Николай Петрович Остроумов

Исламоведение. 1. Аравия, колыбель ислама

Содержание

Введение

Географическое описание Аравии Исторические сведения о древней Аравии Древние обитатели Аравии Домашний и общественный быт древних арабов Характер и нравы древних арабов Религиозные верования древних арабов Арабский язык – язык Корана Кааба и обряды хаджа у древних арабов Арабы и христианство Современное положение Аравии в связи с распространением ислама  

 
Введение

Двадцатое столетие может быть названо «столетием пробуждения ислама». По крайней мере, в первое десятилетие этого столетия очень рельефно обнаружилось повсемест­ное сознательное движете мусульман к общечеловеческому просвещению и к формам жизни, согласованным с современными понятиями о культуре и прогрессе. Неожиданные перемены в образе правления Турции и Персии, развитие мусульманской печати даже среди российских мусульман, стремление к школьному образованию на автономных началах и не всегда скрываемое недовольство существующими порядками управления, в связи с несомненным падением русского престижа в глазах инородцев России, – все это должно побуждать русских людей к более серьезному зна­комству с миром ислама, насчитывающим на всем земном шаре более 200 миллионов последователей.

Численность мусульман увеличивается и притом не за счет только низших рас и низших религий, а наши познания в этой области мало подвигаются вперед: мы мало знакомы и с древним исламом, а потому и на современ­ное пробуждение мусульман мало обращаем внимания. Меж­ду тем, указанные обстоятельства побуждают нас безотлагательно приняться за ознакомление с этим колоссальным мировым фактором, с каковой целью учреждены особые курсы востоковедения в Ташкенте.

Приняв приглашение знакомить слушателей этих курсов с исламоведением, я на первых же порах встретился с большим затруднением – отсутствием руководства по на­званному курсу, что и побудило меня к переизданию печатаемой книги1. При этом автор, без всякого самовосхваления, полагает, что печатаемый труд его может на первых порах пополнить сознаваемый недостаток в руко­водстве по исламоведению для г.г. военных офицеров, гото­вящихся к занятию административных должностей в Туркестанском крае, коренное население которого исповедует му­сульманскую религию и в своей домашней и общественной жизни следует предписаниям шариата. В тоже время печа­таемая книга может служить для справок каждому интере­сующемуся историей ислама и специально не изучавшему этот отдел всемирной истории, и пособием для преподавателей средневекового периода всемирной истории в наших средних учебных заведениях, избавив их от труда подбирать из разных книг необходимый для уроков материал.

В виду высказанных соображений, автор намерен издать последовательно несколько выпусков своего труда, в числе которых печатаемая книга составляет первый выпуск. Затем будут следовать: очерк жизни Мухаммеда – основателя ислама; история текста Корана – главной законода­тельной книги мусульман, с изложением основных верований и нравственных обязанностей мусульман; очерк раз­вития мусульманского законоведения с кратким изложением разных отделов его, по школе Абу-Ханифы. План автора в этом деле таков: Аравия, Мухаммед и Коран – три имени, соединенные между собой тесной внутренней связью: без Аравии не было бы Мухаммеда и Корана, а без Мухам­меда и Корана Аравия не имела бы такой мировой известно­сти, какой она до сих пор пользуется, и того значения, ка­кое она имеет в религиозной и политической жизни мусульман.

Высказанными соображениями объясняется заглавие печатаемого выпуска, в котором автор намерен показать зависи­мость учения Корана от географических, исторических и этнографических особенностей Аравии и объяснить, каким образом это малоизвестное, не везде оригинальное и притом не идеальное в своем существе учение первоначально рас­пространилось среди арабов, почему затем оно находило себе прозелитов преимущественно в Азии и Африке и какое влияние оказывает на них. Автор предполагает распреде­лить содержание печатаемой книги по следующим главам: 1) географическое описание Аравии; 2) исторические сведения о древней Аравии; 3) древние обитатели Аравии; 4) домашний и общественный быт древних арабов; 5) характер и нравы древних арабов; 6) религиозные верования древних арабов; 7) арабский язык – язык Корана; 8) Кааба и обряды хаджа у древних арабов; 9) арабы и христианство; 10) современное положение Аравии в связи с распространением ислама.

Средства для издания печатаемой книги, с разрешения Туркестанского Генерал-Губернатора, генерал-лейтенанта Александра Васильевича Самсонова, даны автору Статистическим Комитетом Сыр-Дарьинской области.

Приношу Статистическому Комитету и его превосходи­тельству искреннюю благодарность за внимание к моему посиль­ному труду на пользу Туркестанского края, а также Владимиру Андреевичу Мустафину2, содействовавшему разрешению издания печатаемой книги на указанные средства.

Н. Остроумов

18 августа 1910 года. Ташкент.

* * *

1

В первый раз отдельные главы этой книги были напечатаны в виде журнальных статей в Казанском Академическом жур­нале за 1896–1848 г.г. Настоящее издание является дополненным в некоторых местах, измененным и снабженным несколькими ри­сунками.

2

Управляющий канцелярией Туркестанского Генерал-Губернатора.


Источник: Изданиe Сыр-Дарьинского Областного Статистического Комитета. Ташкент. Тип. при канц. Турк. Г. Губернатора. 1910.

Вам может быть интересно:

1. Исламоведение. 3. Коран Николай Петрович Остроумов

2. Христианство и ислам профессор Василий Александрович Соколов

4. Очерк быта арабов в эпоху Мухаммеда как введение к изучению ислама профессор Михаил Александрович Машанов

5. Спиритизм, его историческое развитие, религиозно-философские воззрения и отношение к христианству протоиерей Тимофей Буткевич

6. Сличение исламского учения о именах Божиих с христианским Гордий Семёнович Саблуков

7. Открытое письмо в редакцию "Духовного вестника", по поводу последних бесед со старообрядцами в СПб. профессор Николай Иванович Ивановский

8. Письма о магометанстве Андрей Николаевич Муравьёв

9. Буддизм в сравнении с христианством. Т. 2 Владимир Александрович Кожевников

10. Отношение русской церковной власти к расколу старообрядчества в первые годы синодального управления при Петре Великом архимандрит Августин (Синайский)

Комментарии для сайта Cackle