на землю, и в тот же час вы из красивых делаетесь безобразными, двуликими и таким образом позорите себя и смешите тех, кто на вас смотрит. «Если природа дала вам красоту, не закрывайте ее притираньями, но чистую храните для одних своих супругов, и не обращайте на постороннего жадных очей; потому что вслед за очами неблагочинно ходит и сердце. А если при рождении не получили вы дар красоты, то избегайте второго безобразия, то есть не заимствуйте красоты у рук, – красоты, которую изобличают в подлоге ручьи слез, увлаживающий ланиты страх, и уничтожает капля росы. Теперь блестят и полны прелестей твои ланиты; но вдруг (к великому смеху) являются они двухцветными, где темными, а где беломраморными» (Там же).
Добавляет к этому святой Григорий, что хотя и возможно женщинам обмануть мужчин, используя косметические средства, чтобы они считали их прекрасными, однако не следует изменять свое лицо и дарованный Богом облик человеческими и искусственными, а лучше сказать – дьявольскими средствами: «Если и достанет у тебя хитрости сокрыть что-нибудь от супруга, хотя и неудобно Божий образ закрыть смертной личиной...» (Там же).
Что Сам Бог говорит тем женщинам, которые используют косметические средства
Посему следует, что разгневается Бог в день Суда, взирая на вас, имеющих совсем не тот облик и лицо, которые он даровал вам, придет в ярость Духом Своим и скажет каждой из вас; «Прочь, бесстыднейшая женщина, беги от лица Моего, чтобы не видел Я тебя, вон из Царствия Моего, не знаю, кто ты такая. Ты не Мое творение, ибо не Я дал тебе такое лицо, а сатана и дьявол. Зверообразная и бесстыдная, не румянами Я дал тебе облик, но сотворил по Моему образу и подобию. И как же Мне впустить в Царствие Мое тебя, которую Я сделал по Моему образу, если ты сама стала идолом дьявола благодаря румянам, белилам и сурьме?» Смотри, чтобы прогневанный Бог не сказал тебе так: «Отвечай, чуждая мне тварь! Кто и откуда этот творец? Я не пса живописал, но создал собственный Мой образ. Как же вместо любезного Мне образа вижу кумир?» (Там же).
Как Златоуст обличает женщин, использующих косметические средства. Почему в древности женщины не пользовались косметикой
Таковы обличительные слова великого отца нашего Григория. А божественный Иоанн Златоуст, обличая накрашивающихся женщин, говорит: даже Лия, жена патриарха Иакова, хотя и не была по природе красивой, хотя и не была столь же любима мужем, как ее сестра Рахиль, хотя и была воспитана язычниками в идолопоклонстве, несмотря на все оправдывающие ее причины, не осмелилась нанести на лицо косметические средства и изуродовать свой природный облик, но хранила его нетронутым. А как же ты, верная христианка, имеющая главой Христа, на это дерзаешь и придаешь своему лицу такой сатанинский облик? Как ты не подумала, что нарумяненное тобою лицо очищено святым крещением? Как ты не поразмыслила, что те самые губы, которые ты сейчас красишь, очищены Кровью Владыки Христа, которой ты причащаешься? Подумай, что ты сочеталась с Христом Господом, Который радуется не внешней красоте тела, а внутренней красоте души, и только ее Он любит. Посему, о женщина, отвратись от безумия украшений и косметики. «Так Лия, жена патриарха Иакова, не будучи красивой, не помышляла ни о каких прикрасах и, несмотря на то что была немиловидна и не слишком любима своим мужем, совсем не думала о таких вещах и не портила лица своего, а всегда сохраняла неизменным его черты, хотя была воспитана язычниками.
А ты, верная, имея главою Христа, употребляешь для нас сатанинское ухищрение! Вспомни о воде, омывавшей лицо твое, о жертве, украшающей уста твои, о крови, обагряющей язык твой! Если все это представишь, то как ни велика была бы твоя привязанность к украшениям, не дерзнешь и не захочешь этот прах и пепел возложить на себя. Знай, что ты сочеталась со Христом, и удаляйся от этого уродства; Его огорчают такие украшения; Он желает иной красоты – красоты души, которую весьма любит. Приобретать такую красоту и пророк наставляет тебя, говоря: «И возжелает Царь красоты твоей (Пс.44:12)» (Беседа 30 на Евангелие от Матфея).
У женщин нет ни единой достойной причины для оправдания применения косметики
Да что тут много говорить? Ни единой извинительной причины нет у вас, женщин, чтобы оправдать использование косметики для украшения лиц. Если вы красивы по природе, то украшения для вас излишни73. Итак, если же вы некрасивы, это делает вас еще более безобразными, ибо говорит Екклесиаст: «Кривое не может сделаться прямым» (Еккл.1:15). И еще: «Смотри на действование Божие: ибо кто может выпрямить то, что Он сделал кривым?» (Еккл.7:13). Если вы желаете стать еще привлекательнее для ваших мужей, вы обнаружите, что, напротив, этим только расстраиваете их и не нравитесь им. Если вы уже старухи и с помощью румян желаете показаться моложе, вы обнаружите, что морщины на ваших лицах, седые волосы и редкие зубы все равно будут свидетельствовать о вашей старости.
Если же вы в конечном итоге все еще желаете красить ваши лица – о, несчастные! Все это только заставит вас стыдиться и смутиться, прятаться от взглядов людей, в особенности мужчин и подобных вам женщин, Которые узнали, что вы к этому прибегли. Вот слова того же Златоуста: «Ты хочешь нравиться мужу, но это еще более печалит его, и как ему, так и другим подает случай осуждать тебя. Ты хочешь казаться молодой, но это скорее приведет тебя к старости. Ты желаешь похвалы, но это приносит тебе бесславие» (Беседа 30 на Евангелие от Матфея).
Почему страсть к нарядам подобна ребячеству
Очевидно, христиане и христианки не склонны осуждать украшательство одежд, однако стоило бы их хотя бы немного подвигнуть на то, чтобы они презирали их. Вот что я хочу сказать: подобно тому как маленькие дети и младенцы, по своей несмышлености, радуются и веселятся бубликам, жареному гороху и прочим подобным дешевым угощениям, также нечто подобное, что следовало бы осудить, случается и у людей в сознательном возрасте, когда они, словно впав в младенчество и потеряв разум, радуются и веселятся разукрашенным одеждам, что люди мудрые и сознательные презирают как нечто дешевое и недостойное. И поистине, о человек, как же тебе только не стыдиться, тебе, которого Бог создал разумным, царем бессловесных животных, как же тебе не стыдно, что ты украшаешь себя и радуешься шкурам волов, зайцев, волков, оленей, лисиц, как не стыдно, что ты радуешься нитям и произведениям чрева червей-прядильщиков? Разве не стыдно тебе радоваться кожам и краскам, которые, по твоему мнению, великолепнее и красивее полевых цветов, которые сегодня есть, а завтра ввергаются в печь, согласно слову Господню. Не стыдно ли тебе, о женщина, почтенная подобием Божиим, украшаться золотом и серебром, грязью земной? Не стыдно ли украшаться жемчугами, которые, согласно исследователям природы, являются яйцами морских моллюсков? Разве не стыдно тебе обременять себя такой тяжестью из камней и камешков, каковое дело еще тот самый языческий поэт Гомер рассматривал не как счастье и благословение, а как несчастье и проклятье, а ты все это считаешь украшением? Как говорит мудрый Синезий: «Каменную одежду, гомеровское проклятье, они тащат на себе» (Слово о царстве). Проще говоря, не стыдно ли вам, христиане и христианки, которые созданы для неба и которых недостоин весь мир, как говорит апостол Павел (Евр. 11:38), разве не стыдно вам, говорю я, быть столь пристрастными и столь падкими на украшения одежд, земные, тленные, недостойные и подверженные тлению? Потому весьма мудро сказал Василий Великий о том, что не следует носить блестящие и разукрашенные одежды, чтобы тебя не посчитали пустым человеком, впавшим в ребячество, и не осудили. «Не видел ли ты какого-нибудь гордеца, облаченного в пестрые одежды, со сверкающим перстнем на руке, с драгоценным камнем – предметом его гордости? Если это не так, страшись, если же этот человек – прах от земли, презирай его» (Беседа 11 на Шестоднев).
И божественный Златоуст говорит: «Для ленивой и беспечной души свойственно восхищаться пышной одеждой, душа же возвышенная, чувствующая истинную красоту, презирает все эти мягкие одежды. Она желает безыскусственности, а предпочитает всему прекраснейшее благочестивое целомудрие» (Подвижнические уставы. Гл. 30).
Сколько зол приносят любопытные взгляды
Мы уже говорили о том, что не следует христианам себя украшать, пользоваться благовониями и косметическими средствами, ни мужчинам ни женщинам. Теперь же мы скажем о том, что не следует христианам с любопытством рассматривать телесную красоту. Ибо из-за любопытных взоров на красивые лица сердца их поражаются страстью и похотью, и они не только впадают в блуд и прелюбодеяние в мыслях своих, взирая с похотью, как говорит Господь (см.: Мф.5:28), но в конечном итоге блудят и прелюбодействуют уже на деле.
Посему говорит мудрый Сирах: «Отвращай око твое от женщины благообразной и не засматривайся на чужую красоту: многие совратились с пути чрез красоту женскую: от нее, как огонь, загорается любовь (Сир.9:8–9). И всем известна следующая притча: «Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, сыны Божии (те, которые от Сифа) увидели дочерей человеческих (те, которые от Каина), что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал» (Быт.6:1–2). Также и Самсон увидел в Фимнафе женщину иноплеменницу, полюбил ее и претерпел от нее то зло, которое произошло впоследствии (см.: Суд. 14:1). Также и Давид, увидев купавшуюся Вирсавию, впал в прелюбодеяние и убийство (см.: 2Цар.11:2). Проще сказать, бесчисленны примеры того, как впадали в блуд и прелюбодеяние из-за нескромных взглядов, и почти неисчислимы примеры тех, которые и сегодня предаются плотским страстям, начальной причиной имея нескромность и любопытство взглядов очей своих. Это и подвигло божественного Исидора Пелусиота написать следующее: «Поскольку из зрения рождается любовь, посему и Христос указал, что допускающих! бесстыдные взоры есть прелюбодей, не только деянием, но и предпосылая деянию мысль» (Письмо 154). И еще пишет святой Исидор: «Спаситель пригрозил наказанием даже за бесстыдный взор на чужую красоту, оберегая нас от деяний и великой беспомощности, чтобы красота через посредство очей не проникла внутрь, не поработила разум и, предварительно овладев движениями души, не убедила разум поддаться страсти. Если ее не усмирить, она произведет двойное, если не бесчисленное зло» (Письмо 181). А божественный Златоуст вынужден был сказать, что те, кто с любопытством взирают на красоту женщины, лучше бы вообще ослепли: «Лучше было бы этим несчастным быть слепыми, чем пользоваться глазами для этого» (Слово на избрание).
Как вести себя христианину при беседе с женщиной
Так же и Григорий Богослов говорит: «Закон говорит: не прелюбодействуй. А ты не имей и вожделения, не возжигай страсти любопытным и внимательным воззрением» (Слово 45). Поэтому все христиане, боящиеся Бога и любящие целомудрие и спасение своей души, не должны поднимать глаз своих на лица женщин, а равно и мужчин, будь они даже старухами и стариками, как советуют божественные отцы, именуемые пустынниками: если случится нужда беседовать с женщиной, необходимо опустить глаза вниз и тем уберечься от того, чтобы на нее смотреть, и так уже с ней беседовать. От бесед же с монахинями и взоров на них надо бежать, как от огня и дьявольской ловушки. Вот что советует делать святой Исаак монахам и христианам: «Если принужден говорить с женщинами, отврати лицо от зрения их и так беседуй с ними. А от монахинь, от встречи и от разговоров с ними и от лицезрения их удаляйся, как от огня и как от сети диавольской» (Слово 9).
Незаглядывающиеся на женщин освобождаются от вожделения
Как мы уже сказали выше, подобно тому как очень многие впадают в плотскую страсть из-за того, что предаются разглядыванию женщин, также, напротив, те, кто отвращает от них глаза и не желает на них смотреть, становятся свободными от вожделения. Весь лик святых отцов, бежавших в пустыню и не желавших взирать на женскую красоту, благополучно избавился от плотского вожделения, также нередко и те из язычников, которые не желали взирать на красивых женщин, пребывали свободными от плотских удовольствий.
Как смотреть и думать о женщине, не впадая в страсть
По этой причине великий царь Александр, одержав победу над Дарием со всей его семьей, слыша, как его друзья говорят, будто жена Дария – красивейшая из женщин Азии, приказал не приводить ее к нему, чтобы и не смотреть на нее, а Василий Великий сообщает, что Александр не пожелал видеть и дочерей Дария, также весьма выдающейся красоты (Беседа 22. К юношам...). По той же причине и Сципион Старший не пожелал, чтобы к нему приводили пленниц, захваченных солдатами на войне. По той же причине Кир, царь персов, не пожелал взирать на лицо Панфии, жены Абрадата, царя Суз, превосходящей в красоте всех женщин, как пишет божественный Иероним. По этой же причине и Сципион Африканский, римский полководец, отказался смотреть на испанских женщин. По той же причине сам пророк и царь Давид, хотя и впал в плотскую страсть из-за невоздержности очей, однако уцеломудрился и по этой причине призывал Бога, чтобы Он отвратил его глаза, чтобы не смотреть на тщетную и тленную красоту: «Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты» (Пс.118:37).
Итак, знайте, что в войне с плотью самый простой способ победить ее – не взирать вовсе, даже совсем избегать искушающего ее лица. Потому и апостол Павел весьма точно сказал: не стойте и боритесь, а «бегайте блуда» (1Кор.6:18). А если все же когда-нибудь случится смотреть на красивую женщину и даже возжелать ее, что же следует делать, чтобы избежать нечистой страсти?
Божественный Златоуст советует не смотреть на нее во второй раз, а свой разум занять чтением Святого Писания, ежедневными заботами, заботой о бедных, заботой о тех, с кем обращаются несправедливо, молитвой и приготовлением к смертному часу, Суду и наказанию. Он говорит так: «Итак, если ты при взгляде на красивую женщину почувствуешь к ней страсть, то более не смотри на нее – и освободишься (от страсти). «Но как я могу, – скажешь ты, – не смотреть на нее, будучи увлекаем страстью?» Займись другими полезными предметами, привлекающими душу, читай книги, заботься о своих нуждах, ходатайствуй, защищай обижаемых, молись, размышляй о будущем веке, – к этим предметам устремляй душу» (Беседа 7 на 2-е послание к Коринфянам). Также он советует размышлять не о внешнем цветении и красоте лица, а обратить свой ум от видимой на поверхности прекрасной кожи и поразмышлять о том, что находится под ней, на что невозможно взглянуть без отвращения. Ибо под ней, если удалить кожу, находится череп, кроваво-красный, весь залитый кровью, уродливый и страшный для взора: «Так и здесь смотри не на цвет, но проникай мыслью вглубь, и, оставив без внимания красоту кожи, размышляй о том, что кроется под нею» (Там же).
Ответ возражающим
Что же могут на это ответить некоторые мужчины и женщины? Мы, дескать, украшаем себя не для блуда или прелюбодеяния, используем благовония, косметические средства или с любопытством разглядываем других, не имея при этом никаких дурных целей, нет, все это мы делаем просто по привычке.
Таковым людям мы ответим трояко, сообразуясь с божественным Златоустом. Во-первых, Бог взирает на сердца и судит не по внешности и знает, говорите ли вы это по истине или притворяетесь и обманываете. Однако, имея на сердце одно, а устами говоря совсем другое, в день Суда вы будете отвечать перед Богом, действительно ли вы все это делаете без дурных целей, говоря: «Но ты поступаешь так не ради распутства. Так ради чего? Чтобы возбуждать удивление? И ты не стыдишься, не краснеешь, когда хочешь возбуждать удивление таким образом? Но, скажешь, я надеваю это платье просто так, а вовсе не по этой причине. Знает Бог, что ты говоришь к нам. Разве мне будешь ты давать отчет? Тому, Кто присутствует при всем, Он будет оценивать» (Беседа 8 на 1-е послание к Тимофею).
Во-вторых, мы им ответим так. Предположим, украшающие себя мужчины и женщины, вы все это делаете без дурной и блудной цели, однако все равно совершенно не следует этого делать. Поскольку, пусть так, ты, мужчина, нарядился и надушился без цели блуда или прелюбодеяния, однако та несчастная женщина, которая видит тебя разодетым, надушенным и накрашенным, увлекается и впадает в вожделение в отношении тебя и из-за этого вожделения совершает с тобой блуд и прелюбодеяние. Потому ты становишься виновником ее греха и погибели и наследуешь с ней осуждение, ибо ты соблазнил душу этой несчастной. Говорю тебе, что еще много раз ты будешь принужден впасть в блуд с той женщиной, которая увлеклась тобой из-за твоих украшений, взирая на нее, ибо она постоянно за тобой следует, и хотя изначально ты украшал себя не с целью блуда, позднее ты обязательно из-за этого впадешь в блуд. И это подтверждают божественные апостолы, говоря в своих Постановлениях: «...не наряжайся, с тем, чтобы уловить собою другую какую-нибудь. Ибо если ты, приневолен быв ею, согрешил против нее, то на тебя найдет от Бога вечная смерть, и ты жестоко будешь наказан. А хотя бы ты и не сделал мерзости, но, оттолкнув жену, отрекся от нее, то и тут ты согрешил, хотя и не сделал дела, а только нарядом своим уловил женщину к пожеланию тебя: ибо ты сделал, что чрез это она возымела желание прелюбодействовать с тобою...», и еще: «...если она поразилась в мысли и прельстилась тобою, уязвилась в сердце так, что возымела любовь к тебе от того, что ты, благообразный юноша, наряжен, – ты, как сделавшийся виновником ее соблазна, оказываешься виновным в ее грехопадении и наследником горя» (Апостольские постановления. Кн. 1, гл. 3).
Равным образом предположим, что и ты, жена, украшающая себя, помазывающая себя маслами и притираниями, целомудренна и все это делаешь без цели блуда. Однако мужчины, видящие тебя благоухающей и украшенной, поражаются в сердце и впадают в блуд и прелюбодеяние в отношении тебя, и ты становишься виновницей этого греха и блуда. Ибо ты, даже будучи целомудренной, подаешь повод к тому, чтобы тебя считали распутницей и обращались как с распутницей, и не поможет тебе твое целомудрие, что подтверждают, во-первых, божественные апостолы: «И хотя бы ты делала мерзости эти не для того, чтобы грешить, но для того только, чтобы наряжаться, то и в этом случае не избежишь наказания впоследствии, если склонишь кого-нибудь увлечься к пожеланию тебя, и не остережешься, чтобы или самой не впасть в грех, или чтобы других не ввергнуть в соблазн» (Там же).
Во-вторых, и божественный Златоуст говорит: «...так и целомудренная женщина, если она своим нарядом успеет приобрести славу (женщины) дурного поведения, не получит никакой пользы от своего целомудрия. Но отчего же я буду страдать, скажет иная, если другой станет подозревать меня? Ты подаешь повод к тому своим нарядом, взглядом, движениями» (Беседа 8 на 1-е послание к Тимофею). Но пусть даже они не впадают в вожделение, видя тебя разукрашенной, все же они будут вынуждены говорить так: «Эта разукрасившая себя женщина – точно блудница и женщина дурная и пользуется украшениями, чтобы заставить мужчин вожделеть себя». То же самое мы можем сказать и про смотрящих с любопытством. Пусть даже ты взираешь и без соблазна для себя на чужую красоту, однако твой брат, видя, как ты разинув рот рассматриваешь красоту мужчин и женщин, соблазнится о тебе, считая, что ты блудник и бесстыдник, и таким образом согрешает он и душа этого несчастного, за которую умер Христос, как говорит апостол Павел, и ты становишься причиной греха и гибели этого человека, потому что даешь к тому повод.
В-третьих, ответим наконец утверждающим, будто они используют украшения, благовония и все в том же роде без дурной и непристойной цели, что вы, братья, говорящие такое, сами совершенно не понимаете своего собственного сердца, не видите своих страстей, которые сердце прячет глубоко внутри себя, а смотрите на все только чувственным и внешним взором и только на внешнюю сторону вещей. Оттого вы беспечны и не разумеете, вследствие каких страстей и по каким причинам вы приходите в возбуждение и волнуетесь, затем и заболеваете. И не знаете, почему испытываете недуг, ибо одни болеют потому, что они тучны, другие – потому, что безумны, третьи потому, что неразумны.
Ведь если бы вы обратили внимание своего разума на человека внутреннего и исследовали помыслы и движения сердец ваших, вы бы точно не стали говорить, будто украшаете себя, пользуетесь благовониями и всем таким прочим абсолютно без дурных и блудных целей.
И возможно ли, чтобы люди, подверженные страстям, люди, имеющие наполненные кровью вены, наполненные воздухом сухожилия, нервы и кости, полную костями тучную плоть, люди сладострастные, едящие и пьющие, предающиеся похотям плоти, – можно ли говорить, будто такие люди наряжаются в прекрасные одежды, употребляют бесчисленные благовония, косметические средства и взирают на женскую красоту с вожделением и бесстыдством без того, чтобы тайно, в своем сердце, они не грешили и не предавались блудным помыслам? Истинно говорю вам, что проще было бы воскресить мертвых, чем не предаваться блудной страсти, используя все вышеперечисленное. Все это я утверждаю в согласии с божественным Иеронимом, который говорил, что для некоторых не водиться с женщинами и о женщинах не разговаривать – столь же странное дело, как и воскрешать умерших.
Поэтому с теплотой сердечной умоляю вас, братья и сестры мои во Христе, оставьте все эти отговорки, которые использует дьявол, чтобы погубить ваши души, и отриньте все эти одеяния, благовония и косметические средства, началом которых являются превозношение и надменность. Ведь те, кто это делает, делают это из надменности, как сказал пророк Исаия: «За то, что дочери Сиона надменны и ходят, подняв шею и обольщая взорами, и выступают величавою поступью и гремят цепочками на ногах» (Ис.3:16–17). Итак, я говорю, что все это началом своим имеет гордыню, а концом является блуд, прелюбодеяние и плотская нечистота и составляющей частью этого является тщета и суетность; посему и Соломон сказал, что он обо всем этом думает, в следующих словах: «Суета сует и всяческая суета» (Еккл.1:2). Как же невозможно увидеть, что все эти украшения одежд, благовонные мази и все то, о чем мы говорили, всего лишь суета сует? Устрашитесь же тех епитимий, которые определили святые Вселенские Соборы за все вышесказанное, и тех страшных наказаний, которые воздает Бог всем тем, которые предаются всему сказанному, и отвратитесь от этого безумия.
Какая епитимья налагается на красящихся
Святой Шестой Вселенский Собор предписывает налагать епитимью на тех мужчин и женщин, которые выпрямляют или плетут волосы, и если не исправляются, отлучать их. Об этом говорит 96-е правило этого Собора: «Во Христа крещением облекшиеся дали обет подражати во плоти житию Его. Того ради власы на главе ко вреду зрящих искусственными плетениями располагающих и убирающих и таким образом неутвержденные души прельщающих отечески врачуем приличною епитимиею... аще же кто вопреки сему правилу поступит, да будет отлучен»74. Святой Седьмой Вселенский Собор накладывает епитимью на епископов и клириков, которые наряжаются в яркие одежды и умащивают себя благовониями. Об этом говорится в 16-м правиле этого Собора: «Епископы или клирики, украшающие себя светлыми и пышными одеждами, да исправляются. Аще же в том пребудут, подвергати их епитимии», относится это и к тем, кто благовонные масти использует. Епитимьей им является отлучение от священнослужения на одну неделю, согласно 27-му правилу Шестого Вселенского Собора.
Какой урок получают любители краситься
Бог не оставляет без наказания украшающихся и употребляющих благовония и косметику мужчин и женщин когда рабством, а когда и смертью. Так устрашает Бог богатых женщин Иерусалима через Исаию, чтобы они устыдились и поменяли свои украшения и благовония на зловония, дорогие пояса – на веревки, украшения волос – на плешь, и вместо пурпурных одежд надевают дырявую одежду из мешковины:
«Оголит Господь темя дочерей Сиона и обнажит Господь срамоту их; в тот день отнимет Господь красивые одежды... и будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос – плешь, и вместо широкой епанчи – узкое вретище» (Ис. 3:17–23).
А пророк Иеремия плачет о мужах Иерусалима, обращенных в рабов, прежде украшенных пурпурными благоуханными плащами, а затем носящих зловонную бедную одежду: «Воспитанные на багрянице жмутся к навозу» (Плач.4:3). И еще говорит: «И прекращу у них голос радости... звук жерновов и свет светильника» (Иер. 25:10). Вот Иезавель наказана смертью, и смертью бесчестной, за то, что наряжалась и красила лицо свое. Царь Ииуй увидел ее наряженную, выглядывающую из окна, чтобы посмотреть на него, и приказал, чтобы сбросили ее вниз, и кровь брызнула на стены и на коней, и они растоптали ее. И псы пожрали всю плоть ее, и ничего не осталось, кроме черепа и костей рук и ног. И не были погребены останки ее, остались на земле, как навоз: «И будет труп Иезавели на участке Изреельском, как навоз на поле, так что никто не скажет: это Иезавель» (4Цар.9:3). Слышите, мужчины, любящие украшаться, каким наказаниям подвергаетесь? А вы, жены, красящие лица косметикой, слышите, какую долю примете? Неужто хотите стать новой Иезавелью, чтобы принять такую же позорную смерть? Что делаете вы, глупые мужи и невежественные жены, когда наряжаете тело, натираете благовонным маслом глину и грязь, это нечистое и зловонное тело? Это тело, которое имеет начало из тления и зловония? Тело, которое при жизни есть хранилище пищи, после смерти же становится крайне зловонным, настолько, что ни с чем в мире не сравнимо. О, как велико невежество! Сказать по правде, то, что вы делаете, подтверждает некоторые простые поговорки: носить воду в решете, наливать в дырявый горшок или плести веревку из песка и другие. Итак, очнитесь! И не гоняйтесь за пустяками!
Любители краситься не знают, что такое христианское покаяние
Вся жизнь христианина, братья мои, – это жизнь покаяния, жизнь скорби и слез. Покаяния и скорби совершенно чужды тем, кто думает об украшении одеждами, натирании благовонным маслом или использовании косметики. Для покаяния и слез свойственны одежда из грубой ткани, пепел и страдания тела. Так Давид ради покаяния оделся во вретище: «И возлагаю на себя вместо одежды вретище» (Пс.68:12). И Ахав, когда сокрушался и каялся по слову, которое услышал от пророка Илии, носил власяницу и постился: «Выслушав все слова сии, Ахав разодрал одежды свои, и возложил на тело свое вретище, и постился» (3Цар.21:27). И ниневитяне, когда покаялись, оделись во вретище и посыпали себя пеплом: «царь встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле... покрыты были вретищем люди» (Иона, 3, 6–8).
Христос носил бедную одежду
Ах! Ведь так и христиане должны поступать сегодня и посредством жизни в покаянии избавляться от пленения, в которое попали. И видя скорби и несчастья, которые испытывает каждый человек под тираническим ярмом рабства, должны, как разумные, искать не роскоши и украшений, но больше желать одеться в бедную одежду из мешковины, сидеть на пепле, оплакивать и сокрушаться о том зле, которое сделали, надеясь умилостивить Святого Бога своими страданиями и подвигнуть Его милосердие освободить их от этой тирании. Таким образом, порабощенный человек и человек украшающийся – лица противоположные и несовместимые между собой. И еще хочу сказать я, что украшения христиан возмущают враждебных тиранов их, которые озлобляются и еще больше стараются деспотически властвовать над ними. Но если христиане не хотят носить вретище, как требует жизнь в покаянии и жизнь пленника, то пусть по меньшей мере носят одежды благочестивые, одежды скромные, одежды недорогие и бедные, как подобает христианам, ученикам Христа.
Потому и Сам Христос, сладчайший наш Учитель, Глава и Свершитель нашего спасения, носил подобные смиренные и бедные одежды во время Своей жизни. Ведь вышеуказанный тканый хитон, бывший у Господа единственным скромным одеянием, обычно носили бедняки-галилеяне, как говорит Исидор Пелусиот в письме некоему человеку: «Но кому не известна малоценность той одежды, какую употребляли бедные Галилеяне, которым особенно нравилось таковое одеяние, сотканное с некоторым искусством?» (Письмо 74). И в заключение того же письма: «Посему, если желаешь тех (благ), малоценностью одежды подражай Богу нашему Иисусу, потому что роскошь в одеждах – знак здешней изнеженности, а не горней светоносности» (Там же).
Послесловие
В заключение, запечатлею мою речь одной занимательной историей, рассказанной божественным Григорием Нисским в речи к Армонию, в которой он повествует о том, что значит быть христианином. Как он рассказывает, был в Александрии один человек, по профессии циркач, который дрессировал медведей, обезьян и прочих подобного рода зверей, учил их танцевать, чтобы они собирали зрителей, и те восхищались, приходили в восторг и смеялись. У него была обезьяна, одетая в сверкающее платье, ее голову украшала маска человека, и она танцевала и кокетничала с таким искусством, что видевшие ее приходили в восторг и даже думали, не человек ли это на самом деле. И вот как-то один зритель, чтобы посмешить публику и показать, что это обезьяна, а не человек, бросил артистке горсть миндаля и прочих лакомств, особенно любимых обезьянами. Животное, увидев все это, забыло, что изображает великолепно одетого человека, вспомнило о собственной природе и тотчас бросилось к миндальным орехам. Но поскольку на ее морде была маска, которая мешала ей есть орехи, то циркачка разодрала личину, которую носила, и свою шикарную одежду. И зрители, увидев, как быстро актриса переменила свой облик и из человека превратилась в обычную обезьяну, разразились безудержным хохотом. «Обезьяна, как скоро увидела разбросанный впереди сцены миндаль, ни на что не обращая внимания, забыв и пляску, и рукоплескания, и нарядную одежду, подбежала к нему и горстями начала собирать то, что находила; а чтобы личина не мешала рту, старалась сбросить ее, разрывая своими когтями обманчиво принятый образ, так что вместо похвал и удивления внезапно возбудила между зрителями смех, когда из-за обрывков личины показалась ее безобразная и смешная наружность» (Армонию. О том что значит имя и название «христианин»).
Ах! Боюсь, что нечто подобное произойдет и с теми мужчинами и женщинами, которые облекаются в изящные наряды, поскольку после смерти они сбросят всю привлекательность своих одежд вместе со всей тщетой видимых украшений и в день Суда предстанут на всемирном зрелище связанными и лишенными всякого благообразия, и те, кто увидят их нагими и лишенными прежней красоты, осмеют их, как безумцев и глупцов, потому что они тщились украшать во временной жизни свои тела чуждыми и внешними украшениями, а души свои оставили обнаженными от добродетелей и благих дел, каковые и являются истинным украшением христианина. А Праведный и Страшный Судия обличит их и скажет каждому из них: друг, почему ты пришел сюда без одеяния, подобающего браку и Моему Царствию? «Друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?» (Мф. 22,12). Ты украшал свое тело, и отчего же не украсил душу свою? Ты истратил время своей жизни на то, чтобы заботиться о своем теле и украшать его, – так отчего же не потратил ни малейшего времени на то, чтобы позаботиться о своей душе и украсить ее? Ведь ты христианин, – так отчего же ты не облачен в одежду, подобающую христианам, а именно – в подражание Моей жизни и добрые дела? Так возьмите его за руки и ноги и ввергните во тьму внешнюю. «Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 22:13).
О, жалкое несчастье! О, вечное осуждение и наказание! Чтобы и вы не претерпели подобного, собратья мои христиане и сестры мои христианки, оставьте напрасное украшение о смертном теле, предназначенном в пищу червям, и те средства, которые вы желали потратить на прекрасные одежды, разделите на благотворительность нищим, чтобы с их помощью стяжать одно лишь Царствие Небесное. Имейте попечение только о том, чтобы украсить бессмертную и бесценную свою душу, как говорит апостол Павел: «Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение» (Кол. 3:12). «Итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света» (Рим.13:12). «Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения» (1Фес.5:8). Посему прекрасными и нарядными одеждами вы, как и телом, обладаете лишь до смерти, чтобы сбросить их подобно той обезьяне, и потому отриньте их как чуждые и временные, а те, другие одеяния возжелайте и возьмите с собой и после смерти, как приличные и подобающие христианам. И имея их, вы войдете в радость Господа и Царствие, облачившись в одежды, поистине подобающие для того небесного брака, что да случится со всеми нами во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и владычество, с Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь.
* * *
Поэтому и божественный Исидор Пелусиот обличает как блудницу ту женщину, которая красится и носит украшения, чтобы соблазнить мужчин. Он говорит так: «Если гордая накрашенная и наряженная женщина привлекает своим видом смотрящих на нее, даже не уловляя в свои сети обольстившегося, получает наказание как уловившая. Поскольку яд она уже приготовила, подмешала в вино, налила в чашу, но только не нашла желающего ее выпить. Ведь многих осуждают не только по конечному результату, но на основании совершенных действий» (Письмо 1654 Герону пресвитеру). – Примеч.прп. Никодима Святогорца.
Мирра и смирна – это различные названия одного и того же благовония: ароматическая камедь аравийского мирта. Это вещество использовалось для бальзамирования мертвых, как ладан для воскурения при совершении культовых действий, а также как ароматическая мазь и благовоние, которым умащали тело. – Примеч. пер.
У прп. Никодима здесь стоит слово «ϱιψοφθαλμοϲ» – собственно, «бросающий взгляды вокруг, по сторонам, туда-сюда»; может быть, «смотрящий с любопытством»; поэтому вторую часть высказывания: «ουδε ϱιψοφθαλμοϲ» – можно перевести: «не смотри с любопытством» или «не будь любопытным». – Примеч. пер.
Здесь дается русский перевод, сделанный с Септуагинты, которой пользовался прп. Никодим, поскольку русский Синодальный перевод: «Слава юношей – сила их», сделанный с еврейского (масоретского) текста, не передает мысль, выраженную автором. – Примеч. пер.
Подтверждает вышесказанное история, которую приводит божественный Исидор Пелусиот. Он рассказывает об одной прекрасной, редкой красоты, девушке, которую полюбил некий юноша, не отличавшийся нравственным поведением, ловелас. Он стал делать все возможное, чтобы удовлетворить свое желание. А эта дева, когда узнала, что этот юноша так страдает от влечения к ней, нашла способ и средство, чтобы и самой сохранить чистоту, и остудить вожделение того несчастного. Что же это было за средство? Она остригла все волосы на голове, смешала золу с водой и этой смесью измазала себе все лицо и после этого позвала его, сказав, чтобы он вошел к ней. Когда же он вошел, сказала ему: «Несчастный, эту безобразную ты любишь?!» Он же, увидев ее, представлявшую собой такое жалкое зрелище, вызывавшее отвращение, а не любовь, вернулся к себе. Он отрезвел от своего опьянения и не только погасил жар этого вожделения, но в дальнейшем горячо полюбил рассудительность и девство. Этой боголюбивой и благоразумнейшей деве нужно подражать и женщинам нашего времени и не только исключить косметику и украшения, но и природную красоту скрывать, чтобы не стать причиной гибели душ ближних (письмо 553 Пераку пресвитеру). – Примеч. прп. Никодима Святогорца.
Источник не установлен. – Примеч. ред.
ανδϱείαι – досл.: «мужественными». – Примеч. пер.
Это рассуждение прп. Никодима следует считать частным богословским мнением, поскольку ни в канонах и правилах церковных, ни в творениях святых отцов не встречается требование закрывать лицо женщинам-христианкам, даже в отношении монашествующих. – Примеч. пер.
ӏο γυναιον – слово среднего рода, употребляемое по отношению к женщине, презр. «бабенка». – Примеч. пер.
Эллинами в Посланиях ап. Павла и далее в христианской традиции называются язычники вообще и последователи греческой и римской религий. – Примеч. пер.
Уместно привести здесь историю, которую рассказывает Павел. Он повествует об одной госпоже, красивой и миловидной, по имени Филоматия (букв.: «любовь к знанию». – Примеч. пер.). Эта госпожа имела рабыню, которая, когда госпожа просила покрыть ей лицо белилами. ответила не без лести, но все-таки правдиво: «Я не хочу делать это, потому что белить твое лицо – это то же самое, что белить слоновую кость». Когда же госпожа потребовала воды, чтобы омыть руки, служанка ответила: «Это тебе не нужно, потому что твои руки так мягки, что ими можно очищать воду, а не их омывать ею». Затем госпожа повелела подать ее наряды и украшения, желая украситься. На это рабыня сказала: «Для тебя излишни украшения, ибо ты для украшений и нарядов являешься много большим украшением. чем сама украшаешься ими». Видите, что даже неблагородные женщины и рабыни считают излишними омовения и украшения для красивых от природы дев? Поэтому святой Исидор Пелусиот хвалит древних, которые считали, что украшения свойственны развратным женщинам, но не благоразумным. Он говорит: «Весьма восторгаюсь я древней Спартой, где запрещали украшаться благоразумным женщинам. Они полагали, что украшения больше подобают гетерам, которые как западней и сетями на зверя, с ними выходят на ловлю распущенных юношей» (Письмо 1485 Офелию Схоластику). – Примеч. прп. Никодима Святогорца.
Аφοϱιϲεσθω – «да будет отлучен»; форма повелительного наклонения от аφοϱιϲω – отделять, отмежевывать, отлучать. В области церковного права этот глагол является термином, означающим для священнослужителей временное отлучение от служения или временное отлучение от Причащения; в отношении мирян он означает: 1) совершенное отлучение от Церкви (например, еретиков); 2) временное отлучение от участия в богослужении и Причащения на различные сроки (например, принимавших участие в языческих жертвоприношениях). См.: A Patristic Greek Lexicon / Ed. Lampe G.W.H. Oxford, 1961. P. 279. – Примеч. пер.