святитель Николай Сербский

Пятое письмо индийской миссии монаху Христодулу и ответ на него

Четырнадцатый вопрос: Разве индийские монахи, аскеты не похожи на христианских монахов, скажем, на вас на Святой Горе?

Пятнадцатый вопрос: И разве индийские факиры не то же самое, что и христианские чудотворцы?

Шестнадцатый вопрос: И разве индийский народ вообще не аскетический народ, как, например, православные народы?

Ответы монаха Христодула

На четырнадцатый вопрос.

В самом деле, аскетизм индийских монахов поражает. Такого самоистязания и самоотречения история не знала ни у одного нехристианского народа. Но для чего это? Чтобы достичь безразличия к боли и радости, к сладкому и горькому, к жизни и смерти и перейти в вечную нирвану, то есть небытие. А аскетизм христианский – ради Царства Небесного. Христианские монахи изнуряют тело, чтобы душа стала чистой и свободной от ветхости и чтобы, став таковой, исполнилась Святым Духом Божиим и удостоилась бессмертной жизни в Царстве Небесном. Следовательно аскеза в Индии, – ради уничтожения жизни вообще, в то время как аскеза у христиан – ради стяжания лучшей жизни, жизни вечной в Царстве Отца нашего Небесного.

На пятнадцатый вопрос.

Индийские факиры проделывают разные фокусы с тем, чтобы люди их прославляли, а не для того, чтобы людям как своим братьям помочь. Христианские святые творили и творят чудеса не ради своего имени, а во имя Христа, и не ради своей славы, а во славу Христову, и не для того, чтобы показаться перед людьми чудотворцами, а чтобы помочь людям как своим братьям в их бедах. Известно, что христианские святые убегали человеческой славы и прятались от тех, кто их прославлял.

На шестнадцатый вопрос.

В самом деле, индийский народ более постнический, чем многие другие народы. Но не так, как православные народы, ведь цели поста здесь, как мы прежде сказали, совсем различные. И именно из-за своего постничества Индия предопределена Господом Богом к тому, чтобы легче принять Христово учение и полнее и искренне изменить свою жизнь.


Вам может быть интересно:

1. Молитвы на озере – 92. Господи Воскресителю, пробуди спящих песней Твоей святитель Николай Сербский

2. Письма – Письмо XXXI. Тому же преподобный Максим Исповедник

3. К рождению Государя Наследника протопресвитер Евгений Аквилонов

4. Письма – 325. Если долго нет ответа на письмо, надо потерпеть и не смущаться преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

5. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) – Прихоти схиархимандрит Иоанн (Маслов)

6. Опыт издания греческих церковных писателей древнейшего времени в русской патрологической литературе – I. Testimonia externa профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский

7. Известия церковно-археологического общества при Киевской Духовной Академии за 1890 год Николай Иванович Петров

8. Огласительные поучения и завещание – Поучение 39. О том, что братия должны пребывать в мире и единомыслии. преподобный Феодор Студит

9. Отечник Проповедника – Лжеправедник игумен Марк (Лозинский)

10. Слово пред отпеванием прот. А. В. Мартынова профессор Николай Александрович Заозерский

Комментарии для сайта Cackle