Источник

<Приложение 1> Лекции В МДА В 1916/17 уч. г.

О принципах исторического познания

По этимологическому значению своему, история, от корня <ιστ–ισ–οἶδα> значит знание, ведение, наука. Это есть первое из знаний, первая из наук. Да и исторически так было: история была первою из наук. Во всяком случае, <изучение> истории – наука. Но наука ли история? Наука состоит из суждений. Суждение, выражающее некоторый закон, есть научное. Закон – это, «вообще», суждение всеобщее и необходимое. Система их есть наука. Связь явлений есть закон. Наука генерализирует, обобщает. «Всегда» и «везде» науки имеет некоторую особенность, относится к связи одного явления с другим. Если есть А, то есть и а – это формула науки. Вечные свойства вещей не меняются от того, есть ли эти вещи или нет. Математика не говорит не о конкретном, – Уайтхед. Может ли история философии открыть законы? Обобщаем ли мы исторические явления? Но в истории философии – единицы. Кант один, этот, а не вообще Кант. В естественной науке, если и есть единичность, то иная; ископаемое существо, среднее между человеком и обезьяной, найдено одно, но, может быть, будут найдены и другие. В истории философии – сила центростремительная: все обращено к одной точке – Канту. Здесь методом служит индивидуализация. Здесь нет никакого закона, и открыть его история философии не хочет. Индивидуализировать явление есть задача истории. Всякое, правда, историческое явление подчинено закономерности, но это не интересно истории. Кант подчинен законам физиологии, но это не интересно историку философии. И психологические законы не интересны истории философии. Нечто новое, а не то, что «всегда» и «везде» – предмет истории философии. Монады, а не экземпляры <…>69. Но, что значит значительность исторического? Какое нам дело до того, что «в себе» и «о себе»? Чем интересен нам Кант? Исторические факты интересны, именно, как единичные. В этом парадокс <...>. Но в таком случае, наука ли история? И что же такое история? История – <...> знаю, – первая наука, первое знание. История – не «плохая» наука, по сравнению с естественной, но «принципиально» отрицает законность науки. С одной стороны, история – не наука, а с другой – историки – ученые, следовательно, история – наука. Мы попадаем в апорию. Как ее решить? Надо заняться тою частью наукословия Фихте, которая трактует об историческом познании, но при этом, в связи и с познанием естественнонаучным. Как возможна история? Какова должна быть природа исторического познания, чтобы оправдать факт существования истории, как науки? И при этом сохранить значение естествознания, как науки. Ньютон и закон тяготения, единичное и всеобщее, личность и закон, миг и всемирное содержание его, – что важнее, ценнее? История или естествознание?

Закон70 условен; если есть массы, то существует притяжение. Но есть ли массы? Из существования закона этого не следует. Нужен опыт, единичное восприятие, хотя всеобщий закон его и не желает. Поэтому единичное имеет право претендовать на самостоятельное изучение. Для науки становится важным и закон, и яблоко, как частное применение закона, а отсюда, и все частное, весь Ньютон. Естественнонаучное познание – экстенсивно, историческое – интенсивно. В истории – индивидуализирование, выделение вглубь, в естественнонаучном знании – абстрагирование, вширь. Отсутствие законов в истории – ее достоинство, иначе история – плохая естественная наука.

Итак, как же построить понятие о науке? Все, что мы выскажем в области естественнонаучной, будет иметь и моменты частного, и наоборот – в истории все индивидуальное будет общим понятием. <...> афоризм О. Конта. Принцип абстрактности есть принцип классификации Конта.

Математика → астрономия → физика → химия → биология → социология. Для истории места нет. Она входит в социологию. В социологии почти единственно достоверные закономерности – статистические. Мы <...> убеждены в закономерности общественной жизни, основание <число> школ, рассчитанное на известное количество учеников. Всякая общественная жизнь поддерживается двумя силами, консервативной и прогрессивной (Победоносцев). Взаимодействием этих двух сил движется история. Открывая эти закономерности общественной жизни, мы ничего не делаем для истории. Наоборот, мы в истории желаем узнать не то, что было закономерно, а то, что произошло нового. Как произошла «история», так отменена была статистика. Без внутреннего творчества истории не бывает. Как общество движется вперед, так статистические закономерности отменяются. Возникает в настоящее время наука – евгеника, – об улучшении условий жизни человечества. Если она разовьется, то статистические законы изменятся. Поскольку нет истории, а быт, постольку есть закономерная закономерность отсутствия истории, застоя. Разделение наук на два класса:

1) <ἒργον> – дело законченное, предмет естествознания, и

2) <ένέργεια> – творчество, предмет истории.

Законы71 социологии являются применением закона вероятностей. Статистические законы – отсутствие индивидуальности. Закон статистический господствует в обществе там, где нет внутренней жизни. <Έργον> – объект (науки) неподвижный. Бытие – раз навсегда установленный продукт. <Ένέργεια) – живой процесс. Во всякой реальности есть момент <ἒργον> и <ένέργεια>, но в различных, по преимуществу. Как же механика – наука о движении? Но это такое движение, которое не приносит ничего нового, а известно заранее. Будущее всецело определяется настоящим. Основой естественной науки должен быть некоторый <ἒργον> окончательный, абсолютный, абсолютно твердое тело. Идея твердого тела лежит и в основе математики. Это – нечто, что <не> изменяется. Стремление естествознания – понять мир, как систему твердых тел. Немеханистическая биология примыкает, скорее, к истории. Есть какое-то соотношение между <ἒργον> и общим, <ένέργεια>, и частным. Твердое тело и духовная жизнь, вещь и личность – полюса нашего определения бытия. Можно ли к вещи относиться как к лицу? – можно, но это идолопоклонство, а отношение к лицу, как к вещи – безнравственность. Рим. 1:<18–27>. Абсолютная Реальность.

Лицо72 человеческое есть предмет истории. Что служит характерным выявлением человечности? Совокупность энергии мы называем культурой. Науки о культуре, о человеческом духе, – гуманитарные. Номографические и идиографические науки (Виндельбандт и Риккерт; <τά ΐδια> единичное). Науки о духе ≈ (знак приблизительного равенства) науки о культуре ≈ науки о человеке ≈ науки идиографические ≈ науки о лице ≈ о единичном.

Науки, естественные ≈ науки о природе ≈ науки номографические ≈ общем ≈ о вещи.

Дух – высшее проявление человеческой личности. Психология относится к естественным наукам.

Как же различить объект культуры от объекта природы? Целеполагающая воля человека делает объекты природы объектами культуры.

Единичного бесконечное множество, и наук должно было бы быть множество. Но есть какое-то единство в объектах культуры. Единичное объединяется в более общем, которое тоже есть единица. Отдельные цели объединяются в общих и т. д., все в одной – в Боге. Единство исторической науки возможно потому, что есть единство культуры, – целестремительность отдельных явлений. Причинность и целестремительность – основные категории естествознания и истории.

Единство науки – единство цели, под которую она подбирает средства – методы, приемы, категории и т. д.

Идея вечного возвращения должна быть присуща естествознанию; механизм – циклическое повторение.

Время Эпикур –повторение комбинаций атомов.

Комбинация атомов Фр. Ницше – идея вечного возвращения.

Эта идея существенно связана с естественнонаучным мировоззрением. Закон второй термодинамики – всякая энергия деградирует, портится, делается менее способною. Не творчество, а умирание – этот закон противоречит естественнонаучному мировоззрению.

Закон первый термодинамики – количество энергии постоянно и неизменно. Природа, постоянство и неизменность. Для деятельности быть новой и значит быть.

О природе и о культуре, как о целом

(Каждое положение диалектики истинно на своем месте.) Культура есть организованное целое, организм.

Понятие о единстве законов природы есть омирщение, секуляризация учения о Промысле, о Единой Воле. В культуре, как и в природе, все связано, все объединено, она – единая ткань. Следовательно, и науки культуры могут быть объединены. Но в науке должно быть расчленение. Однородность среды должна быть нарушена, чтобы она была осознана. Задержка волевого импульса. Сознание есть волевая задержка, зеркальное отражение нашего общения с окружающим.

Если есть А, то есть и а – формула сочленения вещей – причинная зависимость. Одной причине соответствует одно следствие, и наоборот – это однозначимость причинности.

Определенность причин – если А, то и В.

Необратимость причины – А не может быть В.

Центры целей культуры – лица. Категория истории – имя собственное. Что же сочленяет лица в единство? Что служит в истории эквивалентом причинности? Какова древнейшая история? «Авраам роди Исаака»... Понятие связи рождения составляет душу истории. Дальнейшее в истории есть уже раскрытие разных сторон рожденных лиц. Понятие о рождении может получать толкование разное: от физического до духовного. Все культурные ценности приобретаются личным путем: от лица к лицу. Идея преемства имеет громадное значение в истории. История занимается новым, а самое новое есть новое лицо, родившееся в мир. А роди В, вся история есть амплификация, расширение этого положения. В основе исторического познания лежит генеалогия. Почему не занимались генеалогией в недавнее прошлое и пренебрегали ею в обществе? Это – нигилизм в точнейшем смысле слова, подрывание собственных корней, как и всяких корней, как будто люди свалились на землю с какой-нибудь планеты.

Нумерическое тождество, тождество по числу, по существу.

Две самые подобные вещи не будут тождественными, а только <подобными>. Наоборот, одна вещь, хотя бы и изменяющаяся, остается тождественной. О тождестве можно говорить только применительно к лицу. Тождество познается непосредственно, изнутри, а вещь мы так познать не можем. Знание рода и связь с ним, чувство рода есть необходимое условие для сознания себя связанным с миром и культурой, со всем прошлым человечества; это дает чувство реальности своего бытия. Феноменализм Канта есть результат отсутствия у него чувства рода, если говорить биологически. Нужно найти свое место в истории, зарегистрировать себя исторически, найти свои координаты в истории, свою генеалогическую широту и долготу. Мы пользуемся культурой и должны передать ее с приростом.

Неудачи современного воспитания – в незнании прошлого учеников; излечение болезней также. Чехов: «Черный монах».

«Ничто не пропадает». <...>

Биофоры, биогены и т. д. – носители наследственных свойств

а в

а†в а†в Закон Менделя

а в

а†а в†в а†в в † а

Идиологическое дерево – <для> желающего изучить <генеалогические> корни отдельного лица. <...>

Но можно интересоваться родом, как целым <...> Многообразие – совокупность элементов, рассматриваемых как одно целое. Звук определенный трикраты упорядочен: 1) высота, 2) тембр, 3) сила. Корг Кантор показал, что многообразие многомерное можно изобразить в одномерном. Евангельское родословие записано словами, но, ведь в нем – чистая последовательность. А, если бы всех родичей перечислять <...>

Изображают в виде линейного ряда генеалогию, чтобы не разъединять рождения и современности.

Не знаем чей сын. <...> Двойная нумерация. Официальный способ записи. Департамент герольдии.

Этот способ не так нагляден. Ведь <родственная> связь не так ясна. Удобство <наглядности> можно восстановить: генеалогическое дерево. Здесь же можно вставлять биографические сведения. Принципиальные неудобства: <мало места,> негодность.

Если при исследовании найдется какой-нибудь родич, ранее бывший неизвестным, тогда всю родословную надо переделывать. А при большом числе родичей это не легко.

Простейший принцип десятичный:

Родство – старчество, духовное окормление (от слова окормлять – быть на корме), которое соответствует понятию телесного рождения, но не питания. <...> Преемство духовной жизни.

Нельзя получить умения внутренне молиться самому, а не от другого человека, который уже умеет. Глубокая историческая традиция. <...>

Судьба Паисия Величковского. Он проповедовал аскетизм, но был в гонении. Сочинения Макария Великого не дозволялись. Он собирал аскетические творения и отпечатал «Добротолюбие». Оно вызвало бурю. Его топили в Дунае. Русское «Добротолюбие» в значительной степени искажено, даже по сравнению со славянским. У Епископа Феофана замечается стремление (к упрощению) и т. д.

В философии важна связь идей; важно установить, какая зависимость одного термина от другого. Зародышевая плазма неделима, она переходит от отца к сыну, будет ли она духовна или материальна. Зависимость моментов одной философии от другой – зависимость терминов. В духовной генерации передается духовное начало. В философиях раскрытие <идеи лица>. Философская система есть миросозерцание лица, важнейшее выявление лица, как для поэта поэзия его – важнейшее выявление его лица. Род, отказывающийся от своего гения, погибает. Духовная энергия, начало духовной жизни – объединяет духовный род, генеалогию, как зародышевая плазма составляет принцип единства физической генеалогии. Семя, <...> (Аристотель) создает единство философского рода, который стремится выразить эту <идею>.

Цель физического рода – гений, после которого род пресекается. Может начаться новый род, «новая фамилия».

И духовный род имеет цель в гении, наиболее совершенно выразившем родовую идею. Так, например, Преподобный Серафим, от которого нет прямых учеников. Дед, отец, сын = род. Сын отрывается от отца, чтобы вернуться к деду.

Диалектический ход родовой жизни, которым сохраняется единство рода, необходимое для телеологичности рода. Род может и не достичь своего гения. Тогда он вырождается. Род может сознательно отказаться от гения. Необходимо единство рода, единство отцов и детей, но, чтобы дети были личностью, необходим и разрыв детей с отцами. Противодействие разрыву имеет печальные последствия: дети теряют волю и т. п. В разрыве – залог исторического процесса. В суждении отрицания отрицания есть тезис, но в обогащенном виде. Иначе, синтез есть соединение точек, тезис с новым содержанием. Что же делают возможным для рода связность при сохранении индивидуальности личности?

Дети – отрицание, антитезис отцов – тезис. Отрицание отрицания детей есть возвращение к деду, т. е. дает возможность культуре быть связной. В истории науки – тоже: через поколение возвращаются старые теории. Принцип культуры – пульсировать ритмически. Многие поколения объединяются: каждый член делается дедом.

Какой комплекс идей вызвал Шеллинг и под каким влиянием он был? Какие периоды в развитии шеллинговской философии? Какие смены точек зрения? Идеализм – механизм. Механизм характерен подчинением внешним факторам, а идеализм – внутренним. Идеализм – развитие, механизм – застой. Внутренний фактор – разум – сверхсознательный, сознательный и подсознательный, – дух. Шеллинг все время держится основного начала идеализма, признания духовного начала. Шеллинг есть преемник Фихте, а через него – Канта. Задача Канта показать, что знание возможно <...>, а Фихте – показать, что ощущения суть произведения деятельности духа. Для деятельности разума необходимо нечто такое инороднее, отчего он мог бы оттолкнуться. Я – не-Я, Я Абсолютное Мышление начинается тогда, когда есть толчок. Ведь и нравственность начинается, когда есть искушение, древо познания добра и зла. Я малое сознает и Я большое. В Я малом должна быть интеллектуальная интуиция, т. е. оно должно открыть в себе Я большое и что не-Я есть действие самого Я. Я большое все глубже внедряется в Я и не-Я, чтобы с ним слиться. <…>

Последняя ступень Канта – тождество самосознания,

трансцендентальная перцепция, Я – Я Иван Карамазов.

Сновидение с драматическим характером.

Положим, кто-либо подходит и задает загадку. Мы не знаем, как разгадать. Он говорит разгадку и указывает, как это просто. Мы не знаем, и, в то же время, знаем. Не Я – загадка. И всякая диалектика тоже. Ведь она задает вопрос и отвечает. Но ведь вопрос = ответ, значит Я большое и знаем, и не знаем малое).

У Канта Я большое – простая формула, лишенная метафизической действительности. У Фихте большое) усиливается, но в пределах человека. У Шеллинга Я большое приближается к Богу. Разумная деятельность – целеосуществляющаяся. Задача Шеллинга объяснить природу как царство целей, как нечто живое, организм, а не ряд толчков.

Это – натурфилософия.

Как осуществить эту задачу? Природа есть развитие, переход от одного состояния к другому. Наибольшие размахи развития.

Начало XIX века ознаменовано открытием электричества. Полюсы суть крайние размахи. Они внутренние по отношению к процессу, и, в то же время, они противоположные.

Открытие Эрстедта: отклонение магнитной стрелки под влиянием электричества. Шеллинг подсказал это открытие. <...>

Магнитная полярность.

Электрическая полярность.

Полярность. Целый ряд полярностей.

Понятие жизни берет из биологии. Он связывает их с полярностью. Идеи химические, физические и биологические. Лавуазье – теория горения, окисления. Процесс горения заключается в соединении горючего вещества с кислородом. Лавуазье истолковывает химические вещества в дуалистическом смысле. Дыхание есть горение. Природа едина и метафизически, и эмпирически. <Доказывается,> что она в основе едина и на опыте оказывается таковою, Гёте.

Метаморфоза растений утверждает, что все растение есть видоизменение одного органа, именно, листа, а лист есть видоизменение клеточки. Подчелюстная кость найдена и у человека, следовательно, все животные построены по одному плану. Череп есть видоизменение одного позвонка. Значит, все устройство и все отправления суть нейтрализации полюсов. Не все рассмотрено.

Внутренняя жизнь, способность восприятий и возбудимостей. Галлер, Браун. Вот тело натурфилософии. Теперь душа и дух. Предустановленная гармония – самое минимальное единство. Предустанавливать единство надо там, где его нет. Учение Спинозы полярно сопряжено с учением Лейбница. Принципиальное раз<личие> монады Лейбница от <субстанции> Декарта.

У Спинозы мир замер. Поэтому нужда в восполнении Лейбницом. Декарт ограничивал духовное бытие сознанием. Духовное бытие и есть сознание, <...> есть сущность. А Лейбниц говорит, что могут быть спящие монады, значит, бытие не только в сознании, но еще в чем-то другом. <...>

Задача – истолковать все, как результат духовной жизни и, в то же время, избежать натяжек. Ведь нельзя же стакану приписать сознание. Но нельзя отрицать его у него совершенно, потому что тогда получится механизм. Единство сил природы – <...> Человечество – едино, говорит Гердер. Природа истолковывается как род творчества, хотя и полусознательного. Физический идеализм.

Второй период. Как осуществляется творчество, когда оно совершается в сфере сознательной? Эстетический идеализм. <...> Творчество в человечестве. Фридрих Шлегель, Новалис, Гофман, Тик («О художни...73

* * *

69

Знак <...> означает пропуск в оригинале. – Ред.

70

На полях дата: 27/VIII.

71

На полях дата: 1/ΙΧ.

72

На полях дата: 2/1Х.

73

Последняя фраза заканчивает 13-ю машинописную страницу, страницы 14-й и далее нет, текст обрывается.


Источник: Сочинения. В 4 т. (7 книгах) / Флоренский П.А. /сост. А.С. Трубачев – М.: Мысль, 1994–2000 / Т. 3 (2). 2000. – 623 с. ISBN 5–244–00930–3 (Философское наследие Т. 129).

Комментарии для сайта Cackle