епископ Палладий (Пьянков)

Псалом 66

В конец, в песнех, псалом песни Давиду. С Евр.: «Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом. Песнь». – Или: «Начальнику хора, на музыкальном бряцательном орудии: Негинот». – Св. Афан. и бл. Феод. видят в этом псалме «пророчество о вочеловечении и спасительное пришествие Бога Слова, а также о спасении всех народов». Раввины относят к возвращению из плена Вавилонского. Псалом сходен с 84 псалмом и, как думают, оба псалма сии были петы в храме в праздник кущей или Пятьдесятницы.

2. Боже, ущедри ны, и благослови ны: просвети лице Твое на ны и помилуй ны. Последних слов: и помилуй ны – нет в Евр. тексте и в Римск. издании LХХ, но есть в других изданиях. По бл. Феодориту, пророк молится здесь, чтобы иаступило как можно скорее спасение всех человеков, и чтобы все воспользовались его благами. По св. Афанасию, молитву эту приносят св. Апостолы, «дабы могли проповедывать всем народам явственный путь св. Евангелия». Просвети лице Твое, т.е. воззри милостиво, озари светом Твоим, или: пошли нам Сына Твоего, Спасителя мира. См. Пс. 4:7.

3. Познати на земли путь Твой. Т.е. «чтобы населяющие землю были научены пути, который ведет к Тебе» (Бл. Феод.). По как Господь Иисус Христос для всех есть путь, истина и живот (Ин. 14:6), то познать путь Божий значит – познать Христа Спасителя, что подтверждают и следующие слова: во всех языцех спасение Твое. Един Спаситель мира – Христос Господь (Св. Афан.).

4. Да исповедятся Тебе людие, Боже. «Пророчествует, – говорит св. Афан., – что все народы исповедуют Христа».

5. Яко судиши людем правотою, и языки на земли наставиши390. С Евр.: «Ибо Ты судишь народы праведно, и управляешь на земле племенами». Т.е. потому и должны веселиться и радоваться все народы, что познали Тебя, как Промыслителя всех, и как Судию, Который и судишь праведно и руководствуешь народы на земле, заблудших путеводствуешь к истине, а непокаряющихся наказуешь (Бл. Феод.).

6. Да исповедятся Тебе людие, Боже. Троекратное повторение сих слов (ст. 4) и имени Божия (ст. 7. 8), как думают толковники, указывает на Св. Троицу, и вместе означает призывание к исповеданию трех лиц Божества. По бл. Феод. и св. Афан., повторяются сии слова, чтобы возбудить людей к большему усердию.

7. Земля даде плод свой, по Феод. и св. Афан, – плод благочестия по познании истинного Бога.

8. И да убоятся Его вси концы земли. Псалмопевец дает разуметь сими словами, кого удостаивает Господь Бог Своего благословения: – тех людей, которые боятся Его, благоговейно чтут Его законы и страшатся будущего Судии (Бл. Феод.).

* * *

390

Наставиши οδηγσεις – направишь, научишь.



Источник: Издание второе, исправленное и дополненное. Вятка. Печатня А.А. Красовского. 1874. От С.-Петербурского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется... С-Петербург. 10-го января 1874 года. Цензор Архимаидрит Арсений

Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс