Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий. Том 3

Источник

Приобрести печатную версию этой серии можно в интернет-магазине: «Синопсисъ».

Том 1Том 2Том 3Том 4 (1)

Рецензенты:

игумен Петр (Пиголь), кандидат богословия,

Редактор: Г.В. Новикова

Содержание

От автора

Духовный рост Битва за сердце Первое благо Изгнание диавола Свобода от насилия Стрелы врага Преодоление раскола Исцеление души Триединство сил Пресечение зла Центр жизни История болезни Неуязвимость бесстрастия Жизнь духа Три периода Деятельная жизнь Древо созерцания Молитва в двух мирах Христос обожает мя Законы роста Аз рех: бози есте Тайновидцы истины Ступени и степени Пределы молитвы Новоначалие Препояшь чресла твои Мы молимся не сами Сокровищница богословия Вне храма угасает дух На каменном основании Секира при корени Тяжела десница Его Покаянный труд Избави мя от кровей Разум истины Помяни мя, Господи Огнь закона Строй жизни Аскеза Жертва живая Третьего не дано Отступи от земли Не любите мира Странничество духа Сердечный затвор Болезнь к смерти Барьер самости Не верь плоти своей Ангельское бдение Безмолвное житие Мысль и слово Устне мои отверзеши Возрастание в молитве От слова к мысли Нет другого имени под небом Учение Откровения Только Духом Святым. Преподобный Симеон Новый Богослов Посильная жертва Царь Давид молился лучше Словесный навык Глаголы Духа Из глубины воззвах. Преподобный Иосиф Волоцкий Огненное ограждение Наша азбука Язык должен потрудиться Привитие навыка Неисчерпаемые слова Преодоление формы На устах и в сердце. Святитель Игнатий Кавказский Овладение умом Буква убивает Дух животворит Высокий путь Опыт нашего века Молитва частая станет чистою Праведный Алексий Московский Таинство слова. Протоиерей Георгий Бреев Ангелы не молятся о себе. Преподобный Порфирий Кавсокаливит Припадай умно к Богу. Архимандрит Харалампий Дионисиатский Остров молитвы. Иеросхимонах Иероним Эгинский Тень Варлаама Ум и сердце Образ молитвы Возвышение и низвержение Три образа молитвы Молитва умно-сердечная Молитва мечтательная Законный порядок Лествица на небо Внимание Ум и сердце Путь к сердцу Богословие Духа Управление вниманием Художники молитвы Место сердечное Начальная исихия Граница естества Не подобает праздну стояти Низвержение в чресла Отеческие запреты Предел, егоже не пре’йдут Держись преданий древнеотеческих Не торопись языком твоим Да не внидете в напасть Тайное поучение Взыскуя священного трезвения Едино же есть на потребу Предочистительное действо. Преподобный Василий Поляномерульский Плен прелестебоязни. Святитель Игнатий Кавказский Хождение пред Богом. Святитель Феофан Затворник Углубляясь в сердце. Праведный Иоанн Кронштадтский Умное ремесло. Преподобный Иосиф Исихаст  

 

Четырехтомная монография «Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий» является частью издательского проекта Н.Новикова «Путь умного делания». Работа посвящена изучению различных аспектов молитвенной практики в православной традиции, содержит аналитический обзор святоотеческого наследия и писаний подвижников благочестия. Третий том знакомит с основными положениями аскетики, с подготовительным и начальным этапами внутреннего делания. В книге рассматриваются основы учения исихазма о внутреннем подвиге священнобезмолвия, закономерности духовного развития, принципы руководства святоотеческими писаниями. Особое внимание уделено задаче перехода от словесной молитвы к умно-сердечной, а также методам управления вниманием и соединения ума с сердцем. Обсуждается искусство трезвения и внутренней брани, а также психофизический метод художественной молитвы.

От автора

Как и в предшествующих выпусках серии «Путь умного делания», задача автора остается прежней – подать материал таким образом, чтобы пользу могли получить люди различной меры опытности. Начинающий познакомится в нашей книге с общими принципами внутреннего делания, здесь же обретут себе поддержку те, кто еще не до крови сражались, подвизаясь, но уже решительно встали на этот путь; в то же время, пища к размышлению найдется и для тех, кто добрым подвигом годами не тщетно подвизался1.

В первом разделе книги дается краткий обзор общих положений аскетики. Раздел «Новоначалие» посвящен подготовительным и начальным этапам внутреннего делания. «Мысль и слово» – раздел, где речь идет о задаче духовного возрастания, стоящей перед каждым молящимся человеком, – задаче преобразования словесной молитвы в умную. В разделе «Ум и сердце» рассматриваются вопросы, связанные с практикой умной и сердечной молитвы, обсуждаются методы управления вниманием и стяжания начальной исихии.

Надо оговориться, что здесь мы затрагиваем темы, которые часто служат соблазном для тех, кто движим духом антиисихазма. Как было в XIV веке, так случается и в нашем: люди, не имеющие личного опыта в умно-сердечной молитве, берутся судить о явлениях, превышающих меру их осведомленности. Подвергая некомпетентной критике подвижнический опыт, такие исследователи невольно профанируют отеческое учение, уничижая умное делание, они дезориентируют своих собратий, сбивают с пути начинающих искателей молитвы. В целом же их деятельность оборачивается хулой на Священное Предание Церкви2.

Так сложилось, что в наш столь информированный век понятие исихазм остается для многих слишком туманным. В представлении большинства это некий таинственный, малодоступный подвиг древних отшельников, путь пещерного жития и бегства в пустыню, удел редких избранников, недосягаемый для современных христиан. Так ли это на самом деле?

Действительно, для многих удобнее так думать и на этом основании избегать попыток вникнуть и разобраться в этом вопросе, привычно следуя обыденному распорядку церковной жизни и успокаивая себя, как кажется, благочестивой мыслью: мы же, мол, не какие-то святые избранники.

В чем же суть устремлений подвижников исихастов и так ли их чаяния чужды любому, кто осознает себя живой частицей Христовой Церкви? Не сложно обнаружить, что основа исихастского учения, как все, что исходит от Христа, зиждется на добродетели смирения. А тот, кому удастся стяжать его зачатки, начинает понимать, что мы не знаем даже, как молиться, а если молимся, то молимся – не сами.

Никто не может молиться иначе, как только Духом Святым, молитва есть не что иное, как действие в душе твари ее Творца, – за этим Бог послал в сердца наши Духа, молитвенно вопиющего из наших сердечных недр3.

Если дается кому-то ощутить это действие, то возникает вполне естественная тяга к стяжанию непрестанной молитвы, так как человек уже не желает расставаться с Богом – он жаждет продлить Его молитвенное священнодействие в своей оживающей, питаемой Духом душе. В таком душевном расположении раскрывается самая высшая потребность человеческой природы – устремленность к обожению. Это зов естества, который с очевидностью свидетельствует о присутствии образа Божия в нашем существе. Вместе с тем пробуждается врожденное тяготение к духовному совершенству в земном бытии – как пути в Отечество небесное.

Разве во всем этом не узнается предназначение каждой сотворяемой Богом души? Не в том ли изначальная направленность человеческого духа, вдохновленного Создателем жизни?4 Очевидно, что самым законным и естественным для созданного по образу Божию5 существа должно быть алкание непрестанной молитвы. По этой причине устремления исихаста на самом деле не чужды любой душе. Если человек такого призвания не ощущает, то значит духовная чуткость в нем еще не пробудилась, – не приступавший к самопознанию, он остается в полном неведении возможностей собственного естества.

Подвижник, оставивший мир ради прохождения «школы пустыни», именно там, в уединении, начинает постигать, «насколько безосновательным является мнение многих о том, что люди, занимающиеся практической деятельностью, и люди, преданные созерцанию, сильно отличаются друг от друга».

Это не так уже потому, что «жизненное призвание у всех одно. И этим призванием является любовь: исхождение из тесной темницы самолюбия в землю обетованную» – в пределы богопознания через ближнего своего и брата своего6.

«Исихаст – тот, кто живет не ради самого себя, но в ком действует Тот, Кто любит». Не важно, куда поместил нас Господь, «не важно, чтобы у нас получилось то, что мы запланировали, но важно, чтобы Дух Святой сотворил в нас и с нами то, что Он хочет». Истинные исихасты могут различаться по роду деятельности и месту обитания – но «объединяет их свобода духа. Они свободны от своей воли, от самих себя», они «полны трезвения и любви, живут ли они в пустыне или подвизаются в миру». Не препятствует внутренним подвигам никакой «внешний образ жизни»7.

Исихия, подвиг внутреннего безмолвия, сущность которого «не в затворе и не в физическом удалении в пустыню, а в том, чтобы непрестанно пребывать в Боге», к чему через Новый Завет Христа призывается каждый Его последователь. «Затвор и удаление в пустыню сами по себе являются лишь вспомогательными средствами и никак не целью», часто только временным средством, а для большинства христиан – излишним. Но на всяком месте, при любом внешнем служении – «во всех случаях остается обязательным искание чистой молитвы»8.

Этот подвиг, в свою меру доступный каждому, приносит плоды самые разнообразные по степени совершенства. Это естественно, ибо и звезда от звезды разнится в славе9. Но от этого сияние их не меркнет, ибо они остаются звездами. Важно быть горящей звездой, а не хладным метеоритным камнем, который, падая, хотя и чертит мерцающий след, но сам не светит, и след его исчезает.

* * *

В 2007 году с серией «Путь умного делания» впервые смог познакомиться англоязычный читатель. В США был переведен на английский язык трактат «О молитве Иисусовой»10, вошедший в книгу «Два старца об Иисусовой молитве: Иосиф Исихаст и Антоний Голынский»11.

Книга построена как сравнительный богословский анализ письменного наследия двух подвижников. Замысел издания принадлежит переводчику и составителю книги кандидату исторических наук Игорю Ксензову, пять лет трудившемуся над переводом трактата. Редактором книги стал иеросхимонах Амвросий (Янг), известный ученик и сподвижник иеромонаха Серафима (Роуза), основатель издательства «Никодим», знакомый читающей публике как священник Алексий Янг, ныне подвизающийся в монастыре св. Григория Паламы (Огайо, США).

Благословение на издание преподано греческим монастырем св. Антония (Аризона, США), находившимся в то время под управлением афонского старца архимандрита Ефрема (Мораитиса). Осуществил издание книги Свято-Введенский женский скит (Огайо, США).

* * *

Наряду с этим отрадным сообщением считаем нужным предостеречь читателя и уведомить о фактах незаконного переиздания трактата «О молитве Иисусовой», грубо нарушающих общепринятые издательские правила, этические и законодательные нормы. Говорить об этом приходится потому, что продукция недобросовестных издателей часто содержит неточности и искажения, способные причинить духовный вред. На некоторые из этих публикаций мы укажем12.

* * *

Работа над книгами серии «Путь умного делания»13 была начата в 1997 году по благословению архимандрита Кирилла (Павлова). Автор глубоко благодарен всем, чья молитвенная поддержка помогла воплотить в жизнь этот проект, и прежде всего – приснопамятным схимитрополиту Питириму (Нечаеву), архимандритам Иоанну (Крестьянкину), Даниилу (Воронину), протоиерею Георгию Брееву и схиигумении Антонии (Сухих). Выражаем свою признательность схиархимандриту Илию (Ноздрину) и игумену Петру (Пиголю), а также всем, кто своим искренним интересом к теме, своим добрым расположением и молитвой принимает незримое творческое участие в нашем проекте.

* * *

2

По этой теме см. наст. изд.: Раздел «Мысль и слово», гл. «Опыт нашего века» («Тень Варлаама»).

4

И создал Господь Бог человека... и вдунул в лице его дыхание жизни (Быт. 2, 7).

7

Василий (Гондикакис), архим. Входное. 2007. С. 188, 189.

8

Силуан Афонский, прп. // Софроний, иеромон. Старец Силуан. Paris, 1952. С. 58.

10

О молитве Иисусовой и Божественной благодати / сост. Новиков Н.М. Красногорск, 2000.

11

Two Elders on The Jesus Prayer. Joseph the Hesychast and Anthony (Golynsky): Theological Comparison of Their Written Legacy. Skete of the Entrance of the Theotokos into the Temple, Hayesville, Ohio. USA. 2007.

12

1) Архиеп. Антоний. О молитве Иисусовой и Божественной благодати. – Эта сокращенная «пиратская» версия составленного нами трактата размещаемая в Интернете, отличается серьезными погрешностями. В частности, грубые ошибки способные причинить духовный вред, содержатся в главе о деятельной умно-сердечной молитве.

2) Жемчужина отцов: в 2 т. / сост. свящ. Сергий Молотков. СПб.: Сатисъ; Держава, 2006. – В сборнике помещена упомянутая выше ущербная версия из Интернета, содержащая грубые ошибки и не пригодная для тех, кто всерьез интересуется данной тематикой.

3) Антоний (Голынский-Михайловский), архиеп. О молитве Иисусовой и Божественной благодати. Путь умного делания. Азов: Красносадовский Царский храм; Изд-во Мирт, 2004 (сост. свящ. В. Панковец). – Издание содержит неточности и искажения.

4) Антоний (Михайловский), архиеп. О молитве Иисусовой. Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 2005 (сост. свящ. Владимир Панковец). – Это издание, помимо неточностей и искажений, содержит не соответствующие действительности факты биографии архиеп. Антония.

5) Антоний (Голынский-Михайловский), архиеп. О молитве Иисусовой. Путь умного делания: в 2 т. Издание Украинской Православной Церкви (двухтомник в мягкой обложке. – Анонимное издание без указания выходных данных). Здесь, помимо трактата «О молитве Иисусовой», незаконно перепечатаны наши обширные комментарии к нему и составленные нами заметки о жизни архиеп. Антония. Издание содержит неточности и искажения.

13

Сведения об изданиях, вошедших в серию «Путь умного делания», помещены на с. 1002.

В постраничных ссылках литературные источники указаны в сокращенном виде, полные сведения приводятся в Библиографии на с. 946.

Многоточия внутри цитат указывают на допущенные нами сокращения авторского текста. В квадратных скобках даются наши пояснения.


Источник: Новиков Н.М. / Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий. Учение святых отцов и подвижников благочестия от древности до наших дней: Обзор аскетической литературы: В 4 т. – Т. 3. – 3-е изд. – М.: Издательский проект «Путь умного делания», 2023 – 1008 с. – (Серия «Путь умного делания»).

Комментарии для сайта Cackle