митрополит Николай (Ярушевич)

Внимание

Если бы кто-нибудь из нас, пройдя длинную дорогу, увидел, что по своей неосмотрительности он прошел не тем путем, каким должен был пройти, какое огорчение испытал бы такой человек! А если бы уже наступала ночь и поздно было бы возвращаться назад, чтобы отыскать правильную дорогу, как увеличилось бы волнение и досада такого человека!

Если бы кто-нибудь потрудился над большим делом с напряжением всех своих сил и вдруг увидел, что он трудился напрасно, что он делал совсем не то, что нужно было, – что пережил бы такой человек?

И что же: все потеряно для этих людей? Нет. Тот, кто шел неправильной дорогой, имеет возможность в ближайшие дни исправить свою ошибку: вернуться назад и пойти нужным путем. Если человек делал долгое время не то, что следовало, он еще может заново потрудиться и, может быть, не без успеха выполнить свой труд.

Но есть такая дорога, по которой можно идти только вперед, по которой уже нельзя возвращаться назад. Есть такое дело, которое долго делается, но только один раз, и его нельзя начинать сначала. Эта – наша земная жизнь.

Все мы знаем, что с каждым днем нашей жизни мы приближаемся к неизбежной для каждого из нас смерти. Каждый из нас знает, что все мы после земного пути будем давать Господу отчет в том, как мы его прошли. Св. ап. Павел говорит: «Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор. 5:10).

Вот и нужно чаще об этом думать: правильной ли дорогой мы идем в жизнь вечную? Над тем ли мы трудимся здесь, что приводит к вечной жизни? Мы должны быть на своей земной дороге внимательны к самим себе; проверять и спрашивать себя: действительно ли мы христиане? исполняем ли мы волю своего Небесного Отца? Горе, горе невнимательному!

Если мы невнимательны к себе, если мы не проверяем правильности своего земного пути, если не умеем или не любим заглядывать для этого в глубину своего сердца, – как легко греху сродниться со всем нашим существом. Мы знаем, что повторить грех гораздо легче, чем в первый раз пасть во грех. И повторяясь в нас, грех может стать как бы второй природой нашей: можно привыкнуть ко греху настолько, что совершать его будет так же необходимо для нас, как дышать воздухом. Чтобы нам не впасть в такое состояние, надо следовать мудрому древнему правилу жизни: «Внимай себе», если хочешь спастись! (Втор. 15:9).

«Внимай себе», если хочешь спастись! Это должно быть правилом в жизни каждого из нас, кто идет земной дорогой, кто трудится над своей душой для вечности.

Когда мы падаем по немощи нашей, надо торопиться восстать, торопиться изгнать из себя скверны греха, чтобы не дать ему укорениться в нашем внутреннем, духовном существе.

Наша духовная природа так устроена, что все мысли, чувства, желания, все движения нашего духа тесно связаны между собой. И грех, попадая в сердце и через желания и через действия, сразу налагает свою печать на все стороны нашей духовной деятельности. Он окрашивает своим мрачным цветом всю нашу внутреннюю жизнь, лишает нас радости, той чистой радости, какая является спутником жизни каждого истинного христианина.

Мы должны быть внимательны к себе, чтобы не соблазнить своими грехами и поведением ближних, ибо сказано в слове Божием: «Горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18:7). Ведь одно только неосторожное слово может перевернуть душу нашего ближнего! Мы уже забыли об этом сказанном слове, а он будет его переживать... А как легко своим нехристианским, греховным поведением соблазнить тех, кто мало верует или не верует в Господа! Мы должны стремиться к тому, чтобы своей доброй христианской жизнью вызывать в тех, кто живя с нами или встречаясь с нами, мало верует, уважение к себе, как православным христианам, чтобы они видели, что не по имени только мы дети Небесного Отца.

Итак, «внимай себе», если хочешь спастись!

А как внимать себе? Как проверять правильность пути, по которому мы идем?

У нас есть слово Божие, в свете которого мы и проверяем самих себя. Наш Спаситель проповедует нам в Своем слове глаголы жизни вечной (Ин. 6:68). Он нас научает, как надо жить, чтобы жизнь вечная с ее радостями, с ее сладостью общения с Господом была достоянием каждого из нас.

Словом Божиим мы должны проверять себя: за Христом ли мы идем? Ко Христу ли направляется наш путь? Не накапливаем ли мы изо дня в день только груз греховный, с которым приближается к концу жизни?

Святые читали слово Божие в каждую свободную минуту, чтобы поучиться в нем тому, как надо жить, чтобы в нем, как в зеркале духовном, видеть себя, все отклонения свои от пути, ведущего в Царство Небесное. И мы должны внимать слову Божию, читать его, напоминать себе истины слова Божия, чтобы светом его проверять свою земную жизнь: да не будет она бесплодной для той бесконечной жизни, какая раскроется перед нами!

«Внимай себе», если хочешь спастись! Так было сказано задолго до Рождества Христова. И Господь наш Иисус Христос в Своих словах повторил это правило жизни. Он сказал: «Смотрите же за собой, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством, и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно» (Лк. 21:34). И св. ап. Павел предостерегает нас дорожить временем, «потому что дни лукавы» (Ефес. 5:16); они бегут и не возвращаются назад.

О, дай Бог всем нам прожить земную жизнь так, чтобы при конце ее не было ни у кого из нас бесплодного и горького раскаяния в том, что путь жизни нашей не привел к вечным радостям у Господа.

Дай Бог всем нам наследовать Царство Небесное, где празднуется Пасха, где в вечном веселии будут пребывать все верные дети Небесного Отца.

* * *


Источник: Радость и утешение христианина. Проповеди / Митр. Николай (Ярушевич), Издательство: «Жизнь с Богом», 1998 г. 180 с.

Комментарии для сайта Cackle