Источник

1954 год

19.ХII/1.I. Пятница 32-й седмицы по Пятидесятнице. Гражданский Новый год

На пороге вступления в новый год поблагодарите Бога за бесчисленное множество благодеяний, явленных Им во все дни прошедшего года. Найдите в себе силы от души признать себя Его должниками. Господь в Своей заботе подобен матери, питающей грудью свое дитя. Господь питает нас, мы Им живы, Его Телом и Кровью – этой духовной пищей. Вот наша истинная пища, а не та тленная, о которой мы так печемся накануне Нового года.

Просите Бога, да сподобит он вас еще вкусить и вкушать до конца дней этой пищи. Принятие Святых Тайн всегда благотворно действует на душу и тело, принятие Святых Тайн перед смертью – явное проявление милости Божией к грешнику.

Покайтесь во всех грехах, просите Божией благодати, да сожжет она эти грехи – сухие сучья, которые мешают расти молодым зеленым веточкам новой духовной жизни.

Плотской грех – величайший грех, он, как ржавчина, покрывает все добродетели своим ядовитым налетом. Молите Бога о ниспослании дара молитвы, любви, сострадания, просите сердце чистое, простое, свободное от подозрительности и осуждения ближнего.

Грехи не дают человеку покоя. Как дикие звери, они грызут и рвут душу грешника. Бывают бессонные ночи, говорят: «Разошлись нервы». Нет, то – грехи; приди, покайся, и мир, о котором мы молимся за каждой литургией, снизойдет в твою измученную от бессонных ночей душу.

Мир – дар благодати Божией. Он приходит не в шуме и громе, а в тишине. Господь посылает его, да утишит он мятущуюся душу, обращенную к Нему.

Мир приходит через терпение характера и недостатков ближнего, терпи не только свою скорбь, но и недостатки ближнего. Друг друга тяготы носите 88. Потерпите все, и дух мира посетит вас. Просите у Бога сил исправиться, Он подаст вам духа мира, любви, смирения, сострадания. Спасайтесь! Ведь спасение есть премудрость, а премудрость начинается в сердце со страха Божия 89.

Господи, помоги и не отступи от нас!

4/17.I. Неделя 34-я по Пятидесятнице. Неделя пред Богоявлением

Крещение – соединение с Господом Богом. В этот день древние христиане тысячами приходили креститься, предварительно пройдя годовую подготовку к этому Таинству. Во Святом Крещении мы соединяемся с Господом. Он входит в нас, и с сего дня мы являемся носителями Его в своей душе. Ты теперь не один, а в тебе Господь, вот почему всякое твое беззаконие так громко отзывается в сердце, – это Господь указывает на то, что ты согрешил. Если бы ты мог сложить в кучу все свои грешные дела, слова и мысли, то, увы... нельзя представить ее размера. И вот эту бездну грехов покрывает бездна милосердия Божия.

Человека непрестанно что-то тяготит. Взять даже неверующего – его тоже грызет совесть за оскорбление ближнего, за жадность и прочее. Он видит, что ему тяжело, этой тяжести не могут снять ни друзья, ни родители. Тяжко человеку. Где он ни бывает, ходит сам и носит с собой такого же грязного и темного. Жизнь становится для него мукой. Наконец он приходит к выводу, что существует Высшее Существо, способное освободить его от этой невыносимой, преследующей его тяжести. Он обращается к Тому, Кто обитает в его сердце с младенческих лет. А Господь уже давно простирает к нему Свои прощающие Отеческие объятия, и легко становится на душе, и хочется жить с Богом, не разлучаться с Ним, Сладчайшим – Источником радости и покоя.

Порой человек говорит, сомневаясь в вере: «Что мне молиться, все равно Господь меня не слышит, если бы слышал, то освободил бы от страданий и тяжести жизни». А Господь отвечает: «Ты – христианин, ты соединился неразрывно со Мной в Крещении, ты обещался служить Мне, отрицался сатаны, ты дал обещание нести свой крест. Крест!.. Это не шутка. От него пахнет страданиями и кровью. Я на нем распялся за тебя и за всех живущих и имеющих жить в будущем веке. Я принес искупительную жертву за весь мир. Эта жертва неповторима. Нести крест, следовать за Мной – вот твое назначение. А каким путем Я поведу тебя – это Мое дело, Мне виднее. Хочешь достичь блаженства? Следуй Моим страданиям. Нельзя радоваться и там и здесь».

«Я думаю, – кротко и вместе с тем властно говорит Господь, – что лучше блаженствовать там вечно, чем здесь временно с последующей тяжестью на душе».

Крещение – великое Таинство действия Духа Божия. В Библии Господь показал сотворение мира: Бог разделил мир на землю и воду, и Дух Святой носился над ними, давая всему жизнь. Дух Святой – вот Источник всего живого. Без Него – смерть и тьма. Святой Иоанн Предтеча крестил приходящих к нему водою, говоря: Вот грядет Тот, Который крестит вас Духом Святым 90.

Покаяние – это второе крещение в своих сокрушенных слезах. Как ни велик твой грех, он простится Искупителем и Спасителем нашим, только пребудь Ему верен и предан до конца, что бы тебя ни ожидало. Стремись к Нему через все преграды. Беги, падая – вставай. Он ждет тебя и поможет.

28.II/13.III. Суббота 1-й седмицы Великого поста. О Неделе Торжества Православия

День Православия – это день победы над ересью, противящейся иконопочитанию. Для чего изображают природу, лес и другое, когда можно посмотреть на них в натуре? Для того, чтобы при взгляде на эти рисунки рождалась идея. Так и икона.

Человек – духовное существо, он создан по образу и по подобию Божию 91. Стремление к Богу и всему святому должно быть делом первой необходимости. Свое успокоение человек находит в молитве пред образом своего Создателя и святых. Посмотрите на лица святых – сколько в них покоя, любви и ласки! А если посмотрим на себя в зеркало? Кроме неизбежных старческих морщин, мы найдем свое лицо искаженным беспричинной печалью и унынием, раздражением и прочим. Но вот вы сподобились Святого Причастия – взгляните теперь на себя. Ваше лицо полно покоя, и какой-то неземной свет сияет в нем. Что это? Это Господь светится в вас, Он вселился в вашу душу, и через это получает соответствующее выражение и ваше лицо – внешнее проявление вашего внутреннего состояния.

О, сколь блаженно состояние соединения с Богом! Так почему же мы столь ленивы на это? Бог есть нескончаемая любовь и радость. Будь же и ты весел и радостен, думая всегда об Источнике этих благодатных чувств, переживаемых тобою. Христианин должен ежеминутно бодрствовать, стремиться к Богу, бояться потерять Его. Святые отцы называют это трезвением.

А когда почувствуешь необходимость исцеления – иди к Врачу; Он тебя очистил во Святом Крещении, которое не может быть повторяемо. Не отчаивайся. Известен и испытан другой путь – второе крещение – в слезах покаяния. Проси их всегда у Бога, а особенно в минуты принятия Святых Христовых Тайн. Господь всегда зовет в Свою лечебницу больных душой. Но среди нас находятся многие, которые упрямо не внимают гласу Зовущего, и вот Премудрый Доктор, видя, что «терапевтические средства» не помогают привлечь к Себе душу, производит «операцию» с семьей. Он исхищает внезапно из семьи любимого человека или, может быть, единственного кормильца немалой семьи. Семья, испытавшая эту операцию, в отчаянии: за что Господь так грозно покарал нас, в чем наша вина? На эти вопли Господь отвечает им: «Я звал вас лечиться, и вы не шли, а теперь ваша болезнь зашла так далеко, что потребовалось вмешательство ножа».

Если за грехи страдают члены семьи – то это для очищения души; если незаслуженно – то да будут они для людей примером ограничения себя во всем, объектом сожаления. В эти минуты надо не впадать в отчаяние, а просить у Бога, да откроет Он нам Свою волю в этом жестком Своем врачевании. Может быть, человек через несколько лет поймет, насколько правильны и своевременны были действия на него Промысла Божия.

Максимально себя ограничивай. Проси у Бога молитвы теплой, слезной, плачь о своем Небесном Отечестве, тоскуй, ибо земная жизнь – минута по сравнению с ожидающей нас вечностью.

Путь к небу нескончаем и труден. Не жди покоя, а иди вперед не останавливаясь; если остановишься – будет плохо: здесь тебя возьмет диавол, он повлечет тебя по наклонной плоскости. Если у тебя много грехов, он будет тебе нашептывать: «Прощение невозможно, иди за мной, посмотри, сколько у меня земных благ». И здесь проси помощи у Бога. Господь говорит: «Я одолею диавола, ты только покажи плоды своей борьбы и трудов. Говори Мне в молитве все свои потребности, а Я дам тебе соответствующее оружие для победы и доведу тебя до желанного края – до Себя, и насладишься ты вечной трапезы в Царствии Отца Небесного».

9/22.III. Понедельник 3-й седмицы Великого поста. Память святых 40 мучеников Севастийских

Они были воинами языческого царя в языческом государстве, но втайне исповедовали свою веру в Иисуса Христа. Настало время открыто испытать их веру. Случилось гонение в их государстве, всех насильно заставляли поклоняться идолам. На приказ царя принести жертву будущие мученики дерзновенно ответили: «Ты – наш земной царь, мы тебе служим и служили верою и правдою, но у нас есть и другой Царь – Отец наш Небесный, от Которого ты не заставишь нас отречься». После невыразимых мучений, оканчивавшихся исцелением мучеников, царь решил погубить их в озере.

Глубокой осенью они были загнаны в озеро, а на берегу для соблазна была поставлена баня, из дверей и окон которой клубами валил теплый, приятный пар. Не выдержал мучений один из них и побежал к бане, но мгновенно был поражен смертью. Один из воинов, охранявших мучеников, стал глубоко задумываться: «Что же будет им, таким упорным в вере в какого-то Иисуса? Ради чего они терпят такие нечеловеческие страдания?». Не успел он закончить своей поколебавшей его языческое сердце мысли, как тридцать девять венцов спустились на головы мучеников. Сороковым венцом некого было наградить, и воин решил присоединиться к этому лику увенчанных, громко возгласив: «И я христианин!». Наутро царю, ожидавшему известия о смерти замерзших, сообщили, что мученики живы и веселы и что лед в озере растаял, а вода сделалась теплой, как в летний жаркий день.

Назвав мучеников волшебниками, он усек их мечом, сжег, а кости бросил в озеро. В ночь мученики явились епископу города и повелели извлечь их кости. Епископ пошел к озеру. Была темная ночь, а вода светилась от сияющих ярким светом всплывших костей. Сколько исцелений совершалось от них!

Вот пример, которому надо подражать в минуту испытания веры, в годину гонений. Господь всегда поможет тебе, только пребудь Ему верен до конца.

Дорожи временем. Человек живет во времени. Подражай людям, без конца делающим доброе дело. И кажется – как их только держат ноги? Это Господь им помогает, это Он их держит, когда изнемогают их силы.

Проси у Бога теплой, чистой, слезной молитвы. Борись с нехорошими мыслями. Зови Бога на помощь, не слушайся никаких помыслов. Часто и почти всех в разном возрасте посещает грех блуда в различной форме – то мучает бес тщеславия и гордости. Зови Бога на помощь, да очистишь свою душу и сделаешь ее обиталищем Святого Духа, укрепишься верою и крепостью в Боге.

Брак и Священство есть мученичество, при совершении этих Таинств поется: «Святии мученицы, иже добре страдавши и венчавшеся, молитеся ко Господу спастися душам нашим...».

15/28.III. Неделя 3-я Великого поста. Неделя Крестопоклонная

Ныне крест Господень изнесен на средину храма. Зачем?

Глядя на крест, знай, что всякий грех ведет к смерти и что Спасителя привели на Крест наши, мои и твои, грехи. Грехи людей пригвоздили к древу Господа Бога. За искупление нас от врага мы славим его (Крест) словами: «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному». Берегись грехов – этих злых противников, влекущих наши души в ад.

Ныне с Креста Господь говорит: «Доколе вы будете Меня распинать? Перестаньте грешить, дайте Мне свободно вздохнуть. Мне тяжело быть на Кресте, пожалейте Меня, страдальца, отстаньте от греха!».

Животворящий крест изнесен и для того, чтобы мы, взирая на него, укрепились в подвиге поста и молитвы, в несении данного нам креста.

Что значат наши скорби в сравнении с невыразимыми страданиями Иисуса Христа? Прочувствуй это сердцем. Господь поможет тебе, только проси Его помощи. Не ходи далеко, Он в тебе, только почувствуй жажду общения с Ним, а уж Он всегда готов выйти тебе навстречу. Ему недалек путь к тебе. Люби и бойся Бога. Чувствуй себя всегда осужденным, особенно в момент покаяния, и тогда велика будет радость чувствовать себя прощенным. У нас часто исчезает вера в Таинство Покаяния, мы легкомысленно заявляем, что оно отжило свой век, что оно не для нас. Не верим в Господа Иисуса Христа, снимаем крест, носим его не там, где положено, и вместе с тем дерзаем иногда мечтать о Царствии Небесном. Безумец! Неужели ты думаешь быть с Богом там, убегая от Него и предавая Его здесь? Не надейся на милость Божию там... Господь ласково посмотрит на окружающих Его мучеников и скажет: «Вот законные наследники и жители Царства Небесного, а вы отыдите от Меня, не вем вас». О Господи, укрепи в вере, да не услышим мы этого страшного приговора!

Человек, познавший всем сердцем Бога, чувствует необходимость борьбы с миром, с окружающей его неправдой. Но, будучи не в силах побороть лежащий во зле мир, он бывает тесним и гоним. Он не находит себе покоя в мире, а лишь в Боге полагает все свое счастье. Вот чего надо стараться достичь – отречения и ненависти к миру.

В Таинствах Покаяния и Причащения Господь дает человеку на некоторое время почувствовать состояние праведников и познать возможность быть ими; показав плоды и возможность достичь праведности, Господь как бы отступает от человека, предоставляя его самому себе.

Человек должен быть внимательным, не терять Бога из поля зрения, чувствовать всегда Его присутствие.

Святые отцы часто говорят: «Проверяй сердце, ибо от худых мыслей недалеко и до дел».

Господи, очисти Сам сердце наше, побори борющия ны, вселися в душу и пребудь там, не освобождая места другим жителям.

17/30.III. Вторник 4-й седмицы Великого поста. Память преподобного Алексия, человека Божия

Чем заслужил этот человек то, что его Сама Царица Небесная назвала Божиим? Чем заслужил он такое прославление в мире христианском?

Его жизнь есть исполнение заповедей Божиих, всю свою жизнь он шел по пути служения и преданности воле Божией. Он явился исполнителем всех евангельских заповедей, и прежде всего первой – он был нищ духом 92. Он все отверг и приобрел единого Христа.

С ранних лет в его душе зародилось стремление к небесному. Придя в юношеский возраст, он решил посвятить себя единому Богу. Неопустительно посещает он церковь, наслаждаясь слышанием слова Божия, которое позже, в дни его нищенского существования, стало пищей, заменившей часто отсутствующую или добровольно отвергаемую телесную пищу.

Слово Божие! Сколько в нем целебных средств к уврачеванию телесных и душевных болезней! Мы не ценим его, не стремимся вкушать его нашим слухом. «Но, – говорит Пророк, – придет время, и отнимется у вас слово Божие, вот тогда восчувствуете, какого источника благодати вы лишились» 93. Спешите же сейчас слушать его, пока не умолкло оно навеки.

Святой Алексий, еще будучи в родительском доме, добровольно испытывал холод и голод, дабы закалить себя для будущих лишений. Каждую неделю он причащался Святых Тайн. Вот сколь велика добродетель святого Алексия, человека Божия. Господь решил еще более прославить его в хранении целомудрия. Алексий в день своей свадьбы уходит из дома, оставив родителям записку, что он вымолит им Царство Небесное. Вот пример подражания чистой, бесстрастной жизни. Целомудрие – самый высокий дар, ангельский.

Как часто мы расточаем этот дар направо и налево под лозунгом «Наслаждайтесь жизнью»! Оглянитесь назад, посмотрите – насколько вы потеряли образ целомудрия, данный вам от Бога. Но не отчаивайтесь – прощение возможно. Если ты потерял целомудрие, то проси прощения у Бога, и Он даст тебе почувствовать возвращение его. Молись, подражая святому Алексию, за родителей своих, каковы бы они ни были. Да будет твоя молитва усердной и теплой, чтобы Господь сподобил вас составить единую семью на небе, в Небесной Церкви, начало которой – Церковь земная.

Благодари Господа за то, что ты родился в православной семье. Будь верен Богу до конца, не скрывай своей веры. Не отчаивайся и не ропщи, когда Господь посылает тебе скорби и испытания. Кто искренне предан Богу, тот не разбирает даров Божиих (скорби или радости), ибо он знает, что Отец Небесный не даст вместо хлеба камень 94.

Прибегайте к помощи святых и святого Алексия, человека Божия. Он скорый помощник для гордых сердцем и стремящихся к смирению. Его тело на следующий день после кончины стало источать чудеса, в то время как мощи святых отроков – через сто и более лет. Вот сколь угодил этот смиренный раб своему Владыке, Которого он искал всю жизнь и нашел. Глядя на него, и мы возжаждем непрестанного общения с Богом, Его присутствия с нами и утешения от Его благодатных посещений.

6/19.IV. Страстная седмица. Ев. Мф., зач. 84 (Мф.22:18–43). Великий Понедельник

Сегодняшним днем начинается Страстная неделя. Святая Церковь каждый день этой недели дает своим чадам новые уроки для жизни.

Ныне, в понедельник, читается Евангелие о бесплодной смоковнице и о рождении христианской Церкви вместо ветхозаветной. Господь указывает, что кончилась старая церковь, родилась новая, спасающая всех Церковь.

Притча о бесплодной смоковнице должна устрашить нас, должна заставить нас подумать о том, как бы не уподобиться ей. Человек после покаяния должен принести плод. Ты слышишь слово Божие, призывающее тебя открыть свое грешное сердце Богу. Слово вошло в твою душу. Позаботься, чтобы почва для него была подготовлена благоприятно. Удобри эту почву слезами сокрушения и надейся, что она принесет тебе плод – спасение.

Путь к небу трудный, но достижимый. Всю жизнь приходится вести борьбу с диаволом, овладевшим всеми нашими членами. Основным условием победы в этой борьбе является вера в Бога, в Его помощь, вера в бессмертие души.

Представь себе, что тебя ждет там... Постарайся вести жизнь так, чтобы не быть отвергнутым Господом, общим нашим Отцом. Верь Ему, Его Промыслу, слушайся голоса своей совести – и ты оправдаешь свое звание верующего человека.

Но, как говорит Апостол, вера без дел мертва есть 95. Кое-какая вера есть – делай добрые дела, какие посылает тебе Господь. Господь заповедал нам любить всех людей безраздельно: якоже Аз возлюбих вас 96, – говорит Господь, и вы любите так братьев своих. Помогайте всем нуждающимся в возможной для вас форме: материально, добрым словом, уходом за больным. Бойся, чтобы через праздно проведенное тобою время не остался бы один из опечаленных не возвеселившимся, один из голодных не сытым.

Говорит гордый эгоист: «Я хорошо живу один, слава Богу, ни в чем не нуждаюсь, с грехом пополам помогаю семье, а до других мне нет дела. Я за них не отвечаю, с меня достаточно заботы о себе и своей семье». – «Нет, ты помоги другим, а о семье твоей Я позабочусь Сам и тебе помогу», – говорит Господь. Потрудись побольше физически и духовно, и у тебя найдутся силы и возможности считаться другом и помощником всех. В этом проявится твоя помощь нуждающимся с материальной и физической стороны. Этим не ограничивается поле деятельности для тебя в сфере добрых дел. Поди туда, где среди внешней роскоши и блеска слышны плач и вздохи от духовной тоски, укажи этим заблудившимся в суете мира несчастным путь к Свету, Источнику радости и покоя. Они ведь тоже люди, созданные Богом для вечной жизни. Помоги же им скорее найти этот путь, за это Господь облегчит твой путь к Нему. Скорби́ о том, что не все еще обратились к Богу, с тебя спросится за все то, что ты в силах был сделать и не сделал по своей лености, нерадению, из-за ложного стыда признать себя христианином.

Чтобы тебе удалось все это сделать – молись.

Жалуются, что не идет молитва, а ты настойчивее берись за нее. Ведь это – самое верное оружие в твоей невидимой брани. Оно сделает тебя победителем. Молись всегда, каждую минуту устремляй душу к Богу, ни на мгновение не отрывайся от общения с Ним.

Постись, будь умерен во всем. Это – второе, не менее острое оружие в борьбе. Иногда мы, не одержавши победу над своим желанием лучше поесть, заявляем, что причина этому – приход гостей. А ты всегда поступай так, как велят закон и совесть, тогда в числе твоих гостей будут те, которые не введут тебя в это «искушение».

Внимай себе и разумей сие. Господи, помоги!

10/23.V. Неделя 5-я по Пасхе. Ев. Ин., зач. 12 (Ин.4:5–42). Неделя о самаряныне

Самаряне и иудеи были различных убеждений о поклонении Богу. Иудеи поклонялись Ему в Иерусалиме и стекались туда целыми тысячами. Самаряне поклонялись Богу на горе Хорив. Между иудеями и самарянами была вражда, и беседа самарянина с иудеем была нарушением господствующего закона непримиримости.

Был жаркий летний южный день. Летом вообще жарко, тем более на родине Спасителя. У хладного кладезя остановился усталый, жаждущий Путник, иудей. Это был Иисус Христос. В это время пришла за водой самарянка. Жаждущий попросил у нее напиться. Видя, что Просящий – иудей, самарянка удивилась Его просьбе. Сердцеведец, будучи Источником чудес и бессмертия, мог бы обойтись без воды из видимого источника. Но, как всегда, Он хотел спасти душу человеческую. Это была простая самарянка, и Он начал вести с ней разговор: «Дай Мне воды из ведра твоего, Я же тебя напою водою вечной жизни и счастья, по вкушении которой ты не вжаждешь вовек». При слове «вечной» сердце язычницы всколыхнулось. Благодать Божия коснулась ее грешного сердца. Господь, продолжая разговор далее, велел ей привести мужа. Она, почувствовав свою греховность, сказала, что мужа у нее нет. «Да, – сказал Господь, – ты права, ибо твой шестой муж тебе не муж. Ты всю свою жизнь искала счастья не там, где нужно. Ты думала, что счастье в плотской любви. Нет, Я твое счастье, твое счастье во Мне. Я Тот, Которого ты искала всю свою жизнь». Самарянка молчала, и ее сердце наполнилось верой и любовью к Богу. Впоследствии она вместе со всей семьей мученически предана была смерти за веру (мученица Фотина). Так Господь призывает к Себе людей.

Признаками богообщения являются сокрушение сердца, чувство греховности, вины пред Ним. Если ты тяготишься своими грехами – значит, недалек от тебя Господь. Никакая ученость не поможет человеку быть с Богом, если Сам Господь не приблизит его к Себе. Если ученого коснется капля благодати Божией с ее проявлениями свободы духа и сладости сердечной, то все свои труды он готов будет отдать хотя бы за минутное общение с Господом.

Время общения с Ним поистине блаженно. Испытавшему это все мирское становится мерзким и тягостным. Он бдит над своим сердцем, как бы не подкрался враг и не изгнал оттуда любимого Посетителя – Утешителя. Человек счастлив, если Господь пребывает в его сердце.

Почему сейчас столь много так называемых несчастных? Не оттого, что Господь всех оставил. Количество «несчастных» увеличивается от извращенного понимания счастья. Люди века сего считают счастьем богатство и плотскую привязанность. Нет, счастье – в победе над своими пороками, в терпеливом несении креста. Иными словами, счастье – в спокойной совести человека. А посему будь в мире со своей совестью, проверяй себя каждую минуту, в каком ты состоянии. С Господом ли ты? Спрашивать, с тобой ли Господь, не приходится – Он всегда с нами. Это мы удаляемся от Него сами и испытываем тяжесть жизни. Господь в разговоре с самарян- кой сказал, что придет время, когда Богу будут поклоняться в духе и истине. Пришло это время. Святая Церковь основана на самой совершенной истине и жертве, которую единожды принес Господь на Кресте.

Задача и обязанность христианина – понять все это духом, проникнуться любовью и благодарностью к своему Спасителю. Познание Бога дается трудом, людям с чистым сердцем. Старайся об очищении своего сердца, проси у Господа познания своего ничтожества, чтоб познать тебе Его величие. Плачь и рыдай, понуждай себя на молитву, не отходи ко сну, пока хотя бы капля слез сокрушения не оросит твое сердце. Мало капли слезной для орошения сухости твоей грешной души. Проси у Бога, чтобы разорвал Он твое сердце плачем и воплями. Поклоны твои не считает Господь – Ему любезны твои теплые слезы, твоя жажда общения с Ним. Стремись же утолить свою жажду в неисчерпаемом море благодати Божией. Пока ты на земле – тебе возможно стать святым. Вспоминай о Боге ежеминутно, и сладко будет тебе от ощущения Его близости.

В церкви приносится жертва умилостивления. И каждый христианин должен творить милостыню в возможной для него форме. Почему от оказания помощи людям, от утруждения себя на подвиг впоследствии ощущается какое-то сладостное чувство удовлетворенности и покоя? Потому что этим мы угождаем Господу и получаем от Него невидимую награду. Но, чтобы все это понять, нужно быть строгим и внимательным к своей внутренней жизни, стараться все свои действия направлять к единой цели – к богообщению и богоугождению.

Будь внимательным и благоговейным в церкви. Святая Церковь приняла от ветхозаветной некоторые символы: каждение фимиама, одежды священников. Каждение фимиама должно напоминать душе твоей поднимающуюся к небу молитву. Одежда священника напоминает о том, что он не простой человек, что он не просто ходит и говорит, а священнодействует.

Будь ласков и общителен с людьми, желая всем спасения. Покайся в твоей отчужденности, высокоумии, гордости, тщеславии. Проси у Бога смирения, сознания своей греховности и любви. Помни о смерти. Любовь сделает из тебя настоящего человека, и тогда тебе не страшно будет умирать. Ведь ты пойдешь к Тому, Кто обещал напоить живой водой вечной жизни всех верующих и преданных Ему любовью людей. Господи, помоги!

10/23.VIII. Понедельник 11-й седмицы по Пятидесятнице. Попразднство Преображения Господня

Сегодня пятый день праздника Преображения Господня. Святая Церковь, заботясь о нас, постоянно напоминает нам о земной жизни Спасителя, Которого нельзя забывать ни на минуту. Время, проведенное вне памяти о Нем, Его Матери, – время потерянное: это время человек не был с Богом, он от Него уходил. Всегдашняя память о Боге – вот задача и цель человеческой жизни. Итак, Святая Церковь уже пятый день воспевает тропари и стихиры, вспоминая Святое Преображение Господа нашего Иисуса Христа.

Если семейное событие, каким бы оно ни было радостным, быстро забывается, то жизнь Спасителя нельзя предавать забвению. Память человека сама по себе очень коротка, и вот, чтобы она не пришла в совершенное забвение, Святая Церковь наполняет душу человека песнопениями праздника. Господь Иисус Христос говорил ученикам, чтобы они не забыли ни единой черточки, ни единого события из Его жизни, ни единой мелочи, хотя, говорил Спаситель, у Меня нет мелочей, а каждое Мое слово сбудется и станет законом.

В святой день Преображения Господь взял Своих учеников на гору Фаворскую. Он задолго до Своей смерти говорил, что Он в Отце и Отец в Нем. Он до Своего воскресения знал, что апостол Филипп попросит показать им Отца, а Он со скорбью заметит тихо: О, Филипп, сколько ты уже со Мною, а не познал, что Отец во Мне 97. Зная и чувствуя приближающуюся крестную смерть и видя, что ученики Его не могут себе представить Его, чудотворца, страдающим, никак не поймут сущности Его как Богочеловека, Он решает преобразиться пред ними. В Преображении, говорят святые отцы, Божество дало как бы расселину, и из нее стал виден свет, частица Божества. Эта частица Божества была таких размеров, что ее возможно видеть было человеку. Видеть же полное Божество невозможно. Это смертельно для человека по величине и силе света. Свидетелями Божественного Преображения были Моисей, ветхозаветный пророк, хранитель законов, и Илия, защитник и ревнитель славы Божией. Этих видимых свидетелей Божественности Спасителя дополнил Бог Отец, невидимо провозгласивший Его Сыном Своим возлюбленным.

Господь Отец наш Небесный в этом гласе как бы призывал: «Вот ваше спасение, люди. Отличайте Его от пророков. Не верьте никому и ничему – только к Нему прибегайте за помощью. Он, будучи человеком Сам, поможет вам и уврачует ваши душевные и телесные недуги».

Итак, в Преображении Господа нашего Иисуса Христа укрепилась вера учеников в Его Божественность. Да укрепится эта вера и в наших сердцах. Просите об укреплении в себе этого бесценного Божественного дара.

Затем из праздника Преображения мы должны уразуметь, что источником всякого изменения, преображения души человеческой является благодать Божия. Это она вливается в ваше сердце, когда вам весело и радостно. Когда чисто и тихо на сердце, знай, что Господь с тобой. А если ты омрачаешься дурными мыслями, сквернословием, злобой – благодать отходит от тебя. Домогайся же у Бога этого дара – всегдашнего покоя и веселия – молитвой и воздержанием. Благодать дается человеку за труды. Господь повел учеников Своих на гору, показывая нам этим, что с Господом можно быть, лишь взойдя на высоту добродетельной, чистой жизни.

Присутствие благодати Божией в душе человека проявляется в разных формах: в радостных слезах, в покое, тишине и мире. Под влиянием благодати человек преображается, меняется его отношение к людям и людей к нему, радость и любовь вселяются в сердце, человек не знает, что с ним происходит. Ясно только одно в эти блаженные минуты: что с человеком Господь. Бывает, что благодать, касаясь души грешника, разрывает ее как бы на части: вопли сокрушения и раскаяния слышатся тогда из облагодатствованного сердца грешника.

Внешне человек неизменен, внутренне – чист и счастлив. С Богом быть сладостно и весело. Но настоящее богообщение – это удел святых; мы же должны постоянно возгревать в себе желание, жажду к этому общению. Но и сейчас есть люди, которые всегда живут в Боге, и ничто их не отвлечет от Него, что бы их ни ожидало. Эти крепость и сила даны им благодатью Божией. То же самое сладостное чувство общения с Богом испытывали ученики на Фаворе, когда Петр сказал, что им добро зде быти 98.

Минуты лицезрения и чувствования в себе Его спасительной, оживляющей благодати воистину блаженны. Не теряй же этой благодати, призывая ее молитвой, кротостью и смирением.

Будь верен Господу до смерти, и получишь венец жизни 99. Никогда ничем не клянитесь. А обещания давайте. При неисполнении их просите у Бога помощи и прощения. Если ты пред священником дала обет хранить девство, так храни его зорко, умом и сердцем всю свою жизнь – и увидишь награду от Господа.

Проси у Бога помощи в прогнании нехороших мыслей: Господи, побори борющия мя! 100 Отыми всю срамоту от души моей по благости Твоей!

Господи! Преобрази ныне мою душу и даждь ревность в стремлении к Тебе, вечному Свету и радости! Господи, озари и просвети мя!

17/30. VIII. Понедельник 12-й седмицы по Пятидесятнице. Ев. Мк., зач. 2 (Мк.1:9–15). Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Исповедь для детей

Сегодня, в третий день праздника Успения Божией Матери, начинается чтение Евангелия от Марка – любимого ученика апостола Петра. Апостол Марк мученически погиб в одно из гонений на христианство.

Свое Евангелие апостол Марк начинает с призыва к покаянию, в отличие от апостола Матфея, начинающего свое Евангелие с родословия Спасителя.

Покайтесь, – говорит Господь со страниц нынешнего Евангелия, то есть исправьте свою жизнь в соответствии с теми принципами, которые Я принес в мир. Человек с младенческих лет должен быть неразлучен с Богом.

Первое соединение с Господом происходит в Таинстве Крещения.

Быть христианином есть первая обязанность человека. Кто бы ты ни был по профессии: инженер, летчик, врач, – знай: твое самое почетное звание – христианин. Так и отвечай на вопрос: «Кто ты?».

Скоро дети пойдут в школу. Верьте в Бога, дети, надейтесь на Него в учебе, читайте молитвы «Отче наш...», «Верую...», «Царю Небесный...», «Богородице Дево...», «Святый Боже...».

Поминайте в записочках и в своих молитвах маму, папу, бабушку, дедушку, также и об упокоении – усопших. Не забывайте посещать больную подругу и молиться о ней.

Слушайтесь родителей, ничего не делайте и не берите без спроса, не ходите в кино без разрешения, меньше ешьте сладостей, а то могут разболеться зубки, будет в них дырочка, придется их лечить – а это очень больно.

Будьте сострадательны – подавайте нищим, делитесь завтраком с бедным, попросите у мамы побольше денег на завтрак, чтобы побольше поделиться.

Не ленись, не жди за собой особого ухода, привыкай все делать самостоятельно. Будь аккуратен, берегись небрежности. Не осуждай товарищей, помогай слабым.

Если получишь двойку, не скрывай от родителей, а поплачь, попроси прощения. Попроси, чтобы с тобой занялись немного – дали лишний диктантик, решили лишнюю задачку.

Молись об учебе. Получил «4» – старайся получить «5».

Не будь жесток с животными. Встретишь больную собаку или кошку – помоги им, обмой и обвяжи их ранки. Если ты грамотный, записывай, что сделал плохо, постарайся исправиться.

Повторение – мать учения. Прошло лето – надо было все повторить, вспомнить.

А вы, взрослые, постарайтесь обогатиться духом истины – единственным источником жизни.

Господь, отправляя Апостолов, не сказал им: «Научите их Евангелию», а сначала сказал: «Крестите их», а потом уже – «научите...». Крещение – залог спасения.

Не просвещенным умом и образованностью познается Творец, а чистотой и простотой сердца, освященного благодатию Святого Духа.

20.VIII/2.IX. Четверг 12-й седмицы по Пятидесятнице. Ев. Мк., зач. 5 (Мк.1:29–35). Беседа по Евангелию

В сегодняшнем Евангелии от апостола Марка рассказывается, как Господь наш Иисус Христос проводил день – с утра до вечера. Весь день Он трудился, исцелял больных, помогал страждущим до самой поздней ночи. А ночь проводил в теплой, слезной молитве. Спрашивается: зачем Он, Сын Божий, это всесовершеннейшее Существо, молился? Неужели Его Отец не знал Его нужд? Нет, Отец знал все, ибо Он был в Сыне, а Сын в Нем. А молился Господь Иисус Христос затем, чтобы показать нам, что без молитвы к Богу нет жизни на земле. Он просил в Своих молитвах, чтобы Отец дал Ему познать все человеческое существо, данное Ему, с его слабостями и возможностью совершенства.

Бог – Источник жизни и Податель всех благ. К Нему обращайся постоянно, не выпуская ни на минуту Его из своего сердца. Оглянешься по сторонам без внимания к себе, глядишь – и диавол сделает свое дело. Не будь небрежен в деле твоего спасения. Будь уверен в существовании Бога; знай и о существовании диавола – этого всесовершенного зла. Диавол неотступно следует за нами. И лишь только ты ослабишь свое внимание, как мгновенно он тебя обкрадывает, подобно карманнику, который, желая залезть в сумку, говорит старушке: «Бабушка, у тебя из кармана что-то тащат...». Так и в деле спасения. Враг говорит: «Оставь свои дела и грехи, посмотри на других, они ведь вот что делают...». Посмотрел человек, забыв себя, осудил ближнего, а вместе с тем потерял одну из своих добродетелей. Осудил человека за блуд – потерял целомудрие. Осудил за жадность – потерял свою собственную доброту.

Итак, будь всегда на страже. Действия диавола и свое собственное нерадение доводят человека до желания наложить на себя руки. О, что ты, человек! Жизнь – великий Божий дар!

Сколько в ней кроется сладости и утешений! Но они (утешения) становятся действительностью, когда человек прибегает к Богу, в Нем ищет покоя и веселья. Если ты оказался окраденным врагом или лишился благодати Божией по своей лени и нерадению – не отчаивайся. Иди и плачь пред Богом: у Него, Источника благодати, проси о возвращении потерянного. Пади пред Отцом своим Небесным в слезах с жалобой на своего врага и на себя. После теплой, слезной молитвы Господь скажет тебе: «На ти, чадо, все, потерянное тобой. Я возвращаю тебе вдвое, втрое, вчетверо. Ты жаловался, что в сердце твоем иссохла любовь к людям и тебе нет больше сил жить среди них, так вот, получай от Меня эту величайшую драгоценность: свети вокруг себя светом этой любви, живи, дыши свободно. А Мне от тебя ничего не нужно, кроме того, чтобы ты берег эту любовь; а если потеряешь, то слезы тебя опять приведут ко Мне. Ты наконец познаешь Меня как неисчерпаемый Источник любви и милосердия. Проси у Меня всего, что тебе недостает. Я услышу и подам».

Обратившегося к Нему человека Бог награждает даром чистой, быстро реагирующей на все совести. Вот твой руководитель и судья. Пусть не будет духовных книг, пусть ты будешь лишен возможности слышать и читать слово Божие, Евангелие, – совесть, этот строгий голос неподкупного Судии, и сердце, всегда рвущееся к Богу, к общению с Ним, будут светить ярким светом на твоем пути, они будут дарить покой и веселие.

3/16.IХ. Четверг 14-й седмицы по Пятидесятнице. Ев. Мк., зач. 19 (Мк.5:1–20). Об исцелении гадаринского бесноватого

При вхождении Иисуса Христа в пределы Гадаринской страны встретил Его бесноватый, наводивший невыразимый страх своим видом на всех, окрест живущих.

Бес, находившийся в нем, обратился к Иисусу со словами: Что Тебе до меня, Иисусе? На вопрос Господа: «Кто ты?» – последовал ответ: Легион имя мне, потому что нас много. Он (бес) взмолился, чтобы Господь не губил его совершенно, а разрешил Своей властью войти в пасущееся на берегу стадо свиней. По слову Спасителя две тысячи свиней вверглись в море. Вот какова сила диавола!

Эту силу называют нечистой в противоположность всему чистому и доброму, что происходит от Господа.

Диавол ворочает горами. Это он при попущении Божием за грехи людей и для их вразумления производит опустошительные и разрушительные войны и землетрясения.

Диавол есть всесовершеннейшее зло, как Господь есть всесовершеннейшее добро. Зло есть прямое отрицание добра. Диавол ни на секунду не оставляет человека в покое. Он бросает его из стороны в сторону, из крайности в крайность; человек находится как бы между двумя полюсами – между Богом и диаволом.

Задача и цель человеческой жизни – трудиться изо всех сил над приближением к Богу, своему Творцу и Спасителю. Нельзя, говорит Господь, служить двум господам – Богу и маммоне 101. Выбора все равно не избежать, и чем быстрее будет сделан этот выбор, тем очевиднее будет для человека, всей душой обратившегося к своему Отцу Небесному, возможность сыновнего наследия Царства Небесного, для достижения которого дана драгоценная жизнь на земле.

Будь всегда на страже. Помни уловку и тактику диавола. Он по-своему «деликатен». Он по-иному подойдет к образованному интеллигенту, по-иному – к седовласому, прожившему не один десяток лет в борьбе с ним (диаволом) старцу.

Диавол – разумное существо. Это один из ангелов, за свою гордость низверженный Господом с неба. Но Господь не лишил его разума и силы. Диавол знает все слабые стороны человека и моменты, наиболее подходящие для падения и гибели людей. За его спиной многовековой опыт борьбы за гибель человечества. Человек должен быть чистым от этой нечистой силы.

Первое очищение и соединение с Господом происходит во Святом Крещении. Здесь трикратным отрицанием от сатаны человек дает обещание Богу быть верным Ему до конца и никогда не входить в сговор и сделку с диаволом. При крещении детей за них эту клятву верности Создателю и Спасителю дают восприемники; крещаемые взрослые сами ощущают сладость и силу соединения со Христом.

По крещении начинается та борьба, которую ведет диавол за душу человека с Богом. Сатана воздействует на человека так, что он не замечает, как впадает в грех. Спросите людей, как произошло с ними то или другое зло. Они ответят, что не знают как. Не знает девица в момент потери девства, какого дара и сокровища она лишается; не понимает мальчик, когда впервые берет чужую вещь, что он через это уже стал на путь воровства и разбоя.

Лишь спустя много лет человек понимает, что он сделал, его сердце охватывают раскаяние и сожаление о случившемся. Он на грани отчаяния. Но в эту минуту на помощь приходит сила Божия. В слезном Святом Покаянии Господь снова возвращает человеку все потерянное, какова бы ни была эта потеря.

Представьте себе машину, поливающую улицу. Едет она, разливая воду сильным потоком, которому, кажется, не будет конца. Но потом этот поток кончается – вода иссякает. Что же делает машина? Она едет набирать воду из колонки или реки. Так и ты, человек. Твоя душа иссохла от тоски, она изъедена грехами, ты оказался окраденным врагом и своим собственным нерадением. Так спеши же к неиссякаемому Источнику сил и благодати – Господу – и наполни свою сердечную пустоту, Он не откажет тебе в этом. Только слезами испроси эту благодать. Проси сил и крепости в сохранении ее (благодати) и ограждении себя от действий диавольских.

Господи, помоги и спаси!

13/26.IX. Неделя 15-я по Пятидесятнице. Ев. Мф., зач. 67 (Мф.16:13–18). Неделя пред Воздвижением. Предпразднство Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме

День обновления не всегда приходится на воскресенье. Воспоминание об этом установлено в честь обновления построенного императором Константином храма на Голгофской горе в Иерусалиме. Во дни жизни Господа Иисуса Христа на этом месте стоял величественный храм, великолепию и красоте которого удивлялись ученики в разговоре со Спасителем. Пророческие слова Господа Иисуса Христа о разрушении этого прекрасного творения рук человеческих сбылись во времена римского нашествия. Язычники воздвигли здесь свой храм. Император Константин, восшедший на престол после царя-гонителя, видел, как души христиан рвутся к Богу – к храму. Он посылает свою мать Елену найти Честной Животворящий Крест; она его находит, и он воздвизается пред всеми. На том месте, где был обретен Животворящий Крест, и был сооружен новый храм.

В этот же день читается Евангелие о том, как Иисус Христос спрашивал людей, за кого они Его принимают. Первосвященники и книжники на вопрос Спасителя ответили, что они считают Его сыном Давидовым 102. Их слова Господь опроверг изречениями самого же пророка Давида: Рече Господь Господеви моему: седи одесную мене... «Как же, – говорит Спаситель, – Я сын Давидов, если он называет Меня Господом?» – «Ты Сын Божий», – последовал ответ на Его вопрос. Это сказал апостол Петр. Господь сказал, что на этом исповедании Его Божества Он созиждет Церковь и врата ада не одолеют ее.

В душе всякого, искренне исповедующего Господа, Он обещал неотступно пребывать Своею благодатию. Но среди тех, кого вопрошал Господь, нашлись и такие, которые отозвались незнанием Его. О несчастные! Сколько таких есть и сейчас! Им не будет пощады, ибо Иисус Христос пострадал, оставив Свой закон – Евангелие. Пусть не говорят они, что негде и не у кого услышать им о жизни и страданиях нашего Спасителя. Они безответны пред Праведным Судией. А тем, кто исповедует Его, Он предлагает исполнить Его заповеди, и первую из них – о любви.

«Позаботьтесь, – говорит Господь, – обогатиться Святым Духом истины – единственным Источником всего живого». Обогащение и просвещение Святым Духом – основное условие познания Бога. Посылая Своих учеников, Господь не сказал: научите их, а сказал: крестя, научите. Не просвещение и образованность открывают нам двери к Богу, а чистота и простота сердца. Где же обогатиться этим даром? Храм... «Сей дом Отец созда, сей дом Сын утверди, сей дом Дух Святый обнови и прослави» 103 – эти слова золотыми буквами написаны над главным входом в собор в обители преподобного Серафима. Запомни их, и в этот дом, созданный Отцом, утвержденный Сыном и обновленный Святым Духом, приходи ты, измученный жизнью. Ты наверняка отдохнешь здесь душою. Приди, поплачь слезами умиления, благодарности, проси о помощи. Иди за всеми недостающими дарами ко Господу. Ты тяжело заболел – исцеления проси у Него. Словами: просите, и дастся вам – Господь освобождает людей от нужды искать себе других помощников, кроме Него. Он говорит: «Я тебя сотворил, так Я тебя поведу туда, в ту жизнь, для которой ты создан. Мне виднее пути и способы спасения твоего. За все, данное тебе, Я прошу одного, – говорит Спаситель, – твоей любви ко Мне. Неужели Я, пострадавший за тебя, не имею права быть любимым тобой, человек? Ведь ни один из ваших вождей и руководителей не принес себя в такую жертву. Я пострадал за тебя, так не лиши же Меня чести быть прославленным тобой – чрез открытое исповедание Моего святого имени, чрез достойное ношение креста и прославление Меня в делах любви и милосердия. Любя Меня, любите своих ближних, через любовь к ним вы познаете всю сладость и полноту любви ко Мне».

Без любви жизнь на земле есть мучение и тяжесть. Допустимо различие во взглядах и мнениях в семье, но отсутствие любви недопустимо. Если ты чувствуешь пустоту в сердце, проси со слезами Подателя всяческих обогатить тебя любовию.

Храните целомудрие. Не следуйте лозунгу: «Живем на земле один раз, так и давайте брать от этой жизни все».

Храните разумное молчание; но на прославление Бога употребляйте дар речи, которым Господь наградил человека, отличив его от животных.

Дети! Будьте послушны родителям и усердны к учебе, просите помощи у Бога в решении арифметических задач. А когда будете взрослыми, будьте неумолкаемы в просьбах к Нему о помощи в больших и серьезных делах жизни.

15/28.IX. Вторник 16-й седмицы по Пятидесятнице. Обретение мощей первомученика архидиакона Стефана

Он пострадал вскоре после распятия Иисуса Христа. Он обладал большими ораторскими способностями, а в сердце имел пламенную веру и любовь ко Христу. Его возненавидели за проповедь и исповедание Иисуса Христа распятого – Спасителем, обвиняя его в богохульстве. За это по закону Моисееву его побивали камнями.

Во время расправы с ним на его главу спустился венец, а голос Спасителя укреплял его и говорил о награде, ждущей его. Одежду мученика Стефана стерег Савл (впоследствии апостол Павел) и видел венчание святого мученика и почувствовал, что здесь совершается чудо. Но этого оказалось мало, чтобы Савл уверовал.

Для него потребовалось еще одно Божие вразумление – ослепление и последующее просветление и просвещение его светом веры.

После смерти Стефана одному иерею явился Гамалиил, сказав, что вместе с ним, его сыном и Никодимом похоронен один человек, которого надо прославить. Иерей этот все рассказал архиерею, и ныне празднуется обретение мощей первомученика Стефана.

Господь венчает Своих угодников, прославившихся у Него разными добродетелями. Выше всех стоит венец мученичества. Преподобный Сергий говорил, что Куликовскую битву мы выиграем, а сколько мученических венцов сойдет на главы воинов!.. Мученический венец дается Господом за исповедание Его, за искренность проповеди Его воскресения.

18/31.X. Неделя 20-я по Пятидесятнице. Ев. Лк., зач. 30 (Лк.7:11–16). О воскрешении сына наинской вдовы

Скромная похоронная процессия двигалась к месту погребения. Несли погребать единственного сына бедной вдовы. Она была в отчаянии от горя. Ушел единственный ее кормилец и утешение. Она никак не могла и думать о том, что ее сын оживет. И вот в эти минуты проходит мимо Господь Иисус Христос и, сжалившись над истерзанной душой матери, одним словом воскрешает усопшего. Сердце любящей матери вместо недавней скорби наполнилось неизглаголанной радостью.

Вот милосердие Отца нашего Небесного! Его помощь приходит тогда и в такой форме, когда мы не ждем и не думаем. Как часто мы не получаем просимого, а получаем то, что Он посылает к нашему же спасению и благополучию.

Наша задача – подражать Ему в своей жизни. Милосердие, любовь, сострадание – вот что должно украшать христианина. Этих-то небесных добродетелей проси у Господа неотступно, и помощь не замедлит прийти. Ищи такое поле деятельности, где бы ты мог успокоить, утешить людей страждущих и скорбящих. Ты познал, где можно найти покой, – он в церкви, в Боге. Вот сюда-то влеки людей, измученных жизнью. Ты скажешь: они неверующие. Вот в это-то время, когда они потеряли всякую надежду на земное счастье и благополучие, очень легко призвать их к Богу. Позови один, два раза, помолись за них за службой, а потом они сами будут стремиться туда, даже, может быть, сильнее тебя, ибо они испытали на себе действие благодатной помощи Божией.

Ты отказываешься утешать требующих утешения, ссылаясь на жестокость своего сердца. А ты все-таки сходи к ним, посмотри, как они скорбят. Скорбь – великое орудие умягчения жестокого, гордого сердца. Оглянись вокруг себя, нет ли в твоем доме чего лишнего, в чем нуждаются окружающие. Испроси у Бога любви и милосердия и с этими дарами в сердце иди в мир скорбящих.

Не жалей себя. Надо показать, что существует другой мир, нравственный, моральный, в противоположность миру силы и денег.

Любовь к людям – вот источник покоя для человека; в служении людям можно найти счастье и радость. Не считай свои добрые дела: Господь – Самый лучший их учетчик. Ты получишь за них себе Царство Небесное, наше вечное жилище. Проси у Бога, чтобы Он дал тебе забвение их.

Покайся, что не просишь помощи у Бога, а надеешься только на себя.

Любящее сердце помнит не только о живых, но и об усопших. Вчера была родительская суббота. Она установлена по совету преподобного Сергия, данному Дмитрию Донскому. Во время Куликовской битвы преподобный Сергий всю ночь провел с братией в молитве. Будучи у себя в монастыре, он видел, что происходит на Куликовом поле. Время от времени он сообщал молящимся с ним, что пал то вельможа, то генерал, то простой солдат. Вот оно, любящее сердце. Для него нет границ и расстояний. Как к нему льнут люди! Будь же милосерд, как Отец наш Небесный, и получишь от Бога помощь и спасение.

16/29.XI. Понедельник 25-й седмицы по Пятидесятнице. Ев. Лк., зач. 65 (Лк.12:13–15, 22–31). Память апостола и евангелиста Матфея

Двое ссорящихся пригласили Господа разобрать их дела. Господь ответил отказом, сказав, что на это есть земные законодатели, а Его дело – устроять Небесное Царство, а не земные порядки. Вот к этому-то Небесному Царству и должно быть направлено все наше внимание. Оно должно стать целью всей нашей земной жизни.

Мы огромную заботу проявляем об устроении материального благополучия здесь, на земле, ради него трудимся и стараемся, не щадя своих физических сил. Труда прикладывается много, а плодов – никаких. Все нужное нам в жизни ниспосылается Господом. Христианин должен заботиться о взращивании в себе добродетелей, о следовании своей жизнью закону Христову, одним из описателей которого является ныне прославляемый апостол и евангелист Матфей.

Он рано написал свое Евангелие; время написания близко к жизни Иисуса Христа и датируется примерно 40–50-ми годами. Апостол Матфей был иудеем и, естественно, беспокоился о своем народе, поэтому он старался раскрыть перед ним сущность прихода Господа нашего Иисуса Христа: «Вот обетованный Мессия, Которого ждали иудеи согласно пророческим предсказаниям, хорошо изученным ими и в которые они верили».

Евангелие – это живой неиссякаемый источник и руководитель к познанию Господа нашего Иисуса Христа, Его жизни, учения, дел и чудес. Проверь себя: с удовольствием ли ты читаешь эту книгу, животворит ли она твою душу? Какие уроки ты выносишь для себя при чтении ее? Эти вопросы покажут, как ты воспринимаешь слово Божие. Как оно отзывается в твоей душе и в обыденной жизни. Развивай в себе чувства сострадания, милосердия, любви, кротости, смирения – не ленись трудиться.

Читайте Евангелие. Это не простая книга. Внимательное и молитвенное чтение Евангелия перевернет всю вашу жизнь.

А сколько там примеров изменения жизни! Услышали рыбари зов Спасителя и пошли за Ним, оставили все, взяли на себя подвиг нестяжания и нищеты. Пример изменения блудницы в целомудренную жену и последующая ее любовь к Спасителю: она пошла не боясь ко Господу в дом Симона прокаженного, хотя там было много гостей. Подошедши ко Иисусу Христу, она возлила миро на ноги Его и со слезами отерла их своими волосами. И за такую ее любовь и искренность Господь простил ее величайший грех против тела и души – блуд, – за то, что она много возлюбила 104.

22.XI/5.XII. Неделя 25-я по Пятидесятнице. Ев. Лк., зач. 53 (Лк.10:25–37). О милосердном самарянине

Милосердный самарянин – это Сам Господь, поднявший на Свои плечи нас из пучины греха и омывший Своею кровью телесные и душевные наши раны. Явив нам Свою милость, Господь Иисус Христос указал на милосердие как на самое важное и доступное всем средство спасения.

Из жизни святого Иоанна Милостивого известно следующее. Будучи пятнадцати лет от роду, он видел сон. Ему явилась прекрасная девица, которая просила, чтобы он взял ее себе в подруги, за что обещала ему спасение. На вопрос, как ее имя, девица ответила: «Милосердие».

Будьте милосердны. На Страшном Суде Господь не спросит о вере, посте, а спросит: был ли ты милосерд? Когда ты не в состоянии молиться, когда злоба захватывает твое сердце, твори милостыню. Если у тебя есть лишнее, отдай нуждающимся. При отсутствии лишнего веди умеренную жизнь, и у тебя всегда будет что подать. А если уж не хватает, то отдай последнее.

Как часто мы по лени, нерадению оставляем без внимания просящих у нас помощи. Нищий ушел от твоей двери – знай, что в лице его оставил тебя Господь и неизвестно, когда придет еще, хотя ты и звал Его.

Кроме материальной помощи, можно доставить людям духовное утешение: укрепить в вере, утешить скорбящего, доказать с любовью и терпением людям, не хотящим признавать Бога, что, с тех пор как Господь пришел в мир, кроме Него нет спасения, хотя бы мы и были бы учеными и философами.

За детей неверующих и непослушных родители должны неустанно молиться. Их неотступная слезная молитва будет теми горящими углями, которые зажгут верою, любовью и послушанием сердца детей. Кроме молитвы за них, никакого другого средства к их исправлению не придумано.

Необходимо вести целомудренную жизнь. Не строй свое семейное счастье на несчастье других. Ты быстро почувствуешь потерю своего маленького счастья.

Проси у Бога помощи в исправлении твоей жизни и укреплении веры и любви. И наипаче проси милости к себе, и да соделает Он тебя такой же милосердной, как Сам Он, Отец наш Небесный.

25.XI/8.XII Среда 26-й седмицы по Пятидесятнице. Сороковой день со дня кончины протоиерея Феодора Борзенкова 105

Господь принимает всякого от души кающегося грешника. Вот два примера: обретение пропавшей овцы и взятие ее на рамена; обретение евангельской женщиной потерянной драхмы и приглашение соседей разделить с ней радость находки, – которые показывают радость Господа Иисуса Христа о кающемся.

Господь пролил Свою Пречистую Кровь во очищение тебя от скверны греха и порока. По учению святых отцов раскаявшийся и прощенный Господом грешник предназначен восполнить ряды сверженных с неба ангелов. Встать в эти ряды – задача и цель всей земной жизни человека.

Не стыдись открывать свои грехи пред духовником, не утаивай их от него, ибо твое искреннее покаяние радует сердце духовника, так как это обещает твое исправление, а через него и спасение. А задача священника – привести ко спасению всех. Также и ты не думай только о своем спасении, заботься о других. С сознания необходимости всеобщего спасения начинается твое совершенствование.

Отец Феодор – это честно и самоотверженно, с ответственностью трудившийся на ниве Христовой пастырь. Как много заботился он о своих пасомых, наставляя и поучая их словами и личным примером своей жизни! Кротко, ласково и терпеливо обращался он с духовными чадами. Но бывало так, что приходилось и ему применять строгость, ибо каждому человеку надобен индивидуальный подход. И пастырь относится к людям так, как подсказывает ему совесть.

Отец Феодор, в 1929 году получив митру, с 1930 по 1946 год был лишен возможности служить у престола, был лишен самого дорогого, что было в его жизни. Эти шестнадцать лет он не роптал на Бога, усердно молясь и предстоя у престола Божия лишь мысленно. Праведник жив будет во веки 106, – говорит слово Божие.

Будем надеяться, что Господь удостоит его быть в числе праведников и молитва наша о нем ниспошлет нам милость и помощь от Господа Иисуса Христа.

Творите непрестанно Иисусову молитву. Искушения в жизни неизбежны, не смущайтесь ими, а вооружитесь на них молитвой.

6/19.XII. Неделя 27-я по Пятидесятнице. Память святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца

Святитель Николай – вот имя, которое должны мы всегда помнить, ибо с этим именем у каждого из нас связано много Божиих благодеяний, совершившихся по молитвам святителя. Его образом мать благословляет детей на брак, этот образ держат в руках усопшие. Каждый христианин пусть всегда призывает имя святителя Николая, и он его наставит на путь той жизни, которую он прожил сам, – на путь жизни христианской.

Святитель Николай любил храм, он первый приходил сюда и молился тихо и слезно. За его усердие к храму Господь сподобил его святительского сана.

После смерти епископа в городе Миры все служители стали думать, кого поставить вместо умершего. Одному из них после долгой молитвы был сон, что святительское место должен занять тот, кто на следующий день первым войдет в храм, и имя ему будет Николай. Смиренный иерей Николай на следующее утро по обыкновению вошел первым в церковь. На вопрос, как его имя, последовал ответ: «Николай». «Быть ему епископом», – решили все.

Святитель Николай был усердный защитник веры православной. Это ему мы обязаны защитой веры от ереси Ария.

Ему молись об укреплении в вере в дни испытаний, в дни, когда придется тебе исповедовать свою веру в Спасителя перед людьми. Вот тогда, в минуты решения твоей судьбы, – быть ли тебе навсегда с Господом Иисусом Христом или навек быть отвергнутым Им, – призови на помощь святителя Николая. Да и каждый день помни о нем. Он – усердный молитвенник. Ему молись о ниспослании тебе дара теплой, слезной молитвы, настроения всегдашнего умиления и любовного горения сердца твоего к Богу.

Святитель Николай – носитель и блюститель чистоты. Он спас от позора трех девиц, тайно бросив их отцу три узельца с золотом. Девицы, давшие обет девства и иночества, храните чистоту тела и сердца, просите у Бога помощи в ощущении величия дара целомудрия, данного вам. Также и семейным необходимо вести воздержанную жизнь. Готовьте из своих детей граждан Небесного Царства. Порой бывает, что растет ребенок эгоистом, его учат разным наукам, но науке о Боге и духовной жизни не уделяют абсолютно никакого внимания. Мать не несет причащать маленького ребенка, объясняя свои действия отсутствием у него греха. Нет, неси его! В Таинстве Причащения Господь подкрепит его Своею благодатию, даст силы расти и умудряться, ибо, если ты крещен, ты обязан соединяться с Господом в Таинстве Святого Причащения.

Чаще повторяйте слова: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Произнося эти слова, священник погружал тебя в купель крещения в дни твоего младенчества. С этими словами, вставая ото сна, берись за дело и всегда имей на устах и в сердце имя Божие, ибо без Господа и Его помощи не надейся уладить свои дела. Будь милосердным, люби нищих, не ленись оказывать помощь просящим у тебя.

7/20.XII Понедельник 26-й седмицы по Пятидесятнице. Память святителя Амвросия, епископа Медиоланского. День тезоименитства преподобного Амвросия, старца Оптинского

Святителю Амвросию мы обязаны песнопением «Тебе, Бога, хвалим...» 107 – этим прекрасным гимном.

Это имя носил и Оптинский старец Амвросий. Старец – это высокодуховное лицо, способное утешить, ободрить, обласкать измученную грехом душу человека. К нему она имеет великое влечение за лаской и утешением. Оптина Пустынь особенно была богата старчеством. Старцев Макария, Леонида, Моисея, Алексия Зосимовского, Варнаву Гефсиманского многие знают по книгам, а некоторые и лично 108. Старайтесь узнать их жизнь. Кто имеет возможность почитать их книги, не упускайте этого.

Чему учили старцы? Неуклонному пути шествия по заповедям Христовым, помощи ближним, милосердию, сострадательности, вере. Нет теперь старчества. Но унывать не следует. Ибо Господь предлагает другие пути Своего Промысла в жизни человека, ведущие к соединению с Собой.

Совесть – вот наш старец. Слушайся этого Божественного гласа, исполняй его вещания неукоснительно, и будешь доведен до врат Царствия Христова.

Тебя томит скорбь. Вот средства к избавлению от нее: усердная молитва, строгий пост, причащение Святых Христовых Тайн. И не будет тебе тогда острой нужды в поисках старца за пределами Москвы.

* * *

88

Гал.6:2. – Ред.

89

См.: Притч.1:7; Сир.1:15. – Ред.

90

Ср.: Лк.3:16. – Ред.

91

См.: Быт.1:26. – Ред.

92

См.: Мф.5:3. – Ред.

93

См.: Ам.8:11. – Ред.

94

См.: Мф.7:9. – Ред.

95

Иак.2:20, 26. – Ред.

96

Ср.: Ин.15:12. – Ред.

97

Ср.: Ин.14:8–9. – Ред.

98

Ср.: Мф.17:4. – Ред.

99

Ср.: Откр.2:10. – Ред.

100

Ср.: Пс.34:1. – Ред.

101

См.: Мф.6:24; Лк.16:13. – Ред.

103

Ср.: Иоанна монаха стихира самогласна На хвалитех, глас 1 // Минея. Септемврий, 13. Память обновления храма святого, Христа и Бога нашего воскресения. Утреня. – Ред.

104

Ср.: Лк.7:47. – Ред.

105

Прот. Феодор Борзенков (14.V.1880–30.X.1954) – один из духовников о. Николая Голубцова. Отличался силой молитвы, прозорливостью, отчитывал бесноватых. Дважды арестовывался и был в ссылках. Последнее место служения – храм Ризоположения на Донской ул.; с 1951 г, – за штатом, – Ред.

106

Ср.: Прем.5:15. – Ред.

107

См.: Хвалебная песнь свт. Амвросия Медиоланского «Тебе, Бога, хвалим...» // Требник. Благодарение о получении прошения и о всяком благодеянии Божии. М., 1991. С. 405–407. – Ред.

108

Сам о. Николай до 28 лет окормлялся у прп. старца Алексия Зосимовского (Соловьева; 1846–1928). – Ред.


Источник: Беседы перед исповедью / Прот. Николай Голубцов ; Сост. мон. Иулиания (Самсонова). - Москва : Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2009. - 620 с., [1] с. : ил.

Комментарии для сайта Cackle