Источник

I. Отношение Бога Промыслителя к духам добрым

§ 40. Сохранение и управление Божие миром ангельским

Промышление Божие об ангелах, как и о всех сотворенных существах, состоит в сохранении их бытия и в управлении ими, или направлении их к цели их бытия. Что ангелы сохраняются в бытии Богом, это понятно само собою. Хотя они духовны по своей природе, но как не имеющее живота в себе (Ин.5:26), а получившие бытие от Источника жизни (Пс.35:10), необходимо нуждаются в помощи всесохраняющей силы Божией для продолжения своей жизни и, подобно всем тварям, от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу (Пс.103:27). Бог держа все, следовательно и ангелов, словом силы Своей (Евр.1:3), все животворящим (1Тим.6:13), в Его руке душа всего живущего (Иов.12:10), значит и ангелов. Бессмертие их есть бессмертие не по естеству, а по благодати, ибо все имеющее начало по естеству имеет и конец. Посему они одинаково со всеми прочими созданиями призываются к прославлению Бога Вседержителя: хвалите Его, все Ангелы Его (Пс.148:2). В зависимости же от Бога находится и такое нравственное состояние оставшихся верными Ему ангелов, что они не могут отпасть от Него и вообще грешить. Бог есть производящий все во всех (1Кор.12:6), а посему не по естеству, а по благодати Божией ангелы пребывают и будут пребывать в неизменно добром нравственном состоянии (Прав. Испов. 20 вопр.).

Управление Божие миром ангельским состоит в том, что Бог направляет и содействует ангелам в достижения цели их бытия – совершенства и блаженства. Откровение в подробных чертах изображает действия управления Божия миром ангельским. Оно учит, что они премудростью Божьею ведутся к достижению цели их бытия прямыми и косвенными путями: прямо – чрез употребление их Богом соответственно их назначению на непосредственное служение Самому Себе, и косвенно – чрез употребление их на служение людям и природе, в качестве орудий промышления Божия о вселенной и о человеческом роде.

§ 41. Служение ангелов Богу

Ангелы служат Богу непосредственно тем, что предстоят Ему, покланяются Ему и прославляют Его. Так, пр. Исаии видел, что вокруг Него стояли Серафимы… И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! (Ис.6:2, 3; сн. Иез.3:12). Св. Иоанн Богослов свидетельствует о горних силах, что они ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет (Откр.4:8; 7:11–12). Пр. Даниил так же удостоился видеть Ветхого днями, сидящего на престоле небесном, и тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним (Дан.7:10). И по словам Спасителя, ангелы всегда (διὰ παντός) видят лице Отца Моего Небесного и исполняют на небесах Его волю (Мф.18:10; 6:10). Они служат и Сыну Божию, пребывающему одесную Бога Отца (1Пет.3:12; Еф.1:21).

Согласно со свидетельствами откровения и древние отцы говорили: «живут (ангелы) на небесах, и одно у них дело – песнословить Бога и служить божественной Его воле». 252 Само собою понятно, что предстояние ангелов пред Богом, их славословие и поклонение следует понимать не в грубо чувственном смысле, а сообразно с духовностью их природы.

Что касается цели такового служения ангелов, то Сам Бог, конечно, не имеет нужды в славословии тварей. Посему назначение ангелам такого служения имеет целью благо самих же ангелов. Так как Бог есть Свет истинный (Ин.1:9; 1Ин.1:5; Ис.60:19, 20) и неисчерпаемый Источник жизни (Пс.35:10; 1Тим.6:13), то, удостаиваясь ближайшего общения с Богом, они почерпают отсюда по мере своих сил нужный для своего озарения свет и необходимую для укрепления в добре благодать, а вследствие сего не перестают все более и более возрастать и преуспевать в познании истины, а также утверждаться в добре и, таким образом, достигать своего назначения. В частности же, постоянное озарение от Света лица Божия способствует и успешному выполнению ангелами разнообразных служений сих миру и человеку. Так учили и ведшие отцы древней церкви. «Божие служители, которые стоят близ высокого престола, говорит Григорий Богослов, приемлют на себя первый луч чистого Бога, и, просветленные им, преподают свет и смертным». Озаряемые «от первой Причины», они «так вообразили и напечатлели в себе Благо, что сделались вторичными светами, и посредством излияний и предаяний первого Света могут просвещать других». 253 По словам Василия Великого, ангелы вследствие общения со Святым по естеству, имеют в себе святыню, которая проникла все их существо и соединилась с их природою». 254

§ 42. Ангелы как орудия промысла Божия о мире вообще и о человеке в особенности

Светлые духи не только непосредственно служат Богу, как неумолкаемые песнопевцы Его бесконечных совершенств и славы, но и содействуют – по назначению и повелению Самого Господа – благосостоянию других тварей.

Господу угодно было сделать ангелов орудиями Своего промысла о мире вообще и о человеке в особенности. Как всемогущей, Он, конечно, не имеют нужды в каких бы то ни было орудиях для достижения премудрых и благих целей Своего промысла. Посему, если Он предназначил ангелов быть орудиями Своего промышления, то, конечно, потому что для самих ангелов исполнение разнообразных поручаемых Богом служено представляет необходимый путь к их усовершенствованию и укреплению воли в добре. Такое употребление ангелов, как орудий промысла Божия, представляется в Писании столь обыкновенным, что имя ангела (άγγελος – посланник, вестник), будучи именем должности, сделалось собственным и преимущественным именем бесплотных духов. Но в Св. Писании указываются многочисленные случаи их действительного посольства в мир для исполнения разнообразных определений Божиих в мире вещественном, а особенно в мире нравственном.

Ангелы являются орудиями промысла Божия о мире вещественном. В Писании есть упоминание об ангелах, имеющих власть над огнем (Откр.14:18), о четырех ангелах, стоящих на четырех углах земли и держащих четыре ветра земли (Откр.7:1), или об Ангеле вод (16:5), готовых исполнить над сими стихиями волю Мироправителя. Эти и подобные указания Писания ведут к заключению, что Бог поставил некоторых из ангелов блюстителями частей и стихий мира видимого. Такое учение не есть догмата веры, но как мнение оно было высказываемо и допускаемо с древних времен. Афинагор, напр. писал: «мы признаем множество ангелов и служителей, которых Творец и Зиждитель мира Бог чрез Свое Слово поставил и распределил управлять стихиями, и небесами, и миром и всем, что в нем и благоустройством их.» 255 По словам Григория Богослова, «сии умы прияли каждый одну какую-либо часть вселенной, или приставлены к одному чему-нибудь в мире, как ведомо было сие все Устроившему и Распределившему». 256 Следуя древне-отеческому учению, св. Димитрий об ангелах первого чина низшей степени замечает: «вручено им есть вселенной управление». 257

В откровении указываются и примеры действования ангелов, как исполнителей велений Божиих, в мире чувственном. Так, при посредстве ангелов совершено Господом разрушение Содома и Гоморры (Быт.19:13) и поражение язвою при Давиде жителей Иерусалима (2Цар.24:15, 17; 1Пар.21:14, 16); ангел Господень в одну ночь поразил 185 тысяч ассирийского войска (4Цар.19:35; 2Пар.32:21; Ис.37, 36). В новом завете говорится: Ангел Господень по временам (κατὰ καιρὸν) сходил в купальню (в Исрусалиме, при доме милосердия) и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью (Ин.5:4). Ангел при воскресении Спасителя сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба (Мф.28:2), а камень был весьма велик (Мк.16:4); ангел освобождал апостолов от уз темничных (Деян.5:19; 12:7–10); ангел поразил смертною болезнью Ирода (Деян.12:23).

Но с особенною подробностью откровение учит об ангелах, как орудиях промысла Божия о человеке. По изображениям откровения и верованию церкви они служат орудиями промысла Божия о человеческом роде вообще, являются хранителями отдельных народов и человеческих обществ и частных лиц. 258

§ 43. Служение ангелов людям вообще

Ангелы находятся в особенно близком отношении к роду человеческому. Как старшие братья в одном семействе одного и того же Отца небесного, как члены единого тела Христова – Его церкви, они сколько по воле Божией и Христовой, столько же, без сомнения, по своей собственной, принимают живое участие в делах человека и судьбах всего человечества. По свидетельству апостола, участие ангелов к судьбам людей вообще выражается в том, что они посылаются Богом споспешествовать нашему спасению: Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение (Евр.1:14). И Св. Писание в многочисленных примерах и изречениях показывает, что ангелы действительно являются споспешниками спасение всего человеческого рода и исполнителями повеления Промыслителя о человеке.

Вся история домостроительства человеческого спасения совершилась и совершается при участии и содействии ангелов делу спасения человечества.

Так, в ветхозаветные времена, времена приготовление людей к принятию Искупителя, ангелы нередко учили людей воле Божией, когда являлись благочестивым патриархам, напр. Аврааму (Быт.18 гл.), Лоту (Быт.19 гл.), Иакову (Быт.28:12; 32:1–2), открывали им будущее, утешали и подавали им помощь. Иногда же были посылаемы для того, чтобы по праведному суду Божию казнить грешников, напр. жителей Содома и Гоморры (Быт.19:13), для вразумления и назидания всех земнородных (2Пет.2:6). При служении же ангелов дан был людям сам закон письменный, как видно отчасти из сказания Моисея, что Бог явился на Синае со тьмами святых, и одесную Его ангели с ним (Втор.33:2 – ц.-слав. Библия), а еще более из свидетельств нового завета: первомученик Стефан говорил иудеям, что они приняли закон при служении Ангелов (Деян.7:53), а по словам ап. Павла, закон преподан через Ангелов (Гал.3:19; сн. Евр.2:2). Ангелы и после дарования закона, нередко наставляли людей, являлись пророкам, напр. Даниилу (9:21), Захарии (3:1), и открывали им волю Божью касательно человеческого спасения. Ангел же возвестил зачатие Предтечи (Лк.1:28) и рождение Самого Спасителя мира (Мф.1:20).

С явлением Спасителя мира, ангелы изображаются принимающими самое живое участие в совершении Им дела искупление и усвоении людьми плодов искупления, вообще в судьбах царства Божия. Радостное событие рождения Искупителя они приветствовали песней: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение (Лк.2:14). В самом начале Своего служения миру Спаситель говорил: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому (Ин.1:51). Это значило, что с явлением Сына Божия во плоти связь и общение мира ангельского с миром человеческим имели стать теснее и ощутительнее, небожители должны явиться служителями Сына человеческого. История общественного служения И. Христа представляет постоянное подтверждение этого: Ангелы приступили и служили Ему после искушения (Мф.4:11), Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его в предсмертной молитве (Лк.22:43), ангел отвалил камень от двери гроба при Его воскресении (Мф.28:2), ангелы возвестили мироносицам о Его воскресении (Мф.28:5–7; Лк.24:4–6; Ин.20:12–13), а апостолам – о вознесении на небо и о втором Его пришествии (Деян.1:10–11). Служение ангелов Искупителю мира есть и служение роду человеческому, ибо Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф.20:28). Зная евангелие и проразумевая тайну искупления (1Тим.3:16; 1Пет.1:12), они радуются спасению человека: бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся, говорит Спаситель в заключении притчи о заблудшей овце и потерянной драхме (Лк.15:10). Посему они содействуют устроению и распространению церкви Христовой на земле. Так, ангелы освобождали неоднократно апостолов от уз темничных (Деян.5:19; 12:7), ангел внушал Корнилию призвать к себе ап. Петра и принять от него крещение (Деян.10:3). Ангелы возносят молитвы верных к Богу (Откр.8:3–4). При такой близости к Спасителю и спасаемым, они явятся при последнем откровении Сына человеческого во второе славное Его пришествие и исполнителями, и участниками последних судов Божиих (Мф.13:39–43, 49; 25:3; Лк.9:26; 2Фес.1:7 и др.).

Но кроме общего служения ангелов роду человеческому, есть еще особенное и частное служение их людям. Одним из чина ангельского вверены целые общества человеческие для хранения и благоуправления, другим поручено попечение в особенности о частных лицах, т. е. хранение и руководство в жизни тех или других из нас.

§ 44. Ангелы-хранители человеческих обществ

Ангелы являются орудиями промысла Божия о целых человеческих обществах. «Они даются, учит православная церковь, для хранения городов, царств, областей, монастырей, церквей и людей, как духовных, так и мирских» (Пр. Испов. I ч. 19 вопр.).

I. Учение об ангелах народоправителях или ангелах-хранителях отдельных царств и народов принято новозаветною церковью от церкви ветхозаветной. 259 В Откровения ясное удостоверение в бытии ангелов народоправителей находится в книге пр. Даниила (10 гл.). Пророк свидетельствует, что когда умножил он свои вопли и усугубил молитвы к Богу о прекращении бедствий иудеев, о совершенном освобождении их от ига персидского, было ему откровение (видение) великой силы. 260 Явился ему после его трехнедельных поста и молитвы ангел, вместе с ним двадцать один день ходатайствовавший пред престолом Всевышнего об освобождении иудеев от ига персидского, и возвестил откровение о дальнейшем продолжении истории народа Божия в связи с историей всемирных монархий и всего мира. Но при этом небесный вестник допустил пророка до созерцания невидимых споров в горнем мире. Он говорил, что молитва пророка была услышана с первого дня... « и я бы пришел по словам твоим (т. е. возвестить откровение воли Божией), но князь царства персидского стоял против меня двадцать один день; но вот Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остаюсь там при царях персидских. А теперь я пришел возвестить тебе, что будет с народом твоим в последние времена... Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем персидским; а когда выйду, то вот придет князь Греции... Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном Писании, и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, (точнее, – против них), кроме Михаила князя вашею»... Затем вестник открыл о том, что имеет быть в царствах персидском, греческом и сиро-египетском с поразительною точностью и подробностью, только без собственных наименований царей македонских, египетских и сирских (11 и 12 гл.). Среди предстоящих тяжких страданий и бедствий, которые Израилю придется претерпеть, народ все-таки будет спасен: «и восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое... но спасутся в это время из народа твоего все, которые будут записаны в книг: жизни» (12:1). Мысль об ангелах хранителях целых народов выражена ясно. 261 Возвестивший откровение был вестник с небес, значит и события, о которых он говорил, происходили в мире горнем. А отсюда следует, что и под именами князей персидского, греческого и иудейского царств должно разуметь князей не земных, а небесных, т.е. ангелов, которым вверены от Бога означенные царства. Это тем очевиднее, что князь еврейский прямо называется Михаилом, – именем, принадлежащим одному из архистратигов небесных, а у иудеев история не знает никакого князя Михаила. 262 Отсюда же следует, что, если не только иудейское, но и персидское и греческое царства, царства языческие, не лишены были особых покровителей и блюстителей из небесного лика ангелов Божиих, то нет причин сомневаться, что и каждое земное царство имело и имеет особого покровителя и блюстителя в своем ангеле хранитель. Каждому (из ангелов) дано, по словам Григория Богослова, особое начальство от Царя, иметь под надзором людей, города и целые народы. 263 Нет причин сомневаться, напр., что фараону ангелом (Быт.41:1–28), поставленным над египтянами, равно как и царю вавилонскому своим ангелом в сновидениях было возвещено о промыслительных определениях Божиих.

О достоинстве ангелов народоправителей Василии В. рассуждает так: «все ангелы имеют как одно наименование, так, конечно, одну и ту же общую всем природу, однако же одни из них поставлены начальствовать над народами, а друге – быть сопутниками каждому из верных. Но в какой мере целый народ предпочтительнее одного человека, в такой же, без сомнение, по необходимости выше достоинство ангела народоправителя в сравнении с достоинством ангела, которому вверено попечение об одном человек». 264

Что касается целей служения ангелов хранителей царств и народов, и средств к достижению оных, то таковые можно полагать в следующем. Цель их служения состоит, конечно, в том, чтобы содействовать вверенным их храпению народам, в достижении тех премудрых и благих целей, какие единым Мироправителем назначены каждому народу, частнее – содействовать благу народов, а для сего – предохранять и избавлять от зла, вести по пути гражданских усовершенствований, особенно же вести к Богу, т. е. непросвещенных – к просвещению светом христианской истины, а просвещенных – по пути благочестия. Главными средствами к достижении этих целей являются: молитвенное предстательство пред Богом за вверяемые их попечению народы (Дан.11 гл.), – и внушение людям, особенно царям и другим властителям, мыслей и намерений, служащих ко благу народов (Быт.11:1–28). Но могут быть у них и другие невидимые средства к устроению блага народов. Как совершеннейшие людей по уму, превосходя их крепостью и силою (2Пет.2:11), они лучше людей могут знать нужды охраняемых ими царств и народов, могут изыскивать и соответствующее способы и средства к их удовлетворению.

II. Верование в бытие ангелов хранителей частных церквей или обществ верующих также есть верование древнее. Основание онаго находится в словах Господа о семи ангелах семи церквей малоазийских: Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей (Откр.1:20). Правда, под символом звезд здесь разумеются и епископы или видимые представители церквей (ясно это из 2 и 3 гл.), но вместе с сим дается указание и на невидимых предстоятелей церквей, которые суть ангелы церквей в собственном смысле. Так именно понимали приведенное изречение древние отцы. «Я уверен, говорит Григорий Богослов, что особенный ангел покровительствует каждую церковь, как научает меня Иоанн в Откровении». Посему, прощаясь с паствою Константинопольскою, он восклицал: «простите ангелы, надзиратели сея церкви, а также моего пребывания здесь и отшествия отсюда.» 265 Если малоазийские церкви имели особых ангелов хранителей, то естественно заключение, что и другие церкви не лишены особых ангелов хранителей. Васил. В., утешая никопольских пресвитеров, писал им: «вас печалит, что извергнуты вы из ограды стен: но вы водворитесь в крове Бога небесного, и с вами ангел блюститель церкви», разумеется никопольской. 266

Цель служения ангелов-хранителей частных церквей состоит, конечно, в том, чтобы руководить церкви и всех членов оных к горнему отечеству, а главными средствами к тому служат молитва и наставления и внушения членам церкви, особенно ее вождям и руководителям в лице пастырей церкви.

§ 45. Ангелы-хранители частных лиц

Ангелы служат орудиями промысла Божия о частных лицах. Церковь учит, что каждый из верующих имеет своего особенного ангела, который пребывает при нем и хранит его, и потому называется ангелом хранителем (Прав. испов. отв. на копр. 20. Прав. катих. О перв. чл.).

I. Верование в ангелов хранителей частных лиц существовало еще в церкви ветхозаветной. Оно основывалось частью на встречающихся в Писании ветхого завета указаниях на близость и вспомоществование ангелов человеку в тех или других случаях жизни его и служения. Так, Авраам, посылая раба для отыскания жены Исааку, обещал ему в руководство ангела, и этот раб действительно был руководим ангелом в нахождении Ревекки (Быт.24:2–67). И. Навину в чудесном завоевании Иерихона послужил ангел, наименовавши себя архистратигом силы Господней (Нав.5:13–16). Родителям Самсона дважды являлся ангел, предсказал матери его необыкновенное рождение, преподал правила осторожности в дни ее чревоношения и указал обоим способ изъявления благодарности Богу (Суд.13 гл.). Пр. Илия неоднократно в своем служении получал наставление и руководство от ангела (3Цар.19:2–19; 4Цар.1:3, 15). Пр. Захария также свидетельствует, что он ощущал особенную близость к себе ангела, глаголавшего в нем, и от него получал как разрешение недоумений, так и наставление в руководство при своем служении. (Зах.2:3; 4:4; 5:5 и др.). Но более прямые указания ветхого завета на бытие собственно ангелов-хранителей, по крайней мере, людей богобоязненных находятся у Псалмопевца. Он учит, что Бог ополчает ангелов Своих вокруг боящихся Его: Ангел Господень ополчается (с евр. – ополчатся ангелы Господни) вокруг боящихся Его и избавляет их (Пс.33:8). Живущих под покровом Вышнего он уверяет: не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему; ибо Ангелам Своим заповедает о тебе охранять тебя на всех путях твоих (Пс.90:10–11). А в книге Товита представляется живое и трогательное изображение тех действий охранения, руководства, вразумления и вспомоществования, каковые может надеяться получить от ангела хранителя в разных обстоятельствах своей жизни человек, преданный вере. Ангел был видимым, хотя и неведомым спутником Товии в г. Раги, избавил его от опасности при Тигре, давал благотворные советы, располагал все к благу и, наконец, устроил исцеление Товита.

В новом завете истина о бытии ангела-хранителя у каждого из верующих, засвидетельствована Самим И. Христом и Его апостолами. Убеждая уважать каждого верующего, сколько ни казался бы он малым и слабым, И. Христос сказал апостолам: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного (Мф.18:10). Относить ли это изречение к младенцам веры, или разуметь оное о младенцах естественных, из коих один был видимым предметом слова Христова (2–5 ст.), одинаково следует заключение, что каждый из верующих имеет своим хранителем одного из духов мира ангельского. Если каждый верующий и младенец веры – имеет ангела хранителя, то ужели не имеют ангелов-хранителей и малые дети, ибо и они по силе крещения могут именоваться младенцами веры? И наоборот, если каждое малое дитя имеет ангела хранителя, то не следует ли, что и возрастные не лишены ангелов хранителей? Возрастные более способны к духовному общению – с одной стороны, а с другой – несравненно боле подвержены искушениям, а потому более нуждаются в помощи небесных хранителей.

Ап. Павел, рассуждая о высочайшем божеском достоинстве И. Христа сравнительно с достоинством ангелов, говорит о них: Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение (Евр.1:14)? Очевидно, что если всякий верующий по силе крещения предназначается ко спасению и к таковым посылаются на служение ангелы, то каждый из них имеет своего ангела-хранителя. Что касается способа сопребывания ангелов, на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного (Мф.18:10), с сохраняемыми на земле, то это для нашего разума составляет тайну; объяснить это мог бы разве тот, кто восхищен был до третъего неба (2Кор.12:2).

В церкви апостольского века существовало твердое верование в ангелов хранителей каждого верующего. Особенно ясно выразилось оное по случаю освобождения ап. Петра ангелом от уз темничных (Деян.12:12–16). На сообщение служанки о том, что Петр стоит у ворот дома, в котором многие собрались и молились, они не хотели ей верить, но говорили: это Ангел его. Говорившие так, очевидно, выражали убеждение, что но только у каждого младенца веры, но и у каждого из таких мужей веры, как Петр и прочие апостолы, есть особый ангел хранитель.

II. Раскрытие более частными чертами учения об отношении к нам ангелов хранителей можно находить в творениях древних отцов и учителей церкви. На основании указаний Писания, они старались дать ответ на все главнейшие вопросы, представляемые этим учением, именно: 1) каждому ли человеку и с какого времени дается ангел хранитель, 2) постоянно ли и до какого времени продолжается служение данного человеку ангела и 3) в чем именно состоит это служение?

1. На вопрос о том, каждому ли человеку и когда Бог дарует ангела хранителя, господствующим в древней церкви было мнение, что ангелы даруются не всякому человеку безразлично, но только верующим в Искупителя и по вере благодатно возрожденным в крещении. Со времени крещения, но не с самого рождения человека, начинается и служение ему его ангела хранителя. Основание для такого мнение видели в вышеприведенных изречениях Писания об ангелах (Мф.18:10; Евр.1:14; Пс.33:8). Относительно членов ветхозаветной церкви, когда не было еще крещения, высказывалось мнение (на основании Пс.90:11), что богобоязненные из них имели ангела хранителя по вере во грядущего Спасителя. 267 Естественно заключать, что и во времена новозаветные, когда некоторые из искренне верующих по обстоятельствам жизни оставались иногда на много лет без крещения, (а в первые века иногда и мученичеством запечатлевали свою веру, не успев принять крещения), не лишены и до крещения помощи ангелов хранителей; подтверждением этой мысли может служить история обращения Корнилия при содействии ангела (Деян.10:3, 6, 22; 11:13–14).

2. По вопросу о том, постоянно ли находится при человеке данный ему при крещении ангел хранитель и до какого времени, должно думать, согласно с древнеотеческим мнением, что служение ангела хранителя человеку, принадлежащему к царству Божию, продолжается всю земную жизнь человека; – из притчи о богатом и Лазаре (Лк.16:22; ср. 12:20) можно видеть, что ангелы не оставляют человека и в час его смерти, а душу его приводят в неведомую ей страну вечности. Однако бывают случаи в жизни охраняемых, когда ангел отдаляется от человека. Иногда это бывает по особым премудрым намерениям Божиим, при борьбе охраняемых с искушениями, как было с Самим И. Христом в пустыне искушения. «Доколе продолжалась брань, говорить И. Златоуст, Христос не попускал являться ангелам, дабы сим не отогнать того, кого надлежало уловить. Но, когда изобличил его во всем и заставил бежать, тогда явились и ангелы». 268 Но преимущественно виновником удаления от себя ангела хранителя бывает сам человек, когда совершенно предается страстям и порокам. «Как пчел отгоняет дым и голубей смрад, говорит Василий В., так и хранителя нашей жизни отдаляет многоплачевный и смердящий грех», 269 по причине, конечно, несовместимости чистого естества его с грехом. Впрочем, и самый великий грешник может примириться со своим ангелом хранителем посредством искреннего раскаяние в грехах и оставления их навсегда. В таком случай, по слову Писания, великая радость бывает для всех ангелов на небе (Лк.15:10).

3. Цель служения ангелов хранителей людям состоит в том, чтобы способствовать достижению спасения ищущим оного (Евр.1:14), иначе – содействовать тому, чтобы возрожденные и очищенные от греха благодатью Св. Духа сохраняли без порока дух, душу и тело к пришествию Господа нашего И. Христа (1Фес.5:23). Сообразно с этим служение их верующим, по изображениям Писания и святоотеческому учению, выражается в том, что они являются: 1) верными наставниками в вере и благочестии (Зах.2:3; 4Цар.1:3, 15–17; Суд.2:1–6 и др.), каковыми они могут быть потому, что их знание тайн царства Божия, мудрость и проницательность выше человеческих, и они так укрепились в добре, что не могут грешить; 2) хранителями душ и тел наших (Пс.90). «Как городские стены, вокруг облегая город, отовсюду отражают вражеские нападения, говорит Василий В., так и ангел служит стеною спереди, охраняет сзади и с обеих сторон, ничего не оставляет не прикрытым». 270 поскольку знание и силы ангелов далеко превышают всю мудрость и все человеческое могущество, то они могут делать и делают многое для хранимого человека, могут невидимо отклонить человека от опасности, угрожающей душе или телу от врагов видимых и невидимых, в сонном или бодрственном состоянии, могут благовременно предостеречь от них тайным озарением ума или другим способом, одушевить мужеством, утешить в скорбях и болезнях и пр. Наконец, ангелы являются 3) нашими молитвенниками пред Богом (Мф.18:10; Откр.8:3; Тов.12:15–20). Они не только возбуждают хранимых к молитве, но с молящимися сами молятся и возносят в своих святых молитвах наши немощные молитвы к Живущему во свете неприступном. Св. И. Лествичник, один из опытнейших наставников молитвы, пишет в научение молящимся: «если усладился или умилился ты каким словом молитвы, то остановись на нем. Ибо тогда хранитель ваш молится вместе с нами.» 271

Подробное указание всех действий служения ангелов хранителей верующим содержится и в употребляемых церковных молитвословиях (в двух канонах и молитвах к ангелу хранителю).

III. Учение об ангелах хранителях частных лиц, как известно, отвергают протестанты. Признавая, что Бог посылает иногда людям, Своих ангелов, они однако не допускают, чтобы Он каждому верующему (а также и целым народам) назначал известного ангела, как хранителя и наставника его до самой смерти. Подобные воззрения в новейшее время, при ослаблении веры в самое бытие мира духовного, разделяются многими и не из протестантов. Против учения об ангелах хранителях выставляют разнообразные возражения. Укажем главнейшие из них с выяснением их неосновательности. 272

1. Говорят, что Сам Бог промышляет о человеке, знает все наши немощи, беды и опасности, хранит нас и дарует все необходимое (Пс.120:4–5; 16:8; Еф.6:11 и др.), а потому служение ангелов хранителей неуместно. Но непосредственное промышление Божие о человеке не может исключать уместности Его промышления через некоторые посредства и орудия. Сам Бог, напр. поддерживает и сохраняет природу видимую (Пс.103:27–30), произращает древо плодовитое и всякое растение в полях, подает влагу дождевую для орошения земли (Пс.148:8) и пр.; однако это не препятствует и человеку трудиться в улучшении садового дерева и удобрении земли. Или – Сам Бог промышляет о царствах (Дан.4:14–22), но в то же время цари, как слуги Божии (Рим.13:4), являются действительными орудиями промысла Божия о царствах и народах; равно Сам Он промышляет о церкви (Еф.1:22), но видимо управляет ею чрез пастырей и учителей (Деян.20:28). Подобным же образом, очевидно, и непосредственное промышление Божие о человеке не исключаете уместности промышления о нем чрез ангелов.

2. Служение ангелов людям находят несообразным с достоинством ангелов, как существ высших человеков и безгрешных. Полагают, что обращение ангелов с людьми было бы для них унижением и наказанием. Но нельзя почитать несообразным с достоинством ангелов служение их людям после того, как Сам Господь и Владыка ангелов и человеков уничижил Себя Самого, приняв образ раба (Флп.2:7), дабы послужить людям и отдать за них душу Свою (Мф.20:28). Служат и цари подданными пастыри – стаду, начальствующие вверенным их начальственному попечению, но это не почитается унижением для них. Что касается обращение ангелов с людьми грешными, то, конечно, обращение это может соединяться со скорбью и горестью, грех может и удалять ангелов от нас, как это испытывали те, которые старались замечать в себе действие ангела хранителя. Но с другой стороны, служение грешным людям открывает для самих ангелов обширнейшее и вполне достойное их поприще для совершения высоких подвигов самой чистой и пламенной любви, для обнаружения в бесчисленных случаях самоотвержения, снисходительности к грешникам, терпение и многих других свойств. А для любви чистой, какую имеют ангелы, не могут быть наказанием заботы об усовершенствовании других. Это испытывают и люди, имеющие более чистое и возвышенное чувство любви. Так, ап. Павел желал быть за Израильтян отверженным, лишиться своего спасение, если бы только этим мог спасти их (Рим.9:3). Короче того, спасение ангелом от погибели человека, внимающего таинственным внушениям своего хранителя, в вечности, когда души спасенных людей и ангелы будут находиться в блаженном общении, послужить источником радости и блаженства не для человека только, но и для ангела (Лк.15:10; Евр.12:22–23).

3. Указывают далее, что учение об ангелах хранителях не подтверждается опытом. Если бы существовало влияние ангелов на человека, то оно было бы ощутительно, но на самом деле оно будто бы не ощущается; по мнению некоторых, даже и невозможно влияние ангелов, как существ духовных, на человека. Но действия духов на человека так же возможны, как возможно общение душ между собою, как возможны влияние одного человека на другого и действия духа человеческого на видимую природу. Что же касается неощутительности служения ангелов людям, то действия духовных существ и не могут быть так же ощутительными и осязательными, как действия, производимые на нас чувственными предметами. Чтобы ощущать в себе влияние чистых духов, нужно иметь готовность и способность внимать внушениям ангельским, равно внимательность к самому себе и происходящим в душе переменам. Тогда будут ощутительными действия бесплотных духов, как удостоверяют это примеры из жизни святых подвижников.

4. Наконец, приводят против того же учения такое соображение: по опыту известно, что никто из людей не изъят от бедствий жизни и от грехов, а посему – где же благопотребное служение и содействие людям ангелов? Но постигающие человека бедствия так же мало дают основания сомневаться в бытии ангелов хранителей, как и отвергать бытие промысла Божия о человеке вообще. Бедствия служат ко благу самих претерпевающих оные или направляются к пользе и вразумлении других. Действия же греховные не пресекаются ангелами, когда сам человека, неудержимо стремится ко греху, отвращается от руководительства ангела, потому что в этом случае уничтожалась бы свобода человека.

Так мало основательными являются возражения против учения об ангелах, как хранителях, помощниках, утешителях, наставниках и покровителях человека. Учение это, подтверждаемое историей и опытами жизни, должно вызывать не возражения, а достойное почитание и призывание ангелов в молитвах к Богу со стороны охраняемых ими, к чему и призывает церковь своих верных сынов. 273

§ 46. Нравственное состоите и блаженство добрых ангелов

Бесплотные духи, как созданные существами свободными, по природе своей могут свободно пребывать и преуспевать в добре и уклоняться ко злу. Достижение совершенной святости и утверждение в добре для них, как и для людей, посему возможно при личных свободных стремлениях к добру и упражнениях в добре конечно, вспомоществуемых благодатью Божиею. И ангелы Божии, существуя множество веков, имея совершенные способности, просвещаемые и оживотворяемые благодатью Божьей, как на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного (Мф.18:10), являя долговременное послушание воле Божией при исполнении возлагаемых на них служений, видя на других существах страшные примеры падения и казни, а особенно после воплощения, смерти и воскресение Христа Спасителя для нашего спасения, без сомнения, стяжали ясное познание и твердый навык в добре. Но утвердились ли они в добре так, что не могут отпасть от него?

В откровении есть прямые свидетельства, удостоверяющие, что ангелы совершенно утвердились в добре, так что не могут отпасть от Бога. Они называются в Писании Ангелами света (2Кор.11:14), избранными (1Тим.5:21), изображаются образцами кротости (2Пет.2:11; Иуд.1:9), говорится об них, что они всегда видят лице Отца небесного (Мф.18:10; 22:30), что обещается в загробной жизни только святым (1Ин.3:2). На повиновение ангелов воле Божией указывается людям, как на достойный подражания пример: да будет воля Твоя и на земле, как на небе, учил Спаситель верующих обращаться к Богу в молитве (Мф.6:10). Говорится, что по воскресении верные будут подобны ангелам (Мф.22:30; Мк.12:25; Лк.20:3–6) и даже сравнивается с их состоянием слава воскресшего Мессии (Евр.1:4–14). Но особенно удостоверяет Писание о совершенном утверждении ангелов в добре, когда учит, что они пребудут святыми при конце мира, когда вместе с ними явится Господь живых и мертвых и они будут окружать престол Его (Мф.25:31; Иуд.1:14). Если они до того времени сохранят свою чистоту, а после уже не будет случая и возможности потерять ее, то отсюда следует, что они никогда не падут, следовательно, утвердились в добре. И Писание указывает, что они пребудут гражданами Иерусалима небесного (Евр.12:22–23) или членами царства славы, имеющего существовать во веки веков (Откр.22:5).

Однако такое нравственное состояние ангелов, что они пребывают и пребудут добрыми есть дар благодати Божией, заслуженный ими, а не свойство самой их природы. «Они не могут грешить, учит церковь, не по естеству своему, но по благодати Божией». Благодать эта дарована им за долговременное послушание воле Божией и непреклонную верность Богу, которую они явили во время отпадения сатаны (Прав. Исп. вопр. 20). Святость же по естеству свойственна только Богу. «Как железо, объясняет Василий В., положенное в средину огня, не перестает быть железом, но будучи раскалено до сильнейшего сходства с огнем и, приняв в себя все свойства огня и цветом и действиями подходит к огню, так и сии святые силы (т. е. ангелы) вследствие общения со Святым по естеству, имеют в себе святыню, которая проникла уже все их существо и соединилась с их природою. Различие же у них со Святым Духом то, что в Духе святость есть естество, а в них освящение по причастию.» 274 Подобным же образом Григорий Богослов учит об ангелах, что «неудободвижимость или неподвижность их ко злу не от иного кого, как от Святаго Духа». 275 Без помощи Божьей и они, как ограниченные по своей природе существа, могут явить некоторые недостатки (в ц.-слав. – стропотное – уклониться от тропы, дороги), т. е. уклониться от своего высокого назначения (Иов.4:18; сн. 15:15). «Если отнимем (от них) мысленно Духа, говорить св. Василий, расстроятся ангельские лики, истребятся архангельские начальства, все придет в смешение, жизнь их сделается нецелесообразною, бесчинною, неопределенною». 276 Посему они, не смотря на близость свою к Богу, всегда предстоять Ему со страхом и трепетом.

С утверждением в добре ангелы утвердились, конечно, и в соразмерном с нравственным состоянием блаженстве, которое от них не отнимется. Блаженство ангелов состоит в том, что они всегда видят лице Отца Небесного (Мф.18:10), окружают престол Божий (Откр.5:11; 7:11), т. е. наслаждаются богопознанием – и созерцательным, и деятельным – и находятся в ближайшем общении с Богом, а от сего не может не происходить высочайшая радость и блаженство. Находятся они также во взаимном дружественном общении совершеннейшего единомыслия и любви, для чего у них, конечно, есть свой особый, им свойственный язык, о чем упоминает и ап. Павел, когда говорит о языках ангельских и словах, слышанных им на третьем небе (1Кор.13:1; 2Кор.12:4). Наконец, как участвующее в деле спасения человека, они радуются спасению каждого человека (Лк.15:10), как имеющего быть соучастником блаженства в общении с ангелами (Евр.12:22–23).

* * *

252

Дамаск. Точн. изл. веры, II, 3. Сн. Григор. Б. Сл. о богосл. (III ч. 41стр. по изд. в рус. пер. 1899 г.); Песн. таинств. Сл. 6, Об умных сущностях (IV ч. 193–194 стр.). Васил. В. Бес. на Пс.28. (1 ч. 212 стр. по изд. 1900 г. в рус. пер.). Феодорит. Кр. изл. бож. догм. VII гл.

253

Григор. Бог. Плачь о страданиях души своей (IV ч. 256 стр. по изд. 1899 г.); Слово о богосл. 2 (III ч. 40 стр.).

254

Васил. В. Против Евномия, III кн. (III ч. 113 стр. по изд. 1900 г.). Сн. О Св. Духе, 16 гл. (там же). То же говорили и другие отцы. См., напр. Августина, О граде Бож. XI, 9; Дамаскина, Точное излож. веры, II, 3.

255

Афинагора Прош. о христ. 10 гл.

256

Григор. Бог. Сл. 28 (III ч. 41 стр. по изд. 1889 г. в рус. пер.). Вообще такое мнение в древней церкви было принимаемо многими и на востоке и на западе. Разделяет оное, напр. Иустин (Разг. с Триф. 5 гл.). Ориген (На Иерем. 10 бес.), Евсевий Кес. (Demonstr. Evang. IV, 10), Иероним (Толк. на посл. Гал.4:3), Августин (На Быт.12:36); Дамаскин (Точн. изл. веры II, 3). Допускаемы были некоторыми особые ангелы, поставленные над разны ми частями мира органического и неорганического, над животными, над растениями, и вообще над всеми видимыми предметами. См. у м. Макария Догм. Бог. § 105.

257

Димитрий Рост. Чет.-Мин. под 8 ноября.

258

Кроме систем Догматики изложение этого учения можно находить в ст. об ангеле хранителе (Хр. чт. 1823 г. X т.). О служении нам ангелов хранителей (там же, 1824 г. XIII). Об ангелах хранителях челов. обществ (там же, 1842 г. IV), особенно в ст. архим. Алексия. Об ангелах хранителях (Приб. к тв. отц. 1849 г. VIII т.). Ср. с последнею Макария митр. Догм. Бог. I т. §§ 106–108. См. еще новейший труд Глаголева А. Ветхозав. библейское учение об ангелах. 1900 г.

259

Ветхозаветное верование в бытие ангелов народоблюстителей особенно ясно выразилось в переводе LXX, именно в греч. чтении слов Моисея: егда разделяюще Вышний языки, яко разсея сыны Адамовы, постави пределы языков по числу ангел Божиих (Втор.32:8), где словами по числу ангелов Божиих заменены слова еврейского текста: по числу сынов Израилевых. Это место приводили и древнее учителя церкви в подтверждение той мысли, что некоторым из ангелов вверены целые народы. См. напр. Василия В. Прот. Евн. III кн. (III ч. 111–112 стр. по изд. 1900 г. в рус. пер.), Златоуста, На ев. Мф. Бес. XIX, 4 (VII т. 2 кн. по изд. 1901 г.), Феодор. На Быт. 3 вопр.

260

Это было хотя после данного Киром позволения иудеям возвратиться в свою землю и восстановить храм иерусалимский, но иудеи все еще не получили полной самостоятельности, были под властью царя персидского и терпели притеснения с разных сторон (сн. 1Ездр.1:2 и след., Дан.11 гл. и след.).

261

По вопросу о том, как понимать состязание между ангелами-народоблюстителями в предстательстве пред Богом, надлежит, иметь в виду следующее. От ангелов, как от духов не всеведущих, многое сокрыто в неисповедимых судьбах Божиих. Как не всеведущие, одни из них могли полагать, что продолжение зависимости израильтян от иноплеменников было бы полезнее и для самого народа израильского и особенно для других народов, которые могли от него заимствовать познания об истинном Боге, а потому они и молили Бога продлить еще подчинение этого народа иноплеменному. Между тем другие, полагая, что время прекратить утеснение народа Божия от иноплеменников уже настало, молили Бога о совершенном освобождении израильтян от языческого ига. Но как те, так и другие молили Бога и от Него ожидали суда совершенного, Его определениям готовы были следовать; посему взаимная борьба «оружием молитвы» (выражение И. Златоуста) и ко благу вверенных им царств ни мало не представляется странною или противоречащею святости ангелов (Мнение Златоуста, блаж. Феодорита, Григория В. и других учителей церкви. Сн. Камень веры. О приз. святых, I ч. 1 гл.). Нельзя признать «лучшим» понимание, объясняющее прение между ангелами тем, что «доброму народу дается и ангел добрый, а злому – злой» (напр. у арх. Иннокентия, в чт. об ангелах, см. Соч. XI т. 345 стр.) и видеть в ангелах царств персидского и греческого злых ангелов (такое воззрение из древних учителей церкви высказывал, напр. Кассиан, в новое время – преимущественно протестантские экзегеты. См. у Глаголева. Ветхозав. уч. об ангелах. 385стр.).

262

Так объяснили это откровение Даниилу и древние учителя церкви. См. напр. у блаж. Феодорита, На Дан.10 гл., подробно – у блаж. Иеронима в толков. на ту же книгу (XII ч. 99–103 стр. творений Иеронима в рус. пер. Киев. 1894 г.).

263

Григ. Бог. Песн. таинств. Сл. 6, Об умных сущностях (IV ч. 194 стр. в рус. пер. по изд. 1889 г.).

264

Васил. В. Против Евном. 3 кн. (III ч, 110–111 стр. в рус. пер. по изд. 1900 г. Сн. Дамаскина изл. в. II, 3.).

265

Григор. Б. сл. 42 (IV т. 26, 40 стр. по изд. 1899 г. в рус. пер.).

266

Васил. В. Пис. 230, к Никоп. пресв, – VII ч. в рус. п. 154 стр. по изд. 1900 г. См. также у Епифания, Ер. XXV, 3.

267

Такое мнении высказывали весьма многие из древних учителей церкви, напр. Василий В. – в III кн. прот. Евномия (III ч. 111 стр.) и Бес. на Пс.23:8 (I ч. в рус. пер.), Златоуст – на посл. Колос, гл. 1, бес. III, 3, Амвросий – на Пс.118, Феодорит – на Пс.90:2, Кирилл Ал. – Прот. Юлиана IV кн., Анастасий Син, – На Шестодн. V кн. и другие. Но некоторые из древних учителей были не против и того мнения, что ангелы даются каждому человеку от рождения, напр. Иероним (на Мф.18 гл.), Августин (О граде Бож. XX кн. 14 гл.), Феодорит (На Быт. 3 вопр.), Григорий Нисский (О жизни Моисея – I ч. 272 стр. в рус. пер.).

268

Злат. На Матф. Бес. ХШ, 4.

269

Васил. В. Бес. на Пс.33 (I ч. 254 стр. по изд. 1900 г.); сн. Толк. на пр. Исаию, V гл. (II ч. 163 стр. по изд. 1900 г.). Феодор. На кн. Быт. вопр. 3.

270

Васил. В. Бес. на Пс.33:8 (I ч. 255 стр. по изд. 1900 г.).

271

Лествица, Сл. XXVIII, 11. Пер. с греч. Москва. 1854 г.

272

Подробное опровержение протестантского учения об ангелах можно находить у архим. Иннокентия. Облич. Богосл. III т. §§ 244–258.

273

Протестанты с отрицанием учения об ангелах-хранителях отрицают уместность молитвенного обращения и чествования ангелов. Будто бы это запрещает ап. Павел, когда говорит, никтоже вас да прельщает изволенным ему смиренномудрием и службою ангелов (θρησκεία ἀγγέλων – Кол.2:18). Но апостол запрещает только божеское чествование ангелов (θρησκεία – от θεός и ἀρέσκειν – означает богоугождение и употребляется в Писании для обозначения служения, свойственного Богу. (напр. в Деян.26:5; Иак.1:26–27; сн. Прем.11:16; 14:16, 18); обличаемые апостолом ради служения ангелам по ложному самоуничижению оставляли служение Христу и отчуждались от церкви (19 ст.). Такое служение ангелам в 35 пр. Лаод. соб. называется идолослужением. Но церковь и призывает не к обоготворению ангелов, а к молитвенному почитанию их, только как высших человека, близких к Богу и для нас благодетельных существ.

274

Васил. В. Прот. Евном. III кн. – (III ч. 113 стр. по изд. 1900 г.).

275

Григор. Б. Сл. 41, на Пятидес. (IV ч. 12 стр. по изд. 1889 г.). Сн. Сл. 45, на Пасху (там же, 127 стр.) и Сл. 38, на Рожд. Хр. (III ч. 198 стр. по изд. 1889 г.). И. Дамаскин то же учение выражает так: «ангелы (были) неудобопреклонны ко злу, но не совсем непреклонны, а ныне (стали) и вовсе непреклонны, но не по естеству, а по благодати и по всегдашней близости к единому благу (Точн. изл. в. II, 3).

276

Васил. В. О Св. Духе, 16 гл.


Источник: Православное догматическое богословие / [Соч.] Свящ. Н. Малиновского, инспектора Ставропол. духов. семинарии. Ч. 1-2. - Харьков : тип. Губ. правл., 1895-1909. – 445, VII с.

Комментарии для сайта Cackle