С.В. Шумило

1. Прп. Паисий в наследии и культуре христианского Востока

(вместо предисловия)

Значение преподобного Паисия (Величковского) (1722–1794) и его духовно-литературного наследия в христианской культуре Восточной Европы сложно переоценить. Несправедливо забытый современнками, он на самом деле оказал важное влияние на духовно-культурное пробуждение в России, Украине, Румынии, Молдавии и даже Греции.

Основанная прп. Паисием монашеско-аскетическая школа, осуществлённые ею титанические труды по переводу святоотеческих творений на славянский язык, возрождение утраченных традиций православного старчества и исихазма дали мощнейший импульс не только к возрождению подлинного монашества и духовности, но и к возрождению православной восточнославянской культуры, её возвращению к традиционным христианским устоям и ценностям. Именно последователи школы преп. Паисия – знаменитые старцы Оптиной пустыни серьёзнейшим образом повлияли на формирование мировоззрения многих культурных и общественных деятелей Российской империи XIX века, что существенно сказалось и на их творчестве и деятельности.

Ил. 1. Прп. Паисий (Величковский) (1722–1794)

Поэтому без преувеличения можно сказать, что прп. Паисий, хоть и опосредственно, через творения и учеников, оказал решающее влияние на то, что мировой культуре были явлены такие имена, как Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, братья Аксаковы, К. Н. Леонтьев (в монашестве Климент), В. А. Жуковский, Ф. И. Тютчев, И. С. Тургенев, В. С. Соловьёв, П. И. Чайковский, М. А. Максимович, П. Д. Юркевич, Н. Н. Страхов, Е. Н. Погожев (Поселянин), К. Э. Циолковский, Л. В. Чижевский и многие-многие другие. Все они, в той или иной мере, испытали на себе духовное влияние учеников школы преп. Паисия, а потому также являются всходами тех «семян», что были щедро посеяны выходцем из семьи полтавских казачьих священников прп. Паисием Величковским.

По справедливому замечанию проф. А.-Э. Тахиаоса, многолетнего исследователя наследия этого выдающегося подвижника и духовно-культурного деятеля, «старец Паисий взял из греческого мира сокровища забытого православного духовного наследия и преподнёс их всему православному миру… Таким образом, становится очевидным, что всё “филокалическое возрождение”, отзвуки которого доходят до наших дней, обязано исключительно личности и деятельности старца Паисия (Величковского)»1.

В вопросе изучения жизни и деятельности прп. Паисия особое значение имеют его письма. К сожалению, до наших дней их сохранилось очень мало. Поэтому каждый такой новооткрытый документ является ценным источником, позволяющим ближе узнать как самого прп. Паисия, так и его наследие, представляющее собой важную составляющую мировой христианской культуры. Впервые некоторые из писем прп. Паисия были опубликованы в 1817 году в Нямецком монастыре на румынском языке2. В 1847 г., по благословению духовных наследников Паисия – старцев Оптиной пустыни, был опубликован ряд его писем на славянском языке3. Затем были другие издания на славянском и румынском языках4. В 1986 г. А.-Э. Тахиаосом впервые были изданы Автобиография прп. Паисия, Житие старца, составленное его учеником, схимонахом Митрофаном, а также переписка преподобного с известным греческим богословом XVIII века Дорофеем Вулизмасом (на греческом языке), хранящаяся в архиве Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря5. В обширной вступительной статье на английском языке составитель подробно анализирует как творчество Паисия, так и вышеупомянутые сочинения. В дальнейшем была продолжена научная обработка и издание писем подвижника. Так, стараниями Петра Жгуна и Марии Жгун в России были изданы избранные творения и письма прп. Паисия6. Важным начинанием в направлении знакомства русскоязычного читателя с произведениями «паисианы» было издание в 2014 г., в год 220-летия преставления прп. Паисия Величковского, сборника под названием «Преподобный Паисий (Величковский). Житие и избранные творения», в который, помимо Автобиографии и Жития святого, вошли девять писем Величковского, два его поучения и «Главы об умной молитве»7. Все тексты представлены на церковнославянском языке с параллельным русским переводом А. П. Власюка. В планы издательства «Наследие Православного Востока» входит издание русского перевода всех известных на церковнославянском и румынском языках житий, творений и писем прп. Паисия Величковского, за исключением «Премалого сочинения о крестном знамении» и переписки с Дорофеем Вулизмасом, публикация перевода которой готовится в настоящее время Русским на Афоне Свято-Пантелеимоновым монастырём.

В предлагаемом читателям издании публикуются шесть малоизвестных писем прп. Паисия на Запорожскую Сечь, обнаруженные в украинских архивах, анализируется история взаимоотношений прп. Паисия, афонского и молдавского монашества с запорожским казачеством. Также в книге представлены редкие документальные свидетельства из архивов Украины и Афона, подтверждающие факты настоятельства прп. Паисия Величковского в афонском монастыре Симонопетра и обители св. Константина.

* * *

1

Тахиаос А.-Э. Возрождение православной духовности старцем Паисием Величковским (1722–1794) // Тысячелетие Крещения Руси. Международная Церковная научная конференция «Богословие и духовность». Москва, 11–18 мая 1987 года. М., 1987. С. 266.

2

Adunare a Cuvintelor. NeamĠ. 1817. Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского с присовокуплением предисловий на книги св. Григория Синаита, Филофея Синайского, Исихия Пресвитера и Нила Сорского, сочиненных другом его и сопостником, старцем Василием Поляномерульским, о умном трезвении и молитве. Москва, издание Козельской Введенской Оптиной пустыни, 1847

3

Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского с присовокуплением предисловий на книги св. Григория Синаита, Филофея Синайского, Исихия Пресвитера и Нила Сорского, сочиненных другом его и сопостником, старцем Василием Поляномерульским, о умном трезвении и молитве. Москва, издание Козельской Введенской Оптиной пустыни, 1847

4

Подробное описание всех писем прп. Паисия Величковского, сделанное Адальберто Майнарди, с указанием, где хранятся рукописи, кем и когда изданы и где упоминаются, см.: Прп. Паисий Величковский. Автобиография, жизнеописание и избранные творения по рукописным источникам XVIII–XIX вв. М., 2004. С. 336–343; также см.: Тахиаос А.-Э. Предварительный список полной библиографии о св. Паисии Величковском // Cyrillomethodianum, 1993–1994, 17–18. С. 212–227.

5

Anthony-Emil N. Tachiaos. The Revival of Byzantine Mysticism Among Slavs and Romanians in the XVIIIth Century. Texts Relating to the Life and Activity of Paisy Velichkovsky (1722–1794). Thessaloniki, 1986. LV+296 р.

6

Прп. Паисий Величковский. Автобиография, жизнеописание и избранные творения по рукописным источникам XVIII– XIX вв. М., 2004; Прп. Паисий Величковский. Полемические произведения, поучения, письма. М., 2007.

7

Преподобный Паисий Величковский. Житие и избранные творения. Серпухов: «Наследие Православного Востока», 2014.



Источник: Киев; Серпухов: Международный институт афонского наследия в Украине; «Наследие Православного Востока»,2015. – 128 с.

Комментарии для сайта Cackle