Азбука веры Православная библиотека профессор Николай Александрович Заозерский [Рец. на:] Сочинения Смирнова Петра, прот., настоятеля Санкт-Петербургского Исаакиевского собора.


профессор Николай Александрович Заозерский

[Рец. на:] Сочинения Смирнова Петра, прот., настоятеля Санкт-Петербургского Исаакиевского собора.

Выпуск 1–й

Известный своими плодотворными трудами на поприще церковного учительства, как с церковной кафедры, так и с кафедры светской школы, преимущественно гимназической, Настоятель Исаакиевского собора Петр Алексеевич Смирнов, в прошлом году предпринял полное издание своих сочинений, 1–й выпуск которого уже и увидел свет. Нельзя от всей души не порадоваться и не приветствовать начала осуществления этого предприятия!

В этом первом выпуске автор выступает не как учитель юношества православного, каковым он давно известен русскому обществу, а пастырем–учителем отцов и матерей. В составь рассматриваемого выпуска вошли небольшие по объему, но в высокой степени интересные по содержанию и тону отдельные трактаты, в свое время произнесенные автором, то в форме публичных лекций, то речей в торжественных собраниях. Эти трактаты носят следующая заглавия: 1) О Церкви; 2) Учете о Боге, как Высочайшем Духе; 3) Истины, изреченные Господом с клятвою; 4) Чудеса в прежнее и наше время; 5) Истинные и ложные чудеса нашего времени; 6) Противные вере стремления в современном обществе, 7) Отражение противных вере стремлений в школе; 8) О православии вообще и в частности, по отношению к славянским народам; 9) О космополитизме и обособлении народов; 10) Об учительстве в церкви православной; 11) Страх Божии–основа доброй жизни и истинно полезного воспитания; 12) Любовь подданных к царю православному; 13) Священное коронование царей православных; 14) Священный день России (стр. 5–288) .

Большинство уже самых этих заглавий дает видеть, что трактаты имеют ближайшее отношение к современности: православный пастырь высказывает в них взгляд свой, судить о разных серьезных явлениях современной русской жизни. На поверхностный взгляд представляются слишком отвлеченными начальные трактаты: о Церкви, о Боге, как Высочайшем Духе, об истинах, изреченные Господом с клятвою, и помещение их в начале книги представляется как будто не практичным, так сказать, отшибающим читателя своею отвлеченностью. Но кто даст себе труд прочитать всю книгу, тот не может не указать на методичность и такт автора в таком именно, а не ином распорядка отдельных его трактатов. Книга начинается трактатом о Церкви. Предмет – повидимому – отвлеченно догматический. Но посмотрите, как пастырь подводить к нему современников своих, чтобы уяснить им жизненную важность этого предмета: «Чувствуется – говорить он – что тяжело живется, когда ослабела ее (церкви) материнская власть. Хочется возвратиться под ее крыло. И мудрые мира сего начинают склонять перед нею свое гордое чело. И простецы, полагающее спасение в букве, чувствуют, что не в двуперстии и не хождении посолонь1 главный их вопрос, а в том – не отпали ли они от Церкви. Что же есть церковь и почему так тяжело, так страшно быть вне ее?“ (1 стр.).

Придав такую постановку вопроса непосредственно личную для каждого христианина, внимательно относящегося к запросам и требованиям свей духовной жизни, важность его, пастырь вводить за тем читателя в чистейшую и «великую область Богословия “ представляя вниманию его «великие тайны откровенней: – тайну Пресвятой Троицы, творения мира, паденья и искупления рода человеческого, благодати и загробной вечной жизни» – по тесной связи этих тайн с учением о Церкви.

Поставив, так сказать, читателя на эту возвышенную точку Богословского созерцания, уже при этом первом своем трактате, пастырь за тем уже ее не сводить с нее читателя в течении чтения всей книги. Вследствие сего и выходить, что читатель ощущает себя одинаково высоко настроенным, серьезно сосредоточенным, как устремляя ум свой в усвоение учения откровенного о свойствах, Божиих, так и созерцая явления жизни современного человечества. Ибо «Церковь – есть собор Ангелов и человеков“ и христианин еще живя на земле не должен затмевать в себе сознания вчленения своего в этот собор разумно-свободных существ, не должен низводить себя до унижения в сферу неразумной животной жизни.

Размеры библиографической заметки не позволяют нам частнее раскрывать примеры приложения этой возвышенной богословско-пастырской точки зрения к явлениям и вопросам современной жизни. А с другой стороны мы и не можем предвосхищать у автора нрава непосредственного воздействия на читателя, представляя выписки из книги его 2. Скажем вообще, что и пастырь найдет в книге автора глубоконазидательный материал и для проповеди с церковной кафедры, и для пастырски – назидательной частной беседы со своими пасомыми каких угодно классов общества, каких угодно степеней общественного положения и развития.

К внешним достоинствам книги должны быть отнесены её серьезный, ясный, точный богословский язык, спокойный, строгий и по местам возвышенный стиль; затем – тщательная обработка издания, даже четкий и красивый шрифт.

От всей души достопочтенному автору успешно и легко преодолевать неизбежные трудности в предпринятом им серьезном деле.

Н. Заозерский

* * *

1

Посолонь – это движение, совершаемое по часовой стрелке

2

Весьма нередко это 1. сказ., своеобразное освещение явлений современной жизни является и глубокомысленным и так сказать эффектно – жизненным Напр. в конце своего трактата. Истинные и ложные чудеса нашего времени автор говорит – «До сих пор на город Петербург смотрели и смотрят, как на град как будто еще не русский, хотя в нем и собраны все правительственные узлы России, и на всю эту окраину смотрят как далеко еще не обрусевшую. Кто знает? Может быть, мы присутствуем при знаменательном в нашей истории и преобильном великих последствий для будущего России процессе внутреннего, глубочайшего, нерасторжимого прирастания всей этой ингерманландской окраины к могучему телу России? Может быть, теперь только гениальной мысли Петра, прорубившего здесь окно в Европу, дается свыше истинное и полное осуществление в исполните великого призвания России не только в отношении её самой, но и других народов! Кто бывал в Кронштадте или в часовне близь стеклянного завода, видел то движете народа, тот же прилив людей со всех краев России, как до сих пор привыкли мы это видеть в Киеве и Москве Петербург становится не только государственным и правительственным, но и молитвенным центром России. А известно, что нет крепче уз для народа и государства, как узы религиозные». (Стр. 126–127).


Источник: Заозерский Н. А. [Рец. на:] Сочинения Смирнова Петра, прот., настоятеля Санкт-Петербургского Исаакиевского собора. СПб., 1896 Вып. 1 // Богословский вестник 1897. Т. 1. № 2. С. 368-371 (3-я пагин.).

Вам может быть интересно:

1. Самозащита, усиливающая обвинение: (По поводу ст.: Бердников И. С. Ответ на критическую заметку проф. Заозерского) профессор Николай Александрович Заозерский

2. Невежественная критика: Ответ «Церковным Ведомостям» Павел Васильевич Тихомиров

3. Слово по случаю тридцатипятилетия осады Севастополя, произнесенное в Исаакиевском соборе 20-го февраля 1890 года, в присутствии его императорского высочества великого князя Михаила Николаевича протоиерей Пётр Смирнов

4. Новые труды [в области Палестиноведения] по описанию Иерусалимской патриаршей библиотеки профессор Иван Николаевич Корсунский

5. О предносной архиерейской лампаде профессор Александр Петрович Голубцов

6. Морское сообщение между Тяньцзинем и Шанхаем архимандрит Палладий (Кафаров)

7. Первое посещение Троицкой Лавры и Академии Высокопреосвященнейшим Леонтием (Лебединским) профессор Василий Александрович Соколов

8. Профессор Василий Феодорович Певницкий, как гомилет протоиерей Николай Гроссу

9. Обзор русских (духовных) журналов. Статьи по Священному Писанию Ветхого Завета профессор Василий Никанорович Мышцын

10. Следы идеи о едином Боге у древних римлян профессор Александр Иванович Садов

Комментарии для сайта Cackle