Источник

171. Новый журнал, посвященный церковному искусству

Мы так осуетились, так погрузились в мутные волны современности, что совсем забыли о том, чем живет душа, по природе своей всегда христианка, как сказал уже давно один христианский философ. А в потребности человеческой души входит неистребимое стремление к прекрасному наравне со стремлением к истине и добру. Ведь если так жить, как жили русские люди, в своем большинстве, в последнее десятилетие, то – чего ждать доброго? – пожалуй, и в животное обратишься.

Вот почему с радостью отмечаешь всякую искорку идеализма в области духа: будет ли то идеальный порыв к добру, или к истине, или к красоте. Вот почему я от души порадовался, когда, еще в январе месяце, получил программу нового ежемесячного издания, посвященного церковному искусству, под названием “Светильник”. Вскоре затем г. редактор В. И. Оловянишников и лично пригласил меня принять участие в издании посильным трудом. Не имея возможности писать большие статьи, я послал в редакцию нижеследующее приветствие столь симпатичному изданию:

Мой привет “Светильнику”

Божие благословение благому начинанию православных русских людей!

Ароматом весны повеяло от программы “Светильника”, древнехристианским духом пахнуло от самого его названия “Светильник”.

Это – терракотовая или просто глиняная лампочка, с которою ходили древние христиане по переходам священных катакомб; это та лампочка, о коей говорит Господь в Евангелии: “не затем зажигают светильник, чтобы ставить его под сосуд, но ставят на подсвечнике, чтобы он светил всем”.

И дай Бог, чтоб этот светильник горел и разгорался все ярче и ярче; чтоб все больше и больше пронизывал ту тьму, которая окутала нас со всех сторон; чтобы новое издание (не хотелось бы употреблять французское слово “журнал”) раскрывало современным русским людям всю красоту и духовность нашего родного миросозерцания, нашего великого в своих идеалах творчества в области родного искусства.

Русский человек сердцем понимает, что в истинном искусстве, как солнце в малой капле вод, отображается одна из сторон богоподобия в душе человеческой, а именно, вечное стремление к красоте, не внешней пластической красоте, а той духовной, которая только воплощается во внешних формах изящного.

От веков древних первые опыты, первые плоды своего художественного творчества человек стал посвящать Богу в творениях религиозного искусства. Так было в Египте, Ассирии, Вавилоне, Риме и в прекрасной Греции. Так было даже у евреев: их искусство, еще во дни странствования их по пустыне Аравийской, проявилось в художественных украшениях скинии.

Стремление к прекрасному, как черта образа Божия в человеке, искало себе и выражения в области религиозного культа.

– Твоя от Твоих – Тебе приношу! – Как бы так говорил Всесовершенному Богу Творцу, Вечной красоте духовной, нерукотворной, неподражаемой, – человек, бренное творение Божие, в восторге духа сознавая, лучше сказать – ощущая в себе – инстинктивные влечения идеи красоты, как животворящее веяние Духа Божия, как отображение Божия образа в своем существе.

И редакция “Светильника” верно отметила эту связь религии с искусством, посвятив свое издание именно религиозному искусству.

Искусство, оторванное от религиозных основ, – что лист, сорванный с ветки и носимый ветром. В нем засыхает самый источник вдохновения и жизни, из него улетает идея духовной красоты в ее первооснове.

Я не хочу сказать, что искусство должно иметь предметом вдохновения только религиозные темы: оно должно воплощать, в доступных нашим чувствам формах, вложенную в нашу душу идею прекрасного согласно с намерением Божиим, насколько может понять это намерение художник, руководимый своею совестью, как добрый христианин.

Древний грек ловил чутьем идею красоты и воплощал ее, как мог, в своих произведениях, воплощал, как язычник; оттого эта идея у него весьма слабо отображала духовную красоту, отливаясь вся в пластические формы красоты телесной и не перенося духа зрителя в чистую область духовной красоты.

Наши древнерусские художники-иконописцы, художники-зодчие были, может быть, младенцами в деле техники, но зато в душе своей носили такие идеалы духовной красоты и величия, каких трудно встретить у нынешних представителей искусства.

Вот и пожелаем, чтобы “Светильник” освещал эти духовные идеалы нашей русской православной души, раскрывал бы тайны воплощения сих идеалов в современном искусстве, и, как при свете тихой лампады ощутительнее для сердца верующего становится идея темная, на первый взгляд, лика святой древней иконы, так бы при чтении “Светильника” прояснялись в сознании православного читателя родные идеалы наших благочестивых предков, и в наших очерствевших сердцах начинали бы звучать те святые струны, какие звучали в их сердцах...

Теперь вышел первый выпуск “Светильника”. Книжка напечатана в большую четверть листа, что необходимо ввиду роскошных рисунков, в ней помещенных (всего 23 рисунка, наклеенных на 11-ти листах особой плотной бумаги); шрифт, бумага, заставки – роскошь; статьи профессора Н. Покровского и В. Трутовского – знатоков церковного искусства, очень интересны: первая – “Новое церковное искусство и церковная старина”, вторая – “Патриарх Филарет Никитич и некоторые памятки его в Москве”. Его Императорское Высочество Великий Князь Петр Николаевич дал для “Светильника” проекты богадельни при храме, двух лампад и хоругви, а профессор Васнецов – эскиз для иконы Святителя Алексия, Митрополита Московского. Самая обертка книжки очень оригинальна: на ней изображен древнехристианский светильник из римских катакомб.

От души пожелаем доброго успеха и Божией помощи новому изданию.

Цена годовому изданию на 1 год – 6 р., на полгода – 3 р. 50 к. Адрес редакции: Москва, Никольская, Товарищество П. И. Оловянишникова С-я.


Источник: Мои дневники / архиеп. Никон. - Сергиев Посад : Тип. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1914-. / Вып. 4. 1913 г. - 1918. - 205 с. - (Из "Троицкого Слова" : № 151-200).

Комментарии для сайта Cackle