Неделя 25-я по Пятидесятнице
137. Чтобы спастись, нужно право веровать
Не знаю, братия, часто ли и каждому ли из вас приходило на мысль спрашивать самого себя, или другого, о чем спросил один законник Спасителя: Учитель благий, что сделать мне доброго, чтобы удостоиться вечной жизни? А ведь вопрос этот необыкновенно важен. Кому из нас не нужно знать, что делать, чтобы спастись? Или мы это очень хорошо знаем? Дай Бог, чтобы всякий из нас знал это, знал твердо, что спасает нас истинная вера во Христа Спасителя нашего, да святая жизнь по этой вере, или иначе – крепкая, горячая любовь к Царю небесному и любовь к ближнему, как к самому себе: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, возлюби и ближняго твоего, как самого себя; это сказал Сам Господь и прибавил, что в этих двух заповедях содержится весь закон. И так, христианин, сердечно веруй в Господа Бога, веруй, как велит тебе св. Церковь, люби Его более всего на свете и ближнего, как самого себя, – и ты спасешься.
Но чтобы иметь в своем сердце истинную и спасительную веру, нужно ее знать хорошо: иначе едва ли она будет вера твердая, вера постоянная, какая только вера и спасает нас. – Будем же, возлюбленные о Господе братия, изучать свою дорогую веру православную, будем прежде всего и более всего читать Слово Божие и другие книги, поучающие нас спасительной вере; будем крепко любить св. веру, потому что кто не любит веры православной, одной истинной на свете веры, или чуждается ее, тот не любит Самого Христа Спасителя, научающего нас этой вере, тот чуждается веры св. апостолов, веры исповедников, мучеников и всех, угодивших Господу Богу и удостоившихся войти в царство небесное; не жди тот себе и спасения.
Кроме истинной веры, для спасения нашего еще необходима любовь к Богу и ближнему. Бог выше всего, а потому и любить Его мы должны несравненно более всего на свете, более отца и матери, более детей своих, более всякого сокровища. Для Господа Бога, Творца и Избавителя нашего, не будем щадить ничего; с полною охотою, от всего сердца будем исполнять Его св. заповеди; потому что Он сказал: если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин.14:15). Зовут нас в храм Божий, – с радостию пойдем служить Царю небесному, здесь, пред лицом самого Бога, с благоговением и с любовию послужим, от души помолимся Ему. Никогда не будем забывать служения Богу и дома и везде. Будем выражать свою любовь к Богу искреннею любовию к ближним; кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец (1Ин.4:20). Кто это наш ближний, об этом сказал нам Сам Господь в слышанной нами притче об одном иудее, на которого напали разбойники. Избитый, израненный лежал он на дороге без всякой помощи; по этой дороге проезжавший самарянин, другой с ним веры и из другой страны, сжалился над несчастным, омыл его раны маслом и вином и перевез его в гостиницу; там служил ему и отходя попросил хозяина гостиницы позаботиться о больном, пока он не выздоровеет. Пример этот ясно показывает нам, что нужно любить и оказывать помощь всякому нуждающемуся человеку, не смотря на его род, на его веру. Конечно, нам нужно прежде всего и более заботиться и помогать близким нам по вере, по роду, а особенно родным нашим, но не должно отказывать в сострадании и помощи всякому нуждающемуся в нашей помощи, и всякому иноплеменному и иноверному, хотя бы он был еврей или язычник.
Твердо знайте и помните, что спасение наше состоит из крепкой и истинной веры во Христа Спасителя, да в сердечной любви к Богу и ближнему.
Вот что нам должно делать, чтобы наследовать живот вечный: прежде всего нам должно веровать во все, во что повелевает веровать св. Церковь, не слушая никаких пустых умствований разных лжеучителей. Должно нам веровать во Иисуса Христа, внимать тому, что Он говорит, т. е. Его учению, приносить истинное покаяние в нашей греховной жизни, стараться вести жизнь по Его учению, т. е. делать добрые дела, преодолевать и истреблять в себе все худые расположения и пожелания, причащаться св. Таин, и во всем этом оставаться верными Господу до смерти.
Веруйте в Господа все, кто не желает потерять живота вечного. Оставьте жизнь, противную Его заповедям, и живите по заповедям Его, кайтесь и причащайтесь Тела и Крови Его – и вы непременно будете иметь живот вечный.
Господь наш Иисус Христос есть и Учитель истинной христианской любви, и высочайший и совершеннейший образец ее. Он есть этот самарянин милосердый, изображенный в притче. Ограбленный разбойниками, изъязвленный ими и едва живым оставленный на месте – это все человечество; нисшедший с высоты горнего Иерусалима, из недр Бога Отца на путь кровавый – землю сию, Он поднял его на собственные рамена Свои, восприяв на Себя, в личность Божества Своего, естество наше со всеми его немощами, кроме греха, излил на язвы его живительное вино Своего божественного учения и елей Своей небесной благодати, и принес его в гостиницу – Церковь Свою святую, на земле Им учрежденную. Здесь и Сам Он непрестанно печется о нас и вручил пещись гостиннику – пастырям и учителям Церкви, вручив им два сребреника – Тело и Кровь Свою – сию дражайшую цену искупления и спасения нашего, которые Он предал за нас, пострадав на кресте. Он не престает и доселе подавать нам все потребное, доколе каждого из нас, верующего в Него и пользующегося, в недрах Церкви святой, всеми благодатными средствами спасения, поданными Им вполне уврачует, обновит, освятит и приведет от земли на небо, в жизнь вечную. Взирая на Него, с Его благодатною помощию, и мы можем более или менее исполнять данную Им святейшую заповедь любви и приближаться к высочайшему образцу ее, явленному Им в Самом себе, что и заповедал Он нам, говоря: образ дах вам, да якоже Аз творю и вы творите (Ин.13:15). (Из разных поучений).
138. Беседа о вере православной
Без веры, братия, по учению Божественного апостола Павла, не возможно угодить Богу; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и взыскающим Его мздоводаятель бывает (Евр.11:6). А если никто из людей не знает сокровенных мыслей и внутренних таин другого человека, кроме духа человеческого, живущего в нем, то тем паче о непостижимом существе Божием один Бог может сообщить истинные понятия (1Кор.2:11). И Бог, по беспредельной благости Своей, открыл Церкви Своей такое о Себе познание, до которого ум человеческий собственными силами, при всех напряженных усилиях достигнуть не в состоянии. Если же Бог даровал нам откровение о Себе, то самое спасительное употребление нашего разума – покорить его вере в Божественное откровение, верить свидетельству человеческому, то без всякого сравнения большей достойно веры нашей свидетельство Божественное! Аще свидетельство человеческое приемлем, свидетельство Божие более есть (1Ин.5:9), говорит св. Иоанн Богослов. А Бог истину Своего откровения засвидетельствовал в свое время сверхъестественными знамениями Своего всемогущества – чудесами и пророчествами.
Итак, по Божественному откровению и учению св. Церкви веруем во единого Бога (Втор.6:4; 1Тим.1:17), в Трех Лицах, Которые именуются в Священном Писании: Богом Отцом, Богом Сыном и Богом Духом Святым (Мф.28:19). Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица; Сын Божий предвечно рождается от Бога Отца; а Дух Святой предвечно исходит от единого Бога Отца: но три сии Лица Пресвятой Троицы суть совершенно равного Божественного достоинства. Сей Триединый Бог – самобытный (Исх.3:14), предвечный (Ис.41:4; Пс.88:3), бесконечный (Лк.1:33; Пс.101:28), вездесущий (Иер.23:24), премудрый (Рим.11:33), всеведущий (1Ин.3:20), всеблагий (Пс.144:9), всеправедный (Пс.144:17), всесвятой (1Цар.2:2) и всемогущий (Пс.113:11) – в начале времен привел из небытия в бытие всесильным Своим Словом видимый и невидимый мир (Быт.1:1), т. е. создал, во-первых, блаженное царство присносущной славы Своей, даровал бытие чистейшим духам, или Ангелам (Иов.38:6, 7). Первоначально все Ангелы были добрыми и святыми. Но одни из них, непоколебимо утвердившись в святости и стремлении к одному добру, постоянно славословят Бога (Пс.102:20; Ис.6:3), приводят в исполнение определения Его относительно народов, царств областей, городов, церквей, обителей (Прав. Испов. В., 19), – даже каждый верующий, по благоволению Божию, при св. крещении получает Ангела-Хранителя (Мф.18:10); но св. Ангелы содействуют в приобретении спасения только желающим наследовать жизнь вечную (Евр.1:14). Другие ангелы, не устояв в добре, согрешили пред Богом (Иуд.6), и, навсегда оставшись во зле, соделались вечными врагами Божиими и нашими, всемерно стараются поработить людей греху (2Сол.2:9), чтобы низринуть нас в то бедствие, которому сами подвержены (Мф.25:41), и посему именуются диаволами (Ин.8:44). По сотворении бесплотных духов, Триединый Бог единым словом: да будет! – создал в шесть дней из ничего видимый мир т. е. обитаемую землю, окружающую ее твердь со всеми небесными светилами, все, что наполняет собою землю, воды и воздух, и в заключение сотворил первого человека (Быт.1:3–28), от которого произошел весь род человеческий (Деян.17:26). Бог образовал сперва из земли тело первого человека, Адама, вдунул в него бессмертную душу (Быт.2:7), и во время глубокого сна его, вынув одно из ребр его, создал из него для Адама помощницу (Быт.2:22). Первый человек, будучи по благодати Божией невинен и безгрешен (Еккл.7:30), не только уподобился Ангелам Божиим, но даже имел образ и подобие Божие (Быт.1:26), коими был одарен при самом создании своем, т. е. он обладал мудростию ясною и полною (Быт.2:20, 23), волю имел направленную к одному добру (Еф.4:24), так что сердце его в праведности и святости истины (Кол.3:10) горело чистою любовию к одному Богу; посему и совесть первого человека была спокойна и безмятежна. В таком состоянии наших прародителей, все окружающие их твари были вполне покорны их владычеству (Быт.1:26), и самое жилище праотца нашего, называемое раем (Быт.2:8), было страною неизреченных утех, радости и чистых удовольствий.
Если бы прародители наши пребыли в состоянии невинности и сохранили данную им от Бога заповедь, то не только сами были бы всегда счастливы, но сообщили бы свое бессмертие и блаженство и всем потомкам своим, всему человеческому роду. Его первобытные невинность и блаженство наших прародителей прекратились, как только они, быв обольщены вселившимся в змия диаволом вкусили плодов от запрещенного Богом древа (Быт.2:16, 17); а преступлением заповеди Божией они низвергли себя и весь род человеческий в самое горькое и бедственное состояние (Рим.5:14).
С тех пор мы зачинаемся и рождаемся в беззакониях (Пс.50:7); помышления сердца человеческого с младенчества влекут человека на зло (Быт.8, 21); в уме и душе его постоянно возникают злые мысли и желания (Рим.7:18); каждый человек ощущает в себе перевес дурных, греховных склонностей над добрыми и спасительными желаниями (Рим.7:19); все люди сделались предметом гнева раздраженного правосудия Божия (Еф.2:3); весь род человеческий уподобился страждущему расслаблением, который не в состоянии помочь себе собственными силами. Никто из людей, самых праведных, не мог изобресть средств к удовлетворению правосудия Божия за грехи рода человеческого, потому что и праведники боялись суда Божия, ощущая в себе силу греховности (1Ин.1:8); никакой Ангел, сколько бы ни был возвышен по своей природе, не мог восстановить человека в первобытное состояние, открыть снова путь к вечному блаженству, потому что для сего требовалась Творческая сила (Еф.2:10); ни один сотворенный дух не дерзал принять на себя посредничество к примирению человека с Богом, потому что за оскорбление Бога – Существа бесконечного – требовалось безконечное удовлетворение – требовалась жертва цены беспредельной (Евр.7:23 и дал.).
Но Бог, от вечности предвидя плачевное состояние рода человеческого, воспоследовавшее чрез грехопадение наших прародителей, побуждаемый благостию и любовию Своею, предопределил снова даровать нам вечное блаженство (Еф.1:4). С сею целию Отец небесный, прежде создания мира, благоволил, чтобы человек снова был поставлен в такое состояние, в котором бы возможно было для него приобретение вечного блаженства (Ин.3:6). Единородный Сын Божий благоволил вочеловечитися (Пс.39:7), чтобы удовлетворить правосудию Божию за грехи всех людей и доставить средства к их спасению (Евр.10:7–10); вместе с сим Святой Дух благоволил придти, освятить и обновить нас действием благодати Своей (Тит.3:5). А чтобы и людям, хотя отчасти, было известно, сколь велики благодеяния, предназначенные роду человеческому милосердием Божиим, Дух Святой открыл нам в Божественном Писании, и мы веруем, что второе Лице Святой Троицы, восприявшее на Себя дело искупления нашего от греха и вечной смерти, есть Единородный Сын Божий (Ин.1:18), Премудрость и Слово Отца небесного (Ин.1:1), непостижимо, прежде всех веков, бесстрастно, – некиим образом, подобно тому, как от света, усматриваемого в солнце, рождается одной и той же природы свет, видимый во всей подсолнечной, – рожденный от Бога Отца, истинный Бог от Бога истинного, Единосущный Отцу по Божеству (Ин.10:30), Которым все сотворено (Ин.1:3).
С начала мира постепенно, многократно и многообразно было обещано Богом пришествие во плоти в мир Сына Божия (Быт.3:15; 26:4), а чрез пророков предсказано не только время явления, но и признаки, по которым можно было узнать Его (Ис.7:14; 11:1, 2; 53:4–12; Зах.9:9; Пс.21). Наконец, в полноту времен исполнились обетования, пророчества и прообразования о Его пришествии, и мы веруем, что Единородный Сын Божий, вселившись во утробу Пресвятой Девы Марии действием Всесвятого Духа, заимствовал от Ея чистейших кровей плоть, подобную нашей, кроме греха, и, приняв душу человеческую (Ин.10:17, 18), соделался истинным человеком, не переставая быть истинным Богом (Рим.9:5), так что Он есть Богочеловек, наименованный на земле Иисусом Христом, в лице Коего два естества – Божеское и человеческое соединены неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно. (Догмат 4-го вселенского собора). Посему Приснодевственная Матерь Иисуса Христа есть воистину Богородица (Ис.7:14; Лк.1:43), без всякого сравнения честнейшая Херувимов и славнейшая Серафимов.
Вместе с сим веруем, что Господь Бог наш Иисус Христос, приняв на Себя с человеческим естеством и немощи человеческие, хотя проявлял Божество Свое неслыханными в мире до пришествия Его чудесами (Мф.8:13; Лк.7:14–15), однако ж, нас ради обнищав, подвергался в течение жизни различным опасностям, лишениям и бедствиям (Мк.11:13), злословию, уничижению и преследованиям (Мф.12:24; Ин.5:18); наконец, озарив нас светом истинного Богопознания (Ин.1:18) и открыв нам волю Отца небесного, – чтобы удовлетворить правосудию Божию за грехи человеческого рода, быв учеником Своим, предан врагам Своим, претерпел посмеяния, поругания и крестные мучения, умер и погребен при Понтии Пилате.
Будучи телом во гробе, Спаситель наш нисшел душою во ад, чтобы освободить из него души, от века ожидавшие Его пришествия (1Петр.3:18–20; Еф.4:8); в третий же день по погребении воскрес силою Божества Своего из гроба; а по воскресении Своем многократно являлся Он в продолжение четыредесяти дней ученикам Своим, продолжая учить их тайнам Божественного Своего царствия (Деян.1:3).
Совершив дело искупления нашего, Господь наш Иисус Христос вознесся пред учениками своими с плотию Своею на небеса и воссел одесную Отца небесного, т. е. восприял и по человечеству Своему всякую власть на небеси и на земли, к преуспеянию основанного Им благодатного царства, или Церкви святой. С сею целию Спаситель, управляя всеми происходящими в мире переворотами, защищает Церковь Свою Промыслом Своим от всех тайных и явных наветов, козней и гонений вражеских, так что и врата адовы не преодолеют ее (Мф.16:18); для непрерывного же созидания Церкви святой, благодатной в ней по своему обетованию присутствуя, поставляет, умудряет и наставляет Духом Святым пастырей и учителей ее верно преподавать слово истины Его; а посему Церковь никогда не может отпасть от веры, ни погрешить в истине ее или впасть в заблуждение.
Таким образом, основываясь на учении св. апостолов, исповедуем, что Господь наш Иисус Христос есть Пастыреначальник, един вечный Ходатай Бога и человеков, един отлученный от грешников Первосвященник, единая Глава таинственного тела Своего – Церкви святой (Еф.1:22,23), един Царь сего благодатного царства Своего; потому что Церковь есть исключительно царство Божие на земле, а Иисус Христос есть Бог, Который никому не даст славы Своей (Ис.42:8).
Благодатное же царство Христово будет продолжаться до скончания мира: тогда Господь наш Иисус Христос приидет во славе Своей, со всеми святыми Ангелами, судить всех людей живых и мертвых, за сим последует царство славы и блаженства, которому не будет конца (Мф.25:31–46).
Веруем также и в Духа Святого, Господа Животворящего, предвечно, непостижимо исходящего от того же Бога Отца (Ин.15:26), и вместе исповедуем, что по сему исхождению, Дух Святой есть Бог истинный от Бога истинного, единосущный Богу Отцу и Богу Сыну, поклоняемый и прославляемый вместе со Отцом и Сыном (Мф.28:19); что Дух Святой говорил чрез пророков и апостолов; что Он, по ходатайству и ради заслуг Господа нашего Иисуса Христа, таинственно, силою благодати Своей обращает нас на путь покаяния, возбуждает в нас молитвенные воздыхания (Рим.8:26), начинает в нас и содействием Своим совершает всякое доброе дело, очищает нас от грехов и освящает нас посредством таинств св. Церкви, запечатлевает в сердцах наших залог усыновления и приводит ко спасению каждого человека, истинно верующего.
Веруем и во едину, святую, кафолическую и апостольскую Церковь; исповедуем же, что она едина потому, что истинно верующие во Христа, в каких бы веках ни жили, составляют одно духовное тело, которое, как таинственное тело Христово, имеет одну Главу – Христа Спасителя и одушевляется одним Духом Божиим. Веруем, что Церковь есть святая, потому что, будучи освящена учением, страданиями и кровию Иисуса Христа, постоянно освящается еще молитвами и благодатными таинствами Нового Завета.
Признаем, что Церковь кафолическая, или вселенская, потому что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом; но заключает в себе истинно верующих из всех мест, времен и народов (Гал.3:9–28). Именуем Церковь Апостольскою и Православною, или правоверующею, потому, что, хотя она, как здание Божие, не может иметь другого основания, кроме Иисуса Христа, однако же утверждается на учении всех апостолов и пророков, которое Церковь неизменно проповедует в их смысле и разумении (Еф.2:19–21), сохраняя притом непрерывно от самих апостолов преемство даров Духа Святого чрез священное рукоположение своих пастырей и учителей. Вместе с сим признаем долгом своей совести повиноваться учению, учреждениям, уставам и руководству святой Церкви, потому что, по отношению к пастырям Церкви Спаситель сказал: слушаяй вас, Мене слушает: и отвергаяйся вас, Мене отвергается (Лк.10:16); а неповинующийся Церкви святой равен идолопоклоннику и явно – грешнику (Мф.18:17).
Призываем, наконец, в наших нуждах и при покаянии, святых, благоугодивших Богу своею жизнию; потому что они, будучи на высших степенях приближения к Богу, своими посредствующими молитвами, очищают, подкрепляют и приносят пред Бога молитвы верных (Апок.8:4).
Предаем и вручаем милосердию Божию души умерших с верою, не успевших принести плоды достойные покаяния, уповая, что им, к достижению блаженного воскресения, вспомоществуют приносимые за них молитвы, особенно соединенные с приношением бескровной жертвы Тела и Крови Христовой, также благотворения, с верою совершаемые в память их.
Признаем и приемлем еще новозаветные таинства святые Церкви, веруя, что чрез св. крещение возрождаемся от Духа Святого в жизнь духовную и святую, соделываясь причастниками евангельской благодати; исповедуем же едино крещение (Еф.4:5), потому что как естественное, так и духовное рождение есть одно.
В таинстве миропомазания получаем дары св. Духа, возращающие и укрепляющие нас в жизни духовной (2Кор.1:21).
Во святом причастии, под видом хлеба и вина, вкушаем самого Тело и Крови Христовой для вечной жизни (Ин.6:58).
В таинстве покаяния, при изъявлении прощения от священника исповедаемых нами грехов, невидимо разрешаемся от них Самим Иисусом Христом (Мф.18:18).
В таинстве священства Дух Святой, чрез святительское рукоположение, поставляет правильно избранных совершать таинства и пасти стадо Христово (Деян.20:28).
В таинстве брака благословляется Свыше супружеский союз жениха и невесты, и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей; а в таинстве елеосвящения, при помазании тела св. елеем, получают больные благодать Божию, исцеляющую немощи душевные и телесные (Иак.5:14).
Наконец, по вере во Иисуса Христа, ожидаем воскресения мертвых, имеющего в определенное судьбами Божиими время, при конце сего мира, совершиться действием всемогущества Божия, по которому все тела умерших, соединясь с своими душами, оживут, воскреснут, сделаются духовными, нетленными и неразрушимыми (1Кор.15:53), и предстанут страшному судилищу Христову, на котором каждый получит воздаяние, смотря по тому, что кто делал, живя в теле, доброе или худое.
Уповаем же, что для верующих, любящих Бога и делающих добро воспоследует тогда жизнь столь блаженная, что мы теперь сего блаженства и вообразить не можем; а неверующие и нераскаянные грешники будут ввержены в геену огненную, преданы вечному мучению (Мф.25, 41).
Так научены мы, братия, от самой вечной Истины, Христа Спасителя нашего; так веровать приняли от св. апостолов, так, а не иначе, учили предки и утвердили вселенские и поместные соборы и учители Церкви; такое учение содержит православная, кафолическая Церковь наша; за сию веру святые мученики пролили кровь свою и предпочли смерть настоящей жизни.
Посему, кто твердо и непоколебимо пребывает в вере сей даже до смерти, свидетельствуя веру свою добрыми делами, так что от любви Божией не в состоянии отлучить его ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни нагота, ни опасность, ни меч, тот несомненно может получить вечное спасение. Аминь. («Троицкие листки», слово Анатолия, архиеп. Могилевск., выпуск. 1-й, стр. 97).
139. Христиане должны жить согласно христианскому званию
Мpodpisолю убо вас аз юзник о Господе, достойно ходити звания, в неже звани бысте, со всяким смиреномудрием и кротостию, с долготерпением, терпяще друг другу любовию, тщащеся блюсти единение духа в союзе мираpodpis (Еф.4:1–3).
Апостольское чтение нынешнего дня всем и каждому из нас внушает внимание к себе, и напоминает, чем должны мы быть каждый на своем месте, кто бы в каком состоянии ни был, кто бы какие ни исполнял обязанности, как член общества, как начальник, или как подчиненный, как отец семейства или член семейства: ибо все мы христиане, и потому все должны последовать учению Христову, которое проповедует св. Павел.
Апостол учит: «умоляю вас чтобы вы поступали достойно звания, в которое вы призваны».
О каком звании говорит апостол? О том самом, к которому и мы все призваны, – о звании христианском. Все мы, как верующие в Иисуса Христа, или как христиане, должны поступать достойно своего звания, должны жить согласно с учением Иисуса Христа, т. е. благочестиво и свято. Как христиане, мы и должны последовать учению и примеру Христа Спасителя. А кто, именуясь христианином, живет не по учению Христову, тот поступает недостойно своего звания. Он оскорбляет свое звание, оскорбляет и имя Христово.
По учению апостола, должны мы поступать достойно звания, как христиане, – со всяким смиренномудрием, кротостию и с долготерпением, или великодушием.
Терпяще друг другу любовию. Основанием и душою кротости и терпения или великодушия должна быть любовь к ближним: она есть выражение любви к Богу. Кто любит Бога, по заповеди Христовой, тот не может не любить и ближнего. И исполнением заповедей Божиих, питая в себе любовь к Богу, он в то же время питает и любовь к ближнему, как необходимое выражение любви к Богу. Показывая это свойство христианского благочестия, св. Павел присовокупляет: «Тщащеся блюсти единение духа в союзе мира», т. е. «стараясь соблюдать единство духа в союзе мира». К этому единению духа в союзе мира призывает и побуждает нас также наше звание во Христе. Все мы во Христе члены одного общества, или одной церкви, тесно и существенно между собою связанные; ибо все мы, верующие в Иисуса Христа, составляем одно тело, которого глава – Христос; все в благодатной жизни живем и действуем одним Духом, Который и возрождает нас в жизнь духовную, и совершенствует в этой жизни, подавая все дары, потребные по нравственному возрасту и по состоянию каждого в духовной жизни. Все мы, верующие в Иисуса Христа, имеем и одно назначение к вечной жизни или одну надежду, по заслугам Христа Спасителя. Одно тело и один дух, учит св. Павел, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас (Еф.4:4–6).
Так, внимая апостольскому учению, мы должны всегда помышлять и заботиться о том, чтобы жить достойно своего звания во Христе, т. е. жить благочестиво и свято, исполняя заповеди Его и помышляя о том, что все мы во Христе – одно тело, живем одним Духом Христовым, призваны к одной надежде вечной жизни; у всех у нас один Господь Спаситель, одна спасительная вера, одно благодатное крещение, один Бог Отец, наш Творец и Промыслитель, о Нем бо живем и движемся и есмы. Ему единому, в трех лицах поклоняемому Богу, Отцу и Сыну и Святому Духу, слава, честь и поклонение, во веки веков. Аминь. (Сост. по «Пропов.» Евсевия, архиеп. Могилевск., т. 2-й, изд. 1870 г.).
140. О спасении души
Что всего более бережет человек? То, что нужнее, и что всего дороже. Что всего нужнее для человека? – Душа. Что всего дороже у человека? Душа, Значит, о чем всего более он должен заботиться? О спасении души. А на деле так ли бывает? О, далеко не так! Большею частию, бывает так, что человек менее всего думает о душе своей. Иной человек очень заботится о теле: питает его, греет его, украшает свое тело. Иная женщина стоит пред зеркалом полчаса и более, украшая свое тело, свою голову, свои волосы. А о душе и не вспомнит, не думает, что ей нужна своя одежда, свое украшение.
Да и женщина ли только так делает? Мужчины не более ли того забывают о душе своей? Обо всем, что относится к телу, они иногда очень заботливы, а о душе забывают; холодно, и голодно этой бедной душе, и ходит она в безобразной одежде пороков и страстей. Не даром один мудрый человек сказал: «Если бы, до явления в этом мире, меня спросили, чем бы я желал быть здесь, то я сказал бы: менее всего пожелал бы быть душой человеческой. Почему? Потому, что о душе человек менее всего заботится». Не правда ли, что мы менее всего думаем о душе, менее всего заботимся об удовлетворении потребностей ее? Душе нужно знание, нужна истина, а мы оставляем ее в невежестве, питаем ее ложью, обманами. Ей нужна любовь; а мы подносим ей ненависть, вражду и озлобление против всех. Душе нужно, чтобы мы поступали по совести, по закону, в нее от Бога вложенному; а мы постоянно попираем голос совести. Душа произошла от Бога, и стремится к Богу, как дитя к своей матери; а мы не допускаем ее до Бога, и не пускаем к ней Бога. И выходит то, что в крепком, красиво одетом, накормленном, напоенном теле, – душе и голодно, и холодно, и тревожно от упреков совести. И жалуется душа Богу: изведи меня из этой темницы, чтобы исповедатися, прославлять имя Твое там, где мне будет и светло, и тепло, и уютно!
Что же делать человеку, чтобы успокоить свою душу, чтобы удовлетворить ее потребностям, и тем спасти ее от смерти, от вечной гибели? Нужно прежде всего помнить, что у нас кроме тела есть душа. Нужно вспомнить, что для души нашей нужна пища и одежда. Только не такая пища и одежда, какие нужны для тела. Тело питается хлебом, а душа питается словом Божиим, молитвою, благодатью Божией, подаваемой в святых таинствах. Тело одевается одеждою, украшается уборами, а душа одевается благими нравами: кротостию, терпением, смирением, украшается милосердием, любовию, истиною, и, вообще исполнением заповедей Божиих.
Но прежде, чем начать питать душу доброй пищей, нужно освободить ее от той дурной, вредной пищи, которой мы ее питали; прежде чем одевать ее в добрую одежду, нужно снять с нее ту срамную одежду, в которую мы облекли ее.
Что такое вредная пища для души? Это – дурные мысли, греховные желания, срамные речи, чтение срамных повестей и рассказов. А срамная одежда для души – суть дурные привычки, привычки лгать, обманывать, пристрастие к вину, похоть, разврат, гордый взгляд, гордая походка, самохвальство и другие пороки. Все это облегает душу человека, как гнусная одежда. Видали ли вы, как иногда смердящий труп окружают и гложут псы, клюют вороны, или облепляют его черви, мухи, жуки и разного рода гнус. Подобное бывает с душой беспечного человека. Ее также окружают и облегают разного рода нравственные гадины: прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, бесстыдство (Мк.7:21–23).
Вот, от этого гнуса и нужно сперва освободить душу. А освободивши от всего этого, нужно питать ее доброю пищею, одевать доброю одеждою. Добрую, здоровую пищу для души составляют чистые мысли, благочестивые размышления, благие пожелания, скромные речи, чтение душеполезных книг, чтение слова Божия, усердная молитва, чистосердечное покаяние и исповедание грехов, достойное приобщение Святых Таин.
Не душа ли больше пищи, и тело одежды? сказал Спаситель Господь. Не должно ли, поэтому, заботиться о спасении души более, чем о приобретении пищи? А мы, заботясь о пище, забываем о душе; заботясь об одежде для тела, забываем об одежде для души, губим душу, а с душой губим и тело. Ибо в час смерти, в день суда Божия, не душа пойдет за телом, а тело за душой. Куда душа, туда и тело: душа в рай, и тело в рай; душа в ад, и тело в ад. Значит, всего более нужно беречь душу, а не тело. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?
Итак, будем более всего заботиться о спасении души. Она у нас одна; если погубим ее, другой души не дадут. Погибнет душа, погубит с собой и тело. Позаботимся же о душе более, чем о теле. Не будем отлагать этой заботы до завтра, но сегодня же начнем думать о душе, как бы спасти ее. Не будем отлагать эту заботу до завтрашнего дня, до другого времени, якобы более благоприятного, до болезни, до старости. Покаемся теперь же во всех грехах, которыми мы доселе питали, одевали душу свою; начнем исправление своих нравов с сегодняшнего дня: ибо кающемуся Господь обещал прощение, а завтрашнего дня никому не обещал.
Потрудимся для души, как трудимся для тела. Ведь, не легко дается всякий труд, когда хотим заработать пищу и одежду для тела; однако же, мы трудимся, потеем и утомляемся. Не легко учиться грамоте, в школу ходить; однако же, дети ходят, и учатся, чтобы приобрести знания. Не легко пахать, косить, жать; однако же, люди одолевают эти труды, чтобы приобрести хлеб и одежду.
Потрудимся, хотя столько же ради души, сколько трудимся для тела. Сперва будет трудновато, от непривычки, а когда навыкнем ко всему доброму, тогда будет легко и приятно. Тогда и умирать будет спокойно, и на суд Божий предстать не страшно. (Слово Макария, митр. Московск., выпуск 5-й, стр. 125).