архиепископ Никон (Рождественский)

101. В полночь на Новый год

Се Жених грядет в полунощи.

Великий царь и пророк Давид любил в полночный час славить Бога: в полунощи востах исповедатися Тебе о судьбах правды Твоея (Пс. 118:62), говорит он. Все святые Божии любили в тишине ночной беседовать с Богом. Сам Господь наш Иисус Христос возносил Свои Божественные молитвы Отцу Своему Небесному более всего в глубоком уединении в ночные часы. Древние христиане каждую полночь встречали молитвой, да и ныне в стро­гих обителях ровно в полночь начинается утреннее богослужение – чином полунощницы. Полночь – время таинственное, время святое, самое удобное для уединенной и для церков­ной беседы с Богом. И сколько поучительных воспоминаний соединяется для христианина с этим священным часом полуночи! Сколько событий в истории домостроительства нашего спасения совершилось в этот час! В ночь бывали Богоявления древним патриархам и про­рокам, в полночь поразил Господь первенцев египетских, в полночь вывел Он Израиля из Египта, в полночь родился Господь наш в вертепе Вифлеемском, в полночь, по древнему преданию, Он крестился во Иордане, в полночь был предан Иудою, в полночь воскрес из мертвых, в полночь приидет судити живых и мертвых... Поистине то будет страшная пол­ночь для всего мира, для всей вселенной! Вот почему от веков древних для всех верующих время полуночи было временем особенно знаменательным, временем, которое должно освя­щаться молитвою.

Мы до того стали немощны, немощны больше духом, чем плотью, что очень редко встречаем полночный час в храме Божием на церковной молитве. Еще держится святой устав встречать воскресшего Господа в полночь на Пасху, да вот, слава Богу, с недавнего времени стали и Новый год встречать полночною молитвой. Но – увы! Грустно, больно вспомнить, что многие-многие собратия наши, хотя и не спят в этот час, но лучше бы уж спали!.. Забы­вая, что и дни, и часы, и минуты жизни нашей в руце Божией, не слушая звона церковного, зовущего в храм Божий, они спешат встретить Новый год со звоном бокалов, с возглашением здравиц, с пожеланием друг другу счастья, а какого счастья – и сами не знают! Не знают того, что и счастье наше все – в руце Божией! Пошлет Бог счастье, благословит Бог здоро­вьем и успехом в трудах, – будет счастлив человек, а не благословит – всуе все эти здравицы, все благие пожелания! Одно для всех несомненно: все мы подошли ближе к смерти, многие из нас, несомненно, встречают Новый год уже в последний раз: а разве это кто назовет сча­стьем? Не будем судить таковых собратий, лучше помолимся и о себе, и о них, да вразумит всех нас Господь, времена и лета в руце Своей положивый, како прочее время и лета живота нашего в мире и покаянии скончати, искушающе время, яко дние лукави суть...

Да, мы живем поистине в лукавые дни, в страшное время. Не до бокалов бы, не до гром­ких здравиц добрым христианам ныне. Если когда, то именно в наше грешное время диавол яко лев рыкая ходит по нашей грешной Русской земле, иский кого поглотити. Всюду рас­кинул он сети свои, всюду сеет соблазны. Берегитесь, православные! Берегите детей своих! В последнее время сатана через верных слуг своих – а их так много у него! – особенное тщание употребляет, чтобы отравлять детские души ядом безбожия, кощунства, богохуль­ства. И как изобретательны стали эти слуги сатаны! Как хитро истолковывают они в свою пользу все свободы, данные, конечно, не для зла, а для добра! Как умеют пользоваться всем для того, чтобы развращать, губить души даже детские! Поистине, братие, страшное время! Со страхом вспоминаются пророчественные слова великого тайновидца Иоанна Богослова: и низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольща­ющий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его с ним... Горе живущим на земле и на море, потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему оста­ется времени. (Откр. 12:9, 12). И в трепете вопрошает душа: уже не исполняются ли сии грозные пророчества возлюбленного ученика Христова в наши дни? Не сбываются ли на наших глазах все те признаки близкого дня суда Божия, о каких говорил Господь: когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях.? (Мф. 24:33). Смотрите внимательно! Сколько лжехристов и лжепророков появляется в наши дни! Сколько ересиархов, начиная с идола нашей безбожной интеллигенции – богоотступника Толстого и кончая разными братцами-хлыстами, начиная с незваных-непрошеных иноземцев Фетлеров и кончая своими изменниками православной Церкви – Мазаевыми, Прохановыми и Степановыми! И всем им полный простор блазнить в простоте верующих православных!

А как умножились беззакония и охладела истинная христианская любовь! Уже и Евангелие Христово проповедуется всем народам земным по всей вселенной во свидетельство им, да будут безответны на страшном судище Христовом, уже мерзость запустения является на местах святых: строятся языческие капища и магометовы мечети в столице православной, и, говорят, имеются и места, где поклоняются самому сатане. Уже творятся и знамения, и чудеса ложные у спиритов и оккультистов, уже совершается то великое отступление от веры и благочестия, о коем пророчествовал Апостол Христов Павел. И сердце содрогается при мысли: уже не близок ли конец? Уже не стучится ли в дверь человек беззакония, сын поги­бели, противящийся и превозносящийся превыше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он как Бог, выдавая себя за Бога. Еще “удерживающий” удерживает его появление, но надолго ли?..

Вот, братие, какие размышления приходят мне на сердце в эту таинственную новогоднюю полночь. Знаю, что для многих жизнерадостных людей они покажутся безотрадными, угнетающими. Но не лучше ли познавать “знамения времени”, чем беззаботно предаваться бессмысленному веселию в такой час? Церковь Божия предостерегает нас: внезапно Судия приидет и коегождо деяния обнажатся, поет она в тропарях полунощницы. Се Жених гря­дет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща. Надобно и то помнить, что для каждого из нас в отдельности час суда Божия несравненно ближе, чем всеобщий страшный Суд Христов. Единою подобает умрети, потом же суд. А смерть подстерегает нас на всех путях наших. От нее никуда не уйдешь. Так не лучше ли заблаговременно размышлять о ней, готовиться к ней? Это предохранит нас от многих грехов. Еще ветхозаветный мудрец сказал: помни последняя твоя и во веки не согрешиши. Да и к Страшному Суду Божию всеобщему надо всегда быть готовым. О сем великом дне Господь сказал: будьте готовы, ибо не знаете ни дня, ни часа, когда Сын человеческий приидет (Мф. 24:44). Се гряду яко тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидали срамоты его! (Откр. 16:15). О, если бы совесть паша позволила нам воскликнуть с тайновидцем Богословом: ей, гряди, Господи Иисусе! Аминь.


Источник: Мои дневники / архиеп. Никон. - Сергиев Посад : Тип. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1914-. / Вып. 3. 1912 г. - 1915. - 190 с. - (Из "Троицкого Слова" : № 101-150).

Комментарии для сайта Cackle