святитель Николай Сербский

Четвертое письмо индийской миссии монаху Христодулу и ответ на него

Одиннадцатый вопрос: Разве индийская божественная троица, тримурти, не подобна христианской Святой Троице?

Двенадцатый вопрос: И разве индийские боги не подобны христианским Ангелам?

Тринадцатый вопрос: И разве индийские аватары не подобны христианскому Мессии или христианским святым?

Ответы монаха Христодула

На одиннадцатый вопрос.

Только числом три похожа индийская троица, или тримурти, на христианскую Святую Троицу, и ничем больше. Брахма, Вишну и Шива никакие не сродники, они скорее, компаньоны. Каждый из них имеет жену, а кто-то, как Шива, даже много жен. Они очень часто противодействуют друг другу, так что один созидает, а другой разрушает. Совершенно иное – христианская Святая Троица. Это и сущностное, и духовное, и нравственное единство Отца, и Сына, и Святаго Духа. Самое тесное и нераздельное сродство; единство в троичестве и троичество в единстве. В историческом плане не случалось и не могло случиться так, чтобы Отец желал чего-нибудь, чего не желал бы Сын, или чтобы Дух Святый совершил что-либо помимо воли Отца и Сына. Тримурти – это три бога с тремя именами, какими были некогда в Египте Осирис, Изис и Хорус186, действовавшие в смертельной ненависти. Святая же Троица – это один Бог с одним именем. Имя Ему – Бог, а Отец, Сын и Святый Дух – это выражение Его внутренних отношений.

На двенадцатый вопрос.

Индийские многочисленные боги нимало не похожи на небесных Ангелов. Ведь они силы тьмы, а Ангелы – силы света. У них разные воли, а Ангелы исполняют лишь одну волю – волю единого Бога.

На тринадцатый вопрос.

Аватары не подобны Мессии. Почему? Потому, во-первых, что аватар много, а Мессия один. Затем, аватары люди, а Мессия – Бог, Сын Всевышнего Бога. Аватары думали спасти людей своей логикой и ничего не смогли; Мессия спас человечество истиной, любовию и самопожертвованием. Если бы о мессиях должно было говорить во множественном числе, как об индийских аватарах, тогда род человеческий никогда бы не увидел своего истинного Спасителя. Я весьма сожалею, что индийцы ожидают прихода все новых и новых аватар, как евреи ждут и провожают одного за другим своих ложных мессий. Множеством аватар или мессий индийцы стали подобны евреям, которых они, вообще говоря, не выносят.

Не подобны аватары и христианским святым. Каждый индийский аватара прибавлял учение к учениям и слова к словам, порой и в противоречие прежним аватарам, в то время как христианские святые все, от первого до последнего, придерживались одного учения и следовали одним путем. А это учение и путь Иисуса Мессии. Каждый аватара представлял себя как воплощение того или иного индийского бога, а между тем наши святые признавали только одного воплощенного Бога, Господа Иисуса, от начала и до конца человеческой истории.

* * *

186

Речь идет о тройке божеств в египетской мифологии. Осирис – бог производительных сил природы, царь загробного мира; Исис (Исида) – богиня плодородия, сестра и одновременно супруга Осириса, символ женственности и семейной верности; Хорус (Гор) – бог света. Согласно мифу, Гор – сын Исиды, зачатый ею от мертвого Осириса, коварно убитого его братом и с помощью магических заклинаний оживленного Исидой.


Вам может быть интересно:

1. С нами Бог – V. Божии наказания святитель Николай Сербский

2. Собрание сочинений. Том 4 – СЛОВО в день восшествия на престол ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА архиепископ Амвросий (Ключарев)

3. Огласительные поучения и завещание – Поучение 92 преподобный Феодор Студит

4. Заметка о слове "канонизация" профессор Евгений Евсигнеевич Голубинский

5. Письма к разным лицам – Письмо 324 (333). К писцу святитель Василий Великий

6. Номоканон Иоанна Постника в его редакциях: грузинской, греческой и славянской профессор Николай Александрович Заозерский

7. Погребения Всероссийских Патриархов архимандрит Макарий (Веретенников)

8. Из Румелии – Акарнания. 25 июня 1865. Пятница. архимандрит Антонин (Капустин)

9. Борьба за веру. Против масонов – IV. Письма к графине Анне Алексеевне Орловой-Чесменской за 1832 год архимандрит Фотий (Спасский)

10. Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. Выпуск 4. Славяно-русский пролог, Ч. 2. Январь-апрель – Примечания к тексту издаваемых чтений из Пролога (январь – апрель) профессор Александр Иванович Пономарёв

Комментарии для сайта Cackle