архиепископ Ириней (Клементьевский)

Псалом 128

Пс.128:1. Песнь степеней. Множицею брашася со мною от юности моея, да речет убо Израиль:

Пс.128:2. множицею брашася со мною от юности моея, ибо не премогоша мя.

СОДЕРЖАНИЕ

Израиль, или церковь Иудейская, прославляет Бога, что, при Его покровительстве, всегда остается непоколебимою против всех нападений людей нечестивых.

ТОЛКОВАНИЕ

Народ Божий, угнетаемый бедствием, утешает себя тем, что много уже претерпел таковых угнетений, но Божиею помощию всегда был избавляем. Сии слова приличествуют как народу Иудейскому, много зла пострадавшему от различных народов, так наипаче Христовой церкви, которая едва ли когда могла отдохнуть от нападения то язычников, то еретиков, то ложных христиан. И потому прилично может сказать о себе: множицею брашася со мною от юности моея. Ибо едва только родилася, как и претерпела в лице Авеля гонение от Каина, а потом весьма много и часто терпела подобныя нападения от других. За сим присовокупляет причину, чего ради враги толикократно повторяли брань, и говорит, что никогда превозмочь не могли: ибо ежели бы единожды превозмогли и народ Божий совсем истребили, то не было бы нужды толикократно возобновлять браней. Итак, не без причины Пророк повторяет оныя слова: множицею брашася со мною: ибо хощет показать, что народ Божий не единожды или дважды сражался со врагами, но безпрестанными подвигами приобучаем был к терпению.

Пс.128:3. На хребте моем делаша грешницы, продолжиша беззаконие свое.

Что выше сказал простыми словами, то здесь изображает чрез подобия и преносныя изречения: ибо сравнивает хребет Божия народа с наковальнею, на которой кузнецы куют железо. Сие подобие означает безпрестанное и весьма тяжкое гонение; ибо ничто чаще и сильнее не бывает подвержено ударам, как наковальня. То же самое означается и следующими словами: продолжиша беззаконие свое, ибо продолжение беззакония не что иное есть, как продолжение гонения, которое всегда добрые терпят от злых. В Еврейском подлиннике стих сей иначе читается так: на хребте моем ораша орющии, продолжиша бразду свою. Сим подобием сравнивает Пророк народ Божий с полем, которое вспахивается плугом и на котором проводятся борозды так, что нигде не остается празднаго места. А сими словами живо изображает, что на хребте Церкви всегда лежал крест, который и в широту и в длину раздирал ее. Однако вскоре за сим присовокупляется утешение.

Пс.128:4. Господь праведен ссече выя грешников.

Пс.128:5. Да постыдятся и возвратятся вспять вси ненавидящии Сиона:

Сими словами предвозвещает Пророк, что мщение Божие не далеко отстоит от нечестивых гонителей Церкви. Аки бы сказал: будьте благодушны праведные! ибо хотя гонители ваши сильно угнетают ныне хребет и выю вашу, но вскоре по сих Господь праведный Судия взаимно не токмо угнетет выи их, но и ссечет, и на части раздробит мечем Своим, дабы больше никогда не могли вредить вам; и тогда-то постыдятся все те, кои прежде с гордостию над вами торжествовали, так как и те, кои ненавидели и гнали вас, обратятся в бегство и падут в бездну погибели. В самом деле, праведный Бог ссекл выи многих гонителей Церкви, яко-то: Фараона, Навуходоносора, Валтасара, Антиоха, Нерона, Домитиана, Диоклитиана и других подобных им. Таким образом, имя праведнаго не без причины прилагается Богу: или хотя на время и снисходит, но никогда не забывает правосудия Своего так, чтобы не дать облегчения бедным страдальцам, как и Павел причину сию приводит во 2Фес. 1:7, дабы познали мы, что спасение Церкви всегда соединено с Божиею правдою.

Пс.128:6. да будут яко трава на здех, яже прежде восторжения изсше:

Пс.128:7. еюже не исполни руки своея жняй, и недра своего рукояти собираяй:

Здесь под видом клятвы паки предвозвещает Пророк, как и выше сказал, что благополучие гонителей будет весьма кратко. Сию клятву увеличивает сравнением, взятым от травы, яко от вещи слабой и тленной, которая, как сказано во Евангелии, днесь существует, утре же в пещь вметается (Мф. 6:30). Но не удовлетворяся подобием травы, присовокупляет, что оно подобно такой траве, которая не на полях, но на кровех домов растет, то есть, траве самой мельчайшей, ничего не стоющей, и ни к какому употреблению не годящейся, и потому никто ее не жнет, и не собирает в снопы, но оставляет сохнуть и пропадать. Сие сравнение ныне кажется нам увеличенным, но в день суда послужит оно к унижению нечестивых. Ибо какое будет зрелище видеть тогда людей, бывших некогда великомощными и пышными, кои мечтали, что домы их утверждены на подобие царских престолов, и суть так обширны, как пространныя государства: какое, говорю, будет зрелище, видеть сих гордых исполинов отверженных и брошенных в самое преисподнее место ада, и кои приобыкши к роскоши и удовольствиям, не могли даже и малейшаго терпеть безпокойства, на вечныя мучения осужденных и вечно жить имеющих без всякия надежды утешения?

Пс.128:8. и не реша мимоходящии: благословение Господне на вы, благословихом вы во имя Господне.

Понеже сказал, что трава, растущая на кровех, не пожинается, и не собирается в снопы, сего ради присовокупляет здесь, что хотя бы кто и стал жать или собирать ее, но мимоходящие жателям ея не пожелают благословения, как обыкновенно желают жнущим пшеницу, или траву, растущую на полях. Сие относится к вящшему посрамлению нечестивых, сравненных с травою, аки бы сказал Пророк: не будет вам того, чтоб мимоходящии путем благословили вас жнущих неправду; но аггелы лютые пожнут вас самих яко траву, растущую на кровех, свяжут в снопы и ввергнут во огнь вечный. Впрочем, хотя благословение мимоходящих собственно к жателям относится, но относится же и к тому, что пожинаемо бывает: ибо мимоходящии желают благословения Господня не токмо жнущим, но и самой жатве, чтоб была изобильна и зрела. Таким образом, лишение благословения отнесется не токмо к самым нечестивым, но и к делам их. И потому в день суда никто не благословит их, и никто не пожалеет о них, но от всех оплеваны и презрены будут, а сие к величайшему посрамлению их отнесется. Никтоже убо речет им: благословение Господне на вы – и: благословихом вы во имя Господне. Но вопреки тому и праведный Судия, и все святые рекут: идите проклятии во огнь вечный (Мф. 25:41).


Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Комментарии для сайта Cackle