«Ты нужен Богу». Слова и наставления
Содержание
О Боге как Троице О Сыне Божием Господе Иисусе Христе О Богородице Об ангелах О бесах и дьяволе О человеке и природе О Божественной любви и нашей любви к Богу О вере О воле О добродетели О жертве и жертвенности О грехе О скорби, страдании и кресте О болезни О трудах и заботах О страхе Божием Об уповании на Бога и о благодарности к Нему О смерти Об аде и рае О Втором пришествии Христа О Воздаянии, Страшном Суде и Воскресении О пути спасения души и Царстве Божием О Священном Писании Об истине О безбожии и ереси О христианстве и Православии О Церкви О духовной жизни О таинствах Церкви О молитве и посте О монашестве О священстве Об искушениях современности и мирских страхах О Европе О Сербии и сербах О России Список использованных изданий трудов святителя Николая Сербского
Житие
Епископ Николай (в миру Никола Велимирович) родился 23 декабря 1880 года в селе Лелич близ города Валево. С молоком матери он впитал чистую непоколебимую веру в Бога, которая стала основанием всей его земной жизни. Господь щедро одарил его талантами, которые маленький Никола, рано отозвавшийся на любовь Божию, начал умножать с детства. Его отец Драгомир привил мальчику любовь к чтению и знаниям, мать Катерина (впоследствии монахиня Екатерина) водила ребенка в монастырь Челие к богослужению, часто причащала. Когда мальчик подрос, родители решили отдать его в монастырскую школу, после окончания которой, по совету отца, Никола продолжил обучение в гимназии в городе Валево. Окончив гимназию, поступил в Белградскую духовную семинарию, где его одаренность привлекла к себе внимание преподавателей.
После окончания семинарии получил назначение в сельскую школу, учительское служение успевал сочетать с помощью приходскому священнику, публиковал свои первые произведения в церковных и светских изданиях. Вскоре молодой учитель получил от министра просвещения стипендию на продолжение учебы в Швейцарии, в Бернском университете. Там он изучает богословие, философию, а овладев немецким языком, защищает на немецком диссертацию на тему «Вера в воскресение Христово как основной догмат Святой Апостольской Церкви». В декабре 1909 года молодой богослов принимает монашеский постриг в монастыре Раковица (где ныне похоронен патриарх Павел (2009)), его рукополагают в диаконы, а затем – в иеромонахи.
Молодой иеромонах возвращается в Белградскую духовную семинарию, теперь уже в качестве преподавателя. С любовью и самопожертвованием он воспитывает и учит будущих пастырей, слуг алтаря Божия. В 1910 году по благословению митрополита Сербского Димитрия отец Николай направлен учиться в Россию, в Санкт-Петербургскую духовную академию, куда поступил как обычный семинарист на общих основаниях, даже не упомянув о полученном европейском образовании. На одном из духовно-литературных вечеров иеромонах Николай поразил преподавателей и студентов академии своими знаниями и проповедническим даром, в особенности – митрополита Антония (Вадковского), который испросил у императора право на бесплатное путешествие по всей России для талантливого академиста. С тех пор ни одна страна не вспоминалась владыкой с такой любовью, как Россия, которую он носил в своем сердце до последнего вздоха.
Грянула Первая мировая война, и сербское правительство направило известного уже к тому времени проповедника отца Николая (Велимировича) в Англию и Америку, чтобы донести общественности этих стран правду об освободительной борьбе православной Сербии. На протяжении четырех лет, с 1915 по 1919 годы, отец Николай выступал в колледжах, университетах, различных собраниях, храмах, разъясняя причины, почему сербский народ так решительно бьется за единство своей Родины. По свидетельству командующего английскими войсками, значение миссионерского подвига иеромонаха Николая ничуть не меньше, чем подвиг армии на поле битвы.
В 1919 году Святейший Архиерейский Собор Королевства Сербии избирает отца Николая епископом Жичским, но вскоре после хиротонии, в 1920 году, по просьбе епископа Николая его направляют в Охрид – колыбель славянской духовности, культуры и письменности. Молодой, блестяще образованный епископ начинает свое архипастырское служение, опираясь на апостольские традиции святых Кирилла и Мефодия; следуя по их стопам, возделывая ниву веры, надежды, любви Божией, исполняя свое призвание к спасению душ. Обновление и преображение церковной жизни, возрождение монашества, воцерковление народа стали благодатным плодом пастырского служения епископа Николая.
В 1931 году Охридская и Битольская епархии объединяются в одну – Охридско-Битольскую с резиденцией в городе Битола. Трудами епископа Николая в монастыре Святого Наума возрождается общежительный устав, в монастыре Калишта создается центр женского монашества, а сестры этого монастыря впоследствии возрождали опустевшие и заброшенные в годы Первой мировой войны обители.
«Охридский пустынник», как с правом именовал епископа Николая авва Иустин (Попович), основал и так называемое Богомольческое движение; благодаря своему проповедническому дару живым словом правды Божией, силой духа он пробуждал и направлял в церковное русло народную веру. Движение было создано в двадцатые годы и преимущественно состояло из крестьянства, отличалось стремлением к благочестию и молитвенности; многие монастыри, в том числе и Хиландарский, пополнились послушниками и монахами – выходцами из этого движения, возродившими угасающую монашескую жизнь. Благодаря этому движению возобновляется монашеская жизнь в монастырях Овчар и Каблар.
Епископ Николай организовал миссионерские курсы, Собор христианских общин, на который стекались тысячи верующих из всех краев Сербии. Собор издавал духовные журналы, брошюры, книги. «Охридский пролог» и «Миссионерские письма», написанные Владыкой в этот период, были и остались духовной пищей для каждой жаждущей истины боголюбивой души. В 1936 году владыку Николая возвращают в Жичскую епархию. После его вступления на епископскую кафедру в Жиче епархия переживает настоящее духовное возрождение. Восстанавливаются многие монастыри, в первую очередь Жича и Студеница, всегда служившие духовной опорой сербского Православия, строятся новые храмы. Величайший в истории Сербской Церкви проповедник, епископ Николай возрождает сербское церковное проповедничество. Миссионерский подвиг Владыки по напряженности и разносторонности можно сравнить лишь с подвигом святого Саввы Сербского. Как миссионер Сербской Церкви он много ездил по Европе, Америке, соседним балканским странам, бывал в Константинополе, Греции, на Святой Горе Афон, где особенно заботился о возрождении Хиландарского монастыря. Принимал участие в многочисленных международных и междуцерковных встречах; в 1930 году участвовал в подготовке предсоборной конференции Православных Церквей, состоявшейся в монастыре Ватопед. Его попечением были построены детские дома и приюты по всей Сербии, от Витолы до Чачка, Верхнего Милановца, Кралево и Крагуевца.
В годы Второй мировой войны Гитлер лично приказал командующему южным фронтом: «Уничтожить сербскую интеллигенцию, обезглавить Сербскую Церковь, в первую очередь уничтожить патриарха Гавриила (Дожича), митрополита Петра (Зимонича) и епископа Николая (Велимировича)». Владыка Николай и Сербский патриарх Гавриил – единственные европейские иерархи, попавшие в лагерь смерти Дахау, но Бог сохранил праведников: 8 мая 1945 года они были освобождены союзнической 36-й американской дивизией. В Дахау епископ Николай написал одно из своих самых известных произведений – книгу «Сквозь тюремное окно», в которой призывал православных к осознанию своих грехов и к покаянию. После освобождения из лагеря епископу Николаю не пришлось вернуться в Югославию, уже находившуюся под правлением Тито. Но святитель продолжил свою миссионерскую деятельность в Европе и Америке, много писал, выступал с лекциями. В эмиграции он тяготел к русской среде, преподавал в Свято-Владимирской академии в Нью-Йорке, и Свято-Троицкой и Свято-Тихоновской семинариях в Джорданвилле и Пенсильвании. В русском монастыре Святителя Тихона прошли последние дни его земной жизни. Владыка отошел ко Господу во время молитвы 18 марта 1956 года. Из русского монастыря тело Владыки было перенесено в сербский монастырь Святого Саввы в Либертсвилле и захоронено на монастырском кладбище. О переносе его мощей на родину в те времена не могло быть речи: режим Тито объявил его предателем и врагом народа.
Узника концлагеря Дахау Владыку Николая коммунисты публично называли «сотрудником оккупантов», публикация его трудов была полностью запрещена.
Только в 1991 году Сербия обрела великую святыню: 12 мая мощи Владыки Николая Сербского вернулись на родную землю. Теперь они покоятся в его родном селе Лелич, в храме, когда-то воздвигнутом им самим в его задужбине 1.
Истинно слово о нем преподобного отца Иустина Челийского (Поповича): «После святого Саввы Сербского Владыка Николай – величайший сын сербского народа! Аминь».
Тропарь, глас 8
Златоустый проповедниче воскресшего Христа, путеводителю рода сербскаго крестоноснаго во веки, благогласная лиро Духа Святаго, славо и любы монахов, радование и похвало священников, учителю покаяния, предводителю богомольнаго воинства Христова, святый Николае Сербский и всеправославный: со всеми святыми Небесныя Сербии моли единаго Человеколюбца, да дарует мир и единение роду нашему.
* * *
Задужбиной в Сербии называют здание или учреждение, построенное на основе добровольных взносов одного или более влиятельных лиц. В средние века сербские правители в качестве своих задужбин создавали монастыри, к которым относятся, в частности, Студеница и Жича.