Источник

Пространство-время Иерусалима: три религии, три тысячелетия

Иерусалим с птичьего полета

Иерусалим лежит в самом сердце Иудейских гор, на гребне хребта, образующего границу между Приморской равниной на западе («Саронская долина» в Библии) и Иудейской пустыней на востоке. Древние города старались оптимально использовать преимущества топографии: стены возводились над природными преградами – низинами, протоками, оврагами, окружавшими заселенные холмы. Топографические факторы определили как место изначального возникновения Иерусалима, так и последующие, на три тысячи лет вперед, направления роста и расширения его.

Город возник на холме, известном сегодня как Град Давидов. Позже, распространяясь в северном направлении, он охватил территорию Храмовой горы, затем продолжал разрастаться к горе Сион и холмам к западу и северу от первоначальной территории.

Все указанные возвышенности расположены в долине Кедрона – глубокого оврага, по которому бежал в древности многоводный поток, оставивший после себя лишь высохшее русло. Течение Кедрона и впадавших в него ручьев, с их оврагами и руслами, оказали решающее влияние на формирование облика и границ города.

Источник Кедрона находится в обширной долине на север от Старого Города, неподалеку от места, которое сегодня занимает район Меа Шеарим. Эта часть оврага называется именем Симона Праведника (или по-арабски Вади эль-Джоз). Отсюда поток устремлялся в восточном направлении, а затем сворачивал к югу. На этом отрезке долина Кедрона отделяет город от горной цепи, включающей гору Скопус и Масличную гору (Елеон), которые лежат на востоке. В юго-восточной части долины находится древнейший иерусалимский источник – Гихон, круглый год наполненный водой. Возле источника, на западном берегу Кедрона, и был основан Иерусалим.

Таким образом, с древнейших времен Кедрон определял восточную черту города. В период Второго Храма (VI в. до Р.Х. – I в. по Р.Х.) он также ограничивал город с севера. На юге, обогнув Иерусалим, Кедрон продолжает свой путь вниз, пока не впадает в Мертвое море через 20 с лишним километров к юго- востоку.

Южную сторону холма, на котором находится Град Давидов, огибает другой глубокий овраг – Гинном (Геенна Огненная), приток Кедрона. Гинном начинается в западном Иерусалиме, близ современной Французской площади, и идет с этой точки сначала к востоку, в сторону Яффских ворот, а затем от них на юг, к горе Сион, пока, обогнув ее, не сливается с долиной Кедрона.

Гинномский овраг определял южную и юго-восточную границы Иерусалима до второй половины XIX в.

По центру Старого Города проходит еще один овраг – Тиропейон (это греческое название переводится как «долина сыроваров»). Русло Тиропейона делит город на восточную и западную части. Овраг начинается в районе, который теперь называется Мораша (в северном Иерусалиме), проходит затем через Дамасские ворота, рассекает Старый Город пополам с севера на юг – вдоль улицы Эль- Вад (что по-арабски и означает «ущелье»), оставляет Старый Город, проходя через Навозные (или Мусорные) ворота, вдоль Храмовой горы и Города Давида, и впадает наконец в Кедрон – чуть севернее его слияния с Геенной.

В период ранней истории Иерусалима долина Тиропейон образовывала естественную преграду от нападения с запада. Вдоль нее шли: в самой южной и древней части – западная стена Града Давидова, затем западная стена Храма (ее сохранившейся частью является Стена Плача), наконец, западная стена крепости Антония – на севере. Позднее, с расширением города в западном направлении, ее перекрыли мостом, соединившим восточный и западный берега оврага. Остатки моста известны теперь как арка Вильсона.

Самой северной из природных лощин, связанных с долиной Кедрона, был овраг Везефа (Бет-Зета), или долина Св. Анны. Она начинается там, где сейчас расположена Американская колония, в Восточном Иерусалиме, проходит через Старый Город немного западнее музея Рокфеллера, пересекает Мусульманский квартал и упирается в долину Кедрона у северо-восточного угла Храмовой горы. Непосредственно перед этим местом в Везефу впадал с запада небольшой ручей (овраг), пересекающий северную часть Храмовой горы. Направление русла Везефы и определяло в основном северную границу Храма (а следовательно, и города в целом) со времен царя Соломона (X в. до Р.Х.) до возведения, в период правления Ирода Агриппы (сер. I в. н.э.), Третьей стены, которая пересекла овраг. Несмотря на небольшую площадь, долина Везе фы собирала огромное количество дождевой воды, поэтому там находились самые значительные из иерусалимских водохранилищ, такие, как Овчая купель (Вифезда) и Биркет Израиль.

Наконец, западную часть Старого Города разделяет пополам Поперечная долина, единственная из всех (в соответствии со своим названием) простирающаяся с запада на восток. Она идет от башни Давида к долине Тиропейон – к площади перед Стеной Плача. Водный источник, от которого берет начало Поперечная долина, является также исходной точкой и для короткого, но глубокого оврага Цитадели, впадающего в Гинном. В период Второго Храма две эти низины ограничивали рост Верхнего Города в северном направлении, вдоль них протянулась в тот период израильской истории северная стена. Исходная точка, источник, от которого начинались оба русла, представляла собой слабое место в обороне Иерусалима. Поэтому Ирод Великий укрепил этот угол городской стены тремя башнями, которые назвал Гиппикус, Мариам и Фазаэль (на фундаменте последней воздвигнута современная «Башня Давида»).

Не все из древних оврагов и лощин различимы сегодня на всем своем протяжении, многие со временем сгладились, почти сровнялись с холмами, уклон других незаметен за густой исторической застройкой. Но рельеф древнего Иерусалима, с его вершинами и низинами, позволяет наглядно объяснить историю города.

Древнейший период истории Иерусалима

По-видимому, поселение на холме Офель, где находится Город Давида, существовало с раннеханаанского периода (3100–2100 лет до Р.Х.), что доказывается характером обнаруженных древних захоронений на восточном склоне холма. Однако самих поселений этого времени на территории Иерусалима не обнаружено. Самые ранние датируются концом среднеханаанского периода (XVI в. до Р.Х.): это остатки городских укреплений над источником Гихон. Участок стены, остатки которой были обнаружены при раскопках, выглядит как укрепленные ворота, находившиеся между двумя башнями, из которых удалось найти только одну. Эти ворота простояли, как думают археологи, более тысячи лет – до разрушения Иерусалима при вавилонском нашествии в VI в. до Р.Х.

Существование города в позднеханаанский период (1550–1200 гг.) достоверно свидетельствуется как письменными источниками, так и археологией. К концу этой эпохи вторгшиеся из-за Иордана израильтяне в результате походов Иисуса Навина (ок. 1230 г. до Р.Х.) уничтожили мелкие ханаанские царства в долине Аялон, но Иерусалима не заняли. Он в это время принадлежал иевусеям, которые будут удерживать его в течение еще двух веков, вплоть до завоевания города Давидом.

Начиная с царствования Давида (1047¬1004 гг. до Р.Х.) мы можем точнее реконструировать историю роста города и изменения его градостроительной структуры. Наиболее важным источником наших знаний о Иерусалиме времен Первого Храма (X¬VI вв. до Р.Х.) является, безусловно, Библия. Опираясь на текст I Книги Царств, книг Исайи, Иеремии и других пророков, корректируя их с помощью археологических находок (продолжающиеся и сегодня раскопки в Граде Давидовом дают все новые данные), мы можем выделить три основные эпохи в истории города.

На первой стадии Иерусалим не выходил за пределы точно археологически очерчиваемого Града Давида на территории горы Офель.

Северные его укрепления проходили по так называемому «узкому поясу» (южнее нынешней южной стены Старого Города). Впоследствии они были бесследно уничтожены в результате камнедобычи и строительных работ. Там, на «узком перешейке», в 1920-е гг. археологи раскопали остатки городских ворот, датируемые, видимо, временем Давида. Другой фрагмент стены, окружавшей тогда город, был открыт раскопками К. Кеньон над источником Гихон в шестидесятые годы прошлого века.

Новый период в истории Иерусалима связан с царствованием Соломона (1004–974 гг. до Р.Х.), построившего множество зданий, среди которых главное место принадлежало Храму и примыкавшему к нему царскому дворцу. На этой стадии в состав города вошли гора Мориа (Храмовая гора), купленная еще Давидом, и та часть горы Офель, что лежит между Градом Давида и южной границей территории Храма. Для защиты этой части города служили мощная стена, часть которой была обнаружена в 1868 г. британским археологом Ч. Уорреном к востоку от Золотых ворот, и глубокий ров с северной стороны Храмовой горы, хорошо различимый по сей день. К концу царствования Соломона относится и создание мощной системы водоснабжения («шахта Уоррена»), способной обеспечивать город водой из источника Гихон в условиях осады.

Третья стадия городского строительства приходится на годы царствования Езекии и была обусловлена нараставшей военной угрозой со стороны ассирийцев. В 722 г. до Р.Х. под их ударами пала Самария, было уничтожено северное иудейское царство – Израиль. Многие из его жителей нашли убежище в Иерусалиме. Город, не в силах вместить в существующих границах наплыв новых жителей, начал расширяться на западные склоны Града Давидова, в долину Тирапейон и даже на восточные склоны современной горы Сион. (Говорим: «современной», т.к. до сих пор не решен вопрос, какую гору именовал «Сионом» царь Давид и его современники.) Эту новую часть города тоже необходимо было включить в черту крепостных стен.

Стена, построенная Езекией для защиты от ассирийской осады, датируется 702 г. до Р.Х. Самым значительным из оборонительных сооружений Езекии был туннель, прорубленный от источника Гихон к Силоамской купели, который обеспечивал осажденных водой.

В последующие десятилетия город продолжал расти и достиг максимального размера в канун его завоевания и разрушения войсками вавилонского царя Навуходоносора (586 г. до Р.Х.).

Летопись старого города

Прежде чем продолжить наш обзор, напомним для удобства основные вехи в трех-тысячелетней истории Иерусалима.

До Рождества Христова

3000 г. – первые археологические данные о существовании поселения на месте Иерусалима

2000 г. – вхождение данного региона в Ханаанский союз городов

1900–1800 гг. – город Рушалимум упоминается в египетских документах

1400–1300 гг. – город Урасалим фигурирует в документах, найденных в архиве Тель-аль-Амарны, столицы Эхнатона

1000–1004 гг. – Давид овладевает городом иевусеев и делает его столицей своего царства

990 г. – Соломон строит Храм

930 г. – раздел древнего царства. Иерусалим становится столицей Иудейского царства

701 г. – Иерусалим осаждают войска ассирийского царя Сеннахериба, но не овладевают городом

586 г. – разрушение города вавилонским царем Навуходоносором. Гибель Первого Храма. Большая часть населения (правящая элита) уведена в плен

538 г. – возвращение евреев в Иерусалим по указу персидского царя Кира, разгромившего Вавилон

515 г. – Неемия вновь отстраивает Иерусалим и его стены

327 г. – Иерусалим входит в состав державы Александра Македонского

169 г. – город разграблен сирийским царем Антиохом IV Епифаном, осквернен храм и запрещено иудейское богослужение

165 г. – восстание Маккавеев. Цари из династии Хасмонеев восстанавливают Храм и возобновляют богослужение

63 г. – в Иерусалим вступают римские войска под командованием Помпея Великого

37 г. – в Иерусалиме воцаряется, при поддержке римлян, Ирод Великий, идумеец (араб) по происхождению

22 г. – Ирод начинает работы по расширению и укреплению Иерусалимского храма

16 г. – в Иерусалиме, в семье Иоакима и Анны, родилась Пресвятая Богородица

Годы благодати (события христианской эры)

1г. – Рождество Христово в Вифлееме. Сретение Младенца Иисуса Симеоном Богоприимцем в Иерусалимском Храме

6 г. – в Иудею назначен первый римский префект Копоний

26 г – префектом Иудеи назначен Понтий Пилат

33 г. – Распятие и Воскресение в Иерусалиме Господа Иисуса Христа

44 г. – расширение города на север и строительство Третьей Стены царем Иродом Агриппой

66 г. – начало восстания против Рима (Иудейская война)

70 г. – взятие Иерусалима, разрушение города и Второго Храма войсками Тита

132–135 гг. – восстание против Рима под руководством Бар-Кохбы

135 г. – восстановление города императором Адрианом по образцу римской военной колонии под названием Элиа Капитолина. Возведение языческих храмов над христианскими святынями

327 г. – приезд в Иерусалим святой равноапостольной Елены, матери императора Константина Великого. Обретение святынь Голгофы, Гроба Господня, Животворящего Креста. Начало строительства христианских храмов в Святой Земле

335 г., 13 сентября – освящение базилики Воскресения (храма Гроба Господня), совершенное в римский языческий праздник Капитолийской Троицы и приуроченное к 30-летию царствования императора Константина

362 г. – попытка императора Юлиана Отступника приступить к восстановлению иудейского Иерусалимского храма

438 г. – прибытие из Константинополя в Иерусалим опальной императрицы Евдокии, с именем которой связано создание многих храмов Святой Земли

614 г. – взятие Иерусалима войсками персидского шаха Хозроя. Разрушение всех христианских храмов, уничтожение всего христианского населения

630 г. –торжественный вход византийского императора Ираклия в освобожденный от персов Иерусалим. Возвращение Честного Животворящего Креста в храм Воскресения (Гроба Господня)

638 г. – взятие Иерусалима арабскими войсками халифа Омара ибн Хаттаба. Начало мусульманского владычества. Город становится одним из священных центров ислама и получает у арабов название Аль-Кодс (Святой)

801 г. – халиф Гарун ар-Рашид предоставляет императору Карлу Великому участок земли в Иерусалиме для строительства первой церкви Санта Мария Латина

1001 г. – великий князь Киевский Владимир Красное Солнышко, Креститель Руси, направляет первое русское посольство в Иерусалим

1009 г. – разрушение храма Гроба Господня фатимидским халифом Хакимом Безумным

1048 г. – восстановление храма Гроба Господня византийским императором Константином IX Мономахом

1099 г., 15 июля – взятие Иерусалима крестоносцами

1100 г. – создание латинского Иерусалимского королевства. Паломничество и смерть в Иерусалиме русской великой княгини Гиты Гаральдовны, жены Владимира Мономаха

1107 г. – игумен Даниил, автор первого русского «Хождения в Святую Землю», присутствует при чуде Схождения Святого Огня в храме Гроба Господня

1149 г., 15 июля – освящение новой базилики Гроба Господня, построенной крестоносцами

1167 г. – русская княжна, преподобная Евфросиния Полоцкая, просветительница Белоруссии, умирает в Иерусалиме, в «русской обители Богородицы»

1180 г. – французский архитектор мэтр Журден строит колокольню храма Гроба Господня

1187 г. – взятие Иерусалима войсками Саладина после разгрома крестоносцев в битве при Тивериаде

1219 г. – посещение Святой Земли святым Франциском Ассизским, основателем ордена францисканцев

1229 г. – прибытие в Иерусалим императора Фридриха II Гогенштауфена. Восстановление правления крестоносцев

1249 г. – переход города под власть мамлюкских султанов

1516 г. – завоевание Иерусалима турецким султаном Селимом I

1538 г. – султан Сулейман Великолепный строит современные стены Иерусалима

1649 г. – паломничество в Иерусалим старца Арсения Суханова, привезшего в Москву модель храма Гроба Господня, по образцу которого будет построен Патриархом Никоном Воскресенский собор Нового Иерусалима

1700 г. – подписание Константинопольского мирного договора между Россией и Турцией, впервые юридически защищающего права русских православных паломников в Иерусалиме и Святой Земле

1808 г., 30 сентября – пожар в храме Гроба Господня, уничтоживший Кувуклию, купол Ротонды и большую часть интерьера

1810 г., 13 сентября – освящение храма Гроба Господня, восстановленного греческим архитектором Николаем Комнином

1834 г. – землетрясение в Иерусалиме. Разрушение купола храма Гроба Господня

1841 г. – учреждение прусско-английской протестантской епископии в Иерусалиме

1847 г. – восстановление Латинского Иерусалимского Патриархата

1847 г. – учреждение Русской Духовной Миссии в Иерусалиме

1858 г. – учреждение Русского консульства в Иерусалиме

1859 г.– посещение Иерусалима великим князем Константином Николаевичем, с женой и сыном – первое «августейшее» паломничество в Святую Землю

1860 г.– основание еврейского квартала Мишкенот Шаананим, ставшего первым районом Иерусалима за стенами Старого Города

1860–1864 гг. – возведение Русских Построек, начало создания Русской Палестины

1864 г., 28 июня – освящение домовой церкви Русской Духовной Миссии во имя царицы-мученицы Александры – первого русского храма в Святой Земле

1869 г. – освящение нового купола храма Гроба Господня, восстановленного совместно Россией и Францией

1872 г., 28 октября – освящение Русского Троицкого собора в присутствии великого князя Николая Николаевича Старшего

1881 г., май – паломничество в Иерусалим и Святую Землю великих князей Сергия и Павла Александровичей и их кузена великого князя Константина Константиновича

1882 г., 21 мая – создание Православного Палестинского Общества (с 1889 г. – Императорского)

1883 г., 10 июня – обретение Порога Судных Врат в результате археологических раскопок на Русском Месте близ храма Гроба Господня

1886 г., 7 июня – освящение Вознесенского собора Русского Елеонского монастыря в Иерусалиме

1888 г. , 1 октября – освящение русской церкви Марии Магдалины в Гефсимании в присутствии великого князя Сергия Александровича и великой княгини Елизаветы Федоровны

1889 г., 20 октября – освящение Сергиевского подворья в Иерусалиме

1892 г. – открытие железнодорожного сообщения между Яффой и Иерусалимом

1896 г., 22 мая – освящение русской церкви во имя святого Александра Невского, у Порога Судных Врат, близ храма Гроба Господня

1898 г.– посещение Иерусалима германским императором Вильгельмом II

1905 г., 6 декабря – освящение Николаевского подворья на Русских Постройках в Иерусалиме

1917 г., 12 декабря – вступление в Иерусалим английских войск генерала Алленби, конец турецкого владычества

1945 г. – паломничество в Иерусалим Патриарха Московского и всея Руси Алексия I – первое посещение Святого Града Главой Русской Православной Церкви

1948 г., 14 мая – провозглашение государства Израиль

1948–1949 гг. – Первая арабо-израильская война. Раздел Иерусалима между Израилем и Иорданией

1997 г. – паломничество в Святую Землю Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в связи с празднованием 150-летия Русской Духовной Миссии в Иерусалиме

2000 г. – празднование двухтысячелетия Рождества Христова и наступления третьего тысячелетия Христовой эры

2005 г. – визит Президента РФ В.В. Путина в Израиль. Первое посещение Иерусалима главой Российского государства

2007 г. – 160-летие Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, освящение храма Всех святых, в Земле Российской просиявших, в Русском Горненском монастыре митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне Святейшим Патриархом Московским и всея Руси)

2008 г. – возвращение в собственность России Сергиевского подворья

Стены и башни старого города

Нынешние стены Старого Города возведены в середине XVI в. султаном Сулейманом Великолепным. Их толщина – 2,5 м, высота достигает местами 12 м. Общий периметр стен – около 4 км.

Пройти в город можно через любые из семи ворот, восьмые, Золотые, заложены тогда же, в XVI в.

С севера можно войти тремя воротами. Главными, центральными, являются Дамасские, построенные в 1537 г. От них начиналась дорога к Дамаску – та самая, по которой апостол Павел отправился когда-то с поручением синедриона преследовать дамасских христиан. Евреи называют эти ворота Сихемскими, т.к. арабский город Наблус (искаженное Неаполис) расположен на месте библейского Сихема (Шхема), арабы – «Вратами Колонны» (Баб-аль-Амуд). Археологические раскопки объяснили это название.

Под Дамасскими воротами были раскопаны ворота эпохи Адриана (первая пол. II в.), рядом находилась римская кордегардия, а в центре площади перед воротами стояла колонна со статуей императора. От колонны отсчитывалось расстояние до других городов.

Здесь же, поднявшись на городскую стену, можно пройти до Яффских ворот в одну сторону или до Иродовых – в другую.

Слева от Дамасских ворот, в сотне шагов, виден вход еще в одну подземную достопримечательность Иерусалима. Это – пещеры царя Седекии, каменоломни, из которых добывался камень для строительства города. Открывший их в прошлом веке британский разведчик и археолог Чарльз Уоррен, состоявший в масонской ложе, высказал идею превратить центральный зал пещер в зал масонских посвящений. В этом их назначении пещеры и использовались до начала XX в.

Справа, к западу от Дамасских ворот, почти у северо-западного угла Старого Города, находятся Новые ворота. Они действительно новее всех других, ибо были устроены по указанию турецкого губернатора Иерусалима лишь в 1889 г., для того чтобы открыть паломникам короткий проход к христианскому кварталу Старого Города и храму Гроба Господня.

К востоку от Дамасских расположены Иродовы ворота. Они тоже были прежде заложены и открыли их лишь в конце XIX столетия. Иродовыми назвали их потому, что находящиеся неподалеку развалины древнего храма были ошибочно отождествлены историками с дворцом Ирода Антипы, сына Ирода Великого, на суд к которому посылал Иисуса Понтий Пилат. Иногда эти ворота называют также Цветочными – возможно, из-за украшавших их цветочных гирлянд. Арабы называют их Баб-аль-Хотта («Ворота лунатиков») – по названию соседнего кладбища.

С восточной стороны в город вели двое ворот: ныне действующие Львиные и заложенные Золотые.

Золотые ворота в нынешнем своем виде – это сохраненная в основном строителями Сулеймана Великолепного византийская постройка, воздвигнутая на фундаментах Красных ворот Соломонова Храма. Название «Золотые» является, видимо, ошибочным переводом библейского названия «Красные ворота» (см. Деян. 3, 2), смысл которого, конечно, тот же, что в московских обозначениях «Красная площадь» и «Красные ворота». Они находились внутри внешних стен храма, т.е. значительно западнее, чем нынешние Золотые.

Ворота были заложены турками в 1530 г., поскольку, по древнему поверью, в них должен войти Мессия при Втором пришествии. Другие говорят, что ворота заложены в соответствии с пророчеством Иезекииля: И привел он меня обратно ко внешним воротам святилища, обращенным на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь вошел ими (Иез. 44, 1–2).

Впрочем, уже во времена крестоносцев Золотые ворота открывались лишь дважды в год: в Вербное воскресенье, в память о Входе Господнем в Иерусалим, и в праздник Воздвижения Креста Господня. Через них вошел в город император Ираклий, босой и в одной рубахе, неся Древо Креста на плече, после возвращения святыни из персидского плена. По специальной просьбе знаменитой русской княжны-паломницы преподобной Евфросинии Полоцкой для нее в 1167 г. также были открыты Золотые ворота.

У Львиных ворот, как и у большинства других в Иерусалиме, есть несколько обозначений, и каждое из них отражает свое время, свою историю. Их называют Львиными, потому что на них изображены не то львы, не то барсы, словом, некие геральдические «кошки», появившиеся здесь, очевидно, в период владычества мамлюкского султана Бейбарса. Половец или полурусский по крови, во всяком случае, выходец из южнорусских степей, он был продан в рабство монголами на еврейском невольничьем рынке в Кафе (нынешняя Феодосия) за бесценок, из-за поврежденного глаза. Но этот кривой раб, сделанный мамлюком, призван был стать великим полководцем и дальновидным политиком. Он остановил монгольские орды, рвавшиеся в Палестину (битва под Дамаском, 1258 г.) и положил начало почти 300-летнему правлению мамлюков в Иерусалиме.

Другое название ворот – «Ситти Мариам» («Ворота госпожи Марии»). Так называют их местные арабы, потому что рядом находится православный храм Рождества Богородицы. С Девой Марией связано и третье именование тех же ворот – Гефсиманские. От них действительно прямая дорога ведет к склону горы Елеон, где в Гефсиманском саду похоронена была Мать Иисуса.

Наконец, четвертое название – Стефановы ворота – связано с преданием о том, что здесь неподалеку был побит камнями, по иудейскому обычаю, святой архидиакон Стефан (34 г.), удостоенный Церковью имени Первомученика.

С юга в город также вели двое ворот. Мусорные (или Навозные) получили свое название с давних времен, когда через эти ворота вывозили мусор на городскую свалку, находившуюся в Геенне Огненной. Это узкие и низкие ворота. С востока к ним примыкает стена, построенная крестоносцами. За ними в Старом Городе располагался прежде Магрибский (или Мавританский) квартал, населенный выходцами из Северо-Западной Африки. Он был уничтожен после Шестидневной войны в связи с археологическими раскопками на площади к западу и югу от Стены Плача.

За Мусорными воротами, у внешней стены города, к западу размещался так называемый «город прокаженных». Прокаженным, которых было всегда много на Ближнем Востоке, запрещалось жить в черте города. Это объясняет тот факт, что больные обращались обычно к Спасителю за исцелением при Его приближении к городу. В 1869 г. для прокаженных была построена близ Яффских ворот у пруда Мамилла специальная больница по проекту архитектора К. Шика.

Сионские ворота, лежащие к западу от Мусорных, называются так, поскольку ведут из Старого Города на гору Сион. Ворота, как и некоторые другие, построены «углом», что было удобно обороняющимся в случае штурма города. Впрочем, надо сказать, за 400 лет османского господства Иерусалим ни разу не подвергался осаде или штурму, так что стены и башни его выполняли по большей части чисто декоративную функцию. Хотя до самого XX в. ворота исправно запирались на ночь.

Единственные западные ворота города называются Яффскими, т.к. ведут к Яффе – главной в XIX столетии пристани Палестины. От Яффы начинался путь христианских паломников к Иерусалиму. Поэтому ворота считались главными в Старом Городе. Арабы называют их Баб аль-Халиль («Врата друга» – имеется в виду праотец Авраам, «друг Божий»: отсюда начиналась дорога в Вифлеем и Хеврон). Справа от ворот – большой проем в городской стене, 12 м шириной, сделанный в 1898 г. специально для того, чтобы кайзер Вильгельм II мог въехать торжественно в город на белом коне, в окружении пышной кавалькады. Этот пролом заслоняет для многих впечатление от самих ворот, небольших, устроенных, как и Сионские и Дамасские, углом, или, по-русски, «захабом», для удобства обороны. Впрочем, в данном случае оборону обеспечивали не ворота, а находящаяся справа от них старая цитадель, именуемая Башней Давида.


Источник: Откровение Святой Земли / Н.Н. Лисовой. - М.: ДАРЪ, 2012 г. - 476 с. ISBN 978-5-485-00372-2

Комментарии для сайта Cackle