Исламоведение. 1. Аравия, колыбель ислама
Содержание
Географическое описание Аравии Исторические сведения о древней Аравии Древние обитатели Аравии Домашний и общественный быт древних арабов Характер и нравы древних арабов Религиозные верования древних арабов Арабский язык – язык Корана Кааба и обряды хаджа у древних арабов Арабы и христианство Современное положение Аравии в связи с распространением ислама
Введение
Двадцатое столетие может быть названо «столетием пробуждения ислама». По крайней мере, в первое десятилетие этого столетия очень рельефно обнаружилось повсеместное сознательное движете мусульман к общечеловеческому просвещению и к формам жизни, согласованным с современными понятиями о культуре и прогрессе. Неожиданные перемены в образе правления Турции и Персии, развитие мусульманской печати даже среди российских мусульман, стремление к школьному образованию на автономных началах и не всегда скрываемое недовольство существующими порядками управления, в связи с несомненным падением русского престижа в глазах инородцев России, – все это должно побуждать русских людей к более серьезному знакомству с миром ислама, насчитывающим на всем земном шаре более 200 миллионов последователей.
Численность мусульман увеличивается и притом не за счет только низших рас и низших религий, а наши познания в этой области мало подвигаются вперед: мы мало знакомы и с древним исламом, а потому и на современное пробуждение мусульман мало обращаем внимания. Между тем, указанные обстоятельства побуждают нас безотлагательно приняться за ознакомление с этим колоссальным мировым фактором, с каковой целью учреждены особые курсы востоковедения в Ташкенте.
Приняв приглашение знакомить слушателей этих курсов с исламоведением, я на первых же порах встретился с большим затруднением – отсутствием руководства по названному курсу, что и побудило меня к переизданию печатаемой книги1. При этом автор, без всякого самовосхваления, полагает, что печатаемый труд его может на первых порах пополнить сознаваемый недостаток в руководстве по исламоведению для г.г. военных офицеров, готовящихся к занятию административных должностей в Туркестанском крае, коренное население которого исповедует мусульманскую религию и в своей домашней и общественной жизни следует предписаниям шариата. В тоже время печатаемая книга может служить для справок каждому интересующемуся историей ислама и специально не изучавшему этот отдел всемирной истории, и пособием для преподавателей средневекового периода всемирной истории в наших средних учебных заведениях, избавив их от труда подбирать из разных книг необходимый для уроков материал.
В виду высказанных соображений, автор намерен издать последовательно несколько выпусков своего труда, в числе которых печатаемая книга составляет первый выпуск. Затем будут следовать: очерк жизни Мухаммеда – основателя ислама; история текста Корана – главной законодательной книги мусульман, с изложением основных верований и нравственных обязанностей мусульман; очерк развития мусульманского законоведения с кратким изложением разных отделов его, по школе Абу-Ханифы. План автора в этом деле таков: Аравия, Мухаммед и Коран – три имени, соединенные между собой тесной внутренней связью: без Аравии не было бы Мухаммеда и Корана, а без Мухаммеда и Корана Аравия не имела бы такой мировой известности, какой она до сих пор пользуется, и того значения, какое она имеет в религиозной и политической жизни мусульман.
Высказанными соображениями объясняется заглавие печатаемого выпуска, в котором автор намерен показать зависимость учения Корана от географических, исторических и этнографических особенностей Аравии и объяснить, каким образом это малоизвестное, не везде оригинальное и притом не идеальное в своем существе учение первоначально распространилось среди арабов, почему затем оно находило себе прозелитов преимущественно в Азии и Африке и какое влияние оказывает на них. Автор предполагает распределить содержание печатаемой книги по следующим главам: 1) географическое описание Аравии; 2) исторические сведения о древней Аравии; 3) древние обитатели Аравии; 4) домашний и общественный быт древних арабов; 5) характер и нравы древних арабов; 6) религиозные верования древних арабов; 7) арабский язык – язык Корана; 8) Кааба и обряды хаджа у древних арабов; 9) арабы и христианство; 10) современное положение Аравии в связи с распространением ислама.
Средства для издания печатаемой книги, с разрешения Туркестанского Генерал-Губернатора, генерал-лейтенанта Александра Васильевича Самсонова, даны автору Статистическим Комитетом Сыр-Дарьинской области.
Приношу Статистическому Комитету и его превосходительству искреннюю благодарность за внимание к моему посильному труду на пользу Туркестанского края, а также Владимиру Андреевичу Мустафину2, содействовавшему разрешению издания печатаемой книги на указанные средства.
Н. Остроумов
18 августа 1910 года. Ташкент.
* * *
В первый раз отдельные главы этой книги были напечатаны в виде журнальных статей в Казанском Академическом журнале за 1896–1848 г.г. Настоящее издание является дополненным в некоторых местах, измененным и снабженным несколькими рисунками.
Управляющий канцелярией Туркестанского Генерал-Губернатора.