Библиотеке требуются волонтёры

архиепископ Нил (Исакович)

архиепископ Нил (Исакович)
архиепископ Нил (Исакович) (1799–21.06.1874)

Архиепископ Ярославский и Ростовский.

Биография

В миру Исакович Николай Феодорович, родился в городе Могилеве в семье священника.

Обучался в Могилевской семинарии.

В 1821 году поступил в Петербургскую академию.

22 августа 1825 года, по окончании курса академии, пострижен в монашество, 27 августа рукоположен во иеродиакона, 29 августа - во иеромонаха, а 5 сентября того же года назначен инспектором Черниговской семинарии.

С 8 мая 1828 года - бакалавр и инспектор Киевской академии.

2 сентября 1830 года назначен ректором Ярославской семинарии, в 12 октября возведен в сан архимандрита.

8 декабря 1835 года хиротонисан во епископа Вятского и Слободского.

За два года архипастырского служения в Вятской епархии им возвращено в лоно Православной Церкви свыше 6 тысяч старообрядцев, а всего за период своей миссионерской деятельности обратил в Православие до 40 тысяч человек.

23 апреля 1838 года переведен на Иркутскую и Нерчинскую кафедру.

13 апреля 1840 года возведен в сан архиепископа.

С назначением на Иркутскую кафедру миссионерская деятельность святителя достигла еще больших размеров, чем в Вятке. Иркутская епархия охватывала почти всю Сибирь, Дальний Восток, Якутию, Камчатку и Алеутские острова. Этот огромный край населен чукчами, камчадалами, нанайцами, коряками, якутами, бурят-монголами и другими народностями, большая часть которых в то время совершенно не имела письменности. Церковная жизнь русского населения в этой отдаленной окраине страдала от недостатка храмов и священнослужителей.

Преосвящ. Нил начал с улучшения постановки учебного дела в местной семинарии, потом вызвал многих образованных священников из центральных епархий и наиболее способных из них поставил начальниками вновь организованных миссионерских станов. Одновременно он энергично взялся за дело храмостроительства. За 15 лет им было сооружено более 70 церквей, в том числе в тундре Якутии и в северо-западной части Камчатки.

В основных очагах старообрядчества он создавал православные приходы.

Среди языческих народностей края больше всего внимания он уделил бурят-монголам. Он сам занялся изучением бурят-монгольского языка и побуждал к тому своих наиболее способных сотрудников. Кроме того, он принимал непосредственное участие в подготовке священнослужителей из среды самих бурят. На Китайской границе, близ Кяхты, трудами владыки Нила возник Чикойский скит, а в южном предгорье Саянского хребта (в центре бурятских поселений) в 1845 году была создана и приступила к миссионерской работе Нило-Столобенская пустынь.

Изучив местные диалекты, преосвящ. Нил вместе с несколькими сотрудниками приступил к переводам священных и богослужебных книг. Несмотря на огромные трудности предпринятого дела, к 1854 г. были выпущен в свет переводы на монгольский язык Евангелия (частично), служебника, часослова, чинопоследований литургии, вечерни, утрени, крещения, обручения, венчания, водоосвящения и молитв ко св. причащению.

С 24 декабря 1853 года - архиепископ Ярославский и Ростовский.

Переводческую и редакторскую деятельность архиеп. Нил продолжал и после перевода его на Ярославскую кафедру. Уже после отъезда из Иркутска преосвящ. Нил закончил большой труд "О буддизме". Трудолюбивый владыка и в Ярославле главное внимание сосредоточил на подвиге миссионерства. Здесь он много потрудился над возвращением в лоно православной церкви раскольников-старообрядцев.

Скончался 21 июня 1874 года. За несколько лет до кончины преосвященный Нил приготовил себе гроб и могилу и вчерне устроил над ней храм при Ярославском архиерейском доме (в бывшем Спасском монастыре) с правой стороны при церкви Печерской Богоматери.

Преосвященный Нил был известен своей миссионерской деятельностью. Уже в годы ректорства в центре его богословских и церковно-практических интересов стоит проблема преодоления раскола старообрядчества и христианской проповеди среди языческих народностей России.

Петербургский университет избрал его своим почетным членом. Этому университету он завещал свою редкую по объему и ценности минералогическую коллекцию.

Случай из миссионерской практики преосвященного Нила лег в основу повести Н.С. Лескова "На краю света", а сам архиепископ стал прототипом главного героя этой повести.