Н.И. Гиббенет

Источник

Глава III

Действия Соборной Думы. – Жалобы крутицкого митр. Питирима и др. лиц на патр. Никона. – Сытинское дело и Бобарыкинское дело.

В то время, когда Соборная Дума только что открыла свои заседания и приступила, на основании указа 21 Декабря 1662 г., к собранию сведений о винах патриарха Никона, как заявили против него свои жалобы знакомые уже нам соседние с Воскресенским монастырем, землевладельцы Сытин и Бобарыкин. Крутицкий митрополит Питирим к числу улик, собиравшихся против Никона, принес на него челобитную и жаловался, что он наложил на него клятву, за то, что он, Питирим, на соборе 1660 г. свидетельствовал об отречении Никона от патриаршего престола; Питирим просил соборного суда над Никоном, чтобы развеять соблазн в народе, так как многие стали говорить об нем, что он славолюбив и чести великого архиерейства похититель. Конечно, Никон без собора не мог налагать клятвы на Питирима по 34 правилу Св. апостолов21; но и созвать собор против Питирима едва ли бы Никону удалось, так как в это время архиереи были уже на стороне бояр и действовали вместе против Никона, который все это знал, поэтому и решился провозгласить Питириму за его самовольство отлучение от Церкви по своим личным соображениям22. Затем явились новые лица с новыми жалобами и посыпались на опального патриарха челобитные со всех сторон: новгородцы, дворяне и дети боярские, всем городом, били челом государю на обиды от властей и от крестьян Иверского монастыря, и в это дело вмешали Никона, что он в обидных делах сыску и челобитчикам расправы не дает; помещики жаловались на тягость, что с вотчин Иверского монастыря даточных крестьян не берут, а Никон просил об освобождении от этой повинности означенных крестьян, так как в царские походы с этих вотчин поставлено было для солдатской службы в один раз пятьсот, а в другой раз, триста человек23. Новгородец Прокофий Хмелев бил челом царю на увечье, что его побили и высекли Иверского монастыря крестьяне24, а патриарх потакает, сыску не делает; между тем как Никон отдавал приказание того монастыря властям: по челобитью Хмелева сыскать и виновным перед ним учинить наказание25. Здесь во всем и у всех Никон представляется человеком неспокойным, обидчиком, готовым отнять чужую собственность и завладеть чужим имуществом; но это было время, когда отовсюду и от всех, из всех монастырей и из всех церквей Русского царства собирались вины и обличения против патриарха Никона; принималось от всех все, кто бы что ни сказал на патриарха.

Возвратимся же к сытинскому делу. Дело Сытина о сенных покосах разбиралось уже в 1660 году и по следствию жалоба Сытина на Никона не оправдалось26. Теперь снова возгоралось дело Сытина с патриархом Никоном за рыбные ловли.

Это случилось при следующих обстоятельствах. Воскресенский монастырь имел в своём владении обширные вотчины с разными угодьями и рыбными ловлями. У патриарха находились на службе люди разных наций, принявшие православие: были поляки, евреи, татары и пр. Это делалось для утверждения их в вере и для того, чтобы иметь за ними ближайший надзор, чтобы они не совратились в прежнюю свою веру. Между такими людьми находился при Никоне в должности патриаршего сына боярского Александр Лускин, надо полагать, из евреев; это можно заключить по его наречию, которое он употребляет в своей сказке, писанной им по сытинскому делу27.

После праздника Рождества Христова (1662 г.) Лускин послан был патриархом в деревню Чутцево, для наблюдения за рыбною ловлей в озере Ижве. Деревня Чутцево расположена была на большой дороге Осиповской, а озеро Ижва от означенной деревни было на расстоянии с десятину, от Воскресенского же монастыря в 25 верстах28; из озера Ижвы вытекала река Нудаль, а против ее устья, на расстоянии с пол версты, находилась усадьба Ивана Константиновича Сытина, где он и жил. В устье и по самой речке разбиты были язы и разметаны верши, чтобы рыба не уходила из озера. Лускин, в продолжении рыбной ловли, замечал неоднократно пропажу и порчу норотов и вершей в реке, наконец и на озере из садка пропало большое количество рыбы. После этого, Лускин – когда был на озере с своими людьми и заметили двух человек, подошедших к озеру и высматривавших из лесу, что делается на озере, – послал взять их и привести к себе; пойманные сначала не хотели сказать о себе – что они за люди, но когда Лускин пригрозил им, они объявили о себе, что они люди помещика Сытина, посланы для проведения на кого ловится рыба, есть ли улов, сторожат ли рыбу по ночам и проч. Эти сведения нужны были в тех видах, что сытинский приказчик собирался с дворовыми и крестьянами своего помещика отнять рыбу и ловцов перебить. Пойманных сытинских людей Лускин, побив батогами, отпустил, и они, уходя, стали угрожать крестьянам дер. Чутцевой убийством и пожогом; Лускин схватил их и привез к патриарху в Воскресенский монастырь. Никон за похвальбу велел в другой раз наказать их батогами и отпустить домой29.

Сытин, бывший уже во враждебных отношениях к Никону, воспользовался этим случаем и написал царю челобитную: «От немилосердного разорителя, Никона патриарха, и от его возлюбленных воров, слуг и крестьян делаются мне многие нестерпимые разоренья и насильства». Сытин обвинял патриарха в том, что по его подговору крестьяне его, Сытина, разбежались; что патриарх скрывает у себя в монастыре беглых его, Сытина, крестьян; что монастырские крестьяне удавили крестьянина его, Сытина, и повесили; людей Сытина, ехавших с церковною утварью, разграбили. Патриарх прислал стольника своего, известного вора Александрика30 со многими людьми, под его, Сытина, село, на реку для рыбной ловли, и те люди язы его разломали и устроили свои. Александрик взял двух его, Сытина, человек и, побив их, повез к патриарху в монастырь, где они и задержаны. От патриархова разоренья и последние его, Сытина, люди разбрелись, и потому он просит от насильств патр. Никона оборонить31.

Враги Никона знали его характер и пользовались всяким случаем, чтобы действовать на его раздражительность. Лоскут бумаги подан и пошло дело. От Никона потребовано объяснение против жалобы Сытина, и он в волнении, под грустным впечатлением, отвечал царю письмом.

«В нынешнем, государь, во 171-м году – писал Никон – бил челом тебе, великому государю, неведомо какой человек, по имени Иван Сытин, будто я, богомолец ваш, его крестьян пыткой пытал, а иных и перевешал; а что иное его зло, написанное тебе, великому государю, в его челобитье, – мне о том писать, бумагу лишь терять; и я тебе, великому государю, извещаю о себе истинным святым евангелием, что ни знаю, ни ведаю того дела, а сделали то без моего ведома мой иноземец, который, поймав на озере сытинских крестьян, побил их батогами за то, что они у него покрали рыбу, но я на то указа не давал; поэтому я послал того малого к тебе, великому государю, не сказав ему ничего; изволь его расспросить, хотя и с пристрастием, каким изволишь – был ли мой указ о том? и потом, рассмотрев, сотвори суд праведный, так как ты и сам имеешь в день судный ответ дать о всем Судии Праведнейшему. Вспомни свое обещание, которое ты дал нам во святой великой церкви, на избрании нашем, пред Богом и пред Святою Богородицею, пред ангелами Божьими и всеми святыми; ты обещался пред всем освященными собором и пред всем своим синклитом исполнять заповеди Божии, правила святых апостолов и святых отцов – ни во что священное не вступаться, а теперь над нами великие неправды творишь, клеветников, врагов Божьих, слушаешь и в слух клевету их приемлешь»32.

22-го Февраля письмо Никона было доставлено в Москву и в тот же день Александр Лускин был призван к допросу и показал, что двух человек Сытина, взятых на озере Ижве, бил батогами без ведома патриарха и отпустил их домой; но они при уходе стали похваляться пожогом деревни Чутцево, и он, Лускин, схватив их, привез в Воскресенский монастырь и представил патриарху, который за похвальбу велел их наказать батогами в другой раз и отпустить. Ивану Сытину в озере Ижве и в речке Нудали есть ли жеребей – того он, Лускин, не знает33.

23-го Февраля от Лускина отобрана сказка, в которой он написал то же, что говорили накануне при допросе, прибавив еще, что по указу патриаршему в реке Нудале биты язы и метаны вершы для того, чтобы из озера рыба не уходила34.

Письму Никона в Москве придали особое значение, – в нем заключались укоризны. Между прочим, Лускин дал разноречивое показание против Никонова письма: патриарх велел привезенных в Воскресенский монастырь людей Сытина, за их похвальбу, наказать батогами другой раз, а Никон написал в своем письме, что он не знает того дела, подкрепляя это евангелием. Письмо Никона и посылка Лускина для допроса, с требованием справедливого суда, послужили к новым обличениям Никона35. Решено было допросить Никона по его письму, и для того послать к нему в Воскресенский монастырь окольничего Осипа Ивановича Сукина с дьяком Иваном Бреховым36.

В ист. Соловьева, т. XI, стр. 295, сказано: «В Феврале 1664 года окольничий Сукин и дьяк Брехов отправились в Воскресенский монастырь с страшными сокрушительными словами». Но Сытинское дело во второй раз разбиралось в 1663, а не в 1664 году, и в истории оно не совсем выяснено.

Для исполнения вышеозначенного поручения, 24-го Февраля составленные вопросы и статьи были вручены Сукину, и он на другой день, 25-го числа, спрашивал патриарха:

«Писал ты к великому государю, что Ивана Сытина люди биты без твоего ведома и своего иноземца послал ты в Москву для допроса; по сказке же малого твоего истина учинилась не в истину: ты писал, что не знаешь того дела и в свидетельство представлял святое евангелие, а малой твой сказал, что ты сытинских крестьян велел в монастыре наказать батогами другой раз, и потому явно, что ты про то дело знаешь».

Никон отвечал: «святое евангелие я представлял во свидетельство того, что иноземец мой бил людей Сытина без моего ведома, а не в том, что они в монастыре биты; в монастыре они биты слегка за невежество, что передо мной говорили невежливо, но в том воля великого государя; иноземец же послан для расспроса и подлинного разыскания, и за вину его – что великий государь укажет».

Окольничий: «Писал ты, чтоб учинить в том деле суд справедливый, но крестьяне Сытина биты уже батогами дважды, без розыска и без свидетельства, и потому суда учинить не в чем, расправа уже сделана прежде, чем ты написал о том к великому государю. Но ты писал, что великий государь обещался ни во что священное не вступаться: скажи, во что священное государь вступается, какие неправды тебе делает, и кто именно клеветники?

– «Как, великий государь в священное не вступается – возразил Никон – когда у меня все отнято? Митрополитами, архиепископами и всеми духовными великий государь управляет; кого в попы и в дьяконы поставить и о других духовных делах челобитные подписывают его, великого государя, указом, а это не его дело. Великий государь дал обещание в соборной церкви, пред всем освященным собором, ни во что священное не вступаться, но обещание государь не исполнил и за то он примет суд от Бога. Неправды великие ко мне во всем: выискивают, научают и подкупают многих людей, чтоб на меня говорили и писали всякие неправды; меня поносят и бесчестят всячески и ко псу применяют, а великий государь меня от тех людей оборонить не велит. А клеветники – те, которые приносят на меня великому государю ложные жалобы, это – Роман Бобарыкин и Иван Сытин».

– «Ты патриарший престол оставил своею волею, – продолжал окольничий – а не по какому изгнанию, и такое долгое время соборной церкви стоять было не без пения37; а митрополитам и архиепископам как не ставить в попы и дьяконы, и как им духовных дел не исправлять? Если же в чем будет какая неисправность, то Бог на тебе взыщет, так как ты престол свой оставил самовольно; а теперь в соборной великой церкви божественное пение совершается, как и при прежних митрополитах и патриархах».

– «В соборной церкви ныне пения нет – отвечал Никон, – соборная церковь ныне сделана вертепом или пещерою, потому что вдовствует; а хотя и патриарх новый будет, то она будет прелюбодейка, потому что я пошел из Москвы от многих неправд и от изгнания».

– «Это ты затеваешь на великого государя – перебил окольничий – и за то примешь месть от Бога; а от великого государя, кроме многого милосердия, никакой неправды тебе не было. Когда ты из соборной церкви пошел, тогда великий государь к тебе присылал сказать, чтобы ты от своего святительского престола не уходил».

– «Как, неправды мне от великого государя не было? – видимо горячился Никон – не только в дела мои вступились, но и бить моих людей начали: окольничий Богдан Матвеевич Хитрово домового моего сына боярского бил напрасно, и, по моему челобитью, великий государь сыску не учинил и другие неправды были многие; о каких обидах я ни писал к великому государю из Воскресенского монастыря, по тем делам никакого указа не было, а на меня сыск и расправа всякому; когда я от изгнания пошел из Москвы, в то время присылки ко мне от великого государя с тем, чтобы мне из Москвы не ходить, не было, а говорено о том было только в соборной церкве».

– Окольничий: «Кто тебя бесчестит и ко псу применяет, и кто тебе о том сказывал? Мы этого никогда ни от кого не слыхали».

– Патриарх: «Всякая тайна бывает открыта от Бога».

– Окольничий: «Разве ты дух прозорлив имеешь»?

– Патриарх: «То-то и есть».

– Окольничий: «Верно ссорщики к тебе ездят да лгут. Скажи, о каких обидных делах на тебя и твоих монастырей на власти были челобитья, для разыскания по которым великий государь присылал к тебе и в тех делах сыску и челобитчикам расправы не учинил»?

– Патриарх: «Не обо всем ко мне присылают, многого я и не знаю; а о чем бы я ни бил челом великому государю, ни о чем мне указа нет».

– Окольничий: «В, патриаршей крестовой чем людей в грех вводят»?

– Патриарх: «Тем, что многих людей подкупают и всякие неправды на меня составляют».

– Окольничий: «Людей никаких на тебя не подкупают и неправд никаких не составляют, а по указу великого государя в патриаршей крестовой палате рязанский архиепископ и боярин (Салтыков38) с товарищами разыскивают о том, что в соборные церкви и монастыри давалось всякой церковной утвари, книг и прочего при прежних великих князьях и царях и при нынешнем великом государе, а не келейных каких рухлядей39, и за все церковное великий государь будет стоят и сыскивать и впредь».

– Патриарх: «Архиепископами владеть и наряжать кто дал власть? Келейную мою рухлядь всю, по указу великого государя, боярин князь Алексей Никитич Трубецкой с товарищами перебирали и пересматривали и лучшее из нее все великий государь изволил взять на себя. Да и не про одно церковное сыскивают, сыскивают и про посулы, и про взятки, что я, будучи на патриаршестве у кого что взял, о чем и государевы грамоты посланы в монастыри». – Никон прочитал и список с тех грамот, имевшиеся у него, а где он взял список о том не сказал. – «Мне известно – продолжал Никон – что газский митрополит, на меня составляет и выписывает ложных свидетелей, которые бы свидетельствовали против меня на соборе, и в Палестину для того послано тридцать тысяч рублей – и показал список с того письма. – А собору я и сам рад, только бы собор был справедливый, а не подкупной. Газскому я во весь ответ дам, и правилами, и святым евангелием».

– Окольничий: «Если ты называешь лжесвидетелями московского государства властей, за то ты примешь месть от Бога».

– Патриарх: «Кто эти власти и кому книжным учением и правилами говорить? они и грамоте не умеют».

– Окольничий: «Один ли ты в московском государстве грамоте умеешь, и есть ли кто другой»?

– Патриарх: «Есть немногие, а Питирим митрополит и того не знает – почему он человек».

– Окольничий: «Напрасно ты это говоришь, что ты один грамоте умеешь. Есть люди, которые книжным учением и правилами с тобою говорить готовы, и говорить есть что, только все оставлено до собора, а на соборе будут вселенские патриархи40.

26 Февраля окольничий и дьяк, посланные к Никону, прислали царю донесение, что они о его государевых делах, о которых им было наказано, патриарху говорили и что он им сказал, о том они великому государю известят когда увидят его пресветлые очи41. О челобитчиковых же делах, о которых патриарх был спрошен, Никон говорил: об обидах, учиненных от властей, слуг и крестьян Иверского монастыря новгородским дворянам и детям боярским, о чем они всем городом били челом государю, – чтоб они доставили сведения, кому из них какие обиды учинены, а он, Никон, никому никаких обид и неправд делать не велел; если же кому какие обиды и учинены, он про то не знает и ни о каких обидах до сего времени не слыхал; были жалобы к нему от немногих людей на крестьян Иверского монастыря, и он строго предписывал монастырским властям, чтоб они во всех ссорах чинили сыск и расправу без волокиты в правду; теперь же по челобитью новгородских дворян он пошлет в Иверский монастырь для сыску и велит про всякие обиды сыскать и беглых людей и крестьян, какие окажутся, велит отдать тот час кому они принадлежат. На челобитье Романа Бобарыкина патриарх сказал: о спорной земле прежде сего сыск был, и он о той земле великому государю не челобитчик; за хлеб, который с той спорной земли свезен, патриарх заплатит деньгами по такой цене, по какой в то время хлеб покупали, а хлебом у него в монастыре скудно. На челобитье Ивана Сытина патриарх отвечал то же, что о спорной земле наперед сего сыск был, а по сыску что государь укажет. Иноземцу, который теперь в Москве и без ведома его, патриарха, бил крестьян Сытина (за кражу рыбы), наказание учинено и как из Москвы будет отпущен, за его вину патриарх велит и в другой раз его наказать. А что Иван Сытин бил челом великому государю о крестьянине своем, который задавлен и повешен, – патриарх сказал, что он того не знает и сыскать про то нечем; если же великий государь укажет про то разыскивать – в том его государева воля, и если его, патриарховых, крестьян доведется пытать, то чтобы и сытинских крестьян и самого Сытина пытать. Но Воскресенского монастыря наместник Сытину говорил при патриархе, что тот его крестьянин удавился сам; Сытин же по спросу сказал, что свидетелей тому, кто повесил его крестьянина – нет, а для разыскания виновных пытать тех патриарших крестьян, на которых он указал в своей челобитной42.

Окольничий и дьяк оставались в Воскресенском монастыре и ожидали приказания на свое донесение, для обсуждения которого призваны были бояре и состоялось боярское постановление: Ивану Сытину в крестьянине его, который задавлен и повешен, на патриарховых крестьян, на кого доведется, дать суд и сыскивать по суду, чтоб того доискаться без крови, а сыскав окольничему и дьяку ехать к Москве43.

По возвращении в Москву окольничий Сукин подал записку о государевых делах, о которых был спрошен патриарх Никон. В этой записке описан вышеприведенный их разговор. Отсюда усматривалось, что патриарху сделалось известно о таких делах, которые хранились в величайшем секрете, никому не открывались и известны были лишь Паисию Лигариду.

Вследствие этого в патриаршей крестовой палате 9-го марта газский митрополит Паисий перед боярином Салтыковым и думным дворянином Елизаровым был допрошен: «чьей руки тетради, которые ты, митрополит, подал о патриархе Никоне?» – «Те тетради составлял и писал я своею рукою» – отвечал Паисий. – «Не видал ли их кто-нибудь у тебя, или сам ты не сказывал ли о них кому?» – «Никому я их не читал, и никто их у меня не видал, ни с кем я об них не говорил и набело их не переписывал, а которые люди у меня в келье живут – из них никто по латыни не знает». – Патриарх сказывал окольничему Осипу Ивановичу Сукину, что великий государь говорил об нем с тобою у себя в палатах, и какие ты, митрополит, давал ответы и что подал на письме в тетрадях, то все у патриарха списано и он показывал окольничему. Не знаешь ли ты, почему все это стало патриарху известно?» – «Если патриарху кто либо пересказал, о том я могу только удивляться – отвечал Паисий, – но тетрадей, которые я написал, видеть было ему негде, тетрадей тех я не переписывал и они не переведены; пусть великий государь изволит послать допросить о том патриарха, и если он хотя один вопрос и ответ пришлет на письме, – пусть тогда велит государь мне голову отсечь; а я о том, что в тех тетрадях писано, никому не сказывал; патриарху же разве Бог, или ангел, или дьявол о том сказал44.

Дело затянулось. Повторилось то же, что и в 1661 году. Как тогда, так и теперь, сытинское дело еще не кончилось, возгорелось снова дело Бобарыкинское.

Дело Никона с стольником Романом Бобарыкиным началось еще в 1661 году. Тогда еще Никон писал к царю Александру Михайловичу и в письме своём назвал Бобарыкина сосудом злоначального змея, который везде его преследует и не дает ему покоя, смущая царя ложными на него жалобами45.

В то время, когда еще Никон был на патриаршестве, купил он у Бобарыкина вотчину его, село Воскресенское, для строения Воскресенского монастыря, и хлеб, остававшийся на полях в скирдах, Бобарыкин пожертвовал Воскресенскому монастырю на строение; сделано это было полюбовно46, также и сельцо Бобырево с приписанными к нему землями и сенными покосами Бобарыкин принес в дар монастырю47. Но потом, когда Никон, по удалении от патриаршего престола, потерял свое значение, Бобарыкин затеял с ним спор о землях, пожертвованных в Воскресенский монастырь, и завладел ими. Монастырские власти обратились к царю с челобитной о справедливом сыске по писцовым книгам; но как прошло много времени и на челобитье их никакого решения не последовало, то при наступлении жатвы и сенокоса Никон велел на той спорной земле рожь сжать и сено скосить. Бобарыкин жаловался государю на самоуправство Никона, да к тому еще прибавил, будто патриарх велел убить его. По челобитью Бобарыкина присланы были в Воскресенский монастырь Михайло Вердолевской и подьячий Григорий Богданов с наказом произвести сыск против Никона деревенскими людьми и дать суд воскресенским властям с Бобарыкиным. Но монастырские власти подали Верделевскому сказку, в которой изъяснили, что, по правилам св. апостол и св. отец, ему, мирскому человеку, нельзя судить лиц освященного чина. Верделевской отослал эту сказку в Москву. После того Бобарыкин хотел скошенное сено свезти к себе, но Никон, узнав об этом, велел монастырским крестьянам поторопиться и предупредить распоряжение Бобарыкина. Бобарыкин подал царю челобитную, в которой жаловался, что Воскресенского монастыря крестьяне учинили сильный наезд на его сельцо Бобырево для смертного убийства и с лугов его сено свезли; сено то было описано и впредь до царского указа свозить его было воспрещено. Бобарыкин просил, чтобы тех монастырских крестьян для расспроса взять в Москву, и для расследования по его челобитной опять был послан Верделевской с подьячим48. Было это в декабре 1661 года.

Эта вторичная посылка Верделевского для производства следствия, по жалобе Бобарыкина, над монастырскими крестьянами о земле принадлежавшей монастырю, – которую теперь Бобарыкин отнимал и требовал возвращения скошенного на ней монастырскими крестьянами сена – сильно возмутила Никона. Никон считал это дело для себя правым и потому не хотел уступить Бобарыкину. Но почему Никон так настойчиво действовал в этом, то причина этому понятна: враги Никона решились отнять у него средства, которые он имел для окончательного устройства Воскресенского монастыря; средства эти доставляли монастырю принадлежавшие ему земли, которые хорошо обрабатывались; соседние землевладельцы смотрели на это с завистью, так как они у себя, на своих землях, не могли того достигнуть, что делал Никон на землях монастырских; причины к этому также ясны: землевладельцы относились к своим крестьянам сурово, нисколько не заботясь о благосостоянии своих рабов; это видно из того, что крестьяне Сытина и Бобарыкина бежали от них49; напротив того крестьяне монастырские получали все необходимое для своего пропитания50. Отдать Бобарыкину требуемую им землю Никон опасался, так как того же мог потребовать и Сытин, а за ними могли явиться и другие, но тогда неминуемое последовало бы разорение монастыря, а затем и его запустение. Бобарыкин досадовал на то, что он не успел свои предположения привести в действие – свезти с спорной земли сено в свои владения – и показал между прочим в своей челобитной клевету. Эти обстоятельства взволновали Никона, и он на челобитье Бобарыкина отвечал царю, свидетельствуя страхом Божьим: «сено свезено по нашему указу, и сколько его свезено, то нами не утаится, если нужно будет – скажем; монастырские крестьяне скопом в сельцо Бобарыкина для смертного убийства не приходили; а что он, Роман, враг Божий, вражит на дом Божий и на нас, ваших смиренных богомольцев, то он вам, государем, все лжет. Тем же молим вашу кротость престати от гнева, оставити ярость и не послушати лукавнующих. Откуда ты взял такое дерзновение, чтобы сыскивать о нас и судить нас? Какие законы Божии велят тебе обладать нами, Божьими рабы? Не довольно тебе царствия мира сего судить мирских людей по правде? и ни о сем прилежиши. А еже повеление твое, написанное в наказе – взять крестьян Воскресенского монастыря – по каким-то уставам? Надеюсь, аще и поищеши, не обрящеши, разве беззакония и насилия». За сим Никон приводит целый ряд текстов из священного писания, где говорится о наказаниях Божьих, бывших по разным случаям, и продолжает: «Тем же паки молим, престани, Господа ради, гоня нас и оскорбляя, и веруя клеветником. Не довольно ли тебе нашего бегства и оставления? Еще ли твоему благородию годно, да бежу, оттрясая и прах ног своих ко свидетельству в день судный? Уже ни великим государем не зовуся; и что тебе прекословно творю? Но всем архиерейским рука твоя обладает, и судом, и достоянием; страшно сказать, однако терпеть невозможно, что нами слышится, по твоему указу и владык посвящают, архимандритов, игуменов и попов поставляют и в ставленных грамотах пишут: по благодати Святого Духа и по указу великого государя. Не достаточно Святого Духа, чтобы посвятить без твоего указа»... Далее Никон распространяется о духовных имениях движимых и недвижимых, взятых царем от церквей и монастырей; о Монастырском Приказе, в котором вопреки Уложению посажены были вместо духовных лиц мирские судьи, и они судили архиереев, архимандритов и весь церковный причет; о царских грамотах прежних государей и ярлыках ордынских царей, которые почитали церковь, сами не судили, и в церковное ни во что не вступались, архиереев не печаловали и Божие возложения не отнимали.... «Твоя же воля – продолжает письмо Никоново – всему сему прикоснуся, еже нами слышится о хлебе и деньгах, о соли и о вотчинах, даеши без страха Божия, и ничем же нас лутче сотворил еси поселян или мирских воин. В латинских ересях написано, яко и сами архиереи их на войну отпускают и сами ходят; и мы до тех дней дожили, что уже воюем, яко и мирские человецы. Доколе уже нас самих твое благородие не пошлешь на войну? Ты всем проповедуешь поститься, а ныне и неведомо кто не постится; скудости ради хлебные во многих местах и до смерти постятся, понеже есть нечего, и несть кто бы помилован был: нищие и маломощные, слепые, хромые, вдовицы, чернцы и черницы, и все данями обложены тяжкими и неудобь искусными; везде плач и сокрушение, везде стенание и воздыхание, и несть никого веселящася во днях сих». За сим Никон описывает бывшее ему видение в церкви во время утрени 12 января 1661 г. Никону в легком дремании представилось, что он находится в Москве в большом Успенском соборе и видит, что церковь полна огня; никого из людей не было, но видел прежде почивших архиереев, восставших от своих гробов в святительских одеждах и совокупившихся, якобы вход творити во святый алтарь; к ним присоединился и Никон. Петр митрополит стал говорить ему: брат Никон, скажи царю, за чем он святую церковь обидел, собранные нами святые недвижимые вещи взял; скажи ему, чтобы возвратил, ибо гнев Божий навел на себя: дважды мор был, сколько тысяч умерло, страна опустела, а с остающимися в живых не может стать перед врагами своими. На уклончивость Никона, отвечавшего, что царь его не послушает, святитель сказал: если не послушает – вот знамение ему будет и указал ему в ту сторону где был дворец. Никон обернулся и увидел, что огонь, наполнявший церковь, устремился на царский двор. – И сия суть тако, – пишет Никон – аще от Бога или мечтанием, не вем, Бог весть, обаче тако бысть. Если кто подумает, что я от себя вымыслил это, то сожжет меня тот огонь, который я видел. Об этом видении я говорил окольничему Родиону Матвеевичу Стрешневу; сказал ли он твоему благородию или умолчал – не знаю. По семи молим твое благородие не слушать клеветы на нас от лихих людей и не прикасаться нам, помазанникам Божьим, судом и управою против канонов. Если же тебе Бог попустил, да постигнеши и скончаеши о нас еже хощеши. Если и много написал твоему благородию, но не для того, чтобы досаждать тебе; молю твое благородие с долготерпением послушать и рассудить писанное, ибо в нем нет неправды. Я много от твоих синклитиков поруган». Здесь Никон жалуется на боярина Семена Стрешнева, что он, уподобляясь патриарху, благословлял обеими руками и научил то же делать и свою собаку. В заключение он говорит, что за Христа он готов терпеть не только поношение и укоризны, но готов и умереть: «аще и ныне муками и скорбми не умрем, всяко умрем51».

Спор за земли, начатый Бобарыкиным, тянулся долго; Никон желал успокоиться, готов был на уступки и окончить спорное дело мировой сделкой. Для этого 5 Мая 1663 г. Бобарыкин приезжал в Воскресенский монастырь и подал патриарху челобитную, с условиями сделки, в которых между прочим написал довольно грубо и дерзко: «Будет святейший патриарх против моего челобитья и сказки во всем разделки учинит и на крестьян оборону даст и грабеж велит заплатить, и я поступаюсь ему прямых своих дел, бесчестий своих, тринадцати приездов в прошлых разных годах и числах для задора смертного убийства. А по уложению за один приезд, кто и ничего не учинит, велено тем людям наказанье учинить, бить их кнутом, да бесчестье доправить вдвое». Бобарыкин насчитал таких двадцать одно дело, в которых показал наезды на его вотчины крестьян Воскресенского монастыря, их насильства, своз хлеба с полей, порубку леса и проч52.

По челобитью Бобарыкина 6 мая патриарх приказал Воскресенского монастыря архимандриту Герасиму и сыну боярскому Николаю Ольшевскому собрать крестьян, на которых жаловался Бобарыкин и по сыску оборонь дать какую он пожелает. Бобарыкин, просил управы только на три двора разных деревень, но без сыску и без всякого свидетельства, сказал, что он поступается патриарху во всех крестьянских обидах и разорении больше 20 т. руб. и показал новые обиды на монастырских крестьян, что они порубили у него лес дубовый, да в купчей не написано шести пустошей, которыми патриарх хочет владеть насильством53.

Сделка не состоялась. Бобарыкин обратился с челобитною к царю. Вследствие чего посланы были к Никону в Воскресенский монастырь думный дворянин Иван Иванович Баклановской и дьяк Василий Брехов. Они предъявили патриарху государеву грамоту, на которую Никон дал объяснение: «Воскресенского монастыря крестьяне у Романа Бобарыкина рожь сжали по моему приказанию, а не по своему изволу; распоряжение это я сделал потому, что посылал я к великому государю бить челом на Бобарыкина, что он завладел монастырскою землею, чтобы государь указал, сыскать по крепостям – кому та спорная земля принадлежит, но государева указа не было и дело затянулось; я велел сжатый хлеб обмолотить, чтобы мыши не поели, и того хлеба в умолоте по книгам записано 67 четвертей. Бобарыкин много раз обращался, чтобы тот хлеб ему отдать, но отдать было нечего, так как монастырские власти, вследствие скудости в монастыре, хлеб издержали, не доложа о том мне. Я говорил, чтобы Бобарыкин подождал, что хлеб будет куплен и отдан; но он, не дождався того, бил челом государю ложно, будто я с ним сделаться не хочу. В нынешнем во 171-м (1663) году, по его, Бобарыкина, ложному челобитью, прислан в Воскресенский монастырь окольничий Осип Иванович Сукин и дьяк Брехов и, по государеву указу, велено мне с Бобарыкиным сделку учинить во всем по его челобитью. Я хотел разделаться по правде и велел казначею – что было в казне серебряных денег принести ко мне в келью; денег нашлось 600 руб. Я говорил Бобарыкину, чтобы он за 67 четвертей пожатой ржи взял деньги, по совести, по той цене, как ее покупали в то время в Москве на серебряные деньги. Спорной земли, по сказке, было 30 десятин, а Бобарыкин сказал: пожато и обмолочено с той земли 600 четвертей слишком и со стола все 600 руб. взял и сказал: «это мне, за половину». После этого я отказался от сделки с Бобарыкиным и сказал, что на ложные его челобитья денег не напастись и не откупиться от него и всем монастырем. Когда я был на патриаршестве – купил я у Бобарыкина вотчину его, село Воскресенское, и доложась великому государю начали строить Воскресенский монастырь. Бобарыкин поступился в тот монастырь вкладом на строение хлебом, который был на полях в скирдах; насильством я того хлеба не брал, а взял полюбовно и до ссоры никакого челобитья от Бобарыкина о том не было; а если он, забыв страх Божий и свое обещание, захочет тот хлеб взять, то я бью челом государю, чтобы государь указал про тот хлеб сыскать теми моими людьми, которые были у строения и тот хлеб молотили: по какой цене тогда хлеб покупался и какой на той земле хлеб родится, так как монастырь никаких денежных доходов не имеет, и я должен буду платить церковными вещами. Да в прошлых годах Бобарыкин обращался ко мне с челобитьем, чтоб я на старом Воскресенском месте построил девичий монастырь, в память родителей его, и обещал деньги, взятые им за вотчину, Воскресенское и Кашино, дать на строение, a после своей смерти на вечное поминовение отдать дер. Бобырево и двор. По уговору, на том месте я поставил церковь деревянную, кельи выстроил, старицы были собраны, и я говорили Бобарыкину, чтоб он обещанные деньги на строение прислал и старицам хлеб и деньги давал; но Бобарыкин в слове своем не устоял – денег не прислал. Видя его неправду, я велел монастырь построить на другом месте». – Вот от чего – надо полагать – началась ссора между патриархом и Бобарыкиным. Никон говорит, что на его попечении остался весь монастырь и он должен был заботиться о содержании монахинь. Бобарыкин хотел, чтобы монастырское строение, деревянную церковь и кельи, перенести на старое Воскресенское место; Никон согласился, но с тем, чтобы Бобарыкин сделал это своими крестьянами или наемными людьми, и чтобы поставить церковь каменную и послал Бобарыкину роспись уговора, но он обещания своего и полюбовного уговора не исполнил, ни денег, которые взяты были за вотчину, ни вотчины, ни двора своего в условии не написал. И ныне – говорится далее в объяснении – патриарх бьет челом великому государю, чтоб государь указал думному дворянину Ив. Ив. Баклановскому да дьяку Василию Брехову, на которых крестьян Бобарыкин просит управы – сыскать и по сыску указ учинить перед монастырскими властями; а спорною землею он поступился Бобарыкину для того, чтобы ему больше ни о чем не враждовать; убить Бобарыкина и людей его побить патриарх не приказывал; а что в грамоте государевой написано – велено Воскресенским властям прислать к суду, человека, – то у патриарха нет такого человека, которому б с таким не праведником на суд стать, а хотя б и был, но патриарх, на основании божественных заповедей и правил святых апостол, к мирскому суду сам не пойдет и никого не пошлет54.

Никон был крайне возмущен клеветою Бобарыкина, приносившего царю ложные на него челобитья и отнимавшего у Воскресенского монастыря землю. Прискорбное состояние души своей по этому случаю Никон выразил в письме к Зюзиным, переписка с которыми доставляла, как видно, ему утешение, – «Грамоту вашу – писал Никон – я получил и весьма обрадовался, узнав о вашем добром здоровье. Вы пишите, что иной радости не имеете, кроме той, что слышите о нас, что мы живы; знайте же, что и мы ни малые радости здесь не имеем ни от кого, а уповаем, по писанному, мзду терпения нашего прияти от Господа Бога. Невозможно передать вам тех бед, которые случаются с нами; а что касается до вотчин Иверского монастыря55 – да будет воля Божия; если что и случится – ничего мы не принесли с собою в мир этот и вынести из него ничего не можем56.

* * *

Примечания

21

Мое исслед. дела патр. Никона, ч. I, стр. 194.

22

Посл. патр. Никона к Паисию митр. Газскому Там же, стр. 222.

23

Донесение царю окольничего Осипа Сукина и дьяка Брехова 26 Февраля 1663 г. (Госуд. Арх. Дело патр. Никона).

24

Тоже донесение окольничего Осипа Сукина.

25

Русская Ист. библиотека, изд. Археограф. Комм. т. V столб, 450.

26

Исслед. мое о патр. Никоне ч. I, стр. 96–99.

27

Сказка Александра Лускина (Госуд. Арх. Дело патр. Никона).

28

Показание Ал. Лускина 22 Февр. 1663 г. (Госуд. Арх. Дело патр. Никона).

29

Сказка патр. сына боярского Алекс. Лускина (Госуд. Арх. Дело патр. Никона).

30

Александр Лускин действительно сделал похищение из патриаршей казны денег и жемчугу, в чем и сознался, объявив, что с этими вещами он намеревался бежать в Литву. (Дело Моск. Гл. Арх. М. И. Д. об отправл. боярина кн. Одоевского и пр. в Воскресенский м. для допроса патр. Никона по доносу на него Бобарыкина).

31

Выписка из челоб. Сытина царю (Госуд. Арх. Дело патр. Никона).

32

Собственноручное письмо патр. Никона к царю А. М. (Госуд. Арх Дело патр. Никона).

33

Показание при допросе Ал. Лускина (Там же).

34

Сказка Ал. Лускина (Там же).

35

Крат. записка и статьи, данные окольничему О. Сукину, о чем ему допросить патр. Никона (Госуд. Арх. Дело патр. Никона).

36

Посылка окольничего О. Сукина и дьяка Брехова в Воскр. мон. к патр. Никону (Там-же).

37

В записках И. Р. Археолог. Общ. 1861 г. т. II, стр. 559 напечатано: не беспутние ж.

38

См. мое исследование о патр. Никоне, ч. I, стр. 137.

39

Кратк. записка и статьи, данные окольничему Сукину.

40

Кратк. Записка и статьи, данные окольн. О. Сукину для патр. Никона против его письма к царю и ответы Никона на сдел. Ему вопросы (Госуд. Арх. Дело п. Никона)

41

Без сомнения, это и есть государевы дела, о которых разговор окольничего с патриархом пред сим помещен.

42

Донесение окольн. Сукина и дьяка Брехова (Госуд. Арх. Дело патриарха Никона).

43

Приговор бояр о повеш. крестьянине Сытина. (Там же).

44

Допрос газского митр. Паисия о составл. им о патр. Никоне тетрадях, – почему oни сделались Николу известны? (Госуд. Арх. Дело патр. Накона). – Тетради эти конечно были с вонр. Стр. и отв. Паисия, составл. по обличению патр. Никона в пов. обычаях и поступках.

45

Письмо патр. Никона к царю А. М. с жалобою на Ром. Бобарыкина, 1661 г. (Госуд. Арх. Дело патр. Никона).

46

Записка патр. Никона касательно объяснений его с думн. двор. Боклановским по делу с Бобарыкиным. На обороте столбцов по склейкам подпись: Смиренный Никон Божьей милостью патриарх свидетельствую страхом Божьим яко тако есть. (Госуд. арх. дело патр. Пикона). Напечат. в Зап. И. Р. Археолог. Общ. 1861 г. г. II стр. 566; подпись не верна: свидетельствуя страх Божий.

47

Письмо патр. Никона к царю А. М. о пустоше Бобыревой и о сенных покосах, коими завладел Бобарыкин. (Госуд. Арх. Дело патр. Никона).

48

Письмо патр. Никона к царю А. М. о пустоше Бобыревой и о сенных покосах. (Госуд. Арх. Дело патр. Никона).

49

Челобитная Сытина и Бобарыкина к царю А.М. с жалобами.

50

Р. Ист. Библ. Изд. Археогр. Ком. Т.V.

51

Письмо патр. Никона к царю А. М., писан, в Декабре 1661 г. о пустоше Бобыревой и сенных покосах, коими завладев Бобарыкин (Госуд. Арх. Дело патр. Никона).

52

Условия сделки Ром. Бобарыкина с патр. Никоном (Госуд. Арх. Дело патр. Никона).

53

Указ патр. Никона на челобитную Ром. Бобарыкина. (Там же).

54

Объяснение патр. Никона на челобитную Бобарыкина, данное думному двор. И. И. Баклановскому и дьяку Брехову (Госуд. Арх. Дело патр. Никона).

55

Здесь без сомнения говорится о спорной земле, купленной у Бобарыкина для Иверского м. и отошедший потом к Воскресенскому м.

56

Собственноручное письмо патр. Никона к Зюзиным (Госуд. Арх. Дело патр. Никона).


Источник: Историческое исследование дела патриарха Никона: Сост. по офиц. документам Н. Гиббенет. Ч. 1-2. - Санкт-Петербург: тип. М-ва вн. дел, 1882-1884. / Ч. 2. - 1884. - [2], VIII, XIV, 1124 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle