протоиерей Михаил Архангельский

Заключение первого отделения второй части

О качествах нынешнего «Последования св. Елея»

  Из истории образования «Последования», из объяснений, а также и текста его, открываются нам его 1) внутренние и 2) внешние качества.

1) Внутреннее достоинство заключается в том, что «Последование» составлено, вообще, в точном согласии с духом слова Божия, со всем учением св. Православной Церкви, и в частности – с догматом о Елеосвящении и с внутренним содержанием апостольского чина Елеопомазания. Внешним показателем сего служат: евангельские и апостольские чтения, исповедание веры, содержащееся в молитвах, прощения, существенно, об исцелении болезней и оставлении грехов, самые мысли и выражения молитв, взятые с буквальностью из св. Писания и из апостольского чина Елеопомазания. Нет здесь ни одной йоты, которая выступала бы из означенных границ, или носила бы иной оттенок.

Подобно апостольской молитве веры , все псалмы, песнопения, молитвы и стихи чина оживотворены глубокими чувствованиями искренней сердечной веры в милосердие Божие, сыновней любви к Господу Богу, богопочтения, благочестия, непоколебимого упования, и твердого убеждения в благодатной силе и действенности таинства. Но, с другой стороны, те же псалмы и молитвы, песнопения и стихи проникнуты сознанием наших человеческих немощей и грехов, чувствованиями нашего недостоинства перед Богом, глубоким смирением. искренним покаянием, сокрушением сердца, желанием ходить в оправданиях Господних, исполнять заповеди Божии. Отсюда, подобно апостольской поспешествуемой молитве, в песнопениях, молитвах, псалмах и стихах чина повсюду проникает, везде чувствуется усиленное, прилежное, умиленное моление к Господу Богу, с призыванием Матери Божией и всех святых, дабы их ходатайством подкрепить наши земные, недостойные и немощные, богомоления, ибо и в апостольском чине сказано: много может молитва праведнаго поспешествуема.

Но все существо чтений слова Божия, песнопений, молитв, стихов, обрядовых действий  – все устремлено к одной цели, чтобы страждущему тяжким недугом тела и души и кающемуся во всех своих прегрешениях испросить у беспредельного милосердия Божия, силою крестных заслуг Спасителя, благодать св. Духа для полного возвращения ему сил и здоровья, для совершенного очищения его от всякой греховной скверны, душевной и телесной, и для прохождения жизни богоугодной и святой. От этой цели во всем чине нет ни малейшего уклонения, вроде, напр., угрожений, или намека на приготовление к смерти и т. п. При сем, в чине выражается трогательнейшее сочувствие молящихся к положению немощного, крепкая и теплая христианская любовь к нему, участливое и деятельное, во всех отношениях, попечение о нем, о его душе и теле, всецелое снисхождение к его телесным недугам, – что все поставляется в обязанность и в чтениях чина, например: немощи немощных носите, и не себе угождайте (Рим. 15:1) и т. п.

2) Внешние качества «Последования» заключаются в полном соответствии его с апостольским литургическим чином Елеопомазания. Ни одна черта сего последнего не опущена в нем. Все же внутреннее содержание апостольского богослужения уяснено до подробностей, раздельно развито, без недостатка, уклонений, или излишества, выражено в «Последовании», и облечено в единый, стройный и согласный, благолепный чин. Таинство совершается, исключительно, пресвитерами – епископами и священниками, и не единолично, но собором, состоящим из семи членов. Приемлет таинство член св. Соборной и Апостольской Церкви, полноправный и правоспособный, находящйся в тяжкой болезни  и кающийся во грехах своих. Веществом таинства служит оливковый елей , назначенный Господом и употреблявшийся св. апостолами.

Соответственно пресвитерским молениям апостольского чина, собор пресвитеров по «Последованио», совершивши приготовительный чин молебного пения, освящает, молитвенным призыванием благодати Божией, елей, вещество таинства, чтобы он был елеем Господним , какой употребляли св. апостолы, а не простым продуктом житейского обихода. К освящению елея приложены два такие чтения – апостольское и евангельское, которые своим содержанием вполне соответствуют апостольскому существу совершаемого священнодействия.

Помазание больного, по апостольскому чину, совершают, в порядке, все семь пресвитеров, один за другим. Каждый из них, по духовному смыслу того же чина, сперва читает слова веры апостольские и евангсльские, за ними – молитву веры о болящем, и с произнесением другой молитвы веры помазует его. Апостольские и евангельские чтения соответствуют здесь апостольскому значению елеопомазаний и выражают в содержании своем различные факты и наставления, находящиеся в существенном союзе со священнодействием таинства.

Помазание больного каждым из пресвитеров совершается св. Елеем, по апостольскому чину, во имя Господне. Ибо, как во время помазания, произносится соответствующая существу его молитва, так и самое помазание делается во образе креста, означающим собою имя и Самого Христа Господа. Сохранен самый порядок обетований апостольского чина в том, что в «Последовании» на первом месте испрашивается оживотворение недужному и за ним оставление грехов.

Согласно апостольскому чину, помазывать больного , т. е., тело его, а не один какой-либо орган тела, пресвитеры, по «Последованию», помазуют многие, самые важные и жизненные, органы телесного состава, – что составляет действие равносильное помазанию всего недужного.

Совершив помазание, пресвитеры, во исполнение апостольского обряда, совершают совокупную молитву над ним об оставлении его грехов, и, по его молитвенному прошению, изрекают ему от имени Божия прощение и помилование, во исполнение слов: аще грехи сотворил есть, отпустятся ему (Иак. 5:15).

Таким образом, «Последование», в своем духе, содержании, расположении частей и объеме, вполне выражает в себе литургический чин алостольского века. Все же, что в историческое время, в период развития чиносовершения, было принято, но с апостольским чином не согласовалось, – все то в »Последовании» не получило места, оставлено, напр., помазание св. Елеем жилищ, допущение к нему здоровых и т. п.

Другое внешнее, более общее, достоинство «Последования» состоит в том, что оно, с сохранением типических сторон апостольского Елеопомазания, составлено из исторических, св. Елея, элементов Православной Церкви и по общему типу ее богослужений. Ибо в «Последовании» имеются все те части, какие и в прочих священнодействиях, напр., общие начинательные молитвы и т. п., и каждая часть состоит из таких же элементов, как и другие богослужения, каковы: канон, псалмы, ектении, тропари, апостолы, евангелия, молитвы... Замечательно стройно составлен каждый акт чина: молебное пение, акт освящения елея, шесть чинов елеопомазания и часть заключительная. Все акты расположены в порядке священнодействия и вместе составляют единый неразрывный благолепный чин. Богослужение, по сему чину совершаемое, имеет торжественный вид, но глубоко трогает душу, смиряет разум, умягчает сердце, назидает волю, вызывает сосредоточенную молитвенность. Нет в «Последовании» ни тени ничего чуждого Православной Церкви, ничего заимствованного от инославных: ни чтения, ни молитвы, ни мысли, ни речений, ни обрядов, ни построения чиновного или уставного. Это – чин в самом точном и полном смысле, апостольский, святой, соборный, православный.

Как мы видели в начале, Господь Иисус Христос через св. апостолов наметил только основные элементы и существенные качества богослужения Елеопомазания, как и всех прочих таинств. Св. Церкви предоставлены были благодатное право и средства, самой, в последующее время установить, в стройном порядке, однообразный и полный богослужебный чин его. Следовательно, в создании православного «Последования св. Елея», св. Церковь исполнила только волю и назначение Господа относительно сего таииства.


Источник: О тайне святого Елея : [Исслед. об ист. развитии чиносовершения Елеосвящения] / Протоиер. Михаил Архангельский. – С.-Петербург : Типография Тренке и Фюсно. 1895. - 264 с.

Комментарии для сайта Cackle