епископ Палладий (Пьянков)

Толкование на Псалмы

Псалом 65

В конец, песнь псалма воскресения. «Сего прибавления (т.е. слова: воскресения), – говорит бл. Феод., – нет ни в Евр. тексте, ни у других переводчиков, даже у LХХ в экзаплах». Но есть в Римск. и Компл. изданиях LХХ и в Вульгате. Это слово читал и св. Афанасий. Последний видит в сем псалме благовестие о будущем воскресении душ, призвание язычников, скорби св. Апостолов, какие потерпели они за евангельскую проповедь. По мнению бл. Феод., «псалом сей Давид написал от лица пленных в Вавилоне, получивших дозволение возвратиться в отечество и отправляющихся в путь»; с сим вместе видит и предсказание о спасении язычников. Другие видят просто благодарственно хвалебную песнь Богу за оказанные благодеяния».

2. Воскликите Господеви вся земля. «Справедливо, – говорит бл. Феод., – Иудеи призывают всех людей участвовать в песнопении, потому что в них предначертывалось спасение всех. Как Иудеи избавились от рабства Вавилонского, так все люди освободились от горького мучительства диавола». По св. Афанасию, здесь «повелевается всем язычникам возгласить победные песни, по низложении князей века сего, в пришествие Христово».

3. Рцыте Богу: коль страшна дела Твоя! Во множестве силы Твоея солжут Тебе врази Твои. С Евр.: «Скажите Богу: коль страшен Ты в делах Твоих! По множеству силы Твоей, покорятся386 Тебе враги Твои». Под страшными делами бл. Феод. разумеет вообще чудеса Божии, а св. Афан. – «Бож. знамения и изгнание множества нечистых демонов». Солжут Тебе. Т.е. враги Твои не верят чудесам Твоим по самой их чрезмерности, или: одержимые тьмою неверия, пораженные чудесами примут наружно вид благочестия (Бл. Феод.). По св. Афанасию, враги Божии солгут, т.е. «Иудеи и при величии чудес Христовых останутся бесчувственными и непокорными».

4. Вся земля да поклонится Тебе и проч. «Яснее выразил это Симмах: все живущие на земле поклоняться Тебе, с сладкопением воспоют имя Твое». «И это есть, – говорит бл. Феод., – предречение о настоящем времени, в которое у всех народов песнословится Бог всяческих, и Владыка Христос у всех называется Вышним». Св. Афанасий также видит обращение и поклонение Господу множества язычников.

5, 6. Приидите и видите дела Божия и проч. По св. Афан., здесь «вводится лице Апостолов, которые извещают язычников, что творящий Бож. знамения, во время пришествия Своего во плоти, есть Тот Самый, Который древле иссушил Чермное море и пресек токи Иордана, так что сыны Израилевы могли перейти по суху». Подобным образом объясняет и бл. Феодорит. Тамо возвеселимся о Нем. Тамо т.е. при Иордане, говорит бл. Феодорит. По мнению св. Афанасия, «речение тамо означает время. С того времени, как воцарится Он (т.е. Спаситель мира) в новом веке, и мы с Ним тамо воцаримся и возвеселимся неизглаголанною радостию». С Евр. 5 и 6 ст: «Придите и воззрите на дела Бога, страшного в делах над сынами человеческими. Он превратил море в сушу; через реку перешли стопами; там веселились мы о Нем».

6, 7. Тамо возвеселимся о Нем, Владычествующем силою Своею веком. С Евр.: «Там веселились мы о Нем. Могуществом Своим владычествует Он вечно». Т.е. там (в Иерусалиме и в церкви Христовой) мы возвеселимся о Спасителе своем, Который «имеет негибнущую державу и безпредельное царство» (Бл. Феод.). Веком, т.е. вечно. Очи его на языки призираете. Очи Господа зрят на народы. Т.е. «Он печется не о нас только (Иудеях), но промышляет о целой вселенной, и в скором времени всем сообщит познание о Себе» (Бл. Феод.). Преогорчевающии387, т.е. своим нечестием и неверием да не возносятся в себе; потому что Бог призирает на языки, «на все обращает внимание, все видит, накажет преогорчевающих» (Св. Афан.). С Евр.: «Очи Его зрят на народы, да не возносятся мятежники».

9. Положшаго душу мою в живот, и не давшего во смятение388 ног моих. С Евр.: «Он сохранил душе нашей жизнь, и ноге нашей не дал поколебаться». Т.е. благословите Бога, Который сохранил нашу жизнь и среди опасностей не попустил колебаться и пасть; по бл. Феодориту, «не попустил мне совратиться и оставить путь правый». По мнению сего толкователя, «это говорит сонм благочестивых»; потому что с пленными Иудеями посланы были в Вавилон, как некие пестуны, наставники и руководители – Даниил, Иезекииль, Анания, Азария и Мисаил.

10. Яко искусил ны еси, Боже, разжегл ны еси, якоже разжизается сребро. Пребывание в плену Вавилонском сравнивается с печью или тиглем, в коем переплавляется серебро. Т.е. Ты, Господи, подверг нас бедствиям плена «с тем намерением, чтобы всем показать истинное наше благочестие» (Бл. Феод.). – Св. Афанасий разумеет здесь скорби св. Апостолов за проповедь. «От лица их, говорит он, Давид описывает (в след. стихах) сети или узилища, и указует на искушение огнем».

11. Ввел ны еси в сеть, т.е. в плен, который был сетию для Евреев по рабству, бедствиям и искушениям. Положил еси скорби (с Евр.: оковы) на хребте нашем». Это сказано, по бл. Феод., потому, что, «вероятно, Иудеев, как пленников и рабов, поработившие их били и заставляли терпеть жестокости».

12. Возвел еси человеки на главы нашя. С Евр.: «Посадил человека на главу нашу: мы вошли в огонь и в воду, и Ты извел нас на свободу». Т.е. нечестивых Вавилонян сделал господами и начальниками над нами, или: поработил нас человеку. Проидохом сквозе огнь и воду, т.е. мы испытали все возможные бедствия. Под. у Иез. 15:7, 30:8; Пс. 31:6, 62:2. Бл. Феодорит видит здесь указание «на Вавилонскую пещь, в которой Св. Дух веянием Своим прохлаждал подвижников». И извел еси ны в покой. Т.е. хотя Ты, Господи, и подверг нас бедствиям плена, но Ты же вывел нас из него на покой, даровал свободу.

13, 14. Вниду в дом Твой со всесожжением, воздам Тебе молитвы моя и пр. Т.е. по возвращении из плена, в храме Твоем принесу жертву всесожжения и исполню обеты мои «и все то, что я обещал, когда скорбел и молился, воздам с признательностию» (Бл. Феод.). – Св. Афанасий разумеет дом небесный и мысленное всесожжение.

15. Всесожжения тучна вознесу Тебе. Сам Бог чрез Моисея повелевал приносить в жертву Себе лучших животных (Лев. 22:19; Числ. 29:2, 24), а чрез пророка Малахию (Мал. 1:8, 13–14) проклинает тех, которые, имея у себя хороших животных, приносят худых. Псалмопевец, от лица пленных, обещается принесть лучшие, благоприятные Богу жертвы. С Евр.: «Всесожжения тучные вознесу Тебе, с воскурением тука овнов; принесу в жертву волов и козлов».

16. С Евр.: «Придите, послушайте, все боящиеся Бога, и я возвещу вам, что сотворил Он для души моей».

17. К Нему усты моими воззвах, и вознесох под языком моим. С Евр.: «Я воззвал к Нему устами моими, и превознес Его языком моим». «Симмах перевел: «Его призвал устами моими, и немедленно вознесся язык мой». Т.е. «как скоро принес моление, получил я просимое, и, исполнившись веселия, подвиг язык к благодарственному песнопению» (Бл. Феод.). Некоторые389 под словами: вознесох под языком – разумеют тайное моление. Т.е. я прославил Бога не только языком, явно, но и под языком – тайно, в душе моей.

18. Неправду Аще узрех в сердце моем, да не услышит мене Господь. С Евр.: «Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь». Симмах перевел: «Если предусмотрел я неправду в сердце своем, да не услышит Господь». Т.е. «если, умоляя об освобождении меня от рабства и о возвращении моем, замышлял я по возвращении моем сделать какую-либо неправду, то да не удостоюсь Божия благоволения» (Бл. Феод.). «Акила, – говорит св. Афан., – перевел: «бесполезное видя в сердце моем, не услышит Господь». А это значит: вознося прошения к Богу, старался я о подобающем, зная, что не будет мне в пользу прошение, если не сделаю должного».

* * *

386

Покорятся, в Евр: егахошу от кахаш значит: mentitus fuit. Отселе и в Вульгате: mentientur – солгут. Другие переводят: inimici Tui Tibi fidem non praestabunt – враги Твои не поверят Тебе Сн. Пс. XVII, 45. В библии Кастел: subiiciuntur.

387

Преогорчевающии – навлекающие гнев на себя. Акила перевел: отпадающие; Феодотион: уклоняющиеся; Симмах: непокоряющиеся; с Евр: «мятежники».

388

Во смятение εις σαλον в колебание. Vulg: іn commotіonem – тоже, что в колебание.

389

Еsra, Мuis, бл. Август. См. у Калм. и Толковн. на Псалтирь, изд. Св. Син. 1806 г. ч. 1 стр. 315.



Источник:

Издание второе, исправленное и дополненное. Вятка. Печатня А.А. Красовского. 1874. От С.-Петербурского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется... С-Петербург. 10-го января 1874 года. Цензор Архимаидрит Арсений

Комментарии для сайта Cackle