протопресвитер Николай Николаевич Афанасьев

IV. Заключение

В основе евхаристической экклезиологии о. Николая Афанасьева лежит не абстрактная спекуляция, а опытное знание – установленное путем исторического исследования вйдение Церкви первохристианством. Разрабатывая свою экклезиологию, Афанасьев имел в виду, конечно, и ее практическое применение. Он неоднократно говорит в своих работах о необходимости приближения современного церковного устройства к принципам евхаристической экклезиологии. Речь идет именно о постоянных принципах, вытекающих из природы Церкви, ибо историческое исследование не может предписать современности конкретных форм церковного устройства. О. Николай отнюдь не был наивен, «он никогда не строил утопических проектов возвращения к порядкам первых веков христианства»63. Приложение этих принципов требует творчества.

Как будто сегодня написаны Афанасьевым следующие слова: «Мы живем в исключительно тяжелое время. Если бы кто – нибудь пожелал составить обвинительный акт против нашей церковной жизни, то вынести оправдательный вердикт было бы невозможно. <...> Наша церковная жизнь вошла в тупик, т. к. начала, которые проникли в нее в далеком прошлом, изжили себя и вызывают в церковной жизни одни только недостатки. <...> Никогда, может быть, сами верующие не отдавали так на поругание „Невесту Христову”. Историк живет не вне времени, а особенно историк церкви. Если его работа есть церковное дело, то он должен служить Церкви. И не должен ли он в своих трудах напомнить, что Церковь имеет свои собственные начала, что Церковь не есть человеческая организация, а установление Божие, что в ней действут не человеческая воля, а воля Божия через откровение Духа, что Церковь живет и действует дарами Духа...? <...> В серых буднях наших дней не должен ли он напомнить, что „где Церковь, там и Дух Божий, и где Дух Божий, там Церковь и полнота благодати”, что Церковь есть „Церковь Духа Святого”, а потому, пребывая в настоящем веке, она принадлежит „началу последних дней”?»64

Этот очерк уместно будет закончить словами епископа Александра (Семенова-Тян-Шанского) из некролога отцу Николаю: «Он совершал свой богословский подвиг как свое особое служение Церкви, и нельзя не верить, что Господь примет это его служение как жертву благоуханную»65.

В. В. Александров

* * *

63

Архим. Александр. Памяти протопресвитера о. Николая Афанасьева, с. 59.

64

Прот. Николай Афанасьев. Церковь Духа Святого. Рига: Балто-славянскоеˆобщество культурного развития и сотрудничества, 1994, с. 7–8.

65

2Архим. Александр. Памяти протопресвитера о. Николая Афанасьева, с. 64.



Источник: Церковь Божия во Христе : сборник статей / протопресвитер Николай Афанасьев ; [сост.: А. А. Платонов, В. В. Александров] ; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2015. - 699 с. ISBN 978-5-7429-0982-8

Вам может быть интересно:

1. Церковь, первенствующая в любви протопресвитер Николай Николаевич Афанасьев

2. Обозрение древних форм поместного церковного управлени епископ Иоанн (Соколов)

3. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том III – Вереника профессор Александр Павлович Лопухин

4. Богословие обличительное. Том I архимандрит Иннокентий (Новгородов)

5. Библейская энциклопедия – Кустарник архимандрит Никифор (Бажанов)

6. Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому – Псалом 128 архиепископ Ириней (Клементьевский)

7. Письма к разным лицам святитель Иоанн Златоуст

8. Двухдневное пребывание на св. Афонской горе его императорского высочества великого князя Алексия Александровича архимандрит Леонид (Кавелин)

9. Простые и краткие поучения. Том 2 протоиерей Василий Бандаков

10. Материалы для иконографии Воскресения Спасителя Николай Дмитриевич Протасов

Комментарии для сайта Cackle