С.В. Шумило

2. Малоизвестные письма прп. Паисия на Запорожскую Сечь

Письма прп. Паисия Величковского к Кошевому атаману Войска Запорожского Петру Калнышевскому, хранящиеся в материалах архива Коша Запорожской Сечи8, оставаясь фактически неизвестными для научного сообщества, в то же время являются ценным источником, существенно дополняющим сведения как о самом Паисии, так и о последнем предводителе Запорожской Сечи. Но кроме того, они открывают малоизвестные факты взаимоотношений между этими двумя праведниками.

Ил. 2. Портрет Кошевого атамана Запорожской Сечи П. Калнышевского (1691–1803)

По сути, эти письма – свидетельство общения двух подвижников и святых. Как известно, Пётр Калнышевский свою жизнь закончил послушником в Соловецком монастыре на 113 году жизни, до этого пробыв около 25 лет в подземном заключении-затворе. Поэтому упомянутые документы могут служить важным дополнением к жизнеописанию не только прп. Паисия, но и недавно канонизированного Украинской Православной Церковью святого праведного Петра Калнышевского (память 31 октября / 13 ноября)9.

Несмотря на свою ценность и значимость, письма прп. Паисия Величковского на Запорожскую Сечь до сих пор так и не вошли в научный оборот. Единственный раз опубликованные в малоизвестном черновицком региональном литертурно-художественном издании «Буковинский журнал»10, они так и остались практически незамеченными в научных кругах. Поэтому при работе с материалами архива Коша Войска Запорожского их пришлось «открывать» практически заново.

Большинство исследователей, работая с документами архива Коша (преимущественно специалисты по казачеству), не обращали особого внимания на эти письма, поскольку на них прп. Паисий не указывал своей фамилии, подписываясь лишь как «игумен иеромонах Паисий». Чтобы установить, что это именно Паисий Валичковский, необходимо было проводить отдельное исследование. Однако, судя по всему, это не входило в задачи исследователей истории казачества, работавших с материалами архива Коша. Поэтому, нередко приводя цитаты из этих писем (в частности, А. Скальковский, Ф. Макаревский, Д. Яворницкий и другие), они не обращали внимания, что цитируемый ими автор – знаменитый Паисий (Величковский)11.

Не упоминается о письмах прп. Паисия и в вышедшем отдельным томом описании дел архива Коша Войска Запорожского. Здесь лишь отмечается, что дело, в котором подшиты письма прп. Паисия, содержит «письма, паспорта, полномочия, выданные монахам, приезжавшим из Македонии, Валахии, России, Афонской горы и Украины на Запорожье для сбора пожертвований на строительство храмов, содержание духовенства и т. д.»12 Таким образом, ценные документы, проливающие свет на взаимоотношения прп. Паисия Величковского и Запорожской Сечи, до сих пор остаются малоисследованными и неизвестными широкому кругу читателей.

В архиве Коша письма прп. Паисия не выделены в отдельное дело, будучи подшитыми сечевыми канцеляристами в общем деле за 1764–1774 гг. под названием «О приежаючихъ в Сечь Запорожскую с разныхъ мнстрей и приходскихъ церквей за испрошениемъ отъ доброхотдателей милостинны. Зъ 1768 году заведено. № 283»13. В таком виде оно сохранилось до наших дней.

Ил. 3. Печать Драгомирнского монастыря на письмах прп. Паисия к П. Калнышевскому, 1768 г.

В материалах этого дела находится 6 писем прп. Паисия на Запорожскую Сечь. Написаны они им из буковинского Свято-Духова монастыря в Драгомирне (современная Румыния) в период с 1768 по 1772 год.

В частности, два письма датированы июнем 1768 г., два письма – январём 1771 г. и два письма – мартом 1772 г. Все документы подписаны лично прп. Паисием, а два из них, за июнь 1768 г., скреплены оригинальной монастырской круглой печатью, на которой изображена сцена сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы, и по кругу имеется надпись на славянском языке следующего содержания: «Печать общежительнаго монастыря Драгомирны Сошествия Святаго Духа»14.

* * *

8

ЦГИАК Украины. Ф. 229. Оп. 1. Д. 166.

9

ЖУРНАЛ № 88. Журнали засідання Священного Синоду Української Православної Церкви від 23 грудня 2014 року // Священний Cинод УПЦ. Офіційний сайт. Сетевой ресурс. URL: http://sinod.church.ua/2014/12/23/zhurnali-zasidannyasvyashhennogo-sinodu-ukrajinskoji-pravoslavnoji-cerkvi-vid-23grudnya-2014-roku/ (дата обращения: 25.12.2014); Лука (Коваленко), архиепископ. Зачем нам «святой казак»? О канонизации Петра Калнышевского // Православие в Украине. Информационный портал УПЦ. Сетевой ресурс. URL: http://orthodoxy. org.ua/data/pravednaya-zhizn-petra-kalnyshevskogo-sposobnastat-duhovnym-orientirom-dlya-nravstvennogo (дата обращения: 01.11.2013).

10

Старик В. П. Неопублiкованi листи Паїсiя Величковського до Запорозького Війска – важливі свідчення українського духовного життя на Буковині в другій половині XVIII століття // Буковинський журнал, 2002. № 3–4. С. 152–171. 11 Скальковский А. А. История Новой Сечи или последнего Коша Запорожского. 3 изд. Т. 1. Одесса, 1885. С. 138;

11

Скальковский А. А. История Новой Сечи или последнего Коша Запорожского. 3 изд. Т. 1. Одесса, 1885. С. 138; Феодосий (Макаревский), еп. Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской епархии: церкви и приходы прошедшего XVIII столетия. Екатеринослав, 1880. С. 92; Яворницький Д. Історія запорізьких козаків. Львів: «Світ», 1990. Т. 1. С. 193.

12

Архів Коша Нової Запорозької Січі: опис справ 1713– 1776 рр. / Упорядники: Гісцова Л. З., Демченко Л. Я. Київ, 1994. С. 84.

13

ЦГИАК Украины. Ф. 229. Оп. 1. Д. 166.

14

ЦГИАК Украины. Ф. 229. Оп. 1. Д. 166. Л. 35–109 об.



Источник: Киев; Серпухов: Международный институт афонского наследия в Украине; «Наследие Православного Востока»,2015. – 128 с.

Комментарии для сайта Cackle