Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий. Том 1

Источник

Приобрести печатную версию этой серии можно в интернет-магазине: «Синопсисъ».

Том 1Том 2Том 3Том 4 (1)

Учение святых отцов и подвижников благочестия от древности до наших дней. Обзор аскетической литературы

Рецензенты:

игумен Петр (Пиголь), кандидат богословия,

протоиерей Александр Задорнов, кандидат богословия, проректор по научно-богословской работе МДА.

Редактор: Новикова Г.В.

Содержание

Вступительное слово

К читателю

От автора

Основание Установление Божие Райское делание Во имя Сына Царство милости Венец добродетелей Ведение и неведение Невежество наказуемо Причины крушения Путь, вводяй в живот Культура духа Тайна таинств Рассуждение Наш враг – сам диавол Победить мир Искусство среднего пути Жизнь и жития Самопознание Покаянный дух Жертва спасающая Преподобный Симеон Новый Богослов Душа молитвы Самоукорение Святитель Игнатий Кавказский Аз есмь ничто Земля и пепел Мученический подвиг Смирение святых Возвращение в ничто. Преподобный Иосиф Исихаст Путь лежит через ад Без пощады к себе Ум во аде Великая наука. Преподобный Силуан Афонский В руце Твои, Господи Он обязан нам помочь Доступность Сердце и уста Меры предосторожности После смерти Преодоление пропасти Войди в себя Строй жизни Начало дела Монастырь в сердце Оптина в Москве Праведный Алексий Московский Се ныне день спасения Полюбивший страдания Священноисповедник Лука Крымский Внутреннее уединение Среди суеты Затвор без затвора Граница мира Внутреннее безмолвие Преподобный Паисий Святогорец Молитва среди мира Весь мир – храм Обретение тишины Тень мира Образ пути Высший путь Родословная исихазма Монах – произведение Святого Духа Апостольская горячность Две ступени к единой цели Уставоположники изрядные История мифа Мирская пустыня Монастырь в миру На греческой земле На земле русской Мир и схима Подвиг в миру. Схиигумения Антония (Сухих) В подполье В немощах пренемогать Если снова гонения Отречение от мира Философия аскетизма Священномученик Иларион Верейский В нижнем чине По внушению Духа Подвиг супружества Наставник По образу Христа Блажен нашедший советника Откровение и рассуждение Расположение души Приближение к идеалу Русское старчество Кризис духа Оскудение подвига Не общим путем Культ прелести Благая строгость Душевное пастырство Одинокие воины Избранники благодати Средний путь Жизнь по совету Святитель Феофан Затворник Бог дважды не судит Пастырь и паства Высокое лицо Драгоценный опыт Покаяльный поп Пастырская аскеза Молитва Иисусова Предуведомление от составителя трактата Напутствие читателю О молитве Иисусовой Предисловие Молитва Иисусова Главное оружие Суть делания Матерь добродетелей Словесная молитва Обретение навыка Внешняя жизнь Спасительный прибыток Умная молитва Деятельная степень Воспитание благодатью Со старцем и без него Сердечная молитва Деятельная степень В пределах сил человеческих В тайнике сердца Высшие степени молитвы Молитва самодвижная Молитва чистая Молитва зрительная Комментарии составителя к трактату «О молитве Иисусовой» 1. Правило: подходы и методы (к с. 711) 2. Аскеза: воздержание от всего (к с. 716) 3. Намерение: залог посмертного дара (к с. 717) 4. Псевдомолитва: игры воображения (к с. 722) 5. Три периода: восхождение к обожению (к с. 723) 6. Внимание: гортань и губы (к с. 738) 7. Целомудрие: ум, рассудок и сердце (к с. 740) 8. Искушения: Идеже не бе страх (к с. 743) 9. Место сердечное: общение в Духе (к с. 748) 10. Прелесть: молитва в ней неповинна (к с. 749) 11. Причастие: ценность не в частоте (к с. 751) 12. Трезвение: очищение сердца (к с. 755) 13. Правило: количество и скорость (к с. 757) P.S. Во избежание «приближения вражеского» Биографические сведения об авторе келейных записок Приложение. О книжной серии «Путь умного делания»  

 

Четырехтомная монография «Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий» – это фундаментальный исследовательский труд, который является частью издательского проекта Николая Новикова «Путь умного делания». Работа посвящена изучению различных аспектов молитвенной практики в православной традиции, содержит аналитический обзор святоотеческого наследия и писаний подвижников благочестия. Рассматриваются такие вопросы, как учение исихазма о внутреннем подвиге священнобезмолвия, закономерности духовного развития, принципы руководства святоотеческими писаниями. Особое значение придается практике перехода от словесной молитвы к умно-сердечной. Первые два тома посвящены вопросам более общего характера, здесь собраны наставления и размышления пастырей и аскетов, хранимые Преданием от глубокой древности, в сопоставлении с поучениями отцов нашего времени. Третий том конкретизирует и развивает темы, непосредственно связанные с молитвенной практикой. Четвертый – знакомит с основами православной антропологии и психофизическим методом исихастов. Здесь обсуждается искусство управления вниманием и соединения ума с сердцем, художественные приемы молитвы и азы искусства трезвения.

«Если кто не соединится с Господом Иисусом здесь на земле, то и никогда не соединится с Ним».

Преподобный Симеон Новый Богослов

«Приобретение внутренней молитвы необходимо. Без нее нельзя войти в Царство Небесное».

Преподобный Варсонофий Оптинский

«Без непрестанной молитвы не можешь приблизиться к Богу».

Преподобный Исаак Сирин

«Чего искать паче всего? Того, чтоб сподобился человек непрестанного пребывания в молитве».

Преподобный Исаак Сирин

«Без деятельной умной молитвы никто не может избежать действия страстей и приятия лукавых помыслов, за которые будут истязаны в час смерти и дадут ответ на Страшном Суде».

Преподобный Паисий Молдавский (Величковский)

«Телесное делание – внешняя молитва есть не более чем лист; внутреннее же – умная молитва есть плод, а, по страшному речению Господа, всяко древо, не творящее плода, то есть умного делания, посекаемо бывает и во огнь вметаемо».

Преподобный авва Агафон

«Одна молитва внешняя не достаточна. Бог внемлет уму, а потому те монахи, кои не соединяют внешнюю молитву со внутреннею, не монахи, а черные головешки».

Преподобный Серафим Саровский

«Если внутреннее делание по Богу не поможет человеку, то напрасно он трудится во внешнем».

Преподобный Варсонофий Великий

«Без истинного умного делания монашество есть тело без души. Кто не взойдет в таинственный Иерусалим духом во время земной жизни, тот и по исшествии душою из тела не может иметь удостоверения, что дозволен ему будет вход в Иерусалим небесный».

Святитель Игнатий Кавказский (Брянчанинов)

«Отлучается от Бога всякий человек, который не хочет привести себя в единение с Богом молитвой».

Преподобный Нил Синайский

«Никто так Богу не благоугоден, как тот, кто занимается правильно умно-сердечною молитвою».

Святитель Феофан Затворник

Вступительное слово

Цель христианской жизни состоит в стяжании благодати Святого Духа, и более всего этому содействует, по слову прп. Серафима Саровского, – молитва. Жизнь христианской души должна быть сосредоточена в молитвенном делании. Расположенность к молитве, чувство потребности в ней отражают степень духовного роста христианина. Мера постоянства и глубина погруженности в молитвенное состояние свидетельствуют о том, насколько он еще мертв и насколько он уже жив. Молитвой управляется течение мысли христианина, молитва звучит в биении его сердца и наполняет его дыхание. Посредством непрестанной молитвы соблюдается, как поучает прп. Григорий Синаит, «величайшая родовая заповедь о памяти Божией», за нарушение которой «люди погибли», но исполнением которой «могут спастись»1. Молитвенным словом человек взывает к Сыну Божию, в молитве припадает к неиссякаемому Источнику всяческой силы и всеобъемлющей милости, дающему и питающему тварную жизнь. Обновленный через молитву Божией благодатью, человек получает способность видеть свое падение, остро осознавать свою ограниченность и ничтожность, неизбежную вне Божественного содействия, начинает сокрушаться, понимая подлинный смысл слов Спасителя: Без Мене не можете творити ничесоже2. Смирение порождает покаянную скорбь и тем подвигает человека от всего сердца вымаливать прощение у своего Отца. Так через живительное молитвенное делание уготовляется спасение души.

Две тысячи лет шли этим путем наши отцы и праотцы, обретая святость. Свой драгоценный опыт они завещали нам. Богатейшее наследие предшествующих поколений – благодатное учение о молитве, – как святыня, хранится во множестве древних книг. Суть и принципы этого учения неизменны, но святые отцы излагали свои наставления на языке, понятном и доступном прежде всего их современникам. Поэтому так важно изучать опыт подвижников, живших незадолго до нас, а значит, близких нам по своему менталитету и психологии. Обращение к аскетической литературе – долг всякого христианина. Живость и действенность молитвы, как говорит один из святых XX века, «зависит не только от чистоты сердца, но и от научения и просвещения». Духовный рост сопряжен с изучением духовной науки, в то время как религиозное невежество обращает нас всего лишь в «исполнителей обрядов», уделом которых «остается разъединение» и для которых недостижима молитвенная связь ни между собой, ни с небом3.

Книги серии «Путь умного делания» дают возможность ознакомиться в контексте святоотеческого учения со сложнейшей темой и постичь самое существо дела. Композиционная особенность этого издания позволяет читателю, мысленно преодолевая временные и территориальные границы, погружаться в мир святоотеческих творений, сопоставляя и осмысляя наставления подвижников разных эпох. Читатель при этом оказывается в некоем надвременном пространстве, где царит дух жизни равноангельной, жизни молитвенной. Это та область, где возможна реальная встреча писавшего и читающего, а стало быть – достижимо истинное единение через молитву во Христе.

Игумен Петр (Пиголь), кандидат богословия

К читателю

Дорогие братья и сестры!

Перед нами книга, которая дает возможность приобщиться к сокровищнице святоотеческой мысли. Здесь мы находим тщательно, по крупицам собранное, глубоко осмысленное и обстоятельно изложенное учение об умно-сердечном молитвенном делании. Достоинства этой работы вполне оценит тот, кто уже утвердился на пути молитвенной жизни и стремится к дальнейшему продвижению вглубь. Но в то же время неоценимую помощь получит и тот, кто лишь приступает к молитвенной практике.

Одна из примечательных особенностей книги в том, что она дает возможность видеть развитие святоотеческой мысли в ретроспективе и, наряду с учением древних отцов, знакомит с современным взглядом на тот же предмет как наших соотечественников, так и самых ярких представителей греческой традиции.

Человеку, неравнодушному к этой теме, интересующемуся умным деланием, искусством возвышенным, утонченным и сложным, понадобились бы годы, чтобы отыскать весь тот, иногда трудно доступный, материал, который собран здесь под одной обложкой. При этом книга не ограничена молитвенной тематикой как таковой, взгляд на проблему намного шире. Читателю дается опора для понимания сущности духовной жизни в целом. Автор книги вводит в круг важнейших вопросов, от которых зависит не только степень преуспеяния в молитвенном делании, но и наше спасение вообще.

Да почиет благословение Божие на сем труде.

Протоиерей Георгий Бреев,

настоятель храма Рождества

Пресвятой Богородицы в Крылатском,

духовник Московской епархии

От автора

Четырехтомник «Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий», вошедший в нашу серию «Путь умного делания», содержит разнообразный материал, прямо или косвенно касающийся молитвенной практики. Здесь представлен обзор писаний святых отцов, пастырей и подвижников различных эпох, вплоть до нашего времени, собраны наставления, размышления и практические советы опытных делателей молитвы.

Первые два тома посвящены вопросам более общего характера, третий – конкретизирует и развивает темы, непосредственно связанные с молитвенной практикой. Среди них такие, как: принципы руководства святоотеческими писаниями; закономерности духовного развития; овладение навыком словесной молитвы и переход к молитве умно-сердечной. Четвертый том знакомит с основами антропологии и психофизическим методом исихастов. Здесь обсуждается искусство управления вниманием и соединения ума с сердцем, практика использования художественных приемов и метода трезвения, а так же многие другие аспекты молитвенной жизни.

Проект серии предполагает выпуск ряда книг, составляющих в совокупности своего рода энциклопедию по молитвенному деланию, достаточно универсальную по своему характеру, доступную самому широкому кругу читателей: и тем христианам, кто вынужден подвизаться в миру, и тем, кого Господь сподобил отречься от мира. Свою задачу, кроме всего прочего, автор видит в том, чтобы дать читателю материал разноплановый, полезный как начинающим, так и тем, кто уже имеет опыт в умно-сердечном делании, знаком с азами начальной исихии.

Надеемся, что наши книги послужат опорой для христиан самого разного возраста и устроения. Сведения об изданиях, вошедших в серию «Путь умного делания» помещены в Приложении4. В работе над серией использовано около двух тысяч литературных источников5, из которых был отобран, тематически организован и прокомментирован необходимый материал, что должно в значительной мере облегчить поиск нужных сведений и оказать помощь тем, у кого нет возможности посвятить несколько лет занятиям в библиотеках.

Нужно предуведомить читателя о том, что книги серии «Путь умного делания» не следует рассматривать в качестве некоего практического пособия по обучению молитве. Цель серии чисто ознакомительная, популяризаторская. Наша задача – привлечь внимание благочестивых христиан к духовной литературе, вдохновить на изучение святоотеческого наследия, расположить душу читателя к внутреннему деланию и тем самым помочь углублению молитвенной жизни, подъятию посильного личного подвига. Собранные здесь изречения древних отцов в сочетании с комментариями подвижников последнего времени и современных авторов дают материал для размышления и анализа. Широкий спектр представленных мнений позволяет выявить сходство и различие индивидуальных подходов к молитвенному деланию. Думается, что разнообразие взглядов и рекомендаций, при их сопоставлении, поможет вдумчивому читателю самостоятельно прийти к нужным выводам и получить практическую пользу.

* * *

Работа над книгами серии «Путь умного делания» была начата в 1997 году по благословению архимандрита Кирилла (Павлова). Автор глубоко благодарен всем, чья молитвенная поддержка помогла воплотить в жизнь этот проект, и прежде всего – приснопамятным схимитрополиту Питириму (Нечаеву), архимандритам Кириллу (Павлову), Иоанну (Крестьянкину), Даниилу (Воронину), протоиерею Георгию Брееву и схиигумении Антонии (Сухих). Выражаем свою признательность схиархимандриту Илию (Ноздрину) и игумену Петру (Пиголю), а также всем, кто своим искренним интересом к теме, своим добрым расположением и молитвой принимает незримое творческое участие в нашем проекте.

Николай Новиков

* * *

1

Григорий Синаит, прп. Творения. М., 1999. С. 12.

3

Серафим (Чичагов), сщмч. Выступление на Поместном Соборе РПЦ 1917–1918 гг. // Андроник [Никольский], архиеп. Как должно жить и действовать русским людям. М., 2003. С. 65.

4

См. с. 923.

5

Обращаем внимание читателей на то, что в постраничных ссылках литературные источники указаны в сокращенном виде, полные сведения приводятся в Библиографии. См. с. 859.

В квадратных скобках даются пояснительные слова от автора.

Многоточия внутри цитат указывают на допущенные нами сокращения.

Курсивом набраны цитаты из Священного Писания. Прочие выделения курсивом и жирным шрифтом в авторском тексте и цитатах принадлежат автору данной книги. Выделения жирным шрифтом в цитатах из писаний прп. Силуана Афонского принадлежат архим. Софронию (Сахарову) в соответствии с первым изданием книги (Софроний, иеромон. Старец Силуан. Paris, 1952).


Источник: Молитва Иисусова : Опыт двух тысячелетий : Учение святых отцов и подвижников благочестия от древности до наших дней : Обзор аскетической литературы : В 4 том. / Н.М. Новиков. - 4-е изд. - Москва : Изд. проект «Путь умного делания», 2023. / Т. 1. - 928 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle