Источник

Беседа 23. Евангелие от Матфея, глава 7, 1–5. «Нагорная проповедь. Взаимоотношения людей»

Сегодня мы продолжаем беседы по Евангелию от Матфея.

И мы начинаем чтение 7-й главы, которая в отличие от 6-й более полно говорит о взаимоотношении человека с человеком и менее – о чисто религиозных вопросах.

Первая тема называется: «Не судите, да не судимы будете» (Мф.7:1–5).

И мы читаем 1-й стих 7-й главы:

Мф.7:1. «Не судите, да не судимы будете».

Блаженный Иероним Стридонский поясняет: «Если Он запрещает судить, то на каком основании апостол Павел осуждает блудодея в Коринфе и апостол Петр изобличает во лжи Ананию и Сапфиру? Но из дальнейших (запрещений) Он показал, что именно Он запретил, говоря: ″Ибо как вы будите судить, так будут судить о вас″. Итак, судить Он не запретил, но научил».

Блаженный Феофилакт настаивает, что запрет судить (осуждать) сохраняется за теми, которые именно осуждают (ничего не предприняв для исправления – О. С.) брата по вере. Он пишет: «Господь запрещает не укорять и выговаривать, а осуждать (то есть не законным, а частным судом – О. С.), потому что укорение и выговор служат к пользе, а осуждение клонится к обиде и унижению, особенно же, когда кто-либо, имея тяжкие грехи, поносит и осуждает других, имеющих меньшие грехи, за которые будет судить Бог».

Преподобный Авва Дорофей занимает по данному вопросу еще более принципиальную позицию. Он пишет: «Одному Богу принадлежит власть оправдывать и осуждать, поскольку Он знает и душевное устроение каждого, и силу, и образ воспитания, и дарования, и телосложение, и способности: и сообразно с этим судит каждого, как Он Сам один знает».

Итак, только Господь Бог может брать к рассмотрению все обстоятельства содеянного преступления, только Ему одному ведомы все истинные намерения и побуждения согрешившего – следовательно, только Его суд может быть безошибочным и непогрешимым, где ни на йоту, ни на черту Господь не отступит от принципов Небесного Правосудия.

Чем независимее христианские истолкователи Писания от сильных мира сего, тем их позиция более евангельски внятна и выверена. Смысл 1-го стиха 7-й главы может быть и такой: не суди, потому что ты и сам будешь осужден. Как это перекликается со словами молитвы Господней, где сказано от лица молящегося: «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф.6:12). Все мы, имеющие стать в будущем на Суд Божий, должны проявлять снисхождение к согрешающим братьям нашим. Сказано: «с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2Тим.2:25–26).

Обязанность Церкви призывать людей к безгрешному образу жизни, но если они и впадут в некий грех то они имеют Ходатаем за себя Самого Господа. Апостол любви Иоанн Богослов писал: «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1Ин.2:1–2).

Преподобный авва Дорофей вспоминает об одном великом старце, который, узнав о грехе брата, сказал: «О, худо он сделал!» Тогда Ангел принес душу согрешившего и сказал старцу: «Посмотри, тот, кого ты осудил, умер; куда же повелишь ты поместить его: в царство или в муку?»

Подобным же образом преподобный Иоанн Савваит только произнес о согрешившем брате: «Горе ему!», как увидел себя стоящего пред Голгофой. Видит Иисуса Христа между двумя разбойниками; преподобный устремился было поклониться Ходатаю мира, но едва успел приблизиться, как Господь повелел предстоящим Ангелам: «Изриньте его вон! Это антихрист, ибо осудил своего брата прежде Моего суда».

Вы спросите: почему осудивший брата как антихрист? Потому, что своим человеческим судом дерзнул подменить Суд Христов!

Апостол Павел дает совет: «А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов. Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога. Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу. Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну» (Рим.14:10–13).

С другой стороны, в каждом осуждении, даже если человек говорит о том, что видел собственными глазами, присутствует элемент клеветы. Как мы выяснили выше, подлинные мотивы любого поступка известны только Богу, Который один учитывает все обстоятельства содеянного.

Клевета – в любой форме и любом виде – есть мерзость в глазах Бога. Клеветник согрешает трижды! Первый раз – против себя самого, допустив в своем сердце неправду на брата своего; второй раз он согрешает против всех тех людей, до которых его клевета дойдет; и третий раз он согрешает против того, на кого клевещет. Апостол Павел пишет: «Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1Кор.4:5).

Сам христианин не должен бояться человеческого осуждения и клеветы. Апостол Павел писал: «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе» (1Кор.4:3). О святителе Иоанне Златоусте известно, что злые клирики (священники – О. С.), из зависти, стали распространять о Патриархе Иоанне худую молву, хулили того, который достоин был одних похвал. Иоанн знал о клевете, но как он к ней отнесся? Не обращал на нее никакого внимания, предоставив суд Богу. И вышло так: чем более хулили Иоанна Златоуста его враги, тем более разрасталась добрая слава о нем. До клеветы он был славен лишь в своем отечестве, а после прославился и в дальних странах, и многие люди из этих стран приходили в Царьград за тем, чтобы видеть его и насладиться слушанием его высокого учения.

Клевета и лживые осуждения могут нравственно охарактеризовать только самих клеветников. Воры будут говорить, что вы не чисты на руку; блудники будут говорить, что вы развратились; клеветники будут говорить, что вы доносчик; алкоголики будут говорить, что вы спились.

Но вернемся к заповеди: «не судите, да не судимы будете» – как исполнить ее, если мы хотим помочь брату или сестре, которые действительно согрешают, и нам лично и доподлинно об этом известно. Порядок такого обличения описан в Евангелии. Сказано: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф.18:15–17). Кто нарушает данный порядок обличения споткнувшегося в грехе брата, сам становится и клеветником, и виновным во всем том, что сказал на брата, – таков церковный закон!

И все же мы вправе требовать и церковного суда. Дело в том, что если между христианином и христианином возникает тяжба, то они могут разрешать ее только в церковном суде. Судиться в светском суде можно только с неверующими.

Сказано: «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится, и притом перед неверными. И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?» (1Кор.6:1–7).

Церковного суда надо искать во всех случаях, когда вы не знаете, как разрешить конфликт с братом или сестрою по вере. Святитель Афанасий Великий называл еретиками тех, кто уклоняется от церковного суда, пренебрегает им. Святитель Григорий Нисский писал: «Господь не запрещает суда благонамеренного (то есть церковного – О. С.), но запрещает осуждение немилосердное». Златоуст пишет: «…если кто прелюбодействует, неужели я не должен сказать, что прелюбодеяние есть зло, и неужели не должен исправить делающего прелюбодеяние? Исправь, но не как неприятель, не как враг, подвергая его наказанию, но как врач, прилагающий лекарство».

Далее мы читаем в Нагорной Проповеди:

Мф.7:2. «ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить».

Мера того, как мы относимся к другим, может оказаться мерою того, как Господь отнесется к нам. Поэтому у апостола Иакова и сказано: «Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом» (Иак.2:13).

В «Луге духовном» рассказывается о разбойнике по имени Кириак, который разбойничал в окрестностях Эммауса. Он отличался такой жестокостью и бесчеловечием, что его прозвали волком. В его шайке были не только христиане, но и иудеи, и самаряне. Однажды люди из окрестностей Никополя отправились в Великую субботу во Святой Град для крещения своих детей. После крещения они возвращались, чтобы дома отпраздновать День светлого Христова Воскресения. Навстречу им попались разбойники, но без атамана. Мужчины спаслись бегством. Разбойники – евреи и самаряне, оставив новокрещенных детей, захватили женщин и совершили над ними насилие. Бежавших мужей встретил атаман и, остановив, спросил: «Что вы бежите?» Те рассказали ему обо всем. Вернув их, он отправился к своей шайке. Узнав, кто совершил гнусное злодеяние, он отрубил негодяям головы и велел мужьям взять детей, чтобы женщины не смели касаться их, так как были осквернены. Атаман охранял их на пути до самого дома. Спустя немного времени Кириак был схвачен и просидел в тюрьме десять лет, и ни один из начальников не казнил его. Впоследствии он и совсем был освобожден. «Ради спасенных детей я избежал злой смерти, – говорил он. – Они явились мне во сне и сказали: «Не бойся! Мы молим за тебя!»

Конечно, когда мы говорим о христианском всепрощении, возникает вопрос: а как тогда останавливать зло, совершаемое безбожниками? Наш современный мир все более и более погружается в насилие, криминал, коррумпированность и иные злодеяния. Надо прямо сказать, что все эти люди, совершающие столь ужасные преступления и не идущие путем церковного покаяния, не должны считаться христианами и по отношению к ним должны действовать законы ветхозаветные (типа: «око за око, и зуб за зуб»). Когда апостол Павел вошел в конфликт с римскими властями, он требовал суда кесарева и исполнения по отношению к себе, как к Римскому гражданину, законов Римского права.

Но и с учетом вышесказанного не надо представлять, что христианское смирение есть нечто пассивное и провоцирующее зло. Напротив, именно христианское смирение более активно, чем мирское зло. Ибо добро бытийно, а зло и не бытийно. Религия мира и любви, христианство доминирует и преобладает в современном мире, хотя и не соединяется с его злом и коварством. Да! Мир проникает в нас, но даже и тогда он пребывает в нас как нечто инородное, от чего мы спешим немедленно избавиться.

Как и сказано: «ибо семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель» (Притч.24:16). – Иными словами, верующий, упав, всегда испытывает желание подняться, а нечестивый падает на погибель.

И мы читаем далее:

Мф.7:3. «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?».

Почему человеку интересно рассматривать грехи других людей. Когда он их видит, то начинает думать о себе немного лучше, чем о других. Блаженный Иероним пишет: «Здесь говорится о тех людях, которые, хотя сами являются повинными в смертном грехе, но братьям не спускают меньших грехов, (как бы) процеживая комара и поглощая верблюда». Эти люди – религиозные формалисты и ханжи. Таких много можно встретить среди верующих со стажем. Они всем делают замечания в храме и всегда и всем недовольны. Таковые страшные зануды, и с ними трудно общаться. Они во всех видят грешников, везде им мерещится порок и порочность. От клеветников они отличаются молчаливостью своего характера. Но в душе у них ад, и в этот ад они осудили всех и вся, кроме себя.

В «Отечнике» святого Игнатия об авве Макарии Великом утверждается: «…он был, как сказано в Писании ″бог земной″, потому что как Бог покрывает мир, так и авва Макарий прикрывал согрешения, которые он, и видя, как бы не видел, и слыша, как бы не слышал».

И мы читаем далее:

Мф.7:4. «Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно?»

Человек, который не способен рассмотреть свою собственную порочность, едва ли сможет помочь другому человеку увидеть его собственные доминирующие (преобладающие) в нем проблемы.

Первая ступень в деле нашего спасения это: рассмотреть свою собственную греховность. Если мы подобно книжникам и фарисеям не видим своих собственных грехов, то это означает, что мы – духовно близорукие люди. Сами святые апостолы не имели никаких иллюзий относительно себя самих. Они считали себя грешными (то есть нуждающимися во спасении). Апостол Иаков писал о себе и других христианах: «ибо все мы много согрешаем…» (Иак.3:2). Апостолы почитали лицемером и лжецом того, кто считает себя не имеющим греха. Сказано: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1Ин.1:9–10). Итак, мы видим из данного текста, что в противоположность лживым «христианам» (которые уверовали в свою праведность) мы видим прощенными и оправданными тех, которые осознали свою греховность. Вот почему осознание своей греховности – и есть первая ступень на пути к нашему спасению. Спасение начинается с покаяния, и лишь только тот, кто осознал, в чем он должен покаяться, – на пути к подлинному, а не формальному покаянию.

И мы читаем далее:

Мф.7:5. «Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего».

Святитель Иоанн Златоуст так истолковывает данный стих: «Господь хочет показать великий Свой гнев к тем, которые осуждают ближних, и потому начинает Свое обличение словом укора: «Лицемер!» Хотя осуждающий носит личину человеколюбия, но на самом деле он исполнен крайней злобы».

Святые Отцы писали о лицемерии:

«Не видишь ли, какое зло – лицемерие? Оно – плод зависти; потому что двоедушие нрава бывает в людях по большей части от зависти, когда, скрывая в глубине ненависть, показывают наружность, прикрашенную любовью, и подобны подводным скалам, которые, будучи немного прикрыты водою, причиняют неосторожным непредвиденное зло», – писал святитель Василий Великий. Преподобный Антоний Великий учил: «Не пред людьми только будь праведен (как лицемер), но сам в себе будь мудр, кроток, благодушен, терпелив, ревностен, человеколюбив». «Если увидишь, что кто-либо лицемерно тебя хвалит, то ожидай от него в свое время порицания», – наставлял преподобный Марк Подвижник. Святитель Григорий Палама учил: «Лицемерие рождается от самомнения, которое противно нищете духом» (то есть лишено Блаженства – О. С). «Лицемерство, стараясь удовлетворить своим страстям, всецело работая греху, желает сохранить пред очами людей личину добродетели», – писал святитель Игнатий Брянчанинов. Он же учил: «Мы все грешники. Всякое выставление себя праведником – и прямое, и косвенное – есть лицемерие».

Некоторые осуждают ближнего как бы и с целью помочь ему, но при этом они не замечают, что сами тяжело и безнадежно больны. Они проявляют лживый интерес к грехам ближнего как бы с намерением помочь ему, но в действительности они делают это с желанием еще большего осуждения ближнего, с намерением обесславить и опозорить его. Верующий должен не каждому вверять свои проблемы, но только тому, в ком он уверился, что у этого служителя есть не только дух сострадания к упавшему, но и серьезное намерение помочь ему.

Сторонникам радикальных мер воздействия на согрешивших напомню слова Блаженного Августина: «Так ли мы будем любить, чтобы никогда не порицать? Будем строго судить, но начнем с самих себя. Ты расположен осудить ближнего? Но ведь ты к самому себе ближе всех».

Итак, воспримем весь текст сегодняшнего вразумления как относящийся непосредственно именно к нам самим. Сделав такой вывод, мы поймем, что не потеряли времени, напрасно слушая сегодняшнюю беседу.


Источник: Беседы на Евангелие от Матфея. / О. Стеняев. - В 4-х томах. Изд.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева». - 2013. / Т. 1. - 336 с. Серия: Библия и современное общество. ISBN:978-5-4279-0031-7

Комментарии для сайта Cackle