Николай Васильевич Покровский

§ III.

В церкви Иоанна Богослова в Богословской Слободе за р. Костромой (построена 1681 – 1687) уцелели старинные стенописи 1735 г., обновлённые в 80-х годах, XIX в. Нам известны были эти фрески до реставрации; теперь, конечно, они утратили свои прежние колера и общий тон; но уцелели иконографические композиции. Запись о росписи: «Бога Всеблагого в Троице славимого Отца и Сына и Св. Духа, всюду благость его излияся, того убо благим хотением и церковь сия тезоименитая Св. Ап. и Еванг. Иоанна Богослова стенным изографственным подписанием написася в лето от сотворения мира 7243, от рождества же по плоти Бога Слова 1735 году месяца маия 6, и окончися месяца августа 2 чисел единаго лета при державе благочестивейшие Государыни Великой Княгини Анны Иоанновны Самодержицы всероссийские правящу соборную и апостольскую церковь Св. правительствующему синоду, в бытность в Троицком Ипатском монастыре Архимандрита Никодима 45 и тщанием приходского человека Троицкого Ипатского монастыря стряпчего Алексея Андрева сына Сысина, во славу Св. Троицы Отца и Сына и Св. Духа. Аминь». На северной стене – запись об иконописцах, исполнявших в 1735 г. фресковую живопись: Града (Костромы) трудившиеся изографы: Стефановский поп Фёдор, Логинов с детьми Матфием да Иваном, Яков Васильев, Егор Абрамов с сыном Семеном, Алексей Григорьев с братом Фёдором, Покровский дьякон Фёдор Григорьев с сыном Иваном, Иван Алексеев, Василий Иванов, Трофим Андреев, Леонтий Фёдоров, Осип Данилов, Фёдор Михайлов, Семен Степанов 1735. Итак, храм Богословский расписан был местными изографами, в ряду которых видное место занимали лица духовные. По своему характеру роспись эта примыкает к тому типу росписей, где в круг изображений общего характера вводятся специальные циклы изображений, применительно к посвящению храма: в данном случае специальный цикл относится к истории Ев. Иоанна Богослова. Старые традиции московской школы 2-й половины XVII в. отчасти поддерживаются, несмотря на широкое воздействие со стороны прогрессирующих новшеств; но силы и оригинальности даже в обработке готовых тем уже нет; все превращается в шаблон, сильно модернизованный (волхвы: табл. ХLIX). Для образца укажем изображение «О тебе радуется» (табл. LI): композиция эта, обычно в старых росписях украшающая алтарную апсиду, здесь снята с своего исторического места, где она имеет особенный смысл, и помещена над входом в храм; она сокращена и отчасти изменена. Тут же рядом сцена бегства св. семейства в Египет получила также слишком возвышенный характер, и традиционный осел превращен в роскошного коня; впрочем, сохранены падающие со стен Египта идолы (табл. XLIX). Живой крест или плоды страданий Христовых (табл. L) удерживает старые формы, установившиеся во второй половине XVII в., но уже не имеет назидательных виршей и вообще картина довольно суха: выше её с этой стороны стоят соответствующие композиции в стенописях Костромских церквей – Спасской (за Волгой) и Сергиевской.

В Иоанно-Богословской церкви находится несколько хороших старых икон: Иоанна Предтечи, Дмитрия Солунского и «О тебе радуется».

Сергиевская церковь (1712 г). Вся церковь расписана фресковой живописью по графьям. О времени росписи свидетельствует запись вязью, расположенная по стенам – северной, западной и южной: «Бога Всеблагого в Троице славимого Отца и Сына и Св. Духа всюду благ.... церковь сия Грекороссийск... Пресв. Богородицы подписатися изографным подписанием начася (сия живопись) 1742 месяца мая 20 а скончася августа 30 чисел при державе Всепресветлейшия Самодержавнейшия Великия Государыни нашея Императрицы Елисаветы Петровны... России и наследнике ея внуке Петра I-го благоверном Государе Великом Князе Петре Феодоровиче и супруге его благоверной Государыне Великой Княгине Екатерине Алексеевне и благоверном Государе Великом Князе Павле Петровиче благословением Свят. Правит. Синода Преосвященнейшаго Дамаскина 46 епископа Костромскаго и Галичскаго тщанием христолю...» На этом запись прерывается, и её конец о рачителях церковного украшения не сохранился. Хотя роспись эта относится уже к половине XVIII в.; но она носит на себе ясные традиционные следы старой росписи конца ХVII в:, исполнена она по сырому грунту, в строгом стиле; но она уже довольно мелка и не отличается высокими художественными достоинствами. Любопытную черту её составляет национальная обстановка в изображениях, заимствованных из русской истории; русская архитектура церквей, деревянные русские постройки, костюмы, упряжь, и это не шаблон, а явилось под влиянием натуры. Общий тип росписи таков: в куполе – создание мира; в четырех частях сводов: с восточной стороны – Св. Троица, рай и церковь, с западной – живой крест или плоды страданий Христовых – лучшее в ряду других Костромских изображений этого рода; с северной – Сошествие Св. Духа на Апостолов, с южной – Преображение и Благовещение; в своде алтаря Достойно есть – пышная картина и вселенские соборы; на стенах – четыре ряда изображений: 1-ый ряд сверху Евангелие, 2-ой Деяния Апост.; 3-ий события из жизни Богоматери применительно к содержанию Акафиста в честь Богоматери: оригинальных особенностей в композициях нет; те же лица, те же положения: в 4-ом нижнем ряду – изображения из истории препод. Сергия Радонежского: рождество и крещение препод. Сергия; обучение грамоте («учащуся блаженному отроку... от Бога дается ему книжный разум, а не от человека»), посещение храма и «стихословие» в нем; бесовское искушение («он же молитвою себя вооружи и прогна бесовское полчище»); пострижение и посвящение в игумена, явление Богоматери с апост. Петром и Иоанном; чудесное напитание монастыря (табл. LII): «и некогда оскудевшу има брашну, молитвами св. Сергия привезоша множество хлебов: пред вратами монастыря целый воз печеных хлебов; монахи с изумлением смотрят...».

Представление препод. Сергия и перенесение мощей его в храм (табл. LIII).

Из числа старинных икон Сергиевской церкви отметим икону Пресв. Богородицы «Умиление» XVII в. и икону св. Царевича Димитрия в басменном окладе.

Троицкая церковь 1650 г. (табл. LIV) – одна из самых красивых и типичных церквей Костромы XVII в., снаружи богато украшена превосходными изразцами, теперь уже закрашенными. Местная икона св. Троицы, несомненно, очень древняя, с деяниями; но она покрыта массивной чеканной ризой. Икона Фёдоровской Богоматери в деяниях XVII в.; очень хорошего письма; икона Св. Николая Чуд. в деяниях также ХVII в.; Неопалимая Купина того же времени (на клиросе); очень хорошая большая икона Сошествия, Св. Духа с космосом XVII в., местного, по-видимому, изготовления. В правом приделе – икона Тихвинской Богоматери XVII в. в басменном окладе и Фёдоровской, а на запрестольном кресте редкое, хотя и не очень древнее, изображение, Св. Василия «иже в Херсоне епископствовавый» (муч. IV в.). 47 Там же 4 иконы XVII в.; вставленные в большой деревянный крест и на столпе икона Свв. Ярославских чудотворцев, князей – Фёдора, Давида и Константина.

Церковь Иоанна Богослова (на каткиной горе, 1686 г). Иконостас резной ХVIII в.; иконы в нем того же времени; хорошие царские врата; на них резные горельефные изображения сошествия Св. Духа на апостолов (с Богоматерью в середине): резьба исполнена в широком размашистом стиле. Икона Иоанна Богослова XVII в. Потир, дискос и звездица оловянные конца ХVIII в. Братина красной меди XVII в. и красномедное ведерко XVIII в. Резное изображение И. Христа в темнице западного стиля XVIII в.

Церковь Христорождественская 1685 г. Икона Параскевы пятницы с деяниями, в русской обстановке (архитектура), очень хорошая XVII в. Икона св. Геннадия Любимоградского, не древняя (ХVIII – XIX), но прекрасного письма. Господь Вседержитель в басменном окладе ХVII в. Икона Варвары великомученицы ХVIII в. и Екатерины великомуч. в деяниях. Икона Иоанна Предтечи (табл. LVII), с поновлеными деяниями, с подписью: «1714 писал костромитин Василии Никитин». В. Никитин – известный иконописец. Он неоднократно, начиная с 1659 г. был вызываем в Москву для работ: чинил древки для знамен; исполнял «шатерное дело» в приказе большого дворца, откуда и «сбежал с товарищами»; расписывал церковь Феодора Стратилата на Троицком Богоявленском монастыре; писал стенное письмо в комнате у государя; вместе с Симоном Ушаковым писал образа в церковь Нерукотворнного Спасова образа, что у великого Государя вверху на сенях; починивал иконы в церковь Сретения, что у великого Государя на сенях; 48 в 1685 г. участвовал в росписи Ипатьевского собора вместе с Гурием Никитиным. В росписи иконописцев Оружейной палаты Василий Никитин отнесен к третьей статье.

Икона Преображения прекрасного письма ХVII в. и едва ли не была написана она Гурием Никитиным. Любопытны царские врата Христорождественской церкви ХVIII в.: здесь при ев. Матфее изображено древо Иессея и древо познания добра и зла; при ев. Марке – воскресение Христа и воскресение мертвых; при ев. Луке рождество Христово и распятие И. X., при ев. Иоанне – добрый пастырь с овечкой и крещение И. X.

Церковь Никольская. Наружныя стены её украшены изразцовыми изображениями единорогов и птиц. Иконостас резной – виноградные ветви и гроздья, иконы его в 7 ярусов, XVII века. Настенная живопись столповая, но переписана вновь масляными красками.

Анастасийский монастырь. В алтаре – иконы: Владимирской, Фёдоровской и Тихвинской Богоматери, Михаила Малеина, Макария Унженского и Алексея человека Божия, все ХVII в. В теплой церкви деисис XVIII в.; в приделе – Се агнец Божий –икона времен Петра I; Воздвижение честного креста XVII – ХVIII в.; святит. Николая Чудотворца ХVII в.; того же времени икона Иоанна Предтечи в алтаре.

Церковь Воскресения Хр. на площадке – старая 1724 г. В ней сохранились: икона И. Предтечи с деяниями половины XVII в., Успение Богоматери облачное, с жидовином Авфониею ХVII в. В приделе Тихвинской Богоматери в алтаре на иконе св. Димитрия Ростовского приписаны на полях изображении: св. Тихона Задонского, препод. Сильвестра Обнорского и ярославских Чудотворцев князей Фёдора, Давида и Константина. Икона св. Геннадия Костромского и Любимоградского. В другой церкви – новой на стенах размещены иконы, взятые из прежней деревянной церкви: Владимирская Богоматерь, Георгий Победоносец, Николай Можайский, Св. Троица, Неопалимая Купина; муч. Харлампий; все они относятся к половине ХVII в.; написаны в более строгом стиле, чем московские иконы того времени. Вероятно это произведение местных иконописцев, даже и в ХVII в. придерживавшихся строгих иконописных преданий отдаленной старины.

Церковь Козьмы и Дамиана на Мшанской улице. Местная икона свв. Козьмы и Дамиана конца XVII в.; с золотыми шраффировками в одеждах. Икона святителя Николая Чуд. в деяниях XVII в.; в летней церкви иконы того же времени – свв. Феодосия Тотемского, Фёдора, Давида и Константина Яросл. чуд. (табл. LVI), праздники и икона Фёдоровской Богоматери в алтаре, очень хорошая, с привесным панагиаром XVII в.; украшенным филигранью, с мощами.

Михайло-архангельская церковь 1745 г. Здесь сохранилась исправленная фресковая живопись, исполненная в 1785 г., как видно из записи на стенах: «во славу святыя, единосущныя, животворящия и нераздельныя Троицы Отца и Сына и Св. Духа при державе благочестивейшия, самодержавнейшия, великия Государыни нашея Императрицы Екатерины Алексеевны всея России, при наследнике её благоверном Государе, цесаревиче и великом князе Павле Петровиче, при супруге его благоверной Государыне цесаревне Марии Феодоровне, и благоверных Государех, великих князех Александре Павловиче и Константине Павловиче, при благоверных Государынях великих княжнах Александре Павловне и Елене Павловне благословением преосвященнейшаго Павла 49 епископа Костромского и Галичскаго украсися сей храм в лето от Рождества Христова 1785 года. Писали в сей св. церкви града Костромы подрядчики мещане Иван и Лука дети Носковы, а мастера были – Сергей Окатов, Василий Носков, г-на Куломзина дворовые человеки, Петр Гаврилов, подмазчиком был Андрей Котохин. В лето от Р. X. зачата писать 1784 года июля 1-е, покончена 1785 г. августа 9 дня тщанием приходских людей». Иконографические темы росписи взяты из Евангелия и из сказаний об Архистратиге Михаиле: чудо в Хонех, явление Арх. Михаила сотнику; известное чудо о юноше, нашедшем клад, связанное с историей Дохиарского монастыря на Афоне и изображенное в стенописях нарфика Дохиарского собора, а отсюда перенесенное и в русские стенописи (ср. стенописи Николонадеинской церкви в Ярославле). Свержение сатаны, изгнание прародителей из рая. Валаамова ослица, Арх. Михаил охраняет тело Моисея, явление Арх. Михаила Иисусу Навину, убиение Голиафа и др. Это уже самые поздние из фресковых росписей в Костроме; наклон к фряжской живописи здесь уже определился вполне. В той же церкви находится икона Арх. Михаила в деяниях, XVII в.; икона воскресения Христова того же времени и Еммануил; в числе иконных привесок отметим: серебряный наперсный крест, три корсунских креста и два образка.

Церковь Вознесенская. В притворе – иконы ХVII в.: святителей вселенских и московских, Андрея Стратилата и Геннадия Костромского, ап. Андрея Первозванного и прор. Иеремии (из старого иконостаса). В теплой церкви – деисис поясной XVII в. В холодной церкви весь иконостас хорошей работы XVII в.: но исправленный: иконостас четырёхъярусный: 1) местные иконы, 2) праздничный ряд, 3) деисусный и 4) пророческий. Аналойная икона Владимирской Богоматери XVII в. Икона Зосимы и Савватия на правом клиросе того же времени. На столбах – большие иконы Неопалимой купины, Рождества Христова, Успения Богоматери, редкая икона Авраамия Галицкого, Иоанна воина и Феодора Стратилата – все ХVII в.

Церковь Богоотцовская (1709 г.). Икона пророка и даря Давида из древнего иконостаса XVII в. Икона Тихвинской Богоматери (видение Николая Юрыша) – письмо иконы в характере так назыв. Строгановских писем. Икона Симеона Столпника – шитая золотом и бисером. Иконы небольшие (на стене) свв. Симеона Столпника, св. Николая Чуд. и Св. Троицы. Храмовая икона свв. Иоакима и Анны в деяниях; на ней надпись довольно новым шрифтом: «1055 года посла Господь на град Кострому моровую язву». Для утешения граждане с согласия состроили близ реки Костромы одним днем деревянную церковь во имя Богоотцов Иоакима и Анны, и икона написана в то же время и находится невредимо до сих пор. Сие было при Государе Алексее Михайловиче, а как оная церковь пришла в ветхость, то вместо неё 1771 году соорудили другую во имя Фёдоровской Богоматери и при ней придел Иоакима и Анны. В приделе Симеона Столпника храмовая икона св. Симеона, хорошего письма XVII в. Случайно сохранилась в этой церкви братина красной меди ХVI – XVII в.

Церковь Алексия человека Божия 1759 г. Иконы в нижней церкви: Господь Вседержитель и вход И. Христа в Иерусалим половины XVII в., Василия Великого в басменном окладе и Рождества Христова 2-й половины XVII в. местных писем; Отечество – Петровского времени. В ризнице сохранилось Евангелие тетр 1735 г. с гравюрами и напрестольный крест в чеканном окладе с надписью: «лета 7160 (1652) месяца июня в 30 день дал сей крест в дом Василия Кесарийского на Костроме Иван Козьмич Воронин по своих родителях и по себе на вечный поминок. Все иконографические изображения на кресте сделаны красками; крест украшен жемчугом.

В Покровской Церкви (1742 г.) на иконе Петра и Павла 2-й половины XVIII в. приписан Макарий Желтоводский.

В Церкви всех Святых (верхней 1757 г.) икона Иоанна Предтечи в деяниях конца XVII в. в ризе.

Церковь Петропавловская. В нижней церкви икона св. Николая Чуд. в деяниях; две иконы в ризах – Спасителя и Феодосия Тотемского XVII – XVIII в. Иконы – св. Георгия Победоносца в деяниях, Скорбящей Богоматери ХVIII., Иоанна Богослова того же XVIII в. В верхней церкви икона Св. Троицы XVII в.; живоносный источник – фряжская живопись ХVIII в. Крест напрестольный (табл. LV), обложенный серебряным чеканным окладом. Распятый И. Христос изображен прекрасной живописью. Надпись на окладе: «лета 7194 (1686) июня в 30 день состроися сей святейший крест во славу Божию на Костроме во храм Чудотворца Николая, иже у десятильничьяго двора, при пресвитере Дмитрии Георгиеве, подаянием зографа Гурья Никитина и иных приходских людей и верующих, во спасение душ своих. Аминь». Зограф Гурий Никитин – это очевидно, царский иконописец первой статьи, исполнявший по царскому приказу многие работы, в том числе иконы для антиохийского патриарха Макария. Весьма вероятно, что и распятый И. Христос на Петропавловском кресте написан лично самим Гурием Никитиным.

Церковь Ильинская. Иконы – Еммануила ХVII в.; Феодора Стратилата в деяниях; Фёдоровской Богоматери в деяниях; И. Предтечи в деяниях; Богоявления, Рождества Христова с житием, св. прор. Илии в ризе с привесным крестиком (так назыв. карсунчик); св. Улиты с деяниями; все эти иконы XVIII в. В ризнице хранятся иконы из старой церкви XVIII в.

Церковь св. Бориса и Глеба. Храмовая икона св. вел. кн. Владимира. Бориса и Глеба в деяниях, в чеканной ризе. Под иконой подпись: «1730 году сей св. образ благоверного князя Владимира и чад его Бориса и Глеба при священнике Иоанне Яковлевиче поновил иконописец г. Костромы Василий Никитин по своему обещанию и по желаниям боголюбцев шюненских 50 месяца августа 29 день и сия риза на благоверных князьях сделана усердием доброхотного дателя жителя г. Костромы И. Ф. К. 51 в 1831 г. месяца апреля 12 дня». В алтаре на горнем месте деисис в окладе, хорошего письма начала ХVIII в. В храме икона святителя Николая в деяниях XVII – ХVIII в.

Церковь Никольская за Волгой – построена в конце XVII в.; но позднее расширены окна. При входе в храм – ступенька, сделанная из надгробной плиты XVII в. Местные иконы первой половины XVIII в.; в том числе крещение И. Христа с олицетворениями моря в виде женщины и Иордана в виде старика. Выносная икона Владимирской Богоматери XVII в. Процессиональный фонарь, сделанный из слюды отличной сохранности.

* * *

45

Архим. Никодим Скребницкий 1733 – 1735 г.

46

Еп. Дамаскин Аскаронский, 1758 – 1769 г.

47

Св. Е. Е. Голубинский, Херсонские священномуч. Изд. Отд. русск. яз. и слов. И. Акад. наук т. XIII, вып. 5, стр. 263 – 272. П. В. Латышев, Жития св. еписк. херс. Зап. Акад. наук т. VIII, №3.

48

Роменский 165. Успенский, Словарь, 184.

49

Еп. Павел Зернов, 1773 – 1800 г.

50

Вероятно, жителей с. Шунги.

51

Иван Фёдорович Котельников.


Источник: Покровский, Н.В. Памятники церковной старины в Костроме. – СПб.: Синод, тип., 1909. – 59 с.

Комментарии для сайта Cackle