Источник

Отдельные краткие наставления

Народная программа3

Держаться доброты. Злоба обходится дороже, чем доброта.

Жить в мире. Спор обходится дороже, чем примирение. Лучше худой мир, чем длящийся спор.

Украденное возвращать. Пока не возвращена украденная вещь, это вселяет страх в душу и беду в дом.

Не свидетельствовать ложно. Ложная присяга – никудышный урожай, болезни в доме и раздоры между братьями.

Благочестиво себя вести и на благо надеяться.

Благочестие отгоняет мучение.

Бога благодарить. Кто благодарит за малое, получит и большее.

О смерти помнить и на жизнь вечную надеяться.

О народном сербском приветствии: «Помоги Бог!» и ответе: «Бог тебе помог!»

У сербского народа есть общепринятое и общеупотребительное приветствие: «Помоги Бог!» Это известно всем. Даже иностранцам. Когда Белград и Крагуевац посещал президент Турции, он толпы народа на станциях приветствовал на сербском языке и по сербскому обычаю: «Помоги Бог!» И когда бывший президент Чехословакии, г. Бенеш, посещал нашу столицу, то приветствовал армию и народ по-сербски: «Помоги Бог!» С тем же приветствием недавно обращался к народу везде, от Белграда до Каймакчалана, французский военачальник.

Между тем, во многих ситуациях обнаруживается, что это традиционное сербское приветствие выходит из употребления и забывается нашей молодежью. Неоднократно, прибывая на церковные праздники, мы приветствовали детей-школьников словами:

«Помоги Бог!», а дети в ответ молчали (так как не умели ответить) либо отвечали: «Добрый день!», «Здравствуйте!». И так вот наблюдается аномалия, когда имеющееся у нас хорошее ценят и поддерживают иностранцы, а мы сами это забываем и отвергаем.

Этот неприятный опыт побуждает нас предписать священству Жичской епархии следующее:

1. Пусть священники при встречах с паствой сами чаще пользуются этим приветствием: «Помоги Бог!» Особенно пусть делают так при стечении народа.

2. Пусть священники поучают своих прихожан, особенно же молодежь как сельскую, так и городскую, чтобы пользовались этим благочестивым приветствием.

3. Пусть священники и законоучители примут это к сердцу и научат школьников, что на приветствие: «Помоги Бог!» следует отвечать: «Бог тебе помог!»

Там, где основы веры преподают лица светские, пусть приходские священники ознакомят их с нашим предписанием и посодействуют, чтобы они также приложили усилия в том же направлении.

Отче наш

Христианин, когда ты произносишь слова «Отче наш», тем самым признаешь, что твой Отец Небесный одновременно является также Отцом твоего слуги и наемного работника, больного соседа и кого-то умирающего. Ведь тебе заповедано Сыном Божьим, Верховным Открывателем истины о Боге и о людях, чтобы ты говорил «Отче наш», а не «Отче мой».

Две мысли и два чувства. Первая мысль: отцовство Божье; вторая мысль: братство сынов Божьих. Первое чувство: сыновняя любовь к Отцу; второе чувство: братская любовь к братьям. Из этих двух основных и великих мыслей, из этих двух основных и великих чувств проистекают дела и отношения, угодные Отцу и угодные братьям.

Если ты, христианин, будешь постоянно, во всякий час, держать в своем уме эти две основные и великие мысли и постоянно следить за сердцем своим, чтобы в нем не остыли эти два основные и великие чувства, то все дела твои будут хорошими и чистыми, как хороша и чиста вода, которая течет из хорошего, чистейшего источника. И вся твоя жизнь будет как песня, благогласно сочетающаяся с песней братьев твоих вокруг тебя. Тогда и общество человеческое будет иметь устроение наилучшее, самое идеальное, какое только можно представить и пожелать.

Если же ты читаешь «Отче наш», но о Боге как Отце не думаешь и своих соседей считаешь чужими, то все твои дела будут нехорошими, твой путь будет подобен пути Каина, твоя жизнь – как мутная вода из мутного источника, и завершение у тебя будет такое, как у Иуды.

А если ты, называясь христианином, «Отче наш» вообще не читаешь, тогда ты подобен путешественнику в море без компаса и без полярной звезды – под ударами бури во тьме, в отчаянии, с утраченным сознанием, откуда, как и куда путешествуешь.

Гигиена души

Гигиена понимается как наука о телесном здоровье или, еще точнее, наука о том, как предупреждать болезни тела. Гигиена тела – всего лишь отражение гигиены души. Но поскольку душа важнее тела, постольку и гигиена души важнее гигиены тела.

В любой гигиене телесной выделяют три главные потребности, без которых тело не может быть здоровым. Это: свет, воздух, пища. И в гигиене душевной есть три главные потребности, без которых душа не может быть здоровой. Это: Бог, молитва, слово Божье.

Бог для души – то же самое, что свет для тела.

Молитва для души – то же самое, что воздух для тела.

Слово Божье для души – то же самое, что пища для тела.

Свет души

Бог есть свет души. Чем больше душа подвержена этому свету, тем она здоровее, веселее, сильнее. Бог – разумный свет, который проникает и видит всю тварь насквозь. Бог смотрит и видит все мысли человеческие, все желания, все намерения.

Бог смотрит. Когда человек осознает то, что Бог смотрит, он тогда стыдится глупых мыслей, грешных желаний, неправедных намерений. Так появляется у человека страх Божий, который очищает душу. Начало премудрости – страх Господень.

Бог смотрит. Его взгляд ярче солнца. От Его взгляда невозможно ничего скрыть. Да и зачем скрывать? Скрывать от Бога – значит загнивать. Представители науки о телесном здоровье советуют болезненным людям как можно больше бывать на солнце, чтобы свет солнечный как можно больше проникал в тело и сжигал разные отравляющие вещества в нем. Православная наука всегда советует людям, чтобы открывали душу свою Богу, чтобы обнажали и раскрывали ее пред Богом и для Бога. От света Божьего сгорает в душе все больное, все нечистое и грешное.

Бог смотрит. Если ты намерился солгать, вспомни, что Бог смотрит.

Бог смотрит. Если ты решил чужое отнять или поджечь, либо кого-то отравить или убить, вспомни, что Бог смотрит.

Бог смотрит. Если ты радуешься чужому горю или не проявил милости к несчастным, вспомни, что Бог смотрит.

Бог смотрит. Если у тебя появилась страсть прелюбодеяния или сребролюбия, знай, что Бог смотрит.

Бог смотрит. Всегда помни об этом. Что бы ты ни замышлял, чего бы ни пожелал, что бы ни намеревался сделать, вспомни, что Бог смотрит. И от этого взгляда не прячься, а всю душу свою представь этому вечному смотрению. И оно сожжет в тебе все грехи твои и нечистоты твои в самом начале.

Таким образом душа твоя будет здоровой. Она будет постоянно купаться в свете Божественном. И будет теплой от этого света божественного, и в ней, как в доброй почве, будет плодоносить каждый божественный посев. А посевом божественным является тот, который не боится света от Божьего взгляда, а радуется ему, ищет его и поворачивается к нему, как подсолнух к солнцу.

Воздух души

Это молитва Богу. Таким темпом, каким мы дышим, нужно и Богу молиться. Так молитвой дышали наиболее святые, самые совершенные души. А ты, пока не дойдешь до того совершенства, упражняйся как можно чаще в молитве. Господь заповедовал ученикам Своим, чтобы молились непрестанно (Лк.18:1; 21:36). И настоящие ученики Его всегда молитвой дышали.

Пока дитя в утробе матери своей, оно не дышит, а как только родится, начинает дышать. Пока человек духовно не родится от Христа, он не дышит молитвой и не чувствует потребности в молитве. А как только духовно родится, начинает дышать молитвой. И без молитвы не может жить, как тело не может без воздуха.

Точно так же, дитя в утробе матери своей девять месяцев живет без света и не чувствует потребности в свете, а как только родится, чувствует свет и имеет потребность в свете. Так и человек, духовно не рожденный, не возрожденный, не чувствует потребности в свете Божьем и не чувствует этого света, хотя он его освещает и греет. А когда человек духовно родится от Христа, он не может жить без света Божьего. Он непрестанно чувствует взгляд Божий и потому имеет страх Божий, который его очищает.

Согласно науке о числах, число девять означает предпоследнее число, а десять – последнее. Девять месяцев, проведенных во мраке утробы материнской без света и дыхания, могут быть знаком тех людей, которые большую часть своей жизни проведут без божественного света и молитвенного дыхания. А число десять означает последнее время жизни человеческой на земле. Кто и в это время, перед окончанием жизни, опамятуется, покается и придет ко Христу, тот все-таки почувствует свет взгляда Божьего и наслаждение от молитвенного дыхания.

Пища души

Сказал Господь: Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф.4:4). Хлебом питается тело, словом – душа Божья. Изо всех на свете продуктов хлеб является наиболее здоровой пищей для тела. Только хлебом может жить тело человеческое, а душа может жить только словом Божьим. Под словом Божьим подразумевается учение Божье, открытое людям через Господа Иисуса Христа. Короче говоря, под словом Божьим подразумевается сам Господь Иисус Христос. А что Он есть то Слово Божье, которым душа питается, Он Сам подтвердил, сказав: Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек (Ин.6:51).

Те, кто питает свое тело разными лакомствами, портят тело свое и впадают в разные болезни. Так же и те, кто питает душу свою разными лакомствами ложных теорий и философий, портят душу свою и впадают в разные болезни. Единственно полностью здоровой и полностью достаточной пищей для души человека есть Господь Иисус Христос, предвечное Слово Божье, воплощенное от Пресвятой Девы Марии и миру явленное как Богочеловек. Этой пищи душа никогда не может пресытиться, сколько бы ее ни принимала. И эта пища не только никого не приводит к заболеванию, но и лечит от всех болезней.

Итак, значит, гигиена души предполагает три главных условия: Бога, молитву и Слово Божье, что представляет свет, воздух и пищу душевную для каждого православного христианина.

* * *

3

Формулы нравственных установок здесь подкреплены сербскими народными пословицами, которые мы даем в буквальном переводе (Примеч. переводчика).


Источник: Духовные наставления и притчи святителя Николая Сербского / пер. Чарота И.А. М.: «Издательство Дмитрия Харченко». Минск, 2014 г. С.162. ISBN: 978–985–545–112–0

Комментарии для сайта Cackle