мученик Николай Варжанский

12. О браке христианском

Брак благословен Богом при создании первых людей:

«Сотворил Бог человека по образу Своему, по образу сотворил его: мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь» (Быт.1:27–28).

Христос не отверг брака, но признал в браке самый близкий неразрывный союз мужчины и женщины: «В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк.10:6–9).

Связь между мужем и женой уподоблена связи Христа с Церковью:

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос Глава Церкви и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем».

«Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова, чтобы представить ее себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (Еф.5:22–28).

По закону нельзя жену разлучать от мужа:

«Замужняя женщина привязана законом к живому мужу, а если умрет муж, она освобождается от закона замужества. Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона и не будет прелюбодейцею, вышедши за другого мужа» (Рим.7:2–3).

«Муж, оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем (если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим), и мужу не оставлять жены своей» (1Кор.7:3–5, 10, 11).

Господь строго запрещает сожительство не со своей, а с чужой женой:

«Кто будет прелюбодействовать с женою ближняго своего, да будут преданы смерти и прелюбодей, и прелюбодейка» (Лев.20:10).

Даже пожелание чужой жены воспрещено:

«Не желай жены ближнего твоего» (Исх.20:17).

Даже мысленное вожделение греховно:

«Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5:28).

Без причины прелюбодеяния разводиться нельзя:

Христос сказал им: «Моисей, по жестокосердию вашему, позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было, так. Но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние, и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф.19:8–9).

Блудники не спасутся:

«Знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф.5:5).

Брак заключается с благодарственной и священнодейственной молитвой:

«Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учетям бесовским, чрез лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие – хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1Тим.4:1–5).

На брачущихся с древности возлагали венцы:

«радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством» (Ис.61:10).

Христос с Богородицей и учениками освятили свадебное торжество Своим присутствием, а Спаситель и чудом Своим:

«Был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там».

«Был также зван Иисус и ученики Его на брак» (Ин.2:12).

Чадородие не греховно, не спасительно:

Жена «спасется чрез чадородие, если пробудет в вере, и любви, и в святости с целомудрием» (1Тим.2:15).

Разбор возражений сектантов

Хлысты говорят: «брак запрещен еще в Раю, когда запрещено было – есть плоды от древа познания добра и зла, что (т.е., есть) означало брачное сожитие».

Православный ответ: Заповедь о невкушении от древа познания добра и зла, дана еще до сотворения жены (Быт.2:7–25).

Хлысты говорят: что потоп был наведен на мир за брачное сожитие, как говорил Спаситель: «как во дни пред потопом ели, пили, женились и выходили замуж до того дня как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и Второе пришествие Сына Человеческого (Мф.24:38–39).

Православный ответ: Если за женитьбу послан потоп, то и за еду. Значит, и есть нельзя, а хлысты едят. Во-вторых, хлысты забыли, что Господь ввел в ковчег Ноя и детей его с женами их, не разрушая брака, и после потопа сказал им: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт.9:1).


Источник: Николай Варжанский. Оружие правды. Перепечатано со второго издания проф. протоиерея Неофита Любимова, М.: 1911. Типография прп. Иова Почаевского. Джорданвилл. США: 1993. - 137 с.

Комментарии для сайта Cackle