мученик Николай Варжанский

11. О причащении

Спаситель обещал дать особое небесное питание:

«Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий» (Ин.6:27).

Спаситель объявил, что Он Себя Самого даст в благодатную, живительную пищу верным Своим:

«Я – хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жив вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин.6:49–51).

Без причащения Тела и Крови Христовых нет спасения:

«истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день; ибо Плоть Моя истинно есть пища и Кровь Моя истинно есть питие; ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем; как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядуший Меня жив будет Мною»... (Ин.6:53–57).

Господь исполнил это обещание, давши на Тайной вечери Тело и Кровь Свои под видом хлеба и вина:

«Когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил, и раздавая ученикам, сказал: «приимите, ядите: Сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им, и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26:26–28; Лк.22:17–20).

Совершение этого священнодействия завещано Апостолам:

«сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22:19).

Христиане всегда совершают это священнодействие, приобщаясь Тела и Крови Христовых:

«Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?» (1Кор.10:16).

Это таинственное священнодействие будет совершаться до Второго пришествия:

«Я от Самого Господа принял то, что и вам передал... всякий раз, когда вы едите Хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет» (1Кор.11:23–26).

Нельзя причащаться Святого Тела и Крови Христовых недостойно, потому что за это Господь карает:

«Кто будет есть Хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. От того многие из вас немощны и больны, и немало умирает» (1Кор.11:27–30).

Итак, кто не ест Тела и Крови Христовых, тот погибает во грехах и не имеет жизни.

Посему должно спрашивать сектантов так: Едите ли вы Плоть Сына Человеческого, пьете ли вы КровьЕго? Если – нет, то погибли вы во грехах ваших, и нет жизни в вас.

Разбор возражений сектантов

Сектанты говорят: Спаситель, говоря: «Сие есть Тело Мое, сие есть Кровь Моя», сказал притчу. Слова эти означают, что вино и хлеб являются символами (знаками) Тела и Крови.

Православный ответ: Спаситель о причащении говорил не притчами, потому что где притчами он говорил, там и говорится (Ин.10:6; Мк.4:13).

И причащал Спаситель, действительно Телом и Кровью, а не символами (Мф.26:26–28), и Апостолы понимали это не по-сектантски, а по-православному (1Кор.10:16).

Сектанты говорят: «Дух животворит; плоть не пользует нимало». Значит, не нужна и Христова Плоть.

Православный ответ: Православные отвечают, что сектантам, действительно, не нужна Плоть Христова, потому что они отреклись от истинного Спасителя, а для нас Плоть Христова истинно есть пища и Кровь Господа Иисуса истинно есть питие (Ин.6:55).

Сектанты говорят: 2Кор.5:16: «мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне не знаем». Значит, и причащаться Плотию Христовой не нужно.

Православный ответ: Ап. Павел никогда не отвергал Причащения Тела и Крови Христовых, но, напротив, говорил о нем (1Кор.10:16; 1Кор.11:23–30).

А в 2Кор.5:16 говорится, что мы никого не знаем по смертной плоти, потому что все, будут воскрешены, подобно тому, как мы прежде знали Христа в плоти страждущей, голодающей и т.п., а теперь уже не знаем Христа таким, а – в плоти прославленной.

Сектанты говорят: 1Пет.1:24: «всякая плоть, как трава».

Православный ответ: Православные отвечают, неужели же и Христова Плоть, которую дал Он за жизнь мира, маловажна и как трава? До глупостей договариваются сектанты.

В приведенном изречении ап. Петр под плотью разумеет людей, родивших нас, как и ап. Иоанн в начале Евангелия (Ин.1:13), и противопоставляет им наше духовное рождение т.е. от Христа – Предвечнаго Слова.

Сектанты говорят: Нам не нужно причащение Тела и Крови, потому что «мы освящены единократным принесением Тела Христова» (Евр.10:10).

Православный ответ: Для этого освящения, именно, и нужно причаститься того Тела и Крови, которые были на Голгофе. Это чудесно совершается в таинстве Причащения. Оттого ап. Павел и говорит: «мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии» (Евр.13:10).

Сектанты говорят: Как может хлеб преложиться в Тело?

Православный ответ: Так же чудесно, как жезл Ааронов в змия; как вода в Египте в кровь (Исх.7:10, 20); как вода в Кане, превратилась в вино (Ин.2).

Сектанты говорят: Почему Христово Тело не умаляется от еды Его?

Православный ответ: Почему пятью хлебами насытилось 5,000, и еще 12 корзин сохранилось? Почему, сколько ни зажигай от свечи других свечей, свет в ней не уменьшается?

Сектанты говорят: Евр.13:9: хорошо благодатью укреплять сердце, а не яствами.

Православный ответ: Причащение у нас не насыщение, а благодатное питание, о нем и говорится в Евр.13:10.

Сектанты говорят: почему Тело и Кровь имеют вид и вкус хлеба и вина?

Православный ответ: Потому что и Господь, будучи Богом, не терял вида человека: Флп.2:7, испытывал голод: Лк.4:2; сон: Мф.8:24–25 и подобное.

Если же иногда, например, в Преображение (Мф.17:2) и в Гефсимании (Ин.18:6) проявлялся вид Божества Его, то и со Святыми Тайнами было много таких же случаев.

Сектанты говорят: Вы надеетесь на частицу Христа.

Православный ответ: Мы надеемся на волю Богочеловека с Божеством и человечеством, по слову Его: «ядущий Меня жить будет Мною» (Ин.6:57).


Источник: Николай Варжанский. Оружие правды. Перепечатано со второго издания проф. протоиерея Неофита Любимова, М.: 1911. Типография прп. Иова Почаевского. Джорданвилл. США: 1993. - 137 с.

Комментарии для сайта Cackle