Материалы для иконографии Воскресения Спасителя (Изображение Св. гроба)
Содержание
I глава II глава III глава Приложение. Представление о загробной жизни древних вавилонян и евреев I. Вавилонские представления II. Древне-еврейские представления III. Сравнительный анализ
Введение
1. Связь между эсхатологией и формами погребения у древних вавилонян и евреев. Способы погребения у евреев. Палестинские гробницы. Монолитный тип. Гробницы Авессалома, Захарии. Пещера-гроб Спасителя. Определение формы. Время Константина. Памятник Константина. Указание пр. Олесницкого на бамбергский аворий, как на художественную копию св. гроба (IV в.). Паломнические сказания о форме св. гроба IV–VIII вв.
2. Характеристика художественного творчества в древнехристианскую эпоху. Христианский антик. Античные образы в качестве идеографического письма. Неисторичность изображений св. гроба на диптихах бамберском и британском. Архитектура римских гробниц, как оригинал компановок бамберской и британской. Происхождение и назначение диптихов. Античные черты на христианских диптихах. Художник – язычник, художник – христианин. Типика христианских саркофагов.
3. Свобода художников в орнаментике христианских диптихов. Монцские ампуллы. Их культовое значение. Характер их декорировки, приближающей к сирийско-палестинскому искусству. Отношение к св. гробу. Анализ изображения на них св. гроба. Воспроизведение последнего в обстановке IV века, о чем говорит соответствие паломническим описаниям св. гроба. Разновременные черты в этом изображении, как результат неисторичности штемпельных мастеров. Значение изображений св. гроба на монцских ампуллах не для иконописца, а для археолога. Историчность изображения св. гроба на Луврской пластинке IX–X вв.