Православие на Дальнем Востоке. Памяти Святителя Николая, Апостола Японии
Содержание
Жизнь и деятельность святителя Николая Японского Японские ученые о Российской Духовной Миссии в Японии Начальный этап деятельности Российской Духовной Миссии в Японии: 1870–1875 гг. Российская Духовная Миссия в Японии и ее взаимоотношения с другими христианскими миссионерами Япония и Россия в дневниках святого Николая Японского Переводчики русской литературы – воспитанники Православной Духовной семинарии в Токио Роль Токийской Православной семинарии в подготовке переводчиков-японистов Страны Дальнего Востока в восприятии русского миссионера Жизнь и деятельность митрополита Сергия (Тихомирова) в Японии Традиционные верования японцев в период становления Православной Духовной Миссии О попытке введения христианства в Японии в качестве государственной религии Казанская Духовная Академия – один из центров отечественного монголоведения Подворье Пекинской Духовной Миссии в Санкт-Петербурге Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Посольство Ю. А. Головкина и 9-я Российская Духовная Миссия в Китае Россия и Гавайские острова (Становление религиозных связей) Приложения К истории Православия в Японии: хронология Сведения об авторах статей
Данное издание продолжает серию исследований, начатую сборником «Православие на Дальнем Востоке. 275-летие Российской Духовной Миссии в Китае». Большинство статей посвящено жизни и подвижническим трудам святителя Николая Японского (в миру И. Д. Касаткина). Рассматриваются различные стороны деятельности Российской Духовной Миссии в Японии как в деле распространения православия, так и в сфере научного изучения стран Дальнего Востока. Представлены также статьи, посвященные Российским Духовным Миссиям и проповеди православия в других странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
Святитель Николай Японский.
Фотопортрет святителя Николая Японского хранится в отделе рукописей Российской Национальной Библиотеки
(Фонд 124. П. Л. Ваксель. Опись 1. № 3071).
Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние (Исаия 49, 1).
Предисловие
Русская Православная Церковь при канонизации Николая, архиепископа Японского, совершившейся 10 апреля 1970 г., нарекла святителя равноапостольным, тем уподобив его ревностный учительский подвиг деяниям основателей древних Поместных Церквей. Титул апостола Японии присваивается святителю Николаю уже при его жизни: так высоко было оценено в русском и японском обществе, в русской и японской духовной среде его миссионерское служение. В православном календаре память святого Николая Японского отмечается 16 февраля, в день его кончины, на попразднестве Сретения Господня; он – первый святой ныне автономной Японской Православной Церкви.
Покойный протоиерей Прокл Ясуо Ушимару, профессор Токийской Православной Семинарии, основанной в свое время святителем Николаем, в завершение своего доклада о «Японском православии и культуре периода Мэйдзи», прочитанного им 24 июля 1986 г. на Международной церковно-исторической конференции, состоявшейся в Киеве, сказал следующее: «Святитель Николай желал, чтобы японцы сами создавали свой духовный мир. Он хотел иметь японских архитекторов, японских иконописцев и японские хоры. Необходимы были японские катехизаторы и священники для евангелизации всей страны в послушании требованиям Евангелия. Для помощи им необходимы были книги Священного Писания, книги по вероучению и духовности. Должны были выходить журналы для поддержания ежедневной духовной жизни. И, наконец, необходимо было теплое и тесное общение верующих. Без преувеличения можно сказать, что святитель Николай достиг всего этого при основании японской православной культуры периода Мэйдзи. Нет сомнения в том, что широкая публика вокруг новоучрежденного им православного присутствия находилась под влиянием его духовности. Это влияние не было ограничено узкой сферой, но распространилось во всем японском обществе, где оно сохраняется и по сей день. Необходимо признать, что благодаря именно этому влиянию Православие приобрело реальное значение в истории Японии»1.
Епископ Нектарий, ректор Петербургской Духовной Академии, в академической церкви 24 июня 1860 г., напутствуя воспитанника Ивана Дмитриевича Касаткина по его пострижении в иноческий чин для поступления на священническое место при Российском посольстве в Японии, говорил ему: «Не в монастыре ты должен совершать течение подвижнической жизни; тебе должно оставить самую родину и идти на служение Господу в страну далекую и неверную. С крестом подвижника ты должен взять посох странника; вместе с подвигами монашества тебе предлежат труды апостольства»2. Именно это предначертание, первое из предуказанных Ректором в Поучении студенту – иноку Николаю, бьло осуществлено им со славой.
Жизненный путь святителя Николая пролегает по времени совсем близко к нашим дням, и актуальность опыта его миссионерского труда сегодня очевидна. Не далее как в воскресенье 6 февраля 1994 г., находясь в Тегеране, мы с коллегой пришли поутру в русскую православную церковь св. Николая, построенную на пожертвования в годы второй мировой войны, в период 1942–1945 гг. Храм был открыт, но службы в нем, как сказали его хранители, не совершаются уже два года за смертью священника, лишь иногда требы по приглашению старосты отправляют священнослужители других христианских вероисповеданий. Община обратилась за помощью в Московскую Патриархию. Избранника в нынешнем Иране ожидают напряженные трудовые дни. Хорошо, если выбор падет на академиста, привыкшего к самостоятельным занятиям. Ведь ему, как в свое время иеромонаху Николаю, предстоят годы упорного изучения языка, быта, истории, религии, культуры народа, среди которого ему выпадет окормлять православную общину, соблюдая законы Исламской республики. Иеромонах Николай прибыл в Японию в период Токугава, когда православная евангелизация была в стране немыслима; благоприятное время настанет годы спустя, а пока он овладевает японским языком, учит русскому языку, изучает жизнь японского народа, его историю, верования, этнографию, литературу. Архиепископ Антоний (Мельников) удачно заметил: «Если апостол Павел для эллинов становился эллином, то святитель Николай для японцев стал японцем»3.
Самоотверженное выполнение предуказанного долга, длительное и непрерывное изучение духовных запросов японского общества, первые успехи катехизации вселили в иеромонаха Николая, пастыря апостольского склада, уверенность, что отрицательные взгляды на иностранцев смягчатся и время, благоприятное для проповеди христианства, наступит. Желаемое пришло вместе с эпохой Мэйдзи (1868–1912); о. Николай встретил ее успешными хлопотами об открытии в Японии Российской Православной Миссии (1870), почва для деятельности которой была тщательно подготовлена. К концу первого десятилетия существования Миссии в Японии была образована самостоятельная православная епархия с епископом Николаем во главе (1880), десятью годами позже над Токио засиял крест величественного собора Воскресения Христова (Николай-До).
В данном сборнике объединены доклады, прочитанные участниками семинара «Памяти святителя Николая Японского», который был организован совместно восточным факультетом Санкт-Петербургского государственного университета и Санкт-Петербургской Православной Духовной Академией. Первое заседание семинара состоялось в актовом зале Академии, в день Сретения Господня после Литургии, 15 февраля 1994 г. Со вступительным словом выступили ректор Академии профессор-протоиерей Василий Стойков и автор этих строк. Работа продолжалась в день памяти святого Николая Японского, 16 февраля 1994 г., в Петровском зале университета.
Второй выпуск «Православие на Дальнем Востоке», как и первый, посвященный 275-летию Российской Духовной Миссии в Китае и вышедший в свет в 1993 г., выполнен в плане темы «Роль Русской Православной Церкви в установлении и развитии связей со странами Азии и Африки» раздела «Религия в духовной культуре общества» Государственной научной программы «Народы России: Возрождение и развитие» и субсидирован из фонда этой программы. Здесь приятно принести сердечную благодарность научному руководителю программы доктору экономических наук, профессору С. –Петербургского государственного университета В. Т. Пуляеву за неизменное внимание к работе семинара «Православие на Дальнем Востоке» и финансовую помощь в публикации его материалов. Составители данного сборника также считают своим долгом выразить признательность за постоянное внимание к изданию материалов семинара заместителю проректора СПбГУ по НИЧ А. М. Петрунькину. Подготовка и проведение семинара 1994 г. осуществлена доцентом восточного факультета Н. А. Самойловым; им же составлен и подготовлен к печати данный сборник.
Работа семинара «Православие на Дальнем Востоке» убедила его участников в том, что эта тема располагает множеством чрезвычайно ценных в историческом отношении архивных материалов, документов, на которые исследователям пришло время обратить пристальное внимание; интереснейшими фактами, относящимися к теме, изобилует, конечно, периодическая печать России и зарубежных стран. Выявление, исследование, комментирование, подготовка к публикации такого рода источников по истории Православия в Сибири, сопредельных странах, островах Тихого океана будет приветствоваться.
Академик РАН, профессор М. Н. Боголюбов
Святитель Николай, архиепископ Японский.
* * *
См.: Тысячелетие крещения Руси. Международная церковно-историческая конференция. Киев, 21–23 июля 1986 г. Материалы. Изд. Московской Патриархии. М., 1988. С. 231.
Христианское чтение. Т. I. 1869. С. 255.
Антоний, архиепископ Минский и Белорусский. Святой Равноапостольный архиепископ Японский Николай // Богословские труды. 1976. XIV. С. 14.