Источник

23. О духовных христианах по второму пришествию

(По поводу письма о. Б-го в редакцию «Брат. Слова»)

Один из противораскольнических миссионеров Тобольской епархии, о. Н. Б-ий, писал к редактору «Братского Слова», что в одном селении вверенного ему округа он встретил «немоляков особого сорта», называющих себя «духовными христианами по второму пришествию», и просил каких-либо сведений об этих необыкновенных раскольниках-сектантах. На беседе с о. Б-м они говорили о себе: «Мы живем после второго пришествия Христа Спасителя на землю, каковое пришествие было в 50-й день после воскресения Христа из мертвых; воскресение из мертвых было уже; страшный суд Христов уже состоялся; след., мы живем в царстве славы. Блаженство испытывают в душе своей люди праведные, а вечное наказание в удалении от Бога – удел грешников». В подтверждение своего лжеучения они приводили из Библии те места, где говорится, о втором пришествии Христовом, воскресении мертвых и проч., все эти места истолковывая по-своему, произвольно, в духовном смысле. О своем пребывании без священства, без таинств и богослужения, они говорили: «Так как мы духовные христиане, то духовно и молимся, духовные таинства принимаем, духовное священство имеем». Между тем они допускают царствование антихриста, тоже духовное, различая в нем три предела: 1-й – до отпадения Рима, 2-й – до отпадения русских в унию, 3-й и последний – до 1666-го года. «А теперь, говорят, мы живем как бы на небе».

По поводу этого письма, сообщенного мне редактором «Братского Слова», неизлишним считаю сказать несколько слов. Сектантов, о которых говорится в нем, мне случалось видеть. Ко мне такого толка начетчик приехал раз из Волгского уезда Саратовской губернии в город Сызрань, когда я был еще беспоповцем. Также и владимирский миссионер Николаев сказывал мне, что в одном селе Владимирской губернии есть такие сектанты, не принадлежащие к сектам, известных мнимо духовных христиан, каковы молоканы, баптисты, штундисты и прочие подобные им, которые не приемлют Писания и церковных учителей, а происходящее, очевидно, от именуемых старообрядцев, ибо читают старопечатные книги и ревнуют против книжного исправления, бывшего при патриархе Никоне, каковы и упоминаемые в письме о. Б-го, ибо и эти допускают царствование антихриста духовное, окончательно открывшееся с 1666 года, то есть при патриархе Никоне, чем явственно доказывается, что они происходить именно от старообрядческая корня..

Как же могли дойти старообрядцы до такого нелепого понятия, что аки бы они живут теперь уже в будущем веке?

Известно, что все беспоповцы, кроме небольшого количества некоторых брачного согласия, не исповедуют последнего антихриста быти чувственного человека, но пришествие его сказуют быти духовное, состоящее в отступлении от правой веры в ереси, то есть вместо лица антихриста разумеют его действие. Посему и все события, относящиеся к явлению антихриста, толкуют в смысле иносказательном, возводном, или духовном; равным образом и чувственное пришествие обличителей антихристовых Илии и Еноха отрицают, но сказуют, что пророки уже пришли духовно и от антихриста уже убиты. Но в старопечатных книгах, у святого Ефрема Сирина, у Ипполита и прочих, где говорится об антихристе, там же последовательно пишется и о трубах архангельских, возвещающих второе Христово пришествие, и о воскресении мертвых, о втором Христовом пришествии, о суде, о будущей жизни. Беспоповцы, когда читают здесь о пришествии пророков Илии и Еноха и об антихристе, все толкуют возводно, или иносказательно, в духовном смысле; а когда дочитают до писанного о возглашении последней трубы, о воскресении мертвых, о втором пришествии Христове, о суде, о воздаянии праведным и грешным, тогда уже никакого иносказательного толкования не допускают, все разумеют, как писано, – согласно церковному учению. Это изменение толкования беспоповских учителей от иносказательного на буквальное, по письмени, некоторые из сам их беспоповцев подметили и стали размышлять: почему это наставники, сказанное в одном и том же слове, о пророках Илии и Енохе, о приходе антихриста и о всех его действиях, как-то: о печати антихриста, о чудесах его и о самой его личности, толковали иносказательно, в духовном смысле, а потом о возглашении труб, о воскресении мертвых и о втором пришествии Христовом перестали толковать возводно, а стали все это разуметь в буквальном смысле, по письмени? Если, рассуждали они, толковать о пришествии пророков и об антихристе иносказательно, то так же нужно толковать и о трубах, и о воскресении мертвых, и о втором Христовом пришествии, и о суде, – это все нужно понимать также духовно. Поэтому они и стали о всем этом – о трубах, о воскресении мертвых, о втором Христовом пришествии толковать иносказательно же, и дотолковались до того, что стали учить, будто уже и Новый Завет кончился так же, как и Ветхий (это есть общее мнение беспоповцев), а когда кончился Новый Завет, то уже последовало духовно и второе Христово пришествие, только они его не познали, как поповцы не познали пришествие антихриста, и, значит, они живут теперь в будущем веке, не обязаны уже ни посты соблюдать, ни праздники праздновать, – всему этому время прошло, а нужно жить так, как жили праведники до потопа. И в таком положении, но их мнению, мир должен существовать вечно, – это и есть обещанная Евангелием вечная жизнь.

Вот до чего доводит беспоповцев, удалившихся от Церкви, их толкование о мнимом духовном пришествии антихриста! Их старание все толковать возводно, в духовном смысле, не дает им возможности уразуметь самых ясных указаний нелепости их лжеучения. Христос Спаситель сказал: «Сынове века сего женятся и посягают; а сподобившиеся век он улучити и воскресение, еже от мертвых, ни женятся, ни посягают, ни умрети ктому могут, равни бо суть ангелом» (Лк.20:34–36). А беспоповцы и женятся и посягают и умирают: от сего явственно могли бы они убедиться, что живут не в будущем, но в сем веке, и суть сынове века сего. И если мир вечно будет существовать в таковом положении, в каковом находился до потопа, по грехопадении Адамовом, не получив лучшего устройства, то для чего же Бог-Слово воплотился, для чего Христос страдал и воскрес? Таковым своим толкованием, что мир вечно будет существовать в том виде, как теперь, люди будут родиться и умирать, сектанты-беспоповцы отрицают воскресение мертвых, подобно саддукеям, и подлежат обличению апостола в 1-м послании к Коринфянам: «Аще воскресения мертвых несть, то ни Христос воста... Аще же Христос не воста, суетна вера ваша, еще есте во гресех ваших... Ныне же Христос воста от мертвых начаток умершим бысть... Якоже бо о Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут» (1Кор.15:13, 17, 20, 22). О Адаме мы умерли не только духовной смертью, но и телесной: так же и о Христе не только оживем духовно, но и оживем телесно; а отрицающие воскресение мертвых, отрицают и Христово воскресение.

Видел я и таких именуемых старообрядцев (если только можно их назвать старообрядцами), которые, читая благовестное Евангелие, все разумеют в иносказательном смысле и всю евангельскую историю отрицают: Богородица Мария, от нее же родися Христос, по их толкованию есть всякая душа верующая; ни Лазарева воскресения, ни Марфы и Марии, ни всего прочего, о чем повествуется в Евангелии, не было в действительности, все это нужно якобы понимать иносказательно, в духовном смысле. Но если всего писанного в Евангелии не было в действительности, то, значит, по их мнению, и Христа не было, все, повествуемое о нем в Евангелии, есть иносказание. Тогда кто же распялся за нас и искупил нас от греха? Как же они и веруют во Христа, когда, по их мнению, в сущности не было Христа? И кто послал на проповедь апостолов? И за что иудеи рассеяны по вселенной, когда они чувственно Христа не распинали?

Вот каковы плоды заблуждения удаляющихся от Церкви и последующих своему мнению! Убойтесь же, православные, и держитесь неотступно матери Святой Церкви, о которой сам Господь дал обетование, что и врата адова, то есть гонения, ереси, грехи, не одолеют ей, – убойтесь уклонения в раскол, неизбежно ведущий к духовной погибели!


Источник: Полное собрание сочинений Никольского единоверческого монастыря настоятеля архимандрита Павла. - 1-е изд., посмерт. Братство св. Петра митрополита - Т. 1, 2, 4. - Москва: Тип. Г. Лиссера и А. Гешеля, 1897-1899. / Т. 4. - 1899. - 605 с.

Комментарии для сайта Cackle