протоиерей Олег Стеняев

Беседа 17. Евангелие от Матфея, глава 6, 11. «Отче наш. 4»

Сегодня мы продолжаем наши беседы по Евангелию от Матфея в разделе наших бесед по Четвероевангелию. И тема сегодняшней беседы это очередное прошение из молитвы «Отче наш». Прошение:

Мф.6:11. «хлеб наш насущный дай нам на сей день».

Четвертое прошение Молитвы Господней, которое мы сегодня рассматриваем, касается всех по-настоящему насущных проблем жизни человека. В этом прошении Господь научает нас просить о благах душевных, не забывая и о насущных благах, связанных с телесною стороною нашего существования. Человек не есть только душа или только тело, он есть совокупность душевного и телесного. И в деле домостроительства нашего собственного спасения мы всегда должны об этом помнить.

Пренебрежительное отношение к телу ради интересов души, равно как и пренебрежительное отношение к душе ради интересов тела, – есть уродливые и опасные перекосы, могущие повредить как нашего внешнего, так и нашего внутреннего человека. В Писании говорится о том, что к спасению и усовершенствованию в Боге и с Богом призывается не только наша душа, но и наше тело. Сказано: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1Сол.5:23); и еще: «…Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор.6:20). Итак, и наше тело, и наша душа – суть творения Божии.

Только последователи дуализма считали, что в нашем теле заложено нечто совершенно враждебное и совершенно противоположное нашей душе. Но Церковь никогда не разделяла подобных языческих и полуязыческих мировоззрений.

Как мы уже ранее говорили, наше тело сыграет очень важную роль в деле воссоздания нашего целокупного бытия. Если в этой жизни жизнь тела поддерживается наличием в нем души, как сказано: «…тело без духа мертво…» (Иак.2:26), то в будущей жизни все будет не так.

Душа, отделенная от тела, окажется в состоянии некоего бытийного неустройства. Она будет ощущать неполноту своего бытия: или в преддверии блаженств, или в преддверии мучений. И только возвратившись в воскресшее тело, она обретет полноту и целокупность своего бытия. Как и учили святые отцы: грешил в теле – и отвечать будешь в теле, жил праведно в теле – и блаженствовать будешь в теле. Тело в этой жизни не спасается, оно точно погибнет, умрет, спасение тела происходит только в День его воскресения из мертвых.

Спасение в Православии и понимается как полное избавление от тления как духовного, так и физического, избавление от смерти физической и духовной. Тление духовное – это грехи. Известно высказывание – грех смердит. Праведность, напротив, благоухает.

Тление физическое – есть результат разложения, то есть, вхождение в состояние могильного смрада уже в этой жизни. Никакие дезодоранты не остановят окончательного разложения тела в смерть. Тело и должно пройти через полное разложение в могиле, чтобы избавиться от смрада и тления и вернуться в состояние предсуществования. Наше предсуществование и есть чистый прах земной, из которого Господь Бог и создал первого человека. Как и сказано: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт.2:7). Созданный Богом человек был чужд всякому тлению. Все творение Божье до грехопадения было «хорошо весьма».

Один знакомый мне молодой отец семейства говорил: «мой маленький сын всегда пахнет какими-то карамельками. Я вспоминаю, что в детстве это был и мой запах. А потом я вырос и стал грешить. А, как известно, грех – воняет». Трудно не согласиться с мнением этого человека. От каждого нашего греха веет могилой, хладом смерти и тьмою ада.

Но однажды все это прекратится.

Сказано: «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1Кор.15:53–55).

Находясь в теснейшем соединении с нашей душою, тело имеет на душу сильное влияние. Если тело болит, то это сказывается и на нашем духовном самочувствии. И наоборот, здоровье души обеспечивает благополучное состояние нашего тела. Посему насущным хлебом для человека является не только физическая, но и духовная пища. В равной степени врачевание тела не должно оставлять без внимания врачевание души.

Зачем современному человеку нужно здоровье тела? Для того, чтобы грешить! Вот Господь и не посылает многим людям здравие, несмотря на их молитвы, потому что Господь Бог знает, что здравие это может быть использовано для греховной цели; в таком случае болезнь есть большее благо для человека, чем его выздоровление. Но если человек осознает, что здоровье его тела нужно ему для более успешного исполнения воли Божьей в этой земной жизни, то тут же он и получит исцеление всецелое.

Впрочем, чаще Господь уравновешивает наши болезни и наше здравие в теле нашем для того, чтобы мы достигали некоего духовного равновесия. Мне кажется (впрочем, это мое субъективное мнение), что абсолютное здоровье в этой земной жизни имеют только те люди, которые окончательно определились во зле, и борьба за спасение их душ уже прекратилась. Такие точно уже стоят на краю могилы. Все эти культуристы, спортсмены – бандиты – настолько уже устоялись во зле, что смотришь на их розовые физиономии, а никакой жизни в них уже и не видишь.

В этом смысле недуги и болезни надо еще заслужить. Болен телом, чувствуешь боль, значит, духовно еще не умер. Значит, Господь ведет за твою душу борьбу. Благодари за это Бога. Для апостола Павла насущной проблемой являлась болезнь его тела. Через этот физический, а похоже, и духовный, недуг Господь оберегал его от падения большего.

Апостол Павел сам свидетельствовал о себе: «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2Кор.12:7–9).

Но вернемся к четвертому прошению Молитвы Господней: «хлеб наш насущный дай нам на сей день», – под хлебом надо понимать не просто мучной продукт, но и все те насущные проблемы, физические и духовные, в разрешении которых мы нуждаемся. Блаженный Феофилакт поясняет: «″Насущным″ называет хлеб тот, который достаточен для сохранения нашего естества в силе».

Сейчас мы живем в такое время, когда людей, особенно пожилых, лишают этого насущного пропитания. И делают это бесовски изощренным образом. Пожилых людей лишают их законных льгот. Вместо льгот им предлагают деньги, значимость которых уменьшается с каждым скачком искусственно создаваемой в пользу американского доллара девальвации. Льготы не зависят от девальвации, а деньги, сколько бы их не предлагали пожилым людям как некие дотации вместо льгот, они постоянно теряют свою себестоимость. И эту реформу делают богатые, наглые молодые люди, которые преступным путем дорвались до власти в нашей стране. Мошенники, предатели и подлецы, они залезли в карман к нашим пенсионерам и бессовестно обворовывают их. Вместо того, чтобы вернуть нации ее природные богатства и вырвать их из рук мошенников и воров, они грабят честных пожилых людей, которые всю жизнь трудились не покладая рук. Богатства страны, собранные усилиями миллионов ее граждан, оказались – в результате преступной «прихватизации» – в руках маленькой кучки олигархов-казнокрадов и международных мошенников с двойным гражданством и двойной совестью.

Богатство любого общества складывается из усилий всех его граждан, а значит, и должно обеспечивать благополучие граждан нашей страны. Но современная политика такова, что богатство всех отдали небольшой кучке осатанелых капиталистов, но и этого им мало, и они хотят засунуть свои лапы в систему социального обеспечения пожилых, нетрудоспособных членов нашего общества, обворовать стариков, ветеранов и инвалидов. Сказано: «Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания» (Иак.5:4–5). У пророка Малахии сказано: «И приду к вам для суда и буду скорым обличителем… тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту, и отталкивают пришельца, и Меня не боятся, говорит Господь Саваоф» (Мал.3:2).

Они не боятся Бога, они не знают, Кто есть Господь! Но скоро гнев Божий разразится над их нечестивыми головами. Уже в этой жизни этих экономических вампиров, которые высасывают наши нефть и газ, выбивают из системы соцобеспечения последние рубли наших стариков, надо объявить вне законов Божеских и человеческих. Каждый из них, как имеющий каинову печать на лбу своем, должен быть объявлен изгоем и преступником и лишенным любых нравственных и охранительных обязательств со стороны общества по отношению к нему. Как древний Каин, каждый из них должен вопить и будет вопить: «…я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня» (Быт.4:14). При этом пусть они знают, что никуда они не скроются. Не спрячутся они за широкими спинами своих телохранителей, за своими депутатскими иммунитетами и в своих бронированных лимузинах; везде их будет настигать гнев Божий и гнев человеческий. И не дай Бог, они дерзнут на украденные у наших стариков деньги строить храмы, чтобы отгородиться храмовыми стенами от Божьего проклятия и проклятию людского! Такие храмы должны быть разрушены как капища золотого тельца, такая жертва не должна ни кем приниматься, дабы и нам, священнослужителям, не оказаться соучастниками в злых делах. В Писании сказано: «Серебро за жертву о преступлении и серебро за жертву о грехе не вносилось в дом Господень…» (4Цар.12:16).

Их серебро, их золото и их алмазы да будут им в погибель!

В этой экономической и социальной греховной ночи мы должны однозначно реагировать на разгул воров и разбойников. Сказано о совершающем ограбление в ночи: «Если кто застанет вора подкапывающего и ударит его, так что он умрет, то кровь не вменится ему» (Исх.22:2).

Итак, всякий раз, когда ты молишься, произнося слова: «хлеб наш насущный дай нам на сей день», – то ты должен иметь в виду и восстановление справедливости, социальной справедливости, когда хлеб вернется к тем, кто выращивает его, когда природные богатства нашего Отечества станут общим достоянием и богатством всех, проживающих по воле Бога на этой земле, по воле Бога рожденных в нашем Отечестве. Об этом мы должны просить Бога, это мы должны осуществлять своими усилиями, своим трудом, к этому должны направлять стремление подрастающего поколения.

Великий православный мыслитель и философ Иван Ильин в свое время сказал: «после падения большевизма только царь может спасти Россию от нового партийного рабства».

Воспитать плод зрелой теократической монархии, осуществить ее правление на нашей земле и означает с Божьей помощью защитить насущные духовные и материальные интересы нашего народа.

Светская власть должна перестать бездействовать, она должна взять на себя ответственность за проникновение мошенников и воров в сферу национальной экономической политики нашей страны. Она должна защитить правых и наказать виновных. Сказано: «Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим.13:3–4).

Похоже, что меч заржавел и притупился, а может быть, носящие меч светской власти давно превратились в наемников, охраняющих интересы чужих народов и других стран? Или нам пора ждать, что за «революцией роз» в Грузии и «оранжевой революцией» на Украине произойдет очередная бесовская революция и в России? Похоже, что политтехнологи на службе у олигархов-масонов и транснациональных корпораций уже готовятся к подобному реваншу на Русской Земле.

Наступает духовная зима, и, похоже, она будет долгой и невыносимо холодной. Наступает духовная зима на Русской Земле, во всем мире повеяло хладом приближением царства антихриста, сына дьявола. Это и будет то время, когда живые позавидуют умершим. Именно теперь и исполняются пророчества, изреченные на Елеонской горе: «ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это – начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое» (Мф.24:7–9).

Будем молиться, чтобы для тяжелых дней нам запастись хлебом насущным истин Святаго Православия, ибо «…написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф.4:4). Старайтесь записывать передачи радио «Радонеж», старайтесь скупать религиозную литературу. Надо готовиться к временам, о которых сказано: «И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его» (Ам.8:12). Но главное, необходимо в преддверии злых дней насыщать душу Хлебом Небесным, Хлебом духовным. Который проходит во уды наши, во вся составы, во утробу, в сердце, попаляет терния всех наших прегрешений, душу очищает, освящает помышления, составы и кости утверждает, чувств просвещает простую пятерицу.

Истолковывая четвертое прошение Молитвы Господней, блаженный Феофилакт присовокупляет: «…И тело Христово есть насущный хлеб, о неосужденном причащении которого нам должно молиться».

Сын Божий Сам свидетельствовал о Себе, что Он есть Хлеб Жизни. Он учил: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин.6:51).

Святые Отцы учат, что Святое Причастие будет совершаться даже в тяжелые дни царства антихриста. Тела и Крови Христовой при антихристе не будет только у тех, которые ему последуют, приняв его печати, а у святых, которые от него (антихриста) укроются, непрестанно будет сие Таинство.

О непрерывном совершении Таинства Святого Причастия апостол Павел изрек: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1Кор.11:26). В Кириловой книге сказано: «…И сие есть жертва, которую церковь христианская приносит во всем мире Господу Богу и до скончания века приносити имать тело и кровь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в память смерти Его и сие пророчество поистине ко уверению, понеже сильно и непобедимо есть». Смысл этих слов велик. Если мы молимся: «хлеб наш насущный дай нам на сей день», – имея в виду под хлебом насущным и Святое Причастие, то мы, таким образом, просим Бога, чтобы во все, даже самые тяжелые дни нашей жизни Он сподобил бы нас пребывать в литургическом общении с истинной Церковью Христовой.

Как мы видим, четвертое прошение Молитвы Господней касается и вопросов, связанных с нашей литургической жизнью, социальными потребностями, с необходимостью непрестанно изучать Божественное Откровение (Библию). Такая многоплановость свидетельствует об уникальности человеческой природы, которая соединяет в себе небесное и земное, плотское и духовное, человеческое и Божественное.

Во всех аспектах нашей жизни, как связанных с жизнью нашего тела, так и нашей души, мы должны стремиться к чистоте.

Чистота в литургической жизни человека раскрывается в его особом серьезном отношении к Таинству Святого Причастия. Сказано: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор.11:27–30).

Чистота и благоговение в общении с Божественным Откровением (Писанием) раскрывается в отношении к Библии как Господнему руководству к действию. Сказано: «Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс.118:105).

Чистота в строгом отстаивании насущных проблем физического характера, в плоскости социальных интересов человеческой жизни также должна присутствовать в жизни верующего человека. Христианин никогда не должен поддерживать правителей – тиранов, безжалостных эксплуататоров, мошенников, воров и спекулянтов. Проявление чистоты в области социальных отношений есть естественное стремление к справедливости. Сказано: «научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис.1:17). Библейские этические и нравственные принципы осуждают систему процентов как форму экономического закабаления. Писание призывает нас в экономической жизни придерживаться принципов религиозной и национальной корпоративности и не выстраивать никаких экономических, политических и социальных отношений с чужими (не принадлежащими ни к нашей вере, ни к нашей национальности). Следовательно, те приспешники интересов чужих должны рассматриваться нами, несмотря на их религиозную и национальную принадлежность, как предатели, отступники и чужие.

Молитва Господня научает нас соборному восприятию жизни и удаляет нас от эгоистической религиозности, замкнутой только на самой себе. Принципы соборной солидарности союза любви единоверцев подчеркиваются словами множественного числа.

Прочитаем всю Молитву Господню, выделяя для себя слова в множественном числе, произносимые как призыв к соборной ответственности одного единоверца за всех остальных:

«Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» (Мф.6:9–13).

Попробуйте заменить слова «наш» на «мой», «нам» на «мне», «наши» на «мои», «мы» на «я», «нас» на «меня» – и это уже не будет молитва христианина православного исповедания, это будет христианство наоборот. Сын Божий учит нас: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13:35).

Христианская Любовь – это не просто чувство сострадания и плаксивого совоздыхания, это активная и наступательная позиция христианина, стремящегося везде и всегда отстаивать интересы единоверцев, и не только единоверцев, но и интересы каждого человека, который нуждается в нашей деятельной поддержке, могущей усовершенствовать его жизнь и привести его в лоно нашей Матери Церкви. Именно поэтому о христианском понимании любви сказано: «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол.3:14).

Это та любовь, которая поднимала русские полки в атаку; это та любовь, которая созидала храмы и сокрушала ереси; это та любовь – которая подымет русский народ с колен и принесет освобождение нашему Отечеству от иноземного ига.



Источник: Беседы на Евангелие от Матфея. / О. Стеняев. - В 4-х томах. Изд.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева». - 2013. / Серия: Библия и современное общество. ISBN:978-5-4279-0031-7

Вам может быть интересно:

1. Беседы на Евангелие от Матфея, том 2 – Беседа 3. Предсказание Сына Божия о Своем пленении иудеями, убиении и славном Воскресении из мертвых протоиерей Олег Стеняев

2. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Иоаким, первый Епископ Новгородский митрополит Евгений (Болховитинов)

3. Искра Божия: книга для начальнаго чтения – Глава первая. Религия Иван Кузьмич Кондратьев

4. Византийский временник. Б.М. Мелиоранский священник Павел Верховской

5. Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому – Псалом 15 архиепископ Ириней (Клементьевский)

6. Пророк Малахия архиепископ Иоанн (Смирнов)

7. Толкование на Псалмы – Псалом 110 епископ Палладий (Пьянков)

8. Толкование на книгу пророка Исаии – Часть 1 святитель Василий Великий

9. Дионисий Зобниновский, архимандрит Троице-Сергиева монастыря: (очерк жизни и деятельности его, преимущественно до назначения в Троицкие архимандриты) Дмитрий Иванович Скворцов

10. Молитва Господня – Заключительное славословие митрополит Вениамин (Федченков)

Комментарии для сайта Cackle