Покров

Источник

Слово, сказанное в Покровской церкви в Лыщиковом переулке, в Москве

Чудное событие вспоминаем мы, мои дорогие, возлюбленные братья и сестры, в праздник Покрова Божией Матери. И как горячо любит русский верующий православный народ этот праздник!

Все вы, конечно, знаете о том событии в 910 году во Влахернском храме Константинополя, какое положено в основание нашего праздника: о явлении Божией Матери за всенощной на воздухе, окруженной святыми и Ангелами, молящейся за народ, с простертым в руках омофором-покровом. В этот праздничный день мы поем: Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем Покров Твой честный. С горячей верой мы обращаемся к Божией Матери: Покрый нас честным Своим омофором!

В день этого радостного, торжественного праздника я особенно горячо желаю вам на своей молитве благодатного, неистощимого, теплого Материнского Покрова нашей Небесной Матери во все дни вашей жизни – над вами, над вашими семьями, над вашими трудами.

Что это за Покров Божией Матери над нами?

Это, дорогие мои, ходатайство Божией Матери за нас, грешных, перед нашим Сладчайшим Спасителем. Это ходатайство, по которому прощаются наши грехи, утоляются наши скорби и продолжается долготерпение Божие, дающее нам, грешникам, дни и годы нашей жизни земной.

Покров Божией Матери – это молитва Ее о нас, которая нашу слабую, немощную, грешную молитву доносит до Престола Божия, потому что Она Сама наши молитвы поднимает на Своих Материнских руках и складывает их у ног Христовых.

Покров Божией Матери – это любовь Ее к нам, та любовь, которая укрепляет нас в бедах и несчастьях, осушая наши слезы, та Ее любовь и милосердие, которые помогают нам совершать наше вечное спасение на пути к последнему часу жизни на земле, неизбежному для каждого часу своей смерти.

Над кем простерт этот Покров Божией Матери?

Мы знаем из слова Божия, что Церковь Христова – это Тело Христово, что Господь Иисус Христос – Глава этого Тела, Глава Им учрежденной Святой Церкви. И Покров Божией Матери, простертый над Церковью Христовой как Телом Господа Иисуса Христа, раскрыт и над каждым членом этого таинственного Тела – каждым сыном и дочерью Святой Христовой Церкви.

Вы знаете, что Господь Иисус Христос перед Своей смертью обещал ученикам, а через них всем нам, не оставить нас одинокими. И Божия Матерь оставила такое же обещание быть всегда с нами во все дни. Она это Свое обещание выполняет. Если мы живем в ограде Святой Церкви Христовой, если мы питаемся Таинствами Церкви нашей Православной, если мы заботимся и болеем о своем вечном спасении, если мы боимся вечной погибели, если мы очищаем свою душу слезным покаянием и всегда помним о том, что мы здесь, на земле, только гости и уйдем на свою вечную землю, на свою Небесную Родину, Преблагословенная Божия Матерь всегда с нами и Ее Материнский Покров всегда охраняет каждого сына и дочь Святой Церкви Христовой.

Ведь если Сам Господь, по Его слову, не стыдится называть нас Своими братьями, постыдится ли назвать нас Своими чадами Его Матерь?

В чем проявляется Покров Божией Матери? Во всем, чем мы живем. Мы видим его в нашем благополучии, в нашем здоровье, в наших успехах – во всем, что нас радует и веселит в нашей земной жизни. Покров Божией Матери проявляется и в тех скорбях, болезнях и испытаниях, какие Господу, Ее Божественному Сыну, угодно возлагать на нас для нашего вечного спасения и какими Господь ведет нас за Собой.

Этот Покров можно видеть и в пробуждении нашей грешной совести, в том голосе, какой мы, грешники, слышим в себе самих, воздействием которого с грешных духовных очей спадает пелена, и мы сознаем свои грехопадения.

Этот Покров Божией Матери имеет внешние знамения в многочисленных чудесах, какие по вере приходящих к Ее святым иконам совершаются над верующими, призывающими Ее святое имя и просящими у Нее, нашей Небесной Матери, помощи, отрады и утешения.

Божия Матерь всегда с тем и Покров Ее всегда простерт над тем, кто верен Ее Божественному Сыну, кто идет по Его зову путем вечного спасения. Ведь Она ближе всех к Престолу Божию как Мать Сына Божия по плоти. Она, по слову святителя Иоанна Златоуста, – первая Преемница Божественных даров и первая Раздаятельница этих даров и благословений людям, ищущим помощи Божией у Господа и милостей у Нее в своих нуждах и обстояниях.

И если не все мы и не всегда видим эти милости Божией Матери, не все и не всегда ощущаем этот простертый над нами Покров забот, любви, милости, милосердия, то это только потому, что слабо наше духовное зрение. Если мы не слышим Ее голоса, которым Она утешает нас или зовет нас быть верными Ее Божественному Сыну, то это потому, что у нас поврежден наш духовный слух. С нами происходит то же, что бывает со слепцом, который не видит ни яркого солнца, ни человеческого лица, бывает то же, что с глухим, который не может слышать тех Божественных песнопений, какими мы сейчас услаждали свой слух и сердце за нашим богослужением.

Духовные наши очи – это наша вера. Если вера в нас крепкая, несомневающаяся, горячая, идущая из глубины сердца, она видит и не может не видеть того, что всем миром, народами и каждым из нас управляет Премудрость Божия и благость Божия, не может не видеть того, как перст Божий ведет каждого из нас разными путями в наше вечное Небесное жилище. Чем крепче вера у человека, тем больше верующий человек видит тех благодеяний, какие посылает нам Господь и какие подает нам Божия Матерь. Если этой живой, горячей веры в сердце нет, тогда все в жизни кажется случайным. Тогда сердце не видит руки Божией, руки Божией Матери, ведущих к вечному спасению каждого из нас и простертых к нам с целью нас поддержать и подкрепить, ибо ничто в жизни человека – ни радостное, ни скорбное – не совершается без воли Божией.

А духовным слухом является наша совесть. Если на нашей совести есть неисповеданные, нераскаянные, неоплаканные, неискупленные грехи и совесть загрязнена нашей страстной, греховной жизнью, тогда притупляется наш духовный слух и мы не слышим этим духовным слухом голоса Божией Матери, голоса Духа Божия, которым Небо будит нас от греховного сна и зовет к покаянию и вечному спасению.

Такой человек мертв своей совестью, как камень. Камень не слышит ударов грома, не чувствует падающих на него капель дождя, не ощущает тепла солнечных лучей, потому что он мертв. И если христианин не живет молитвой, и его сердце перестает дышать верой, и он не ищет общения с Господом в храме Божием, и не питается словом Божиим, и не живет мыслью о своей смерти, о своем спасении или о своей погибели, и спит его совесть, – он мертв духовно. И это к нему обращено слово Божие: Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв (Откр. 3:1).

Человек может быть только «как будто живым», со своей оскверненной грехами совестью, со своей потухшей верой. Он живет, ходит, ест, пьет, спит, исполняет свою земную работу, но духом своим, если он не живет жизнью духа, жизнью, ведущей в Царство вечности, он может быть мертв. Он мертв умом, если ни сказание о Страшном Суде, о блаженстве праведников и верных рабов Божиих, ни повествование о муках Христовых не трогают его сердце. Он мертв сердцем, если до этого сердца не доходит голос Божий и он не ощущает в себе потребности прийти к Господу и просить себе у Него помощи и благословения.

Страшно такое состояние, ибо смерть может прийти к человеку и взять такого нераскаянного грешника, такого небрежного, лукавого раба Божия в ту жизнь, где будет уже не сеяние, а жатва и где будут собраны плоды всей прожитой, может быть многолетней, жизни человека.

Если человек так мертвеет, перестает жить молитвой, благодатью Святых Таинств, перестает дышать тем небесным воздухом, которым мы дышим в наших святых храмах, может ли Покров Божией Матери оставаться простертым над таким духовным мертвецом?

Вот о чем напоминает нам сегодня праздник в честь Покрова Божией Матери. Он еще и еще раз говорит нам о том, что у каждого из нас на пути к вечному спасению есть Великая Путеводительница, Споручница грешников, Взыскание погибающих, с простертым над нами Покровом, и о том, что мы можем сами лишить себя этого Покрова.

Наша Небесная Матерь ждет от нас того, что мы, рожденные духовно в ограде Святой Церкви, крещенные во имя Святой Живоначальной Троицы, питающиеся со дней своего младенчества Святыми Таинами Христовыми, останемся верными сынами Церкви, достойными детьми Ее Божественного Сына. И Она обещает Свой Материнский Покров всем ищущим того светлого, вечного Небесного Царства, где Она предстоит Престолу Божию, где этот Престол окружен тысячами Небесных воинств, куда вошли все угодники, все благочестивые рабы Божии, верные Господу.

Как же нам нужно, мои дорогие, хранить и беречь как зеницу ока нашу святую веру, которую Господь вложил в бессмертную душу каждого из нас, – эти духовные очи наши, созерцающие вечность!

Слово Божие, которое проповедовал Господь наш Иисус Христос в дни Своей земной жизни, записанное в Божественном Евангелии, для каждого из нас должно быть зеркалом, отражающим правильный путь земной жизни и путь неверный, ведущий нераскаянного грешника к вечной погибели.

Надо нам беречь свою совесть, этот наш духовный слух, очищать совесть от той грязи, какой она покрывается в наших грехопадениях.

Святой Андрей Критский, составивший Великий канон, который вы слышите в дни Великого поста, говорит, что нет ничего в мире нужнее чистой совести. С чистой совестью, очищенной благодатью Божией и нашими слезами, мы встречаем все наши жизненные скорби и испытания в терпении и с доверием к Божественному Промыслу, который ведет нас через эти испытания в вечную Небесную страну. С чистой совестью истинный раб Божий встречает и смерть с миром в душе, взирая на нее, приступающую к его изголовью, как на переход из земной жизни в Жизнь Вечную, где верный сын своего Небесного Отца насладится вечным общением с Господом.

Надо сердце смягчать и питать добрыми делами, делами любви, чтобы сердце соделывать храмом живущего в нас Духа Божия, обителью Господа, Который есть Любовь.

Может ли ждать себе прощения у Господа тот, кто сам не прощает своим обидчикам? Может ли носить мир в своем сердце тот, кто не примирился со своим братом? Может ли радоваться духовной радостью о Господе тот, кто не порадовал в своей земной жизни скорбящего, не утешил плачущего, кто не сделал или слишком мало сделал за свою земную жизнь добрых дел, которые идут впереди нас на нашу вечную родину?

Наши добрые дела будут встречать нас там, когда бессмертный дух, разлучившись с телом, будет проходить по мытарствам в течение сорока дней после смерти и когда будет получать у Господа – Всеправедного Судии – приговор, которым мы или оправдаемся, или осудимся.

Мы и просим Божию Матерь в многочисленных наших молитвах и воздыханиях, с которыми обращаемся к Ней, чтобы Она помогала нам совершать этот путь к вечному спасению, вдыхала в наше сердце дух молитв и покаяния, поддерживала нас в дни уныния и озлобления, когда тяжелым бывает наш жизненный крест, возлагаемый на каждого Господом для нашего спасения, не лишала нас за грехи наши Своего Покрова.

Мы Ее просим и мы веруем в Ее материнскую помощь, говоря из глубины нашего верующего сердца: Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице.

И пусть так будет всегда, пусть наше верующее сердце всегда слагает к ногам Божией Матери все свои воздыхания, все свои нужды, скорби, испытания и плач о грехах. И Она, как Радость скорбящих, как Раздаятельница даров Божественной милости, как наша Небесная Матерь, все передаст Своему Божественному Сыну и в ответ на воздыхания верующей души прострет Свой Материнский Покров над тем, кто верует в Ее Божественного Сына и к Ней прибегает с верой и любовью.

Да покрывает нас, дорогие, Небесная Матерь Своим неистощимым милосердием и в жизни земной, и на земле будущего века!


Источник: Николай (Ярушевич), митр. Покров. // Журнал Московской Патриархии. 1952. № 1. С. 37–40.

Комментарии для сайта Cackle