профессор Николай Иванович Барсов

Исторические, критические и полемические опыты

Содержание

Предисловие

Новый метод в Богословии 1. Главная задача современного Богословия. Понятие о новом методе 2. Задача Богословия по отношению к православному обществу 3. Славянофильская школа и ее значение по отношению к Богословию. Хомяков – общие характеристические черты его Богословствования 4. Основные принципы православия по изображению Хомякова 5. Католичество по изображению Хомякова 6. Протестантство по изображению Хомякова 7. Эллинизм и Православие 8. Принцип свободы в Православии 9. Принцип соборности и участия мирян в делах церковных 10. Принцип поступательного движения в развитии догматического учения 11. Взаимные отношения Церкви и государства, веры и науки, по учению Православия II. Русский простонародный мистицизм 1. Роспевцы хлыстов, как материал для изучения секты. Литературные источники для изучения предмета. Значение сочинений Добротворского и Мельникова 2. Догматика Хлыстов. Их нравственное учение 3. Обряды. Раденья, общая и частная судьба 4. Общие заключения о секте. Численность Хлыстов в России. Объяснение хлыстовщины с точки зрения народной психологии. Вопрос об отношении секты к другим подобным, восточным и западным. Заключение исследования III. Личность Феофана Прокоповича IV. К биографии А. П. Волынского V. Малоизвестные русские проповедники ХVIIІ столетия 1. Значение в истории русского проповедничества московской славяно-греко-латинской академии 2. Проповедники в Москве и Петербурге в период времени с 1727 г. по 1750 г. 3. Архимандрит Владимир Каллиграф. Его Биография 4. Две проповеди Каллиграфа Слово в день сретения чудотворной Богоматери иконы Владимирской Слово о призывании святых и о почитании икон, в праздник Введения во храм пресв. Богородицы 5. Игумен Патрикий Проповедь отца Патрикия на 29 июня VI. Арсений Мациевич, митрополит Ростовский и его «доношения» 1. Литература исследований об Арсении. – Суждение о нем г. Соловьева. Антисторическая постановка историком вопроса об Арсении 2. Личность Арсения 3. Правота его дела 4. Переписка Арсения с Ярославцевым 5. Суждение о способе выражения и образе речи в доношениях Арсения 6. Солидарность Арсения со св. Димитрием Ростовским 7. Было ли дело Арсения его личным делом? Партия Арсения 8. Письма к Арсению митрополита Тимофея, Амвросия Крутицкого 9. Текст неизданного второго «доношения» Арсения 10. Его прошение об отставке 11. Арест Арсения и суд над ним в Св. Синоде 12. Изложение делопроизводства о нем по подлинным документам 13. Осуждение Арсения VII. К истории законодательных работ по духовному ведомству в царствование Императрицы Екатерины II Докладные пункты Св. Синоду преосвященных Гавриила, Порфирия, Афанасия и Сильвестра I. Пункты от преосвященного Гавриила, архиепископа С.-Петербургского II. Синодального члена Афанасия, епископа Ростовского и Ярославского III. Синод. члена Порфирия, епископа Белоградского и Обоянского IV. Синод. члена Сильвестра, бывшего епископа Переяславского, ныне Крутицкого 2. Дополнительный указ Св. Синода своему депутату относительно переводческой конторы VII. К характеристике церковно-приходской проповеди в С.-Петербурге в царствование Екатерины II Проповедь священника Петрова Проповедь священника Игнатьева Речь протоиерея Барсова IX. К истории мистицизма в России 1. Характер борьбы между партиями 2. Распоряжение Шишкова от 17 ноября 1824 г. 3. «Отношение» его к м-ту Серафиму 4. Определение Синода относительно способов искоренения мистицизма 5. Инструкция м-та Серафима комитету для рассмотрения мистических сочинений 6. Результаты деятельности комиссии 7. Исторические данные относительно мистицизма в России, извлеченные из дел Комитета 8. Замечание о том, что такое мистицизм, по поводу суждений о нем г. Галахова X. О значении Хомякова в истории отечественного Богословия XI. Напрасное опасение Насколько неизбежно возникновение в России церковно-политического вопроса, предсказываемое «Вестником Европы»? XII. «Вестник Европы» – о значении религиозного преподавания XIII. «Вестник Европы» о значении церковной истории XIV. Pia desideria «Вестника Европы» 1. По вопросу о веротерпимости в России и о русском клерикализме. XV. К характеристике религиозного состояния современного русского общества 1. Лорд Рэдсток 2. Ю. Ф. Самарин – о русской религиозности XVI. Типы духовенства в русской беллетристике 1. Гоголь и Белинский по вопросу о духовенстве 2. Общий характер отношений нашей светской печати к духовенству 3. «Ставленник» и «поп Микола» Решетникова 4. Как изображают свое духовенство протестантские беллетристы 5. О. Филипп в «семействе «Снежных» 6. Духовенство по изображению Некрасова 7. О. Адриан в «Девятом вале» Данилевского XVII. Белинский, как религиозный мыслитель XVIII. По поводу рассуждений «Отечественных Записок» о духовенстве XIX. Запоздалые сетования XX. Profession de foi и pia desideria современного русского юдаизма XXI. Новые отношения к старой бурсе в нашей светской литературе XXII. Первый опыт гомилетической хрестоматии на русском языке XXIII. Преосвященный Иоанн, епископ Смоленский, как проповедник XXIV. Наши современные проповедники публицисты XXV. О внецерковных обязанностях Духовенства XXVI. О преподавании словесности в семинариях, применительно к новому уставу I II III IV V VI XXVII. О преподавании русского языка в низших классах средних учебных заведений XXVIII. Новая книга для народа XXIX. Новый опыт учебника по Закону Божию XXX. Закон Божий в народных школах XXXI. О современном состоянии изучения святоотеческих творений в нашей духовной литературе ХХХII. О собеседовательном богословии ХХХIII. Об истории русского проповедничества XXXIV. Излишества и опущения в обзоре русской народно-учебной литературы XXXV. Подвижные школы и учителя из отставных солдат XXXVI. За что русский народ любит братьев Славян  

 
Предисловие

Издание настоящей книги вызвано отчасти личной потребностью автора. Иногда для человека, в виду тех или иных обстоятельств, личных или не имеющих к нему никакого отношения, сложившихся помимо его воли, устранить или изменить которые не в его власти, возникает необходимость сказать, что такое сам он, и чем он быть не хочет и не может, чем нельзя его сделать, чем не должно его изображать, – в той, вполне основательной, как думаем, уверенности, что за ним оставлено будет право быть самим собою. Для человека пишущего в этом случае средством самозащиты может быть его литературная деятельность, которая, как бы ни была скромна по своим размерам и достоинствам, лучше, чем что-либо выясняет его нравственную физиономию.

Аще зле глаголах, свидетельствуй о зле, аще же добре, почто мя биеши!

Просмотрев настоящее издание, читатель найдет, что автор в напечатанных здесь статьях (равно как и в других, помещенных в разных газетах и журналах), хотя они писались совершенно независимо от его обязанностей по профессии, хочет быть поборником – насколько компетентным, о том пусть судят читатели – принципов православно-религиозного мировоззрения в его светлом, мировом, конфессионально-научном понимании, – истолкователем, насколько в праве быть таковым частное лицо – каждый верующий, интересов и стремлений православной русской церкви, в ее охранительно-зиждительном призвании, а равно пpaв и обязанностей православного русского духовенства в отношении к русскому обществу и народу; – что как в том, так и в другом случае автор думает стоять на действительном уровне современных интеллектуальных потребностей русского образованного общества и русского народа.

Автор смеет думать, что, независимо от вышеизложенного, собранные в настоящем издании статьи, не лишены некоторого интереса и сами по себе. Статьи исторические составлены по архивным материалам, дотоле неизвестным, и трактуют о предметах, не лишенных исторического значения. Идеи, защите которых посвящены статьи полемические и критические, не чужды ни русскому обществу, ни современной литературе. Правда, относительно многих вопросов, о которых трактуется в настоящей книге, мы позволили себе противоречить (и едва ли не мы одни) суждениям таких корифеев нашей литературы, как «Вестник Европы». Но почитатели этого журнала позволят, конечно, нам сметь свои суждения иметь о тех предметах, которые нам ближе и знакомее, чем сотрудникам г. Стасюлевича.


Источник: Исторические, критические и полемические опыты / [Соч.] Николая Барсова, э. о. проф. СПБ. духов. акад. - Санкт-Петербург : тип. Деп. уделов, 1879. - [6], IV, 530 с.

Комментарии для сайта Cackle