святитель Николай Сербский

Третье письмо индийской миссии монаху Христодулу и ответ на него

Восьмой вопрос: Что ты думаешь о реинкарнации?

Девятый вопрос: В чем причина индийского пессимизма?

Десятый вопрос: Что может спасти Индию от пессимизма?

Ответы монаха Христодула

На восьмой вопрос.

С самых древних времен индийские мыслители считали этот мир бесконечным в пространстве и времени, то есть существующим без начала и без конца. Согласно этому, они не могли допустить существования другого мира, более светлого и лучшего, чем этот. Не могли они и представить себе какой-нибудь другой мир наряду с этим «бескрайним и вечным» миром. По этой причине, когда душа выходит из тела, ей некуда пойти, кроме как в какое-нибудь другое тело в этом мире как единственно существующем. В этом бесконечном и вечном мире пребывают и «боги», и люди. Ведь этот мир без окон и без дверей. Мир, следовательно,– это самсара, круговорот богов, и полубогов, и людей, и всей живности.

На девятый вопрос.

Причина индийского пессимизма – это то, о чем мы уже сказали: понимание мира как бесконечного в пространстве и времени. Из него некуда выйти. В нем равны рабы, и боги, и люди – в самсаре без выхода, в круговороте без начала и конца, в существовании без надежды. В подобном ужасном видении мира кто не стал бы пессимистом? И в самом деле, Индия – родина пессимизма. Носитель и учитель пессимизма в Индии не один человек, философ, как в других странах, но целый народ, причем народ, состоящий из сотен миллионов душ, на протяжении тысяч лет. Действительно жутко! Между тем, исходные основания, из которых произрос мрачный пессимизм,– это человеческие вымыслы и демонские обманы.

На десятый вопрос.

Индию спасет от пессимизма истина. Не «истина» от людей, а истина от Бога. Когда Индия познает истину, которая от Бога, она поймет и свои вековые заблуждения и отринет их. Когда Индия осознает, что этот мир имеет своего Творца, имеет свое начало и свой конец, что существует иной мир, в котором нет болезни, ни печали, ни воздыхания185, тогда всеобщая радость развеет отчаянный пессимизм в ней, как свет уничтожает тьму.

Тогда индийцы отвергнут и ложное учение о реинкарнации. Ибо им станет понятно, что душа, когда выходит из своего тела, уходит из этого ограниченного мира в иной мир, в свое царство, откуда она и возникла, а не будет бесконечно переселяться из тела в тело.

* * *

185

См.: кондак «Со святыми упокой…», глас 8, из чинопоследования панихиды.


Вам может быть интересно:

1. Молитвы на озере – 92. Господи Воскресителю, пробуди спящих песней Твоей святитель Николай Сербский

2. Пессимизм в языческом Риме профессор Александр Иванович Садов

3. Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний – Слово 29. О злословии преподобный Антиох Палестинский

4. Отечник Проповедника – Похвала игумен Марк (Лозинский)

5. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) – Памятозлобие схиархимандрит Иоанн (Маслов)

6. The City of God – The City of God (Book VIII) блаженный Аврелий Августин

7. Собрание сочинений. Том 4 – Слово в день Благовещения Пресвятой Богородицы архиепископ Амвросий (Ключарев)

8. Начало греко-болгарской распри и возрождения болгарской народности Николай Иванович Петров

9. Слово пред отпеванием прот. А. В. Мартынова профессор Николай Александрович Заозерский

10. Из академической жизни. Профессор В.Д. Кудрявцев-Платонов профессор Василий Александрович Соколов

Комментарии для сайта Cackle