игумен Никон (Воробьев)

Чин обета трезвости с увещаниями

Содержание

Предисловие Пояснение к «Чину обета трезвости» Последование молебного пения при изъявлении обета трезвости Некоторые письма игумена Никона к сестре и ее мужу, пьющему спиртное  

 

Предисловие

«Αх, увы, пъянства, сего злаго бежим, братие,

обычая, злаго пианства, нелепаго запойства!»1

«Если ты скажешь: не будь вина, не было бы пьянства, то я тебе отвечу: не будь железа, не было бы ножа у убийцы; не нужна ночь, чтобы не было воров, не нужен день, чтобы не было сплетников, не нужно женщин, чтобы не было прелюбодейства. Таким образом, и все окажется ненужным; да и сам-то ты нужен ли кому-нибудь? Сами же безобразничаем, а виним Божий дар. Нет, братия, не будем обвинять вино, а – пьянство».2

Как-то одному подвижнику-авве поднесли чашу вина. Вино было слабое, сухое. Он выпил. Также и вторую. А от третьей отказался. Когда спросили его, почему он так поступил, авва сказал: «Если бы не было диавола, я бы и третью выпил.»

Всегда ли было на Руси пьянство? По свидетельству начальной летописи, в домонгольский период русская земля жила «по правде и по закону святу, юже принесоша отцы наши.» После крещения Руси св. равноапостольным Владимиром, народ наш воспринял учение Христа и единодушно жил по вере. Евангелие освещало жизнь, одухотворяло, возвышало ее. Лучшие мужи держали землю, решали дела общею народною думою. Старейшинами, вождями были князья. Вот как они говорили на съезде в Киеве в 1170 году: «А нам дай Бог за крестьяны и за русскую землю головы свое сложити, и к мученикам причтеном быти.»

Между князьями и народом было братское, веселое единение, которое проявлялось на пирах Древней Руси.

Было и пиво, и меды, но отношение к ним было трезвое. На народный пир приглашали князя, на пир княжеский собирался народ. Церковь учила: «Егда творите пир, и зовите и братию, и род, и вельможи, или кто в вас возможет князя звати, и то все добро есть. Призовите же паче всего убогую братию, колико могуше по силе».

При таком строе жизни пьянства на Руси не было. Лишь в XVI веке оно появляется.

Тогда стали распространяться из Европы вина и водка. Продажа спиртного была, сперва, вольная, но поскольку излишнее употребление причиняло бедность и разорение бесчисленным семействам, Великие Князья стали ограничивать его. Великий Князь Иоанн III совершенно запретил приготовлять крепкие напитки. В начале XVI в. позволялось народу их питъ только в некоторые праздничные дни. В остальное же время за пьянство сажали в тюрьму. И впоследствии цари Феодор и Михаил Федорович закрывали кабаки, когда пьянство начинало угрожать здоровью народа. Но царь Алексей опять повелел завести кабаки во всех городах, а в Москве – три, и впоследствии они размножились до чрезмерности.

Можно было бы объяснить возникновение пьянства открытием водки, доступностью спиртного. Но глубинная, главная причина кроется в душах людей. Постепенно отходили они от простоты и правды жизни по Евангелию, а отходя от Христа, просвещающего всех, конечно же, погружались во тьму неведения. Евангельское, трезвое отношение к вину:      «Пища и

питие в меру не осудит человека, аше бо речет: ясте и пийте, все в славу Бога творите», – уступало пристрастию к питию, когда уже не человек владел вином, а вино владело человеком. «Кто творит грех – раб есть феха.» Началось на Руси рабство страшнее монголо-татарского ига. И народ православный видел свою беду, знал свою болезнь:

«Пианый человек, согрешив, не кается, а трезвый, согрешив, кается и спасен будет. Пианый человек горее беснаго: бесный бо страждет неволею, добудет себе вечную жизнь, а пианый человек страждет своею волею, добудет себе вечную муку. Пришедше иерей молитву сотворят над бесным и прогонят беса, а над пианым, аше со всея земли сошлися бы и молитву бы сотворили, но вем, яко не прогнали пианьства, самовольнаго беса. Божественный апостол рече, яко пианици царствия Божиа не узрят, но уготована им есть мука, с прелюбодеи и с татми, с разбойникы в векы мучитися.

И проявлено есть в первых родах от Бога, яко силнии мужи, угодници Божии быша, пианством погыбоша. Цари из царства низринушася, а святители святительство погубиша, а силнии силу испрометаша, а храбрии мечю предани быша, а богатии ниша съетворишася, а здравии болни быша, а многолетнии вскоре изомроша»3

«Аше кто пиан умрет, то сам себе враг и убийца, а приношение его ненавистно Богу. Пианство нам ум погубляет, орудиа портит, прибытки теряет. В сем бо пианстве съдевается нам все злое беззаконие. Братию сваживает, а мужа отлучает от своея жены, а жены от мужей своих, ногам болесть творит, а руки дрожат, зрак очию погыбает. Пианьство к Церкви не пустит, Богу молитися не хошет, книги чести не дает и во огнь вечный посылает»4

Болезнь эта добровольная, а потому трудноисцелимая. Первый шаг к выздоровлению – осознать, что мы больны, и больны к смерти вечной. Сделавший первый шаг, приобретает смирение. Он видит себя худшим не только людей, но и животных, которые всегда знают свою меру. Смирение увеличивается, когда человек видит, что своими силами не может победить страсть, не может отказаться от того, что срослось с ним, стало частью жизни. Тогда он начинает плакать пред Господом, приносит Ему покаяние. И после этого становится возможным второй шаг: возненавидеть грех и начать с ним бороться. Эта ненависть и желание выздороветь – дар Божий смирившемуся. А вот что говорит преподобный Исихий: «Возненавидишь порок, коль скоро поймешь, что он – нож беса, на нас наточенный».

Последуем совету святого и постараемся это понять.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) учит, что ни одно злое дело на земле не совершается без участия бесов. Они неустанно работают, чтобы всех нас погубить. Начало этому положил сатана в раю, когда вошел в змея, мудрейшего всех животных. Чем же змий прельстил людей? Он предложил им через вкушение запретного плода достижения вершины познания, уподобления Богу. Всего лишь съешьте запретное – и будете яко Боги. Так легко! И до сих пор тем же обманом диавол прелыцает людей: выпейте вина, употребите наркотики – и будете яко Боги, и найдете радость и блаженство.

В раю, последовав совету змия, люди вместо обожения нашли смерть.

Следуя советам змия, люди неизменно вместо блаженства попадают в сети сатаны, в рабство страсти, в трясину, из которой без Бога выбраться невозможно. Мучение, начавшееся здесь через зеленого змия имеет продолжение в вечности «…идеже червь их не умирает и огнь не угасает».

Путь к обожению и блаженству только один – узкий и тесный путь труда над собою и терпения скорбей – заповедан нам Богом.

Диавол часто является в виде змия, дракона, или червя. В вечерних молитвах мы просим: «Избави мя от уст пагубнаго змия, зияющаго пожрети мя и свести во ал жива» Издревле хмельное питие в народе звалось зельем5, а бес пьянства – зеленым змием.6 Ибо упивающиеся часто видят его именно в этом образе. Образ этот так прочно вошел в сознание, что и во времена отрицания       существования всего «сверхъестественного» на плакатах против пьянства изображались змеи и драконы.

В 1995 году в Серпуховский Высоцкий мужской монастырь приехала женшина и привезла бутылку с заспиртованным червем, невиданным и не опознанным учеными, но вполне материальным. Около 12 см в длину, морщинистый, с хвостом веером, как у индюка. Женшина предложила братиям показывать червя людям, ибо в монастыре читается акафист перед иконой Божией Матери «Неупиваемая чаша», а люди во множестве приезжают молиться об исцелении от пьянства. У этой рабы Божией Н. был брат С. Жена его пожаловалась как-то, что он стал выпивать. Тогда Н. подарила ему иконочку «Неупиваемая чаша». Когда он выпил после этого, ему стало плохо. С. зажег свечу и трижды прочитал молитву перед иконой. Утром захотел опохмелиться, раскрыл бутылку и вдруг почувствовал в желудке щелчок, будто оторвалась какая-то присоска. Ему сразу стало легко и он не стал пить, а в бутылке увидел маленькую пиявочку. С этого момента С. чувствовал небывалую легкость, ходил, как на крыльях. А пиявочка очень быстро росла в бутылке и превратилась в большого червя. Питался он спиртным.

Когда оно кончалось – червь «обмирал», когда наливали – оживал. При попытке пересадить его в чистую бутылку, т. к. первую он загадил, С. не мог вынести его зловония, пришлось звать на помошь жену и дышать через полотенце.

Носили червя в лабораторию – ученые не могли его классифицировать, и сказали, что аналогов в животном мире ему нет. Очень удивлялись, но сказали, что это возможно – чтобы червь жил в спиртовой среде.

По дороге в монастырь червь издох, поменял цвет и стал быстро разлагаться.

Господь в раю проклял змия сказав, что будет он ползать на чреве и будет вражда между потомством его и человеческим. А несчастным обманутым людям сразу же Милосердный Господь открыл тайну их освобождения. «Семя жены сотрет главу змия.» И долгие века люди жили ожиданием, терпя лютое мучение от древнего змия. И вот – свершилось! – вочеловечился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола, чтобы освободить нас от его власти, чтобы повести нас за Собою в вечную жизнь. Невозможно исцелиться без врача. Невозможно спастись без Спасителя. Следующий шаг – припасть ко Христу с теплой верой, что только в Нем – спасение.

Он «пришел в мир грешныя спасти». Он сказал: «Се дах вам власть наступати на змия и на скорпию и на всю силу вражию, и ничтоже вас вредит». Нам надо только поверить Ему, как поверили многие и многие до нас. Ведь Он сказал: «Вся елика аще моляшеся просите, веруйте, яко приемлете и будет вам».

Примерами истины этих слов проникнуто все Евангелие. Примерами исполнения этих слов проникнута наша жизнь.

Вот как чтение Слова Божия спасло одного офицера. Приучился он пить, и так запил, что разжаловали его в солдаты, а не исправится – грозили строжайшим наказанием. Опечалился, но преодолеть страсть не было сил, как ни пытался. Тут Господь свел его с монахом, и тот дал ему совет читать по главе Евангелия, как придет охота выпить. Сначала он не послушал совета. Но как-то, захотев выпить, решил

испытать и это лекарство. И так зачитался, что упустил время сходить за вином. Так же случилось и на следуюший день. Это его ободрило, и всякий раз при побуждении к вину он стал читать Евангелие. И когда окончил всех 4-х Евангелистов – страсть прошла, и сделалось к ней омерзение.

А другой страждущий – мастеровой, очень искусный в своем деле, часто запивал. Хотел избавиться от этой болезни и, послушавшись доброго совета, стал читать по 33 молитвы Иисусовой каждый раз, как хотел вина. Вскоре совершенно бросил пить и ушел в монастырь.

Евангелие и молитва Иисусова – наши сильнейшие оружия в суровой войне с духами злобы поднебесными. Святые Отцы говорят, что Иисусова молитва есть сокращение всего Евангелия.

Описанные случаи происходили лет 100 с лишним назад. А вот победы нынешних воинов Христовых из летописи Высоцкого монастыря. Да поддержат они в нас боевой дух и решимость!

«Я много пил в течение 4-х лет. Потом начал употреблять наркотики. Съездил в Высоцкий монастырь. Мои родители заказали молебен, а бабушка читала акафист, употреблял святое масло – почти сразу снимало боль. От наркотиков избавился без помощи врачей, хотя они были сильными. У меня изменилась жизнь! Я был «металлистом», теперь стараюсь вести православный образ жизни. От наркотической тяги избавился, хотя бывают искушения, но сильно меня не преследуют.»

март 1997 г. Москва, A. В. 21 год.

«Я упивался с самого юного возраста. С 14 лет страсть пьянства так сильно овладела мною, что все мои усилия бросить пить, попытки помочь родителей и других людей были бесполезны. Сам я очень желал избавиться от этого недуга. Мама моя с детства приводила меня к Богу, и велико было ее горе, когда она видела, что ее единственное чадо погибает во грехах. Она меня записала, чтобы я исцелился, на вечное поминовение в бессчетное количество монастырей, даже на Афон и в Иерусалим. Но я все пил и пил, хотя очень проклинал себя в душе, но ничего сделать не мог. И вот по милости Божией мама получила елей от Чудотворной Иконы «Неупиваемая Чаша». Она велела мне с начала Великого Поста читатъ каждое утро акафист «Неупиваемой Чаше» перед Ее иконкой и натощак принимать елей от лампады этого Чудотворного Образа. После того, как я отчитал 40 дней акафист, я почувствовал, что страсть пьянки меня оставила. Меня абсолютно не тянуло к выпивке. После этого я еще два раза по 40 дней читал акафист и принимал елей. По милости Царицы Небесной я не беру в рот ни капли алкоголя, наоборот, страсть винопития перешла в сильное отвращение к вину».

январъ 1997 г. K. E. В.

Необходимо также сказать о модном ныне кодировании.

Кодирование – это широкий путь, ведуший в погибель.

Как легко – сходил на сеанс, «закодировался» от пьянства (наркотиков, курения) на год, пять, или до конца жизни – и здоровье, и трезвость обеспечены! Но что такое кодирование? Почему очень часто после кодирования начинают пить страшнее прежнего, нередко повреждаются психика, рассудок?

Экстрасенсы – «кодировшики» на «сеансах» используют некую «чудесную силу», «тайное знание». Во все времена были избранные Богом святые, которых Господь награждал даром целительства за их смирение, праведность и святую жизнь. Они воистину лечили силой Божественной.

Взгляните теперь на экстрасенсов. Какой силой действуют они?

Дает ли Господь Свой дар человеку, который не ходит в Храм, не исповедуется, не причащается Святых Тайн, т. е. носит на себе множество грехов? А чаще всего «целители» – атеисты, бывают даже откровенные хулители Бога. Значит, энергию свою они получают от противника Бога – сатаны. Они срывают запретный плод – желая тут же, без труда христианского, без подвига получить дар целительства, получают его от «услужливого» беса. Часто экстрасенсы даже не знают, кто дал им дар.

А последствия бывают и для «врачей» и для «пациентов» очень плачевные, ибо бесы неспособны творить добро, а создают всегда лишь мираж, иллюзию добра. «Не может сатана сатану изгоняти».

Один лишь врач у нас, один Спаситель, Господь наш, Иисус Христос, Он поможет нам исполнить наши обеты воздержания от пьянства. Он сказал: «Без Меня не можете творити ничесоже».

С ним мы, подобно Георгию Победоносцу, сильны поразить змия. В этом нам поможет обет трезвости.

Обет – благочестивое обещание, которое человек дает Богу. Это выражение любви ко Господу, готовности на жертву ради угождения Ему. Одновременно обет очень благотворно сказывается на Душевном росте. Окрыленная обетом, душа будто бы перелетает на высшие ступени своего восхождения к Богу. А Господь любит тех, кто дает обеты от всего сердца, и посылает им всяческую помощь, и укрепляет их Своею благодатию.

Вспомните, как плакала святая праведная Анна о своем безчадии и лишь только вымолвила она обет – отдать дитя свое Богу, как явился посланник – Архангел Гавриил и возвестил ей великую радость – о рождении от нее Богородицы.

Но прежде, чем давать обет, надо взвесить свои силы. Если среди людей нарушители своих обещаний теряют доверие и уважение, тем более страшно не исполнить обещанного Богу. За неисполнение данных обетов, за забывчивость нашу Господь посылает болезни и скорби, чтобы вернуть нас к доброму намерению нашему.

Что такое пьянство – все знают. А что такое трезвение, на опыте познают лишь немногие подвижники. Нельзя назвать нас трезвыми, хоть мы и не пьем вина. Ибо колеблется ум наш, «яко пияный» принимая в себя бесовские помыслы.

Враги наши неустанно спаивают нас смертоносным зелием злых, страстных помыслов. Просим мы в молитве ко Спасителю: «...наслади душу мою Твоею Честною Кровию от горести, еюже мя сопротивник напои». Господь заповедал Адаму хранить и возделывать рай. Эта заповедь относится ко всем – рай должен быть внутри нас. И если мы будем очищать его от всего злого, греховного, то «таким то образом душа может о Господе стать в своем благообразии, красоте и правости, как в начале создана была Богом».

Трезвение – узкий путь, но кто идет по нему с терпением и молитвой – тот уже на земле начинает вкушать небесное блаженство.

По учению Святых Отцов Церкви, диавол не может победить человека до тех пор, покуда не победит его в уме, через помыслы тоски, отчаяния, печали, уныния, побуждаюших пить спиртное. Поэтому так необходимо, храня свой ум, прогонять помыслы пьянства Иисусовой молитвой, отвечая на каждый из них: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Так один святой отец говорил, что его бесы научили молиться. Послушаем же преподобного Исихия, достигшего трезвения и описавшего это блаженное состояние: «Емлемся убо за молитву и смирение – сии два оружия, коими совокупно с трезвением, как мечем огненным, ополчаются мысленные воители против демонов.

Если так будем вести жизнь свою, то каждый день и час можем таинственно-радостный иметь праздник в сердце». «Когда разсеются облака, воздух показывается чистым; когда же Солнцем Правды Иисусом разсеются страстныя мечтания, тогда обыкновенно в сердце рождаются световидныя и звездовидныя помышления. Ибо премудрый говорит: «Надеюшиися на Господа уразумеют истину и вернии в любви пребудут Ему».»

«Возложи на Господа дела свои и обрящешь благодать. Никто другой прочно не умиротворит сердца твоего от страстей, кроме самого Иисуса Христа.»

«Если внутренний наш человек трезвится, то, по словам Отцов, он силен сохранить и внешняго. По их же словам, мы и злодеи – демоны обои, сообща, совершаем грехи. Те – помыслами, кознями и обольщениями и себе и нам уготовляют муку, а мы и помыслами внутренно, и делами внешно грешными. Но молитва сердечная ко Господу разбивает их и в прах обращает прельщения их».

«Трезвение есть Духовное художество, которое, если долго и с постоянным усердием проходить его, с Божиею помошию, совершенно избавляет человека от страстных помыслов, слов и худых дел. Оно в причастнике своем каждодневно возвращает четыре главные добродетели (т.е. мудрость, мужество, воздержание и справедливость.)».7

Пояснение к «Чину обета трезвости»8

Этот Чин относится к церковным требам-священнодействиям, которые совершаются священнослужителями по просьбе верующих.

Появился он, возможно, в прошлом веке, применялся в церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге. Протоиерей В. А. Акимов в

«Орловских Епархиальных Веломостях» пишет, что после данного обета обещавшегося записывали в особую книгу трезвенников, правая сторона каждой страницы которой отрывалась и выдавалась давшему обет. Для поддержания решимости хранить трезвость, еженедельно по воскресениям и по праздничным дням давшие обет приглашались в зал церковно-приходской школы, где они вместе пели молитвы и патриотические песни, исполнялись для них музыкальные пьесы на пианино и фисгармонии, иногда в сопровождении скрипки, выдавались книги для чтения из школьной библиотеки.

Цель настояшего издания – помочь возрождению и распространению этой чрезвычайно нужной и полезной церковной традиции в противовес разного рода кодированиям, гипнотическим сеансам, заговорам и т. п.

После того как священник отслужит «Чин обета трезвости» для тех, кто решился дать Богу обет хранить трезвость, на каждого принявшего такой обет заполняется «Обетная грамота». Образец грамоты помещен в середине брошюры. Его можно извлечь и использовать по назначению. Грамота заполняется в церкви и хранится дома у того, кто принял обет, близ молитвенного уголка.

Последование молебного пения при изъявлении обета трезвости

(Чин обета трезвости)

По увешании дающему обет священником, обычное начало. Великая ектиния: Миром Господу помолимся и прочая.

После же: О плаваюших

О еже простити всякое прегрешение вольное и невольное раба своего (имя) и о еже милостиву быти к нему, Господу помолимся.

О еже не помянути грехи юности и неведения его, но милостивно спасение и воздержание ему даровати, Господу помолимся.

О еже посетити его посешением Святого своего Луха и исцелити      всяк      недуг      и всяку страсть,      в нем

гнездяшуюся, Господу помолимся.

О еже благословити доброе намерение и дело раба своего (имя), и благословити благополучно начати и спешно, кроме всякаго      преткновения скончати,      силою,

действием и благодатию Пресвятаго Луха, Господу помолимся.

О      еже приставити      ему      и делу      его Ангела

хранителя, во еже, невидимо отразити вся противныя вещи видимых и      невидимых      врагов, и подати      ему к

совершению силу      и во      всем      благопоспешество, силою,

действием и благодатию Пресвятаго Луха, Господу помолимся.

О      еже избавитися ему      же и      нам от всякия скорби,

гнева      и нужды, болезни и      печали, Господу      помолимся.

Заступи, спаси, помилуй. Пресвятую, пречистую, преблагословенную.

Возглас: Яко подобает

Бог Господь. глас 6 и тропарь:

Скорый в заступление и крепкий в помощь, един сый Христе, скорое свыше покажи посещение страждушему рабу Твоему и избави его от страстей и горьких болезней; благословив, укрепи его, и в совершение намерение благого дела раба Твоего спешно произведи; вся бо, елика хошеши, яко сильный Бог, творити можеши.

Слава, и ныне. Аше храм Богородицы, тропарь храма, аше иной, то на «Слава» тропарь храма, на «И ныне» – «Взбранной Воеводе».

Запевы: Иисусе Сладчайший, спаси нас. Пресвятая Богородице, заступи нас! Вси святии, молите Бога о нас! Слава, и ныне.

По малой ектинии, возглас: Яко благ.

Прокимен:      Буди, Господи, милость Твоя на нас,

якоже уповахом на Тя.

Евангелие: Иоанна гл. 14, ст. 10–21. По Евангелии те же запевы.

Кондак: Не имамы иныя помоши (стр. 345) Слава, и ныне:

Под Твою милость (Там же).

Ектиния: сугубая: Помилуй нас, Боже.

Не хотяй смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему, пощади и помилуй страждущаго раба Твоего (имя), исцели болезни, уврачуй страсти души и тела его: и, яко благосерд, прости ему вся прегрешния его вольная и невольная, и скоро воздвигни его от пути погибели, молим Ти ся, услыши и помилуй.

Поспешествуяй всем во благое, Господи Спасе наш, помози милостивно и рабу Твоему (имя), с нами Тебе моляшемуся и в благополучное совершение благому намерению его спешно произвестися, благослови, молим Ти ся, всемогуший Владыко, услыши и помилуй.

В славу Твою вся творити повелевый, Господи, рабу Твоему (имя), к Твоей славе дело свое начинаюшему, благословением Твоим поспешество благополучное с довольством к совершению подаждь, здравие ему со благоденствием даруй, модим Ти ся, вседаровитый Творче, услыши и милостивно помилуй.

Призри, Владыко Человеколюбче, милостивым оком Твоим на раба Твоего (имя) и услыши моления наша, с верою Тебе приносимыя, сам бо рекл еси: вся, елика моляшеся просите, веруйте, яко приимите и будет вам, и паки: просите и дастся вам; сего ради и мы, аше и недостойнии, уповаюше на милость Твою, просим: подаждь благость рабу Твоему сему (имя) и исполни благая желания его, мирно же и тихо в благочестии и чистоте вся дни его соблюди: рцем вси, скоро услыши и милостивно помилуй.

Возглас:      Услыши ны Боже.Господу помолимся:

Господи помилуй.

Затем самим даюшим обет читается во всеуслышание следуюшее молитвенное обешание:

Владыко Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Аз, недостойный раб Твой (имя), познав всю пагубу страстей, обуревающих мя, и фехов, от них исходяших, пред пречистым образом Пресвятыя Матери Твоея, Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы, сим изьявляю твердое намерение и даю крепкое обещание не пить вина и ничего хмельного, а так же не соблазнять к тому и других, равно не принимать никакого участия в различнаго рода зазорных играх и не произносить скверных, гнилых слов – в грядущее время – от сего дня впредь на столько-то (месяцев или годов). О, Премилосердый и Всешедрый Иисусе Христе! Благослови благое намерение мое сие и помози ми, слабому и немошному рабу твоему, силою честнаго и животворящего Креста, молитвами Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и всех святых Твоих, благополучно совершити его к славе Твоей и во спасение души моей!

Аминь.

Затем священник читает молитвы:

Спасителю

Господи, Спасителю наш, претерпевый велие искушение в пустыни от диавола, не допусти нас быти его послушными рабами. Яви благодать Твою в сохранении нами данного слова. Помози нам, умудри нас трезвенно пожити во вся дни живота нашего, укрепи наши столы, да не поползновенно прейдем поприще, нам от Тебе, всеблагий, заповеданное. Господи, Боже наш, щедрый и многомилостивый, не хотяй смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему! Призри милостивым Твоим оком на страждущих от пиянства раб Твоих. Ты веси скорбь их о недуге своем, веси немощь естества нашего, зриши силу великаго. и лукаваго искусителя. Вразуми омраченных умом, уврачуй недугуюших, утверди их в благоразумии, укрепи в воздержании, да не обладает ими уныние и ропотливость, да имут заботу о спасении души, о здравии тела во славу Твою и о благоденствии на пользу свою и на благо ближних. Да трезвенно поживут и достойно прославят имя Твое. Аминь.

Божией Матери

Царице моя преблагая. Совершается обычный отпуск; и, после должного наставления, священник вручает обещаешамуся листки и книжки о трезвости, а также и особую «обетную грамоту».

После сего в притворе церкви производится запись давшаго обет в особую книгу трезвенников; правая сторона каждой страницы этой книги отрывается и выдается давшему обет.

Молитва об избавлении от недуга пьянства:

Господи наш, Господи! Никак мы с собою не сладим; чего не хотим, то творим. Одолел нас грех, одолели нами слабости-страсти наши. Милосердый и Всемогущий! Коснись наших сердец Твоею благодатию, дай силы бороться с грехом, прогони диавола искусителя, посли нам Ангела-Хранителя! Ими же веси судьбами, спаси нас! Ты сам рекл еси, Господи, что пришел Ты грешников спасти; Ты сам сказал, Милосердый, что не хочешь Ты смерти грешника, а ждешь его покаяния; Ты сам изрек пречистыми Твоими устами: грядушаго ко Мне не изжену вон! И вот мы пришли к Тебе, Надежда наша; мы плачем у ного Твоих, Владыко наш Господи! Не отврати лица Твоего от созданий Твоих! Аще мы и грешники, но все же Твои рабы: дай же нам крепость и силу бросить нашу злую, греховную привычку во веки веков. Помышляю день страшный и плачуся деяний моих лукавых: како отвешаю Безсмертному Царю? Коим же дерзновением воззрю на Судию блудный аз? Благоутробне Отче, Сыне Единородный, Луше Святый, помилуй мя. Аминь.

Некоторые письма игумена Никона к сестре и ее мужу, пьющему спиртное

Дорогой C.! Привет тебе!

Как ты живешь? Как здоровье твое? Очень бы мне хотелось повидать тебя и побеседовать. Я слышу, что ты продолжаешь изрядно выпивать в крайний вред себе. Что ожидает человека на этом пути? Я тебе сейчас напишу.

Если ты не будешь бороться с этим недугом, то попадешь под полную власть бесов. Они будут возбуждать тебя пить все больше и больше и через это расстраивать нервную систему. Ты делаешься раздражительным, гневливым. Легкие сначала, ссоры будут все грубее, длительнее. Денег не будет хватать, сгонят со службы – надо будет продавать вещи, выпрашивать в долг унизительным образом, может быть даже воровать. Гнев усилится до бесовской злобы, до желания убить.

Бесы, действовавшие втайне, станут являться в виде разбойников, диких зверей, змей и проч. Потом могут явиться и в своем безобразном гнусном виде. Если и тут ты не образумишься, то заставят тебя совершить какое-либо тяжкое преступление, например, поджог, убийство, а затем приведут в полное отчаяние и заставят покончить с собой. Если бы со смертью человек совсем исчез, так можно было бы порадоваться, что кончились мучения, но ведь нет уничтожения. Пьяница, самоубийца из малых и временных страданий перейдут окончательно и навеки во власть бесов в ужаснейшую муку, которой не будет конца.

Как люди духовные, борющиеся со грехом и побеждающие грехи, делаются постепенно способными чувствовать сначала духовный мир, а затем видеть Ангелов, точно также преданные грубым страстям, особенно пьянству и разврату, если не покаются, то будут видеть бесов и сделаются их рабами.

Уже внешний вид человека духовного и раба дьявола говорят ясно, к чему ведет тот и другой путь. «По плодам их узнаете их, – говорит Господь.

Дорогой, милый, добрый, умный C.! Опомнись: куда ты идешь? Если тебе здесь еще тяжело, то каково будет после смерти? Страсти в тысячи раз более сильные, чем на земле, будут как огнем палить тебя без какой-либо возможности утолить их. За потерянную жизнь, за совершенные преступления совесть, как червь неусыпаюший, станет грызть твое сердце. А сознание, что сам себя лишил вечного блаженства в обществе святых людей и Ангелов будет во веки терзать тебя.

C., если не можешь бросить пить, хоть так сознай, что ты делаешь нехорошо, что губишь себя, обижаешь близких тебе, оскорбляешь Господа. Сознай это и припади к Господу хоть один раз в день и скажи Ему: «Господи, я погибаю, спаси меня, не допусти до окончательной гибели. Господи, будь милостав ко мне, грешному». Если будешь так говорить ежедневно от всего сердца, то Господь простит тебе все грехи твои и спасет от погибели.

Первым вошел в рай разбойник. Это устроил Господь для поощрения и утешения нас грешных. Все прощает милосердный Господь искренне кающемуся. Не должно отчаиваться никакому грешнику. Не говори, что ты уже погиб, это бесовская мысль. «Радость бывает на небе об одном грешнике кающемся», – говорит Господь. Он, Спаситель наш, пришел на землю, чтобы «взыскати и спасти погибшего». Не бойся бесов. Если они будут являться в каком-либо виде – то призывай имя Господа Иисуса Христа и крестись сам, и крести явившихся, и они исчезнут, как дым. Не ножами или иным вещественным оружием обороняйся. Они не боятся этого, а борись именем Божиим. «Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им,» – вот как оборонялись от бесов истинные христиане и нас научают этому.

C., я тебя всегда поминал на молитве. Даю тебе обещание за каждой Литургией вынимать за тебя частицу и просить Господа, чтобы он вразумил тебя и помог избавиться от беды. Только ты сам хоть немного борись, не давай руки бесам. Сам проси, повторяю, хоть один раз в день с земным поклоном, Господа, чтобы Он не оставил тебя на погибель, а спас от вечной муки. Пожалей себя, пожалей. Ведь ты когда-то любил ее. Может быть и теперь любишь. Неужели тебе не жаль ее терзать? Проси у нее прощения, если обидишь когда, чтобы и Господь тебя простил. Если ты сам не будешь в мире с близкими твоими. То как примиришься с Господом? Не отчаивайся, что бы ты ни наделал. В светлую минуту помолись Господу, и Он поможет тебе и простит. Опомнись, пожалей себя! Приезжай к нам. Здесь можно исповедаться, причаститься. Походишь в церковь. Почитаешь книг духовных. Возьми отпуск и приезжай, хоть один, хоть как тебе удобней.

C., я человек грешный, а жалею тебя от всего сердца.

Господь же в тысячи раз больше жалеет каждого грешника и ждет только обращения его, чтобы простить все его грехи и мерзости и спасти. Обратись к Господу с молитвой, покайся в своих грехах, отойди от дурных людей и от твоей проклятой службы, и спасет тебя Господь. Лучше нигде не работай, но не пей и не губи себя. Пока тебя прокормит, а когда несколько укрепишься и овладеешь собой, то Господь устроит тебе не вредную работу. Приобретешь ты мир душевный, спокойствие, радость. А теперь ты только страдаешь и губишь себя, и заставляешь страдать твоих родных.

Если не обратишься с покаянием и смирением ко Господу, то еще здесь ожидает тебя великое страдание, а после смерти – плач, скрежет зубов, мрак, тартар, червь не умирающий и огнь неугасимый,      вечная, ужасная, непостижимая и никогда не оканчивающаяся мука.

Как бы тяжело здесь ни было, но всему земному настанет конец. А после смерти вечность без конца, вечность      или в неизреченном блаженстве, или в ужасной муке. Выбор в наших руках. Господь хочет всем радости вечной, но насильно никого не влечет к Себе. Не хочешь быть с Господом во свете и блаженстве, пойдешь к дьяволу в вечную тьму и муку.

Все,      что здесь      написано –      несомненная      истина.

Пожалей себя C., будь милостив к себе. Аминь.

Искренне любящий тебя и желающий тебе добра, твой друг и отец о. Никон.

Κ., мир тебе!

Пишу это письмо при С. Он со скорбью рассказал о ваших взаимоотношениях. Насколько я понял, Вы оба виноваты и поступаете неправильно.

Если он пьет, то надо его пожалеть. Он уже раб своей страсти. Один, своей силой избавиться он не может. Ты же, вместо помощи только осуждаешь его, требуешь от него того, что он пока дать не может. Ты себя считаешь правою, но очень ошибаешься. Если ты духовнее его, то твоя обязанность понести его немощи. «Вы, сильные, немощи немошных носите», – вот что требует от тебя Господь. Еще сказал: «Вы, духовнии, исправляйте таковаго (как напр. С.) духом кротости». Слышишь? – Духом кротости исправляйте, а не руганью, упреками, ссорой, самооправданием и т. п. Таким поведением ты себя губишь; может от этого пострадать и C., тогда ты ответишь и за его душу. Со всем убеждением, со всей силой души моей, с любовью умоляю тебя: смирись пред C., сочти себя виновной пред ним (хотя бы ты была и в чем-либо права), попроси прощения за все прошлое; затем дай обет Богу все делать ради мира и спасения обоих. Ты не можешь спастись без C., а он без тебя. Погибель одного будет гибелью и другого. Вы повенчаны, вы составляете одного человека. Если твоя рука заболеет, ты не отрезаешь ее, а лечишь. Не можешь ты отрезать от себя C., как и он тебя. Вам надо спасаться вместе, или вместе погибнуть. Сказано: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинаюших вас» и т. д. Не тем ли более вам надо любить друг друга, полагать душу свою за другого. Ты знаешь требование Спасителя: «Если принесешь дар твой пред алтарем и вспомнишь, что брат твой имеет нечто против тебя, то иди прежде примирись с братом твоим и тогда уже принеси дар». Тогда только Господь примет ero, а иначе отвергнет твои дары и твои молитвы, как отверг жертву Каина.

Кайся, я боюсь за твое духовное устранение. Ты писала и говорила о том, что видишь свои грехи, сокрушаешься о них. Это очень высокое состояние, но с некоторого времени я стал сомневаться в этом. Не обманывает ли тебя враг? При искреннем видении своих грехов нельзя серьезно осуждать других, а тем более огорчать, как ты огорчаешь. Ты не должна требовать от него здоровья, когда он болен, а должна оказывать снисхождение его немощи. Не должна ругать, когда он пьян, а молчать, чтобы не вызвать на что-либо худшее. И в трезвом состоянии ты должна не пилить ero, а совместно обсудить с ним, как вам быть, чтобы общими усилиями победить его слабость. Должна ты помнить и то, что ты не безгрешна. Можно дела по внешнему виду иметь вполне правые, а глубокие душевные мотивы (т. е. причины) могут пред Богом оказаться лукавыми. Почему ты не послушалась меня и поступила на работу? Немедленно уходи с работы, преподобный Пимен Великий говорил, что наше спасение в ближнем, т. е. любви к ближнему. С этого надо начинать всем, а так же и тебе. Никакие твои молитвы, труды, милостыни не будут угодны Богу, если будешь осуждать только, а не прилагать усилий: или спасти его, или решиться самой погибнуть ради его спасения. Только при этом условии Господь примет твои молитвы и добрые дела. Не говори ничего об этом письме, ни о содержании письма, иначе получишь вред. Я запрещаю тебе это. Не подумай, что я написал тебе это потому, дескать, что наговорил мне и я поддался. Нет. Еще с весны и даже раньше я почувствовал неправду твоего устроения.

Да поможет тебе Господь понять написанное и приобрести мир и любовь. Да благословит тебя Господь и да исцелит твою душу! С искренним желанием тебе добра и спасения остаюсь любяший тебя Н.

Κ., пишите мне письма вместе с С. Исправляйте оба, чтобы оба были согласны с написанным.

Я.

Дорогие! Мир Вам!

Спасибо за присланное письмо. Я уже стал беспокоитъся о вас. Незадолго до получения письма я видел во сне, что вы вдвоем распиливаете на козлах лежащее бревно на дрова. Решил, что вы делаете одно и то же дело и что оно для обоих одинаковой трудности.

Относительно прошлого не беспокойся очень, а когда вспомнишь, то проси у Господа прощения, и Он не вспомянет твоих грехов на суде Своем. Только не повторяй их, не поддавайся внушениям врага.

Ты пишешь, что еще «не научился бороться с врагом». Это все равно, что школьнику сказать: я еще не могу быть профессором. Нам с тобой лучше побеждать врага смирением и молитвой к Богу, чтобы Он Сам, как знает, спасал нас и поборол наших врагов. Чаще благодари Господа за все, скорби и неприятности принимай, как вполне заслуживший, без ропота и уныния. Больше читай духовные книги и Евангелие. Земная жизнь скоро пройдет, настанет вечная жизнь; к ней надо готовиться, чтобы она была радостью, а не мучением. Для этого и дана земная жизнь. Спасайтесь.

Н.

16(11 –59г.)

Христос Воскресе!

Дорогой C., я слышу, что ты совсем попал в сети вражии. Неужели тебе не ясно, что враги хотят тебя погубить? Жить тебе осталось немного. Если не одумаешься, то после смерти попадешь прямо в руки бесов. Ты знаешь, как они жестоки. Для них существует одно только удовольствие – губить и мучить людей. Никто и представить не может, какой ужас, какие муки терпят те, кто попадает в руки бесов. Иногда безумные пустые люди говорят: что другим, то и нам будет. Разве это утешение? Для всех хватит бесов. Пусть этим не утешаются.

C., тебе Господь многое показал. Ты дал сам обещание исправиться: ты просил дать тебе время для покаяния. Господь дал тебе время: продлил тебе жизнь, освободил от работы, обеспечил всем. Дал и для покаяния помощь в лице о. Павла и твоей собственной жены. А ты что делаешь, кое-как исповедуешься и чуть ли не в пьяном угаре причащаешься. Что это такое? О чем ты думаешь? Знай, что «Бог поругаем не бывает». Господь ждет покаяния от грешных, потому и долго терпит. А безумные люди думают: грешники благоденствуют, значит Бога нет. Бог жалеет их, вразумляет и добром, и скорбями, и болезнями, ожидая исправления. И если не каются, то оставляет их в земной жизни на их волю, чтобы воздать должное после смерти. И праведникам часто тяжко умирать, а про грешников сказано: «Смерть грешников люта», – а жизнь после смерти еше лютее.

C., ты ведь не глупый и не без сердца. Подумай, куда ты идешь. Покайся искренно, от всего сердца, не внешне, по обычаю, без сокрушения, как очень многие делают, а потом причащаются в осуждение себе. Ты у себя дома, один поплачь пред Господом, проси от всего сердца прощения за прошлую безобразную жизнь. Проси помощи для исправления. А прежде всего искренне попроси прошения у Κ., помирись с ней, чтобы и она от всего сердца простила тебя. Когда человек находится во вражде, то его молитвы не принимаются Богом. Это ты знаешь. Поэтому помирись с К. и со всеми, кого чем обидел, и тогда смело припадай к Господу, кайся, проси Господа не допустить тебя до погибели.

Ты стоишь на краю пропасти. Бесы легко могут столкнуть тебя в бездну. Если не можешь бросить пить, то пей дома, не оскорбляй К. Прежде чем выпить, помолись хоть одну-две минуты, скажи: Господи, я не могу сам удержаться от водки, сейчас буду пить, напьюсь, может быть, буду сквернословить и ругать жену. Господи, если можно, удержи меня или прости, что я опять напьюсь. «Когда помолишься так, тогда пей, стараясь выпить как можно поменьше. А когда протрезвишься, первым делом спроси, не оскорбил ли ты К., не ругался ли скверно и пр., помирись с ней и помолись, проси прощения у Господа.

Дорогой C., знай, что радость бывает на небе об одном кающемся грешнике. Не можешь удержаться, так плачь пред Господом, умоляй простить и дать силу воздержаться. Только искренне желай не оскорблять Бога и ближних. Не оправдывай себя никакими обстоятельствами, не обвиняй никого, кроме себя. В самооправдании гибель. Это голос бесов. Смирись пред Богом и людьми. Не тщеславься, не осуждай никого чтобы тебя не осудил Бог. Вынь бревно из своего глаза, тогда увидишь, как вынуть сучек и из глаза другого человека. Пожалей себя, не губи окончательно. Да вразумит и поможет тебе Господь, да не попустит твоей гибели.

Жалеющий тебя Н.

4/V-61г.

* * *

1

«Повесть о горе – злосчастии», Л, изд. «Наука», 1985 г.

2

Из рукописи XVII в. «Статиръ». «Орловские Епархиальные ведомости», 1865 г. № 23 стр. 727–731.

3

«Устав белеческий» или «Заповедь» митр. Георгия. «Заповедь св. отец ко исповедающимся сыном и дшерем.» Е. Голубинский «История Русской Церкви» т. 1 Период домонгольский. M., 1997 г.

4

«Повесть о горе – злосчастии».

5

зелье – ядовитый напиток, приготовленный из настоя на траве.

6

зеленый змий – до зеленого змия (напиться) (простореч.) – до белой горячки, до галлюцинаций.

7

Добротолюбие, т. 2. Прп. Исихий, пресвитер Иерусалимский «О трезвении и молитве».

8

Печатается по изданиям:      1) «Орловские епархиальные

ведомости за 1911 r., № 1;      2) «Полный сборник молитв»,

составленный настоятелем С–П Адмиралтейского Собора протоиереем Ставровским С–П типография товарищества «Общественная польза», 1914 г., воспроизведено издательской

группой Свято-Троице-Серафимо-Дивеевского монастыря «СКИТ».


Источник: Чин обета трезвости и советы пьющим спиртное с увещаниями приснопамятного батюшки игумена Никона (Воробьева) [Текст] / сост. Е. Кузнецова. – М. : [б. и.], 1997. – 32 с. – Б. ц.

Комментарии для сайта Cackle